балкарцы
Балкарский пастух в традиционной кавказской чохе. | |
Общая численность населения | |
---|---|
в. 135 000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Россия | 125,044 120,898 [1] |
Казахстан | 1,798 (2009) |
Языки | |
Карачаево-балкарский (балкарский диалект), кабардинский , русский | |
Религия | |
Преимущественно суннитский ислам | |
Родственные этнические группы | |
Карачаевцы , кумыки , черкесы , северокавказские народы. |
Балкарцы ( карачаево-балкарцы : Malqarlıla , латинизированное: Malqarlıla или Tawlula, латинизированное: Tawlula , букв. «Горцы») [2] — тюркский этнос Северо -Кавказского региона, одно из титульных народов Кабардино -Балкарии .
Их карачаево-балкарский язык относится к понто-каспийской подгруппе северо-западной ( кипчакской ) группы тюркских языков .
Личность
[ редактировать ]Современные балкарцы — тюркский народ, который разделяет свой язык с карачаевцами из Карачаево-Черкесии и имеет сильное языковое сходство с кумыками из Дагестана .
Иногда балкарцев и карачаевцев называют одним этносом. [3]
История
[ редактировать ]Этногенез:
Этногенез : балкарцев произошел, в частности, благодаря
- Булгары , жившие в Старой Великой Болгарии , которой правил хан Кобрат . Батбаян был единственным из сыновей Кобрата, кто остался на Кавказе вместе с балкарцами, тогда как четыре его брата переселились из Балкарии и отправились на Балканы , Итальянский полуостров и реку Волгу . [ нужна ссылка ]
- Вторжение в Аланию в XI веке и турки-кипчаки со своими половцами -союзниками. [ нужна ссылка ] Столица Алании была в Магасе , который некоторые авторы и историки помещают в нынешний Архыз , в горах, в настоящее время населенных карачаево-балкарцами, в то время как другие помещают ее либо на территорию современной Ингушетии , либо на территорию Северной Осетии . [ нужна ссылка ]
Признавая вклад булгар и кипчаков (среди многих других), Тавкул (2015) помещает этногенез балкарцев-карачаевцев и других народов Кавказа внутри Кавказа, а не за его пределами. [4]
В 14 веке Алания была разрушена Тимуром . Многие аланы, половцы и кипчаки мигрировали на запад, в Европу. А большинство оставшихся аланов бежали на юг, вглубь гор. Вторжение Тимура на Северный Кавказ привело остальных к исламу и процессу смешения и этногенеза .
Большинство балкарцев приняли ислам в восемнадцатом веке благодаря контактам с кумыками. [5] черкесы , ногайцы и крымские татары. [6] [7] Балкарцы считаются глубоко религиозными. Суфийский орден Кадирия имеет сильное присутствие в регионе. [7]
Кавказская война:
Помощь карачаевцев и балкарцев соседям:
Балкарцы и карачаевцы помогали кабардинцам издревле в их восстаниях. Так, в 1787 году кабардинский приказчик писал: «Кабардинцы в случае тесноты всегда находят у них [балкарцев] свой приют и приют имений.
Во время восстания в Кабарде первичных уздечек Куденетовых, в битве 9 мая 1804 года на реке Чегем, на помощь пришли карачаевцы и балкарцы, сам генерал-лейтенант Глазенап в донесении российскому императору Александру I сообщал, что бой длился с 11 утра до 18 вечера, отметив:
"...Воевали большей частью в ущельях, из 12 вырытых аулов было выбито 11 тысяч отчаянно сражающихся кабардинцев, чегемцев, балкарцев, карачаевцев и осетин" [8]
В последующем восстании Кабарды, которое было в 1810 году, балкарцы вновь не отказали в помощи, 30 апреля генерал Булгаков доложил из лагеря к реке. Черек:
«Слышно, как слышен их вооруженный сбор из более чем 2000 всадников и столько же пеших, с помощью балкарцев, удерживаемых в двух укрепленных ущельях у подножия заснеженных гор, заперт мною».
Последующие годы тоже не прошли спокойно, карачаевцы , например, занимались грабежом. В июне 1822 г. Ермолов сообщал генерал-майору Сталю:
«Я уверен, Ваше Превосходительство, что вы посетите их, если они продолжат грабить и не захотят выселять» [9]
Карачаево-Балкарское сопротивление:
И вот, в 1828 году деревня Незлобная была собрана беглыми кабардинцами, карачаевцами, балкарцами и другими внешними кубанцами, на обратном пути отряд горцев встретился с царскими войсками, и произошло сражение, в отчете Эммануила об этих событиях написано:
«В то же время я смею засвидетельствовать ВИВ превосходное мужество, проявленное всеми нашими войсками, находившимися в данном случае, против избранных лишь в большом количестве горцев, которые находились в снарядах и сражались с невероятным усилием, атакуя артиллерию , таких примеров еще не было" [10]
В этом же году Эммануэль предпринял экспедицию на Карачай, экспедиция длилась с 17 по 29 октября, в Карачай был введен контингент, численность которого составляла более 3000 боевых единиц при 15 орудиях, финальный бой состоялся 20 октября. возле села Карт-Юрт. В официальных источниках потери Российской империи составили 262 человека убитыми и ранеными, в неофициальных источниках – до 800 убитыми и ранеными. [11] [12]
После битвы карачаевцы отдали Аманат и приняли условия Империи:
«1) Повинуясь воле Вашего Превосходительства, мы обязуемся впредь не быть виноватыми ни в чем против России, и виновных людей, каковы: кабардинцы и другие, их вообще не принимать, и не присоединяться к ним; всегда быть верным российскому престолу и подтвердить клятвой возвратить все украденное нами заранее людьми, скот и другое имущество без изъятия под присягой.
2) В свидетельстве вышеизложенном приводим от четырех фамилий Аманатов, назначенных Вами.
3) Если через наши земли пройдет большое черкесское войско для вторжения в Россию, которое мы не сможем удержать, нас не обвинят в этом, а только немедленно мы обязаны сообщить нам об этом, и мы несем за это ответственность. те, которые мы сможем сохранить.
4) Если у кого-нибудь есть такие же мусульмане, как мы, из подданных Российского Императора, какие бы претензии ни были к нам или мы к ним, давайте разберемся в наших обычаях, шариате.
5) Для обмена и торговли основать нам на реке Куме, близ крепости Ахандуковской, меновой двор, чтобы мы могли получать там соль, железо, товары и хлеб и были бы допущены к въезду в Россию по нашим нуждам».
была договоренность Несмотря на это, в 1830-1831 годах между черкесами , карачаевцами , балкарцами и абазинами о том, что они будут помогать друг другу, и генеральным послом и представителем этих народов, а точнее 12 провинций, Сефер-бей Заноко был выбран . По этому поводу Джеймс Белл пишет в 1837 году:
«Черкесы убеждены, что их главная, если не единственная, надежда опирается на них самих и на собственные мечи. Поэтому они готовятся продолжать войну против России самостоятельно. С этой целью Сефир-бей, виднейший из их князья, судья Хаджи-Оку Мехмет и другие влиятельные и высокопоставленные лица совершили поездку по провинциям. Повсюду их встречало собрание специальных представителей, которые под присягой обязались от имени своих общин хранить верность. друг друга и отвергнуть все условия повиновения, какие бы они ни были и какие бы Россия ни предложила, если только они не уполномочены их общим одобрением. В то же время они даровали князю и судье звание послов, чтобы попытаться получить помощь для себя. из-за границы, специально предписывая первым остаться за границей для окончательного достижения этой цели. Особо оговаривалось, что никакое изменение положения договора не может быть произведено без согласия или даже присутствия Сефир-бея. Прошло уже почти семь лет, как он отсутствует и поскольку ничто не говорит о том, что он собирается вернуться в сложившихся обстоятельствах (что нельзя объяснить чувством страха, поскольку все согласны признать его храбрейшим из храбрых), он напоминает нам законодателя, который перед возвращением заставил своих подданных поклясться подчиняться его законам, а затем навсегда покинул свою страну. Лига, послом которой был назначен Сефир Бэй, состояла из следующих двенадцати провинций: Натухач, Shapsug , Abaza , Psadug, Temirgoy , Khatukoy , Makosh, Besni, Bashilbay, Teberdekh, Braki and Karachay.
Карачаево-балкарцы продолжали действовать до 1833 года, а также оказывать поддержку закубанцам, благодаря чему аманаты, полученные Эммануилом в 1828 году, были направлены в начале 1833 года в Дмитриевский полубатальон военных кантонистов:
«Карачаевский народ проживает в верховьях реки Кубань, численность его населения может достигать 5000 душ, которые делятся на два класса: старейшин и свободных людей. Карачаевцы неоднократно совершали набеги сами или вместе с другими горцы на наших границах. В 1828 году генерал от кавалерии Эмануил проник в земли и забрал у них аманатов в качестве залога верности, но так как они продолжали пропускать хищников через свои земли и некоторые из них лично участвовали в хищничестве, то их аманаты. были направлены в начале 1833 г. в Дмитриевский полубатальон военных кантонистов. По своему положению карачаевцы могут немало способствовать обеспечению спокойствия окрестностей Минеральных Вод и Кабарды, чтобы успеть убедить их в этом. , я позволил штабс-капитану князю Шаховскому пообещать им, что их бывшие аманаты будут возвращены, если они еще раз выразят подчинение на выгодных для нас условиях. Что они обещали сделать:
1. Отдать по одному аманату от старейшин и свободных людей.
2. Принять в качестве пристава одного из верных нам кабардинских князей, чтобы при прохождении грабительских партий с закубанскими князьями карачаевцы могли поднять оружие на княжеские роды, ибо по древнему обычаю некоторых горцев , простой народ не может воевать с князьями, не имея приказа от равной ему семьи.
3. Прекратить всякие дружеские отношения с враждебными нам горцами, держать охрану от вершин Кавказских гор до реки Моржисин, что у каменного моста на Кубани, и держать грабительские партии, не превышающие тысяч человек. , если их будет больше, то пусть знают урусбы и ближайший военный пост.
4. В случае прорыва грабительских партий ниже реки Маржисина ближайшие военные власти обязаны известить карачаевского пристава для того, чтобы он мог принять соответствующие меры по оказанию помощи в случае преследования грабителей российскими войсками. Если правительство считает необходимым ввести войска на карачаевские земли, оно должно оказать им всю возможную помощь.
В ходе продолжавшихся переговоров князя Шаховского со старейшинами этот карачаевский народ доказал свое трудолюбие и пользу, которую можно ожидать от их искренней преданности. Отряд хищников, переправившись через Кубань, угнал из Кабарды 6 баранов и 60 голов крупного рогатого скота и поймал в плен трех мальчиков; самый почетный из старейшин карачаевцев семидесятилетний крымский Шамхалов с 30 своими людьми бросился в погоню, догнал хищников и несмотря на то, что их было 140 человек, остановил и удерживал их до тех пор, пока не получил подкрепление от народа, затем, отбив у них всю добычу, вернул кабардинцам по принадлежности. [13]
В последующие годы карачаевцы тайно поддерживали связь с кубанцами, так утверждает английский чиновник Эдмунд Спенсер, посетивший Западный Кавказ в 1836 году во время посещения одного из представителей враждебных России горных племен, жившего в непосредственной близости от Сухум-Кале, Пицунде и Бомборами отметили:
«...В связи с усилившейся блокадой черкесы стали закупать этот товар (имеется в виду порох) у Карачая, или, как их называют черкесские витязи, Каршага-Кушха (Черные татары), чьи горы обильно дают серу и саниты: их порох прекрасен и крепок, но из-за трудности его перевозки через заснеженные горы черкесские воины предпочитают, за исключением случаев острой необходимости в немедленной доставке, покупать его у турков в обмен на свою продукцию" [14]
Также британский агент Джеймс Белл , находясь вместе с шапсугами на территории нынешнего Сочи в 1837 году, пишет:
«У каждого мужчины (я мог бы сказать, у каждого ребенка) было ружье: лучшие, как мне сказали, доставляются из местности под названием Карачай, что на Верхней Кубани» [15]
Примечание: только одни шапсуги превосходили тогда карачаевцев почти в 100 раз, но двум британским агентам они рассказали, где они берут ружья и порох, так что это было важно.
Движение учеников:
Позицию, выбранную карачаевцами, очень хорошо описывает Аполлон Шпаковский:
«Начальник правого фланга генерал-майор Евдокимов в ноябре 1851 года предпринял усиленную мелиорацию верховьев рек: Большого и Малого Тегенея... Притегинские аулы... находились в дружеских отношениях с карачаевцами, сильным , хищное и воинственное племя, только по названию «мирный и покорный», окруженное почти неприступной цепью гор, было чрезвычайно важным стратегическим пунктом для горцев, а тегинские аулы обслуживали его со стороны Кубани, Зеленчуков и Лабы. как передовые сильные форпосты против наших внезапных вторжений. Через них карачаевцы всегда вовремя узнавали о грозившей им беде и ловко умели снять заслуженное наказание, защищаясь личиной «мирного и покорного народа». обвиняя во всех своих махинациях немирных Притегинов. [16]
В 1855 году карачаевцы в основном поддержали имама Черкесии Мухаммада Амина и присоединились к его армии, хотя были и те, кто был против него: «В начале 1851 года... темиргойцы отказались признать власть наиба... в Весной 1851 года власть Мухаммада-Амина была свергнута черноморскими шапсугами... Летом того же года против наиба выступили натухайцы и жители Большого Шапсуга. состоялось народное собрание у шапсугов и натухайцев, на котором был решен вопрос о доверии Мухаммаду-Амину... большая часть собравшихся отмежевалась от него. Вскоре наиб был вынужден покинуть шапсугов и натухайцев и перебраться к абадзехам. на реке Псекупс... представители бжедухского дворянства активно действовали против наибов, а летом 1851 года хамышеевские и черченеевские князья и дворяне обратились к командующему русскими войсками на Кавказской линии и в Черноморском НС. Заводовский с изъявлением подчинения российскому правительству и изъявил желание принести присягу на верность России. Однако крестьяне не поддержали феодалов... жесткие действия военного командования привели к противоположному результату. Местное население усилило сопротивление королевским войскам. А позиции Мухаммед-Амина, наоборот, начали укрепляться... Тем временем в мае 1852 года Наиб собрал крупные военные силы в ущельях Майкопа и Кургипа. Повстанцы готовились совершить поход на Карачай. Однако Мухаммад-Амин, узнав, что военное командование хорошо подготовлено к отражению военной экспедиции горцев, отказался от намерений двинуться с походом на Карачай... Западный Карачай, чтобы возглавить оттуда повстанцев в случае нападения начало боевых действий. С этой целью Мухаммад-Амин собрался на р. Белые большое количество конных и пеших войск в середине июля 1853 г. двинулись на Карачай. Вскоре, узнав об этом, русские войска перешли к р-ру. Маруха и Аксаут в верховьях Малого Зеленчука, чтобы «показать карачаевцам свою готовность уничтожить наибское покушение»
Карачаевские князья Крымшамхаловы против восставших «выставили 500 хорошо вооруженных карачаевцев с двумя ротами кубанских егерей для охраны всех важных и удобных для перехода пунктов»
Но когда наиб расположился на ночлег в верховьях Большого Зеленчука, к нему пришли его сторонники из Карачая и предупредили о готовности русских войск и карачаевских отрядов дать решительный отпор восставшим, после этого «началась паника в лагерь, а Мухаммед-Амин вернулся».
Найба Мухаммеда-Амина была приглашена в Карачай муфтием Мухаммедом Хубиевым, который разделял идеи повстанцев... Таким образом, поход Мухаммада-Амина на Карачай в 1853 году не состоялся... Летом 1855 года Мухаммад-Амин предпринял попытку утвердить свою власть в Карачае. По приглашению карачаевцев наиб вступил на их территорию во главе адыгейских отрядов... В августе 1855 года в Карачае началось активное движение за вступление в Кавказскую войну, возглавляемое духовным лидером карачаевского народа Кадием Магомет- Эфенди Хубиев и принц Идрис Карабашев. К этому движению присоединилось до 3000 карачаевцев (по мнению других, цифра в несколько раз выше). 25 августа в районе Хасауки произошел бой между объединенными вооруженными отрядами карачаевцев , балкарцев, внешнекубанских адыгов , ногайцев , абазин и царских войск под командованием генерала Козловского. Русские войска одержали победу, наиб Мухаммад-Амин отправился на внешнюю Кубань, а на Карачая была наложена контрибуция в 20 тысяч рублей серебром... Однако, несмотря на поражение, даже после августа 1855 года движение карачаевцев не прекратилось. Князь М.С. показал формальный характер выхода карачаевцев из состава Кавказская война . Воронцов, который в письме от 15 сентября 1855 г. генералу Г. Р. Эристову отмечал, что «карачаевцы зовут к себе Мухаммеда Амина... Я пишу в этом письме имена тех карачаевцев, которые, как говорится, призывали к враг: Магомед Крым Шавкалов, Аслан Мурза Дудов, Шамаха Дудов, Бадра Крым Шавкалов, Адиль Карабашев и Куба Эфенди" [17]
Феофил Лапинский, живший и воевавший среди черкесов с 1857 по 1859 год, имел вес и связи с руководителями сопротивления, также придерживавшимися того же мнения: "Теперь мы рассмотрим отношение жителей к российскому правительству. При более близком знакомстве, нам следует разделить народы Кавказа на четыре группы по этому взаимоотношению.
Во-первых, население платит налоги и соблюдает российские законы. В его состав входят поселенцы и колонисты-линейные и черноморские казаки : татары , турки и часть армян . Эта часть населения, не считая регулярной армии, представляет собой численность примерно в 1 200 000 душ обоего пола.
Во-вторых, народы, признающие верховную власть царя и поставляющие ополчение на службу России, но платящие мало или вообще не платящие налогов, подчиняющиеся своим законам, не сложившие оружия и терпящие только русское господство. Это грузины и большая часть армян , таджики (персы), кабардинцы , курды , некоторые небольшие племена. Их общая численность составляет примерно 2 200 000 душ.
В-третьих, народы, либо только номинально признавшие суверенитет царя, либо лишь заключившие с русскими своего рода перемирие, не платят налогов и не снабжают полиции; их набеги следует сдерживать силой. Это южные абазы , сванцы , осетины , небольшие племена самурзаканцев , бесленеев , карачаевцев и эльбрусских татар, восточнокавказцы и Шамиля сподвижники — кумыки , чеченцы , авары и лезгины . Их число можно исчислить 1 200 000 душ.
В-четвертых, народы, находящиеся в состоянии войны, против которых сейчас всеми силами действует российская армия и о которых читатель найдет в этом произведении максимально точное описание. Это северные абазы неправильно называют черкесами (адыгейцы), которых в Европе и Турции . Их число может составлять примерно 900 тысяч человек». [18]
После Кавказской войны и геноцида черкесов около 10 000–15 756 карачаевцев и балкарцев эмигрировали в Османскую империю, причем пик их миграции пришелся на 1884–87, 1893 и 1905–06 годы. [19]
Депортация
[ редактировать ]В 1944 году советское правительство насильственно депортировало почти всё балкарское население в Казахстан, Киргизию и Омскую область Сибири. Начиная с 8 марта 1944 года и заканчивая на следующий день, НКВД погрузил 37 713 балкарцев в 14 эшелонов поездов, направлявшихся в Среднюю Азию и Сибирь. Сталинский режим поместил ссыльных балкарцев под специальные ограничения поселения, идентичные тем, которые он наложил на депортированных русских немцев, калмыков, карачаевцев, чеченцев и ингушей. К октябрю 1946 года численность балкарского населения сократилась до 32 817 человек из-за смертности от недоедания и болезней. Балкарцы оставались в рамках специальных поселений до 28 апреля 1956 года. Однако только в 1957 году они смогли вернуться на свою горную родину на Кавказе. В 1957 и 1958 годах домой вернулись 34 749 балкарцев. [20]
Язык и грамотность
[ редактировать ]В кириллице, используемой балкарцами, восемь гласных и двадцать семь согласных. В прошлом официальным письменным языком был арабский для религиозных служб и турецкий для деловых вопросов. С 1920 г. языком обучения в начальных школах стал балкарский; последующее обучение осуществляется на русском языке. До 1928 г. для записи балкарского языка использовались арабские буквы; после 1937 г. использовалась кириллица. Девяносто шесть процентов населения владеют двумя языками: балкарским и русским. Продолжает увеличиваться число органов массовой культуры, школьных учебников, газет и журналов как на балкарском, так и на русском языке. В 2015 году количество двуязычного населения увеличилось на 1,3 процента, и теперь 97,3 человека говорят как по-балкарски, так и по-русски, что связано с глобализацией городских территорий и влиянием русского образования. Детей чаще обучают на русском языке.
Примером балкарского автора является Кайсын Кулиев , подчеркивающий любовь к балкарской земле и балкарским традициям.
Известные балкарцы
[ редактировать ]- Хаджимурат Аккаев , штангист
- Аскер Джаппуев , лидер джихадистов
- Муслим Атаев , лидер джихада
- Алим Кулиев , актер, театральный режиссер
- Азамат Кулиев , художник
- Кайсын Кулиев , поэт
- Алихан Шаваев , футболист
- Исмаил Мусукаев , борец
- Альберт Туменов , профессиональный боец смешанных единоборств.
- Биберт Туменов , профессиональный боец смешанных единоборств.
- Харун Бозиев , профессиональный боксер
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Российская перепись 2021 года» . (на русском языке)
- ^ Питер Б. Голден (2010). Тюрки и хазары: истоки, институты и взаимодействия в домонгольской Евразии . п. 33.
- ^ Процесс и этапы формирования карачаево-балкарского этноса и развитие этнической и религиозной идентичности.Джантуева Ф.Р., 2010
- ^ Сипос, Янош; Тавкул, Уфук (2015). Карачаево-балкарские народные песни (PDF) . Перевод Поколи, Юдит. Будапешт: L'Harmattan . стр. 41–45.
- ^ Народы Центрального Кавказа и Дагестана: этнополитические аспекты взаимоотношений (XVI-XVIII вв.), Р.М. Бегеулов, 2005
- ^ Акинер, Ширин (1986). Исламские народы Советского Союза . Рутледж. п. 227. ИСБН 978-1-136-14266-6 .
- ^ Jump up to: а б Беннигсен, Александр; Уимбуш, С. Эндерс (1986). Мусульмане Советской империи: Путеводитель . Издательство Университета Индианы. п. 203. ИСБН 978-0-253-33958-4 .
- ^ Бергер, Адольф (1868). Акты, собранные Кавказской археографической комиссией: Том II (PDF) . Главное управление Наместника Кавказа. п. 940.
- ^ Е.В. Служба офицера-артиллериста, воспитанного в 1-м кадетском корпусе . 1815. Кавказский сборник. Том. 15. 1894. с. 112-113.
- ^ "Общий отчет генерал-Л. Эммануэля от 10 июня 1828 г. - Горячеводск" (PDF) .
- ^ (Гизетти Антон Людвигович, Сборник сведений о потерях кавказских войск в войнах Кавказско-Горной, Персидской, Турецкой и Закаспийского края. 1801-1885)
- ↑ Газета «Кавказ», среда, 18 (30) июня 1869 г.
- ^ ДОКЛАД КОМАНДУЮЩЕГО ОТДЕЛЬНОГО КАВКАЗСКОГО КОРПУСА ГОРОДА С РОЗЕНА ВОЕННОМУ МИНИСТРУ А. И. ЧЕРНЫШЕВУ О ПЕРЕГОВОРАХ КНЯЗЯ И. С ШАХОВСКОГО И КАРАЧАЙЦЕВ О ВОЗОБНОВЛЕНИИ ПРИСЯГИ НА ВЕРНОСТЬ РОССИИ . Тифилис. 24 сентября 1834 г.
- ^ Спенсер, Эдмунд (2008). ОПИСАНИЕ ПОЕЗДОК ПО ЗАПАДНОМУ КАВКАЗУ В 1836 ГОДУ . Нальчик: К.А. Мальбахов.
- ^ Журнал проживания в Черкесии в 1837, 1838 и 1839 годах - Белл, Джеймс Станислав (английский)
- ^ Аполлон Шпакский. Записки старого казака // Военный сборник. Номер 2. Февраль. 1873. С. 419-420.
- ^ Кидирниязов, Д.С. (2017). «НАРОДНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ БОРЬБА НА СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ КАВКАЗЕ ПОД РУКОВОДСТВОМ МУХАММЕДА-АМИНА В 50-Е ГОДЫ. XIX В.» . История, Археология и Этнография Кавказа . 2 (50): 55–63.
- ^ Теофил, Лапинский (2021). Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских . Нальчик: М. Котляров. ISBN 978-5-93681-238-5 .
- ^ Хамед-Троянский 2024 , с. 49.
- ^ N. F. Bugai, ed., Iosif Stalin - Lavrentiiu Berii: "Ikh nado deportirovat;": Dokumenty, fakty, kommentarii (Moscow: "Druzhba narodov," 1992). Doc. 64, pp. 279–280.
Ссылки
[ редактировать ]- Голден, Питер Б. (2013). «Балкар» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN 1873-9830 .
- Хамед-Троянский, Владимир (2024). Империя беженцев: мусульмане Северного Кавказа и позднеосманское государство . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-1-5036-3696-5 .
- Роберт Конквест, Убийцы наций: Советская депортация национальностей (Лондон: MacMillan, 1970) ( ISBN 0-333-10575-3 )
- Александр Некрич , Наказанные народы: депортация и судьба советских меньшинств в конце Второй мировой войны (Нью-Йорк: WW Norton, 1978) ( ISBN 0-393-00068-0 )