Jump to content

балкарцы

(Перенаправлено с Балкара )
балкарцы
С Малгарли

Балкарский пастух в традиционной кавказской чохе.
Общая численность населения
в. 135 000
Регионы со значительной численностью населения
 Россия 125,044
120,898 [1]
 Казахстан 1,798 (2009)
Языки
Карачаево-балкарский (балкарский диалект), кабардинский , русский
Религия
Преимущественно суннитский ислам
Родственные этнические группы
Карачаевцы , кумыки , черкесы , северокавказские народы.

Балкарцы ( карачаево-балкарцы : Malqarlıla , латинизированное: Malqarlıla или Tawlula, латинизированное: Tawlula , букв. «Горцы») [2] тюркский этнос Северо -Кавказского региона, одно из титульных народов Кабардино -Балкарии .

Их карачаево-балкарский язык относится к понто-каспийской подгруппе северо-западной ( кипчакской ) группы тюркских языков .

Личность

[ редактировать ]

Современные балкарцы — тюркский народ, который разделяет свой язык с карачаевцами из Карачаево-Черкесии и имеет сильное языковое сходство с кумыками из Дагестана .

Иногда балкарцев и карачаевцев называют одним этносом. [3]

Этногенез:

Этногенез : балкарцев произошел, в частности, благодаря

Признавая вклад булгар и кипчаков (среди многих других), Тавкул (2015) помещает этногенез балкарцев-карачаевцев и других народов Кавказа внутри Кавказа, а не за его пределами. [4]

В 14 веке Алания была разрушена Тимуром . Многие аланы, половцы и кипчаки мигрировали на запад, в Европу. А большинство оставшихся аланов бежали на юг, вглубь гор. Вторжение Тимура на Северный Кавказ привело остальных к исламу и процессу смешения и этногенеза .

Большинство балкарцев приняли ислам в восемнадцатом веке благодаря контактам с кумыками. [5] черкесы , ногайцы и крымские татары. [6] [7] Балкарцы считаются глубоко религиозными. Суфийский орден Кадирия имеет сильное присутствие в регионе. [7]

Кавказская война:

Помощь карачаевцев и балкарцев соседям:

Балкарцы и карачаевцы помогали кабардинцам издревле в их восстаниях. Так, в 1787 году кабардинский приказчик писал: «Кабардинцы в случае тесноты всегда находят у них [балкарцев] свой приют и приют имений.

Во время восстания в Кабарде первичных уздечек Куденетовых, в битве 9 мая 1804 года на реке Чегем, на помощь пришли карачаевцы и балкарцы, сам генерал-лейтенант Глазенап в донесении российскому императору Александру I сообщал, что бой длился с 11 утра до 18 вечера, отметив:

"...Воевали большей частью в ущельях, из 12 вырытых аулов было выбито 11 тысяч отчаянно сражающихся кабардинцев, чегемцев, балкарцев, карачаевцев и осетин" [8]

В последующем восстании Кабарды, которое было в 1810 году, балкарцы вновь не отказали в помощи, 30 апреля генерал Булгаков доложил из лагеря к реке. Черек:

«Слышно, как слышен их вооруженный сбор из более чем 2000 всадников и столько же пеших, с помощью балкарцев, удерживаемых в двух укрепленных ущельях у подножия заснеженных гор, заперт мною».

Последующие годы тоже не прошли спокойно, карачаевцы , например, занимались грабежом. В июне 1822 г. Ермолов сообщал генерал-майору Сталю:

«Я уверен, Ваше Превосходительство, что вы посетите их, если они продолжат грабить и не захотят выселять» [9]

Карачаево-Балкарское сопротивление:

И вот, в 1828 году деревня Незлобная была собрана беглыми кабардинцами, карачаевцами, балкарцами и другими внешними кубанцами, на обратном пути отряд горцев встретился с царскими войсками, и произошло сражение, в отчете Эммануила об этих событиях написано:

«В то же время я смею засвидетельствовать ВИВ превосходное мужество, проявленное всеми нашими войсками, находившимися в данном случае, против избранных лишь в большом количестве горцев, которые находились в снарядах и сражались с невероятным усилием, атакуя артиллерию , таких примеров еще не было" [10]

В этом же году Эммануэль предпринял экспедицию на Карачай, экспедиция длилась с 17 по 29 октября, в Карачай был введен контингент, численность которого составляла более 3000 боевых единиц при 15 орудиях, финальный бой состоялся 20 октября. возле села Карт-Юрт. В официальных источниках потери Российской империи составили 262 человека убитыми и ранеными, в неофициальных источниках – до 800 убитыми и ранеными. [11] [12]

После битвы карачаевцы отдали Аманат и приняли условия Империи:

«1) Повинуясь воле Вашего Превосходительства, мы обязуемся впредь не быть виноватыми ни в чем против России, и виновных людей, каковы: кабардинцы и другие, их вообще не принимать, и не присоединяться к ним; всегда быть верным российскому престолу и подтвердить клятвой возвратить все украденное нами заранее людьми, скот и другое имущество без изъятия под присягой.

2) В свидетельстве вышеизложенном приводим от четырех фамилий Аманатов, назначенных Вами.

3) Если через наши земли пройдет большое черкесское войско для вторжения в Россию, которое мы не сможем удержать, нас не обвинят в этом, а только немедленно мы обязаны сообщить нам об этом, и мы несем за это ответственность. те, которые мы сможем сохранить.

4) Если у кого-нибудь есть такие же мусульмане, как мы, из подданных Российского Императора, какие бы претензии ни были к нам или мы к ним, давайте разберемся в наших обычаях, шариате.

5) Для обмена и торговли основать нам на реке Куме, близ крепости Ахандуковской, меновой двор, чтобы мы могли получать там соль, железо, товары и хлеб и были бы допущены к въезду в Россию по нашим нуждам».

Условия, которые Россия поставила карачаевцам

была договоренность Несмотря на это, в 1830-1831 годах между черкесами , карачаевцами , балкарцами и абазинами о том, что они будут помогать друг другу, и генеральным послом и представителем этих народов, а точнее 12 провинций, Сефер-бей Заноко был выбран . По этому поводу Джеймс Белл пишет в 1837 году:

«Черкесы убеждены, что их главная, если не единственная, надежда опирается на них самих и на собственные мечи. Поэтому они готовятся продолжать войну против России самостоятельно. С этой целью Сефир-бей, виднейший из их князья, судья Хаджи-Оку Мехмет и другие влиятельные и высокопоставленные лица совершили поездку по провинциям. Повсюду их встречало собрание специальных представителей, которые под присягой обязались от имени своих общин хранить верность. друг друга и отвергнуть все условия повиновения, какие бы они ни были и какие бы Россия ни предложила, если только они не уполномочены их общим одобрением. В то же время они даровали князю и судье звание послов, чтобы попытаться получить помощь для себя. из-за границы, специально предписывая первым остаться за границей для окончательного достижения этой цели. Особо оговаривалось, что никакое изменение положения договора не может быть произведено без согласия или даже присутствия Сефир-бея. Прошло уже почти семь лет, как он отсутствует и поскольку ничто не говорит о том, что он собирается вернуться в сложившихся обстоятельствах (что нельзя объяснить чувством страха, поскольку все согласны признать его храбрейшим из храбрых), он напоминает нам законодателя, который перед возвращением заставил своих подданных поклясться подчиняться его законам, а затем навсегда покинул свою страну. Лига, послом которой был назначен Сефир Бэй, состояла из следующих двенадцати провинций: Натухач, Shapsug , Abaza , Psadug, Temirgoy , Khatukoy , Makosh, Besni, Bashilbay, Teberdekh, Braki and Karachay.

Карачаево-балкарцы продолжали действовать до 1833 года, а также оказывать поддержку закубанцам, благодаря чему аманаты, полученные Эммануилом в 1828 году, были направлены в начале 1833 года в Дмитриевский полубатальон военных кантонистов:

«Карачаевский народ проживает в верховьях реки Кубань, численность его населения может достигать 5000 душ, которые делятся на два класса: старейшин и свободных людей. Карачаевцы неоднократно совершали набеги сами или вместе с другими горцы на наших границах. В 1828 году генерал от кавалерии Эмануил проник в земли и забрал у них аманатов в качестве залога верности, но так как они продолжали пропускать хищников через свои земли и некоторые из них лично участвовали в хищничестве, то их аманаты. были направлены в начале 1833 г. в Дмитриевский полубатальон военных кантонистов. По своему положению карачаевцы могут немало способствовать обеспечению спокойствия окрестностей Минеральных Вод и Кабарды, чтобы успеть убедить их в этом. , я позволил штабс-капитану князю Шаховскому пообещать им, что их бывшие аманаты будут возвращены, если они еще раз выразят подчинение на выгодных для нас условиях. Что они обещали сделать:

1. Отдать по одному аманату от старейшин и свободных людей.

2. Принять в качестве пристава одного из верных нам кабардинских князей, чтобы при прохождении грабительских партий с закубанскими князьями карачаевцы могли поднять оружие на княжеские роды, ибо по древнему обычаю некоторых горцев , простой народ не может воевать с князьями, не имея приказа от равной ему семьи.

3. Прекратить всякие дружеские отношения с враждебными нам горцами, держать охрану от вершин Кавказских гор до реки Моржисин, что у каменного моста на Кубани, и держать грабительские партии, не превышающие тысяч человек. , если их будет больше, то пусть знают урусбы и ближайший военный пост.

4. В случае прорыва грабительских партий ниже реки Маржисина ближайшие военные власти обязаны известить карачаевского пристава для того, чтобы он мог принять соответствующие меры по оказанию помощи в случае преследования грабителей российскими войсками. Если правительство считает необходимым ввести войска на карачаевские земли, оно должно оказать им всю возможную помощь.

В ходе продолжавшихся переговоров князя Шаховского со старейшинами этот карачаевский народ доказал свое трудолюбие и пользу, которую можно ожидать от их искренней преданности. Отряд хищников, переправившись через Кубань, угнал из Кабарды 6 баранов и 60 голов крупного рогатого скота и поймал в плен трех мальчиков; самый почетный из старейшин карачаевцев семидесятилетний крымский Шамхалов с 30 своими людьми бросился в погоню, догнал хищников и несмотря на то, что их было 140 человек, остановил и удерживал их до тех пор, пока не получил подкрепление от народа, затем, отбив у них всю добычу, вернул кабардинцам по принадлежности. [13]

В последующие годы карачаевцы тайно поддерживали связь с кубанцами, так утверждает английский чиновник Эдмунд Спенсер, посетивший Западный Кавказ в 1836 году во время посещения одного из представителей враждебных России горных племен, жившего в непосредственной близости от Сухум-Кале, Пицунде и Бомборами отметили:

«...В связи с усилившейся блокадой черкесы стали закупать этот товар (имеется в виду порох) у Карачая, или, как их называют черкесские витязи, Каршага-Кушха (Черные татары), чьи горы обильно дают серу и саниты: их порох прекрасен и крепок, но из-за трудности его перевозки через заснеженные горы черкесские воины предпочитают, за исключением случаев острой необходимости в немедленной доставке, покупать его у турков в обмен на свою продукцию" [14]

Также британский агент Джеймс Белл , находясь вместе с шапсугами на территории нынешнего Сочи в 1837 году, пишет:

«У каждого мужчины (я мог бы сказать, у каждого ребенка) было ружье: лучшие, как мне сказали, доставляются из местности под названием Карачай, что на Верхней Кубани» [15]

Примечание: только одни шапсуги превосходили тогда карачаевцев почти в 100 раз, но двум британским агентам они рассказали, где они берут ружья и порох, так что это было важно.

Движение учеников:

Позицию, выбранную карачаевцами, очень хорошо описывает Аполлон Шпаковский:

«Начальник правого фланга генерал-майор Евдокимов в ноябре 1851 года предпринял усиленную мелиорацию верховьев рек: Большого и Малого Тегенея... Притегинские аулы... находились в дружеских отношениях с карачаевцами, сильным , хищное и воинственное племя, только по названию «мирный и покорный», окруженное почти неприступной цепью гор, было чрезвычайно важным стратегическим пунктом для горцев, а тегинские аулы обслуживали его со стороны Кубани, Зеленчуков и Лабы. как передовые сильные форпосты против наших внезапных вторжений. Через них карачаевцы всегда вовремя узнавали о грозившей им беде и ловко умели снять заслуженное наказание, защищаясь личиной «мирного и покорного народа». обвиняя во всех своих махинациях немирных Притегинов. [16]

В 1855 году карачаевцы в основном поддержали имама Черкесии Мухаммада Амина и присоединились к его армии, хотя были и те, кто был против него: «В начале 1851 года... темиргойцы отказались признать власть наиба... в Весной 1851 года власть Мухаммада-Амина была свергнута черноморскими шапсугами... Летом того же года против наиба выступили натухайцы и жители Большого Шапсуга. состоялось народное собрание у шапсугов и натухайцев, на котором был решен вопрос о доверии Мухаммаду-Амину... большая часть собравшихся отмежевалась от него. Вскоре наиб был вынужден покинуть шапсугов и натухайцев и перебраться к абадзехам. на реке Псекупс... представители бжедухского дворянства активно действовали против наибов, а летом 1851 года хамышеевские и черченеевские князья и дворяне обратились к командующему русскими войсками на Кавказской линии и в Черноморском НС. Заводовский с изъявлением подчинения российскому правительству и изъявил желание принести присягу на верность России. Однако крестьяне не поддержали феодалов... жесткие действия военного командования привели к противоположному результату. Местное население усилило сопротивление королевским войскам. А позиции Мухаммед-Амина, наоборот, начали укрепляться... Тем временем в мае 1852 года Наиб собрал крупные военные силы в ущельях Майкопа и Кургипа. Повстанцы готовились совершить поход на Карачай. Однако Мухаммад-Амин, узнав, что военное командование хорошо подготовлено к отражению военной экспедиции горцев, отказался от намерений двинуться с походом на Карачай... Западный Карачай, чтобы возглавить оттуда повстанцев в случае нападения начало боевых действий. С этой целью Мухаммад-Амин собрался на р. Белые большое количество конных и пеших войск в середине июля 1853 г. двинулись на Карачай. Вскоре, узнав об этом, русские войска перешли к р-ру. Маруха и Аксаут в верховьях Малого Зеленчука, чтобы «показать карачаевцам свою готовность уничтожить наибское покушение»

Карачаевские князья Крымшамхаловы против восставших «выставили 500 хорошо вооруженных карачаевцев с двумя ротами кубанских егерей для охраны всех важных и удобных для перехода пунктов»

Но когда наиб расположился на ночлег в верховьях Большого Зеленчука, к нему пришли его сторонники из Карачая и предупредили о готовности русских войск и карачаевских отрядов дать решительный отпор восставшим, после этого «началась паника в лагерь, а Мухаммед-Амин вернулся».

Найба Мухаммеда-Амина была приглашена в Карачай муфтием Мухаммедом Хубиевым, который разделял идеи повстанцев... Таким образом, поход Мухаммада-Амина на Карачай в 1853 году не состоялся... Летом 1855 года Мухаммад-Амин предпринял попытку утвердить свою власть в Карачае. По приглашению карачаевцев наиб вступил на их территорию во главе адыгейских отрядов... В августе 1855 года в Карачае началось активное движение за вступление в Кавказскую войну, возглавляемое духовным лидером карачаевского народа Кадием Магомет- Эфенди Хубиев и принц Идрис Карабашев. К этому движению присоединилось до 3000 карачаевцев (по мнению других, цифра в несколько раз выше). 25 августа в районе Хасауки произошел бой между объединенными вооруженными отрядами карачаевцев , балкарцев, внешнекубанских адыгов , ногайцев , абазин и царских войск под командованием генерала Козловского. Русские войска одержали победу, наиб Мухаммад-Амин отправился на внешнюю Кубань, а на Карачая была наложена контрибуция в 20 тысяч рублей серебром... Однако, несмотря на поражение, даже после августа 1855 года движение карачаевцев не прекратилось. Князь М.С. показал формальный характер выхода карачаевцев из состава Кавказская война . Воронцов, который в письме от 15 сентября 1855 г. генералу Г. Р. Эристову отмечал, что «карачаевцы зовут к себе Мухаммеда Амина... Я пишу в этом письме имена тех карачаевцев, которые, как говорится, призывали к враг: Магомед Крым Шавкалов, Аслан Мурза Дудов, Шамаха Дудов, Бадра Крым Шавкалов, Адиль Карабашев и Куба Эфенди" [17]


Феофил Лапинский, живший и воевавший среди черкесов с 1857 по 1859 год, имел вес и связи с руководителями сопротивления, также придерживавшимися того же мнения: "Теперь мы рассмотрим отношение жителей к российскому правительству. При более близком знакомстве, нам следует разделить народы Кавказа на четыре группы по этому взаимоотношению.

Во-первых, население платит налоги и соблюдает российские законы. В его состав входят поселенцы и колонисты-линейные и черноморские казаки : татары , турки и часть армян . Эта часть населения, не считая регулярной армии, представляет собой численность примерно в 1 200 000 душ обоего пола.

Во-вторых, народы, признающие верховную власть царя и поставляющие ополчение на службу России, но платящие мало или вообще не платящие налогов, подчиняющиеся своим законам, не сложившие оружия и терпящие только русское господство. Это грузины и большая часть армян , таджики (персы), кабардинцы , курды , некоторые небольшие племена. Их общая численность составляет примерно 2 200 000 душ.

В-третьих, народы, либо только номинально признавшие суверенитет царя, либо лишь заключившие с русскими своего рода перемирие, не платят налогов и не снабжают полиции; их набеги следует сдерживать силой. Это южные абазы , сванцы , осетины , небольшие племена самурзаканцев , бесленеев , карачаевцев и эльбрусских татар, восточнокавказцы и Шамиля сподвижники — кумыки , чеченцы , авары и лезгины . Их число можно исчислить 1 200 000 душ.

В-четвертых, народы, находящиеся в состоянии войны, против которых сейчас всеми силами действует российская армия и о которых читатель найдет в этом произведении максимально точное описание. Это северные абазы неправильно называют черкесами ​​(адыгейцы), которых в Европе и Турции . Их число может составлять примерно 900 тысяч человек». [18]

После Кавказской войны и геноцида черкесов около 10 000–15 756 карачаевцев и балкарцев эмигрировали в Османскую империю, причем пик их миграции пришелся на 1884–87, 1893 и 1905–06 годы. [19]

Депортация

[ редактировать ]

В 1944 году советское правительство насильственно депортировало почти всё балкарское население в Казахстан, Киргизию и Омскую область Сибири. Начиная с 8 марта 1944 года и заканчивая на следующий день, НКВД погрузил 37 713 балкарцев в 14 эшелонов поездов, направлявшихся в Среднюю Азию и Сибирь. Сталинский режим поместил ссыльных балкарцев под специальные ограничения поселения, идентичные тем, которые он наложил на депортированных русских немцев, калмыков, карачаевцев, чеченцев и ингушей. К октябрю 1946 года численность балкарского населения сократилась до 32 817 человек из-за смертности от недоедания и болезней. Балкарцы оставались в рамках специальных поселений до 28 апреля 1956 года. Однако только в 1957 году они смогли вернуться на свою горную родину на Кавказе. В 1957 и 1958 годах домой вернулись 34 749 балкарцев. [20]

Язык и грамотность

[ редактировать ]

В кириллице, используемой балкарцами, восемь гласных и двадцать семь согласных. В прошлом официальным письменным языком был арабский для религиозных служб и турецкий для деловых вопросов. С 1920 г. языком обучения в начальных школах стал балкарский; последующее обучение осуществляется на русском языке. До 1928 г. для записи балкарского языка использовались арабские буквы; после 1937 г. использовалась кириллица. Девяносто шесть процентов населения владеют двумя языками: балкарским и русским. Продолжает увеличиваться число органов массовой культуры, школьных учебников, газет и журналов как на балкарском, так и на русском языке. В 2015 году количество двуязычного населения увеличилось на 1,3 процента, и теперь 97,3 человека говорят как по-балкарски, так и по-русски, что связано с глобализацией городских территорий и влиянием русского образования. Детей чаще обучают на русском языке.

Примером балкарского автора является Кайсын Кулиев , подчеркивающий любовь к балкарской земле и балкарским традициям.

Известные балкарцы

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Российская перепись 2021 года» . (на русском языке)
  2. ^ Питер Б. Голден (2010). Тюрки и хазары: истоки, институты и взаимодействия в домонгольской Евразии . п. 33.
  3. ^ Процесс и этапы формирования карачаево-балкарского этноса и развитие этнической и религиозной идентичности.Джантуева Ф.Р., 2010
  4. ^ Сипос, Янош; Тавкул, Уфук (2015). Карачаево-балкарские народные песни (PDF) . Перевод Поколи, Юдит. Будапешт: L'Harmattan . стр. 41–45.
  5. ^ Народы Центрального Кавказа и Дагестана: этнополитические аспекты взаимоотношений (XVI-XVIII вв.), Р.М. Бегеулов, 2005
  6. ^ Акинер, Ширин (1986). Исламские народы Советского Союза . Рутледж. п. 227. ИСБН  978-1-136-14266-6 .
  7. ^ Jump up to: а б Беннигсен, Александр; Уимбуш, С. Эндерс (1986). Мусульмане Советской империи: Путеводитель . Издательство Университета Индианы. п. 203. ИСБН  978-0-253-33958-4 .
  8. ^ Бергер, Адольф (1868). Акты, собранные Кавказской археографической комиссией: Том II (PDF) . Главное управление Наместника Кавказа. п. 940.
  9. ^ Е.В. Служба офицера-артиллериста, воспитанного в 1-м кадетском корпусе . 1815. Кавказский сборник. Том. 15. 1894. с. 112-113.
  10. ^ "Общий отчет генерал-Л. Эммануэля от 10 июня 1828 г. - Горячеводск" (PDF) .
  11. ^ (Гизетти Антон Людвигович, Сборник сведений о потерях кавказских войск в войнах Кавказско-Горной, Персидской, Турецкой и Закаспийского края. 1801-1885)
  12. Газета «Кавказ», среда, 18 (30) июня 1869 г.
  13. ^ ДОКЛАД КОМАНДУЮЩЕГО ОТДЕЛЬНОГО КАВКАЗСКОГО КОРПУСА ГОРОДА С РОЗЕНА ВОЕННОМУ МИНИСТРУ А. И. ЧЕРНЫШЕВУ О ПЕРЕГОВОРАХ КНЯЗЯ И. С ШАХОВСКОГО И КАРАЧАЙЦЕВ О ВОЗОБНОВЛЕНИИ ПРИСЯГИ НА ВЕРНОСТЬ РОССИИ . Тифилис. 24 сентября 1834 г.
  14. ^ Спенсер, Эдмунд (2008). ОПИСАНИЕ ПОЕЗДОК ПО ЗАПАДНОМУ КАВКАЗУ В 1836 ГОДУ . Нальчик: К.А. Мальбахов.
  15. ^ Журнал проживания в Черкесии в 1837, 1838 и 1839 годах - Белл, Джеймс Станислав (английский)
  16. ^ Аполлон Шпакский. Записки старого казака // Военный сборник. Номер 2. Февраль. 1873. С. 419-420.
  17. ^ Кидирниязов, Д.С. (2017). «НАРОДНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ БОРЬБА НА СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ КАВКАЗЕ ПОД РУКОВОДСТВОМ МУХАММЕДА-АМИНА В 50-Е ГОДЫ. XIX В.» . История, Археология и Этнография Кавказа . 2 (50): 55–63.
  18. ^ Теофил, Лапинский (2021). Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских . Нальчик: М. Котляров. ISBN  978-5-93681-238-5 .
  19. ^ Хамед-Троянский 2024 , с. 49.
  20. ^ N. F. Bugai, ed., Iosif Stalin - Lavrentiiu Berii: "Ikh nado deportirovat;": Dokumenty, fakty, kommentarii (Moscow: "Druzhba narodov," 1992). Doc. 64, pp. 279–280.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 30ef003f8069465053b31526d4b8ed3f__1722675840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/30/3f/30ef003f8069465053b31526d4b8ed3f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Balkars - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)