Железнодорожные колледжи в Советском Союзе
В эту статью включены железнодорожные колледжи/университеты/высшие учебные заведения Российской империи , Советского Союза и постсоветских государств .
Железнодорожные колледжи - это высшие учебные заведения, которые готовят студентов для железнодорожной карьеры, в основном инженеров. Они отличаются от других колледжей тем, что предлагают различные занятия по железнодорожным темам (например, электрификация железных дорог , эксплуатация железных дорог и т. д.), и большинство студентов специализируются на какой-либо железнодорожной специальности. Советский Союз унаследовал несколько таких колледжей от Российской империи , расширил их и создал множество новых железнодорожных колледжей. После распада Советского Союза и вызванного этим упадка железнодорожного транспорта в постсоветских государствах большинство этих колледжей (часто переименованных в университеты) продолжали работать при поддержке правительства.
Введение
[ редактировать ]Железнодорожные колледжи в советское время готовили студентов к карьере в различных областях железнодорожного транспорта, в первую очередь в качестве инженеров. [ 1 ] During the Soviet period they were often known as "higher educational institutes" ( Russian : высшее учебное заведение (ВУЗ) ), and this designation is still in use.
В 1967 году в них обучалось 215 000 студентов, около половины из которых были заочниками. [ 2 ] Однако ежегодно выпускают менее 7000 студентов, в основном инженеров (например, электротехники, механики или гражданского строительства с упором на железнодорожное применение).
Почти через 10 лет (в 1976 г.) в них обучалось уже 130 000 студентов: 50 000 студентов, 12 000 вечерних и 52 000 заочных. Было 21 различное направление обучения, включая 3 новых: информатика, прикладная математика и системы автоматического управления. За 9-ю пятилетку (1970-1975) выпустили 66 тысяч инженеров (чуть более 12 тысяч в год), что больше, чем сообщалось за 1960-е годы, как указано выше. [ 3 ] В 1976 тогда было всего 15 институтов и 86 техникумов .
В 2015 году, примерно через 25 лет после распада Советского Союза, железнодорожные университеты все еще довольно активны, но в программных заявлениях двух крупнейших вузов «железные дороги» даже не упоминаются. Вместо этого они подразумевают, что их основная миссия — это «транспорт», который, конечно же, включает в себя железные дороги.
Железнодорожные профессиональные училища
[ редактировать ]Помимо железнодорожных колледжей/университетов существовали железнодорожные техникумы . [ 4 ] Это были школы, которые представляли собой учебные заведения среднего звена, несколько ниже уровня колледжа. Сегодня в России их часто называют «колледжами». [ 5 ] Существовало также железнодорожное училище несколько более низкого уровня, известное как железнодорожное профессиональное училище ( русский язык : профессиональное училище (ПУ) ). Выпускники этих двух типов школ получали квалификацию техников, обслуживающих и ремонтирующих железнодорожное оборудование и пути и т. д. Некоторые стали машинистами локомотивов вместе с некоторыми выпускниками железнодорожных колледжей.
Списки железнодорожных колледжей
[ редактировать ]В приведенных ниже списках указаны страница колледжа в Википедии, его местоположение и год основания.
Беларусь
[ редактировать ]- Белорусский государственный университет транспорта , г. Гомель , 1953 г.
Казахстан
[ редактировать ]- Казахстанская академия транспорта и коммуникаций имени М. Тынышпаева (kk wiki) (на казахском языке) в Алматы , 1976 г.
Латвия
[ редактировать ]- Институт железнодорожного транспорта, ныне интегрированный в факультет транспорта и машиностроения Рижского технического университета . Предшественником этого института был филиал (с 1965 года) Советского Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта , который обслуживал три страны Балтии плюс Калининградскую область.
Российская Федерация
[ редактировать ]Два крупнейших железнодорожных вуза в 2015 году находятся в Санкт-Петербурге и Москве .
Московский «Университет» претендует на звание 5-го вуза в мире по количеству студентов (около 60 000). [ 6 ] Сюда не входят студенты-заочники, но могут быть включены студенты более чем 40 филиалов университета в других городах, а также студенты техникумов, вошедших в состав университета. [ 7 ] Однако на англоязычной части официального сайта университета заявлено только «17 000 студентов и аспирантов»: [ 8 ]
In the abbreviated university names shown below, such as ПГУПС , Russian : ГУПС, Государственный Университет Путей Сообщения , lit. 'Government University of Railways' = "State University of Railways". The leading П in ПГУПС stands for Петербургский = Petersburg , the city where the university is located. The universities often have branches in other cities.
- Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения в Санкт-Петербурге , 1810 г.
- Российский университет транспорта , бывший Московский государственный университет путей сообщения (Русская Wiki) (на русском языке) в Москве ,
- Самарский государственный университет путей сообщения (СамГУПС)(ru wiki) (на русском языке) в Самаре , 1973 год
- Омский государственный университет путей сообщения в Омске , 1900 год.
- Ростовский государственный университет путей сообщения , Ростов-на-Дону , 1929 год.
- Дальневосточный государственный университет путей сообщения (Русская Wiki ) в Хабаровске ,
- Иркутский государственный университет путей сообщения (ИрГУПС)(wiki ) в Иркутске , 1975 г.
- Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС) (ru wiki) (на русском языке) в Новосибирске , 1932 г.
- Уральский государственный университет путей сообщения , Екатеринбург , 1956 г.
- Российская открытая академия транспорта (РОАТ)(ru wiki) (на русском языке) со штаб-квартирой в Москве , 1951 год. Это заочная школа, входящая в состав Российского университета транспорта.
Железнодорожные техникумы ( техникумы ) были переданы в состав университетов и теперь классифицируются как филиалы железнодорожных университетов.
Сегодня россияне, похоже, очень заинтересованы в получении высшего образования, даже если перспективы трудоустройства не очень хорошие. Некоторые считали, что при капитализме не будет того избытка выпускников вузов, который существовал в СССР . Но оказывается, что сегодня профицит еще больший. [ 9 ]
Туркменистан
[ редактировать ]- Институт телекоммуникаций и информатики Туркменистана , г. Ашхабад , 1992 г. Вопрос: Она была основана вскоре после распада Советского Союза в бывшей советской республике. Существовало ли предшествующее советское учреждение?
Украина
[ редактировать ]- Днепровский национальный университет железнодорожного транспорта , , Днепр 1930 г.
- Донецкий институт железнодорожного транспорта , Донецк . , 1967 год
- Украинский государственный университет железнодорожного транспорта (uk wiki) (на украинском языке) в Харькове , 1930 г.
Узбекистан
[ редактировать ]- Ташкентский государственный университет путей сообщения , Ташкент . , 1931 год
Учебники для железнодорожных курсов
[ редактировать ]В СССР было издано большое количество наименований железнодорожных учебников. [ 10 ] Примерами изучаемых предметов являются железнодорожные пути, автомобили, локомотивы, сигнализация и связь (включая дистанционное управление и автоматизацию), экономика транспорта, бухгалтерский учет и т. д. Многие такие учебники включали математические формулы (а в некоторых были дифференциальные уравнения ). Ежегодно появлялось несколько новых таких учебников (или переработанных изданий существующих учебников). [ 11 ] Издавались также железнодорожные учебники для использования в железнодорожных профессиональных училищах .
Сравнение с США
[ редактировать ]В Соединенных Штатах когда-то в железнодорожных университетах были курсы гражданского строительства. [ 12 ] была предпринята неудачная попытка В 1920-х годах в Гарвардской школе бизнеса создать кадетскую систему железнодорожного образования. [ 13 ]
После Второй мировой войны был Иллинойский университет единственным крупным учебным заведением в США, обучавшим железнодорожному машиностроению (на факультете гражданского строительства). После того, как профессор В.В. Хэй ушел с преподавательской работы в области железнодорожного машиностроения, его должность не была заменена, и железнодорожные курсы были упразднены. Однако в 1990-х годах Университет Иллинойса возобновил свою программу железнодорожного машиностроения и имеет самую мощную в США программу железнодорожного машиностроения и исследований. Несколько других американских университетов, в частности Michigan Tech и Purdue, предлагают курсы инженерии железнодорожного транспорта.
В Гарвардской школе бизнеса возлагали большие надежды на «кадетскую» программу, но железные дороги не смогли ее поддержать, и выпускники программы получили должности в других отраслях. Один наблюдатель за отношением железной дороги к образованию заявил, что высшие должностные лица железной дороги стали результатом воспитания «практичного человека», которому мало что пригодилось из всего, чему учили в школе». [ 14 ] В книге Вайкоффа говорится (относительно «Отношения железной дороги к формальному образованию»), что «были даже свидетельства того, что образованный человек подвергался нападкам и насмешкам со стороны других менеджеров среднего звена и рабочих». Таким образом, сами железные дороги, по крайней мере частично, несут ответственность за отсутствие высшего железнодорожного образования в США.
В настоящее время существует ряд общественных колледжей, которые предлагают обучение железнодорожному транспорту. Одним из них, например, является Общественный колледж округа Джонсон , который предлагает некоторую подготовку совместно с BNSF Railway . [ 15 ] [ 16 ] Для некоторых курсов требуется разрешение BNSF, например, для курсов термитной сварки .
Ссылки
[ редактировать ]- Вайкофф, Д. Дэрил, «Управление железной дорогой», Lexington Books, 1976.
- ↑ См. статью о железнодорожных колледжах в «Большой советской энциклопедии» (БСЭ).
- ↑ Личное письмо Дэвиду Юристу от 15 ноября 1967 г. от профессора Николаса ДеВитта (директора «Международного исследования развития и планирования образования» в Университете Индианы)
- ^ {Шипетовский, В.Н. "Бысокие требования к кадрам трансморта" (in Russian) (High requirements for transport workers) in ЖД Транс, #1, 1977 pp.63-70 (see p. 65)
- ^ см. в Большой советской энциклопедии (1979). Информацию о техникумах
- ^ техникумы становятся «колледжами», но русское определение колледжа (по-русски) (произносится так же, как и по-английски) не соответствует английскому определению колледжа . Так что называть их «колледжами» неверно, если придерживаться английского определения этого слова.
- ^ : В.П. Янелисом "Газета «выстреливает» один раз ; Интервью с главным редактором студенческой газеты МИИТа «Инженер транспорта» В.П. Янелисом" (in Russian) (The newspaper is a one-shot deal; Interview with the editor of the student newspaper of MIIT 'Transport Engineer' В.П. Янелисом) Политическое образование (Political Education (Internet Magazine)) Feb. 1, 2010.
- ^ Тамара Андреева: "Подготовка специалистов Ориентиры «двойных» реформ" (in Russian) (Preparing specialists, orienting on double reform) in Транспорт России, № 13 (613) 25 March 2010.
- ^ Об университете
- ^ Очкина, А.В., 14 августа 2004 г. «Мотивация высшего образования в современной России». Доклад, представленный на ежегодном собрании Американской социологической ассоциации, Hilton San Francisco & Renaissance Parc 55 Hotel, Сан-Франциско, Калифорния, онлайн <.PDF >. 26 мая 2009 г., http://www.allacademic.com/meta/p109048_index.html .
- ^ См . Библиографию «Железнодорожный транспорт в Советском Союзе» для книг с пометкой «учебник». Помимо представленных в этой библиографии, таких учебников существует еще много.
- ^ See the Soviet serial "Ежегодник книги СССР" (Yearbook of books published, USSR) published in Moscow by "Бсесоюзной книжной палаты = "National book publishers" ISSN 0201-6354 . Например, в ежегоднике за 1956 год (том 2 за 2-е полугодие 1956 года) перечислены четыре учебника для железнодорожных вузов (названия переведены): 20803: Взаимодействие пути и подвижного состава, 20838: Автоматические тормоза, 20864: Вагоны, 20896 : Автоматизация и телемеханика на станциях (включая грузовые площадки). Нумерация (например, 20864) начинается с 1 для первой книги, указанной в т. 1 (первое полугодие 1956 г.). Обратите внимание, что указаны и другие железнодорожные учебники, но это для техникумов = Tehnicums = техникумы (20899, 20906, 20935) и училищ (20834).
- ^ См. Уильяма Хэя, педагога, исследователя, национального и международного эксперта по железным дорогам.
- ^ Вайкофф, стр.97
- ^ Вайкофф, стр.96
- ^ «Степени и сертификаты <Общественный колледж округа Джонсон» . каталог.jccc.edu . Проверено 9 сентября 2023 г.
- ^ Отдел JCCC Digital. «Национальная академия железнодорожных наук при JCCC» . www.jccc.edu . Проверено 9 сентября 2023 г.