Jump to content

Трамваи в Калининграде

Трамваи в Калининграде (с 1945 г.)
Трамваи в Кенигсберге (1881-1945)
Tatra T4 под Бранденбургскими воротами, до 2012 года, когда на Бранденбургских воротах начались реставрационные работы.
Tatra T4 под Бранденбургскими воротами , до 2012 года, когда на Бранденбургских воротах начались реставрационные работы.
Трамвай Татра КТ4 в Калининграде
Сеть в 2023 году
Сеть в 2023 году
Обзор
Местный Калининград , Россия
Тип транзита Трамвайная сеть
Количество строк 15 (максимальная степень 1937 г.)
2 (2013)
Количество станций 44 (2013)
Операция
Начало работы 26 мая 1881 г. (конки)
31 мая 1895 г. (электрические трамваи)
Завершена операция 1901 г. (конки)
Оператор(ы) Калининград-ГорТранс
Количество автомобилей 52 (2012)
Технический
Длина системы 102 км (63 мили) (1937)
21,5 км (13,4 миль) (2013)
Ширина колеи метр (с 1895 г.)

Калининградская трамвайная сеть — самая западная городская трамвайная сеть в России и единственная сохранившаяся трамвайная сеть в Калининградской области , административном округе, который примерно соответствует северной части того, что до 1945 года было Восточной Пруссией .

Постепенно электрифицированная в период с 1895 по 1901 год, это первая сеть электрического трамвая на нынешней территории России . [ 1 ] Это также одна из двух российских трамвайных сетей, до сих пор использующих колею в один метр . [ 2 ] (Другой обслуживает Пятигорск . [ 2 ] )

Трамвайная сеть Кенигсберга достигла наибольшего размаха в 1937 году, когда она была разделена на 15 маршрутов общей длиной 102 км (63 мили). [ 1 ] На протяжении многих десятилетий истории Калининграда как немецкого, а затем и российского города трамваи были важным элементом общей системы общественного транспорта города, хотя в последние годы трамваи уступили широко продвигаемому маршрутного такси в городе бизнесу : на некоторых маршрутах трамваи заменены троллейбусами .

Лошадиная сила

[ редактировать ]
Привилегированная акция Königsberger Pferdeeisenbahn-Gesellschaft, выпущенная 25 сентября 1898 г.

Первые трамваи в Кенигсберге (так город назывался до 1945 года) использовали конную тягу. Первая линия открылась 26 мая 1881 года. Вторая линия работала с 5 июня 1881 года и была продлена 16 мая 1882 года. Третья линия введена в эксплуатацию 29 июня 1881 года, а четвертая - 11 октября 1881 года. Центральная сеть была завершена. с пятой линией в начале 1882 года. Эта пятая линия включала крутой склон, что потребовало использования дополнительных лошадей. Трамваи ходили по всем линиям с десятиминутным интервалом. Сеть эксплуатировалась «Кенигсбергской конно-трамвайной компанией» ( «Königsberger Pferdeeisenbahn-Gesellschaft» ).

В городской сети конных трамваев на этом этапе использовалась колея 1435 мм , что отражало стандартную практику по всей Германии. В течение следующих нескольких лет систему продолжали расширять и совершенствовать, но в 1895 году она сохранила свою базовую пятилинейную конфигурацию.

Электроэнергетика в годы Кенигсберга

[ редактировать ]

К 1897 году базовая сеть была расширена до восьми линий. Тем временем в 1895 году в Кенигсберге начали вводить в эксплуатацию электрические трамваи. [ 3 ] Первая линия, соединяющая (снесенную еще до 1945 года) «магистральную станцию ​​Пиллау» ( «Pillauer Bahnhof» ) с «Новой рыночной площадью» ( «Neuen Markt» , сегодня Московский проспект ), была открыта 31 мая 1895 года. пересек существующую линию конки на площади Кайзера Вильгельма Плац, но на этом этапе электрические трамваи не имели соединения с конками, и они использовали более узкую колею в один метр , что позволяло совершать более крутые повороты. Рядом с Новой рыночной площадью находился электростанция Мюленберга и первое депо электрических трамваев. (Позже они были надстроены.) Первая линия электропередачи была продлена до улицы Аугуста ( Augustastraße / ul. Griga ) 22 июня 1895 года. На этом этапе услугами электрического трамвая управляла поставщик услуг «Königsberg Urban Electric Trams» ( «Städtische Elektrische Straßenbahn Königsberg» ). Вторая линия электрического трамвая открылась 6 марта 1898 года, ветка была добавлена ​​15 сентября 1899 года, а третья линия электрического трамвая последовала 8 августа 1900 года.

Чтобы получить разрешение на переход на электричество, поставщик услуг существующей конки должен был перейти на счетчик, используемый в новых электрических трамваях. Они сопротивлялись этому требованию, и поэтому конки продолжали работать параллельно с новым электрическим сообщением до 1900 года, когда «Кенигсбергская конно-трамвайная компания» уступила место, и 11 мая 1900 года вновь открылась первая очередь конки с использованием метровой колеи и работающих с электрическими трамваями. Менее чем за год колея на большинстве старых трамвайных линий была уменьшена, а конки были заменены. 1 апреля 1901 года «Кёнигсбергская конно-трамвайная компания» была переименована в «Кёнигсбергскую трамвайную компанию» ( «Königsberger Straßenbahn AG» / KÖSAG). Город взял на себя оставшиеся активы конки и быстро закрыл ее остатки. Последние конки перестали ходить незадолго до конца 1901 года. Старое депо конки в районе с соответствующим названием «Хоймаркт» ( «Сенной рынок» ) было закрыто, а новое депо для электрических трамваев было открыто в верхней части того, что позже стало Гинденбургштрассе (англ. «Улица Гинденбурга» ). Однако только в апреле 1909 года трамвайный оператор KÖSAG перешел в собственность города, после чего трамвайная сеть была интегрирована в общую сеть общественного транспорта.

К 1899 году трамвайная сеть Кенигсберга, по некоторым оценкам, была разделена на четыре линии. К 1902 году их стало восемь, а к 1904 году — одиннадцать. Первоначально каждая линия обозначалась своим цветом. Номера строк были введены только в 1910 году. Дальнейшие новые линии и расширения строк были добавлены в первые десятилетия двадцатого века. В 1927 году количество трамвайных линий в городе достигло пятнадцати.

Дальнейшая реструктуризация управления и переименование произошли в 1922 году, после чего городскими трамваями стала управлять компания «Königsberger Werke und Straßenbahn GmbH». Темпы расширения сети замедлились в 1920-х годах, но в 1924 году было проведено трамвайное сообщение с городским крематорием (сегодня на месте Мичуринецкого кладбища № 1), а также было построено продление трамвайной линии до недавно открытого аэропорта Девау . в паре миль к северу от города.

1920-е и 1930-е годы были десятилетиями масштабной реконструкции городов и инфраструктуры в Кенигсберге и его окрестностях, и это шло рука об руку с дальнейшими улучшениями, реконфигурациями и расширениями трамвайной сети, которая достигла наибольшего размера, в общей сложности 102 км (63 мили). ), в 1937 году. 19 сентября 1929 года новая магистральная станция ( «Königsberg Hauptbahnhof» ) была открыта на южной стороне города, и три трамвайные линии, которые ранее обслуживали старую главную станцию, были адаптированы для обслуживания новой, с новая четырехплатформенная трамвайная остановка. Новая конечная остановка магистральной линии также включала строительство новой узловой железнодорожной станции в городе, что привело к дальнейшим изменениям в трамвайной сети, а также была использована возможность одновременно реконфигурировать несколько других городских трамвайных линий. Открытие нового «Северного вокзала Кёнигсберга» на магистральной сети вызвало дополнительные изменения в трамвайной сети.

Война возобновилась в сентябре 1939 года, когда Германия вторглась в Польшу . Последовала некоторая рационализация городского трамвайного движения, а интервал ожидания между трамваями был увеличен с десяти до двенадцати минут. Разрушительные бомбардировки Кенигсберга начались два года спустя, в августе 1941 года, через пару месяцев после распада германо-советского военного союза в результате вторжения Германии в Советский Союз . В течение следующих четырех лет трамвайное сообщение постепенно адаптировалось и сокращалось в ответ на углубляющиеся экономические трудности и, особенно с 1944 года, усиление ущерба от бомб . К 1945 году большая часть Кенигсберга была разрушена, а в январе 1945 года трамвайное движение было прекращено, поскольку бомбардировки и бои за осажденный город достигли нового уровня интенсивности. Кенигсберг был официально сдан Красной армии в начале апреля 1945 года, когда четыре из пяти трамвайных депо города были разрушены вместе с большей частью трамваев.

Калининградские годы

[ редактировать ]

К 1945 году советское руководство убедило своих союзников тогдашних согласиться на серьезные изменения международных границ в Центральной Европе. В 1945/46 году масштабная программа этнических чисток лишила город немецкого населения. Их заменили раскулаченные граждане, в том числе большое количество бывших солдат и пленных, из России , Белоруссии и Украины . К концу 1946 года немецкий Кенигсберг стал советским Калининградом . Город имел стратегическое значение, и его реконструкция была приоритетом. 7 ноября 1946 года была введена в эксплуатацию «трамвайная сеть», первоначально соединившая площадь Кайзера Вильгельма и северную станцию ​​магистрали с «Хуфеналлее» (буквально «Аллея Копыт» ). К концу ноября 1946 года эта линия была продлена, и к лету 1947 года в эксплуатации действовало три трамвайных линии. В течение последующих пятнадцати лет были реконструированы дальнейшие линии, и к 1960 году сеть, теперь состоящая из десяти линий, обслуживалась 129 восстановленными трамвайными вагонами. (В 1939 году работал 251 трамвай.) В 1960 году трамвайная сеть Калининграда во многом напоминала сеть Кенигсберга немецких лет, хотя и не без различных существенных перестроек и других отличий. Самые большие разногласия находились в самом сердце старого центра города, полностью разрушенного войной. Очереди и платформы на бывшей «Парадной площади» не восстанавливались. Участок пути вдоль «Штайндамм» (давно переименованный в Ленинский проспект) на Трагхайм-Пальве был заменен, но, по крайней мере, в 1960 году трамваи все еще не использовали его. До бывшей конечной станции Коссе и ворот Зашкаймера по-прежнему нельзя было добраться на трамвае. Помимо сети, существовавшей до 1939 года, в послевоенный период было относительно мало новых расширений линий.

В период с 1959 по 1989 год официальное население Калининграда выросло с 203 570 до 401 280 человек, хотя фактическая численность на протяжении всего периода была очень нестабильной из-за большого количества военнослужащих, которые должны были быть переброшены в город или из него в короткие сроки. Рост населения отразился в обширной реконструкции советской эпохи, которая включала необходимую адаптацию трамвайных маршрутов. Однако к 1970-м годам не все трамвайные линии, замененные в результате реконструкции города, были заменены. Тем не менее, в годы перестройки и последовавших за ней экономических травм город сохранил сеть из десяти трамвайных линий. До 1999 года не было крупного вывода из эксплуатации трамвайных линий, хотя в последние десятилетия двадцатого века не было и значительных закупок новых трамваев. Однако был проведен капитальный ремонт существующего трамвайного парка. Закрытие 7-й линии в 1999 году и определенная двусмысленность в опубликованных тогда планах предполагали, что, пережив экономические потрясения 1990-х годов, трамвайную сеть Калининграда теперь может ожидать более сложное будущее. Первые десять лет XXI века действительно были годами закрытия трамвайных линий в Калининграде, и закрытие линий отразилось на закрытии трамвайных депо. К 2009 году осталось только две трамвайные линии общей длиной 21,5 км (13,4 мили).

Трамвайный парк

[ редактировать ]

В годы правления Германии в Кенигсберге был собственный трамвайный завод, которым управляла компания Waggonfabrik L. Steinfurt AG. Электродвигатели мощностью 60 кВт и другие электрокомпоненты поступили от Siemens . В первые послевоенные годы некоторые из старых трамваев Штайнфурта продолжали использоваться в сократившейся трамвайной сети города, но вскоре они были заменены трамвайными вагонами, купленными в Германской Демократической Республике . Одной из проблем, затронувших калининградские трамваи, был принятый в 1895 году шаг в один метр , который исключал легкую взаимозаменяемость с трамвайными сетями других советских/российских городов. Однако в период, когда инвестиции в трамвайную инфраструктуру было трудно финансировать, во многих городах Центральной Европы все еще использовались устаревшие системы, в том числе некоторые, такие как Йена , Франкфурт и Братислава , с шириной колеи в один метр . Поэтому трамваи, спроектированные в Восточной Германии или Чехословакии, с самого начала проектировались для установки на одну из нескольких колей в соответствии с местными требованиями. Позднее Калининград перешел с восточногерманских трамваев на чехословацкие, и на протяжении многих десятилетий сеть, как и многие страны Центральной Европы, закупала трамваи у Татра . Текущий парк состоит из КТ4 и Т4, а также их производных. Некоторые из них были куплены напрямую у производителя в советские годы, а другие были куплены подержанными в бывшей Восточной Германии . Кроме того, в 1995 году в городе Мангейме были приобретены два бывших в употреблении трамвая, выпущенные в 1963 году : однако в 1999 году они были выведены из эксплуатации из-за проблем с приобретением запасных частей. Один из бывших трамваев Mannheim Duewag впоследствии был перестроен и работает как «трамвай для вечеринок».

Еще одной проблемой, особенно в советское время, была ширина габаритов, применявшаяся при строительстве сети Кенигсберг/Калининград. Платформы и другая уличная мебель в других советских/российских городах были предназначены для размещения трамваев шириной 2,5 м (98 дюймов). Калининградская сеть рассчитана на трамвай шириной всего 2,2 м (87 дюймов). Поэтому трамваев на замену стареющему парку Калининграда от российских производителей нет. В декабре 2012 года польская компания Pesa SA представила для оценки прототип низкопольного трамвая «Swing» .

В конце 2012 года, наряду с 51 трамваем Tatra и одним очень старым «праздничным трамваем» Duewag , в Калининграде находился один низкопольный трамвай Pesa «Swing». В 2013 году было объявлено о решении приобрести три польских трамвая Pesa . Другие источники говорят о планах закупить десять таких трамваев. Городские власти также сигнализировали об интересе к приобретению украинских «Электрон» Т5Л64 низкопольных многонавесных трамваев .

  1. ^ Перейти обратно: а б «Кенигсбергский трамвай до 1945 года» (на немецком языке). Андреас Юттеманн в Bahninfo, Берлин . Проверено 26 июля 2015 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б «Маршруты закрыты после распада Советского Союза в 1991 году» (на немецком языке). Андреас Юттеманн в Bahninfo, Берлин . Проверено 26 июля 2015 г.
  3. ^ "Early electric tram at the Königsberg Stein-Thor (picture dates approximate)" . Historic Photographs - Исторические фотографии . Yury Maller - Юрий Маллер (2002). 1900.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 11f695263dc0138e6fc338c56fe46e34__1713703560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/11/34/11f695263dc0138e6fc338c56fe46e34.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Trams in Kaliningrad - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)