Кинбурнская битва (1855 г.)
Битва при Кинбурне | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Крымской войны | |||||||
![]() Иллюстрация броненосных батарей, обстреливающих Кинбурн. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() ![]() | ![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() ![]() | ![]() | ||||||
Сила | |||||||
10 линейных кораблей 3 железные батареи 8000 солдат | 1500 солдат 80 орудий | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
2 убитых 25 раненых [1] | в. 400 [2] |
, Кинбурнское сражение совместное сухопутно-морское сражение на заключительном этапе Крымской войны , произошло на оконечности Кинбурнского полуострова (на южном берегу Днепровско -Бугского устья на территории нынешней Украины ) 17 октября 1855 года. В ходе боя объединенный флот кораблей ВМС Франции и Королевского флота Великобритании подверг бомбардировке русские береговые укрепления после того, как их осадили англо-французские сухопутные войска. Три французские броненосные батареи провели главную атаку, в результате которой главная российская крепость была разрушена в бою, продолжавшемся около трех часов.
Сражение, хотя и стратегически незначительное и мало повлиявшее на исход войны, примечательно первым применением в бою современных броненосных кораблей . Несмотря на частые попадания, французские корабли уничтожили русские форты за три часа, неся при этом минимальные потери. Это сражение убедило современные военно-морские силы спроектировать и построить новые крупные военные корабли с броней ; это спровоцировало гонку военно-морских вооружений между Францией и Великобританией, продолжавшуюся более десяти лет.
Фон
[ редактировать ]В сентябре 1854 года англо-французская армия, находившаяся под Варной, была переправлена через Черное море и высадилась на Крымском полуострове . Затем они с боями пробились к главной российской военно-морской базе на полуострове, городу Севастополю , который они осадили. В конце концов в начале сентября 1855 года русский гарнизон покинул город, освободив французский и британский флот для других задач. [3] Завязалась дискуссия о том, какую цель следует атаковать следующей; французское и британское командование рассматривало возможность продвижения войск из Крыма в Херсон и начала крупных кампаний в Бессарабии или на Кавказе . Вместо этого, по настоянию французских командиров, они решили провести операцию меньшего масштаба по захвату русского форта Кинбурн , защищавшего устье Днепра . Британцы утверждали, что захват Кинбурна без продвижения к Николаеву будет лишь предупреждением русских об угрозе порту. Фокс Мауле-Рамзи Великобритании , тогдашний военный министр , предположил, что без плана использования захвата крепости единственной целью операции будет дать флотам чем-то заняться. [4]
Задействованные силы
[ редактировать ]
Крепость располагалась на Кинбурнской косе , на крайней западной оконечности Кинбурнского полуострова, и состояла из трёх отдельных укреплений. Главный форт, построенный из камня, квадратной формы и оборудованный бастионами , вмещал 50 орудий, некоторые из которых были установлены в защитных казематах ; остальные находились в установках на барбетах и стреляли через парапеты . Дальше по косе располагались две крепости меньшего размера, в которых было установлено десять и одиннадцать орудий соответственно. Первый представлял собой небольшую каменную крепость, а второй представлял собой простое земляное укрепление из песка . Форты были вооружены только орудиями среднего и меньшего калибра, самые крупные из которых были 24-фунтовыми. Генерал-майор Максим Коханович командовал гарнизоном численностью 1500 человек, большая часть которого размещалась в главном форте. За устьем находился форт Николаев в городе Очаков с еще пятнадцатью орудиями, но они находились слишком далеко, чтобы сыграть роль в сражении. [5] [6]
Для атаки фортов британцы и французы собрали флот, состоявший из четырех французских и шести британских линейных кораблей , во главе с британским контр-адмиралом Эдмундом Лайонсом и французским вице-адмиралом Арманом Жозефом Брюа . Британцы предоставили еще семнадцать фрегатов и шлюпов , десять канонерских лодок и шесть бомбардировщиков , а также десять транспортных судов. Французская эскадра включала три корвета , четыре авизо , двенадцать канонерских лодок и пять бомбардировщиков. [7] Транспорты перевозили 8000 человек из полков французской и британской армии, которые должны были использоваться для осады фортов. [5]
Помимо контингента обычных парусных боевых кораблей, французская эскадра привела три экспериментальных броненосных корабля, недавно прибывших из Франции. Первые три броненосные батареи класса Девастант» « — «Лаве» , «Девастейшн» и «Тоннанте» — были отправлены в Черное море в конце июля, но прибыли слишком поздно, чтобы принять участие в осаде Севастополя. [5] Эти корабли, первые броненосные военные корабли, несли восемнадцать 50-фунтовых орудий и были защищены 4-дюймовой (100-мм) кованой железной броней. Наблюдатели предположили, что эти неиспытанные военные корабли будут неэффективны в бою из-за их низкой скорости и плохой управляемости. [8]
Боевой
[ редактировать ]
Пытаясь запутать русских, объединенный флот сделал ложный маневр на запад в сторону Одессы , а затем повернул на восток, к Кинбурну. 8 октября [9] Объединенный французский и британский флот прибыл к Кинбурну 14 октября. Той ночью отряд из девяти канонерских лодок сопровождал транспорты с 8000 человек во главе с Франсуа Ашилем Базеном , которые высадились за фортами дальше по полуострову. [5] Отрядом канонерских лодок командовал контр-адмирал Хьюстон Стюарт , который приказал своим экипажам сдерживать огонь в темноте, если они не смогут ясно увидеть российскую цель. Русские не начали контратаку по высадке, позволив французским и британским солдатам рыть траншеи, в то время как канонерские лодки обстреливали главный форт, хотя и безрезультатно. К утру 17-го числа солдаты завершили значительные окопы: французские войска стояли лицом к укреплениям, а британские войска занимали внешнюю оборону от возможной попытки русских освободить гарнизон. К этому времени французы начали строить подземные траншеи, которые затем попали под обстрел русской крепости. [10] Тем временем в ночь на 16-е французское судно провело промер глубины вблизи главного форта, чтобы определить, насколько близко корабли могут подойти к нему. [6] Все это время сильное волнение не позволяло флоту начать непрерывную бомбардировку российских позиций. [11]
Около 9:00 17 октября англо-французский флот занял позицию для начала бомбардировки. [12] Линейным кораблям было трудно занять эффективные позиции из-за мелей в окружающей воде, и большая часть работы легла на меньшие по размеру суда с меньшей осадкой , в первую очередь на три броненосные батареи. Плавучие батареи были поставлены на якорь всего в 600 ярдах (550 м) от русской крепости, где они оказались невосприимчивы к огню русской артиллерии, который либо отскакивал, либо безвредно взрывался на их брони из кованого железа. [13] Линейные французские и британские корабли стояли на якоре дальше, примерно на расстоянии 1200 ярдов (1100 м), а бомбардировщики были размещены еще дальше, на расстоянии 2800 ярдов (2600 м). [14] Пока их орудия обстреливали укрепления, на каждом броненосце находился контингент королевской морской пехоты , который нанес значительные потери российским артиллерийским расчетам. Единственным значительным попаданием в броненосные батареи стал один снаряд, попавший в артиллерийский порт на «Девастейшн» , в результате чего погибли два человека, но в остальном кораблю не было нанесено серьезных повреждений. [1]
Канонада вызвала пожар в главной крепости и быстро вывела из строя русские орудия. [12] Когда огонь русских начал уменьшаться, канонерские лодки заняли позицию за крепостями и также начали их бомбардировать. Утром три французских корабля выпустили по форту около 3000 снарядов, и к 12:00 он был нейтрализован объединенной огневой мощью англо-французского флота. [13] [15] Одинокий россиянин водрузил над фортом белый флаг в знак капитуляции, а Коханович вышел поговорить с французским наземным командующим. По словам историка Джеймса Гранта, около 1100 русских из 1500-летнего гарнизона пережили бой, и им было разрешено уйти без оружия. [16] Герберт Вильсон оценивает потери русских гораздо ниже: 45 убитых и 130 раненых. У французов и британцев единственными убитыми были двое на борту «Девастейшн» , а еще 25 получили ранения, причем все они находились на борту плавучих батарей. [1] В ходе боя Девастейшн получил удары 75 раз, Лаве получил 66 ударов, а Тоннанте получил удары примерно столько же раз. Ни один из кораблей не вышел из боя с небольшими вмятинами на броне. [17]
Последствия
[ редактировать ]
20 октября пехота Базена провела разведку в направлении Херсона и не встретила организованного сопротивления перед отходом. Вернувшись в Кинбурн, французское и британское командование решили, что форт можно восстановить и удержать его до предстоящей зимы. Для гарнизона позиции был оставлен отряд в 1700 человек вместе с тремя броненосными батареями. Остальные силы вернулись в Крым. Хотя первоначально британцы рассматривали возможность продолжения движения вверх по Днепру для захвата Николаева, после захвата Кинбурна стало ясно, что для этого потребуется гораздо большее количество солдат, чтобы расчистить скалы, возвышающиеся над рекой, чем первоначально предполагалось. Британцы планировали в конечном итоге начать наступление с целью взять Николаев в 1856 году, но война закончилась, не успев начаться. [18]
Поскольку сил для взятия Николаева в рамках одной кампании у них не было, захват Кинбурна имел ограниченный стратегический эффект. Тем не менее, нападение на Кинбурн имело важное значение, поскольку оно продемонстрировало, что французский и британский флот разработали эффективные десантные возможности и обладали технологическими преимуществами, которые дали им решающее преимущество над русскими противниками. [19] Разрушение береговых укреплений Кинбурна завершило англо-французскую военно-морскую кампанию на Черном море; у русских уже не осталось сколько-нибудь значимых сил, чтобы противостоять им на море. британские и французские военно-морские силы планировали перебросить силы в Балтийское море В следующем году для усиления там операций. Дипломатическое давление со стороны все еще нейтральной Австрии убедило российского царя Александра II потребовать мира, который был заключен в феврале следующего года Парижским договором . [20]
В своем отчете Брюа сообщил своему начальству, что «от этих грозных военных машин можно ожидать всего». [17] Эффективность броненосных батарей в нейтрализации русских орудий, хотя все еще обсуждается военно-морскими историками, тем не менее убедила французского императора Наполеона III заказать больше броненосных военных кораблей. [21] Их успех в Кинбурне в сочетании с разрушительным эффектом, который новые артиллерийские орудия оказали на деревянные военные корабли в битве при Синопе в начале войны, побудили большинство французских военно-морских офицеров поддержать новые броненосцы. [22] Программа Наполеона III создала первый морской броненосец « Глуар» , положив начало гонке по строительству военно-морских сил между Францией и Великобританией, которая продлилась до начала франко-прусской войны в 1870 году. Британский Королевский флот, у которого в стадии строительства было пять броненосных батарей, заложил еще четыре после победы при Кинбурне и ответил Глуару парой собственных броненосных фрегатов, «Уорриор» и «Черный принц» . Франция построила еще одиннадцать батарей трех различных конструкций, а ВМФ России построил пятнадцать бронеплотов для защиты гавани. [23] [24]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Уилсон, с. ХХХV
- ^ Грант, стр. 121–123.
- ^ Сондхаус, стр. 59–61
- ^ Ламберт, стр. 269–270.
- ^ Jump up to: а б с д Грин и Массиньяни, с. 27
- ^ Jump up to: а б Уилсон, с. XXXIV
- ^ Уилсон, с. XXXIII
- ^ Уилсон, с. XXXII
- ^ Уилсон, стр. XXXIII–XXXIV.
- ^ Грант, стр. 118–120.
- ^ Ламберт, с. 271
- ^ Jump up to: а б Грант, с. 120
- ^ Jump up to: а б Сондхаус, с. 61
- ^ Грант, с. 118
- ^ Грин и Массиньяни, с. 26
- ^ Грант, стр. 121–123.
- ^ Jump up to: а б Уилсон, с. XXXVI
- ^ Ламберт, с. 275
- ^ Ламберт, с. 276
- ^ Сондхаус, стр. 61–62
- ^ Сондхаус, с. 66
- ^ Уилсон, с. XXXI
- ^ Сондхаус, стр. 61, 66
- ^ Грин и Массиньяни, стр. 31–35.
Ссылки
[ редактировать ]
- Грант, Джеймс (2013). Крымская война . Барнсли: Перо и меч. ISBN 978-1-4738-4698-2 .
- Грин, Джек и Массиньяни, Алессандро (1998). Броненосцы на войне: происхождение и развитие броненосного корабля, 1854–1891 гг . Пенсильвания: Да Капо Пресс. ISBN 0-938289-58-6 .
- Ламберт, Эндрю (2011). Крымская война: Великая британская стратегия против России, 1853–1856 гг . Фарнем: Эшгейт. ISBN 978-1-4094-1012-6 .
- Сондхаус, Лоуренс (2001). Морская война, 1815–1914 гг . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-21478-5 .
- Уилсон, Герберт Ригли (1896). Броненосцы в действии: очерк морской войны с 1855 по 1895 год . Лондон: С. Лоу, Марстон и компания.