Глиссер (лодка)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2014 г. ) |

Глиссерство ( / ˈ p l eɪ n ɪ ŋ / PLAY -ning ) — режим работы водного судна, при котором его вес преимущественно поддерживается за счет гидродинамической подъемной силы , а не гидростатической подъемной силы ( плавучести ).
Многие виды морского транспорта используют глиссирование, в том числе скоростные паромы , гоночные лодки, гидросамолеты и водные лыжи . Большинство досок для серфинга имеют глиссирующий или полуглиссирующий корпус. Помимо глиссирования, в конструкции быстроходных судов произошел переход к конструкциям на подводных крыльях .
История
[ редактировать ]Самым ранним зарегистрированным глиссирующим парусником был проа, построенный в 1898 году коммодором Ральфом Манро . Он был способен развивать скорость, более чем в два раза превышающую скорость корпуса . [ нужна ссылка ]
Глингование парусной лодки было впервые популяризировано Уффой Фоксом в Великобритании. В 1928 году Фокс представил миру гонок глиссирование на своей International 14 лодке Avenger . В том году он занял 52 первых места, 2 секунды и 3 третьих места из 57 стартов в гонках. [1] [2]
Это исполнение было замечено другими дизайнерами, которые их доработали. С течением времени многие лодки приобрели способность планировать. Достижения в области материалов позволили создавать более легкие лодки, которые будут планировать быстрее и в более легком воздухе. Сейчас существует множество высокопроизводительных лодок (иногда называемых яликами ), которые могут планировать с наветренной стороны. [3]
Как работает строгание
[ редактировать ]
В состоянии покоя вес судна полностью воспринимается выталкивающей силой. На малых скоростях каждый корпус действует как водоизмещающий: за поддержку корабля в основном отвечает выталкивающая сила. По мере увеличения скорости гидродинамическая подъемная сила увеличивается, а выталкивающая сила уменьшается по мере подъема корпуса из воды, уменьшая вытесняемый объем. На некоторой скорости подъемная сила становится преобладающей силой, направленной вверх на корпус, и судно глиссирует.
Простая модель этого эффекта — твердая плита материала, которая тяжелее воды (например, стальная пластина), но имеет такую форму и ориентацию, чтобы иметь положительный угол атаки . В состоянии покоя плита утонет, поскольку она тяжелее воды; выталкивающие силы подавляются силой тяжести. Однако, если плиту держать в той же ориентации и тянуть через воду горизонтально, это заставит поступающую воду опускаться вниз. Это приводит к возникновению реакционной силы, направленной вверх на плиту. На достаточно высокой скорости эта противодействующая сила (плюс любая небольшая выталкивающая сила) превышает силу тяжести, и плита останется на плаву. Таким образом, горизонтальная сила (которая может создаваться двигателем или парусом) преобразуется в вертикальную силу, направленную вверх. Понятие глиссирования часто интерпретируется как аналог аэродинамической подъемной силы (см. подъемную силу на аэродинамическом профиле ). В действительности действующие силы различны.
Хотя любой корпус будет глиссировать, если будет обеспечена достаточная мощность и достигнута достаточная скорость, корпус, предназначенный для работы в режиме глиссирования, иногда отличается пологим ходом кормы. Другими словами, при виде сбоку днище представляет собой более или менее прямую линию по направлению к корме. (Исключением из этого правила являются доски для серфинга и другие глиссирующие корпуса для отдыха, в которых повсюду используется рокер для повышения маневренности при вираже при поворотах.) Напротив, в водоизмещающем или неглиссирующем корпусе днище изогнуто, если смотреть сбоку (кривизна называется «рокер») на всем протяжении от носа до кормы, чтобы минимизировать волновое сопротивление. При виде спереди секции в кормовой части могут быть прямыми, как в гоночном гидроплане, для максимизации глиссирующей силы и скорости, но из практических соображений устойчивости и комфорта езды часто имеют V-образную форму, особенно в лодках, предназначенных для использования в открытом море.
Для глиссирования, особенно для начала глиссирования, удельная мощность должна быть высокой, поскольку режим глиссирования предполагает перемещение корпуса со скоростями, превышающими его естественную скорость корпуса . Все конструкции лодок, предназначенных для глиссирования, имеют минимальный вес; глиссирующие моторные лодки обычно изготавливаются из легких сплавов или используют другие конструкции с уменьшенным весом жестко-надувные лодки . Типичными примерами являются . Глиссирующим парусным лодкам нужна хорошая площадь парусности, а моторным лодкам нужен мощный двигатель. Ступени и гребни скул также могут быть включены в конструкцию, чтобы обеспечить простоту планирования и устойчивость.
Большинство досок для серфинга , хотя и не оснащены двигателем, имеют глиссирующий или полуглиссирующий корпус. Они более или менее используют толчок формы волны в сочетании с силой тяжести и определенными углами атаки аэродинамического профиля, чтобы максимизировать движущую силу и уменьшить чистую прижимную силу и, таким образом, достичь подъемной силы при глиссировании.
Техника парусного спорта, используемая для продвижения глиссирования.
[ редактировать ]
Глигирование возможно на большинстве парусных лодок. В легких и умеренных условиях строгание лучше всего начинать с комбинации следующих мер. [4] [5]
- Максимизируйте мощность: для начала плывите на широком или широком участке.
- Минимизируйте сопротивление поверхности: поднимите шверт или шверт примерно наполовину.
- Сохраняйте силу: при порыве ветра слегка отклонитесь и расслабьте простыни.
- Когда порыв начнет стихать, слегка держите курс к ветру, чтобы вымпельный ветер был по направлению вперед.
- Сохраняйте плоскую форму погружаемых частей корпуса: держите корпус ровно поперек борта, сделайте трапецию. при необходимости
- Переместите свой вес назад, чтобы поднять нос
- Поддерживайте мощность, если необходимо: щелкайте или качайте паруса (хотя в гонке на это есть некоторые ограничения)
- Ищите оптимальную форму и скорость погруженного корпуса: если есть волны, плывите по ним, чтобы начать глиссирование.
См. также
[ редактировать ]- Гидроплан (лодка) — гоночные моторные лодки, предназначенные для использования подъемной силы корпуса для уменьшения лобового сопротивления.
- На подводных крыльях — более совершенная концепция дальнейшего снижения лобового сопротивления за счет поддержки веса корпуса на специализированных крыльях на скорости.
- Гонки на лодках
- Лодка парусная
- Спортивная лодка
- Виндсерфинг
Примечания
[ редактировать ]- ^ «УФФА ФОКС (1898-1972)» . Уффа Фокс Он-Лайн . Тони Диксон . Проверено 5 июня 2018 г.
- ^ «История» . Международный 14 . Международная ассоциация 14 классов . Проверено 5 июня 2018 г.
- ^ Кокс, Дэйв (2000). Справочник по парусному спорту . Книги Стэкпола.
В Великобритании известный дизайнер Уффа Фокс... исследовал и разработал глиссирование... Именно на основе его новаторского дизайна развилось большинство современных высокопроизводительных парусных лодок. Лодки также стали легче благодаря небольшому весу, достигнутому благодаря современным высокотехнологичным строительным материалам. Таким образом, они могут планировать гораздо быстрее при гораздо меньшем ветре, и многие из них способны или планируют двигаться с наветренной стороны.
- ^ Слейт, Стив (2011). Полное руководство по парусному спорту, третье издание . Издательство ДК. п. 126. ИСБН 9780756697600 .
- ^ Проктор, Ян (1968). Лодки для плавания . Макдональд и Ко/Совет по промышленному дизайну. ISBN 9780356015217 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Видео глиссирования досок от Ассоциации виндсерфинга Великобритании.