Jump to content

Ион Теодореску-Сион

Ион Теодореску-Сион
Рисунок Сиона пастелью самого себя
Автопортрет ( пастель , 1925)
Рожденный ( 1882-01-02 ) 2 января 1882 г.
Умер 31 марта 1939 г. ( 1939-03-31 ) (57 лет)
Национальность румынский
Образование Национальная школа изящных искусств
Национальная школа изящных искусств
Известный Картина маслом , фреска , пастель , иллюстрация , шарж.
Движение Академическое искусство , Импрессионизм , Реализм , Постимпрессионизм , Дивизионизм , Символизм , Модерн , Примитивизм , Синтезм , Фовизм , Кубизм , Византийское возрождение , Попоранизм , Художественная молодежь , Мышление
Награды 2-я премия Бухарестского салона (1909 г.)
Орден Короны (1923, 1926)
Медаль Бене Меренти (1923 г.)

Ион Теодореску-Сион (англ. Румынское произношение: [iˈon te.odoˈresku siˈon] ; также известный как Иоанн Теодореску-Сион или Теодореску-Сион ; 2 января 1882 — 31 марта 1939) — румынский художник и рисовальщик, известный своим вкладом в современное искусство и особенно своей традиционалистской, примитивистской , ремесленной и христианской живописью . Обученный академическому искусству , первоначально он был импрессионистом , но в годы перед Первой мировой войной он пробовал себя в различных современных стилях . Палитра Теодореску-Сиона была взаимозаменяемой постимпрессионистской , дивизионистской , реалистической , символистской , синтетической , фовистской или кубистической , но его творчество имело одну важную идеологическую направленность: изображение крестьянской жизни в ее естественной обстановке. Со временем Сион внес свой вклад в достижение цели поколений по созданию специфически румынского современного искусства, находящегося на стыке народной традиции, примитивистских тенденций, заимствованных с Запада, и аграрной политики 20-го века .

Первоначально возмущенное экспериментами Теодореску-Сиона, общественное мнение середины-конца 1910-х годов приняло его более укрощенный стиль. Сион был назначен военным художником, после чего его авторитет возрос. В его картинах монументальные изображения суровой природы и ее обитателей чередовались со светящимися балтийскими морскими пейзажами и ностальгическими записями о пригородной жизни. Их поиск визуальной конкретности был стандартом антиимпрессионистской эмансипации румынской художественной сцены в межвоенный период .

К середине 1920-х годов стиль Сиона стал визуальной составляющей неотрадиционалистского, «румынского» и неовизантийского течения, сформировавшегося вокруг литературного журнала «Гандирея» . За годы до его смерти зарождающийся авангард критиковал его новый стилистический и идеологический выбор. Колебания Сиона между современностью и ограниченностью, его флирт с авторитарной политикой и возможный упадок его творчества остаются темами споров.

Биография

[ редактировать ]

Предыстория и молодость

[ редактировать ]

Сын Румынских железных дорог кондуктора и крестьянки Иоаны Урсу. [1] Теодореску-Сион родился в Янке , уезд Брэила , [2] и крестился в Румынской Православной Церкви . [3] С обеих сторон его семья происходила из Трансильванских и гор Апусени Бредфилда , регионов, которые в то время все еще были частью Австро-Венгрии ; по распространенному мнению, некоторые из них были моти , то есть этническими румынскими пастухами, ведущими явно деревенский образ жизни. [4] Ион провел свое раннее детство на Бараганской равнине , но вырос в страстного любителя походов по Карпатам . [5]

В 1894 году, посетив начальную и среднюю школу в дунайском порту Брэила , мальчик уехал в Бухарест, чтобы учиться в Национальной школе изящных искусств , которую окончил в 1897 году. [2] С 1904 по 1907 год, обладатель стипендии военного министерства на свое имя, [6] он отправился во Францию . Впоследствии Сьон поступил в Высшую национальную школу изящных искусств , где учился у академических мастеров Жана-Поля Лорана и Люка-Оливье Мерсона . [2] [6] Он был бунтующим студентом, воспитанным на социалистических идеях, и растратил деньги на стипендию. [7]

Сион был воодушевлен новостями о революции в России и был изгнан своими консервативными покровителями. [7] Он сжег все свое имущество, за исключением экземпляра «Цвета зла» , и отправился во Французский Алжир , где, вероятно, намеревался подать заявление в Иностранный легион . [7] Позже он вернулся в Румынию, но часто выезжал за ее пределы в учебные поездки. Они привели его в Нидерланды , Англию и Италию . [2] Он был штатным карикатуристом (карикатуристом) различных румынских сатирических газет, в том числе Zavera («Проблема»), Nea Ghiă («Дядя Гицэ») и Джорджа Ранетти Furnica . [2]

Из своего французского периода Теодореску-Сион принес домой отголоски импрессионизма и более современные влияния Поля Сезанна , постимпрессиониста, и Андре Дерена , фовиста, вместе с оптическими теориями дивизионизма. [2] [8] Между 1908 и 1915 годами художник, все еще во многом обязанный творчеству Анри Фантен-Латура , [9] сосредоточился на создании символистических композиций с деревьями. [10] Поскольку он пошел на больший риск в своих экспериментах, он начал искать у кубиста Жоржа Брака новый способ создания натюрмортов . [2] [8] Наряду с такими вкладами были реалистические работы, предполагающие влияние румынского Камиля Рессу . [2] [8] [11]

Символистское движение и Балтийская колония

[ редактировать ]

Сион был принят в новаторское и эклектичное общество Tinerimea Artistică в качестве одного из его новобранцев-символистов в 1909 году и вскоре после этого выставил свой портрет на религиозную тему Lux in tenebris lucet ( Иоанна 1:5 ). [9] В том же году он отправил свои работы в Официальный салон Бухареста и разделил с другими вторую премию жюри ex aequo . [6] [12] В тандеме он начал походы по Карпатам и сельским районам Трансильвании. Его картины отражают растущий интерес к жизни крестьянских жителей (и, следовательно, к его собственным крестьянским корням), с акцентом на населенные румынами районы Апусени, Бредфилд или Маргинимеа Сибиулуй . [13] В культурном отношении Теодореску-Сион также принадлежал к новой волне румынских художников, которые использовали простые формы, смелые цвета и четкие контуры для иллюстрации мистически заряженных предметов. Говорят, что помимо Сиона в эту группу входят Сесилия Куцеску-Шторк и Фридрих Шторк. [14] и Иосиф Изер , а затем Родика Маниу и Франциск Ширато . [15] Историк литературы Джордж Кэлинеску описывает этот момент как возникновение «каллиграфической живописи»: «сформированной контурами и изобретением церемониальных позиций» и «чаще всего сводящейся к рисунку». [15]

Деятельность примитивистов в визуальной сфере связана с появлением нетрадиционных писателей и более радикальных проявлений румынской символистской культуры — комментаторы отмечают их родство с поэтом Адрианом Маниу (братом Родики Маниу). [16] или с второстепенными символистами Александру Богдан-Питешти , Н.Д. Коча и Теодором Корнелем . [17] Впервые Теодореску-Сион оказался в центре внимания в 1910 году на коллективной художественной выставке Tinerimea Artistică , которая шокировала публику и академических авторов. [18] Группа, к которой присоединился скульптор Константин Брынкуш , оказалась маргинализированной внутри выставки, но получила поддержку в символистской прессе. [19] Опираясь на выводы других исследователей, таких как Теодор Энеску , историк литературы Поль Чернат видит в этом движении, названном «антиакадемическим постимпрессионизмом», первый отход Румынии от живописного салонного искусства, а также румынскую версию Оружейной выставки. явление. [20]

Сион все еще регулярно присутствовал на более поздних салонах Тинеримеи . В 1912 году он был чрезвычайно радикален, что позволяло критикам того времени считать его прототипом румынского « футуриста » (выражение шокирующей новизны, а не фактическая принадлежность к футуристическому течению). [21] В 1913 году среди его картин были изображение Распятия и меланхоличные изображения одиноких пастухов. [22] Год спустя у него состоялась персональная выставка (первая в его жизни). [6] в румынском Атенеуме . Как отметил журналист Октавиан Тэслэуану , истеблишмент по-прежнему смотрел на его работы со смущением и «сосылал» их в боковой зал. [23]

Вскоре после Второй Балканской войны к власти пришла румынская администрация 1913 года в Южной Добрудже , и этот регион стал интересен румынским художникам. Балчич ( Балчик ), когда-то многообещающий экспортный порт, пришел в экономический упадок, но его виды и экзотические мусульманские жители сделали его популярным летним курортом и колонией художников. [24] Теодореску-Сион присоединился к этому явлению на его самой ранней стадии и вместе с Рессу, Изером, Куцеску-Сторком и другими был «членом-основателем» сообщества балтийских художников. [24] Он также участвовал в художественной жизни Северной Добруджи , ему было поручено украсить дворец мэрии Констанцы серией фресок . [6] Именно здесь он впервые встретил коллекционера произведений искусства и мецена Крикора Замбачяна . [6] [8] который купит на выставку значительную часть своих более поздних полотен, в том числе « Моара дин Балчич» («Мельница в Балчике»). [25] Замбачян запомнил Сиона как талантливого, но своеобразного и мстительного художника, который выдавал себя за художественного наставника, но не выдерживал реальной конкуренции. [8]

военного художника и румынского искусства Выставки

[ редактировать ]

Примерно в 1914 году Сион полностью дистанцировался от символизма и декоративных линий модерна , посоветовав своей юной ученице Лоле Шмирер Рот сделать то же самое — они оба полагались на протокубистскую композицию в твердых формах, образцом для которых был Сезанн. [26] Работая преподавателем Национальной школы изящных искусств, Теодореску-Сьон также был одним из основателей Общества художников, ведущей румынской профессиональной ассоциации. [2]

Когда Румыния вступила в Первую мировую войну в 1916 году, Ион Теодореску-Сион был вынужден прервать работу над фресками Констанцы. [6] После призыва в Сухопутные войска Румынии нанял его он вернулся к официальному и академическому искусству: начальник штаба Думитру Илиеску для изображения румынских вооруженных сил в действии. [2] Сион стал свидетелем (и нарисовал) последующего штурма румынского фронта и центральными державами присоединился к исходу румынских солдат и гражданских властей в восточный регион Молдавии . Он находился в Яссах , временной столице, где начал сотрудничать с другими военными художниками, оторванными поражениями. [6] В 1918 году к ним присоединился Сион, когда они порвали с Тинеримеа , создав новый художественный форум Arta Română («Румынское искусство») - Рессу, Николае Тоница , Штефан Димитреску и Оскар Хан были среди других основных участников. [27]

После того, как румынские власти вернулись в Бухарест, работы Сиона были представлены в салоне Франклин-холла, организованном издательством Minerva Publishers (1919). [28] Он все еще заигрывал с социализмом и, как отметил журналист Тудор Теодореску-Браниште , помогал в 1920 году на похоронах марксизма теоретика Константина Доброжану-Гереа : «Великого старика [...] укладывали на носилки, которые группа художников-социалистов во главе с Теодореску Сионом предварительно завернулась в красную ткань ». [29] Его поведение во время войны и художественные заслуги привели к формальному признанию, и он был удостоен высоких наград — Ордена Короны (как офицер) и Бене Меренти в 1923 году. медали [6] В том же году он участвовал в выставке Arta Română с округа Арджеш пейзажами , в том числе Fântâna lui Manole Маноле »). Фонтан [30]

В межвоенный период , помимо салонов Tinerimea и Arta Română , Теодореску-Сион выставлял свои работы в Атенеуме, на художественной выставке газеты Universul , в галерее Dalles и в других местах. [2] Вместе с Рессу и Артуром Вероной Сион также был в 1921 году соучредителем первого в Румынии профсоюза художников ( Sindicatul Artelor Frumoase ), который боролся за базовое социальное обеспечение , но также имел политическую и (по мнению искусствоведа Василе Раду) " утопическая» программа. [31] Вкратце, их планы получили официальную поддержку в тот период, когда Виктор Эфтимиу , драматург-символист и богатый коллекционер произведений искусства, был министром культуры и искусств . [32] В первые межвоенные годы Сион также был одним из искусствоведов, занимавшихся проверкой подлинности картин румынского классика Николае Григореску . [33]

размышления Годы

[ редактировать ]

1920-е годы стали новым периодом синтеза в жизни Теодореску-Сиона, поскольку он стал художественным представителем неотрадиционалистского движения, сосредоточенным на журнале Gândirea . Его приветствовал арт-обозреватель Оскар Уолтер Сисек . [34] а позже главный редактор Никифор Крайник , [35] [36] 1923 года он предоставил иллюстрации к произведению «Satul meu» («Моя деревня») гандириста поэта- Иона Пиллата . [6] Другой бывший символист, Тудор Аргези , приветствовал изменение стиля, написав: «Тот, кто помнит углы, точки, квадраты, круги, полукруги и сферы Теодореску-Сиона, поблагодарит его за то, что он сдал кепку и взял более подходящую шляпу, и за то, что расстался с выдумками весьма урезанного символизма». [7] Художник по-прежнему получал заказы от символистского движения, создавая иллюстрации к символистской пьесе Иона Минулеску в Цетичи-мэ! ежемесячно (январь 1922 г.). [37]

Художник благосклонно относился к поискам Гандиреа . новой национальной специфики в искусстве, или «румынизма» Авторы ретроспективы 1970 года, опубликованной в Editura Meridiane , описывают этот период следующим образом: «С самых разных точек зрения журналы Viaa Românească и Gândirea [...] боролись за создание произведений искусства, вдохновленных румынской реальностью; и если, в более позднее время гандиризм будет нести на себе отпечаток обостренного национализма как один из носителей крайне правой идеологии. Не менее верно и то, что вначале журнал определял свое эстетическое кредо, уравновешивая его необходимостью искусства выражать национальная реальность». [38] В интервью писателю Феликсу Адерке Сион заявил: «Художественное чувство румынизма отличается от чувств других народов особой чувствительностью. Сдержанность в применении к деликатности, гармония в приглушенной хроматике. полдень летнего солнцестояния». [2] [8] Гогилтан связывает основной период творчества Теодореску-Сиона с созданием Великой Румынии : «Полотна Иона Теодореску-Сиона на «национальную тематику» представляли собой визуальную интерпретацию географии Соединенного Королевства Румынии после включения в него Трансильвании, , Кришаны и Буковины . Баната 1918 год». [39] Она считает, что страсть Сиона к изображению пастухов во время их сезонных переходов или отгонного животноводства является символом Великой Румынии как людей, встречающихся на пастбищах . [40]

Приспосабливаясь к тому, что критик Тудор Виану называет «опытом альпиниста», Сион возобновил свои путешествия вглубь гор, как в округе Арджеш, так и в некоторых районах Трансильвании. [41] Из всех картин, которые он представил публике во время художественной выставки в галерее Илеана в 1925 году, подавляющее большинство составляли горные пейзажи или композиции с пастухами и горцами, такие как La isvorul Troişei («У Троицы [Троицкой] весны»). ), чередующиеся с новыми балтийскими морскими пейзажами. [42] Иногда встречаются натюрморты: Roz şi ro («Розовое и красное»), которые, вероятно, отсылают к стихотворению трансильванского автора Октавиана Гоги , произвели впечатление на Гогу и были куплены для государства Ионом Лапедату . [43] Сион вернулся на то же место в начале 1926 года, когда представил разнообразную подборку своих новых композиций. [44] и был награжден Орденом Короны высшей степени. [45]

Бухареста Известный деятель богемной жизни , художник часто посещал художественно-литературный клуб в ресторане Casa Capşa . Он сидел за одним столом с некоторыми писателями-модернистами и неотрадиционалистами ( Камилем Бальтазаром , Ливиу Ребреану , Василе Войкулеску , Иларие Воронка ) и, как гласит история, однажды был вовлечен в драку тортом с сатириком и шутником Пасторелом Теодореану. . [46] Сион оправдал ожидания общественности портретами представителей высшего среднего класса Бухареста. [47] и предложил проект мавзолея Василе Александри . Последнее поручение он проиграл Паулю Молде — как сообщается, Сион сохранил горькую обиду на Румынскую Академию , вынесшую против него решение по этому вопросу. [48]

Последнее десятилетие

[ редактировать ]

Примерно в 1927 году Теодореску-Сион снова сосредоточился на своих фресках: его единственными работами в Официальном салоне в этом году были этюды для настенной росписи под названием «Шипотул» («Быстрый источник»). [49] Вернувшись в Констанцу в 1928 году, он помог организовать официальную художественную выставку, посвященную полувековому юбилею румынского правления в этом регионе. [6] [45] Его собственные картины были выбраны для представления румынского искусства на выставке Expo 1929 в Барселоне , Испания , и были частью международных выставок 1930 года в Гааге и Амстердаме . [2]

К тому времени он отвернулся от портретного жанра, в том числе от своих фирменных полотен с изображением крестьян и пастухов, и его искусство стало полуабстрактным. [50] Его видели в модернистских кругах, и он участвовал в выставке 1934 года Peisajul bucureştean («Пейзаж Бухареста») с картинами, датируемыми 1919 годом. [45] Год спустя у него была ретроспективная выставка в Даллесе, которая проходила параллельно с дебютной выставкой Александру Чукуренку . Замбачян вспоминает, что Сьон завидовал быстрому росту Чукуренку. По словам самого Замбачяна: «И поскольку меня больше волновал Чукуренку, чем Теодореску Сион, он расстроился и повесил на двери своей выставки табличку: «Собакам и замбаччану вход запрещен». Конечно, буря вскоре утихла. Жена художника сорвала карту, и Теодореску Сион поцеловал меня, когда мы снова встретились!» [8]

В течение последних пяти лет своей жизни Сион становился сторонником румынского короля , авторитарного Карола II ; вместе с Ольгой Гречану и Мариусом Бунеску он представлял под руководством Кэрол официально поддерживаемую версию современной живописи. [51] Его работы снова были представлены на всемирной выставке 1937 года « Международная выставка искусств и технологий в современной жизни» в Париже . [2] В том же году он был одним из художников, участвовавших в украшении Королевского дворца Бухареста (Национальный художественный музей) . [2] и был зарегистрирован постановлением правительства как утвержденный государством церковный художник-монументалист. [3]

Теодореску-Сион умер в Бухаресте 31 марта 1939 года. [2] и был похоронен в склепе кладбища Беллу . [52] Его последняя подборка работ была представлена ​​публике в рамках Официального салона, открывшегося в том же месяце в Бухаресте. [53] Гандиреа опубликовал свой некролог, подписанный Крайником и начинавшийся словами: «Теодореску-Сион умер неожиданно, в самый расцвет своей жизни и своего безгранично плодовитого таланта». [54]

Экспериментатор

[ редактировать ]
Крестьяне Абруда («Крестьяне Абруда », ок. 1913 г.)

Теодореску-Сион был, пожалуй, самым разносторонним румынским художником-маслянистом. [2] [8] Интерес Сиона к испытанию формул был воспринят некоторыми представителями общественности сдержанно. , написанный для трансильванских читателей «Лучафэрула» , В мае 1909 года Джордж Мурну утверждал: «Теодореску Сион — это новый талант, которому следует усердно работать, прежде чем он достигнет той глубины наблюдения, которая делает человека художником. Он слишком озабочен техническими вопросами и слишком поверхностен в своих рисунках». [55] Пять лет спустя Тэслэуану оценил: «Искусство г-на Теодореску-Сиона [...] не нравится всем людям по первому впечатлению. [...] Примитивный и декоративный жанр с простыми линиями и выразительными плоскостями, не завоевал [это] много приверженцев. Его способ видения и передачи увиденного роднит его с современным искусством других стран». [23] Однако «[его полотна] подобны тем женщинам, которые не стремятся угодить глазу и походить на других. Как только вы приблизитесь к ним, как только вы познакомитесь с ними и изучите их, вы попадете под чары их глубокой простоты. и красота». [56]

Как отмечал в 1913 году арт-обозреватель Luceafărul Г. Дума, Сион взял «науку» своей живописи из французских академий и «гроссмейстеров», техники синтетизма в своих религиозных работах и ​​современные декоративные элементы в своих пейзажах. [57] Дума описывает картины Сиона 1913 года, особенно «Край ноу» («Новолуние») и «Распятие», как духовное путешествие и заключает: «В ярких красках, с хорошо упорядоченными плоскостями, всегда направляющими нас к искусству будущего, сознательному Художник Теодореску-Сион мечтает и поет ту арию , которая ведет к бессмертию». [58] С тех пор историки искусства разошлись во мнениях по поводу внимания молодого Сиона к экзистенциальной тайне. Мариана Вида называет свои ранние композиции «патетически символистскими», [59] но, по словам Амелии Павел , его видения одиноких деревьев соединяют модерн «с его искривленными линиями» с элементами, взятыми из экспрессионизма . [10] Она пишет: «дерево без листьев [является] символом человеческого отчуждения, человеческого бессилия перед лицом необъятности природы». [60] Павлу явно противоречит коллега из Румынии Дэн Григореску : «Мотив дерева, вероятно, ближе к декоративно-муралистическому видению [Сиона] характерной монументальности с его этническим подтекстом». [61]

Вне символистского контекста примитивизм Теодореску-Сиона был формой социального исследования. Г. Дума был одним из первых, кто охарактеризовал Сион как голос особой румынской чувствительности: «Искусство Теодореску-Сиона есть отголосок народных чувств [...]. Это атавизм нашего чистейшего искусства [... ]. Художник творит, и народ, которого он представляет, живет через него, давая понять всем другим народам с определенными характеристиками, что [...] источники его собственных мечтаний выходят на свет под творческой силой [.. .] Чувствуешь духовную связь с Теодореску-Сионом, потому что на его пастбищах обнаруживаешь труд и страдания народа, породившего самого художника». [62] По словам Анки Гогилтан, художественная выставка Тинеримеа 1910 года стала переломным моментом в отношениях между городским современным искусством и сельским большинством Румынии, поскольку и Теодореску-Сион, и Камил Рессу занимались сельской жизнью без идиллического конвенционализма или морального негодования. Она ссылается, в частности, на трансильванскую тематику Сиона Arat în Munții Abrudului («Пахота в горах Абруда »), «подчеркивающую цивилизаторские действия человека», а не выражающую «социальную критику». [63] До Первой мировой войны, утверждает Гогилтан, Сион и Рессу были визуальными партнерами румынского аграризма (или попоранизма ), стремясь подчеркнуть, как и Михаил Садовяну в литературной сфере, «достоинство», «стойкость» и экономическую важность румынского народа. крестьянство. [64]

Во время его поездок в Южную Добруджу его палитра стала более яркой, как отмечает Тэслэуану: «В новой Добрудже с ее излиянием света и тепла все цвета светлее; контуры более неточные, менее определенные; цветовое смешение и контраст более выражены и богаче. В пропитанной светом атмосфере Бальчича и Делиормана художник нашел сюжеты, созвучные его пониманию поэтического цвета». [56] К 1919 году он также проявил интерес к ландшафту пригорода. Историк культуры Сорин Александреску утверждает, что полученные картины, в которых основное внимание уделяется женщинам и детям, обладают атмосферой «спокойствия» и «баланса». [45] Эти сцены семейной жизни контрастируют с другими его занятиями конца 1910-х годов. Как отмечает Оскар Уолтер Сисек , цвета Сиона все еще были яркими, но его полотна «казалось, сконцентрировали [...] что-то из тьмы великой войны» и на какое-то время сбивали в кучу «валуны чистой материи». [65] По словам Цисека, это предпочтение навредило искусству Сиона на следующие несколько лет, но начало изнашиваться с завершением « La isvorul Troişei» . [66]

В контексте румынской художественной современности параллельная эволюция Сиона и Иосифа Изера заинтриговала различных комментаторов. Рецензент Георге Опреску утверждает, что сходство между ними в первую очередь определяется изменениями темперамента Сиона, его «беспокойным, возможно, менее уверенным в себе существом». [67] Другой межвоенный критик, Аурел Д. Броштяну , пишет, что Сион (как и Изер, но с более деревенскими влияниями) способствовал «ассимиляции изобразительной объективности» и противопоставлял ее «аморфному и дезорганизованному импрессионизму». [11]

мыслитель Художник-

[ редактировать ]
Стражерии («Гвардия», 1925)

Приверженность Теодореску-Сиона эстетике Гандиреи остается широко обсуждаемым этапом в его деятельности. Хотя штатный обозреватель журнала с восторгом отметил, что он отказался от своих «выдуманных и малопонятных» методов в пользу «прямой чувствительности», [30] различные авторы предполагают, что неотрадиционализм стал кульминацией десятилетий экспериментов Теодореску-Сиона. В заключение своей теории «каллиграфической живописи» Джордж Кэлинеску отмечает, что «понемногу румынская живопись плавно переходила в неовизантийскую ». [15] в то время как Чисек видит в Сионе 1920-х годов румынского художника-антимпрессиониста «объема» и «классической формы», совместимого с Сезанна, Дереном или Максом Унольдом . [68] Точно так же Тудор Виану ссылается на «Изворул Тройцей» и другие произведения ок. 1925 как композиции из грубых томов, создающие органические отношения между фигурами и пейзажем, что противоречит утверждениям о том, что Теодореску-Сион стал неоклассиком . [69] Амелия Павел также пишет, что зрелый Сион вернулся к рисованию деревьев, с экспрессионистской фильтрацией через живописные техники Дерена и, что более характерно, с растущим интересом к тому, чтобы другие открыли для себя сельский пейзаж Румынии. [70] По мнению авторов «Меридиана», его «ритмическая последовательность объемов» представляет собой смесь влияний, заимствованных из современного конструктивизма , и отголосков мастера-символиста Пьера Пюви де Шаванна . [71]

Окружающая среда, обычно изображаемая в большинстве творческих периодов Теодореску-Сиона после 1918 года, - это горы, Аргеш и Мотценланд . Виану предполагает, что Теодореску-Сион успешно создал себе менталитет горного жителя с разбитыми горизонтами и человеческими фигурами, видимыми вблизи, с мрачной палитрой, которая предполагает «прохладу и тайну, которые можно найти в пологе леса ». [72] Он отмечает: «Характеру человека, создавшего этот стиль живописи, можно задокументировать с помощью его знаменитого автопортрета, который он выставил [в 1925 году], где выдающаяся анатомия его лица, монобровь, один открытый и сканирующий глаз вызывают в памяти правда сам образ предка с гор». [73] Полемика Сиона с городской жизнью становилась явной. Как пишет историк Анка Гогилтан, один из его Peisaje («Пейзажи»), датируемый ок. В 1922 году «изящная фигура крестьянки появляется на окраине города, где доминирует современный город как плотно упакованный фон, по-видимому, экран из геометрических фигур». [74] Она отмечает, что такие натюрморты, как «Роз ши рош» , показывают, что он удовлетворял растущий интерес публики к предметам народного искусства, изображая деревенские тарелки или кружки; другие работы отмечают реальную иерархию сельского пространства, показывая женщин, полностью вовлеченных в домашние дела, такие как стирка белья. [75] Как отметил в 1931 году Броштяну, на натюрморты и портреты Сиона оказали три глубоких влияния: античное керамическое искусство Румынии, наряду с живописным видением Дерена, и, «безошибочно», постимпрессионистские полотна Штефана Лучиана . [11]

По словам его покровителя Чисека, органическое отношение Теодореску-Сиона к природе проистекает из «основного закона» древнего народного искусства Румынии, а именно: «человек не осваивает окружающую природу; он растет на каменистой и скалистой почве [...] как растения, как деревья, как животные». [39] Это, утверждает Чисек, было откровением истинного художественного выражения румынской души, противоположного идиллическим полотнам мастера-импрессиониста Николае Григореску , но родственного попоранистской прозе Калистрата Хогаша . [76] В 1926 году он оценил: «Говорили — и многие среди художественно неграмотных продолжают повторять это и по сей день, — что только искусство Григореску может когда-либо быть румынским, и что живопись Теодореску-Сиона не может иметь ничего общего с содержанием нашей почвы [...] возможно, завтра [он] сможет опровергнуть скептические впечатления и теории». [77] Чисек изображает Сиона как «лучшего знатока художественных техник Румынии», обладающего «суверенным мастерством». [77] помещая его на противоположном конце от официального искусства после Григореску. Понимание Сионом национальной специфики, утверждает он, не имело ничего общего с «муллиганским» традиционализмом Октава Бэнчилэ и Кимона Логи : «если г-н Логи — художник, то Теодореску-Сион наверняка должен быть чем-то совершенно другим! Имейте в виду, что г-н Теодореску-Сион все еще развивается, тогда как «Мастер» Логи достиг вершины посредственности». [78] Напротив, Никифор Крайнич , который был поклонником Григореску, посмертно описал Сион как равного Григореску; однако, как он отметил, Сион подчинялся заказам и поэтому никогда не создавал настоящих шедевров. [54]

Друг Виану и Гандиреа соавтор Лучиан Блага , поэт-философ, ищущий румынскую специфику, аплодировал картинам Теодореску-Сиона, изображающим «суперпастухов и суперкрестьян» в «Румынских пейзажах». [79] в то время как, с другой стороны современной литературы, Виктор Эфтимиу прославлял Сиона как «культурную» и «утонченную» фигуру среди традиционалистов. [6] Обозреватель искусства Петру Комарнеску также предполагает, что Теодореску-Сион действительно оправдал ожидания чисто румынского искусства, вернувшись к «натурализованному византийскому искусству » средневековых монументалистов, особенно в Шипотуле . [49] Хотя он выдвигает аналогичный аргумент, религиозный комментатор Крайник считает, что Сион был менее уверен в себе как христианский художник, хотя, как он отмечает, сама Гандирея поощряла его писать современные румынские иконы . [48]

«Реакционный» модернист

[ редактировать ]

Смешение тем и противоречия вокруг политики Гандиристов также затронули художественный вклад Сиона. В 1920-е годы художественное видение, предложенное Сионом и Рессу, оспаривалось авангардной школой Контимпоранула . также вдохновленные примитивным искусством, Ее лидеры Ион Винеа и Марсель Янко, отказывались рассматривать других как реальных представителей крестьянских традиций. [80] Более радикальные экспериментаторы, в том числе студент Сиона Жак Эрольд , вообще отвергли ручной модернизм, обратившись к сюрреализму ; [81] но молодые неотрадиционалисты, такие как Елена Попеа, нашли в этом источник вдохновения. [82] Ретроспективно философ и куратор Эрвин Кесслер находит в Сионе представителя « реакционного румынского модернизма»: художественного национализма, возникшего в то время, когда все современное румынское искусство было разделено по этническому признаку («важную роль играла этническая составляющая классического модернизма, тот, который следует объяснять, а не замалчивать»). [51] Кесслер дополнительно отмечает, что в вере Сиона в органическую связь людей и почвы есть радикальный компонент, сравнивая ее с основными концепциями румынского национализма и традиционализма — от А.С. Кузы до антисемитизма аграризма Маджеру Вирджила и проходя через Теория Блага о народной архитектуре. [83] Также будучи антисемитом, Крайник утверждал, что искусство Сиона никогда не производило впечатления на арт-рынке, поскольку покупатели были «в основном евреями». [84]

Различные критики отмечали, что работы Сиона 1920-х и 30-х годов в целом неуклюжи. [2] [8] «ученый», [67] или геометрический и безличный. [85] Исследование «Меридиан» считает некоторые из его работ «выразительными», отмечая, что Сион «не достигает философского смысла народной мифологии , сохраняя лишь свою живописную внешность». [71] В некоторых из своих поздних полотен Сион возвращается к символизму, но придаёт ему оттенок « рококо », например, заставляя свою жену позировать в кринолине . [86]

Наследие

[ редактировать ]

«Преждевременная смерть Иона Теодореску-Сиона» стала, по мнению критика И. Зарнеску, моментом кризиса для румынского искусства: «[она] оставляет пустоту в нашем искусстве, как раз в тот момент, когда он, человек поддержки и поощрения, был наиболее тяжело ранен». нужный." [53] Художник получил несколько наград от своих сверстников. Писатель Камил Петреску делает косвенное — и, как указывает Сорин Александреску , хронологически неточное — упоминание о своих городских пейзажах в романе 1933 года « Патул луи Прокуст» ; Александреску считает, что это усиливает ностальгическое настроение в этом конкретном фрагменте книги. [45] Помимо автопортретов, образ Сиона сохранился в бюсте работы скульптора Корнелиу Медря (по словам Никифора Крайника, Медрея «чудесно» передал гордую манеру поведения и физическую красоту художника). [54] Медрея также спроектировал склеп Сиона на кладбище Беллу . [52]

Слава Сиона с годами падала. [45] Его культурное наследие было частично сохранено его коллегами из Гандиреи , в том числе теми, кто позже перешел в крайне правую политику. После Второй мировой войны и установления коммунистического режима в Румынии некоторые из последних были арестованы, а другие бежали за границу. Одним из последних был политический журналист Памфил Шейкару , который даже взял с собой некоторые картины Сиона, когда переехал во франкистскую Испанию . [36] В 1972 году Гандиреи профашистский редактор начал Крайник был освобожден из тюрьмы и после реабилитации писать хроники в Glasul Patriei , коммунистическом журнале для румынской диаспоры . Его статья о Теодореску-Сионе была прочитана и восхищена Шейкару, который написал ответное письмо с благодарностью своему бывшему работодателю. [36]

Национальный музей искусств Румынии (MNAR) имеет значительную коллекцию Теодореску-Сиона. Большая часть из них была включена в Галерею современного румынского искусства, вновь открытую и реорганизованную MNAR в 2001 году. Хотя критики давно этого ожидали, [51] эта новая коллекция вызвала споры: критик Георге Вида обнаружил, что присутствие Сиона, как и других современных художников, было несправедливо омрачено включением в него меньших, «второстепенных» художников межвоенного периода. [87] Пожертвование коллекции Лолы Шмиер Рот в 2006 году также пополнило фонд Теодореску-Сиона MNAR работами, которые он отложил для своего бывшего ученика. [88] Другие значительные коллекции Сиона хранятся в художественных музеях Констанцы. [6] и Тулча , [89] и Замбакский музей в Бухаресте. [90]

Румынский арт-рынок, все еще возникший после румынской революции 1989 года , неоднозначно относился к работам Теодореску-Сиона. В 2009 году искусствовед Павел Чусарэ осудил «неприемлемое несогласие» между статусом Сиона как «первоклассного художника» и низкими стартовыми ценами на его полотна, в отличие от «непомерных сумм», полученных такими художниками, как Сабин Бэлаша . [91] В том же году его картина «Cele trei vârste » («Три возраста») была продана за 32 000 леев . [92] Интерес к работам Теодореску-Сиона, похоже, возобновился к 2010 году, когда выставленные на аукцион Сионы были проданы по самым высоким ценам. [93]

Полемика авангарда с неотрадиционализмом Сиона продолжается и посмертно. В 2009 году Эрвин Кесслер организовал коллективное шоу на тему «Свинина». Кесслер объяснил, что свинья, основной продукт потребительского общества современной Румынии , призвана заменить овцу в качестве « тотема » Теодореску-Сиона и Николае Григореску. [94] [95] На ироничной выставке были представлены концептуальные работы Матея Беженару , Думитру Горзо , Иона Григореску , Дэна Перёвски и других. [94] [95]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Гогилтан, стр.138, 149.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р (на румынском языке) Симона Мокану, Медальон Иона Теодореску - Сион. 70 лет со дня его упадка. Архивировано 17 ноября 2011 г. в Wayback Machine , в Брэила. округа Управлении культуры и национального достояния Архивировано 4 ноября 2011 г. в Wayback Machine ; получено 19 ноября 2011 г.
  3. ^ Jump up to: а б (на румынском языке) «Уполномоченные церковные живописцы и живописцы» , в Веститорул , № 1. 17-18/1937, с.164
  4. ^ Гогилтан, стр. 122-123, 138-139, 149. См. также Крайник, стр. 287; Таслауану, стр.248
  5. ^ Гогилтан, стр.138; Павел, стр.211
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м (на румынском языке) «Композиции художника Иона Теодореску-Сиона в собраниях Художественного музея» , в Телеграфе - Констанца , 10 марта 2007 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д Vlasiu (2010), p.9
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я (на румынском языке) Крикор Замбачян , «Zambacu» , издательство LiterNet ; получено 19 ноября 2011 г.
  9. ^ Jump up to: а б (на французском языке) Мариана Вида, «La société Tinerimea Artistă de Bucharest et le Символизм позднего периода 1902-1910 годов» , в Revue Romaine d'Histoire de l'Art. Серия изящных искусств , Том. XLIV, 2007, стр.63-64.
  10. ^ Jump up to: а б Павел, стр.92-93
  11. ^ Jump up to: а б с Броштяну (1931), стр.316
  12. ^ (на румынском языке) Вероника Маринеску, «Аукцион Бранкузи в Париже» , в Curierul Nacial , 1 декабря 2010 г.
  13. ^ Gogîltan, стр. 122-123, 138. См. также Tăslăuanu, passim.
  14. ^ Просеянное, стр.45-47.
  15. ^ Jump up to: а б с Кэлинеску, стр.823
  16. ^ Кэлинеску, стр.822-823
  17. ^ Просеянное, стр.39, 45-46.
  18. ^ Просеянное, стр.45-46; Гогилтан, стр.122, 142
  19. ^ Просеянное, стр.46-47.
  20. ^ Просеянное, стр.45
  21. Vlasiu (2010), p.7-9
  22. ^ Дума, пассим
  23. ^ Jump up to: а б Таслауану, стр.248
  24. ^ Jump up to: а б (на румынском языке) Иоана Власиу, «Тоница и события румынского искусства» , в «Литературной Румынии» , No. 18/2002
  25. ^ Броштяну (1931), стр.313, 316
  26. ^ (на румынском языке) Мариана Вида, «Между напряженностью экспрессионизма и новым гуманизмом» , в Observator Culture , No. 300-301, декабрь 2005 г.
  27. ^ Гогилтан, стр.143
  28. ^ Чисек, «Иоан Теодореску-Сион», стр.251; «Мариус Бунеску», стр.282
  29. ^ (на румынском языке) Борис Мариан , «Варианты Константина Доброжану-Гереа» , в «Еврейской реальности» , No. 231-232 (1031-1032), май – июнь 2005 г., стр. 14.
  30. ^ Jump up to: а б (на румынском языке) Евгений Крэчун, «Художественная хроника. Выставка румынского художественного общества » , в Гындире , № 1. 16-17 / 1923, стр. 257-258 (оцифровано университета Бабеш-Бойяи Онлайн-библиотекой Трансильванского )
  31. ^ (на румынском языке) Василе Раду, «Художественные школы в Клуже и Тимишоаре между частной инициативой и государственным образованием». Архивировано 2 октября 2011 г. в Wayback Machine , в Трибуне , № 1. 172, ноябрь 2009 г., стр. 25-26.
  32. ^ «Виктор Эфтимиу» , в журнале Plural Magazine, заархивировано 21 марта 2012 г. в Wayback Machine , Nr. 21/2004
  33. ^ (на румынском языке) « Carul cu boi , не менее 40 000 евро» , в Evenimentul Zilei , 29 января 2009 г.; Вероника Маринеску, «Григореску, Петрашку, Цукулеску, Аман в топе предложений» , в Curierul Nacial , 7 апреля 2010 г.
  34. ^ Гогилтан, стр.101; Григореску, с. 434-435, 445.
  35. ^ Диктор, 286-287.
  36. ^ Jump up to: а б с (на румынском языке) Николае Скурту, «Новые статьи об эпистолографе Памфиле Шейкару» , в «Литературной Румынии» , No. 16/2010
  37. ^ (на румынском языке) Анка Андрееску, Библиотечные конференции ASTRA, No. 139. Между журналистикой и литературой. Архивировано 8 мая 2014 г. в Wayback Machine , ASTRA , Сибиу, 2011 г., стр. 9.
  38. ^ Дрэгуц и др. , стр.241-242
  39. ^ Jump up to: а б Гогилтан, стр.101
  40. ^ Гогилтан, стр.127
  41. ^ Павел, с.94, 211
  42. ^ Чисек, «Иоан Теодореску-Сион», passim ; Павел, стр. 211-215.
  43. ^ Гогилтан, стр.137.
  44. ^ Цисек (1926), пассим
  45. ^ Jump up to: а б с д и ж (на румынском языке) Сорин Александреску , «Живописный Бухарест (II)». Архивировано 28 сентября 2011 г. в Wayback Machine , в Ziarul Financiar , 19 августа 2005 г. (переиздано института культуры Румынского Româniaculturală . Архивировано 2 сентября 2011 г.). в Wayback Machine )
  46. ^ (на румынском языке) Даниэла Карля Шонтика, «Сварц с капшистами» , в Jurnalul Nacial , 28 августа 2006 г.
  47. ^ (на румынском языке) Сорин Александреску , «Живописный Бухарест (IV)». Архивировано 28 сентября 2011 г. в Wayback Machine , в Ziarul Financiar , 2 сентября 2005 г. (переиздано института культуры Румынского Româniaculturală . Архивировано 9 сентября 2011 г.). 02 в Wayback Machine )
  48. ^ Jump up to: а б Диктор, стр.287
  49. ^ Jump up to: а б Петру Комарнеску , «Художественная хроника. Художественная чувствительность Румынии», в Viaa Românească , No. 6-7/1927, с.443-444, 446.
  50. ^ Гогилтан, стр.127, 128.
  51. ^ Jump up to: а б с (на румынском языке) Эрвин Кесслер , «МАМ» , в Revista 22 , Nr. 828, январь 2006 г.
  52. ^ Jump up to: а б (на румынском языке) Погребальный памятник художнику Теодореску Сиона в Ассоциации друзей Национального исторического музея ; получено 19 ноября 2011 г.
  53. ^ Jump up to: а б (на румынском языке) И. Зэрнеску, «Пластиковая хроника. Официальный салон» , в Societatea de Maine , No. 1/1939, стр.2 (оцифровано университета Бабеш-Бойяи онлайн-библиотекой Трансильванского )
  54. ^ Jump up to: а б с Диктор, стр.286
  55. ^ (на румынском языке) Джордж Мурну , «8-я выставка «Художественной молодежи»» , в Лучафэруле , № 1. 12/1913, стр.221 (оцифровано университета Бабеш-Бойяи Онлайн-библиотекой Трансильванского )
  56. ^ Jump up to: а б Таслауану, стр.249
  57. Дума, стр.374
  58. Дума, стр.376
  59. ^ (на румынском языке) Мариана Вида, «Гипотезы модернизма (I)» , в Observator Culture , No. 503, декабрь 2009 г.
  60. ^ Павел, стр.93
  61. ^ Григореску, стр.445.
  62. Дума, стр.373-374.
  63. ^ Гогилтан, стр.122-123.
  64. ^ Гогилтан, стр. 123, 142-143.
  65. ^ Чисек, «Иоан Теодореску-Сион», стр.251.
  66. ^ Чисек, «Иоан Теодореску-Сион», стр.251-252.
  67. ^ Jump up to: а б (на французском языке) Георге Опреску , «L'Art roumain de 1800 a nos jours» , в журнале Plural Magazine. Архивировано 21 марта 2012 г. в Wayback Machine , Nr. 28/2006
  68. ^ Чисек, «Иоан Теодореску-Сион», стр.250-251.
  69. ^ Павел, стр.212-215.
  70. ^ Павел, стр.93-94
  71. ^ Jump up to: а б Дрэгуц и др. , стр.242
  72. Павел, с.211-212, 214.
  73. ^ Павел, с.211
  74. ^ Гогилтан, стр.120-121.
  75. ^ Гогилтан, стр. 137-138, 148-149.
  76. ^ Гогилтан, стр.101, 126.
  77. ^ Jump up to: а б Цисек (1926), стр.43
  78. ^ Чисек, «Мариус Бунеску», стр.281.
  79. ^ Гогилтан, стр.126
  80. ^ Гогилтан, стр.151.
  81. ^ (на румынском языке) Петре Рэйляну , «Миф о прозрачности» , в Observator Culture , No. 115, май 2002 г.
  82. ^ (на румынском языке) Аурел Д. Броштяну , «Пластиковая хроника. Елена Попеа» , в Гандиреа , No. 10–11 / 1930, стр. 403 (оцифровано университета Бабеш-Бойяи Онлайн-библиотекой Трансильванского )
  83. ^ Гогилтан, стр.126-127.
  84. ^ Диктор, стр.286-287.
  85. ^ Гогилтан, стр.127, 144.
  86. ^ Анджело Митчиевичи , Декаданс и декадентизм в контексте румынской и европейской современности , Издательство Curtea Veche , Бухарест, 2011, стр.369-370. ISBN   978-606-588-133-4
  87. ^ (на румынском языке) Георге Вида, «Об открытии Галереи современного румынского искусства» , в «Литературной Румынии» , No. 26/2001
  88. ^ (на румынском языке) Елена Олариу, «Пожертвования и доноры Национальному художественному музею Румынии» , в Observator Culture , No. 302-303, январь 2006 г.
  89. ^ Мариан Мокану, «Художественный музей Тулчи - Художественный пантеон румынских художников» , в журнале Plural Magazine. Архивировано 21 марта 2012 г. в Wayback Machine , Nr. 31/2008
  90. ^ (на румынском языке) Симина Стан, «Скромное очарование музея Замбакка (II)» , в Jurnalul National , 18 февраля 2009 г.
  91. ^ (на румынском языке) Павел Шусарэ , «Между культурным призванием и проблемами рынка» , в «Литературной Румынии» , No. 6/2009
  92. ^ (на румынском языке) Вероника Маринеску, «Тоница продана за 370 000 леев в Casa Alis» , в Curierul Nacial , 4 ноября 2009 г.
  93. ^ (на румынском языке) Вероника Маринеску, «Ион Теодореску Сион, в топе продаж» , в Curierul Nañional , 9 июня 2010 г.; «Теодореску Сион, за 65 000 леев» , в «Национальном курьере» , 28 июля 2010 г.
  94. ^ Jump up to: а б Эрвин Кесслер , «Путь свиньи» , в журнале Plural Magazine. Архивировано 21 марта 2012 г. в Wayback Machine , Nr. 33/2009
  95. ^ Jump up to: а б (на румынском языке) Михай Плэмэдэла, «Декабрь – месяц групповых выставок» , в Observator Culture , No. 505, декабрь 2009 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: eaa49afeca3044ce7acb2508b2e22925__1686031980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ea/25/eaa49afeca3044ce7acb2508b2e22925.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ion Theodorescu-Sion - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)