Ион Теодореску-Сион
Ион Теодореску-Сион | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 31 марта 1939 г. | (57 лет)
Национальность | румынский |
Образование | Национальная школа изящных искусств Национальная школа изящных искусств |
Известный | Картина маслом , фреска , пастель , иллюстрация , шарж. |
Движение | Академическое искусство , Импрессионизм , Реализм , Постимпрессионизм , Дивизионизм , Символизм , Модерн , Примитивизм , Синтезм , Фовизм , Кубизм , Византийское возрождение , Попоранизм , Художественная молодежь , Мышление |
Награды | 2-я премия Бухарестского салона (1909 г.) Орден Короны (1923, 1926) Медаль Бене Меренти (1923 г.) |
Ион Теодореску-Сион (англ. Румынское произношение: [iˈon te.odoˈresku siˈon] ; также известный как Иоанн Теодореску-Сион или Теодореску-Сион ; 2 января 1882 — 31 марта 1939) — румынский художник и рисовальщик, известный своим вкладом в современное искусство и особенно своей традиционалистской, примитивистской , ремесленной и христианской живописью . Обученный академическому искусству , первоначально он был импрессионистом , но в годы перед Первой мировой войной он пробовал себя в различных современных стилях . Палитра Теодореску-Сиона была взаимозаменяемой постимпрессионистской , дивизионистской , реалистической , символистской , синтетической , фовистской или кубистической , но его творчество имело одну важную идеологическую направленность: изображение крестьянской жизни в ее естественной обстановке. Со временем Сион внес свой вклад в достижение цели поколений по созданию специфически румынского современного искусства, находящегося на стыке народной традиции, примитивистских тенденций, заимствованных с Запада, и аграрной политики 20-го века .
Первоначально возмущенное экспериментами Теодореску-Сиона, общественное мнение середины-конца 1910-х годов приняло его более укрощенный стиль. Сион был назначен военным художником, после чего его авторитет возрос. В его картинах монументальные изображения суровой природы и ее обитателей чередовались со светящимися балтийскими морскими пейзажами и ностальгическими записями о пригородной жизни. Их поиск визуальной конкретности был стандартом антиимпрессионистской эмансипации румынской художественной сцены в межвоенный период .
К середине 1920-х годов стиль Сиона стал визуальной составляющей неотрадиционалистского, «румынского» и неовизантийского течения, сформировавшегося вокруг литературного журнала «Гандирея» . За годы до его смерти зарождающийся авангард критиковал его новый стилистический и идеологический выбор. Колебания Сиона между современностью и ограниченностью, его флирт с авторитарной политикой и возможный упадок его творчества остаются темами споров.
Биография
[ редактировать ]Предыстория и молодость
[ редактировать ]Сын Румынских железных дорог кондуктора и крестьянки Иоаны Урсу. [1] Теодореску-Сион родился в Янке , уезд Брэила , [2] и крестился в Румынской Православной Церкви . [3] С обеих сторон его семья происходила из Трансильванских и гор Апусени Бредфилда , регионов, которые в то время все еще были частью Австро-Венгрии ; по распространенному мнению, некоторые из них были моти , то есть этническими румынскими пастухами, ведущими явно деревенский образ жизни. [4] Ион провел свое раннее детство на Бараганской равнине , но вырос в страстного любителя походов по Карпатам . [5]
В 1894 году, посетив начальную и среднюю школу в дунайском порту Брэила , мальчик уехал в Бухарест, чтобы учиться в Национальной школе изящных искусств , которую окончил в 1897 году. [2] С 1904 по 1907 год, обладатель стипендии военного министерства на свое имя, [6] он отправился во Францию . Впоследствии Сьон поступил в Высшую национальную школу изящных искусств , где учился у академических мастеров Жана-Поля Лорана и Люка-Оливье Мерсона . [2] [6] Он был бунтующим студентом, воспитанным на социалистических идеях, и растратил деньги на стипендию. [7]
Сион был воодушевлен новостями о революции в России и был изгнан своими консервативными покровителями. [7] Он сжег все свое имущество, за исключением экземпляра «Цвета зла» , и отправился во Французский Алжир , где, вероятно, намеревался подать заявление в Иностранный легион . [7] Позже он вернулся в Румынию, но часто выезжал за ее пределы в учебные поездки. Они привели его в Нидерланды , Англию и Италию . [2] Он был штатным карикатуристом (карикатуристом) различных румынских сатирических газет, в том числе Zavera («Проблема»), Nea Ghiă («Дядя Гицэ») и Джорджа Ранетти Furnica . [2]
Из своего французского периода Теодореску-Сион принес домой отголоски импрессионизма и более современные влияния Поля Сезанна , постимпрессиониста, и Андре Дерена , фовиста, вместе с оптическими теориями дивизионизма. [2] [8] Между 1908 и 1915 годами художник, все еще во многом обязанный творчеству Анри Фантен-Латура , [9] сосредоточился на создании символистических композиций с деревьями. [10] Поскольку он пошел на больший риск в своих экспериментах, он начал искать у кубиста Жоржа Брака новый способ создания натюрмортов . [2] [8] Наряду с такими вкладами были реалистические работы, предполагающие влияние румынского Камиля Рессу . [2] [8] [11]
Символистское движение и Балтийская колония
[ редактировать ]Сион был принят в новаторское и эклектичное общество Tinerimea Artistică в качестве одного из его новобранцев-символистов в 1909 году и вскоре после этого выставил свой портрет на религиозную тему Lux in tenebris lucet ( Иоанна 1:5 ). [9] В том же году он отправил свои работы в Официальный салон Бухареста и разделил с другими вторую премию жюри ex aequo . [6] [12] В тандеме он начал походы по Карпатам и сельским районам Трансильвании. Его картины отражают растущий интерес к жизни крестьянских жителей (и, следовательно, к его собственным крестьянским корням), с акцентом на населенные румынами районы Апусени, Бредфилд или Маргинимеа Сибиулуй . [13] В культурном отношении Теодореску-Сион также принадлежал к новой волне румынских художников, которые использовали простые формы, смелые цвета и четкие контуры для иллюстрации мистически заряженных предметов. Говорят, что помимо Сиона в эту группу входят Сесилия Куцеску-Шторк и Фридрих Шторк. [14] и Иосиф Изер , а затем Родика Маниу и Франциск Ширато . [15] Историк литературы Джордж Кэлинеску описывает этот момент как возникновение «каллиграфической живописи»: «сформированной контурами и изобретением церемониальных позиций» и «чаще всего сводящейся к рисунку». [15]
Деятельность примитивистов в визуальной сфере связана с появлением нетрадиционных писателей и более радикальных проявлений румынской символистской культуры — комментаторы отмечают их родство с поэтом Адрианом Маниу (братом Родики Маниу). [16] или с второстепенными символистами Александру Богдан-Питешти , Н.Д. Коча и Теодором Корнелем . [17] Впервые Теодореску-Сион оказался в центре внимания в 1910 году на коллективной художественной выставке Tinerimea Artistică , которая шокировала публику и академических авторов. [18] Группа, к которой присоединился скульптор Константин Брынкуш , оказалась маргинализированной внутри выставки, но получила поддержку в символистской прессе. [19] Опираясь на выводы других исследователей, таких как Теодор Энеску , историк литературы Поль Чернат видит в этом движении, названном «антиакадемическим постимпрессионизмом», первый отход Румынии от живописного салонного искусства, а также румынскую версию Оружейной выставки. явление. [20]
Сион все еще регулярно присутствовал на более поздних салонах Тинеримеи . В 1912 году он был чрезвычайно радикален, что позволяло критикам того времени считать его прототипом румынского « футуриста » (выражение шокирующей новизны, а не фактическая принадлежность к футуристическому течению). [21] В 1913 году среди его картин были изображение Распятия и меланхоличные изображения одиноких пастухов. [22] Год спустя у него состоялась персональная выставка (первая в его жизни). [6] в румынском Атенеуме . Как отметил журналист Октавиан Тэслэуану , истеблишмент по-прежнему смотрел на его работы со смущением и «сосылал» их в боковой зал. [23]
Вскоре после Второй Балканской войны к власти пришла румынская администрация 1913 года в Южной Добрудже , и этот регион стал интересен румынским художникам. Балчич ( Балчик ), когда-то многообещающий экспортный порт, пришел в экономический упадок, но его виды и экзотические мусульманские жители сделали его популярным летним курортом и колонией художников. [24] Теодореску-Сион присоединился к этому явлению на его самой ранней стадии и вместе с Рессу, Изером, Куцеску-Сторком и другими был «членом-основателем» сообщества балтийских художников. [24] Он также участвовал в художественной жизни Северной Добруджи , ему было поручено украсить дворец мэрии Констанцы серией фресок . [6] Именно здесь он впервые встретил коллекционера произведений искусства и мецена Крикора Замбачяна . [6] [8] который купит на выставку значительную часть своих более поздних полотен, в том числе « Моара дин Балчич» («Мельница в Балчике»). [25] Замбачян запомнил Сиона как талантливого, но своеобразного и мстительного художника, который выдавал себя за художественного наставника, но не выдерживал реальной конкуренции. [8]
- Свет сияет во тьме (1909)
- Обложка Furnica (июнь 1910 г.)
- Пейсай («Пейзаж», 1912)
- На отдыхе («На отдыхе», 1912)
- Погрузка баржи (Балчик), 1914 год.
- Обнаженные в пейзаже («Обнаженные в пейзаже»), 1914 г.
- Овидиу в изгнании (« Овидий в изгнании», 1915)
военного художника и румынского искусства Выставки
[ редактировать ]Примерно в 1914 году Сион полностью дистанцировался от символизма и декоративных линий модерна , посоветовав своей юной ученице Лоле Шмирер Рот сделать то же самое — они оба полагались на протокубистскую композицию в твердых формах, образцом для которых был Сезанн. [26] Работая преподавателем Национальной школы изящных искусств, Теодореску-Сьон также был одним из основателей Общества художников, ведущей румынской профессиональной ассоциации. [2]
Когда Румыния вступила в Первую мировую войну в 1916 году, Ион Теодореску-Сион был вынужден прервать работу над фресками Констанцы. [6] После призыва в Сухопутные войска Румынии нанял его он вернулся к официальному и академическому искусству: начальник штаба Думитру Илиеску для изображения румынских вооруженных сил в действии. [2] Сион стал свидетелем (и нарисовал) последующего штурма румынского фронта и центральными державами присоединился к исходу румынских солдат и гражданских властей в восточный регион Молдавии . Он находился в Яссах , временной столице, где начал сотрудничать с другими военными художниками, оторванными поражениями. [6] В 1918 году к ним присоединился Сион, когда они порвали с Тинеримеа , создав новый художественный форум Arta Română («Румынское искусство») - Рессу, Николае Тоница , Штефан Димитреску и Оскар Хан были среди других основных участников. [27]
После того, как румынские власти вернулись в Бухарест, работы Сиона были представлены в салоне Франклин-холла, организованном издательством Minerva Publishers (1919). [28] Он все еще заигрывал с социализмом и, как отметил журналист Тудор Теодореску-Браниште , помогал в 1920 году на похоронах марксизма теоретика Константина Доброжану-Гереа : «Великого старика [...] укладывали на носилки, которые группа художников-социалистов во главе с Теодореску Сионом предварительно завернулась в красную ткань ». [29] Его поведение во время войны и художественные заслуги привели к формальному признанию, и он был удостоен высоких наград — Ордена Короны (как офицер) и Бене Меренти в 1923 году. медали [6] В том же году он участвовал в выставке Arta Română с округа Арджеш пейзажами , в том числе Fântâna lui Manole (« Маноле »). Фонтан [30]
В межвоенный период , помимо салонов Tinerimea и Arta Română , Теодореску-Сион выставлял свои работы в Атенеуме, на художественной выставке газеты Universul , в галерее Dalles и в других местах. [2] Вместе с Рессу и Артуром Вероной Сион также был в 1921 году соучредителем первого в Румынии профсоюза художников ( Sindicatul Artelor Frumoase ), который боролся за базовое социальное обеспечение , но также имел политическую и (по мнению искусствоведа Василе Раду) " утопическая» программа. [31] Вкратце, их планы получили официальную поддержку в тот период, когда Виктор Эфтимиу , драматург-символист и богатый коллекционер произведений искусства, был министром культуры и искусств . [32] В первые межвоенные годы Сион также был одним из искусствоведов, занимавшихся проверкой подлинности картин румынского классика Николае Григореску . [33]
- Разведчик («Разведчик», 1917)
- Ла Мэрэшешть («В Мэрэшешти », 1919)
- Камень Краюлуя (1920)
- Крестьянский дом в Куртя-де-Арджеш («Крестьянский дом в Куртя-де-Арджеш », 1922 г.)
- Миорита (1923)
- Лола Штрайхер Рот
размышления Годы
[ редактировать ]1920-е годы стали новым периодом синтеза в жизни Теодореску-Сиона, поскольку он стал художественным представителем неотрадиционалистского движения, сосредоточенным на журнале Gândirea . Его приветствовал арт-обозреватель Оскар Уолтер Сисек . [34] а позже главный редактор Никифор Крайник , [35] [36] 1923 года он предоставил иллюстрации к произведению «Satul meu» («Моя деревня») гандириста поэта- Иона Пиллата . [6] Другой бывший символист, Тудор Аргези , приветствовал изменение стиля, написав: «Тот, кто помнит углы, точки, квадраты, круги, полукруги и сферы Теодореску-Сиона, поблагодарит его за то, что он сдал кепку и взял более подходящую шляпу, и за то, что расстался с выдумками весьма урезанного символизма». [7] Художник по-прежнему получал заказы от символистского движения, создавая иллюстрации к символистской пьесе Иона Минулеску в Цетичи-мэ! ежемесячно (январь 1922 г.). [37]
Художник благосклонно относился к поискам Гандиреа . новой национальной специфики в искусстве, или «румынизма» Авторы ретроспективы 1970 года, опубликованной в Editura Meridiane , описывают этот период следующим образом: «С самых разных точек зрения журналы Viaa Românească и Gândirea [...] боролись за создание произведений искусства, вдохновленных румынской реальностью; и если, в более позднее время гандиризм будет нести на себе отпечаток обостренного национализма как один из носителей крайне правой идеологии. Не менее верно и то, что вначале журнал определял свое эстетическое кредо, уравновешивая его необходимостью искусства выражать национальная реальность». [38] В интервью писателю Феликсу Адерке Сион заявил: «Художественное чувство румынизма отличается от чувств других народов особой чувствительностью. Сдержанность в применении к деликатности, гармония в приглушенной хроматике. полдень летнего солнцестояния». [2] [8] Гогилтан связывает основной период творчества Теодореску-Сиона с созданием Великой Румынии : «Полотна Иона Теодореску-Сиона на «национальную тематику» представляли собой визуальную интерпретацию географии Соединенного Королевства Румынии после включения в него Трансильвании, , Кришаны и Буковины . Баната 1918 год». [39] Она считает, что страсть Сиона к изображению пастухов во время их сезонных переходов или отгонного животноводства является символом Великой Румынии как людей, встречающихся на пастбищах . [40]
Приспосабливаясь к тому, что критик Тудор Виану называет «опытом альпиниста», Сион возобновил свои путешествия вглубь гор, как в округе Арджеш, так и в некоторых районах Трансильвании. [41] Из всех картин, которые он представил публике во время художественной выставки в галерее Илеана в 1925 году, подавляющее большинство составляли горные пейзажи или композиции с пастухами и горцами, такие как La isvorul Troişei («У Троицы [Троицкой] весны»). ), чередующиеся с новыми балтийскими морскими пейзажами. [42] Иногда встречаются натюрморты: Roz şi ro («Розовое и красное»), которые, вероятно, отсылают к стихотворению трансильванского автора Октавиана Гоги , произвели впечатление на Гогу и были куплены для государства Ионом Лапедату . [43] Сион вернулся на то же место в начале 1926 года, когда представил разнообразную подборку своих новых композиций. [44] и был награжден Орденом Короны высшей степени. [45]
Бухареста Известный деятель богемной жизни , художник часто посещал художественно-литературный клуб в ресторане Casa Capşa . Он сидел за одним столом с некоторыми писателями-модернистами и неотрадиционалистами ( Камилем Бальтазаром , Ливиу Ребреану , Василе Войкулеску , Иларие Воронка ) и, как гласит история, однажды был вовлечен в драку тортом с сатириком и шутником Пасторелом Теодореану. . [46] Сион оправдал ожидания общественности портретами представителей высшего среднего класса Бухареста. [47] и предложил проект мавзолея Василе Александри . Последнее поручение он проиграл Паулю Молде — как сообщается, Сион сохранил горькую обиду на Румынскую Академию , вынесшую против него решение по этому вопросу. [48]
- Композиция с румынскими мотивами («Композиция с румынскими мотивами», 1924)
- Мокани («Горный народ»)
- Пе малул апей («У воды», ок. 1925 г.)
- Бэрчи («Лодки», 1927)
- керамикой Натюрморт с овощами и
- Малини («Цветы каркаса»)
Последнее десятилетие
[ редактировать ]Примерно в 1927 году Теодореску-Сион снова сосредоточился на своих фресках: его единственными работами в Официальном салоне в этом году были этюды для настенной росписи под названием «Шипотул» («Быстрый источник»). [49] Вернувшись в Констанцу в 1928 году, он помог организовать официальную художественную выставку, посвященную полувековому юбилею румынского правления в этом регионе. [6] [45] Его собственные картины были выбраны для представления румынского искусства на выставке Expo 1929 в Барселоне , Испания , и были частью международных выставок 1930 года в Гааге и Амстердаме . [2]
К тому времени он отвернулся от портретного жанра, в том числе от своих фирменных полотен с изображением крестьян и пастухов, и его искусство стало полуабстрактным. [50] Его видели в модернистских кругах, и он участвовал в выставке 1934 года Peisajul bucureştean («Пейзаж Бухареста») с картинами, датируемыми 1919 годом. [45] Год спустя у него была ретроспективная выставка в Даллесе, которая проходила параллельно с дебютной выставкой Александру Чукуренку . Замбачян вспоминает, что Сьон завидовал быстрому росту Чукуренку. По словам самого Замбачяна: «И поскольку меня больше волновал Чукуренку, чем Теодореску Сион, он расстроился и повесил на двери своей выставки табличку: «Собакам и замбаччану вход запрещен». Конечно, буря вскоре утихла. Жена художника сорвала карту, и Теодореску Сион поцеловал меня, когда мы снова встретились!» [8]
В течение последних пяти лет своей жизни Сион становился сторонником румынского короля , авторитарного Карола II ; вместе с Ольгой Гречану и Мариусом Бунеску он представлял под руководством Кэрол официально поддерживаемую версию современной живописи. [51] Его работы снова были представлены на всемирной выставке 1937 года « Международная выставка искусств и технологий в современной жизни» в Париже . [2] В том же году он был одним из художников, участвовавших в украшении Королевского дворца Бухареста (Национальный художественный музей) . [2] и был зарегистрирован постановлением правительства как утвержденный государством церковный художник-монументалист. [3]
Теодореску-Сион умер в Бухаресте 31 марта 1939 года. [2] и был похоронен в склепе кладбища Беллу . [52] Его последняя подборка работ была представлена публике в рамках Официального салона, открывшегося в том же месяце в Бухаресте. [53] Гандиреа опубликовал свой некролог, подписанный Крайником и начинавшийся словами: «Теодореску-Сион умер неожиданно, в самый расцвет своей жизни и своего безгранично плодовитого таланта». [54]
- Артист («Художник», 1927)
- Красный Муслин («Красный Муслин», 1931)
- Майкуца Мария Чучану («Сестра Мария Чучану», 1931)
- Натюрморт с виноградом и яблоками («Натюрморт с виноградом и яблоками», 1934)
- Композиция с крестьянскими мотивами («Композиция с крестьянскими мотивами», 1936)
Работа
[ редактировать ]Экспериментатор
[ редактировать ]Теодореску-Сион был, пожалуй, самым разносторонним румынским художником-маслянистом. [2] [8] Интерес Сиона к испытанию формул был воспринят некоторыми представителями общественности сдержанно. , написанный для трансильванских читателей «Лучафэрула» , В мае 1909 года Джордж Мурну утверждал: «Теодореску Сион — это новый талант, которому следует усердно работать, прежде чем он достигнет той глубины наблюдения, которая делает человека художником. Он слишком озабочен техническими вопросами и слишком поверхностен в своих рисунках». [55] Пять лет спустя Тэслэуану оценил: «Искусство г-на Теодореску-Сиона [...] не нравится всем людям по первому впечатлению. [...] Примитивный и декоративный жанр с простыми линиями и выразительными плоскостями, не завоевал [это] много приверженцев. Его способ видения и передачи увиденного роднит его с современным искусством других стран». [23] Однако «[его полотна] подобны тем женщинам, которые не стремятся угодить глазу и походить на других. Как только вы приблизитесь к ним, как только вы познакомитесь с ними и изучите их, вы попадете под чары их глубокой простоты. и красота». [56]
Как отмечал в 1913 году арт-обозреватель Luceafărul Г. Дума, Сион взял «науку» своей живописи из французских академий и «гроссмейстеров», техники синтетизма в своих религиозных работах и современные декоративные элементы в своих пейзажах. [57] Дума описывает картины Сиона 1913 года, особенно «Край ноу» («Новолуние») и «Распятие», как духовное путешествие и заключает: «В ярких красках, с хорошо упорядоченными плоскостями, всегда направляющими нас к искусству будущего, сознательному Художник Теодореску-Сион мечтает и поет ту арию , которая ведет к бессмертию». [58] С тех пор историки искусства разошлись во мнениях по поводу внимания молодого Сиона к экзистенциальной тайне. Мариана Вида называет свои ранние композиции «патетически символистскими», [59] но, по словам Амелии Павел , его видения одиноких деревьев соединяют модерн «с его искривленными линиями» с элементами, взятыми из экспрессионизма . [10] Она пишет: «дерево без листьев [является] символом человеческого отчуждения, человеческого бессилия перед лицом необъятности природы». [60] Павлу явно противоречит коллега из Румынии Дэн Григореску : «Мотив дерева, вероятно, ближе к декоративно-муралистическому видению [Сиона] характерной монументальности с его этническим подтекстом». [61]
Вне символистского контекста примитивизм Теодореску-Сиона был формой социального исследования. Г. Дума был одним из первых, кто охарактеризовал Сион как голос особой румынской чувствительности: «Искусство Теодореску-Сиона есть отголосок народных чувств [...]. Это атавизм нашего чистейшего искусства [... ]. Художник творит, и народ, которого он представляет, живет через него, давая понять всем другим народам с определенными характеристиками, что [...] источники его собственных мечтаний выходят на свет под творческой силой [.. .] Чувствуешь духовную связь с Теодореску-Сионом, потому что на его пастбищах обнаруживаешь труд и страдания народа, породившего самого художника». [62] По словам Анки Гогилтан, художественная выставка Тинеримеа 1910 года стала переломным моментом в отношениях между городским современным искусством и сельским большинством Румынии, поскольку и Теодореску-Сион, и Камил Рессу занимались сельской жизнью без идиллического конвенционализма или морального негодования. Она ссылается, в частности, на трансильванскую тематику Сиона Arat în Munții Abrudului («Пахота в горах Абруда »), «подчеркивающую цивилизаторские действия человека», а не выражающую «социальную критику». [63] До Первой мировой войны, утверждает Гогилтан, Сион и Рессу были визуальными партнерами румынского аграризма (или попоранизма ), стремясь подчеркнуть, как и Михаил Садовяну в литературной сфере, «достоинство», «стойкость» и экономическую важность румынского народа. крестьянство. [64]
Во время его поездок в Южную Добруджу его палитра стала более яркой, как отмечает Тэслэуану: «В новой Добрудже с ее излиянием света и тепла все цвета светлее; контуры более неточные, менее определенные; цветовое смешение и контраст более выражены и богаче. В пропитанной светом атмосфере Бальчича и Делиормана художник нашел сюжеты, созвучные его пониманию поэтического цвета». [56] К 1919 году он также проявил интерес к ландшафту пригорода. Историк культуры Сорин Александреску утверждает, что полученные картины, в которых основное внимание уделяется женщинам и детям, обладают атмосферой «спокойствия» и «баланса». [45] Эти сцены семейной жизни контрастируют с другими его занятиями конца 1910-х годов. Как отмечает Оскар Уолтер Сисек , цвета Сиона все еще были яркими, но его полотна «казалось, сконцентрировали [...] что-то из тьмы великой войны» и на какое-то время сбивали в кучу «валуны чистой материи». [65] По словам Цисека, это предпочтение навредило искусству Сиона на следующие несколько лет, но начало изнашиваться с завершением « La isvorul Troişei» . [66]
В контексте румынской художественной современности параллельная эволюция Сиона и Иосифа Изера заинтриговала различных комментаторов. Рецензент Георге Опреску утверждает, что сходство между ними в первую очередь определяется изменениями темперамента Сиона, его «беспокойным, возможно, менее уверенным в себе существом». [67] Другой межвоенный критик, Аурел Д. Броштяну , пишет, что Сион (как и Изер, но с более деревенскими влияниями) способствовал «ассимиляции изобразительной объективности» и противопоставлял ее «аморфному и дезорганизованному импрессионизму». [11]
мыслитель Художник-
[ редактировать ]Приверженность Теодореску-Сиона эстетике Гандиреи остается широко обсуждаемым этапом в его деятельности. Хотя штатный обозреватель журнала с восторгом отметил, что он отказался от своих «выдуманных и малопонятных» методов в пользу «прямой чувствительности», [30] различные авторы предполагают, что неотрадиционализм стал кульминацией десятилетий экспериментов Теодореску-Сиона. В заключение своей теории «каллиграфической живописи» Джордж Кэлинеску отмечает, что «понемногу румынская живопись плавно переходила в неовизантийскую ». [15] в то время как Чисек видит в Сионе 1920-х годов румынского художника-антимпрессиониста «объема» и «классической формы», совместимого с Сезанна, Дереном или Максом Унольдом . [68] Точно так же Тудор Виану ссылается на «Изворул Тройцей» и другие произведения ок. 1925 как композиции из грубых томов, создающие органические отношения между фигурами и пейзажем, что противоречит утверждениям о том, что Теодореску-Сион стал неоклассиком . [69] Амелия Павел также пишет, что зрелый Сион вернулся к рисованию деревьев, с экспрессионистской фильтрацией через живописные техники Дерена и, что более характерно, с растущим интересом к тому, чтобы другие открыли для себя сельский пейзаж Румынии. [70] По мнению авторов «Меридиана», его «ритмическая последовательность объемов» представляет собой смесь влияний, заимствованных из современного конструктивизма , и отголосков мастера-символиста Пьера Пюви де Шаванна . [71]
Окружающая среда, обычно изображаемая в большинстве творческих периодов Теодореску-Сиона после 1918 года, - это горы, Аргеш и Мотценланд . Виану предполагает, что Теодореску-Сион успешно создал себе менталитет горного жителя с разбитыми горизонтами и человеческими фигурами, видимыми вблизи, с мрачной палитрой, которая предполагает «прохладу и тайну, которые можно найти в пологе леса ». [72] Он отмечает: «Характеру человека, создавшего этот стиль живописи, можно задокументировать с помощью его знаменитого автопортрета, который он выставил [в 1925 году], где выдающаяся анатомия его лица, монобровь, один открытый и сканирующий глаз вызывают в памяти правда сам образ предка с гор». [73] Полемика Сиона с городской жизнью становилась явной. Как пишет историк Анка Гогилтан, один из его Peisaje («Пейзажи»), датируемый ок. В 1922 году «изящная фигура крестьянки появляется на окраине города, где доминирует современный город как плотно упакованный фон, по-видимому, экран из геометрических фигур». [74] Она отмечает, что такие натюрморты, как «Роз ши рош» , показывают, что он удовлетворял растущий интерес публики к предметам народного искусства, изображая деревенские тарелки или кружки; другие работы отмечают реальную иерархию сельского пространства, показывая женщин, полностью вовлеченных в домашние дела, такие как стирка белья. [75] Как отметил в 1931 году Броштяну, на натюрморты и портреты Сиона оказали три глубоких влияния: античное керамическое искусство Румынии, наряду с живописным видением Дерена, и, «безошибочно», постимпрессионистские полотна Штефана Лучиана . [11]
По словам его покровителя Чисека, органическое отношение Теодореску-Сиона к природе проистекает из «основного закона» древнего народного искусства Румынии, а именно: «человек не осваивает окружающую природу; он растет на каменистой и скалистой почве [...] как растения, как деревья, как животные». [39] Это, утверждает Чисек, было откровением истинного художественного выражения румынской души, противоположного идиллическим полотнам мастера-импрессиониста Николае Григореску , но родственного попоранистской прозе Калистрата Хогаша . [76] В 1926 году он оценил: «Говорили — и многие среди художественно неграмотных продолжают повторять это и по сей день, — что только искусство Григореску может когда-либо быть румынским, и что живопись Теодореску-Сиона не может иметь ничего общего с содержанием нашей почвы [...] возможно, завтра [он] сможет опровергнуть скептические впечатления и теории». [77] Чисек изображает Сиона как «лучшего знатока художественных техник Румынии», обладающего «суверенным мастерством». [77] помещая его на противоположном конце от официального искусства после Григореску. Понимание Сионом национальной специфики, утверждает он, не имело ничего общего с «муллиганским» традиционализмом Октава Бэнчилэ и Кимона Логи : «если г-н Логи — художник, то Теодореску-Сион наверняка должен быть чем-то совершенно другим! Имейте в виду, что г-н Теодореску-Сион все еще развивается, тогда как «Мастер» Логи достиг вершины посредственности». [78] Напротив, Никифор Крайнич , который был поклонником Григореску, посмертно описал Сион как равного Григореску; однако, как он отметил, Сион подчинялся заказам и поэтому никогда не создавал настоящих шедевров. [54]
Друг Виану и Гандиреа соавтор Лучиан Блага , поэт-философ, ищущий румынскую специфику, аплодировал картинам Теодореску-Сиона, изображающим «суперпастухов и суперкрестьян» в «Румынских пейзажах». [79] в то время как, с другой стороны современной литературы, Виктор Эфтимиу прославлял Сиона как «культурную» и «утонченную» фигуру среди традиционалистов. [6] Обозреватель искусства Петру Комарнеску также предполагает, что Теодореску-Сион действительно оправдал ожидания чисто румынского искусства, вернувшись к «натурализованному византийскому искусству » средневековых монументалистов, особенно в Шипотуле . [49] Хотя он выдвигает аналогичный аргумент, религиозный комментатор Крайник считает, что Сион был менее уверен в себе как христианский художник, хотя, как он отмечает, сама Гандирея поощряла его писать современные румынские иконы . [48]
«Реакционный» модернист
[ редактировать ]Смешение тем и противоречия вокруг политики Гандиристов также затронули художественный вклад Сиона. В 1920-е годы художественное видение, предложенное Сионом и Рессу, оспаривалось авангардной школой Контимпоранула . также вдохновленные примитивным искусством, Ее лидеры Ион Винеа и Марсель Янко, отказывались рассматривать других как реальных представителей крестьянских традиций. [80] Более радикальные экспериментаторы, в том числе студент Сиона Жак Эрольд , вообще отвергли ручной модернизм, обратившись к сюрреализму ; [81] но молодые неотрадиционалисты, такие как Елена Попеа, нашли в этом источник вдохновения. [82] Ретроспективно философ и куратор Эрвин Кесслер находит в Сионе представителя « реакционного румынского модернизма»: художественного национализма, возникшего в то время, когда все современное румынское искусство было разделено по этническому признаку («важную роль играла этническая составляющая классического модернизма, тот, который следует объяснять, а не замалчивать»). [51] Кесслер дополнительно отмечает, что в вере Сиона в органическую связь людей и почвы есть радикальный компонент, сравнивая ее с основными концепциями румынского национализма и традиционализма — от А.С. Кузы до антисемитизма аграризма Маджеру Вирджила и проходя через Теория Блага о народной архитектуре. [83] Также будучи антисемитом, Крайник утверждал, что искусство Сиона никогда не производило впечатления на арт-рынке, поскольку покупатели были «в основном евреями». [84]
Различные критики отмечали, что работы Сиона 1920-х и 30-х годов в целом неуклюжи. [2] [8] «ученый», [67] или геометрический и безличный. [85] Исследование «Меридиан» считает некоторые из его работ «выразительными», отмечая, что Сион «не достигает философского смысла народной мифологии , сохраняя лишь свою живописную внешность». [71] В некоторых из своих поздних полотен Сион возвращается к символизму, но придаёт ему оттенок « рококо », например, заставляя свою жену позировать в кринолине . [86]
Наследие
[ редактировать ]«Преждевременная смерть Иона Теодореску-Сиона» стала, по мнению критика И. Зарнеску, моментом кризиса для румынского искусства: «[она] оставляет пустоту в нашем искусстве, как раз в тот момент, когда он, человек поддержки и поощрения, был наиболее тяжело ранен». нужный." [53] Художник получил несколько наград от своих сверстников. Писатель Камил Петреску делает косвенное — и, как указывает Сорин Александреску , хронологически неточное — упоминание о своих городских пейзажах в романе 1933 года « Патул луи Прокуст» ; Александреску считает, что это усиливает ностальгическое настроение в этом конкретном фрагменте книги. [45] Помимо автопортретов, образ Сиона сохранился в бюсте работы скульптора Корнелиу Медря (по словам Никифора Крайника, Медрея «чудесно» передал гордую манеру поведения и физическую красоту художника). [54] Медрея также спроектировал склеп Сиона на кладбище Беллу . [52]
Слава Сиона с годами падала. [45] Его культурное наследие было частично сохранено его коллегами из Гандиреи , в том числе теми, кто позже перешел в крайне правую политику. После Второй мировой войны и установления коммунистического режима в Румынии некоторые из последних были арестованы, а другие бежали за границу. Одним из последних был политический журналист Памфил Шейкару , который даже взял с собой некоторые картины Сиона, когда переехал во франкистскую Испанию . [36] В 1972 году Гандиреи профашистский редактор начал Крайник был освобожден из тюрьмы и после реабилитации писать хроники в Glasul Patriei , коммунистическом журнале для румынской диаспоры . Его статья о Теодореску-Сионе была прочитана и восхищена Шейкару, который написал ответное письмо с благодарностью своему бывшему работодателю. [36]
Национальный музей искусств Румынии (MNAR) имеет значительную коллекцию Теодореску-Сиона. Большая часть из них была включена в Галерею современного румынского искусства, вновь открытую и реорганизованную MNAR в 2001 году. Хотя критики давно этого ожидали, [51] эта новая коллекция вызвала споры: критик Георге Вида обнаружил, что присутствие Сиона, как и других современных художников, было несправедливо омрачено включением в него меньших, «второстепенных» художников межвоенного периода. [87] Пожертвование коллекции Лолы Шмиер Рот в 2006 году также пополнило фонд Теодореску-Сиона MNAR работами, которые он отложил для своего бывшего ученика. [88] Другие значительные коллекции Сиона хранятся в художественных музеях Констанцы. [6] и Тулча , [89] и Замбакский музей в Бухаресте. [90]
Румынский арт-рынок, все еще возникший после румынской революции 1989 года , неоднозначно относился к работам Теодореску-Сиона. В 2009 году искусствовед Павел Чусарэ осудил «неприемлемое несогласие» между статусом Сиона как «первоклассного художника» и низкими стартовыми ценами на его полотна, в отличие от «непомерных сумм», полученных такими художниками, как Сабин Бэлаша . [91] В том же году его картина «Cele trei vârste » («Три возраста») была продана за 32 000 леев . [92] Интерес к работам Теодореску-Сиона, похоже, возобновился к 2010 году, когда выставленные на аукцион Сионы были проданы по самым высоким ценам. [93]
Полемика авангарда с неотрадиционализмом Сиона продолжается и посмертно. В 2009 году Эрвин Кесслер организовал коллективное шоу на тему «Свинина». Кесслер объяснил, что свинья, основной продукт потребительского общества современной Румынии , призвана заменить овцу в качестве « тотема » Теодореску-Сиона и Николае Григореску. [94] [95] На ироничной выставке были представлены концептуальные работы Матея Беженару , Думитру Горзо , Иона Григореску , Дэна Перёвски и других. [94] [95]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Гогилтан, стр.138, 149.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р (на румынском языке) Симона Мокану, Медальон Иона Теодореску - Сион. 70 лет со дня его упадка. Архивировано 17 ноября 2011 г. в Wayback Machine , в Брэила. округа Управлении культуры и национального достояния Архивировано 4 ноября 2011 г. в Wayback Machine ; получено 19 ноября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б (на румынском языке) «Уполномоченные церковные живописцы и живописцы» , в Веститорул , № 1. 17-18/1937, с.164
- ^ Гогилтан, стр. 122-123, 138-139, 149. См. также Крайник, стр. 287; Таслауану, стр.248
- ^ Гогилтан, стр.138; Павел, стр.211
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м (на румынском языке) «Композиции художника Иона Теодореску-Сиона в собраниях Художественного музея» , в Телеграфе - Констанца , 10 марта 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д Vlasiu (2010), p.9
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я (на румынском языке) Крикор Замбачян , «Zambacu» , издательство LiterNet ; получено 19 ноября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б (на французском языке) Мариана Вида, «La société Tinerimea Artistă de Bucharest et le Символизм позднего периода 1902-1910 годов» , в Revue Romaine d'Histoire de l'Art. Серия изящных искусств , Том. XLIV, 2007, стр.63-64.
- ^ Jump up to: а б Павел, стр.92-93
- ^ Jump up to: а б с Броштяну (1931), стр.316
- ^ (на румынском языке) Вероника Маринеску, «Аукцион Бранкузи в Париже» , в Curierul Nacial , 1 декабря 2010 г.
- ^ Gogîltan, стр. 122-123, 138. См. также Tăslăuanu, passim.
- ^ Просеянное, стр.45-47.
- ^ Jump up to: а б с Кэлинеску, стр.823
- ^ Кэлинеску, стр.822-823
- ^ Просеянное, стр.39, 45-46.
- ^ Просеянное, стр.45-46; Гогилтан, стр.122, 142
- ^ Просеянное, стр.46-47.
- ^ Просеянное, стр.45
- ↑ Vlasiu (2010), p.7-9
- ^ Дума, пассим
- ^ Jump up to: а б Таслауану, стр.248
- ^ Jump up to: а б (на румынском языке) Иоана Власиу, «Тоница и события румынского искусства» , в «Литературной Румынии» , No. 18/2002
- ^ Броштяну (1931), стр.313, 316
- ^ (на румынском языке) Мариана Вида, «Между напряженностью экспрессионизма и новым гуманизмом» , в Observator Culture , No. 300-301, декабрь 2005 г.
- ^ Гогилтан, стр.143
- ^ Чисек, «Иоан Теодореску-Сион», стр.251; «Мариус Бунеску», стр.282
- ^ (на румынском языке) Борис Мариан , «Варианты Константина Доброжану-Гереа» , в «Еврейской реальности» , No. 231-232 (1031-1032), май – июнь 2005 г., стр. 14.
- ^ Jump up to: а б (на румынском языке) Евгений Крэчун, «Художественная хроника. Выставка румынского художественного общества » , в Гындире , № 1. 16-17 / 1923, стр. 257-258 (оцифровано университета Бабеш-Бойяи Онлайн-библиотекой Трансильванского )
- ^ (на румынском языке) Василе Раду, «Художественные школы в Клуже и Тимишоаре между частной инициативой и государственным образованием». Архивировано 2 октября 2011 г. в Wayback Machine , в Трибуне , № 1. 172, ноябрь 2009 г., стр. 25-26.
- ^ «Виктор Эфтимиу» , в журнале Plural Magazine, заархивировано 21 марта 2012 г. в Wayback Machine , Nr. 21/2004
- ^ (на румынском языке) « Carul cu boi , не менее 40 000 евро» , в Evenimentul Zilei , 29 января 2009 г.; Вероника Маринеску, «Григореску, Петрашку, Цукулеску, Аман в топе предложений» , в Curierul Nacial , 7 апреля 2010 г.
- ^ Гогилтан, стр.101; Григореску, с. 434-435, 445.
- ^ Диктор, 286-287.
- ^ Jump up to: а б с (на румынском языке) Николае Скурту, «Новые статьи об эпистолографе Памфиле Шейкару» , в «Литературной Румынии» , No. 16/2010
- ^ (на румынском языке) Анка Андрееску, Библиотечные конференции ASTRA, No. 139. Между журналистикой и литературой. Архивировано 8 мая 2014 г. в Wayback Machine , ASTRA , Сибиу, 2011 г., стр. 9.
- ^ Дрэгуц и др. , стр.241-242
- ^ Jump up to: а б Гогилтан, стр.101
- ^ Гогилтан, стр.127
- ^ Павел, с.94, 211
- ^ Чисек, «Иоан Теодореску-Сион», passim ; Павел, стр. 211-215.
- ^ Гогилтан, стр.137.
- ^ Цисек (1926), пассим
- ^ Jump up to: а б с д и ж (на румынском языке) Сорин Александреску , «Живописный Бухарест (II)». Архивировано 28 сентября 2011 г. в Wayback Machine , в Ziarul Financiar , 19 августа 2005 г. (переиздано института культуры Румынского Româniaculturală . Архивировано 2 сентября 2011 г.). в Wayback Machine )
- ^ (на румынском языке) Даниэла Карля Шонтика, «Сварц с капшистами» , в Jurnalul Nacial , 28 августа 2006 г.
- ^ (на румынском языке) Сорин Александреску , «Живописный Бухарест (IV)». Архивировано 28 сентября 2011 г. в Wayback Machine , в Ziarul Financiar , 2 сентября 2005 г. (переиздано института культуры Румынского Româniaculturală . Архивировано 9 сентября 2011 г.). 02 в Wayback Machine )
- ^ Jump up to: а б Диктор, стр.287
- ^ Jump up to: а б Петру Комарнеску , «Художественная хроника. Художественная чувствительность Румынии», в Viaa Românească , No. 6-7/1927, с.443-444, 446.
- ^ Гогилтан, стр.127, 128.
- ^ Jump up to: а б с (на румынском языке) Эрвин Кесслер , «МАМ» , в Revista 22 , Nr. 828, январь 2006 г.
- ^ Jump up to: а б (на румынском языке) Погребальный памятник художнику Теодореску Сиона в Ассоциации друзей Национального исторического музея ; получено 19 ноября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б (на румынском языке) И. Зэрнеску, «Пластиковая хроника. Официальный салон» , в Societatea de Maine , No. 1/1939, стр.2 (оцифровано университета Бабеш-Бойяи онлайн-библиотекой Трансильванского )
- ^ Jump up to: а б с Диктор, стр.286
- ^ (на румынском языке) Джордж Мурну , «8-я выставка «Художественной молодежи»» , в Лучафэруле , № 1. 12/1913, стр.221 (оцифровано университета Бабеш-Бойяи Онлайн-библиотекой Трансильванского )
- ^ Jump up to: а б Таслауану, стр.249
- ↑ Дума, стр.374
- ↑ Дума, стр.376
- ^ (на румынском языке) Мариана Вида, «Гипотезы модернизма (I)» , в Observator Culture , No. 503, декабрь 2009 г.
- ^ Павел, стр.93
- ^ Григореску, стр.445.
- ↑ Дума, стр.373-374.
- ^ Гогилтан, стр.122-123.
- ^ Гогилтан, стр. 123, 142-143.
- ^ Чисек, «Иоан Теодореску-Сион», стр.251.
- ^ Чисек, «Иоан Теодореску-Сион», стр.251-252.
- ^ Jump up to: а б (на французском языке) Георге Опреску , «L'Art roumain de 1800 a nos jours» , в журнале Plural Magazine. Архивировано 21 марта 2012 г. в Wayback Machine , Nr. 28/2006
- ^ Чисек, «Иоан Теодореску-Сион», стр.250-251.
- ^ Павел, стр.212-215.
- ^ Павел, стр.93-94
- ^ Jump up to: а б Дрэгуц и др. , стр.242
- ↑ Павел, с.211-212, 214.
- ^ Павел, с.211
- ^ Гогилтан, стр.120-121.
- ^ Гогилтан, стр. 137-138, 148-149.
- ^ Гогилтан, стр.101, 126.
- ^ Jump up to: а б Цисек (1926), стр.43
- ^ Чисек, «Мариус Бунеску», стр.281.
- ^ Гогилтан, стр.126
- ^ Гогилтан, стр.151.
- ^ (на румынском языке) Петре Рэйляну , «Миф о прозрачности» , в Observator Culture , No. 115, май 2002 г.
- ^ (на румынском языке) Аурел Д. Броштяну , «Пластиковая хроника. Елена Попеа» , в Гандиреа , No. 10–11 / 1930, стр. 403 (оцифровано университета Бабеш-Бойяи Онлайн-библиотекой Трансильванского )
- ^ Гогилтан, стр.126-127.
- ^ Диктор, стр.286-287.
- ^ Гогилтан, стр.127, 144.
- ^ Анджело Митчиевичи , Декаданс и декадентизм в контексте румынской и европейской современности , Издательство Curtea Veche , Бухарест, 2011, стр.369-370. ISBN 978-606-588-133-4
- ^ (на румынском языке) Георге Вида, «Об открытии Галереи современного румынского искусства» , в «Литературной Румынии» , No. 26/2001
- ^ (на румынском языке) Елена Олариу, «Пожертвования и доноры Национальному художественному музею Румынии» , в Observator Culture , No. 302-303, январь 2006 г.
- ^ Мариан Мокану, «Художественный музей Тулчи - Художественный пантеон румынских художников» , в журнале Plural Magazine. Архивировано 21 марта 2012 г. в Wayback Machine , Nr. 31/2008
- ^ (на румынском языке) Симина Стан, «Скромное очарование музея Замбакка (II)» , в Jurnalul National , 18 февраля 2009 г.
- ^ (на румынском языке) Павел Шусарэ , «Между культурным призванием и проблемами рынка» , в «Литературной Румынии» , No. 6/2009
- ^ (на румынском языке) Вероника Маринеску, «Тоница продана за 370 000 леев в Casa Alis» , в Curierul Nacial , 4 ноября 2009 г.
- ^ (на румынском языке) Вероника Маринеску, «Ион Теодореску Сион, в топе продаж» , в Curierul Nañional , 9 июня 2010 г.; «Теодореску Сион, за 65 000 леев» , в «Национальном курьере» , 28 июля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Эрвин Кесслер , «Путь свиньи» , в журнале Plural Magazine. Архивировано 21 марта 2012 г. в Wayback Machine , Nr. 33/2009
- ^ Jump up to: а б (на румынском языке) Михай Плэмэдэла, «Декабрь – месяц групповых выставок» , в Observator Culture , No. 505, декабрь 2009 г.
Ссылки
[ редактировать ]- (на румынском языке) Аурел Д. Броштяну , «Пластиковая хроника. Замбакская коллекция» , в Гындиря , № 1. 6-7-8/1931, стр. 312-320 (оцифровано университета Бабеш-Бойяи Онлайн-библиотекой Трансильванского )
- Джордже Кэлинеску , История румынской литературы от истоков до наших дней , Издательство Минерва , Бухарест, 1986 г.
- Василе Дрэгуц, Василе Флоря, Дан Григореску , Марин Михалаке, Румынская живопись в изображениях , Издательство «Меридиан» , Бухарест, 1970. ОСЛК 5717220
- Поль Чернат , Румынский авангард и комплекс периферии: первая волна , Cartea Românească , Бухарест, 2007. ISBN 978-973-23-1911-6
- Оскар Уолтер Сисек ,
- (на румынском языке) «Художественная хроника. Иоан Теодореску-Сион» , в Гандирее , No. 8/1925, стр. 250-252.
- (на румынском языке) «Художественная хроника. Мариус Бунеску» , в Гындиря , № 1. 9/1925, стр. 281-282.
- (на румынском языке) «Пластиковая хроника. Выставка Теодореску-Сиона» , в Гындиреа , № 1. 1/1926, стр. 42-43.
- (на румынском языке) Никифор Крайнич , «Малая хроника» , в Гандирее , № 1. 5/1939, стр. 286-288.
- (на румынском языке) Г. Дума, «Pictorul Theodorescu-Sion» , в Luceafărul , No. 12/1913, с. 373-376.
- (на румынском языке) Анка Гогилтан, «Национальный пейзаж и аграрность в румынской живописи конца 19 - начала 20 века»; «Образ крестьянина в румынской живописи конца XIX — начала XX века» [ постоянная мертвая ссылка ] , в заключительном отчете Анджелы Харре (ред.). Аграрное движение в Центрально-Восточной Европе, 1880-1960 гг. II/82 438 , Европейский университет Виадрина , Франкфурт-на-Одере, с. 100-151
- Дэн Григореску, История потерянного поколения: экспрессионисты , Издательство Эминеску , Бухарест, 1980. ОСЛК 7463753
- Амелия Павел , Экспрессионизм и его предпосылки , Издательство «Меридиан», Бухарест, 1978. ОСЛК 5484893
- ОКТ ( Октавиан Тэслэуану ), «Искусство. Выставка художника Теодореску-Сиона» , в Лучеафэруле , № 1. 8/1914, стр. 248-249.
- (на румынском языке) Иоана Власиу, «Искусство будущего» в Румынии в начале 20 века» , в журнале «История искусств и исследования». Пластическое искусство (SCIA.AP) , специальный выпуск «Футуризм сегодня», 2010, стр. 3–13.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1882 рождения
- 1939 смертей
- Румынские художники
- Академический состав Бухарестского национального университета искусств
- Румынские карикатуристы
- Румынские редакционные карикатуристы
- Румынские иллюстраторы
- румынские монументалисты
- Румынские военные художники
- Христианские художники
- Художники Первой мировой войны
- Академическое искусство
- Румынские художники-импрессионисты
- Художники-постимпрессионисты
- Художники в стиле модерн
- Художники-символисты
- фовизм
- Художники-кубисты
- Мышление
- Люди из Янки
- Члены Румынской Православной Церкви
- Выпускники Школы изящных искусств
- Румынские военнослужащие Первой мировой войны
- Офицеры Ордена Короны (Румыния)
- румынские социалисты
- Румынские профсоюзные деятели
- Похороны на кладбище Беллу