Jump to content

Шейн (фильм)

Шейн
Афиша театрального релиза
Режиссер Джордж Стивенс
Автор сценария
На основе Шейн
Джек Шефер
Продюсер: Джордж Стивенс
В главных ролях
Кинематография Верный Григгс
Под редакцией
  • Уильям Хорнбек
  • Том МакАду
Музыка Виктор Янг
Цветовой процесс Техниколор
Распространено Парамаунт Пикчерз
Дата выпуска
  • 23 апреля 1953 г. ( 1953-04-23 )
Время работы
118 минут [1]
Страна Соединенные Штаты
Язык Английский
Бюджет 1,5 миллиона долларов [2]
Театральная касса 9 миллионов долларов (аренда в США и Канаде) [3]

«Шейн» — американский цветной вестерн в главных ролях 1953 года с Аланом Лэддом , Джин Артур и Ван Хефлином . Выпущено Paramount Pictures , [4] [5] Фильм известен своей пейзажной кинематографией , монтажом, исполнением и вкладом в жанр. [6] Продюсером и режиссером картины выступил Джордж Стивенс по сценарию Э. Б. Гатри-младшего . [7] по одноименному роману 1949 Джека Шефера года . [8] Его операторская работа, получившая «Оскар», была сделана Лоялом Григгсом .

«Шейн» был последним полнометражным и единственным цветным фильмом в карьере Артура. [9] В нем также участвуют Брэндон де Уайлд , Джек Пэланс , Эмиль Мейер , Элиша Кук-младший , Эдгар Бьюкенен и Бен Джонсон . [6] [7] Он занял 45-е место в списке AFI «100 лет... 100 фильмов» за 2007 год и третье место в 10-ке лучших фильмов AFI в категории вестернов.

США В 1993 году фильм был выбран для сохранения в Национальном реестре фильмов Библиотекой Конгресса как «культурно, исторически или эстетически значимый».

Шейн ( Алан Лэдд ) и Мэриан Старретт ( Джин Артур )

Шейн, немногословный, но опытный стрелок с загадочным прошлым. [6] едет в изолированную долину на малонаселенной территории Вайоминга в 1889 году. Бродяга, он нанят в качестве батрака трудным владельцем ранчо Джо Старреттом, который живет в усадьбе со своей женой Мэриан и их маленьким сыном Джоуи. Старретт сообщает Шейну, что против поселенцев долины ведется война запугивания. Хотя они на законных основаниях заявили свои права на свою землю в соответствии с Законом о гомстедах , безжалостный скотоводческий барон Руфус Райкер нанял различных негодяев и приспешников, чтобы преследовать их и вытеснить из долины.

Шейн едет в город один, чтобы купить припасы в Grafton's, универсальном магазине с прилегающим салоном. Шейн входит в салон, где пьют люди Райкера, и заказывает газировку для Джоуи. Крис Кэллоуэй, один из людей Райкера, высмеивает и насмехается над Шейном, обливая его выпивкой, но Шейн игнорирует его и уходит. Во время следующей поездки Шейна в город со Старреттами и другими поселенцами он побеждает Кэллоуэя, а затем он и Старретт выигрывают драку в баре против большинства других людей Райкера. Райкер обещает, что следующий бой будет с применением оружия. Райкер нанимает Джека Уилсона, беспринципного и заведомо опытного стрелка. Джои восхищается Шейном, к большому огорчению его матери, после того, как Шейн демонстрирует свои навыки стрельбы.

Фрэнк «Каменная стена» Торри, вспыльчивый бывший поселенец Конфедерации, подвергается насмешкам и вынужден вытащить пистолет Уилсоном, который затем застреливает Торри возле салуна. На похоронах Торри поселенцы обсуждают отказ от борьбы и выход из долины, но, став свидетелями того, как одна из их усадеб была разрушена в результате пожара, устроенного людьми Райкера, они обретают новую решимость продолжить борьбу. Райкер заключает, что Старретт несет главную ответственность за их решимость.

С целью его убийства Райкер приглашает Старретта на встречу в салоне якобы для переговоров об урегулировании. Кэллоуэй, больше не верный Райкеру, предупреждает Шейна о двойном кресте. Решив защитить Старретта от засады, вмешивается Шейн, даже сбивая Старретта без сознания, чтобы спасти его. Шейн едет в город, а Джоуи идет за ним пешком, чтобы посмотреть бой. Шейн убивает Уилсона, Райкера и брата Райкера, но получает ранение. Снаружи Шейн видит Джоуи, который замечает, что у Шейна течет кровь. В культовой заключительной сцене Шейн прощается и уезжает из долины, игнорируя отчаянные крики Джои: «Шейн! Вернись!»

Производство

[ редактировать ]
За кулисами съемок Шейна .

В то время Шейн стоил дорого для вестерна: 3,1 миллиона долларов. [10] Это был первый фильм, который транслировался в «плоском» широкоэкранном формате с соотношением сторон 1,66:1 — формате, который компания Paramount изобрела, чтобы предложить зрителям более широкую панораму, чем могло предоставить телевидение. [11]

Хотя это прямо не указано, основные элементы сюжета «Шейна» были заимствованы из войны округа Джонсон 1892 года в Вайоминге , архетипического конфликта скотоводов и поселенцев, который также послужил фоном для «Вирджинии» и «Врат рая» . [12] Физическое место действия — высокие равнины недалеко от Джексона, штат Вайоминг , и на многих кадрах виден Гранд-Титон, массив вырисовывающийся на близком расстоянии. Вымышленный город и усадьба Старреттов были построены для фильма недалеко от Келли , в долине Джексон-Хоул , и снесены после завершения съемок. Одно старинное строение, которое ненадолго появилось в фильме, Хижина Эрни Райта (теперь местные жители широко называют ее «Хижина Шейна») все еще стоит, но неуклонно приходит в упадок из-за того, что Служба национальных парков классифицировала ее как «руины» . [13]

Лэдд не любил и чувствовал себя некомфортно с оружием; Демонстрация стрельбы Шейна для Джоуи потребовала 116 дублей. [14] Тщательный обзор демонстрации Шейном владения оружием Джоуи показывает, что Алан Лэдд стреляет с закрытыми глазами. Позже, в салуне, пистолет Лэдда направлен далеко от человека, в которого он стреляет, особенно в финальной сцене, где он убивает брата Райкера. Паланс нервничал из-за лошадей, и ему было очень трудно садиться и спешиваться. После очень многих попыток он, наконец, выполнил безупречный соскок, который Стивенс затем использовал для всех соскоков персонажа Уилсона, а также - в обратном порядке - для своих скакунов. Паланс выглядел настолько неуклюже верхом на лошади, что Стивенс был вынужден заменить ознакомительную поездку Уилсона в город верхом на скачущей лошади на езду Паланса со скоростью ходьбы. [15] Позже Стивенс отметил, что это изменение фактически сделало появление Уилсона более драматичным и угрожающим. [16]

Финальная сцена, в которой раненый Шейн объясняет обезумевшему Джоуи, почему он должен уйти («Убийством нельзя жить»), стала трогательным моментом для всего актерского состава и съемочной группы, за исключением Брэндона де Уайлда. «Каждый раз, когда Лэдд произносил прощальные слова, де Уайльд косил глазами и высовывал язык, заставляя Лэдда смеяться. Наконец Лэдд крикнул отцу мальчика: «Заставь ребенка остановиться, или я ударю его по голове». ДеУайльд вел себя хорошо». [15]

Алан Лэдд, как Шейн

Режиссер Джордж Стивенс изначально хотел, Монтгомери Клифт и Уильям Холден чтобы на роли Шейна и Старретта были ; когда оба оказались недоступны, Стивенс попросил руководителя Paramount Ю. Фрэнка Фримена предоставить список доступных актеров с текущими контрактами; в течение трех минут он выбрал Алана Лэдда, Ван Хефлина и Джин Артур. Шейн была первой кинематографической ролью Артура за пять лет и последней, в возрасте 50 лет, хотя позже она появилась в театре и в недолговечном телесериале. Она согласилась на роль по просьбе Стивенса, который поставил ее в фильмах «Городской разговор» (1942) с Кэри Грантом и Рональдом Колманом и «Чем больше, тем веселее» (1943), за которые она получила свою единственную на «Оскар» . номинацию [17]

На вопрос, понравился ли ему фильм, автор «Шейна » Джек Шефер ответил: «Да, понравился, все, кроме этого коротышки», имея в виду Лэдда ростом пять футов шесть дюймов (168 см). [18] В 1989 году Шефер рассказал журналу выпускников Оберлина, что его персонажем Шейном должен был стать «мрачный, смертоносный человек», которого, как он надеялся, сыграет Джордж Рафт . [19]

Технические детали

[ редактировать ]

Хотя фильм был снят с использованием стандартного формата Академии 1,37:1 , Paramount выбрала Шейна для дебюта своей широкоэкранной системы, поскольку она состояла в основном из длинных и средних кадров, которые не были бы испорчены обрезкой изображения. Используя новую диафрагму кинопроектора и широкоугольный объектив, фильм был показан на первых площадках с соотношением сторон 1,66:1. Для своей премьеры студия заменила экран размером 34 на 25 футов в Radio City Music Hall на экран размером 50 футов в ширину и 30 футов в высоту. [20] [21] Paramount производила все свои последующие фильмы в этом соотношении до 1954 года, когда она перешла на 1,85:1. [11] Первоначально «Шейн» был выпущен в апреле 1953 года с обычным оптическим саундтреком , но по мере того, как его популярность росла, был записан новый трехдорожечный стереофонический саундтрек, который воспроизводился на взаимосвязанной 35-миллиметровой магнитной катушке в проекционной кабине. [22]

Стивенс хотел продемонстрировать зрителям «ужасы насилия». Чтобы подчеркнуть ужасную мощь выстрелов, он создал звуковой эффект, напоминающий пушечный, выстрелив из крупнокалиберного оружия в мусорный бак. Кроме того, он приказал двум главным жертвам стрельбы - Пэлансу и Элише Куку-младшему - быть оснащенными скрытыми проводами, которые резко отдергивали их назад при выстреле. Эти нововведения, по словам историка кино Джея Хайамса, положили начало графическому насилию в западных фильмах. Он цитирует Сэма Пекинпу : «Когда Джек Пэланс застрелил Элишу Кука-младшего в «Шейне» , все начало меняться». [12]

«Это как раз то, что мне нужно – получить совет от парня, который никогда не видел Шейна ».

Генри Винклер в роли Артура Фонзарелли, «Счастливые дни» [12]

Премьера фильма «Шейн» состоялась 23 апреля 1953 года в Нью-Йорке в Radio City Music Hall. [21] и собрал там 114 000 долларов за четыре недели. [23] В целом фильм заработал около 9 миллионов долларов на прокате в кинотеатрах США и Канады. [3] По одной из оценок, это означает около 20 миллионов долларов реальных кассовых сборов. [24]

Босли Кроутер назвал фильм «богатой и драматичной мобильной картиной американской границы». Он продолжил:

В Шейне есть нечто большее, чем просто красота и величие гор и равнин, залитых ярким западным солнцем и жестокими, проливными, чернобровыми дождями. В нем содержится потрясающее понимание горечи и страсти распрей, существовавших между новыми поселенцами и скотоводами на открытом пастбище. В нем содержится тревожное откровение о дикости, которая царила в сердцах старых стрелков, которые в соответствии с пограничным кодексом были просто законными убийцами. А еще в нем содержится чудесное понимание духа маленького мальчика среди всей напряженности, волнений и приключений приграничного дома.

Кроутер назвал «концепцию и присутствие» Джоуи, маленького мальчика, которого играет Брэндон де Уайлд, «ключом к тому, чтобы позволить по-новому взглянуть на материал, который не совсем нов. Потому что именно откровенный энтузиазм и наивные реакции этого мальчика делают растворитель всей драмы в сценарии А. Б. Гатри-младшего». [25]

Вуди Аллен назвал Шейна «шедевром Джорджа Стивенса» в своем списке великих американских фильмов 2001 года наряду с «Сокровищами Сьерра-Мадре» , «Белая жара» , «Двойная страховка» , «Информатор » и «Холм» . «Шейн» , писал он, «это отличный фильм, и он может сравниться с любым фильмом, будь то вестерн или нет». [26]

На агрегаторе обзоров сайте- Rotten Tomatoes Шейн имеет критический рейтинг одобрения 97% на основе 33 обзоров. [27]

Влияние на более поздние работы

[ редактировать ]

Телесериал 1966 года «Шейн» в главной роли с Дэвидом Кэррадином был непосредственно основан на фильме.

1980 года японском фильме «Далекий крик весны» есть в . Похожий сюжет [28]

В 1981 году британская певица Ким Уайлд выпустила песню «Shane» в качестве би-сайда своего сингла « Checkered Love ». Тексты, написанные братом Уайльд Рикки и ее отцом Марти, передают впечатления от фильма. [29]

Песня Роджера Уотерса 1984 года « Плюсы и минусы автостопа » включает слова «Ты помнишь Шейна?» и в записи присутствует вкрапленный звук из фильма.

Песня Хаустора 1985 года «Шейн» из их альбома «Болеро» названа в честь фильма. [30]

, постапокалиптический фильм 1987 года « Стальной рассвет » внимательно следует сюжету Шейна По словам Уолтера Гудмана из The New York Times . [31]

В своем альбоме 1997 года «Arizona Bay » Билл Хикс пародирует роль Джека Пэланса в «Шейне» в треке 8 «Bullies of the World», сравнивая неопределенное «мы», страны-производители оружия, с Джеком Уилсоном, насмехающимся над фермером, требующим «подобрать оружие». пистолет".

В боевике-триллере 1998 года «Переговорщик » два главных героя обсуждают фильмы западного жанра, Шейна в частности . Споря о финале, Крис Сабиан говорит, что Шейн умер, а Дэнни Роман говорит, что «он упал, потому что в него стреляли. Упасть не значит мертв». [32]

В сериале Hallmark 2013 года « Подписано, запечатано, доставлено » упоминается «Шейн, вернись».

Супергеройский фильм 2017 года «Логан» черпал существенное тематическое вдохновение у Шейна и официально признал это влияние серией конкретных отсылок к диалогам и отрывкам из сцен. Прощальные слова Шейна Джоуи дословно произносятся в заключительной сцене. [33]

Награды и почести

[ редактировать ]
Премия Оскар
Номинации на премию Оскар
Американского института кино Признание
[ редактировать ]

В 2006 году Шейн стал предметом судебного разбирательства в Японии, касающегося статуса авторских прав в этой стране. Две японские компании начали продавать недорогие копии «Шейна» в 2003 году на основании японского закона об авторском праве, который в то время защищал кинематографические произведения в течение 50 лет с года их выпуска. После того, как в 2004 году законодательный орган Японии внес поправки в закон, увеличив срок действия авторских прав на кинофильмы с 50 до 70 лет, Paramount и ее японский дистрибьютор подали иск против двух компаний. Японский суд постановил, что поправка не имеет обратной силы, поэтому любой фильм, выпущенный во время или до 1953 года, оставался в общественном достоянии в Японии. [35]

  1. ^ « Шейн (Ю)» . Британский совет классификации фильмов . 11 мая 1960 года . Проверено 25 января 2024 г.
  2. ^ Кристиансен, Ричард (13 августа 2000 г.). « Режиссер «Шейна» взялся за вестерн и победил» . Чикаго Трибьюн . Проверено 9 мая 2019 г.
  3. ^ Jump up to: а б Кон, Лоуренс (15 октября 1990 г.). «Чемпионы по прокату фильмов за все время». Разнообразие . п. М-184. ISSN   0042-2738 .
  4. ^ Обзор эстрадных фильмов; 15 апреля 1953 г., стр. 6.
  5. ^ «Отчеты Харрисона» Обзор фильма ; 18 апреля 1953 г., стр. 63.
  6. ^ Jump up to: а б с Эндрю, Джефф. «Шейн», Путеводитель по фильмам Time Out , Time Out Guides Ltd., Лондон, 2006.
  7. ^ Jump up to: а б «Шейн» . Классические фильмы Тернера . Атланта : Система вещания Тернера ( Time Warner ) . Проверено 25 января 2024 г.
  8. ^ Шефер, Джек (1983). Шейн (изд. в мягкой обложке). Нью-Йорк : Bantam Books . ISBN  978-0553271102 .
  9. ^ Вермилье 2012 , с. 143.
  10. ^ «Берлин анализирует шоу-центы Голдвина» . Разнообразие . 10 марта 1954 г. с. 2.
  11. ^ Jump up to: а б Уивер, Уильям Р. (25 марта 1953 г.). «Все фильмы Para. настроены на соотношение сторон от 3 до 5» . Кинофильм Ежедневно . п. 1.
  12. ^ Jump up to: а б с Хайамс 1984 , с. 115.
  13. Шейна Местоположение фильмов . Архивировано 14 октября 2022 года в Wayback Machine на сайте bestofthetetons.com, получено 7 марта 2017 года.
  14. Turner Classic Movies, TCM.com, «Шейн (1953) – Общая информация», получено 25 января 2024 г.
  15. ^ Jump up to: а б Хайамс 1984 , с. 116.
  16. Шейн на RogerEbert.com , получено 7 апреля 2017 г.
  17. ^ Брэди 1950a , с. 42.
  18. ^ Бойл, Молли (9 марта 2018 г.). «Писатель из ниоткуда: Как Джек Шефер нашел в себе Запад» . Санта-Фе, Нью-Мексико . Проверено 21 января 2021 г.
  19. ^ «Лейквудские знания - Джек Шефер» . 15 апреля 2007 года. Архивировано из оригинала 15 апреля 2007 года . Проверено 21 января 2021 г.
  20. ^ «Холл меняет проекционное оборудование для «Шейна»» . Motion Picture Daily , 8 апреля 1953 года.
  21. ^ Jump up to: а б Живой 2003 , с.
  22. ^ "Премьера "Шейна" на Среднем Западе в Лейк" . Motion Picture Daily , 13 мая 1953 года.
  23. ^ "'Воск', 'Шейн' завершает крепкие пробежки B'Way''. Motion Picture Daily , 20 мая 1953 года.
  24. ^ Информация о кассовых сборах Шейна. Числа. Проверено 13 апреля 2012 г.
  25. ^ Кроутер, Босли (24 апреля 1953 г.). «Шейн (1953)» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 8 сентября 2014 г.
  26. ^ Лайман, Рик (3 августа 2001 г.). «Смотрю фильмы с Вуди Алленом; Возвращение к Шейну » . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк . Проверено 6 сентября 2016 г.
  27. ^ Шейн в Rotten Tomatoes
  28. ^ Лахири, Х. (2015). Трагический герой в роли бродяги в фильмах Ёдзи Ямады. За кадром, 19 (8).
  29. ^ «Эту песню написали Рикки и папа о фильме «Шейн» .
  30. ^ ЧТО БЫЛО ВДОХНОВЛЕНО ХАУСТОРУ: Как создавалась песня "Shane" , получено 10 марта 2024 г.
  31. ^ «Обзор фильма: Стальной рассвет (1987)» . Нью-Йорк Таймс . Соединенные Штаты. 6 ноября 1987 г. Проверено 6 октября 2015 г.
  32. ^ «Он упал, потому что в него стреляли. Упал не значит мертв» .
  33. ^ Что это был за вестерн в «Логане» ? на geekendgladiators.com, получено 13 марта 2017 г.
  34. ^ «Топ Вестерн» . Американский институт кино . Проверено 18 июня 2008 г.
  35. ^ Митани, Хидехиро (осень – зима 2007 г.). «Аргумент в пользу распространения охраны авторских прав на кинематографические произведения» . Информационный бюллетень CASRIP . Юридическая школа UW. Архивировано из оригинала 30 марта 2014 года . Проверено 27 мая 2015 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 98c627f564a59bc8110213823f3d4674__1717966500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/98/74/98c627f564a59bc8110213823f3d4674.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shane (film) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)