Лингнаньская архитектура
Эта статья является частью серии , посвящённой |
Кантонская культура |
---|
Архитектура Лингнан ( китайский : Архитектура Лингнань ; Джютпинг : Линг) 5 имя 4 Джин 3 ты 1 ), или кантонская архитектура , относится к характерному архитектурному стилю (ям) региона Линнань — южнокитайских провинций Гуандун и Гуанси . Обычно это относится к архитектуре, связанной с кантонским народом , а другие народы в этом районе (такие как хакка и теочью ) имеют свои собственные стили. [ 1 ] [ 2 ] Этот стиль начался с архитектуры древних народов, не принадлежащих к Хань Наньюэ , и впитал в себя определенные архитектурные элементы Империи Тан и Империи Сун , когда регион китаизировался во второй половине первого тысячелетия нашей эры.
Введение
[ редактировать ]Современная архитектура Линнань отличается от своих аналогов в других ханьских регионах Китая, потому что кантонцы адаптируют свою архитектуру к географии региона: в регионе субтропический климат, очень непохожий на центральную равнину Китая ( Чжунюань ). Набор строительных материалов, к которым имели доступ кантонцы, также отличается от набора строительных материалов других групп ханьских китайцев, например, из-за различий в доступных породах деревьев .
В целом, классический стиль Линнан , который является самым известным в архитектуре Линнан, имеет тенденцию отдавать предпочтение бледным цветам, таким как зеленый и белый, избегать круглых структур, использовать большое количество рельефной резьбы и скульптур , иметь много открытых структур, таких как балконы и веранды , и быть построены из материалов, устойчивых к плесени и влаге. Последние два пункта, очевидно, связаны с жарким и влажным субтропическим климатом Лингнаня. [ 3 ]
Родовой зал клана Чэнь в Гуанчжоу считается репрезентативным примером классической архитектуры Линнань. Храм был построен в конце 19 века и служил академией для семей Чань в 72 уездах провинции Гуандун. Он включает в себя все виды народного архитектурно-декоративного искусства и известен своими «тремя резьбами» (резьба по камню, дереву и кирпичу), «тремя скульптурами» (керамическая скульптура, глиняная скульптура и красочная скульптура) и «одним литьем» (литая скульптура). железо). В результате его называют лучшим из всех родовых храмов в округе.
Сегодня некоторые элементы архитектуры Линнань используются при строительстве коммерческих районов Гуанчжоу, столицы провинции Гуандун. На торговых улицах грудами можно найти старомодные магазины классической лингнаньской архитектуры. Перед магазинами пристроены ко второму этажу от тротуара многочисленные столбы. Подобные стили строительства все еще относительно распространены в некоторых районах Гонконга и Макао .
Предварительная китаизация: архитектура Наньюэ
[ редактировать ]В настоящее время не так много исследований было проведено по архитектурным стилям народа Наньюэ, коренных жителей Байюэ в Линнане до того, как этот регион был китаизирован. Однако есть несколько объектов наследия того периода, которые дают представление о том, какой могла быть архитектура Наньюэ. [ 4 ] Мавзолей короля Наньюэ ( китайский : Могила короля Наньюэ ; Джютпин : Наам 4 Джют 6 люди 4 Моу 6 ), например, был построен примерно в 120 году до нашей эры и обнаружен в 1983 году. Он служил гробницей Цзыу Мо , второго короля королевства Наньюэ. Было отмечено, что архитектура имеет несколько отличий от своего аналога из Чжунюаня того же периода: в мавзолее использовались коридоры с изогнутыми поворотами, пруды в форме полумесяца, крутые стены на западной стороне и наклонные стены на востоке. Дно его водных путей было вымощено галькой и гравием, в результате чего дренажные воды при ударе о стены образовывали небольшие водовороты. [ 5 ]
Примеры архитектуры Наньюэ
[ редактировать ]Танская архитектура
[ редактировать ]Синицизация Лингнаня была заметна во времена династии Тан (7-10 века). [ 7 ] В результате культура Линнань (т. е. кантонская культура) находится под сильным влиянием культуры Тан и сохранила большую часть наследия Тан, не сохранившуюся в других ветвях современной ханьской китайской культуры. Между 4 и 10 веками многие монахи приезжали из Чжунюаня, чтобы распространять буддизм в Линнани, что привело к строительству религиозного сооружения, такого как храм Гуансяо ( китайский : 光孝寺 ; Джютпин : Джютпин: Гвонг). 1 ударять 3 день 6 ; горит. «Храм Света и сыновней почтительности»), хотя сегодня в Линнане не существует никаких построек эпохи династии Тан. Кроме того, с 19-го века стиль Тан пережил возрождение в регионе, будь то в Гонконге и Макао или Материковая часть Лингнаня Ярким примером является женский монастырь Чи Линь в Гонконге.
Этот стиль архитектуры очень непохож на классическую лингнанскую архитектуру: он (1) в основном построен из дерева, а не из зеленого кирпича, типичного для классического лингнанского стиля; (2) имеет тенденцию придавать ощущение величия, используя изогнутые вверх крыши и яркие цвета, что резко контрастирует с прямоугольным и бледным классическим стилем Лингнан; и (3) имеет очень упорядоченное расположение зданий. Здания этого стиля очень похожи на буддийские храмы в Киото , Япония , которые также во многом основаны на архитектуре Тан. [ 8 ]
Современные реконструированные здания в Лингнане в стиле Тан
[ редактировать ]-
Современные реконструированные здания храма Гуансяо , построенные в 20 веке , имеют изогнутые вверх крыши.
Классическая лингнанская архитектура
[ редактировать ]По мере того, как китаизация Линнаня завершилась во времена династии Южная Сун (10-13 века), постепенно формировался классический стиль Линнань, наблюдаемый сегодня. Классический стиль Линнань сформировался еще в 14 веке и представляет собой адаптацию кантонцами своей гибридной культуры (т.е. с элементами Наньюэ, Тан и Сун) к географии региона. В настоящее время он широко считается крупным кантонским достижением и туристической достопримечательностью провинции Гуандун и восточной части Гуанси. [ 9 ] [ 10 ] Часто упоминаемые характеристики классического стиля Лингнан включают:
Двери и направления
[ редактировать ]Классическая архитектура Лингнан уделяет большое внимание использованию дверей. Частично это связано с влиянием сильной культуры фэн-шуй : существует традиционное убеждение, что главная дверь, выходящая на юг, означает процветание, в результате чего большинство классических зданий в стиле Линнан (особенно залы предков ) выходят на юг. В более крупных зданиях также, как правило, имеются двери разных типов, в том числе «центральные двери» (Джютпинг: Зунг 1 воля 4 ; Традиционный китайский: 中門), который в прежние времена можно было использовать только для людей с высоким статусом (т. е. мужчин-руководителей семьи, важных гостей и женщин с наследниками мужского пола), в то время как другие люди могли использовать только «боковые двери» (Джютпинг: Зак 1 воля 4 ; Традиционный китайский: 側門). У них также есть концепция под названием «манерные двери» (Джютпинг: Цзи 4 воля 4 ; Традиционный китайский: 儀門), что означает, что за главной дверью есть вторая дверь. Манерные двери особенно распространены в залах предков, где поклоняются предкам, из-за традиционного убеждения, что нельзя идти прямо к своим предкам (что имеет такой оттенок, как «конфликтовать с») при входе в зал.
Узкие двери
[ редактировать ]Узкая дверь (Джютпинг: Аай 3 воля 4 ; Традиционный китайский: 隘門) — архитектурная особенность, распространенная в классическом стиле Линнань, обозначающая внезапное сужение дорожки в конце коридора или переулка. [ 11 ] Эти узкие двери созданы для того, чтобы отделять переулки друг от друга и устанавливаться в тактически важных точках. Они традиционно открыты в дневное время и закрываются после захода солнца, за исключением чрезвычайных ситуаций. Они используются для формирования «защитных кругов», в каждом из которых несколько (от 2 до 50) домохозяйств помогают присматривать друг за другом. Эта особенность возникла для защиты от бандитов , пиратов и других кланов .
Холодные переулки
[ редактировать ]Холодные переулки (Джютпинг: Лаанг 5 Хун 2 ; Традиционный китайский: 冷巷, буквально «холодный переулок») был назван «сутью» классической архитектуры Линнань и используется в регионах, выходящих за рамки классического стиля. [ 12 ] Холодный переулок представляет собой узкую тропу, окруженную с обеих сторон зданиями, словно коридор внутри комплекса. Узость холодного переулка приводит к увеличению скорости ветра внутри, что, в свою очередь, приводит к более быстрому выведению горячего воздуха из помещений, соединенных с холодным переулком, в то время как холодный воздух поступает внутрь, что обеспечивает хорошую вентиляцию - черта, очень полезная в субтропический Лингнан. Холодные переулки можно разделить на два типа: внутренние и уличные. При использовании в помещении холодный переулок редко получает солнечный свет. При использовании на открытом воздухе холодный переулок (в данном случае называемый «переулок голубых облаков») получает относительно мало солнечного света из-за того, что его затеняют высокие здания, окружающие его с обеих сторон. В любом случае, это приводит к еще большему охлаждающему эффекту.
Резьба и скульптуры
[ редактировать ]Кантонцы известны как плодовитые ремесленники и торговцы. Исторически регион экспортировал большое количество скульптур и других ремесленных изделий. Классический стиль Лингнан соответствует этому: он традиционно использует очень большое количество рельефной резьбы и скульптур в целях украшения (особенно в храмах и залах предков). Рассматриваемые резные изделия и скульптуры могли быть изготовлены из дерева, кирпича, камня и так далее. Обычно они неокрашенные, но некоторые украшены яркими цветами. Сюжеты этих резных фигурок и скульптур обычно вращаются вокруг фигур и сцен из китайской мифологии и кантонских народных сказок .
Лингнанские львы-хранители
[ редактировать ]В китайской архитектуре обычно используются львы-хранители. Однако было отмечено, что стиль Южного Китая отличается от стиля Северного Китая . [ 13 ] Южно-китайские львы-хранители используются в Линнани, Фуцзянь и Тайване . Они известны большими головами и маленькими ногами, выступающими черепами и плоскими носами, листовидными ушами, ревущими ртами и острыми зубами. Львы-хранители Лингнан, как правило, более вытянуты и имеют более разнообразные позы. Львы-хранители мужского пола обычно находятся с левой стороны двери и наступают на вышитые шары, что считается символом удачи.
Другие характеристики
[ редактировать ]«Три комнаты и два коридора» (Джютпинг: Саам 1 идти 1 лекция 5 длинный 4 ; Традиционный китайский: 三間兩廊) — это типичная планировка классической жилой архитектуры Линнань, особняк Тай Фу Тай хорошим примером которой является . Кроме того, в классической резиденции Лингнан внутренние окна обычно маленькие и расположены высоко на стенах с целью защиты от бандитов. Однако эти окна плохо освещают комнаты и поэтому часто сопровождаются мансардными окнами или другими конструкциями, открывающимися в потолке .
Зеленый кирпич
[ редактировать ]Зеленый кирпич — популярный строительный материал в регионе Лингнан. Он хорошо известен своей устойчивостью к изменениям температуры и влажности, что делает его очень полезным для строительства в жарком и влажном регионе Лингнан.
Галерея
[ редактировать ]-
Рельефная резьба очень распространена в классическом стиле Лингнан.
-
Лев-хранитель парка Вонг Фа Гонг в Гуанчжоу имеет довольно вытянутое тело.
Вок йи, Великобритания
[ редактировать ]Работа в Великобритании (Ютпинг: Вакансии 6 из 5 Великобритания 1 ; Традиционный китайский: 鑊耳屋, буквально «дом с ушами вока») — отличительная черта архитектуры Линнаня. [ 14 ] Это здание с парой изогнутых стен, выступающих вертикально на обоих концах крыши, что обычно можно увидеть в традиционных жилых домах. Он возник примерно в 15 веке, когда Лингнан находился под властью Империи Мин . Было традицией строить такие стены для людей, удостоенных наград по результатам экзаменационной системы империи. Позже это переросло в убеждение, что строительство таких стен может помочь сыновьям и внукам добиться аналогичных почестей. Однако у этого решения есть и более практические цели: наличие двух стен, выступающих с обоих концов крыши, может помочь уменьшить количество солнечного света, попадающего непосредственно на крышу, что приведет к снижению температуры. Это полезно в субтропическом регионе Лингнан.
Работает в Линнане
[ редактировать ]-
Ряд воков в районе Фадоу , Гуанчжоу: Каждый дом имеет пару изогнутых стен, выступающих вертикально на обоих концах крыши.
Дом из ракушек устриц
[ редактировать ]Дом из ракушек устриц (Джютпинг: Хоу 3 клетка 3 Великобритания 1 ; Традиционный китайский: 蠔殼屋) — архитектурный стиль, возникший в Линнане в конце 16 — начале 17 века. Оно возникло, когда некоторые кантонские деревни начали собирать раковины устриц с близлежащих побережий для строительства домов. Говорят, что использование устричных раковин помогает зданию стать более устойчивым к резким перепадам температуры, скоплению дождевой воды и заражению насекомыми .
Раньше по Гуандуну были разбросаны сотни таких домов, но сейчас большинство из них снесены. Их осталось только четверо. В настоящее время в районе Хойзю разработан план по защите и поддержанию оставшегося дома с раковинами устриц. [ 15 ] Этот стиль рассматривается как признак сильных элементов «океанской культуры» в кантонской культуре.
Тонг лист
[ редактировать ]Тонг лау (Джютпинг: Тонг 4 листья 4 ; Традиционный китайский: 唐樓) — это стиль архитектуры многоквартирных домов , встречающийся в Линнане (а также в некоторых других районах Южно -Китайского моря ), начиная с 19 века. По сути, это многоэтажное многоэтажное жилое здание балконного типа для жилого и коммерческого использования, каждый этаж которого имеет высоту от трех до четырех метров, обычно построенное либо из зеленого кирпича, либо, позже, из бетона . Основная цель тонг лау — позволить людям жить наверху, а вести какой-то бизнес (например, ломбард) внизу. Он находился под влиянием европейской архитектуры и возник благодаря обширному коммерческому обмену Лингнана с западноевропейцами с 15 века. Таким образом, этот стиль особенно распространен в регионах, более подверженных западноевропейской культуре, таких как Гонконг и Макао.
Тонг лау прочно ассоциируются с Гонконгом и часто появляются в городских фильмах и мыльных операх .
Тонг Лаус в Линнане
[ редактировать ]-
Ряд тонг лау в Хойпине , Гуандун.
Лингнан сад
[ редактировать ]Лингнанский сад (Джютпинг: Линг 5 имя 5 Чжун 4 ламать 4 ; Традиционный китайский: 嶺南園林), или кантонский сад , — это стиль садового дизайна, родной для региона Лингнань. [ 16 ] Географически климат Линнани сильно отличается от климата центральной части Китая (т. е. Чжунюаня), в результате чего она разработала другой стиль проектирования садов. Наиболее часто упоминаемыми особенностями садов Лингнан являются: (1) они имеют тенденцию окружать свои растения зданиями, чтобы обеспечить защиту растений из-за частых дождей и штормов в регионе; (2) В садах Лингнан обычно используются виды растений, произрастающие в этом регионе, такие как красные цветы хлопка и деревья личи; (3) из-за того, что Линнань находится далеко от центра власти (т. е. Чжунюань), сады в регионе исторически менее ограничены королевскими стандартами, в результате чего стиль больше ориентирован на простых людей, например, сады Линнань украшен большим количеством изделий ручной работы местного населения, от скульптур до фарфора, а также, как правило, использует небольшие постройки; (4) как и в случае с классической архитектурой Лингнан, где кантонцы являются плодовитыми мастерами, в садах Лингнан, как правило, используется большое количество рельефной резьбы и скульптур.
, построенный в начале 20 века. Сад Боу Мак (Джютпинг: Боу Мак) 2 мама 6 Чжун 4 ; Традиционный китайский: 寶墨園, буквально «Сад сокровищ и чернил») расположен в Пуньюй, Гуанчжоу, и является прекрасным примером классического сада Линнань. Оказавшись внутри, вы обнаружите экзотические здания, сады, холмы, озера и мосты — место, которое раскрывает взаимодействие искусства природы и искусства, созданного руками человека, в формах скульптур и зданий, которые могут похвастаться сложной резьбой по глине , фарфору , кирпичу , дереву и камню. .
Другими репрезентативными примерами садов Лингнан могут быть «четыре великих сада центрального Кантона»: Ююм Санфонг , сад Люна , сад Чинг Фай и сад Хо .
Лингнанские сады
[ редактировать ]-
Сад Люнга.
-
Хо Сад.
См. также
[ редактировать ]- Кантонская культура
- Наньюэ
- Магазин
- Архитектура Хакка
- Хоккиенская архитектура
- Архитектура Цзянси
- Китайская архитектура
- Пагода Башни Чек Гонг
- Китайская пагода
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Краткое обсуждение архитектурных особенностей лингнаньских народных домов.
- ^ Хао, СЕ (2010). Возможность архитектурного дизайна Лингнан [J]. Дизайн интерьера, 1, 014.
- ^ Оу Чжиту и Хуан Сяохуа (2003). Издательство литературы и искусства Линнань.
- ↑ В древней стране Южный Вьетнам дует «западный ветер».
- ^ Тур 2 по реликвиям морского Шелкового пути в Гуанчжоу - Административный центр дворца Наньюэ
- ↑ Впервые будут представлены самые ранние крупномасштабные руины Водных ворот Гуанчжоу Наньюэ , China News Network
- ^ Отбросы народа Тан провинции Гуандун
- ^ Южный парк Пруд Лотосов/Женский монастырь Чи Линь имитирует древние сады и буддийские храмы искусства династии Тан~
- ^ Гохуа, Т. (2005). Солнцезащитный козырек Ся Чанши» и теплостойкость архитектуры Линнань. Новая Архитектура , 6, 006.
- ^ Ян, HJTW (2003). Исследование создания современной архитектуры Лингнан [J]. Журнал Южно-Китайского технологического университета (естественные науки), 7, 014.
- ^ Линь Хуйчэн (1985). Структура улиц и городов Лукана в конце династии Цин. Тайбэй: Издательство Цзин и Сян.
- ^ Холодный переулок известен как суть жилых домов Лингнан и отвечает за различные функции вентиляции и дренажа.
- ^ Ли Чжиган (2003). Искусство китайской каменной скульптуры льва: Издательство литературы и искусства Байхуа.
- ^ Архитектура Линнань: Дом Гоэр
- ^ Дом из раковин устриц Панью
- ^ «Техника строительства и художественные характеристики садов Лингнан» . Архивировано из оригинала 30 июля 2017 г. , Проверено 12 июля 2017 г.