Архитектура Тибета

Архитектура Тибета содержит влияние соседних регионов, но имеет множество уникальных особенностей, вызванных адаптацией к холодному, в целом засушливому, высокогорному климату Тибетского нагорья. Здания, как правило, построены из местных строительных материалов и часто украшены символами тибетского буддизма . Например, на крышах частных домов часто развеваются буддийские молитвенные флаги.
Религиозные сооружения делятся на два основных типа: храмы, используемые для религиозных церемоний и богослужений; и ступы ( Chörtens ), которые являются реликвариями и символами. Храмы ( гомпы ) бывают самых разных стилей, обычно отражающих местные архитектурные традиции. Дизайн тибетских чортенсов может варьироваться: от округлых стен в Кхаме до квадратных четырехсторонних стен в Ладакхе .
Светские постройки в Тибете включают частные дома, многоквартирные дома и магазины. Некоторые пастушеские семьи часть года живут в палатках, хотя люди, живущие в палатках круглый год, становятся редкостью из-за государственных программ, поощряющих (или требующих) пастухов переехать в постоянное жилье. Усадебные дома, принадлежавшие тибетской аристократии до 1949 года, практически исчезли с Тибетского нагорья; однако по крайней мере одно, поместье Намселинг в округе Дрананг, префектура Лхока, построенное в 14 веке, было восстановлено.
Обычно тибетские постройки строятся из натуральных материалов, таких как камень, глина и дерево. С 1980 года в обиход также вошёл бетон, но пока он не получил широкого распространения. Наиболее привлекательные строительные площадки находятся на возвышенности, обращенной на юг. Плоские крыши используются на большей части центрального и западного Тибетского плато, где количество осадков небольшое; однако на восточно-тибетском плато, где летние дожди обильнее, в некоторых регионах популярны покатые крыши, покрытые шифером, черепицей или (все чаще) керамической черепицей. В благополучных сельскохозяйственных районах частные дома могут иметь до трех этажей. В пастбищных районах, где дома можно использовать только часть года, они обычно имеют только один этаж.
Стены, построенные из камня или утрамбованной земли, могут иметь толщину у основания до метра. В больших сооружениях, таких как храмы и усадьбы, стены наклонены внутрь, чтобы создать иллюзию большей высоты. Окна обычно маленькие, потому что стены настолько тяжелые, что большие проемы сделают конструкцию слабой и неустойчивой. Раньше окна представляли собой деревянные решетки, обтянутые бумагой, но в наши дни почти повсеместно используются стекла.
Жилое жилье
[ редактировать ]Самыми высококлассными резиденциями в прошлом, конечно, являются резиденции Далай-ламы и Панчен-ламы. Резиденции этих чиновников очень величественны, велики по размеру и строгой планировки. Главное здание трех- или четырехэтажное. Первый этаж предназначен для домашних дел. Второй этаж – гостиная для всей семьи. Зал расположен на видном месте на втором этаже. Южный этаж главного здания используется для формирования просторного внутреннего двора. Генеральные чиновники и усадебный дом не имеют галереи. [1]
Объект всемирного наследия
[ редактировать ]высотой 117 метров и шириной 360 метров, Дворец Потала внесенный в список Всемирного наследия в 1994 году и расширенный за счет включения района Норбулинка в 2001 году, считается важнейшим примером тибетской архитектуры. [2] бывшая резиденция Далай-ламы Говорят, что это , на тринадцати этажах которой находится более тысячи комнат, используемых как для религиозных целей, так и в качестве (бывшей) резиденции тибетского правительства и дома Далай-ламы, который был главой Тибета. штат до 1959 года. Он разделен на внешний Белый дворец, который служит административными помещениями и жилыми помещениями Далай-ламы, и внутренний Красный дворец, в котором находится Большой Западный зал, часовни, святыни и буддийские писания.
Традиционная архитектура
[ редактировать ]Традиционная архитектура Кхама встречается в большинстве жилищ Гарзе-Тибетской автономной префектуры . Хотя ранее этот регион был сильно вырублен, древесину по-прежнему заготавливают на месте из оставшихся лесных насаждений и используют для строительства жилья. По всему региону крышу поддерживают горизонтальные деревянные балки, которые, в свою очередь, поддерживаются деревянными колоннами. В некоторых районах, таких как округ Дэге , округ Байюй и округ Дау, Сычуань , древесина также используется для изготовления наружных стен в стиле бревенчатых домиков. Домашние интерьеры иногда отделаны деревянными панелями, а шкафы богато украшены. Ганзи известен своими деревянными домами, построенными в разных стилях и щедро украшенными деревянным орнаментом. Хотя в добротных домах используются различные материалы, искусная столярная работа . больше всего поражает [3] Фермерские дома в Кхаме часто очень просторны, хотя первый (цокольный) этаж обычно используется для размещения сельскохозяйственного инвентаря и животных, а не для проживания людей. Полы, потолки и перегородки выполнены из дерева. Навыки столярного дела передаются от мастера к ученику.
Традиционным тибетским строительным практикам угрожает растущее использование бетона, который может быть дешевле натуральных материалов и требует меньше навыков. Традиционные дома рассматриваются некоторыми тибетцами с восходящей мобильностью как отсталые, а в городах все чаще преобладают многоквартирные дома. Землетрясения также представляют угрозу для традиционных тибетских домов, в которых зачастую недостаточно горизонтальных связей, чтобы обеспечить устойчивость колонн и крыши во время сейсмического явления.
Религиозная архитектура
[ редактировать ]
Культурная революция в Китае привела к ухудшению состояния или утрате буддийских монастырей как в результате преднамеренного разрушения, так и из-за отсутствия защиты и обслуживания. Начиная с 1980-х годов тибетцы начали восстанавливать или перестраивать поврежденные храмы и возрождать монашеские традиции.
Монастырь Таши Лунпо демонстрирует влияние монгольской архитектуры. Монастырь Чангжуг — один из старейших в Тибете. Говорят, что он был впервые построен в VII веке во время правления короля Сонгцена Гампо (605–650 гг. Н. Э.). Джоканг также был первоначально построен при Сонгстене Гампо. Монастырь Цурпху был основан первым Кармапой Дюсумом Кхьенпой (1110–1193) в 1159 году, после того как он посетил это место и заложил фундамент для создания там резиденции, сделав подношения местным защитникам, дхармапале и гению места . [4] В 1189 году он вновь посетил это место и основал там свою главную резиденцию. Монастырь вырос до 1000 монахов. Монастырь Цозонг Гонгба — небольшая святыня, построенная примерно в 14 веке нашей эры. Монастырь Пальчо был основан в 1418 году и известен своим кумбумом , на четырех этажах которого расположены 108 часовен. Монастырь Чокоргьел , основанный в 1509 году Гендуном Гьяцо, 2-м Далай-ламой, когда-то вмещал 500 монахов, но был полностью разрушен во время Культурной революции .
Храм Рамоче — важный храм в Лхасе. На первоначальный комплекс зданий сильно повлиял архитектурный стиль династии Тан , поскольку он был впервые построен китайскими архитекторами Хань в середине VII века. Принцесса Вэньчэн взяла на себя этот проект и приказала построить храм лицом на восток, чтобы показать свою тоску по дому.
Монастыри, такие как монастырь Кумбум, продолжают подвергаться влиянию китайской политики. Монастырь Симбилинг был полностью разрушен в 1967 году, хотя в некоторой степени восстановлен. См. Список тибетских монастырей .
См. также
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фонд помощи Кхама - Галерея народной тибетской архитектуры
- Гималайская народная архитектура - Берлинский технический университет
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гай, Сянтао (2013). «Тибетская архитектура» . Тибетское искусствоведение . 01 :66–78 . Проверено 23 ноября 2019 г.
- ^ «Исторический ансамбль дворца Потала, Лхаса» . ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 21 февраля 2008 года . Проверено 10 февраля 2008 г.
- ^ Памела Логан (1998). «Деревянная архитектура в Ганзи» . Проверено 10 февраля 2008 г.
- ^ «Монастырь Цурпху — главная резиденция Кармапы» . Административный офис Кармапы. Архивировано из оригинала 20 февраля 2008 года . Проверено 10 февраля 2008 г.