Древнее китайское городское планирование
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Древнее китайское городское планирование включает в себя разнообразный набор культурных верований, социальных и экономических структур, а также технологических возможностей, которые повлияли на городской дизайн в ранний период китайской цивилизации. Факторы, которые сформировали развитие китайского урбанизма, включают: фэншуй и астрономию ; скважинно-промысловая система; космологическое ) убеждение, что Небо круглое, а Земля квадратная, концепция ци ( 气 ; 氣 ; политическая власть разделена между правящим домом и образованными советниками; святое место бо ; трехуровневая экономическая система под контролем государства; раннее письмо; и обнесенная стеной столица как диаграмма политической власти.
Раннее развитие Китая
[ редактировать ]Городское планирование зародилось во время урбанизации долины Хуанхэ в эпоху неолита , которая началась в Китае около 10 000 лет до н. животных, а не охоты и собирательства. [1] Этот процесс в Китае , как и везде в мире, связан с процессом централизации власти в политическом государстве . Хотя несколько культур образовали конкурирующие государства, прямым предком китайского государства была культура Луншань . Таким образом, самое раннее китайское городское планирование представляло собой синтез традиционной космологии Луншаня , геомантии , астрологии и нумерологии . В результате этого синтеза была создана диаграмма космоса, которая гармонично разместила человека, государство, природу и небо. Город был спланирован в контексте этой космической диаграммы, чтобы поддерживать гармонию и баланс.
Урбанизация эпохи неолита
[ редактировать ]Урбанизация начинается в Баньпо (4800–3750 гг. До н.э.) на равнине Чжунюань на берегу Желтой реки. Банпо вырос из типичной деревни Яншао как по размеру, так и по организации, пока не был построен Большой зал ок. 4000 г. до н.э. Подобно Эриду в Месопотамии , Банпо в Восточной Азии был первым примером специализированной архитектуры, отличной от дома. Физически Банпо состоял из 200 круглых домов-ям и Большого зала площадью 5 гектаров, окруженных рвом. Эти дома-ямы были расположены с целью получения солнечной энергии путем выравнивания двери по Инши ( 营室 ; 營室 ; yíngshì или просто shi 室 ) астеризму сразу после зимнего солнцестояния . [2] Уже на этом раннем этапе был твердо установлен принцип входа на юг.
Как и в других неолитических общинах, жизнь в Банпо была синхронизирована с сельскохозяйственным годом, который рассчитывался по движению Большой Медведицы , которая функционировала как небесные часы. « Классик поэзии» описывает этот годовой цикл. Начиная с весны, подростки купались в паводковых водах у треугольного слияния двух рек. Они появились дрожащими, и в этом состоянии они были наполнены душами похороненных в земле предков, вновь появившихся у источников Желтой реки. [3] В этом заряженном состоянии они производили потомство в месте, которое, как считалось, обладало магической энергией земли. Эти места были непригодны для земледелия, обычно это холмы, и поэтому представляли собой невырубленные первобытные леса. Освященное деторождение было необходимо для поддержания жизненного цикла. Когда паводковые воды отступили, треугольник разделился на поля между семьями. Осенью по окончании сбора урожая устраивался большой праздник. Зимой мужчины покидали свои дома и удалялись в Большой зал, где старейшины деревни под руководством старейшин деревни пили и пели, чтобы отогнать холод.
Потребности и убеждения общества Банпо создали прототип китайской городской формы. Весенние священные места зачатия со временем превратились в Святое место, называемое Бо. [ проверьте орфографию ] . Более того, связь между предками, землей и плодородием развилась в теорию энергии ци и геомантию фэншуй . Книга погребений развивает эту теорию. Человек считается концентрированной ци ( 气 ; 氣 , букв. «атмосфера»), когда его кости возвращаются на землю, они снова наполняются энергией ци . На живущих потомков влияет ци , вырабатываемая костями их предков, «как струна лютни улавливает вибрацию другой струны лютни, находящейся рядом с ней». [3] Согласно этой теории, мир представлял собой активную матрицу ци, в которую принципы фэншуй должны аккуратно вставлять могилы, дома и города для поддержания гармонии. Форма этого мира описывалась с помощью параллельной космологии круглого неба, вращающегося вокруг квадратной Земли. Эта гаитианская космология ( 盖天说 ; 蓋天說 , букв. «теория небесного купола») возникла из неолитической астрономии . Эта космическая диаграмма изображена на нефритовых би и конге, используемых для общения с духами неба и земли соответственно. В частности, керамика Яншао, украшенная изображением Большой Медведицы, вписанной в квадрат девять в одном (земля), окруженный кругом (небо), уже изображает космическую диаграмму земли, разделенную на девять частей. [4] Этот квадрат девять в квадрате со временем стал основой колодезной системы , которая являлась основным геометрическим и юридическим модулем градо-регионального планирования. Точно так же Большой зал стал прообразом более поздних дворцов и императорских городов.
Культура Луншань (3000–2000 гг. до н. э.) пришла с востока через тысячу лет после Баньпо в тот же район. Это прибытие мифологизировано историей Желтого Императора , человека энергичной личности, который устанавливал законы, стандартизировал меры, изобрел письменность и завоевал. Племена Луншань образовали суперстрат над культурой Яншао. все элементы нового государства и цивилизации В их идеологическом и социальном слиянии появились . В культурном отношении протописьменность в форме сценария Луншань использовалась на костях оракула. В политическом отношении военачальник Луншань правил с помощью советника Яншао. И использование костей оракула, и правление короля с советником сохраняли преемственность в династии Шан . Первой столицей была Чэнзия в 2500 г. до н.э., за ней последовал Таоси в 2300 г. до н.э. и, наконец, Эрлитоу в 2000 г. до н.э. Культура Луншань развилась непосредственно во времена династий Ся и Шан.
Иерархические и милитаристские аспекты культуры Луншань очевидны в их городах. Их форма представляет собой обнесенную стеной площадь, заполненную квадратными домами. Переход от круглых домов к квадратным в истории всегда сопровождался централизацией власти. [5] Город квадратной формы, который сам по себе является продуктом централизованной власти, исторически возник из военного лагеря. Это город как диаграмма политической власти. Новый порядок оставил свой след в городско-региональном контексте. В раннем государстве Луншань возникло три уровня поселений: деревня Цзюй (0–1 га), город И (1–5 га) и столица Ду (<5 га). Эти три уровня поселений являются физической реализацией теории центрального места . Первоначальные деревни Яншао Цзюй сформировали производственную матрицу, которая направляла товары вверх в более крупные Луншань И и, в конечном итоге, в Ду. Таким образом, политическая власть определялась как сумма высокопроизводительной матрицы сельского хозяйства и деревень, находящейся под контролем. Чем больше площадь, тем больше богатства переходило вверх в столицу. Другие города были экономически ненужны, поскольку не было ни дальней торговли, ни рынков.
Последняя столица Луншаня, Эрлитоу, является физическим проявлением масштабных социальных перемен в Китае примерно в 2000 году до нашей эры. Эрлитоу зародился в эпоху неолита как Яншао бо, с более поздними добавлениями алтарей и храмов. Это был священный город, даже когда он был поглощен племенами Луншань, и поэтому никогда не был окружен стенами. Эрлиту был местом перехода в бронзовый век . Легендарная династия Ся , возможно, была правящим классом Эрлитоу.
Урбанизация бронзового века
[ редактировать ]Эрлитоу расположен у слияния рек Луо и И, священного места, известного как Пустошь Ся. Географически Пустоши Ся обозначали центр квадрата Земли девять в одном. Во время переходной культуры Эрлитоу разнообразные неолитические традиции были сплетены в одну последовательную гармоничную философскую и политическую систему. В этой системе земля была зеркалом неба, которым правил Нефритовый император . Проживая в Полярной звезде , он посылал небесное дыхание ци на землю через меридианы. Ци . концентрировалась в горах и реках, и при грамотном планировании здания и даже города можно было вписаться в эту энергетическую матрицу В политическом отношении ци текла с небес через землю в божественного императора, через его город и из ворот в его царство. Император поддерживал небо и землю в гармоничном равновесии благодаря своей абсолютной власти. Класс советников истолковал небесные знамения, чтобы определить его действия.
Географически считалось, что государство имеет квадратную форму и в центре находится правитель. Как описано в Книге документов , Китай представляет собой квадрат площадью 45 000 ли с пятью вложенными друг в друга квадратами, расположенными на расстоянии 500 ли , чтобы создать пять зон. Начиная с центра, королевские владения (500 x 500 ли ), благородные владения, владения обеспечения мира, владения сдержанности и дикие владения. За пределами пятой зоны жили варварские племена. [6] Дворец Ся и ранний Шан представлял собой миниатюрную схему этого космоса. Он имел традиционную квадратную форму Луншаня, ориентированную строго с севера на юг, поскольку ци течет в этом направлении. Эта площадь была далее разделена на девять частей на основе теперь уже древнего квадрата «девять в одном», который стал символом процветания. Вокруг этого дворца образовалось прямолинейное окруженное стеной поселение для слуг и ремесленников.
Квадрат «девять в одном» был преобразован в символ Священного поля где-то во времена династии Шан. В мифе основатель династии Ся Юй Великий получил символ Священного поля от волшебной черепахи, посланной небесами. Его важность нельзя недооценивать, поскольку он является геометрической основой древней китайской архитектуры, городского планирования и географии. Ко времени династии Ся квадратная территория земли девять в одном была разделена на девять государств ( китайский : 九州 ; пиньинь : Цзючжоу ).
Хотя Эрлиту и был важным этапом урбанизации, он не был настоящим городом. Это был дворцовый комплекс, окруженный огромной неолитической деревней. В эпоху бронзы дорогие бронзовые изделия принадлежали исключительно аристократии, а крестьяне жили еще на неолитическом уровне развития. столицы чередовались Эти дворцовые во времена Ся и в эпоху ранней династии Шан . Каждая последующая столица имела более высокий уровень развития до позднешаньской столицы Инь . Инь был первым настоящим городом и представлял собой кульминацию культуры Луншань. Дизайн дворца в Инь был скопирован династией Чжоу для создания дворца в Чжоуюане, который объединил все дополнения и эксперименты Инь на протяжении веков. Несмотря на то, что Чжоуюань был копией, он был новаторским благодаря своему высокому уровню планирования. Эта особенность урбанизма Чжоу позже будет реализована в национальном масштабе. В политическом отношении племя Чжоу, вассал династии Шан, прошло через три столицы: Фань, Бо и Шэнь, прежде чем обосноваться в своей древней столице Чжоуюань на реке Вэйшуй.
Урбанизация железного века
[ редактировать ]Когда Китай вступил в железный век, контроль Чжоу над своей империей распался на несколько государств. Этот период, называемый династией Восточная Чжоу , был временем великой урбанизации в Китае. Чэнчжоу стал политической столицей Восточного Чжоу в 510 г. до н.э. (ширина его укреплений увеличилась в три раза). Города потеряли свой ранг из-за иерархии размеров, навязанной властью Чжоу, и выросли в соответствии со своими экономическими и военными функциями. Этот период, хотя и был политически хаотичным, был периодом урбанизации и экспериментов с архитектурой и городским планированием.
Наряду с ростом городов шел параллельный рост городского общества; независимые купцы, ремесленники, ученые и т. д. в это время возникли как новый социальный класс. Помимо роста долины Желтой реки, долина реки Янцзы начала урбанизироваться в соответствии с культурной моделью династии Чжоу. Города штатов, такие как У , Юэ , Чу и Шу, имели региональные различия. Ко времени завоевания династии Цинь по всему Китаю, за исключением региона Линнань , существовало большое разнообразие богатых городов .
Городской рынок с башней был новой особенностью этой эпохи, положившей начало интегрированной экономической функции городов. Архитектура воюющих государств отличалась высокими стенами, большими воротами и башнями. Развитие башни как символа власти и социального порядка особенно определило эту эпоху. Башня обычно выступала наружу вверху, чтобы создать образ силы и устрашения. Над новым рынком всегда возвышалась башня.
Столицы Китая (3000–700 до н. э.) [6] |
---|
Классический Стандарт
[ редактировать ]4 | 9 | 2 | |
3 | 5 | 7 | |
8 | 1 | 6 | |
оригинальная диаграмма | современные обозначения |
Во времена Воюющих царств и Хань развивались зачатки классической текстовой традиции городского планирования. Хотя прямых доказательств того, что какой-либо классический текст оказывал важное влияние на городской дизайн до позднего имперского периода, мало, сами тексты имеют гораздо более длительную историю. Хотя некоторые важные литературные свидетельства, касающиеся городского строительства Чжоу, можно найти в « Классике поэзии» и « Книге документов» , во времена династии Хань появился текст, который позже стал locus classicus идеальной имперской столицы.
Этот текст, « Каогонцзи» , представляет собой описание ремесленных приемов и включает два раздела, посвященных городскому строительству. Это позднее дополнение к « Обрядам Чжоу», одному из трех классических ритуальных произведений, канонизированных во времена Хань. «Обряды Чжоу» — это план государственного управления, разделенный на шесть офисов, представляющих Небо, Землю и каждое из четырех времен года. Секция «Управлений зимы» , бюро, отвечавшего за надзор за общественными работами, была потеряна где-то до или во время перехода Цинь к Хань. Во время Западной Хань Каогонцзи в качестве замены был добавлен .
В первом разделе Каогонгджи, посвященном городскому строительству , описываются древние методы размещения города, включая методы точного ориентирования участка по сторонам света и определения ровности земли. Во втором разделе описываются основные характеристики идеальной столицы:
Плотники строят столицу, представляющую собой квадрат в девять ли с каждой стороны. С каждой стороны по трое ворот. В городе есть девять дорог с севера на юг и девять дорог с востока на запад; дороги с севера на юг имеют ширину в девять вагонов, стоящих рядом. Слева от дворца находится родовой храм правящего дома, справа — храм бога земли. Дворец обращен ко двору спереди, а рынок находится позади него. Двор и рынок составляют одно фу по площади. [7]
Далее в этом разделе описываются структура и размеры важных зданий (а также их исторические прецеденты), а также высота башен, возвышающихся над дворцом, внутренней городской стеной и внешней городской стеной.
Есть несколько космологически значимых особенностей этого основного городского контура, включая кардинальную ориентацию, квадратную форму, (подразумеваемую) центральность дворца правителя, сеточную структуру и выдающееся положение цифры девять. Сетка девять на девять побудила некоторых учёных предположить, что этот план основан на космологическом убеждении, что Земля представляет собой квадрат, разделенный на девять частей. Эту структуру воспроизводит магический квадрат – инструмент для гадания.
Хотя Каогонцзи явно не отождествляет эту модель с каким-либо историческим городом, она традиционно ассоциируется с Чэнчжоу, городом, построенным герцогом Чжоу вскоре после завоевания Чжоу Шана. «Прокламация в Ло», глава «Книги документов », описывает, как герцог Чжоу отправился в Ло (недалеко от места современного Лояна), чтобы основать вторичную столицу для новой династии Чжоу и еще больше закрепить получение Чжоу. Мандата Небес и переселить бывших подданных побежденного Шана.
Имперская эпоха
[ редактировать ]Имперская эпоха городского планирования была отмечена попыткой равномерно распространить имперскую власть по всему Китаю путем создания экономической и политической городской иерархии. В Хань эта интеграция представлялась как возрождение идеализированной памяти о золотом веке династии Чжоу. Каждая провинция была разделена на префектуры, а каждая префектура — на уезды. Сеть имперских административных городов была наложена на существующую сеть деревень и поселков, не окруженных стенами. Таким образом, один округ управлял несколькими поселками и многими другими деревнями. На вершине этой административной иерархии находилась новая имперская столица.
Формирование
[ редактировать ]Исторически города Семи Воюющих Государств были объединены в одну единую региональную систему при династией Цинь объединении Китая . Также при династии Цинь Чэнчжоу утратил свой статус и в 236 г. до н. э. был переименован в Лоян. Династия Цинь разрушила большую часть урбанизации Восточного Чжоу, чтобы сконцентрировать собранное богатство в столице Сяньяне . В это время началась колонизация регионов Лингнань и Ордос с использованием модифицированной версии классического стандарта городского дизайна Чжоу. Цинь создал национальную систему военных гарнизонов с трехуровневой административной иерархией как практическую меру контроля над населением в соответствии со строгими законническими принципами. Вскоре Цинь потеряла власть в результате восстания, и на смену ей пришла династия Хань, которая продолжила многие аспекты системы имперского управления Цинь, включая ее систему законов.
С самого начала династия Хань сразу же столкнулась с задачей восстановления городской инфраструктуры, которая была разрушена чистками династии Цинь и войной за престолонаследие после ее падения. Согласно «Записям великого историка» , Гаозу , основатель Хань, первоначально хотел основать новую столицу в Лояне, бывшем месте Чэнчжоу, чтобы связать Хань с прославленным ранним Чжоу. Однако в конечном итоге было решено, что новая столица Чанъань должна быть построена недалеко от старой столицы Цинь в Сяньяне .
Округ
[ редактировать ]Во времена династии Хань официальная администрация распространялась только на уездный уровень. Уезд ( 县 ; 縣 ; xiàn ) был основной единицей государственного контроля, которая использовала производительную мощь деревень в своей зоне контроля для концентрации богатства. Таким образом, графство представляло собой город-государство, состоящее из двух частей; поселение-крепость размером 1×1 ли в географическом центре территории. Своего названия у города не было, его назвали путем добавления суффикса — чэн ( 城 к названию уезда ). Территория уезда была разделена на районы, называемые поселками ( 乡 ; 鄉/鄕 ; xiāng ), которые подразделялись на деревни ( 村 ; cun ). В деревнях обычно проживало 100 человек. В настоящее время уровень деревни является самым низким уровнем управления в Китае. Эти местные единицы, округа, были собраны в группы по 8–10 человек, называемые префектурами, а префектуры были собраны в группы по 12–16 человек, чтобы сформировать провинции. В экономическом отношении графство представляло собой рынок продуктивной сельской местности, которая состояла не только из сельского хозяйства, но также из поселков и деревень, где люди обрабатывали землю и производили товары. кустарное производство . Округ распространял военный контроль над частью этой производственной матрицы и был точкой входа для товаров, направлявшихся вверх в Имперский город. было около 1500 уездов В самом Китае . Эта экономическая структура была позже изменена торговыми городами в средние века.
Округ контролировался мировым судьей в обнесенном стеной комплексе в окружном центре. Он отвечал за сбор налогов, правосудие, почтовую службу, полицию, зернохранилища, соляные склады, социальное обеспечение, образование и религиозные церемонии. Комплекс магистрата (ямень) располагался в центре города, в том месте, где главная улица с востока на запад пересекала главную улицу с севера на юг. Главный вход находился на юге и выровнен по оси вдоль главной улицы с севера на юг, соединяющейся с южными воротами стены. Две арки на восточно-западной улице обозначали вход, образуя небольшую площадь. Южная сторона площади представляла собой стену дракона, а северная — главные ворота комплекса. Эти ворота ведут во двор, проходя через этот двор к другим воротам, называемым воротами праведности, ведущими в главный двор комплекса. Северная сторона этого двора представляла собой центральный зал, где работал судья, в двух боковых залах находились шесть кабинетов. За центральным залом находился еще один двор и зал, где мировой судья встречался с высшими чиновниками. Комплекс из трех дворов образовывал центр комплекса, к востоку-западу от него находились другие залы, офисы, зернохранилища, конюшни, библиотеки, официальные резиденции и тюрьмы.
Имперский город
[ редактировать ]Имперская столица должна была существовать за пределами какого-либо региона, даже того, в котором она физически располагалась. Для достижения этого она использовала текстовый план, культ неба, вынужденную миграцию и символизацию города как Императора. Эволюция имперской столицы происходила в три этапа: сначала суперрегиональная столица Сяньян, [8] за ним следует полурегиональная и полутекстовая столица Чанъань и, наконец, полностью реализованная в полностью текстовой столице Лоян. Столица династии Западная Хань, Чанъань , была построена так, чтобы превзойти своего предшественника, Сяньян. Лоян, столица династии Восточная Хань, в свою очередь, стал образцом всех будущих имперских городов.
Поскольку империя была разделена на графства, префектуры и провинции
Краткое изложение региональной и городской экономической иерархии | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Экономический рейтинг | Городской | Деревенский | ||||
1. Региональный город | капитал | Цзин | Пекин | Нация | го | страна |
2. Местный город | столица провинции | ду | Все | провинция | Чжоу | состояние |
3. Центральный рынок | город | ши | город | префектура | более | графство |
4. Средний рынок | округ | клык | квадрат | графство | Сиань | графство |
5. Стандартный рынок | подрайон | священник | Карта | городок | Сян | 鄄 |
6. Муниципалитет | район | курить | переулок | деревня | кунь | деревня |
7. Домашнее хозяйство | блокировать | Цю | округ | сложный | Си-хе-юань | Сихэюань |
Неоклассический стандарт
[ редактировать ]Неизвестно, в какой степени планировщики ранних и средневековых китайских городов сознательно брали Каогонцзи в качестве модели. Очень мало текстовых свидетельств сохраняют мотивы и споры вокруг строительства великих досовременных столиц Китая. Однако во времена Мин (1346–1644 гг.) существовало тесное формальное соответствие между столицей Пекином и моделью Каогонцзи . [9]
См. также
[ редактировать ]- Китайская городская стена
- Китайские единицы измерения
- История административных делений Китая
- Пайфан
- Китайское городское планирование
- Китайская историко-географическая информационная система
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Эпоха неолита в Китае» . metmuseum.org . Проверено 20 ноября 2018 г.
- ^ Панкеньер, 1995 г.
- ^ Перейти обратно: а б Шинц, 1996 г.
- ^ Нельсон, 2009 г.
- ^ Костофф, 2001.
- ^ Перейти обратно: а б Шинц, 1996 г.
- ^ Дополнительные переводы можно найти у Стейнхардта (1999) и Уитли (1971).
- ^ У, Тинхай; Сюй, Бин; Ван, Сюэрун (01 ноября 2016 г.). «Как древние китайские созвездия применяются в городском планировании? Пример принципов планирования, использованных в Сяньяне, столице династии Цинь» . Научный вестник . 61 (21): 1634–1636. Бибкод : 2016SciBu..61.1634W . дои : 10.1007/s11434-016-1188-6 . ISSN 2095-9273 .
- ^ Стейнхардт (1999)
Библиография
[ редактировать ]- Бай, Юньсян (23 мая 2003 г.). «О раннем городе и начале государства в Древнем Китае» . Бюро международного сотрудничества, Управление по академическим вопросам Гонконга, Макао и Тайваня. Китайская академия социальных наук. Архивировано из оригинала 24 июля 2011 г. Проверено 9 сентября 2009 г.
- Элман, Бенджамин (2010). Управление государством и классическое обучение: Ритуалы Чжоу в истории Восточной Азии . Лейден Бостон: Брилл. ISBN 978-9004180918 .
- Он, Конгронг (18 декабря 2007 г.). «Глава 2. Архитектура династий Ся, Шан, Чжоу и периода весны и осени» . Ядро OCW. Архивировано из оригинала 10 ноября 2008 года . Проверено 8 февраля 2009 г.
- Костоф, Спиро (1999). Формирование города: городские модели и значения в истории . Бостон: ISBN Little, Brown and Co. 978-0821220160 .
- Льюис, Марк Эдвард (2006). Строительство космоса в раннем Китае; Серия SUNY по китайской философии и культуре . СУНИ Пресс. п. 498. ИСБН 0-7914-6607-8 .
- Ли, Лю (2004). Китайский неолит: пути к ранним государствам . Издательство Кембриджского университета. п. 310. ИСБН 0-521-81184-8 . [ мертвая ссылка ]
- Нидхэм, Джозеф (1959). Наука и цивилизация в Китае; Том 3 «Математики и наук о небе и Земле» . Издательство Кембриджского университета. п. 926. ИСБН 0-521-05801-5 .
- Нилан, Майкл (2001). Пять «конфуцианских» классиков . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 9780300081855 .
- Нилан, Майкл; Ванкеерберген, Грит (2015). Чанъань 26 г. до н.э.: эпоха Августа в Китае . Сиэтл: Вашингтонский университет Press. ISBN 9780295994055 .
- Панкеньер, Дэвид В. (1995). «Космополитическая подоплека Небесного мандата». Ранний Китай . 20 : 121–176. дои : 10.1017/S0362502800004466 . S2CID 157710102 .
- Шинц, Альфред (1996). Магический квадрат: города древнего Китая . Издание Акселя Менгеса. п. 428. ИСБН 3-930698-02-1 .
- Сыма, Цянь (1993). Записи великого историка . Гонконг, Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0231081658 .
- Стейнхардт, Нэнси (1999). Планирование китайского императорского города . Гонолулу: Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0824821968 .
- Уитли, Пол (1971). Ось четырех четвертей: предварительное исследование происхождения и характера древнего китайского города . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0852241745 .
- Райт, Артур Ф. (1977). Космология китайского города. В книге Скиннер, Уильям Г. Город в позднем императорском Китае (33–75). Тайбэй: Издательство SMC. ISBN 978-0804708920 .