Jump to content

Луншаньская культура

(Перенаправлено с сайта «Культура Луншань »)
Луншаньская культура
Географический диапазон Нижняя и средняя Хуанхэ , Китай.
Период Неолитический Китай
Даты в. 3000 – ок. 1900 г. до н.э.
Тип сайта Ченгзия
Основные сайты Симао , Таоси
Предшественник Культура Яншао , культура Давенкоу
С последующим Культура Эрлитоу , культура Юэси
Китайское имя
Традиционный китайский Луншаньская культура
Упрощенный китайский Луншаньская культура
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu PinyinLóngshān wénhuà
Wade–GilesLung-shan wen-hua
Черная керамическая чаша на ножке из яичной скорлупы Шаньдун Луншань. Шаньдунский музей
Черный глиняный винный кувшин ( лей ). Национальный музей Китая
белой керамики Интерфейс . Шаньдунский музей

Культура Луншань (или Луншань ) существовавшей , также иногда называемая культурой черной керамики , была культурой позднего неолита, в средних и нижних районах долины Хуанхэ на севере Китая примерно с 3000 по 1900 год до нашей эры. Первая археологическая находка этой культуры произошла на археологическом памятнике Чэнцзия в 1928 году, а первые раскопки прошли в 1930 и 1931 годах. Культура названа в честь близлежащего современного города Луншань ( букв. «Драконья гора») в Чжанцю , Шаньдун . Культура была известна своей тщательно отполированной черной керамикой (или керамикой из яичной скорлупы). Население резко увеличилось в 3-м тысячелетии до нашей эры, при этом многие поселения протаранили земляные стены. Примерно в 2000 г. до н.э. она уменьшилась в большинстве областей, пока центральная область не превратилась в бронзового века культуру Эрлитоу . Культура Луншань была связана с ранним синитским (из китайско-тибетских языков). [1] [2] По ареалу и культурному типу культуру Луншань можно разделить на два типа: Шаньдун Луншань и Хэнань Луншань. Среди них культурный объект Шаньдун Луншань включает объект Чэнзия; Культурный объект Хэнань Луншань включает объект Дэнфэн Ванченган в Ванване, объект Таоси и объект Мэнчжуан в Хоугане.

Отличительной чертой культуры Луншань был высокий уровень мастерства гончарного дела , в том числе использования гончарных кругов , изготовления тонкостенной и полированной черной керамики. [3] Эта керамика была широко распространена в Северном Китае, а также встречалась в долине реки Янцзы и вплоть до юго-восточного побережья. [4]

До 1950-х годов такая черная керамика считалась основной диагностической, и все эти памятники относились к культуре Луншань. [5] [6] В первом издании своего влиятельного обзора «Археология Древнего Китая» , опубликованного в 1963 году, Кван-чжи Чанг описал всю территорию как «горизонт Луншаноида», предполагая довольно однородную культуру, приписываемую экспансии из центральной области на Центральной равнине . [7] [8] Более поздние открытия выявили гораздо большее региональное разнообразие, чем считалось ранее, так что многие местные культуры, включенные в горизонт Луншаноида Чанга, теперь рассматриваются как отдельные культуры, а термин «культура Луншань» ограничивается средней и нижней частью долины Хуанхэ. [9] Например, современная культура нижней части Янцзы теперь описывается как культура Лянчжу . [7] [9] В то же время исследователи признали разнообразие в долине Хуанхэ, отличив региональные варианты в Хэнани, Шаньси и Шэньси от Шаньдуна или «классического» Луншаня. [9] [10] В четвертом издании своей книги (1986) Чанг перешел от модели, сосредоточенной на Центральной равнине, к модели самобытных региональных культур, развитие которых стимулировалось взаимодействием между регионами, - ситуацию, которую он назвал «сферой китайского взаимодействия». [11] [12] Также в 1980-х годах Ян Вэньмин предложил термин «эра Луншань», чтобы охватить культуры позднего неолита (3-е тысячелетие до нашей эры) на всей территории, хотя он отводил Центральную равнину ведущую роль. [13] [14]

Сельское хозяйство

[ редактировать ]

Наиболее важной культурой было просо следы проса , риса и пшеницы , но также были обнаружены обнаружено небольшое рисовое поле . Зерна риса были обнаружены в Шаньдуне и на юге провинции Хэнань, а на Ляодунском полуострове . Обнаружены специальные инструменты для копания, уборки и измельчения зерна. [15] [16]

Самым распространенным источником мяса была свинья. [17] Овцы и козы, по-видимому, были одомашнены в районе Лёссового плато в 4-м тысячелетии до нашей эры, обнаружены в западной провинции Хэнань к 2800 году до нашей эры, а затем распространились по средней и нижней части Хуанхэ. [18] Собак также ели, особенно в Шаньдуне, хотя крупный рогатый скот имел меньшее значение. [17] [18]

Также было известно мелкомасштабное производство шелка путем выращивания и одомашнивания тутового шелкопряда в раннем шелководстве . [19]

В провинции Шэньси и на юге провинции Хэнань были найдены останки лопаток крупного рогатого скота, свиней, овец и оленей, которые нагревались в целях гадания . [20] [21] Свидетельства человеческих жертвоприношений становятся все более распространенными в Шэньси и на Центральной равнине в конце периода Луншань. [20] [22]

Ранний период

[ редактировать ]

Раскопки 1950-х годов в Шаньсяне , западная Хэнань, выявили фазу Мяодигоу II (3000–2600 гг. до н.э.). [а] переходный период между предшествующей культурой Яншао и поздней Хэнань Луншань. [24] Меньшая часть археологов предположила, что эту фазу, которая совпадает с поздней культурой Давэнкоу в Шаньдуне, вместо этого следует отнести к культуре Яншао, но большинство описывают ее как раннюю фазу Хэнань Луншань. [9] [25] Некоторые ученые утверждают, что позднюю культуру Давэнкоу следует считать ранней фазой культуры Шаньдун Луншань. [25]

Стоянки Мяодигоу II находятся в центральной и западной провинции Хэнань, на юге Шаньси и в долине реки Вэй в провинции Шэньси. [26] [27] Инструменты и керамика, найденные на этих стоянках, были значительно улучшены по сравнению с инструментами предыдущей культуры Яншао.Сельское хозяйство было интенсифицировано, и потребление домашних животных (свиней, собак, овец и крупного рогатого скота) значительно возросло. [27] Сходство керамических стилей центральной провинции Хэнань Мяодигоу II с поздней культурой Давэнкоу на востоке и поздней культурой Цюйцзялин на юге предполагает торговые контакты между регионами. [26] Также происходила экспансия из стоянок среднего и позднего Давенкоу (3500–2600 гг. До н.э.) в центральную Хэнань и северный Аньхой, что совпадает с эпохой максимальной морской трансгрессии. [28]

Поздний период

[ редактировать ]

Поздний период (2600–2000 гг. До н. э.) культуры Луншань в средней части Хуанхэ совпадает с классической культурой Шаньдун Луншань. [25] [29] Большинство ученых считают, что энеолит начался во времена культуры Луншань с 2600 по 2000 год до нашей эры. [30] [31]

Было идентифицировано несколько региональных вариантов Луншань позднего среднего течения Хуанхэ, в том числе Ванвань III в западной провинции Хэнань, Хоуган II в северной провинции Хэнань и южном Хэбэе, Таоси в бассейне реки Фэнь на юге Шаньси и несколько кластеров в среднем течении Цзин. Река и река Вэй, известные под общим названием Кэсинчжуан II или Шэньси Луншань. [9] [32]

Региональные культуры и локальные центры средней и нижней долины Хуанхэ в конце III тысячелетия до н.э.

Когда неолитическое население Китая достигло своего пика, возникла иерархия поселений. [33] В физически ограниченных местах, таких как бассейн реки Фэнь на юге Шаньси, Желтая река в западной провинции Хэнань (ограниченная горами Чжунтяо и горами Сяо ) и прибрежная равнина Жичжао на юго-востоке Шаньдуна, несколько очень крупных (более 200 га) ) развиты центры. [34] На более открытых территориях, таких как остальная часть Шаньдуна, Центральная равнина (в Хэнани) и бассейн реки Вэй в Шэньси, местные центры были более многочисленными, меньшими по размерам (обычно от 20 до 60 га) и довольно равномерно расположенными. [35] [36] Города были связаны с крупными сетями окружающих городов и деревень, что указывало на способность городской элиты осуществлять контроль над сельской местностью и ее аграрным богатством. [37]

Поселения превратились в города с четко разграниченными участками для разных классов и профессий, а также с большими элитными резиденциями и ритуальными сооружениями. Признаки значительного роста населения и растущего социального расслоения указывают на то, что культура Луншань начала формироваться в конкурирующие вождя, управляемые династическими родами при поддержке элитных родственных сетей. [37] Технология строительства колодцев в городах улучшилась, а в некоторых больших домах появилась элементарная водопроводная система с использованием глиняных труб. [37] Стены из утрамбованной земли были обнаружены в 20 городах Шаньдуна, 9 на Центральной равнине и одном ( Таоси ) на юге Шаньси, что указывает на конфликт между политическими образованиями в этих районах. [38] Появление кинжала-топора , чисто боевого оружия, которое нельзя использовать для охоты, свидетельствует о повышении распространенности боевых действий. [37]

В этот период также наблюдалось все более широкое и квалифицированное производство медных инструментов, колец и колокольчиков, а также нескольких бронзовых и латунных предметов, что открыло путь для возникновения более поздних культур бронзового века. [37]

Шаньдун Луншань

[ редактировать ]
Одиннадцать символов на черепке керамики, найденном в Дингуне на севере Шаньдуна.
Прямое долото (гуй圭) с лицом и птицей. Нефрит (нефрит). Художественная галерея Фрира
Джейд конг . Национальный музей Китая
Джейд би . Шанхайский музей
Нож для сбора нефрита (ху 笏) с маской и кошачьими животными. Художественная галерея Фрира

Центр Шаньдуна представляет собой гористую местность, включающую гору Тай (1545 м) и еще несколько вершин высотой более 1000 м. Поселения Луншань расположены на равнинах, окружающих этот массив. [39] На севере находятся четыре равномерно расположенных центра, окруженных стенами: Чэнцзия , Дингун, Тяньван и Бяньсяньван (с запада на восток), причем самый крупный из них, Чэнзия, занимает всего 20 га.В Дингунге был найден глиняный черепок с 11 символами, но ученые расходятся во мнениях относительно того, следует ли датировать его периодом неолита. [40]

Самыми крупными участками, обнаруженными в Шаньдуне, являются Лянчэнчжэнь (273 га) и Яованчэн (368 га). Оба объекта находятся недалеко от юго-восточного побережья в районе Жичжао , а Яованчэн находится примерно в 35 км к югу от Лянчэнчжэня. [41] Каждый участок окружен иерархией экономически интегрированных поселений, но на территории между ними относительно мало поселений, что позволяет предположить, что они были политическими центрами конкурирующих государств. Было распространено производство керамики, каменных орудий и текстиля. Есть также данные, свидетельствующие о производстве ферментированных напитков и престижных предметов из нефрита и металла. [17] Поскольку на этих стоянках были найдены как престижные предметы из нефрита, так и утилитарные товары, такие как каменные орудия и керамика, это позволяет предположить, что они также были региональными центрами производства и обмена товарами. [42] [43] [44] В Лянчэнчжэне выращивали рис, просо, просо и пшеницу. Просо лисохвоста было самой важной культурой с точки зрения выращивания, однако в основном оно использовалось на корм животным. Рис был предпочтительным продуктом питания человека. [45]

По сравнению с другими культурами эпохи Луншань, разрыв между богатыми и бедными в Шаньдунском Луншане был гораздо менее выраженным, и, казалось, здесь было меньше насилия по сравнению с другими местами Луншань. [46] Шаньдун Луншань развился из культуры Давэнкоу бронзового века , на смену которой пришла культура Юэси . [47]

Хоуганг II

[ редактировать ]

Вариант культуры Луншань Хоуган II расположен на севере Хэнани и Южном Хэбэе. Стоянки этой луншаньской субтрадиции густо распределены вдоль рек этого региона, многие из них находятся на расстоянии менее 1 км друг от друга. Участки, обнесенные стеной, включают Хоуган (10 га) и Мэнчжуан (16 га). Вариант Хоуганг II известен тем, что здесь были первые колодцы в районе Желтой реки, и использованный ими метод продолжал использоваться в государствах раннего бронзового века в этом регионе. [48]

Вариант культуры Луншань Ванвань III расположен в западной и центральной провинции Хэнань . Количество поселений в этом регионе утроилось по сравнению с периодом Яншао , превращаясь в многоцентровые конкурентные системы. На стоянке Ванченган имеются свидетельства металлургии, хотя, возможно, ее относят к более поздним слоям. Говорят, что вариант Ванвань III дал начало культуре Эрлитоу ; в частности, центр площадью 70 га в Синьчжае , как говорят, ведет «типологически непосредственно к раннему Эрлитоу». [49]

даосский

[ редактировать ]

площадью 300 га Обнесенный стеной участок в Таоси в бассейне Линьфэнь на юге Шаньси является крупнейшим поселением Луншань в средней части реки Хуанхэ. Практика похорон указывает на сложное общество, имеющее как минимум три социальных ранга. [50]

В конце периода Таоси стена из утрамбованной земли была разрушена, и есть признаки насилия и политических потрясений. Примерно в это же время в 20 км к юго-востоку от Таоси, по другую сторону гор Чонг, был построен новый крупный центр Фанчэн (230 га). [51]

Саньлицяо II

[ редактировать ]

Участки Саньлицяо II расположены по обе стороны Желтой реки в западной провинции Хэнань, юго-западной провинции Шаньси и восточной части провинции Шэньси. К этому региональному варианту относится около сотни поселений, которые демонстрируют трехуровневую иерархию поселений. Самый крупный участок (Сяоцзяокоу, в 10 км к юго-востоку от современной Саньмэнься ) имеет площадь 240 га, тогда как площадь местных центров варьируется от 30 до 70 га.

Типы жилищ культуры Саньлицяо II включают дома как надземного, так и полуподземного типа, а также дома, горизонтально вырытые в лессовых скалах, со стенами, часто покрытыми штукатуркой.

Отмечается сходство керамики этого варианта с керамикой варианта Кэсинчжуан II. [52]

Кэсинчжуан II

[ редактировать ]

Стоянки Кэсинчжуан II разбросаны по долине реки Вэй на юге провинции Шэньси . Самый большой участок в этой области составляет 60 га, что составляет менее половины размера крупнейшего участка эпохи Яншао в этом регионе. В этот период также отмечается сокращение численности населения, которое ученые связывают с миграцией, вызванной изменениями окружающей среды. Из 718 выявленных участков 25 будут считаться «средними» центрами, окруженными небольшими сельскими поселениями в трехуровневой иерархии поселений. [53]

Отклонить

[ редактировать ]

К концу 3-го тысячелетия до нашей эры население резко сократилось на большей части региона, и многие крупные центры были заброшены, возможно, из-за изменения окружающей среды, связанного с окончанием климатического оптимума голоцена . [54] Это сопровождалось исчезновением высококачественной черной керамики, найденной в ритуальных захоронениях. [ нужна ссылка ] Напротив, в бассейне рек И и Луо в центральной провинции Хэнань наблюдался быстрый рост населения и социальной сложности, кульминацией которого стала культура Эрлитоу . [55] Материальная культура в этой области демонстрирует непрерывное развитие, проходя через фазу Синьчжай, сосредоточенную в горах Сун непосредственно на юге. [56] Однако в районе Таоси такой преемственности между материальной культурой Луншань и Эрлитоу нет, что позволяет предположить распад этой области и последующую экспансию за пределы основной области Эрлитоу. [57]

Значение открытия культуры Луншань

[ редактировать ]

В XIX и начале XX веков существовали противоположные взгляды на происхождение китайской культуры и цивилизации: западное происхождение и местное происхождение. Одна из наиболее репрезентативных версий «западного происхождения» культуры доисторического Китая была выдвинута Дж. Г. Андерссоном (1874–1960), который раскопал неолитическую стоянку Яншао , Хэнань, в 1921 году. [ нужна ссылка ] Многие из раскопанных керамических изделий из Яншао представляли собой расписные черепки. Андерссон считал, что расписная керамика Яншао возникла с запада и связана с Анау в Центральной Азии и Трипольем в Восточной Европе. От этой точки зрения, весьма ошибочной, давно отказались в научных кругах. [58]

Период культуры Луншань — важный период в истории. Использование бронзовой посуды, появление большого количества городских памятников, широкое применение тонкотелой черной керамики и техники быстрого изготовления гончарных изделий свидетельствуют о небывалом развитии общественных производительных сил в этот период, что привело к поляризация богатых и бедных внутри общества; таким образом возникают классовые антагонизмы. [59]

В культуре Луншань были люди необычайного роста, которых прозвали «гигантами Луншань». Некоторые образцы мужчин культуры Луншань, обнаруженные в Шаньдуне, имели рост от 180 до 190 см, что делало их выше, чем любое другое неолитическое население в мире. Современные жители Шаньдуна имеют самый высокий рост среди всех китайских провинций. [60] Самая высокая особь Луншань, обнаруженная на данный момент, — мужчина ростом 193 см в возрасте примерно 16-18 лет из провинции Шэньси . [61]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Эта фаза отличается от более ранней фазы Мяодигоу, определенной как период Среднего Яншао (4000–3500 до н.э.). [23]
  1. ^ Вэнь, Шао-Цин; Тонг, Синь-Чжу; Ли, Хуэй (28 декабря 2016 г.). «Генетический образец на основе Y-хромосомы в Восточной Азии, пострадавший от неолитического перехода» . Четвертичный интернационал . Одомашнивание Восточная Азия. 426 : 50–55. Бибкод : 2016QuInt.426...50W . дои : 10.1016/j.quaint.2016.03.027 . ISSN   1040-6182 .
  2. ^ Ван, Менгге; Цзоу, Син; Йе, Хуэй-Юань; Ван, З.; Лю, Ю.; Лю, Дж.; Ван, Фэй; Яо, Хунбин; Чен, П.; Тао, Р.; Ван, Шоую (2020). «Заселение Тибетского нагорья и многочисленные волны примеси тибетцев, сделанные как на основании современных, так и древних полногеномных данных» . биоRxiv . дои : 10.1101/2020.07.03.185884 . S2CID   220366671 .
  3. ^ Ли (2013) , с. 35.
  4. ^ Fairbank & Goldman (2006) , с. 32.
  5. ^ Солнце (2013) , с. 437.
  6. ^ Лю (2005) , стр. 6–7.
  7. ^ Перейти обратно: а б Лю (2005) , стр. 2.
  8. ^ Шелах-Лави (2015) , с. 127.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и Чжао (2013) , с. 237.
  10. ^ Шао (2005) , стр. 97.
  11. ^ Лю и Чен (2012) , с. 17.
  12. ^ Ли (2013) , с. 18.
  13. ^ Лю и Чен (2012) , с. 16.
  14. ^ Ли (2013) , стр. 20-21.
  15. ^ Солнце (2013) , с. 448.
  16. ^ Чжао (2013) , с. 249.
  17. ^ Перейти обратно: а б с Солнце (2013) , с. 449.
  18. ^ Перейти обратно: а б Лю (2005) , стр. 59.
  19. ^ Fairbank & Goldman (2006) , с. 33.
  20. ^ Перейти обратно: а б Чжао (2013) , с. 250.
  21. ^ Лю (2005) , стр. 53.
  22. ^ Лю (2005) , стр. 46–48, 63.
  23. ^ Лю и Чен (2012) , с. 191.
  24. ^ Лю и Чен (2012) , с. 9.
  25. ^ Перейти обратно: а б с Шао (2005) , стр. 88.
  26. ^ Перейти обратно: а б Чжао (2013) , с. 238.
  27. ^ Перейти обратно: а б Коэн и Муровчик (2014) , с. 793.
  28. ^ Лю (2005) , стр. 30.
  29. ^ Лю и Чен (2012) , с. 216.
  30. ^ Александр А. Бауэр, Корнелиус Холторф, Эмма Уотертон, Маргарита Диас-Андреу Гарсиа, Нил Ашер Зильберман (2012). Оксфордский справочник по археологии . Издательство Оксфордского университета. п. 142. ИСБН  9780195076189 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  31. ^ Чарльз Кейт Мейзелс (2003). Ранние цивилизации Старого Света Формирующие истории Египта, Леванта, Месопотамии, Индии и Китая . Тейлор и Фрэнсис. п. 279. ИСБН  9781134837311 .
  32. ^ Шао (2005) , стр. 88, 90.
  33. ^ Лю и Чен (2012) , с. 213.
  34. ^ Лю (2005) , стр. 170, 199.
  35. ^ Лю (2005) , стр. 170.
  36. ^ Лю и Чен (2012) , с. 221.
  37. ^ Перейти обратно: а б с д и Джон С. Мейджор, Констанс А. Кук (2016). Древний Китай. История . Тейлор и Фрэнсис. п. 48. ИСБН  9781317503668 .
  38. ^ Лю и Чен (2012) , стр. 215, 217.
  39. ^ Лю (2005) , стр. 193.
  40. ^ Лю (2005) , стр. 202–205.
  41. ^ Шелах-Лави (2015) , с. 130.
  42. ^ Лю (2005) , стр. 199–201.
  43. ^ Лю и Чен (2012) , с. 217.
  44. ^ Солнце (2013) , с. 440.
  45. ^ Ланхарт, Рета Э.; Тайкот, Роберт Х.; Андерхилл, Энн П.; Луан, Фэнши; Ю, Хайгуан; Фанг, Хуэй; Цай, Фэншу; Фейнман, Гэри; Николас, Линда (2011). «Диетическая адаптация в период Луншань в Китае: анализ стабильных изотопов в Лянчэнчжэне (юго-восток Шаньдуна)». Журнал археологической науки . 38 (9): 2171–2181. дои : 10.1016/j.jas.2011.03.011 .
  46. ^ Солнце (2013) , с. 453.
  47. ^ Солнце (2013) , с. 435.
  48. ^ Коэн и Муровчик (2014) , стр. 791–792.
  49. ^ Коэн и Муровчик (2014) , стр. 789–790.
  50. ^ Лю и Чен (2012) , с. 222.
  51. ^ Лю и Чен (2012) , с. 227.
  52. ^ Коэн и Муровчик (2014) , стр. 795–796.
  53. ^ Коэн и Муровчик (2014) , стр. 793–794.
  54. ^ Лю и Чен (2012) , стр. 220, 227, 251.
  55. ^ Лю и Чен (2012) , стр. 258–259.
  56. ^ Лю (2005) , стр. 226.
  57. ^ Лю (2005) , стр. 190, 226, 228.
  58. ^ Пэн, Пэн (1 октября 2021 г.). «Децентрализация происхождения цивилизации: ранние археологические усилия в Китае» . История гуманитарных наук . 6 (2): 515–548. дои : 10.1086/715935 . ISSN   2379-3163 . S2CID   244133983 .
  59. ^ Хэ, Дэлян (2002). «Культура Шаньдун Луншань и происхождение древней китайской цивилизации» Культурные реликвии весеннего и осеннего периода (1).
  60. ^ Докрилл, Питер. «Древние останки 5000-летних «гигантов», обнаруженных в Китае» . НаукаАлерт . Проверено 21 июня 2022 г.
  61. ^ Ян, Ячан; Чжу, Ижи (2010). «4000-летний «Луншаньский гигант» обнаружен в провинции Шэньси, Китай» . Радиоуглерод . 52 (1): 65–68. дои : 10.1017/S0033822200045033 . ISSN   0033-8222 . S2CID   130263768 .

Цитируемые работы

  • Коэн, Дэвид Дж.; Муровчик, Роберт Э. (2014), «Ранние сложные общества в Северном Китае», Ренфрю, Колин; Бан, Пол (ред.), Кембриджская мировая предыстория , том. 2, Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета, стр. 782–806, ISBN.  978-1-107-02378-9 .
  • Фэрбенк, Джон Кинг ; Голдман, Мерл (2006), Китай: новая история, второе расширенное издание , издательство Гарвардского университета, ISBN  978-0-674-03665-9 .
  • Ли, Фэн (2013), Ранний Китай: социальная и культурная история , издательство Кембриджского университета, ISBN  978-0-5218-9552-1 .
  • Лю, Ли (2005), Китайский неолит: пути к ранним государствам , издательство Кембриджского университета, ISBN  978-0-521-81184-2 .
  • Лю, Ли; Чен, Синцань (2012), Археология Китая: от позднего палеолита до раннего бронзового века , Cambridge University Press, ISBN  978-0-521-64310-8 .
  • Шао, Ванпин (2005), «Формирование цивилизации: сфера взаимодействия периода Луншань», в Аллане, Сара (редактор), « Формирование китайской цивилизации: археологическая перспектива» , Yale University Press, стр. 85–123. , ISBN  978-0-300-09382-7 .
  • Шелах-Лави, Гидеон (2015), Археология раннего Китая , издательство Кембриджского университета, ISBN  978-0-521-19689-5 .
  • Сунь, Бо (2013), «Культура Луншань в Шаньдуне», в Андерхилле, Энн П. (редактор), «Спутник китайской археологии» , John Wiley & Sons, стр. 435–458, ISBN  978-1-4443-3529-3 .
  • Чжао, Чуньцин (2013), «Культура Луншань в центральной провинции Хэнань, около 2600–1900 до н.э.», в Андерхилл, Энн П. (редактор), « Спутник китайской археологии» , John Wiley & Sons, стр. 236– 254, ISBN  978-1-4443-3529-3 .

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 41aff295d1829ee11231e5fd9d06099d__1722679080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/41/9d/41aff295d1829ee11231e5fd9d06099d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Longshan culture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)