Ю Хао
Ю Хао ( китайский : 喻皓 , эт. 970) был китайским архитектором, инженером-строителем и писателем во времена династии Сун .
Наследие
[ редактировать ]Ю Хао получил звание мастера-плотника (Ду Ляо Цзян) за свои архитектурные навыки. [1] Он написал « Му Цзин» (木經; «Руководство по работе с деревом» ), когда работал где-то между 965 и 995 годами, и считается важным произведением классической китайской архитектурной литературы, и хотя оно больше не сохранилось, Шэнь Го цитировал его. [2] В 989 году его архитектурный дизайн и инженерно-строительные работы завершились строительством пагоды Кай-Бао, деревянной китайской пагоды в средневековом Кайфэне (столице Северной Сун). [1] [3] Пагода была потеряна в результате пожара молнии 1040 года, а ныне известная Железная пагода Кайфэн была перестроена на том же месте в 1049 году и построена из кирпича и камня, чтобы противостоять поджогам и пожарам молний.
Руководство по деревообработке
[ редактировать ]Столетие спустя (ок. 1088 г.) учёный- эрудит и государственный деятель Шэнь Го (1031–1095) высоко оценил архитектурные сочинения Юй Хао. Ниже приведены два отрывка из книги Шэня «Мэн Си Би Тан» ( «Очерки бассейна снов »), в которых излагаются основы, содержащиеся в работе Юя X века по архитектуре ранней эпохи Сун.
В первой цитате Шен описывает сцену, в которой Ю дает совет другому архитектору-ремесленнику по поводу наклонных стоек для диагональной ветровой защиты ( орфография Уэйда-Джайлса ):
Когда г-н Чхиен (Вэй-Йен) был губернатором двух провинций Чецзян , он санкционировал строительство деревянной пагоды в Фан-Тхиен Сы ( Храм Брахмы -Неба) в Ханчжоу с проектом в два раза по три этажа. Пока его строили, генерал Чиен поднялся на вершину и забеспокоился, потому что она немного покачивалась. Но мастер-строитель объяснил, что, поскольку плитка еще не была клата, верхняя часть еще довольно светлая, отсюда и такой эффект. Вот тогда и положили всю плитку, но раскачка продолжалась по-прежнему. Не зная, что делать, он тайно послал свою жену к жене Юй Хао с подарком в виде золотых заколок для волос и узнать причину движения. (Ю) Хао засмеялся и сказал: «Это легко, просто вставьте стойки (поддон), чтобы зафиксировать работу, зафиксируйте ( железными ) гвоздями , и она больше не будет двигаться». Мастер-строитель последовал его совету, и башня устояла довольно прочно. Это происходит потому, что прибитые стойки заполнили и связали вместе (все элементы) вверх и вниз так, что шесть плоскостей (сверху и снизу, спереди и сзади, слева и справа) были соединены друг с другом, как клетка грудная клетка . Хотя люди могли ходить по стойкам, шесть плоскостей схватывали и поддерживали друг друга, поэтому, естественно, движения больше быть не могло. Все признали проявленный таким образом опыт. [3]
В следующей цитате Шен описывает размеры и типы архитектуры, изложенные в книге Юй Хао (орфография Уэйда-Джайлза):
Способы возведения зданий описаны в « Руководстве по слесарным работам» , которое, как говорят некоторые, написал Ю. (Согласно этой книге), здания имеют три основные единицы пропорций (fen): то, что находится над поперечными балками, соответствует верхнему блоку, то, что находится над первым этажом, соответствует среднему блоку, а все, что находится ниже него (платформы, фундаменты, мощение и т. д.) следует за блоком нижних работ. Длина поперечных балок, естественно, будет определять длину самых верхних поперечных балок, а также стропил и т. д. Таким образом, для (главной) поперечной балки длиной (8 футов) самая верхняя поперечная балка длиной ( 3,5 фута) потребуется длина. (Пропорции сохранены) в больших и меньших залах. Это (2/28) верхний блок. Точно так же размеры фундамента должны соответствовать размерам используемых колонн, а также размерам (боковых) стропил и т. д. Например, для колонны (11 футов) высотой потребуется платформа (4,5 фута). ) высокий. То же самое относится и ко всем остальным компонентам: выступающим кронштейнам (кунг), выступающим стропилам (цуй), другим стропилам (чуэ) — все они имеют свои фиксированные пропорции. Все это соответствует Группе промежуточной работы (2/24). Теперь ниже пандусов (и ступеней) есть три вида: крутые, пологие и промежуточные. Местами эти градиенты основаны на единице, полученной из имперских пометов. Крутые пандусы (чунь тао) — это пандусы, для подъема по которым ведущие и последние носильщики должны полностью вытянуть руки вниз и вверх соответственно (соотношение 3/35). Легкие пандусы (ман дао) – это те, для которых лидеры используют длину локтей и высоту плеч концевика (соотношение 1/38); промежуточные (пин тао) преодолеваются ведущими с вытянутыми вниз руками и прицепами на высоте плеч (соотношение 2/18). Это нижние рабочие единицы. В книге (Ю Хао) было три главы. Но строители (тху му чжи гун) в последние годы стали гораздо точнее и искуснее (янь шань), чем раньше. Таким образом, с некоторого времени старое Руководство по работе с деревом вышло из употребления. Но (к сожалению) вряд ли кто-то способен написать новое. Сделать это было бы само по себе шедевром! [4]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Нидэм, Том 4, Часть 3, 81.
- ^ Нидхэм, Том 4, Часть 3, 82.
- ^ Перейти обратно: а б Нидэм, Том 4, Часть 3, 141.
- ^ Нидхэм, Том 4, 82-84.
Ссылки
[ редактировать ]- Нидхэм, Джозеф (1986). Наука и цивилизация в Китае: Том 4, Часть 3 . Тайбэй: Caves Books, Ltd.