Цзянь Ювэнь
Цзянь Ювэнь Джен Ю-вэнь | |
---|---|
Цзянь Ювэнь | |
Рожденный | 1896 |
Умер | |
Национальность | Великий Цин Китайская Республика |
Другие имена | Jen Yu-wen, Kan Yau-man |
Род занятий | Историк, государственный деятель, религиозный деятель |
Академическое образование | |
Альма-матер | Оберлинский колледж (бакалавр) Чикагский университет (Массачусетс) |
Академическая работа | |
Дисциплина | История |
Субдисциплина | Китайская история |
Учреждения | Яньчинский университет Йельский университет (приглашенный ученый) Университет Гонконга |
Основные интересы | Тайпинское восстание , христианство в Китае |
Цзянь Ювэнь (1896–1978 упрощенный китайский : 简又文 ; традиционный китайский : 簡又文 ; пиньинь : Цзиен Ювен ; Уэйд-Джайлз : Чиен Ю-вэнь ; Джютпин : Гаан 2 Уже 6 Мужчина 4 (в старых документах иногда транслитерируется Джен Ю-вэнь или Кан Яу-ман ) — китайский историк, государственный чиновник, а иногда и методистский пастор , известный, в частности, своими сочинениями о Тайпинском Небесном Царстве . Он преподавал в Университете Яньчин , Гонконгском университете и Йельском университете .
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Цзянь родился в Гуандуне в 1896 году в семье Цзянь Иньчу и Цзянь Вэньлю , получил образование в школе Линнань, где был крещен как христианин. Его старший брат, Кан Тат-Чой , стал богатым предпринимателем и позже построил епископальную церковь Святой Марии в Козуэй-Бэй . В 1914 году Цзянь поступил в Оберлин-колледж , где в 1917 году получил степень бакалавра, а в 1919 году получил степень магистра в Чикагском университете , а затем вернулся в Китай в 1921 году. В 1922 году он принял должность главного редактора гонконгского издания . отдел публикаций YMCA , а в 1924 году был назначен адъюнкт-профессором религии в Университете Яньчин и занимал эту должность до 1927 года. [ 1 ]
Цзянь вступил в Националистическую партию в 1926 году и установил тесные отношения с генералом Фэн Юйсяном , «христианским военачальником», который назначил его главой своего политического отдела. [ нужны разъяснения ] в 1927 году. После того, как в том же году эта партия сформировала правительство, положив начало так называемому Нанкинскому десятилетию , Цзянь занимал различные должности, включая должности комиссара по соли , курировавшего традиционную соляную монополию . Его интерес к политике рос, и с 1933 по 1946 год он был членом Законодательного юаня . О своем опыте взаимодействия с Гоминьданом он вспоминал в своей биографии 西北从军记 ( Сибэй концзюнь цзи , «Запись о моих военных днях на северо-западе »), которая была опубликована посмертно в 1982 году.
Работа Цзяня в китайской культуре сблизила его со многими выдающимися художниками. Находясь в Мэншане , он служил частным наставником молодому Чэнь Вэньтуну , который позже получил известность как писатель уся под псевдонимом Лян Юшэн . Он был студентом, а затем близким другом художника Гао Цзяньфу и, по словам Элизы Хо , оказал большое влияние на его творчество. В 1954 году он написал либретто к кантонской опере на националистические темы 萬世流芳張玉喬 ( «Бессмертный Чжан Юйцяо, самая респектабельная куртизанка »). Опера считается современной классикой китайской оперы, и в том же году ее премьера состоялась труппой Сунь Им Юнга. [ 2 ] Режиссером постановки выступил знаменитый композитор и кинорежиссер Тан Ти-шэн . Он также нашел время для публикации и редактирования двух важных литературных журналов: 易經 ( Ицзин , в Шанхае, под редакцией Яо Сесина), [ 3 ] и Тайфун (в Гонконге) в 1930-е годы. Ицзин частично уделял внимание юмору, и Цзянь запустил журнал в 1933 году одновременно с запуском 宇宙鋒 ( Юйчжоу Фэн , Космический (меч) Край ) своего друга и коллеги Линь Ютана . Следовательно, 1933 год в китайских литературных кругах обычно описывался как «Год юмора». [ 4 ] [ 5 ] В обществе Цзянь был известен как талантливый пересказчик грубого юмора предателя Хань Фуцзюй . [ 6 ] Позже, в 1946 году, он основал и стал первым генеральным директором Гуандунского института истории и культуры. [ 7 ]
В 1949 году Цзянь вернулся в Гонконг, где стал профессором Гонконгского университета . С 1964 по 1965 год он был приглашенным научным сотрудником в Йельском университете , учреждении, в котором сейчас хранятся документы Джен Ю-Вэнь. Он умер в Гонконге в 1978 году. Его жена Мейбл Юк-Сейн Янг, от которой у него было два сына и две дочери, умерла в 1958 году.
Академическая работа
[ редактировать ]Цзянь был известен главным образом своими знаниями о Тайпинском Небесном Царстве и был одним из первых ученых, которые серьезно интересовались этим периодом. [ 8 ] Его «Тайпин тянго дяньчжи тункао » (太平天國典制通考) был опубликован в виде трехтомного труда в Гонконге Мэнджином Шуу в 1957 году и в Йельском университете в виде одного тома в 1978 году, переведенного У.Д.Ф. Дженнером как «Революционное движение тайпинов» . Он написал еще несколько работ о периоде тайпинов, все из которых считаются авторитетными. [ 9 ]
Цзянь, уважаемый коллекционер произведений династий Мин и Цин , а также произведений искусства провинции Гуандун, [ 10 ] был крупнейшим коллекционером работ Гао Цзяньфу и собрал их как «павильон ста мечей» (百劍樓, Bώi jiàn lōu ), коллекцию, которая легла в основу его хронологии Гао 1972 года. К сожалению, финансовые трудности 1970-х годов вынудили его продать часть коллекции через Sotheby's . Его работы об искусстве Гао с тех пор легли в основу комментариев, а также связаны с его работой о тайпинах, подчеркивая «революционное» измерение культуры Гуандуна или его частую роль как колыбели культурных и политических инноваций в Китае. Он описал Гуандун как «источник революции» (革命筞涴地, gémìng cèyuàndì ), а в 1940-х годах активно занимался пропагандой гуандунской культуры . [ 11 ] Остальная часть его коллекции произведений искусства сейчас находится в Китайского университета Гонконга . Художественном музее [ 12 ] Этот единственный дар, состоящий из более чем тысячи предметов, составляет основу фондов Художественного музея.
Религиозные верования
[ редактировать ]Цзянь был набожным христианином не только в личных делах, но особенно в общественной жизни. Его интерес к тайпинам отчасти стимулировался необычным принятием ими христианских верований, но он также энергично выступал за постепенную христианизацию Китая. Он написал эссе против антихристианского движения в Китае и перевел Маршалла Брумхолла биографию Роберта Моррисона , первого протестантского миссионера в стране, а также книгу биолога Джона Мерла Коултера «Религия и наука» . Вопреки мнению о том, что христианство как западная вера вредит Китаю, Цзянь утверждал, что христианство может стать революционной силой в республиканском Китае. [ 13 ]
Его самый известный конкретный поступок в этом отношении произошел, когда он стал директором Бюро социальных дел Гуанчжоу в 1931 году. Он унаследовал от своего предшественника предложение преобразовать храм бога города Гуанчжоу , который он считал пережитком суеверного и отсталого общества. эпохи, в светское учреждение, способствующее потреблению товаров, произведенных в Гуандуне. Хотя правительство провинции поддержало это изменение, обращение было крайне непопулярно среди местных жителей и, в частности, среди храмовых гадалок , которые то угрожали, то подкупали Цзяня. Тем не менее он победил; храм был переоборудован, и многие из его артефактов были разбросаны по местным правительственным учреждениям и YMCA . [ 14 ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эй, Элиза. «От синь гохуа (новой национальной живописи) до основателя школы Линнань: трансформация представлений Гао Цзяньфу и его искусства посредством регионального дискурса». (включая ссылку на полный документ в формате PDF).
- Запись в Биографическом словаре республиканского Китая.
- Документы Джен Ю-Вэнь в библиотеке Йельского университета.
- Библиография Цзяня в WorldCat.
- Юнг Сай-Шинг. «Кантонская опера и национализм: переосмысление классического произведения». [ постоянная мертвая ссылка ] , обсуждение важности оперы Цзяня.
- Цзянь Ювэнь, Тайпинское революционное движение (Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1973)
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Донг Фэн и Чи-ва Чан, «Биографический очерк» в документах Йельского университета Джен Ю-Вэнь
- ↑ Юнг Сай-Шинг, «Кантонская опера и национализм: переосмысление классического произведения», публичная лекция , прочитанная 27–28 февраля 2009 г.
- ↑ О журнале «Yi Jing», основанном Цзянь Ювэнем , по состоянию на 6 марта 2012 г.
- ^ Цянь Суоцяо, «Открытие юмора в современном Китае: запуск двухнедельного журнала Analects и «Год юмора» (1933)», в книге Дж. Чея и Дж. М. Дэвиса, ред., « Юмор в китайской жизни и письмах: классические и традиционные ». Подходы . Издательство Гонконгского университета: 2011, с. 191. ISBN 9789888083527
- ^ Сохигян, Дирхан Джон, «Заражение смехом: рост феномена юмора в Шанхае в 1930-е годы», позиции, весна 2007 г., 15 (1): 137–163.
- ^ Лари, Диана. Китайский народ на войне: человеческие страдания и социальная трансформация, 1937-1945 гг ., Кембриджский университет: 2010 г., стр.139. ISBN 0521144108
- ^ «Чиен Ю-Вэнь», в Биографическом словаре республиканского Китая , издательство Колумбийского университета: 1971. ISBN 0231089589 .
- ^ Одинокий, Стюарт. Повседневная жизнь гражданского населения в Азии во время войны: от восстания тайпинов до войны во Вьетнаме . Гринвуд Пресс: 2007, ISBN 0313336849 , стр.27
- ^ Ухалли, Стивен, «Значение великого опуса Джен Юй-вэня о тайпинах». Журнал азиатских исследований , Vol. 33, № 4 (август 1974 г.), стр. 679-685.
- ^ Крозье, Р. Искусство и революция в современном Китае: Линнаньская (кантонская) школа живописи 1906-1951 . Издательство Калифорнийского университета: 1988, ISBN 0520059093 .
- ^ Хо, Элиза. «От синь гохуа (новой национальной живописи) к основателю школы Линнань: трансформация репрезентаций Гао Цзяньфу и его искусства региональным дискурсом»
- ↑ Интервью с профессором Джеймсом Уоттом , по состоянию на 6 марта 2012 г.
- ^ Пан-Чиу Лай и Джейсон Лам, Китайско-христианское богословие: теологическое культурное движение в современном Китае . Редактор Питера Ланга, 2010 г. ISBN 3631604351
- ^ Пун, Шук-Ва. Переговоры о религии в современном Китае: государство и простые люди в Гуанчжоу, 1900-1937 гг . Издательство Китайского университета: 2010. ISBN 962996421X
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Северо-западные военные мемуары - политические мемуары Цзяня.
- Оценка Стивеном Ухалли-младшим Тайпинского революционного движения
- Аннотация к книге "Бессмертный Чжан Юйцяо" .
- Церковь Святой Марии , построенная братом Цзяня Тат-Чой.
- Воспоминания Яо Сесина о публикации Цзяня «Ицзин» (только на китайском языке).
- Вечерняя песня Линнань , * Песня победы Линнань и Боевая песня Линнань [ постоянная мертвая ссылка ] (Боевая песня Линнань), школьные песни с текстом Цзяня для начальной школы Линнань ( аудиозаписи ).
- 1896 рождений
- 1978 смертей
- Китайцы во Второй мировой войне
- Китайские методисты
- Художники из Гуандуна
- Китайские историки ХХ века
- Историки Гонконга XX века
- Люди из района Синьхуэй
- Историки из Гуандуна
- Академический состав Университета Яньчин
- Академический состав Университета Гонконга
- Преподаватели Йельского университета
- Преподаватели из провинции Гуандун
- Политики Китайской Республики из Гуандуна
- История Гуанчжоу
- Беженцы гражданской войны в Китае
- Выпускники Оберлинского колледжа
- Выпускники Чикагского университета
- Политики из Цзянмэнь
- Писатели из Цзянмэнь