Споры о критериях истины 1978 года
История Китайской Народной Республики |
---|
![]() |
![]() |
( Споры о критериях истины 1978 года китайский : 真理 标准大讨论 ; букв. «Дебаты о стандартах для суждения об истине»), также известные как Дискуссия о критериях истины 1978 года , иногда называемые Первыми великими дебатами ( китайский : 第一次大争论 ) в современном Китае, представлял собой социально-политическую дискуссию примерно 1978 года, в основном вращавшуюся вокруг » Хуа Гофэна « Двух вещей и » Дэн Сяопина « Реформы и открытости .
Фон
[ редактировать ]Конец культурной революции
[ редактировать ]Смерть Мао Цзэдуна
[ редактировать ]
Мао Цзэдун , организатор Культурной революции и тогдашний председатель Коммунистической партии Китая (КПК), умер 9 сентября 1976 года в возрасте 82 лет, что вызвало вакуум власти внутри КПК. [1] Поскольку Мао не выбрал официального преемника и после того, как во время и после Культурной революции возникли конфликты между различными фракциями, Хуа Гофэн , умеренный маоист. пост председателя занимал [2]
Арест «банды четырех»
[ редактировать ]Через месяц после смерти Мао Хуа Гофэн вместе с Е Цзяньином и Ван Дунсином арестовал радикальную группировку «Банда четырех» , которая, как считается, положит конец Культурной революции . [3] Начиная с 21 октября, по всей стране начались разоблачения банды, кульминацией которых стала декабрьская публикация для общественности файлов, связанных с предполагаемыми преступлениями банды. Партия осудила банду как « ультралевую », которая была «левой по форме, правой по сути». [4] Позднее была начата масштабная чистка против радикалов, чтобы дискредитировать их идеологию и политику. [5]
Три года спустя членам «Банды четырех» были предъявлены обвинения в «контрреволюционной деятельности», но лишь немногие из них пошли на компромисс. [6] Цзян Цин , член банды и вдова Мао, кричала: «Революция — это не преступление!» против обвинения в ходе судебного разбирательства. [7] Суд также был обвинен в « показательном процессе » из-за его политических мотивов. [8]
Наследие Мао
[ редактировать ]Маоистские идеологии и политика
[ редактировать ]После смерти Мао китайское общество и культура серьезно пострадали от Культурной революции. [9] По оценкам, десятки миллионов людей погибли тем или иным образом во время Культурной революции. [10] Экономика Китая считалась слабой, если не рухнувшей. [11] Однако мысли и политика Мао по-прежнему лежат в основе китайского общества. [12] Поскольку почти половина членов КПК были завербованы как «левые» во время Культурной революции, некоторые опасались, что радикалы могут вернуть себе власть. [13]
Дэн Сяопин , один из сторонников «Разногласий», уже был осужден как « капиталистический путешественник » во время Культурной революции. Дэн подвергался чистке дважды и дважды обещал Мао и Центральному комитету , что он «никогда не отменит приговор» как «капиталистический дорожник». Однако Дэн попытался обратить вспять радикальную волну во время Культурной революции 1975 года, в чем Мао резко сомневается. Позже Мао повторил: «Никогда не отменяйте приговор, просто нельзя доверять!» [14] В апреле 1976 года, после инцидента на площади Тяньаньмэнь 1976 года , Мао уволил Дэна в третий раз, что привело к кампании « Критиковать Дэна, контратаковать правоуклонистскую тенденцию отмены приговоров », инициированную «Бандой четырех». [15]
"Два чего угодно"
[ редактировать ]«Два что угодно» относится к лозунгу, связанному с бандой: «Все, что сказал или сделал председатель Мао, было правильным». Хотя банда была арестована в 1976 году, Хуа, как преемник Мао и даже один из организаторов ареста, продолжает выступать против рыночной реформы Дэна. Основываясь на этом лозунге, сторонники Хуа и оставшиеся левые сформировали «Фракцию безразличных». [16]
Процесс
[ редактировать ]Приход Дэн Сяопина и Ху Яобана
[ редактировать ]В конце Культурной революции Хуа по-прежнему обладал доминирующей властью в партии, и некоторые революционные левые и военные поддерживали его. [17] Поскольку после Мао Хуа мало что изменил в политике и правилах, у него постепенно появлялось все больше и больше врагов. [18] Хуа считал, что рыночная реформа Дэна вызвала слишком разногласия, мешая партийному единству и социальной стабильности, что заставило его подчеркнуть «стабильность и единство». [19] Однако Дэн воспользовался накопившимся недовольством предыдущими « Движением ста цветов » и « Движением за демократию », а также неспособностью Хуа примирить различные фракции для наращивания силы. [20]
3 марта 1977 года Ху Яобан , сотрудник Дэна, стал вторым вице-президентом Центральной партийной школы . [21] Ху удалил некоторых радикалов из Центральной партийной школы и привел новых людей, и, как и Дэн, Ху также поставил под сомнение легитимность Культурной революции и призвал сотрудников Центральной партийной школы «освободить свое мышление!» [22] Более того, Ху приказал им «использовать практику как критерий для проверки истины и определения правильности и неправильности той или иной линии, а также искать истину на основе фактов при проведении исследований». [23] Соревнуясь с Дэном, Хуа также поддерживал расслабление мышления, поощряя других высказываться и критиковать. [24]
Дэн также проводил наступление на левых сторонников Хуа, которые оказались более уязвимыми из-за своей идеологии. После ряда политических изменений Дэн постепенно переместил свою власть из провинций в центр. [25] В мае 1977 года, после реабилитации Дэна, он поднялся в третий раз и открыто осудил «Два бытия». [26] Пять месяцев спустя Дэн предложил идею « Болуань Фаньчжэн » в качестве политического лозунга, который позже будет использован для начала реформ после Культурной революции. [27]
Публикация книги «Практика — единственный критерий проверки истины».
[ редактировать ]Несмотря на ожесточенные дебаты, конфликты внутри партии не предавались огласке до публикации статьи «Практика - единственный критерий проверки истины», а некоторые статьи, придерживающиеся аналогичного мнения, были опубликованы досрочно. [26] статью под названием «Практика — критерий истины» В октябре 1977 года Ху Фумин, преподаватель философии, представил в газету Guangming Daily , которая позже была отредактирована и отредактирована сторонниками Ху. [28] 11 мая 1978 года исправленное издание под названием «Практика — единственный критерий проверки истины» было опубликовано в Guangming Daily перепечатано в People's Daily . и на следующий день [29] Статья вызвала немедленный резонанс и вызвала общественную дискуссию. [30]
Фракция «Как угодно» быстро отреагировала. Главный редактор «Хунци» прокомментировал: «Теоретически это абсурдно; в идеологии это реакционно; в политике это срезает знамя [Мао]». [29] У Лэнси, влиятельный чиновник КПК, заявил, что статья содержит «ориентировочную ошибку» и отрицает «универсальную истину марксизма». [31] Чжан Пинхуа , директор Центрального отдела пропаганды КПК , открыто раскритиковал статью в лекции, проведенной с руководителями провинциальных отделов пропаганды и провинциальными партийными секретарями, ответственными за культуру и образование. [32] Существовали также различные взгляды на критерий истины. [33]
2 июня 1978 года, через месяц после публикации, Дэн выразил поддержку статье на конференции. [34] Предполагается, что речь Дэна реконструировала идеологическую базу КПК. [35] Однако дискуссия на этом не закончилась, так как постепенно перешла к вопросу о «соотношении критерия и руководящей роли марксизма». [36] Пока сторонники Хуа продолжали атаковать идеологические конфликты в статье, Дэн и его сторонники пытались их примирить. [37] Дэн процитировал Мао, « искавший истину из фактов », чтобы защитить совместимость марксизма и критерия. [37]
К концу июня было мало свидетельств того, как будут решены дебаты. [38]
3-й Пленум ЦК КПК 11-го созыва.
[ редактировать ]В октябре КПК провела центральное заседание по подготовке к 3-му пленарному заседанию ЦК 11-го созыва. Фракция Дэна стала занимать более выгодную позицию. Сам Дэн также раскритиковал практику замены правительства на всех административных уровнях во время Культурной революции партией. [39] Официальные газеты сообщили, что многие ветераны приказали реабилитировать жертв Культурной революции, которая, как считается, подорвала авторитет Хуа. [40] Сам Хуа выступил с самокритикой в адрес «Двух вещей» во время подготовительной встречи, отметив, что:
Формулировка с двумя «что угодно» была еще более абсолютной и еще более неуместной. В большей или меньшей степени оно душило мышление всех, затрудняло практическое осуществление политики партии, не способствовало оживлению идеологии партии. В то время эти два предложения были не очень хорошо продуманы. Теперь кажется, что лучше было бы не упоминать эти два «неважно». [41]
3-й Пленум ЦК КПК 11-го созыва проходил с 18 по 22 декабря 1978 года. «Два что угодно» также были названы «ошибочными», а критерий практики получил дальнейшее развитие. [38] Хуа и его сторонник Ван Дунсин подверглись критике, и Вану ничего не оставалось, кроме как выступить с самокритикой. [42]
Чэнь Юнь , влиятельный чиновник, призвал к переоценке влиятельных действий, связанных с «Бандой четырех», включая дело « 61 ренегата », дело «сдавшихся», дело Ван Хэшоу и Тао Чжу, перезахоронение Пэн Дэхуай , инцидент на площади Тяньаньмэнь в 1976 году , осуждение Кан Шэна – все это было одобрено большинством людей, присутствовавших на встрече. [43]
был добавлен ряд союзников Дэна В состав Политбюро ( Чэнь Юнь , Дэн Инчао , Ху Яобан и Ван Чжэнь ). Линия партии также была изменена на « Четыре модернизации ». Под влиянием Дэна и Чена были официально отвергнуты обвинения против жертв многих предыдущих чисток. [44]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Гиттингс 1976 ; Карим 1986 , с. 42.
- ^ Карим 1986 , с. 42; Фонтана 1982 , с. 238.
- ^ Ву 2016 , с. 9.
- ^ Чинг 1979 , с. 697.
- ^ Сюн 1981 , с. 2.
- ^ О'Брайен 2016 , стр. 331, 336.
- ^ Магье 2005 ; О'Брайен 2016 , стр. 331–332.
- ^ Сюн 1981 , стр. 51; О'Брайен 2016 , стр. 337.
- ^ Ву 2016 , стр. 7–8.
- ^ О'Брайен 2016 , с. 333.
- ^ Хамринанд и Чжао 1995 , с. 150.
- ^ Сюн 1981 , с. 7; Хамринанд и Чжао 1995 , с. 131.
- ^ Сюн 1981 , с. 54.
- ^ Шенхальс 1991 , с. 250.
- ^ Ли-Огава 2022 , с. 7.
- ^ Сюн 1981 , с. 2; Фонтана 1982 , с. 239.
- ^ Сюн 1981 , с. 14; Фонтана 1982 , с. 244.
- ^ Фонтана 1982 , с. 245.
- ^ Сюн 1981 , с. 18.
- ^ Фонтана 1982 , с. 248.
- ^ Шенхальс 1991 , с. 245.
- ^ Шенхальс 1991 , стр. 246, 252.
- ^ Шенхальс 1991 , стр. 252–253.
- ^ Ли-Огава 2022 , с. 3.
- ^ Фонтана 1982 , стр. 243, 245.
- ^ Jump up to: а б Фэн 1995 , стр. 40.
- ^ Хамринанд и Чжао 1995 , с. 34.
- ^ Фэн 1995 , с. 40; Шенхальс 1991 , с. 256.
- ^ Jump up to: а б Фэн 1995 , стр. 41.
- ^ Фэн 1995 , с. 41; Шенхальс 1991 , с. 260.
- ^ Шенхальс 1991 , с. 261.
- ^ Шенхальс 1991 , с. 262.
- ^ Фэн 1995 , стр. 44.
- ^ Фэн 1995 , стр. 42.
- ^ Фэн 1995 , с. 42; Сюн 1981 , с. 2.
- ^ Фэн 1995 , с. 42; Шенхальс 1991 , с. 265.
- ^ Jump up to: а б Фэн 1995 , стр. 43.
- ^ Jump up to: а б Шенхальс 1991 , с. 265.
- ^ Бакли 2008 ; Хамринанд и Чжао 1995 , с. 150.
- ^ Бакли 2008 .
- ^ Шенхальс 1991 , с. 266.
- ^ Шенхальс 1991 , с. 266; Тянь 1984 , с. 17.
- ^ Правительство 2009 ; Тянь 1984 , стр. 14.
- ^ Фэн 1995 , с. 36; Тянь 1984 , стр. 12–15.
Источники
[ редактировать ]- Бакли, Крис (8 декабря 2008 г.). «Китай использует прошлые реформы, чтобы направлять свое настоящее» . Рейтер . Проверено 28 августа 2022 г.
- Бертон, Чарльз (1987). «Переходный период Китая после Мао: роль партии и идеологии в «новый период» » . Тихоокеанские дела . 60 (3): 431–446. дои : 10.2307/2758882 . ISSN 0030-851X . JSTOR 2758882 . Проверено 20 августа 2022 г.
- Чинг, Фрэнк (1979). «Текущая политическая сцена в Китае» . Китайский ежеквартальный журнал . 80 (80): 691–715. дои : 10.1017/S0305741000046002 . ISSN 0305-7410 . JSTOR 653038 . S2CID 154697304 . Проверено 17 августа 2022 г.
- Диттмер, Лоуэлл (1984). «Идеология и организация в Китае после Мао» . Азиатский опрос . 24 (3): 349–369. дои : 10.2307/2644071 . ISSN 0004-4687 . JSTOR 2644071 . S2CID 153963688 . Проверено 20 августа 2022 г.
- Фэн, Чен (1995). Экономический переход и политическая легитимность в Китае после Мао: идеология и реформа . Олбани, Нью-Йорк : Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 9780791426579 . Проверено 19 августа 2022 г.
- Фонтана, Дороти Гроуз (1982). «Предыстория падения Хуа Гофэна» . Азиатский опрос . 22 (3): 237–260. дои : 10.2307/2644028 . ISSN 0004-4687 . JSTOR 2644028 . Проверено 18 августа 2022 г.
- Гиттингс, Джон (10 сентября 1976 г.). «Вакуум власти после смерти Мао» . Хранитель . Проверено 16 августа 2022 г.
- «За кулисами третьего пленума Центрального комитета одиннадцатого созыва» [За кулисами третьего пленума Центрального комитета одиннадцатого созыва] ( на упрощенном китайском языке). www.gov.cn Китая Проверено 1 сентября 2022 г.
- Хамринанд, Кэрол Ли; Чжао, Суйшэн (1995). Принятие решений в Китае Дэна: взгляд изнутри . Армонк, Нью-Йорк : М.Э. Шарп. ISBN 9781563245039 .
- Карим, Аршад Сайед (1986). «КИТАЙ ПОСЛЕ МАО» . Пакистанский горизонт . 39 (2): 38–44. ISSN 0030-980X . JSTOR 41393767 . Проверено 16 августа 2022 г.
- Ли-Огава, Хао (14 февраля 2022 г.). «Хуа Гофэн и трансформация Китая в первые годы после Мао» . Журнал современных исследований Восточной Азии . 11 : 124–142. дои : 10.1080/24761028.2022.2035051 . ISSN 2476-1028 . S2CID 246843315 .
- Сюн, Джеймс С., изд. (1 января 1981 г.). «Симпозиум: Суд над «бандой четырех» и его последствия в Китае» . Серия Мэриленда по современным азиатским исследованиям . 1981 (3) . Проверено 18 августа 2022 г.
- Манье, Марк (11 мая 2005 г.). «Чжан Чуньцяо, 88 лет; один из китайской банды четырех, обвиненной в зле культурной революции» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 16 августа 2022 г.
- «Дебаты о критериях истины отмечаются» . Посольство Китайской Народной Республики в Негаре Бруней-Даруссалам . 12 мая 2008 года . Проверено 16 августа 2022 г.
- О'Брайен, Мелани (2016). « Революция славна! Революция — это не преступление!» Международные преступления и китайское внутреннее право и суд над «бандой четырёх» . Новый обзор уголовного права . 19 (3): 313–343. дои : 10.1525/nclr.2016.19.3.313 . ISSN 1933-4192 . JSTOR 26417692 . Проверено 17 августа 2022 г.
- Шенхалс, Майкл (1991). «Спор о критериях истины 1978 года» . Китайский ежеквартальный журнал . 126 (126): 243–268. дои : 10.1017/S0305741000005191 . ISSN 0305-7410 . JSTOR 654516 . S2CID 143503026 . Проверено 18 августа 2022 г.
- Тянь, Хун-Мао (1984). «Коммунистическая партия Китая: партийные полномочия и групповая политика от третьего пленума до двенадцатого съезда партии» (PDF) . Серия Мэриленда по современным азиатским исследованиям . 1984 (2) . Проверено 18 августа 2022 г.
- Ву, Линвэй (январь 2016 г.). Невидимая рана: долгосрочное влияние китайской культурной революции на доверие (PDF) . Ежегодное собрание Американской экономической ассоциации 2016 г. Сан-Франциско .