Китайская марксистская философия
Часть серии о |
китайский коммунист Революция |
---|
Очерк гражданской войны в Китае |
Коммунистический портал |
Китайская марксистская философия — это философия диалектического материализма , которая пришла в Китай в начале 1900-х годов и продолжает существовать в китайских академических кругах по сей день.
Марксистская философия первоначально была импортирована в Китай между 1900 и 1930 годами в переводах с немецкого, русского и японского языков. Дарвина Китайский переводчик «Происхождения видов » Ма Цзюньу также был первым, кто принес марксизм в Китай. Для Ма эволюционизм и марксизм являются секретами социального развития. [1] Это было до формального диалектического материализма Коммунистической партии Китая , в которой многие независимые радикальные интеллектуалы приняли марксизм . Многие из них позже вступили в партию.
Китайский диалектический материализм начал формироваться в 1930-е годы под влиянием « . Новой философии» Митина В конце 1930-х годов председатель Мао Цзэдун начал разрабатывать свою собственную китаизированную версию диалектического материализма, независимую от советской философии . Маоистская диалектика оставалась доминирующей парадигмой в 1970-е годы, и большинство дебатов велось по техническим вопросам диалектической онтологии . В 1980-х годах реформы Денга привели к широкомасштабному переводу и влиянию работ западного марксизма и марксистского гуманизма .
с европейским Взаимодействие марксизмом
Ли Да (1890–1966) перевел на китайский язык многие ранние произведения немецкой социал-демократии и советского марксизма . Он китаизировал новую философию Марка Борисовича Митина в своих «Началах социологии» . Ай Сики перевел многие работы Митина и помог представить новую философию в Китае. Ранний китайский марксизм во многом заимствовал из советских учебников. Вслед за Митиным Ай Сики выступил с критикой идеи равенства противоречий между двумя неравными вещами. [2]
Китайские философы решительно встали на сторону Митина против Абрама Деборина . Особое влияние на них оказало его единство теории и практики. Эти работы оказали влияние на Мао Цзэдуна при написании его «Лекций по диалектическому материализму». [3]
Мао Цзэдун критиковал диалектический материализм Сталина . Мао критиковал Сталина за то, что он не признавал взаимосвязи противоположностей, и считал, что из-за этого в сталинской диалектике есть метафизические ошибки. [4]
Мысль Мао Цзэдуна [ править ]
В конце 1930-х годов велась серия дебатов о том, в какой степени диалектическая логика является дополнением или заменой формальной логики . Главный спор, продолжавшийся до 1960-х годов, заключался в том, является ли диалектическое противоречие тем же, что и логическое противоречие. [5]
Позже Мао отошел от тиражирования Новой Философии, [ нечеткий ] и попытался разработать свою собственную форму марксизма, в которой сильно подчеркивалась центральная роль «О противоречии» и «О практике» . Мао рассматривал борьбу между противоположностями как ключ к диалектике, и это сыграло важную роль в споре 1960-х годов о «Одном делится на два» . В «Беседе по вопросам философии» 1964 года Мао отверг любую возможность синтеза разделенных противоположностей. Отрицание было абсолютным и чередовалось в дурной бесконечности с утверждением. [6]
Ван Жошуй изначально был главным сторонником маоистской линии «Один делит на два» во время Культурной революции. [7] Но позже Ван пропагандировал марксистский гуманизм .
Начало 1970-х годов [ править ]
В 1973 году издательство Foreign Languages Press опубликовало книгу «Три основные битвы на философском фронте Китая (1949–64)». Три основных философских дебата вращались вокруг теории «синтезированной экономической базы», вопроса о тождестве мышления и бытия и теории «объединения двух в одно». [8]
В 1974 году, во время кампании «Критикуйте Линь, критикуйте Конфуция» , велись серьезные историографические дебаты об относительных достоинствах конфуцианской и легалистской школ. Легализм интерпретировался как прогрессивная феодальная идеология восходящего Цинь, противостоящая загнивающей рабовладельческой идеологии Конфуция. [9]
Дэн Сяопин [ править ]
В эпоху после Мао велись серьезные дебаты о роли противоречий и отчуждения в социалистическом обществе. Дэн Сяопин лично выступил против марксистского гуманистического направления, настаивая на том, что отчуждение основано исключительно на частной собственности и ему нет места в социалистическом Китае.
В своей речи 1983 года «О неотложных задачах партии на организационном и идеологическом фронтах» Дэн сказал следующее:
Что касается отчуждения, то после того, как Маркс открыл закон прибавочной стоимости, он использовал этот термин только для описания наемного труда в капиталистическом обществе, имея в виду, что такой труд был чужд самим рабочим и выполнялся против их воли, чтобы капиталист мог получить прибыль от отчуждения. их расход. Однако, обсуждая отчуждение, некоторые из наших товарищей выходят за рамки капитализма; некоторые даже игнорируют сохраняющееся отчуждение труда при капитализме и его последствия. Скорее, они утверждают, что отчуждение существует при социализме и может быть найдено в экономической, политической и идеологической сферах, что в ходе своего развития социализм постоянно порождает силу отчуждения в результате деятельности основная часть общества. Более того, они пытаются объяснить нашу реформу с точки зрения преодоления этого отчуждения. Таким образом, они не могут помочь людям правильно понять и решить проблемы, возникшие сегодня в социалистическом обществе, или правильно понять и провести постоянные реформы, необходимые для нашего технологического и социального прогресса. Наоборот, их позиция приведет лишь к тому, что люди будут критиковать, сомневаться и отрицать социализм, считать его столь же безнадежным, как и капитализм, и отказываться от уверенности в будущем социализма и коммунизма. «Так в чем же смысл строительства социализма?» они говорят. [10]
работы Фредрика Джеймсона . Несмотря на осуждение Дэна, в Китае продолжала расти лихорадка высокой культуры, причем особенно популярны были [11]
«Три изображения» Цзян Цзэминя [ править ]
Официальные положения теории трех представителей таковы: Наша партия всегда должна представлять требования передовых производительных сил Китая, представлять ориентацию развитой культуры Китая и представлять фундаментальные интересы большинства китайского народа. «Три представителя» отражают идеи, выдвинутые Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в их статье «Господствующий класс и правящие идеи». [12]
Во-первых, Маркс и Энгельс утверждали, что «представлять свой интерес как общий интерес всех членов общества… класс, совершающий революцию, выступает с самого начала… не как класс, а как представитель всего общества». , как вся масса общества, противостоящая одному правящему классу». [12] Следуя идеям Маркса и Энгельса, Коммунистическая партия Китая, принявшая власть от феодализма посредством революции, считает себя не правящим классом, а партией, представляющей интересы большинства общества.
Во-вторых, с точки зрения исторически органических идеологий, «материальные силы — это содержание, а идеологии — это форма… материальные силы были бы исторически немыслимы без формы, а идеологии были бы индивидуальными фантазиями без материальных сил». [12] Коммунистическая партия Китая считает, что материальные силы — это то же самое, что и производительные силы, а идеологии — это другая форма культуры. Другими словами, производительные силы — это экономический базис, а идеологии — надстройка. Таким образом, Коммунистическая партия Китая представляет как передовые производительные силы, так и передовую культуру.
В-третьих, «нужно внести порядок в это правило идей, доказать мистическую связь между сменяющими друг друга господствующими идеями», [12] как указали Маркс и Энгельс. Таким образом, порядок Трех Представительств отражает последовательные господствующие идеи. Коммунистическая партия Китая считает, что производительные силы должны стоять на первом месте, а не передовая культура. Только когда у китайского народа будут развитые производительные силы, он сможет обрести передовую культуру. Таким образом, Коммунистическая партия Китая представляет производительные силы, а затем представляет передовую культуру.
Си Цзиньпина » « Китайская мечта
Си Цзиньпин предложил « Китайскую мечту» в качестве лозунга во время посещения Национального музея Китая. Си Цзиньпин заявил: «Молодые люди должны осмелиться мечтать, усердно работать, чтобы осуществить мечты, и внести свой вклад в возрождение нации». Маркс и Энгельс придерживались схожих концепций в своих работах. Они предложили новое разделение труда: умственный труд и материальный труд. Умственный труд контролирует средства умственного производства и, таким образом, выступает как класс мыслителей и способствует формированию иллюзий. [12]
Материальный труд является активным участником материального производства. Маркс и Энгельс утверждали, что, поскольку работники материального труда на самом деле являются активными членами этого класса и имеют меньше времени для создания иллюзий и представлений о себе, они пассивны и восприимчивы к иллюзиям умственного труда. [12]
Китайская мечта черпает знания из идей Маркса и Энгельса об «иллюзиях». Си Цзиньпин выбрал слово «мечта» вместо «иллюзии», чтобы отразить свои идеи о том, что китайцы, особенно молодое поколение, должны мечтать. Си Цзиньпин не сказал, что китайская мечта – это умственный труд. Вместо этого он утверждал, что китайская мечта должна быть придумана молодым поколением. Заявив, что эта мечта – это не иллюзия правящего класса, а собственная мечта молодого поколения, Си Цзиньпин продолжил рекомендовать молодым людям усердно работать и достичь своей мечты. [12]
Ссылки [ править ]
- ^ Цзинь, Сяосин (2019). «Перевод и трансмутация: происхождение видов в Китае» . Британский журнал истории науки . 52 (1): 117–141. дои : 10.1017/S0007087418000808 . ПМИД 30587253 . S2CID 58605626 .
- ^ Уэйкман, Фредерик Э. (1973). История и воля: философские перспективы мысли Мао Цзэ-дуна . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520029071 .
- ^ Найт, Ник (2005). Марксистская философия в Китае: от Цюй Цюбая до Мао Цзэдуна, 1923-1945 гг . Спрингер. ISBN 978-1-4020-3805-1 .
- ^ Тянь, Чэньшань (2005). Китайская диалектика: от Ицзин к марксизму . Лексингтонские книги. п. 165. ИСБН 9780739109229 .
- ^ Мейснер, Вернер (1990). Философия и политика в Китае: споры по поводу диалектики ... Издательство Стэнфордского университета. ISBN 9780804717724 .
- ^ Жижек, Славой (19 октября 2009 г.). В защиту безнадежных дел . Версо. ISBN 9781844674299 .
- ^ Мисра, Калпана (23 июня 1998 г.). От постмаоизма к постмарксизму: эрозия официальной идеологии Дэна . Рутледж. ISBN 9781136784019 .
- ^ Три основные битвы на философском фронте Китая (1949-64) .
- ^ Гольдман, Мерл (1981). Интеллектуалы Китая: советы и несогласие . ISBN 9780674119703 .
- ^ «Очередные задачи партии на организационном и идеологическом фронте» . Архивировано из оригинала 6 октября 2014 года . Проверено 29 сентября 2014 г.
- ^ Ван, Цзин (январь 1996 г.). Высокая культурная лихорадка: политика, эстетика и идеология в Китае Дэна . ISBN 9780520202955 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Карл Маркс, Фридрих Энгельс (1976). Правящий класс и правящие идеи . Нью-Йорк: Международные издательства. стр. 59–62.