Jump to content

Философия в Советском Союзе

(Перенаправлено из «Советской философии »)

Философия в Советском Союзе официально ограничивалась марксистско-ленинским мышлением, которое теоретически было основой объективной и окончательной философской истины. В 1920-1930-е годы другие течения русской мысли репрессировались и (многие философы эмигрировали, другие были высланы). В 1931 году Иосиф Сталин издал указ, отождествляющий диалектический материализм с марксизмом-ленинизмом, сделав его официальной философией, которая будет применяться во всех коммунистических государствах и, через Коминтерн , в большинстве коммунистических партий . Согласно традиционному использованию во Втором Интернационале , оппонентов называли « ревизионистами ».

С самого начала большевистского режима цель официальной советской философии (которая преподавалась как обязательный предмет на каждом курсе) [ нужна ссылка ] ), явилось теоретическим обоснованием коммунистических идей. По этой причине « советологи », среди которых самыми известными были Юзеф Мария Боченский , профессор философии Папского университета Святого Фомы Аквинского и Густав Веттер , часто заявляли, что советская философия была близка к ничем иному, как к догме .

После Октябрьской революции 1917 года она была отмечена как философской, так и политической борьбой, которая ставит под сомнение любое монолитное прочтение. Эвальд Васильевич Ильенков был одним из главных философов 1960-х годов, который вновь обратился к дебатам 1920-х годов между «механистами» и «диалектиками» в книге «Ленинская диалектика и метафизика позитивизма» (1979). В 1960-х и 1970-х годах западные философии, включая аналитическую философию и логический позитивизм, начали оставлять след в советской мысли.

Философская и политическая борьба в Советском Союзе

[ редактировать ]

Диалектический материализм первоначально был изложен Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом ; Одной из ранних работ на эту тему является полемика Энгельса « Анти-Дюринг» 1878 года . Он был разработан Владимиром Лениным в книге «Материализм и эмпириокритицизм» (1908) вокруг трех осей: «материалистическая инверсия» гегелевской диалектики ; историчность классовую этических принципов, направленных на борьбу ; и сближение « законов эволюции » в физике ( Гельмгольц ), биологии ( Дарвин ) и политической экономии (Маркс). Таким образом, Ленин занял позицию между историцистским марксизмом ( Лабриола ) и детерминистским марксизмом, близким к тому, что позже было названо « социал-дарвинизмом » ( Каутский ). Самым важным философским соперником Ленина был Александр Богданов (1873–1928), который пытался синтезировать марксизм с философиями Эрнста Маха , Вильгельма Оствальда и Рихарда Авенариуса Ленина (которые подвергались резкой критике в «Материализме и эмпириокритицизме» ). Бодганов написал трактат по « тектологии » и был одним из основателей Пролеткульта после Первой мировой войны.

После Октябрьской революции 1917 года советская философия разделилась на «диалектиков» ( Деборин ) и « механистов » ( Бухарин , который подробно описал тезис Сталина, поддержанный в 1924 году, о « социализме в одной стране », не был «механистом» как таковым, но рассматривался как союзник.) Механисты ( А. К. Тимирясев , Аксельрод , Скворцов-Степанов и др.), пришли в основном опираясь на научные знания, утверждали, что марксистская философия нашла свою основу в причинном объяснении природы. Они поддерживали позитивистскую интерпретацию марксизма, утверждавшую, что марксистская философия должна следовать за естественными науками. Поэтому Степанов написал статью с прямым названием «Диалектическое понимание природы есть механистическое понимание». Напротив, «диалектики», чье образование было гегельянским, настаивали на том, что диалектику нельзя свести к простому механизму. Опираясь главным образом на « АнтиДюринг» и «Диалектику природы» Энгельса , они утверждали, что законы диалектики можно найти в природе. Принимая поддержку со стороны теории относительности и квантовой механике , они ответили, что концепция природы механистов слишком ограничена и узка. Деборин, бывший учеником Георгия Плеханова , «отца русского марксизма», также не соглашался с механикистами относительно места Баруха Спинозы . Последний утверждал, что он идеалист-метафизик, а Деборин, вслед за Плехановым, видел в Спинозе материалиста и диалектика. Окончательно «Механизм» был осужден как подрывающий диалектический материализм и вульгарный эволюционизм на заседании Второй Всесоюзной конференции марксистско-ленинских научных учреждений в 1929 году. Два года спустя Сталин урегулировал спор между механистическими и диалектическими тенденциями, издав указ, в котором диалектический материализм был определен как философская основа марксизма-ленинизма. Отныне возможности философских исследований, независимых от официальной догматики, практически исчезли, а лысенковизм (в 1948 г. в научной сфере насаждался генетика была объявлена ​​« буржуазной лженаукой »). Однако эти дебаты между «механистами» и «диалектиками» сохраняли свое значение еще долго после 1920-х годов.

В противном случае Давид Рязанов был назначен директором Института Маркса-Энгельса , который он основал в 1920 году. Затем он создал МЕГУ ( Marx -Engels-Gesamt-Ausgabe ), которая должна была редактировать полное собрание сочинений Маркса и Энгельса. Он также публиковал работы других авторов, таких как Дидро , Фейербах или Гегель. Однако в 1921 году Рязанов был отстранен от любых политических функций за защиту автономии профсоюзов.

Во время Пятого Коминтерна конгресса Григорий Зиновьев осудил за «ревизионизм» работы Лукача Георга «История и классовое сознание» (1923) и Карла Корша « Марксизм и философия» . «История и классовое сознание» была дезавуирована ее автором, который высказывал самокритику по политическим мотивам (он считал, что для революционера членство в партии является приоритетом). Однако он стал ведущим источником западного марксизма , начиная с Франкфуртской школы , и даже оказал влияние на Хайдеггера » «Sein und Zeit (1927). Затем Лукач в начале 1930-х годов уехал в Москву, где продолжил свои философские исследования, и вернулся в Венгрию после Второй мировой войны . Затем он принял участие в правительстве Имре Надя в 1956 году , и впоследствии за ним пристально следили.

Льва Выготского Исследования (1896–1934) по психологии развития , противопоставлявшиеся работам Ивана Павлова , будут расширены в теории деятельности, разработанной Алексеем Николаевичем Леонтьевым , Петром Зинченко (членом Харьковской психологической школы ) и Александр Лурия , нейропсихолог, разработавший первый детектор лжи .

После XX съезда КПСС

[ редактировать ]

Тем не менее условия для творческой философской работы начали складываться в середине 1950-х годов, после XX съезда КПСС в 1956 году, хотя и лишь на «окраине» философии: философии естествознания ( Б. Кедров , И. Фролов ), теория восприятия и гносеология ( П. Копнин , В. Лекторский , М. Мамардашвили , Е. Ильенков ), история философии ( В. Асмус , А. Лосев , И. Нарский ), этики ( О. Доброницкий ), эстетики ( М. Каган , Л. Столович ), логики ( Г. Щедровицкий , А. Зиновьев ) и семиотики и теории систем ( И. Лотман , основавший журнал «Исследование знаковых систем» , старейшее семиотическое периодическое издание; В. Садовский ). работы молодого Маркса , как « Экономические и философские рукописи 1844 года» , впервые опубликованные в 1932 году, но запрещенные при Сталине из-за неполного разрыва с немецким идеализмом Начали обсуждаться и такие .

1) Василий Налимов (1910-1997) интересовался главным образом философией вероятности и ее биологическими, математическими и лингвистическими проявлениями. Он также изучал роль гностицизма и мистицизма в науке. Налимову обычно приписывают предложение концепции индекса цитирования .

2) Так называемая «коммунистическая мораль» была важной частью философии Советского Союза. По мнению Ленина и Сталина, мораль должна быть подчинена идеологии пролетарской революции. Отрицая обоснованность религиозной морали, они писали: то, что нам (советскому народу) полезно, нравственно, то, что нам вредно, безнравственно. Мораль — оружие классовой борьбы. Членов партии и комсомола учили принимать эту позицию и действовать соответственно. [ нужна ссылка ]

Публикации и пропаганда

[ редактировать ]
Первая Всесоюзная конференция по проблемам медицинской деонтологии (1970 г.).

СССР опубликовал объемные материалы для распространения своих философских идеалов и обоснований. Они принимали форму академических или профессиональных журналов или заметок в виде рецензируемых материалов. Например, книга « Первая Всесоюзная конференция по проблемам медицинской деонтологии» бросает вызов идее медицинской деонтологии . [ нужна ссылка ] или этика, основанная на моральных правилах, в отличие от этики, основанной на утилитарных правилах, направленных на лучший результат для наибольшего числа людей. [ нужна ссылка ]

Научные оценки

[ редактировать ]

По словам философа-марксиста Хелены Шихан , Сталин оказал пагубное влияние на советскую философскую традицию, при этом большинство советских источников считают, что его влияние отрицательно повлияло на творческое развитие советской философии. [ 1 ]

См. также

[ редактировать ]

Источники

[ редактировать ]
  1. ^ Шихан, Хелена (23 января 2018 г.). Марксизм и философия науки: критическая история . Книги Версо. п. 230. ИСБН  978-1-78663-428-3 .
  • Веттер, Густав А. (1958). Диалектический материализм: исторический и систематический обзор философии в Советском Союзе . Американская ассоциация политических наук.
  • Соммервилл, Джон (1946). Советская философия: исследование теории и практики . Нью-Йоркская философская библиотека.
  • Бахерст, Дэвид (1991). Сознание и революция в советской философии: от большевиков до Эвальда Ильенкова . Издательство Кембриджского университета.
  • В.А.Бажанов . Философия в постсоветской России (1992 - 1997): предпосылки, современное состояние и перспективы // Исследования восточноевропейской мысли, 1999, т. 1, с. 15, № 4, стр. 1–23.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3ce63389899eab169e5830471336613e__1721734800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3c/3e/3ce63389899eab169e5830471336613e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Philosophy in the Soviet Union - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)