Философия в Советском Союзе
Часть серии о |
марксизм |
---|
Философия в Советском Союзе официально ограничивалась марксистско-ленинским мышлением, которое теоретически было основой объективной и окончательной философской истины. В 1920-1930-е годы другие течения русской мысли репрессировались и (многие философы эмигрировали, другие были высланы). В 1931 году Иосиф Сталин издал указ, отождествляющий диалектический материализм с марксизмом-ленинизмом, сделав его официальной философией, которая будет применяться во всех коммунистических государствах и, через Коминтерн , в большинстве коммунистических партий . Согласно традиционному использованию во Втором Интернационале , оппонентов называли « ревизионистами ».
С самого начала большевистского режима цель официальной советской философии (которая преподавалась как обязательный предмет на каждом курсе) [ нужна ссылка ] ), явилось теоретическим обоснованием коммунистических идей. По этой причине « советологи », среди которых самыми известными были Юзеф Мария Боченский , профессор философии Папского университета Святого Фомы Аквинского и Густав Веттер , часто заявляли, что советская философия была близка к ничем иному, как к догме .
После Октябрьской революции 1917 года она была отмечена как философской, так и политической борьбой, которая ставит под сомнение любое монолитное прочтение. Эвальд Васильевич Ильенков был одним из главных философов 1960-х годов, который вновь обратился к дебатам 1920-х годов между «механистами» и «диалектиками» в книге «Ленинская диалектика и метафизика позитивизма» (1979). В 1960-х и 1970-х годах западные философии, включая аналитическую философию и логический позитивизм, начали оставлять след в советской мысли.
Философская и политическая борьба в Советском Союзе
[ редактировать ]Диалектический материализм первоначально был изложен Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом ; Одной из ранних работ на эту тему является полемика Энгельса « Анти-Дюринг» 1878 года . Он был разработан Владимиром Лениным в книге «Материализм и эмпириокритицизм» (1908) вокруг трех осей: «материалистическая инверсия» гегелевской диалектики ; историчность классовую этических принципов, направленных на борьбу ; и сближение « законов эволюции » в физике ( Гельмгольц ), биологии ( Дарвин ) и политической экономии (Маркс). Таким образом, Ленин занял позицию между историцистским марксизмом ( Лабриола ) и детерминистским марксизмом, близким к тому, что позже было названо « социал-дарвинизмом » ( Каутский ). Самым важным философским соперником Ленина был Александр Богданов (1873–1928), который пытался синтезировать марксизм с философиями Эрнста Маха , Вильгельма Оствальда и Рихарда Авенариуса Ленина (которые подвергались резкой критике в «Материализме и эмпириокритицизме» ). Бодганов написал трактат по « тектологии » и был одним из основателей Пролеткульта после Первой мировой войны.
После Октябрьской революции 1917 года советская философия разделилась на «диалектиков» ( Деборин ) и « механистов » ( Бухарин , который подробно описал тезис Сталина, поддержанный в 1924 году, о « социализме в одной стране », не был «механистом» как таковым, но рассматривался как союзник.) Механисты ( А. К. Тимирясев , Аксельрод , Скворцов-Степанов и др.), пришли в основном опираясь на научные знания, утверждали, что марксистская философия нашла свою основу в причинном объяснении природы. Они поддерживали позитивистскую интерпретацию марксизма, утверждавшую, что марксистская философия должна следовать за естественными науками. Поэтому Степанов написал статью с прямым названием «Диалектическое понимание природы есть механистическое понимание». Напротив, «диалектики», чье образование было гегельянским, настаивали на том, что диалектику нельзя свести к простому механизму. Опираясь главным образом на « АнтиДюринг» и «Диалектику природы» Энгельса , они утверждали, что законы диалектики можно найти в природе. Принимая поддержку со стороны теории относительности и квантовой механике , они ответили, что концепция природы механистов слишком ограничена и узка. Деборин, бывший учеником Георгия Плеханова , «отца русского марксизма», также не соглашался с механикистами относительно места Баруха Спинозы . Последний утверждал, что он идеалист-метафизик, а Деборин, вслед за Плехановым, видел в Спинозе материалиста и диалектика. Окончательно «Механизм» был осужден как подрывающий диалектический материализм и вульгарный эволюционизм на заседании Второй Всесоюзной конференции марксистско-ленинских научных учреждений в 1929 году. Два года спустя Сталин урегулировал спор между механистическими и диалектическими тенденциями, издав указ, в котором диалектический материализм был определен как философская основа марксизма-ленинизма. Отныне возможности философских исследований, независимых от официальной догматики, практически исчезли, а лысенковизм (в 1948 г. в научной сфере насаждался генетика была объявлена « буржуазной лженаукой »). Однако эти дебаты между «механистами» и «диалектиками» сохраняли свое значение еще долго после 1920-х годов.
В противном случае Давид Рязанов был назначен директором Института Маркса-Энгельса , который он основал в 1920 году. Затем он создал МЕГУ ( Marx -Engels-Gesamt-Ausgabe ), которая должна была редактировать полное собрание сочинений Маркса и Энгельса. Он также публиковал работы других авторов, таких как Дидро , Фейербах или Гегель. Однако в 1921 году Рязанов был отстранен от любых политических функций за защиту автономии профсоюзов.
Во время Пятого Коминтерна конгресса Григорий Зиновьев осудил за «ревизионизм» работы Лукача Георга «История и классовое сознание» (1923) и Карла Корша « Марксизм и философия» . «История и классовое сознание» была дезавуирована ее автором, который высказывал самокритику по политическим мотивам (он считал, что для революционера членство в партии является приоритетом). Однако он стал ведущим источником западного марксизма , начиная с Франкфуртской школы , и даже оказал влияние на Хайдеггера » «Sein und Zeit (1927). Затем Лукач в начале 1930-х годов уехал в Москву, где продолжил свои философские исследования, и вернулся в Венгрию после Второй мировой войны . Затем он принял участие в правительстве Имре Надя в 1956 году , и впоследствии за ним пристально следили.
Льва Выготского Исследования (1896–1934) по психологии развития , противопоставлявшиеся работам Ивана Павлова , будут расширены в теории деятельности, разработанной Алексеем Николаевичем Леонтьевым , Петром Зинченко (членом Харьковской психологической школы ) и Александр Лурия , нейропсихолог, разработавший первый детектор лжи .
После XX съезда КПСС
[ редактировать ]Тем не менее условия для творческой философской работы начали складываться в середине 1950-х годов, после XX съезда КПСС в 1956 году, хотя и лишь на «окраине» философии: философии естествознания ( Б. Кедров , И. Фролов ), теория восприятия и гносеология ( П. Копнин , В. Лекторский , М. Мамардашвили , Е. Ильенков ), история философии ( В. Асмус , А. Лосев , И. Нарский ), этики ( О. Доброницкий ), эстетики ( М. Каган , Л. Столович ), логики ( Г. Щедровицкий , А. Зиновьев ) и семиотики и теории систем ( И. Лотман , основавший журнал «Исследование знаковых систем» , старейшее семиотическое периодическое издание; В. Садовский ). работы молодого Маркса , как « Экономические и философские рукописи 1844 года» , впервые опубликованные в 1932 году, но запрещенные при Сталине из-за неполного разрыва с немецким идеализмом Начали обсуждаться и такие .
Другие
[ редактировать ]1) Василий Налимов (1910-1997) интересовался главным образом философией вероятности и ее биологическими, математическими и лингвистическими проявлениями. Он также изучал роль гностицизма и мистицизма в науке. Налимову обычно приписывают предложение концепции индекса цитирования .
2) Так называемая «коммунистическая мораль» была важной частью философии Советского Союза. По мнению Ленина и Сталина, мораль должна быть подчинена идеологии пролетарской революции. Отрицая обоснованность религиозной морали, они писали: то, что нам (советскому народу) полезно, нравственно, то, что нам вредно, безнравственно. Мораль — оружие классовой борьбы. Членов партии и комсомола учили принимать эту позицию и действовать соответственно. [ нужна ссылка ]
Публикации и пропаганда
[ редактировать ]СССР опубликовал объемные материалы для распространения своих философских идеалов и обоснований. Они принимали форму академических или профессиональных журналов или заметок в виде рецензируемых материалов. Например, книга « Первая Всесоюзная конференция по проблемам медицинской деонтологии» бросает вызов идее медицинской деонтологии . [ нужна ссылка ] или этика, основанная на моральных правилах, в отличие от этики, основанной на утилитарных правилах, направленных на лучший результат для наибольшего числа людей. [ нужна ссылка ]
Научные оценки
[ редактировать ]По словам философа-марксиста Хелены Шихан , Сталин оказал пагубное влияние на советскую философскую традицию, при этом большинство советских источников считают, что его влияние отрицательно повлияло на творческое развитие советской философии. [ 1 ]
См. также
[ редактировать ]- Диалектический материализм
- Диалектическая логика
- Основы марксизма-ленинизма
- Исторический материализм
- Марксистская социология
- Марксистская философия
- русская философия
- Теория деятельности
- Западный марксизм
Источники
[ редактировать ]- ^ Шихан, Хелена (23 января 2018 г.). Марксизм и философия науки: критическая история . Книги Версо. п. 230. ИСБН 978-1-78663-428-3 .
- Веттер, Густав А. (1958). Диалектический материализм: исторический и систематический обзор философии в Советском Союзе . Американская ассоциация политических наук.
- Соммервилл, Джон (1946). Советская философия: исследование теории и практики . Нью-Йоркская философская библиотека.
- Бахерст, Дэвид (1991). Сознание и революция в советской философии: от большевиков до Эвальда Ильенкова . Издательство Кембриджского университета.
- В.А.Бажанов . Философия в постсоветской России (1992 - 1997): предпосылки, современное состояние и перспективы // Исследования восточноевропейской мысли, 1999, т. 1, с. 15, № 4, стр. 1–23.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Отрывки из книги «Сознание и революция в советской философии», От большевиков до Эвальда Ильенкова (1991), Дэвид Бахерст
- «Марксизм-Таксис» - механисты против диалектиков в ранней советской философии
- Российские и советские женские исследования - Религия и философия
- Галерея русских мыслителей под редакцией Дмитрия Ольшанского
- Ovcharenko, Victor (ed.). Bolshevistskaya Filosofiya (The Bolshevist Philosophy) (in Russian). Vol. 3 vols . Retrieved 2011-01-20 .
- Ойзерман, Теодор ; Крейтон, Х. Кэмпбелл (1988). Основные направления в философии. Теоретический анализ истории философии (PDF) . Перевод М.А., Оксон (2-е изд.). Москва : Прогресс . ISBN 5-01-000506-9 . Архивировано из оригинала (DjVu и т.п.) 06 марта 2012 г. Получено 20 января 2011 г. В этой монографии, лауреате Плехановской премии, представлено советское, то есть марксистско-ленинское, понимание истории философии.
{{cite book}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка ) - Спиркин, Александр (1990). Основы философии (PDF) . перевод с русского Сергея Сыроваткина. Москва : Прогресс . ISBN 5-01-002582-5 . Архивировано из оригинала (PDF) 6 марта 2012 г. Проверено 20 января 2011 г. Популярный советский учебник по диалектическому и историческому материализму; впервые опубликовано на русском языке под названием «Основы философии».
{{cite book}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка )