Aleksei Losev
Aleksei Losev | |
---|---|
Рожденный | Aleksei Fyodorovich Losev 22 сентября 1893 г. |
Умер | 24 мая 1988 г. | ( 94 года
Эра | Современная философия |
Область | русская философия |
Учреждения | Московский университет University of Nižni Novgorod Московская консерватория Московский государственный педагогический университет |
Основные интересы | Культурология |
Федорович Лосев ( философ русской Алексей 22 сентября 1893 — 24 мая 1988) — советский и российский , филолог и культуролог , один из самых ярких деятелей философской и религиозной мысли 20 века. [ 1 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Лосев родился в Новочеркасске , административном центре Войска Донского , крайне западной территории России, контролируемой донскими казаками на берегах реки Дон . Его назвали в честь его деда по материнской линии Алексея Полякова; священник Русской Православной Церкви . [ 2 ] Прадеда Лосева по отцовской линии также звали Алексей, и он был награжден за героизм во время наполеоновских войн , сражаясь в казачьей бригаде. [ 3 ] Отцом Лосева был Федор Петрович Лосев, скрипач и дирижер по призванию, учитель математики и физики по профессии. Влеченный к богемному образу жизни, отец Лосева оставил семью в руках жены Натальи Алексеевны Лосевой (урожденной Поляковой), которая воспитывала Лосева единственным ребенком в доме своего отца. [ 2 ]
Лосев обучался классической гимназии с десяти лет. Он мало интересовался учебой, пока не познакомился с философией. Кроме того, он увлекся астрономией после прочтения книги Камиля Фламмариона . Его ранний интерес к музыке продолжился, и он подумывал о карьере скрипача. [ 2 ]
На последнем курсе гимназии Лосев получил подарок от своего профессора: восьмитомный сборник сочинений русского философа Владимира Соловьева , оказавший на него большое влияние. Лосев поступил в Московский университет в 1911 году. У него были абонементы в Большой театр, где он смотрел все оперы, которые мог. Во время ознакомительной поездки в Берлин его багаж был украден, включая книги и все рукописи. Поездка была прервана началом Первой мировой войны . [ 2 ]
Карьера
[ редактировать ]Лосев получил двойное образование — филологическое и философское — в 1915 году. Он остался в Императорском Московском университете для подготовки к должности преподавателя классической филологии. [ 2 ] В 1916 году он опубликовал свою первую статью «Эрос у Платона». [ 4 ] Когда в России разразились Февральская и Октябрьская революции 1917 года , Лосев вел себя сдержанно, проводя все свое время за писательством и учебой. В 1919 году тиф убил его мать. В том же году статья Лосева «Русская философия» была опубликована в сборнике на немецком языке, состоящем из различных статей о развитии русской культуры. Лосев не знал об этой публикации до 1983 года. Наконец, после смерти Лосева она была опубликована на русском языке. [ 2 ]
После революции большевики прекратили преподавание классиков в Московском университете. В 1919 году Лосев стал профессором классической филологии только что открытого Нижегородского университета . Он также нашел работу преподавателем эстетики в Государственном институте музыкальных наук, в Государственной академии художественных наук и в Московской консерватории , где ему было присвоено звание профессора. [ 2 ]
Лосев женился на Валентине Михайловне Соколовой 5 июня 1922 года; она была студенткой математики и астрономии и была на пять лет моложе Лосева. Он видел ее с 1917 года, когда стал снимать комнату у ее родителей в Москве. [ 2 ] Павел Флоренский , бывший священник и физик, работающий над официальным планом ГОЭЛРО по внедрению электроэнергетических услуг в Россию, провел свадебную церемонию в Сергиевом Посаде . Лосев и его жена обнаружили, что они подходят друг другу в творческом, интеллектуальном и духовном плане; оба они искали высшего понимания в изучении русской религии под руководством архимандрита Давида. Религия подавлялась большевиками, поэтому исследование проводилось тайно. 3 июня 1929 года они оба были рукоположены в монахи Русской Православной Церкви на частной церемонии, которую возглавил Давид. Они приняли монашеские имена Андроник и Афанасий. Лосевы успешно скрывали свой монашеский статус от общественности в течение пяти лет после смерти Лосева в 1988 году. [ 2 ]
Конфликт с коммунизмом
[ редактировать ]Лосев написал восемь томов монографии, начав работу в 1923 году. [ 4 ] Заголовки были: «Древний космос и современная наука» , «Философия имени» , «Диалектика художественной формы» , «Диалектика числа у Плотина» , «Критика платонизма Аристотеля» , «Музыка как предмет логики» , «Очерки классического символизма и мифологии» и Диалектика мифа . [ 5 ] Серия должна была завершиться девятым томом, но «Диалектика мифа» вызвала много споров, и Лосев так и не закончил финальную монографию. [ 4 ]
В этих работах Лосев синтезировал идеи русской философии начала 20 века, христианского , диалектики Шеллинга и Гегеля , феноменологии Гуссерля неоплатонизма . 1930-х годов В «Диалектике мифа» Лосев отверг диалектический материализм и предложил трактовать миф ( идею ) наравне с физической материей . [ 4 ]
«Диалектика мифа» определила ложными конструкции советской системы; он указал на абсурдность мифов, связанных с государственной идеологией и догмой коммунизма . Советские власти быстро отреагировали и запретили выпуск книги. 18 апреля 1930 Лосев был арестован и содержался в одиночной камере в подвальной тюрьме дома на Лубянке . Его жена Валентина была арестована 5 июня 1930 г.; восьмая годовщина свадьбы пары. Марианне Герасимовой, следователю Объединенного государственного политического управления (ОГПУ), органа тайной полиции, было поручено провести расследование в отношении Лосева с целью доказать, что он был лидером тайной религиозной отколовшейся группы под названием Ономатодоксия , основанной на идее, что Имя Божие — Сам Бог , и что Лосев был причастен к планированию насилия против советской власти. Лосев действительно был связан с Ономатодоксией, но его роль была богословской, а не практической. Герасимова возглавляла группу следователей, которые собирали и фабриковали доказательства в течение 17 месяцев, пока Лосев находился в тюрьме. Герасимова перечислила ложные обвинения в адрес Лосева, например, о том, что он был членом Черносотенец , антисемит , религиозный фанатик и фанатик. Библиотека и сочинения Лосева были конфискованы, а в его доме проживал агент ОГПУ. [ 2 ]
Летом 1930 года собрался XVI съезд коммунистов , на котором обсуждалось дело Лосева. Книгу осудили политик Лазарь Каганович и драматург Владимир Киршон , заявив, что «за такие нюансы поставили его к стенке» на казнь. [ 4 ] Все 500 экземпляров книги были конфискованы и уничтожены. [ 2 ] После 4 месяцев на Лубянке Лосева перевели в Бутырскую тюрьму , где он продержался еще 13 месяцев. За «воинствующий идеализм» Лосевы были приговорены: Валентина к пяти годам, а Алексей — к десяти годам каторжных работ на севере России. Лосева отправили в ГУЛАГа трудовые лагеря для работы на строительстве Беломорско -Балтийского канала . [ 5 ] Сначала его направили на вывозку леса, но здоровье пошатнулось, и его назначили ночным сторожем на лесосклад. [ 2 ] Там он начал постепенно терять зрение из-за неправильного питания. [ 4 ] хотя он воссоединился со своей женой в 1932 году в трудовом лагере Белбалтлаг. [ 2 ] В декабре 1931 года Максим Горький язвительно написал в «Правде» и «Известиях» , что сожалеет, что Лосев еще жив и загрязняет советский воздух. [ 4 ] [ 6 ]
По иронии судьбы, именно первая жена Горького добилась освобождения Лосева из ГУЛАГа. Екатерина Пешкова , бывшая активистка Политического Красного Креста , а в 1930-х годах председатель последующей группы «Помощь политзаключенным», работала над освобождением Лосева, и, наконец, в конце 1932 года ей удалось отменить его приговор. [ 4 ]
Карьера после ареста
[ редактировать ]После возвращения в Москву в середине 1933 года Лосеву разрешили продолжить научную карьеру и преподавать. Античная философия , миф и эстетика стали его «внутренним изгнанником»: он смог выразить собственные спиритуалистические убеждения.
Лосев очень восхищался знаменитой пианисткой Марией Юдиной . Он встретился с ней в своем московском доме в начале апреля 1930 года, перед концертом, который она дала 16 апреля. [ 7 ] Вскоре Лосев был арестован за книгу «Диалектика мифа» . Вернувшись домой в 1933 году, он написал роман, взяв за образец Юдину: «Женщина как мыслитель» , или «Женщина-мыслитель» . [ 8 ] Несовершенная героиня Лосева, Мария Валентиновна Радина, была женщиной-музыкантом, проповедовавшей возвышенную философию, но в личной жизни скатившейся к более низким стандартам. Роман подвергся критике как выражение сложных отношений Лосева с Юдиной и как плохой пример его писательских способностей. [ 9 ] Юдиной не понравился образ Марии, в котором она узнала себя, и в начале 1934 года она порвала с Лосевым, чтобы больше никогда его не увидеть. [ 7 ]
В 1930-е годы Лосев написал то, что он намеревался стать исчерпывающим трудом по классической эстетике, под названием « История древней эстетики» . Рукопись пропала вместе со всем остальным в его московской квартире, когда в 1941 году туда попала немецкая бомба. [ 2 ] В 1943 году Лосеву была присвоена степень доктора по классике Honoris Causa : за массу ранее выполненных работ. С 1942 по 1944 год Лосев преподавал в Московском университете, а с 1944 года — в Московском государственном педагогическом университете . В том же 1944 году Лосевы привели к себе в дом молодую аспирантку Азу Алибековну Тахо-Годи, которая продолжила обучение классической филологии. Оба Лосевы полюбили Тахо-Годи; Когда Валентина умерла от рака 29 января 1954 года, по ее благословению Лосев и Тахо-Годи поженились. Тахо-Годи стала второй женой Лосева и со временем его вдовой. [ 2 ]
Лосев опубликовал около 30 монографий в период с 1950-х по 1970-е годы. Что касается западной философии того времени, Лосев подверг резкой критике структуралистское мышление.
В СССР его работы подвергались цензуре, а его хвалили как одного из величайших философов того времени. он даже был удостоен Государственной премии СССР В 1986 году за восьмитомную «Историю классической эстетики» , за два года до смерти, .
Споры
[ редактировать ]В 1996 году разногласия возникли, когда писатель Константин Поливанов , историк иудаики Леонид Кацис и журналист Дмитрий Шушарин опубликовали три статьи, в которых Лосев описывался как антисемит , который торговался с Иосифом Сталиным за его освобождение из ссылки. По словам переводчика Владимира Леонидовича Марченкова, эти три статьи, появившиеся в российской газете «Сегодня», представляли собой скоординированную серию обвинений. [ 2 ] Кацис сравнил предполагаемые отношения Лосева со Сталиным с отношениями между Альфредом Розенбергом и Адольфом Гитлером , при этом Розенберг помогал формировать идеологию Гитлера. [ 2 ] Олеся Николаева ответила на опровержение этого утверждения в русской православной газете « Радонеж» : «Логика большевистской тайной полиции» (1996). Вдова Лосева Аза Алибековна Тахо-Годи написала опровержение претензий в журнале «Русская мысль» ; чтобы опровергнуть эти утверждения, она напечатала письма Лосева государственной цензуре. Научно-популярный журнал «Родина» решил этот вопрос, опубликовав материалы дела ОГПУ 1930–31 годов , которые впервые публично продемонстрировали, как советская тайная полиция фабриковала доказательства против Лосева. [ 2 ]
Швейцарский славист Феликс Филипп Ингольд в 1996 году опубликовал книгу « Zerbrechende Mythen » («Разрушающиеся мифы»), поддерживающую идею о том, что Лосев был антисемитом. [ 2 ] Профессор Александр Хаардт из Рурского университета в Бохуме ответил Ингольду, защитив репутацию Лосева. Хаардт заявил, что о наследии Лосева следует судить не несколькими словами, а судить по всему делу его жизни. Он сказал, что антисемитские высказывания, перечисленные в политически мотивированном расследовании Герасимовой с 1930 по 1931 год, нельзя считать исходящими от Лосева. Защитники Лосева охарактеризовали его как принципиального критика всех религий, включая протестантизм, иудаизм и собственную ортодоксальность, и заявили, что он никогда не был антиеврейским. Также сообщалось, что он одобрял коммунистический тоталитаризм, хотя свободно критиковал пустоту коммунистической идеологии. Русский философ Леонид Столович очень резко выступил против тех, кто называл Лосева антисемитом, в статье под заголовком «Не следует отдавать Лосева в дар черносотенцам!» [ 2 ] Он сказал, что смягчающие документы, которые должны были быть включены в материалы расследования ОГПУ, по-видимому, отсутствуют, вероятно, потому, что они не подтверждают антисемитские выводы. [ 2 ] В 1999 году Кацис вновь рассмотрел этот вопрос в свете писем и файлов, опубликованных в конце 1996 года. Он обнаружил, что проблема более тонкая, чем он думал ранее, и согласился, что «все попытки исказить» наследие Лосева были «политически мотивированы». . [ 10 ]
Лосев также вмешался в бушующую внутри восточного православия полемику по поводу природы Имени Божия, приняв сторону и четко сформулировав позицию Имяславия , которая расходилась с официальной позицией Русской Православной Церкви . [ 11 ]
Работает
[ редактировать ]- 1916 – "Eros in Plato" (Эрос у Платона)
- 1916 – «О музыкальном восприятии любви и природы».
- 1916 – «Два восприятия мира».
- 1919 – «Русская философия».
- 1927 – The Ancient Cosmos and Contemporary Science (Античный космос и современная наука.)
- 1927 — «Философия имени» , об идеях ономатодоксии.
- 1927 – The Dialectics of the Artistic Form (Диалектика художественной формы.)
- 1927 – Музыка как предмет логики
- 1928 — «Диалектика числа у Плотина» , перевод и комментарий к Плотина трактату « О числах».
- 1928 — Критика платонизма Аристотеля , перевод и комментарий к Аристотеля. » «Метафизике
- 1929 – Очерки классического символизма и мифологии.
- 1930 – «Диалектика мифа» (перевод Владимира Марченкова). Нью-Йорк: Рутледж, 2003, ISBN 0-415-28467-8 .
- 1934 — Женщина как мыслитель , или Женщина-мыслитель , роман по мотивам пианистки Марии Юдиной.
- 1937 – перевод латинских произведений Николая Кузанского.
- 1975 — перевод произведений Секста Эмпирика , впервые написанных в 1937 году, но опубликованных в 1975 году.
- 1978 – Aesthetics of the Renaissance (Эстетика Возрождения.)
- 1982 – Sign, Symbol, Myth (Знак, символ, миф.)
- 1983 – Vladimir Solovyov (Владимир Соловьев.)
- 1963–1988 – The History of Classical Aesthetics (История античной эстетики, 8 volumes.)
- 1990 — «Мировоззрение Скрябина», очерк о пианисте/композиторе Александре Скрябине , написанный в 1919–21 годах, впервые опубликованный в 1990 году.
- 1994 — «Двенадцать тезисов по античной культуре» , публичная лекция Лосева в Научном комитете по культуре Президиума АН СССР. Впервые опубликовано в 1994 году на русском языке. Переведено на английский Олегом Креймером и Кейт Уилкинсон и опубликовано в журнале Arion: A Journal of Humanities and the Classics , 2003, vol. 11, нет. 1.
- Книги Лосева в электронном виде (на русском языке)
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Тахо-Годи, Елена Александровна (2008). «Философский роман Алексея Лосева «Женщина-мыслительница» и проблема вечной женственности» . Транскультурные исследования . 4 . Идиллуайлд, Калифорния: Чарльз Шлакс: 119–127. дои : 10.1163/23751606-00401009 . Архивировано из оригинала 30 июня 2013 г. Специальный выпуск: София в культуре: от Ветхого Завета к постмодерну.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Марченков Владимир Леонидович (2003). Алексей Лосев и его теория мифа . (Введение к английскому переводу Марченкова «Диалектики мифа» , ISBN 0203633733 )
- ^ Шевченко, Александр. «Памятник Донскому казачеству на Арбате» . Религия в современном обществе . Константин Гордеев. Архивировано из оригинала 29 августа 2014 года . Проверено 11 мая 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Хоружий, Сергей Сергеевич (2002). М. Е. Шарп (ред.). «Арьергардный бой» (PDF) . Российские исследования по философии . 40 (3): 30–68. дои : 10.2753/RSP1061-1967400330 . S2CID 170834095 . Английский переводчик: Стивен Шенфилд. Впервые опубликовано на русском языке в 1994 году в журнале « После перерыва». Пути русской философии как «Арьергардный бой».
- ^ Перейти обратно: а б Тахо-Годи, Аза А., Дмитрий Ольшанский; Роберт Барски; Мариз Деннес; Джеффри Клемпнер; Джон Макканнон; Генриетта Мондри (ред.). «Алексей Лосев» . Галерея русских мыслителей . Международное общество философов. Архивировано из оригинала 6 октября 2006 г. Проверено 11 мая 2013 г.
- ^ Зейфрид, Томас (2005). Слово сделало себя самим: русские сочинения о языке, 1860–1930 . Издательство Корнельского университета. п. 168 . ISBN 0801443164 .
- ^ Перейти обратно: а б Тахо-Годи, Елена Александровна (31 января 2009 г.). Глава первая. Основные этапы творчества А.Ф. Лосева . Слово (на русском языке). ( Журнал «Ворд» , название статьи «Искусство прозы А. Ф. Лосева»)
- ^ Шацких, Александра Семеновна (2007). Витебск: жизнь искусства . Издательство Йельского университета. п. 308. ИСБН 978-0300101089 .
- ^ Перова, Наталья; Тейт, Ал. (1994). Букеровские лауреаты и другие . Глас новой русской письменности. Том. 7. Расслит. п. 227 . ISBN 0939010437 .
- ^ Кацис, Леонид (апрель 1999 г.). "А.Ф. Лосев, В.С. Соловьев, Максим Горький: Ретроспектива 1999 года" . Логос (на русском языке) (14): 68–95 . Проверено 12 мая 2013 г.
- ^ Дн. Лаша Чантуридзе, «Во имя Божие: 100 лет имениславскому движению в Русской Церкви»; Канадский журнал православного христианства, том VII, номер 3, осень 2012 г.; п. 225
Источники
[ редактировать ]- 35-й том « Русских исследований по философии» был первым томом, целиком посвященным Лосеву.
- Клайн, Джордж Л. Воспоминания об А. Ф. Лосеве. В российских исследованиях по философии . Том. 40, нет. 3 (зима 2001–2002 гг.), стр. 74–82.
- Постовалова В.И. Христианские мотивы и темы в жизни и творчестве Алексея Федоровича Лосева: Фрагменты духовной биографии. В российских исследованиях по философии . Том. 40, нет. 3 (зима 2001–2002 гг.), стр. 83–92.
- Гасан Гусейнов. Лингвистические апории мистического персонализма Алексея Лосева . – Исследования восточноевропейской мысли (2009) 61: 153–164.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Дом Лосева — библиотека русской философии в Москве.
- 1893 рождения
- 1988 смертей
- Христианские монахи XX века
- Русские философы ХХ века.
- People from Novocherkassk
- Академический состав Московской консерватории
- Преподавательский состав Московского государственного педагогического университета
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени.
- Лауреаты Государственной премии СССР.
- Восточно-православные философы
- неоплатоники
- Филологи Российской Империи
- Философы искусства
- Философы религии
- русские учёные-классики
- российские историки философии
- Русские православные монахи
- Захоронения на Ваганьковском кладбище.