Имяславие
Имяславие ( имяславие , или буквально «имяславие», « имяславие » ), среди критиков также известное как имябожье (русское: Имябожие ) или имябожничество (русское: Имябожничество ), а также именуемое ономатодоксией ( греч.: Имябожничество ). ονοματοδοξία ) — мистико-догматическое течение. в русском православии , основной позицией которого было утверждение о неразрывной связи имени Божия как энергии и действия Бога и Самого Бога. [ 1 ] Движение имениславие возникло в начале 20-го века, но как сторонники, так и противники ссылаются на предполагаемых предшественников на протяжении всей истории христианства. Сторонники утверждают, что эта идея восходит к отцам церкви , тогда как оппоненты утверждают, что она восходит к древним ересиархам .
В 1913 году учение имяславитов было официально осуждено Святейшим Синодом как еретическое , а смута, возникшая в русских монастырях на Афоне из-за споров по поводу этого учения, была подавлена с применением русской вооруженной силы. Богословская полемика, возникшая в связи с учением Имяславия, возродила интерес к наследию святителя Григория Паламы и исихастов в России и оказала заметное влияние на развитие русской религиозно-философской мысли в первой половине XX века.
Хотя аутентичных групп имяславцев не сохранилось (они были разгромлены советской властью), тем не менее интерес к теме имяславия возродился на рубеже 1990-х – 2000-х годов. Некоторые русские религиозные мыслители и богословы Русской Православной Церкви выразили определенную симпатию к некоторым идеям имяславитов. Несколько истинно-православных юрисдикций различной идеологической ориентации выразили категорическую поддержку имяславию, считая отрицание имениславия ересью. [ 2 ]
Начало
[ редактировать ]XX века История имениславия началась в 1907 году с выхода в свет книги Илариона (Домрачова) «О Кавказских горах почитаемого схимонаха ». В своей книге Иларион рассказал о своем духовном опыте Иисусовой молитвы как доказательстве того, что «Имя Божие есть Сам Бог и может творить чудеса». Книга стала чрезвычайно популярной среди русских монахов на Афоне (тогда в Османской империи , ныне в Греции ). Многие из них утверждали, что, поскольку, согласно Платону и стоикам , имена и формы предшествуют соответствующим им «чувственным проявлениям в мире», [ 3 ] поэтому имя Бога должно было существовать до Творения, и что Святое Имя не может быть ничем иным, как Самим Богом. Помимо прочего, считалось, что это означает, что знание только тайного имени Бога позволяет творить чудеса (подобное понятие существует в Каббале ). [ 4 ]
Гонения на Афоне
[ редактировать ]И книга схимонаха Илариона об исихазме, и книга иеросхимонаха Антония Булатовича в защиту Имяславия втянули многих монахов Афона в полемику . Вселенские Патриархи Константинопольский Иоаким III и Константинопольский Герман V и Святейший Синод России осудили Имяславие как пантеистическое , но так и не опросили его сторонников. Имяславцам на Афоне было отказано в почтовых и денежных переводах, а также в Таинствах. 17 июня 1913 года Императорского Российского флота пароход «Царь» на Афон прибыл с архиепископом Никоном (Рождественским) , профессором Сергеем Триоцким , 118 солдатами и 5 офицерами для исполнения решения Святейшего Синода. В тот же день Протос , монашеская служба Восточно-православного монашеского государства Афон, объявил, что, если «еретики» не будут удалены из этого региона, то все русские будут изгнаны греками.
16 июля 1913 года прибыл Херсон и русские солдаты начали арестовывать безоружных Имяславцев. Шебунин, российский консул в Константинополе, приказал 6-й роте 50-го Белостокского полка взять их штурмом, но без кровопролития. Этих воинов для этой цели напоил архимандрит Мисаил, настоятель Свято-Пантелеймонова монастыря , что привело к кровопролитию. В реестре херсонского . врача значатся 46 монахов из Свято-Пантелеймоновского монастыря как раненые и четверо предположительно убитых день праздника чудотворной иконы Божией Матери Галактотрофуса («Молоточница»), хранящейся в монастыре Хиландар сербском Это произошло в . Еще больше имяславцев Андреевского скита были арестованы 19 июля без очной ставки.
Пароход с пленными монахами простоял возле Афона до 22 июля. 40 раненых были отправлены в афонскую больницу, а оставшийся 621 монах (418 из Пантелеймоновского и 183 из Андреевского) был отправлен в Одессу. По прибытии таможенники изъяли все их имущество, которое так и не вернули. После допроса в Одессе 8 монахов были сосланы обратно в Андреевский собор, 40 заключены в тюрьму, а остальные острижены и бороды, лишены сана и расселены по городам родины. Священнослужителям запрещалось совершать литургии, многим было отказано в таинствах на всю оставшуюся жизнь, а при смерти лишались последних обрядов и христианского погребения. 17 июля 1923 года еще 212 монахов, решивших добровольно покинуть Афон, прибыли в Одессу на пароходе «Чихачев», некоторые из них были в еврейской кипе в качестве ритуального издевательства. Численность русских монахов на Афоне, составлявшая в 1910 году 3496 человек, к 1914 году сократилась до 1914 человек. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Сторонники и противники
[ редактировать ]Главным сторонником учения об имениславии был Антоний Булатович , иеромонах издавший Андрея Первозванного, книги на эту тему. Те, кто пропагандирует эту доктрину, заявляют о поддержке сочинений святого Иоанна Кронштадтского и влиятельного мистика и целителя Григория Распутина , широко известного «безумного монаха», тесно связанного с российской императорской семьей незадолго до Октябрьской революции . Святитель Иоанн Кронштадтский умер до того, как разразился этот спор, и его цитаты, можно утверждать, были вырваны из контекста, чтобы поддержать целый ряд идей, которых не было в его собственных сочинениях. Одно из наиболее точных определений позиции Имяславия дает его защитник Алексей Лосев : «Точная мистическая формула Имяславия будет звучать так: а) Имя Божие есть энергия Божия, неотделимая от сущности самого Бога, и потому есть сам Бог. б) Однако Бог отличен от Своих энергий и от Своего имени, и именно поэтому Бог не является Его именем или именем вообще». [ 8 ]
Последствия
[ редактировать ]27 августа 1914 года Булатович попросил служить армейским капелланом во время Первой мировой войны , и Священный Синод удовлетворил его просьбу. В период с 1914 по 1916 год он отправил царю Николаю II два письма . В его письме 1914 года говорилось, что военные неудачи России могут быть связаны с преследованием Имяславия: «К каким дальнейшим бедствиям это приведет Россию, это знает только Бог». [ 9 ]
1 июля 1915 г. Святейший Синод получил письмо от первоначального автора, старца и схимонаха Илариона, с вопросом, исключен ли он из Церкви ; Иларион жил отшельником в Кавказских горах и, похоже, не знал о спорах и волнениях, которые вызвала его книга. последний враг истины, всепагубный Антихрист Иларион заявил в июле 1915 года, что гонения, исходящие от «высших членов русской иерархии, есть верное предзнаменование близости времен, в которые должен прийти ». Иларион умер 2 июня 1916 года, не получив ответа. [ 10 ]
был созван Поместный собор Русской Православной Церкви В сентябре 1917 года для решения имениславского вопроса , на котором присутствовали как сторонники, так и противники. Работа Собора была прервана из-за Октябрьской революции . Среди богословов, выступавших за Имяславие, были Павел Флоренский и Сергей Булгаков . Во втором письме Булатовича царю в 1916 году отмечалось, что он «соотносит военные неудачи России в 1-й мировой войне на фронте с борьбой Синода против имяславия». [ 10 ]
Епископ Иларион (Алфеев) писал в 1999 году: «Хотя движение «имябожников» было разгромлено в начале века по распоряжению Священного Синода, обсуждение этого вопроса вновь приобрело импульс в годы, предшествовавшие Московскому собору. Совета (1917–18) , который должен был прийти к решению по этому поводу, но не сумел этого сделать. Таким образом, окончательная оценка Церковью Имябожия остается открытым вопросом и по сей день». [ 11 ]
Имяславие и математика
[ редактировать ]Некоторые считают, что Русская математическая школа была создана Дмитрием Егоровым и Николаем Лузиным , оба из которых были имяславянами и личными друзьями Павла Флоренского и философа Алексея Лосева , оба имяславяне в богословии. [ 12 ] [ 13 ]
Анализ
[ редактировать ]Социальный психолог, профессор Мартин Бауэр, описывает это как конфликт по поводу «репрезентации», который «сосредотачивается на вопросе о том, является ли слово чем-то большим, чем просто « flatus voci» ( на латыни «пердеж»)». [ 14 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ "ИМЯСЛАВИЕ • Большая российская энциклопедия - электронная версия" . old.bigenc.ru . Retrieved 11 August 2024 .
- ^ Бочков, Павел (2020). "К истории движения имяславия. Современные почитатели имени Божия в неканонических православных юрисдикциях" . Globus (in Russian) (11 (57)): 8–11.
- ^ Морис Флюгель, Философия, Каббала и Веданта . Балтимор: Флюгель и компания, 1902; п. 247
- ^ Гедалия Нигал, Перевод Эдварда Левина, Магия, мистика и хасидизм: сверхъестественное в еврейской мысли . Джейсон Аронсон, Инк., 1994.
- ^ Том Э. Дикстра, Да святится имя Твое: Имяпрославляющий спор в Русской Православной Церкви и на Афоне, 1912–1914 , 2014. ISBN 978-1601910301
- ^ * Николас Феннелл, Русские монахи на Афоне: Тысячелетняя история собора Святого Пантелеймона ; Издательство Свято-Троицкой семинарии (28 сентября 2021 г.)
- ^ "Исихазм - умное делание - молитва Иисусова - просветитель - Имяславцы или имябожники. Спор о природе Имени Божия и афонское движение имяславцев 1910-20-х годов" . www.prosvetitel.info (in Russian). 30 September 2006. Archived from the original on 31 August 2007.
- ^ Дн. Лаша Чантуридзе, «Во имя Божие: 100 лет имениславскому движению в Русской Церкви» ; Канадский журнал православного христианства, том VII, номер 3, осень 2012 г.; п. 225.
- ^ "Краткий очерк жизни старца Илариона и истории имяславия в России" . omolenko.com (in Russian) . Retrieved 11 August 2024 .
- ^ Jump up to: а б Павел Флоренский Краткая биография старца Иллариона и история Имяславия в России
- ^ Епископ Иларион Алфеев. «Епископ Иларион Алфеев: Православное богословие на пороге ХХI века – Доклад на международной научной конференции «Русская Православная Церковь с 1943 года по настоящее время» в Спасо-Преображенском монастыре в Бозе (Италия), 15–17 сентября 1999 г.» . Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата .
- ^ «Бюллетень, весна 2005 г.: Грэм» (PDF) . АмАкад. Архивировано из оригинала (PDF) 7 марта 2007 года . Проверено 27 мая 2006 г.
- ^ «Неизвестное название» . База данных экзаменов. Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 года . Проверено 27 мая 2006 г.
- ^ Гордон Саммут и др. редакторы; Кембриджский справочник социальных представлений; Издательство Кембриджского университета: Кембридж, 2015; п. 43. https://doi.org/10.1017/CBO9781107323650.006 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- (на французском языке) Епископ Иларион Алфеев , Великое и Славное Имя. Почитание Имени Божия и Иисусова молитва в православной традиции. Париж: Серф, 2007.
- (на французском языке) Епископ Иларион Алфеев , Священная тайна Церкви. Введение в историю и вопросы афонских диспутов о почитании Имени Божия . Фрибур: Академик Пресс, 2007.
- Дэниел Колуччелло Барбер, Делёз и имя Бога (2015), издательство Эдинбургского университета
- Роберт Берд, доктор философии, «Имяславие и духовность барокко». Съезд AAASS, Питтсбург, Пенсильвания, 22 ноября 2002 г.
- Сергий Булгаков (автор), Борис Яким (переводчик), Иконы и имя Божие (2012), Eerdmans
- (in Russian) Sergius Bulgakov, Философия имени [Philosophy of the Name], 1920)
- Доктор Джон Юджин Клей, Университет штата Аризона, «Популярное использование Иисусовой молитвы в императорской России от старообрядцев до имяславителей», презентация в AAR, Филадельфия, Пенсильвания, ноябрь 2005 г.
- Том Э. Дикстра, Да святится имя Твое: Имяпрославляющий спор в Русской Православной Церкви и на Афоне, 1912–1914 гг ., 2014 г. ISBN 978-1601910301
- Николас Феннелл, Русские монахи на Афоне: тысячелетняя история собора Святого Пантелеймона ; Издательство Свято-Троицкой семинарии (28 сентября 2021 г.)
- Елена Гурко, Божественная ономатология: именование Бога в имяславии, символизме и деконструкции (2005), доктор философии. диссертация в Бостонском университете
- Лорен Грэм, Жан-Мишель Кантор, Называя бесконечность: правдивая история религиозного мистицизма и математического творчества , издательство Гарвардского университета, 2009 г.
- Валентина Измирлиева, Все имена Господа: списки, мистика и магия (2008), University of Chicago Press
- Скотт М. Кенворти, доктор философии, «Церковь, государство и общество в позднеимперской России: спор об имениславии», презентация на Национальном съезде Американской ассоциации содействия развитию славистики, Питтсбург, Пенсильвания, ноябрь 2002 г.
- Скотт М. Кенворти, доктор философии, «Церковь, государство и общество в позднеимперской России: Никон (Рождественский) и Имяславие», презентация на семинаре русских историков Среднего Запада, Университет Майами, Оксфорд, Огайо, март 2003 г.
- Кенворти, Скотт М. (26 мая 2020 г.). «Возрождение дебатов об имениславителях в постсоветской России». Религия, государство и общество . 48 (2–3): 180–195. дои : 10.1080/09637494.2020.1766931 . ISSN 0963-7494 . S2CID 221538946 .
- Майкл Т. Миллер, Имя Бога в еврейской мысли: философский анализ мистических традиций от апокалиптики до каббалы (2015), Routledge
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на русском языке) Мет. Алфеев, Священная Тайна Церкви.
- (на русском языке) Павел Флоренский, Краткая биография старца Иллариона и история Имяславия в России.
- (in Russian) Alexei Losev Imiaslavie
- (на русском языке) Алексей Лосев, Философия имени
- (in Russian) Metropolitan Veniamin (Fedchenko), Imiaslavie
- Мартин В. Бауэр, « О (социальных) репрезентациях и иконоборческом импульсе» , в Кембриджском справочнике социальных репрезентаций; под редакцией Гордона Саммута, Элени Андреули, Милтона Кейнса, Джорджа Гаскелла, Яана Валсинера; Издательство Кембриджского университета: Кембридж, Массачусетс ( 2015)
- Нель Гриллерт, «Что во имя Бога: литературные предшественники и философские союзники дебатов об имениславии» (Гентский университет: 2012 г.)
- Разъяснение епископа Петроградского и Гдовского Григория по поводу варлаамитовской ереси епископа Марафонского Фотия
- G.M. Hamburg, “The Origins of 'Heresy' on Mount Athos: Ilarion's Na Gorakh Kavkaza (1907)”
- Скотт М. Кенворти, «Архиепископ Никон (Рождественский) и Павел Флоренский о духовном опыте, богословии и споре об имениславителях»
- Скотт М. Кенворти, «Дискуссия по богословию имени в постсоветской России: митрополит Иларион Алфеев и Сергей Хоружий»
- Антоний Храповицкий, «О новом лжеучении, обожествляющем имени»
- (на русском языке) Архиепископ Никон (Рождественский), «Коварные замыслы врага разрушат...»: Дневники: 1910–1917 – активный спорщик в полемике с Имебожьем.
- Поль Ладусер, «Конфликт имени Божия в православном богословии», Ежеквартальный богословский журнал Св. Владимира, 56, 4 (2012), 415–436.
- К. Сенина Статус Божественного откровения в творчестве иеромонаха Антония Булатовича
- Монахиня Кассия (Сенина) Богословская дискуссия об имени Божием: историческое и современное
- Татьяна Сенина «Спор о Божественном имени»
- (на французском языке) Татьяна Сенина, Русский паламит начала 20 века: иеромонах Антуан Булатович и его учение о божественной энергии », в Scrinium , т. 6: Patrologia Pacifica Secunda (2010) 392–409.
- Тереза Оболевич, «Христианская философия и имя Божие: эстетика как образ жизни по Алексею Лосеву»; Журнал восточнохристианских исследований 71/1-2 (2019), с. 93-106
- (на русском языке) Имяславцы или имябожники: Спор о природе имени Божия и Афона - Обширная дискуссия.
- Во Имя Божие: 100 лет имяславскому движению в Русской Церкви
- Преподобный Иларион на горах Кавказа.
- Мэтью Рафаэль Джонсон, «Имяпоклонение, эпистемология и злоупотребление христианской философией: пересмотр»
- ОНОМАТОЛАТРИЯ: Церковные решения, осуждающие имяпоклонничество
- Дэниел Пол Пейн, Возрождение политического исихазма в современной православной мысли , Lexington Books: 2011
- Лорен Грэм читает лекцию по своей книге « Именуя Бога, называя бесконечность: религиозный мистицизм и математическое творчество».