Jump to content

Имяславие

(Перенаправлено с Ономатодоксии )

Имяславие ( имяславие , или буквально «имяславие», « имяславие » ), среди критиков также известное как имябожье (русское: Имябожие ) или имябожничество (русское: Имябожничество ), а также именуемое ономатодоксией ( греч.: Имябожничество ). ονοματοδοξία ) — мистико-догматическое течение. в русском православии , основной позицией которого было утверждение о неразрывной связи имени Божия как энергии и действия Бога и Самого Бога. [ 1 ] Движение имениславие возникло в начале 20-го века, но как сторонники, так и противники ссылаются на предполагаемых предшественников на протяжении всей истории христианства. Сторонники утверждают, что эта идея восходит к отцам церкви , тогда как оппоненты утверждают, что она восходит к древним ересиархам .

В 1913 году учение имяславитов было официально осуждено Святейшим Синодом как еретическое , а смута, возникшая в русских монастырях на Афоне из-за споров по поводу этого учения, была подавлена ​​с применением русской вооруженной силы. Богословская полемика, возникшая в связи с учением Имяславия, возродила интерес к наследию святителя Григория Паламы и исихастов в России и оказала заметное влияние на развитие русской религиозно-философской мысли в первой половине XX века.

Хотя аутентичных групп имяславцев не сохранилось (они были разгромлены советской властью), тем не менее интерес к теме имяславия возродился на рубеже 1990-х – 2000-х годов. Некоторые русские религиозные мыслители и богословы Русской Православной Церкви выразили определенную симпатию к некоторым идеям имяславитов. Несколько истинно-православных юрисдикций различной идеологической ориентации выразили категорическую поддержку имяславию, считая отрицание имениславия ересью. [ 2 ]

Схимонах Иларион

XX века История имениславия началась в 1907 году с выхода в свет книги Илариона (Домрачова) «О Кавказских горах почитаемого схимонаха ». В своей книге Иларион рассказал о своем духовном опыте Иисусовой молитвы как доказательстве того, что «Имя Божие есть Сам Бог и может творить чудеса». Книга стала чрезвычайно популярной среди русских монахов на Афоне (тогда в Османской империи , ныне в Греции ). Многие из них утверждали, что, поскольку, согласно Платону и стоикам , имена и формы предшествуют соответствующим им «чувственным проявлениям в мире», [ 3 ] поэтому имя Бога должно было существовать до Творения, и что Святое Имя не может быть ничем иным, как Самим Богом. Помимо прочего, считалось, что это означает, что знание только тайного имени Бога позволяет творить чудеса (подобное понятие существует в Каббале ). [ 4 ]

Гонения на Афоне

[ редактировать ]

И книга схимонаха Илариона об исихазме, и книга иеросхимонаха Антония Булатовича в защиту Имяславия втянули многих монахов Афона в полемику . Вселенские Патриархи Константинопольский Иоаким III и Константинопольский Герман V и Святейший Синод России осудили Имяславие как пантеистическое , но так и не опросили его сторонников. Имяславцам на Афоне было отказано в почтовых и денежных переводах, а также в Таинствах. 17 июня 1913 года Императорского Российского флота пароход «Царь» на Афон прибыл с архиепископом Никоном (Рождественским) [ ru ] , профессором Сергеем Триоцким [ ru ] , 118 солдатами и 5 офицерами для исполнения решения Святейшего Синода. В тот же день Протос , монашеская служба Восточно-православного монашеского государства Афон, объявил, что, если «еретики» не будут удалены из этого региона, то все русские будут изгнаны греками.

16 июля 1913 года прибыл Херсон и русские солдаты начали арестовывать безоружных Имяславцев. Шебунин, российский консул в Константинополе, приказал 6-й роте 50-го Белостокского полка взять их штурмом, но без кровопролития. Этих воинов для этой цели напоил архимандрит Мисаил, настоятель Свято-Пантелеймонова монастыря , что привело к кровопролитию. В реестре херсонского . врача значатся 46 монахов из Свято-Пантелеймоновского монастыря как раненые и четверо предположительно убитых день праздника чудотворной иконы Божией Матери Галактотрофуса («Молоточница»), хранящейся в монастыре Хиландар сербском Это произошло в . Еще больше имяславцев Андреевского скита были арестованы 19 июля без очной ставки.

Пароход с пленными монахами простоял возле Афона до 22 июля. 40 раненых были отправлены в афонскую больницу, а оставшийся 621 монах (418 из Пантелеймоновского и 183 из Андреевского) был отправлен в Одессу. По прибытии таможенники изъяли все их имущество, которое так и не вернули. После допроса в Одессе 8 монахов были сосланы обратно в Андреевский собор, 40 заключены в тюрьму, а остальные острижены и бороды, лишены сана и расселены по городам родины. Священнослужителям запрещалось совершать литургии, многим было отказано в таинствах на всю оставшуюся жизнь, а при смерти лишались последних обрядов и христианского погребения. 17 июля 1923 года еще 212 монахов, решивших добровольно покинуть Афон, прибыли в Одессу на пароходе «Чихачев», некоторые из них были в еврейской кипе в качестве ритуального издевательства. Численность русских монахов на Афоне, составлявшая в 1910 году 3496 человек, к 1914 году сократилась до 1914 человек. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]

Сторонники и противники

[ редактировать ]

Главным сторонником учения об имениславии был Антоний Булатович , иеромонах издавший Андрея Первозванного, книги на эту тему. Те, кто пропагандирует эту доктрину, заявляют о поддержке сочинений святого Иоанна Кронштадтского и влиятельного мистика и целителя Григория Распутина , широко известного «безумного монаха», тесно связанного с российской императорской семьей незадолго до Октябрьской революции . Святитель Иоанн Кронштадтский умер до того, как разразился этот спор, и его цитаты, можно утверждать, были вырваны из контекста, чтобы поддержать целый ряд идей, которых не было в его собственных сочинениях. Одно из наиболее точных определений позиции Имяславия дает его защитник Алексей Лосев : «Точная мистическая формула Имяславия будет звучать так: а) Имя Божие есть энергия Божия, неотделимая от сущности самого Бога, и потому есть сам Бог. б) Однако Бог отличен от Своих энергий и от Своего имени, и именно поэтому Бог не является Его именем или именем вообще». [ 8 ]

Последствия

[ редактировать ]

27 августа 1914 года Булатович попросил служить армейским капелланом во время Первой мировой войны , и Священный Синод удовлетворил его просьбу. В период с 1914 по 1916 год он отправил царю Николаю II два письма . В его письме 1914 года говорилось, что военные неудачи России могут быть связаны с преследованием Имяславия: «К каким дальнейшим бедствиям это приведет Россию, это знает только Бог». [ 9 ]

1 июля 1915 г. Святейший Синод получил письмо от первоначального автора, старца и схимонаха Илариона, с вопросом, исключен ли он из Церкви ; Иларион жил отшельником в Кавказских горах и, похоже, не знал о спорах и волнениях, которые вызвала его книга. последний враг истины, всепагубный Антихрист Иларион заявил в июле 1915 года, что гонения, исходящие от «высших членов русской иерархии, есть верное предзнаменование близости времен, в которые должен прийти ». Иларион умер 2 июня 1916 года, не получив ответа. [ 10 ]

был созван Поместный собор Русской Православной Церкви В сентябре 1917 года для решения имениславского вопроса , на котором присутствовали как сторонники, так и противники. Работа Собора была прервана из-за Октябрьской революции . Среди богословов, выступавших за Имяславие, были Павел Флоренский и Сергей Булгаков . Во втором письме Булатовича царю в 1916 году отмечалось, что он «соотносит военные неудачи России в 1-й мировой войне на фронте с борьбой Синода против имяславия». [ 10 ]

Епископ Иларион (Алфеев) писал в 1999 году: «Хотя движение «имябожников» было разгромлено в начале века по распоряжению Священного Синода, обсуждение этого вопроса вновь приобрело импульс в годы, предшествовавшие Московскому собору. Совета (1917–18) , который должен был прийти к решению по этому поводу, но не сумел этого сделать. Таким образом, окончательная оценка Церковью Имябожия остается открытым вопросом и по сей день». [ 11 ]

Имяславие и математика

[ редактировать ]

Некоторые считают, что Русская математическая школа была создана Дмитрием Егоровым и Николаем Лузиным , оба из которых были имяславянами и личными друзьями Павла Флоренского и философа Алексея Лосева , оба имяславяне в богословии. [ 12 ] [ 13 ]

Социальный психолог, профессор Мартин Бауэр, описывает это как конфликт по поводу «репрезентации», который «сосредотачивается на вопросе о том, является ли слово чем-то большим, чем просто « flatus voci» ( на латыни «пердеж»)». [ 14 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ "ИМЯСЛАВИЕ • Большая российская энциклопедия - электронная версия" . old.bigenc.ru . Retrieved 11 August 2024 .
  2. ^ Бочков, Павел (2020). "К истории движения имяславия. Современные почитатели имени Божия в неканонических православных юрисдикциях" . Globus (in Russian) (11 (57)): 8–11.
  3. ^ Морис Флюгель, Философия, Каббала и Веданта . Балтимор: Флюгель и компания, 1902; п. 247
  4. ^ Гедалия Нигал, Перевод Эдварда Левина, Магия, мистика и хасидизм: сверхъестественное в еврейской мысли . Джейсон Аронсон, Инк., 1994.
  5. ^ Том Э. Дикстра, Да святится имя Твое: Имяпрославляющий спор в Русской Православной Церкви и на Афоне, 1912–1914 , 2014. ISBN   978-1601910301
  6. ^ * Николас Феннелл, Русские монахи на Афоне: Тысячелетняя история собора Святого Пантелеймона ; Издательство Свято-Троицкой семинарии (28 сентября 2021 г.)
  7. ^ "Исихазм - умное делание - молитва Иисусова - просветитель - Имяславцы или имябожники. Спор о природе Имени Божия и афонское движение имяславцев 1910-20-х годов" . www.prosvetitel.info (in Russian). 30 September 2006. Archived from the original on 31 August 2007.
  8. ^ Дн. Лаша Чантуридзе, «Во имя Божие: 100 лет имениславскому движению в Русской Церкви» ; Канадский журнал православного христианства, том VII, номер 3, осень 2012 г.; п. 225.
  9. ^ "Краткий очерк жизни старца Илариона и истории имяславия в России" . omolenko.com (in Russian) . Retrieved 11 August 2024 .
  10. ^ Jump up to: а б Павел Флоренский Краткая биография старца Иллариона и история Имяславия в России
  11. ^ Епископ Иларион Алфеев. «Епископ Иларион Алфеев: Православное богословие на пороге ХХI века – Доклад на международной научной конференции «Русская Православная Церковь с 1943 года по настоящее время» в Спасо-Преображенском монастыре в Бозе (Италия), 15–17 сентября 1999 г.» . Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата .
  12. ^ «Бюллетень, весна 2005 г.: Грэм» (PDF) . АмАкад. Архивировано из оригинала (PDF) 7 марта 2007 года . Проверено 27 мая 2006 г.
  13. ^ «Неизвестное название» . База данных экзаменов. Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 года . Проверено 27 мая 2006 г.
  14. ^ Гордон Саммут и др. редакторы; Кембриджский справочник социальных представлений; Издательство Кембриджского университета: Кембридж, 2015; п. 43. https://doi.org/10.1017/CBO9781107323650.006 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • (на французском языке) Епископ Иларион Алфеев , Великое и Славное Имя. Почитание Имени Божия и Иисусова молитва в православной традиции. Париж: Серф, 2007.
  • (на французском языке) Епископ Иларион Алфеев , Священная тайна Церкви. Введение в историю и вопросы афонских диспутов о почитании Имени Божия . Фрибур: Академик Пресс, 2007.
  • Дэниел Колуччелло Барбер, Делёз и имя Бога (2015), издательство Эдинбургского университета
  • Роберт Берд, доктор философии, «Имяславие и духовность барокко». Съезд AAASS, Питтсбург, Пенсильвания, 22 ноября 2002 г.
  • Сергий Булгаков (автор), Борис Яким (переводчик), Иконы и имя Божие (2012), Eerdmans
  • (in Russian) Sergius Bulgakov, Философия имени [Philosophy of the Name], 1920)
  • Доктор Джон Юджин Клей, Университет штата Аризона, «Популярное использование Иисусовой молитвы в императорской России от старообрядцев до имяславителей», презентация в AAR, Филадельфия, Пенсильвания, ноябрь 2005 г.
  • Том Э. Дикстра, Да святится имя Твое: Имяпрославляющий спор в Русской Православной Церкви и на Афоне, 1912–1914 гг ., 2014 г. ISBN   978-1601910301
  • Николас Феннелл, Русские монахи на Афоне: тысячелетняя история собора Святого Пантелеймона ; Издательство Свято-Троицкой семинарии (28 сентября 2021 г.)
  • Елена Гурко, Божественная ономатология: именование Бога в имяславии, символизме и деконструкции (2005), доктор философии. диссертация в Бостонском университете
  • Лорен Грэм, Жан-Мишель Кантор, Называя бесконечность: правдивая история религиозного мистицизма и математического творчества , издательство Гарвардского университета, 2009 г.
  • Валентина Измирлиева, Все имена Господа: списки, мистика и магия (2008), University of Chicago Press
  • Скотт М. Кенворти, доктор философии, «Церковь, государство и общество в позднеимперской России: спор об имениславии», презентация на Национальном съезде Американской ассоциации содействия развитию славистики, Питтсбург, Пенсильвания, ноябрь 2002 г.
  • Скотт М. Кенворти, доктор философии, «Церковь, государство и общество в позднеимперской России: Никон (Рождественский) и Имяславие», презентация на семинаре русских историков Среднего Запада, Университет Майами, Оксфорд, Огайо, март 2003 г.
  • Кенворти, Скотт М. (26 мая 2020 г.). «Возрождение дебатов об имениславителях в постсоветской России». Религия, государство и общество . 48 (2–3): 180–195. дои : 10.1080/09637494.2020.1766931 . ISSN   0963-7494 . S2CID   221538946 .
  • Майкл Т. Миллер, Имя Бога в еврейской мысли: философский анализ мистических традиций от апокалиптики до каббалы (2015), Routledge
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 83d31740154ac4691dac73744ef577fa__1723365360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/83/fa/83d31740154ac4691dac73744ef577fa.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Imiaslavie - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)