Нравиться
Часть серии о |
индуизм |
---|
Часть серии о |
Любовь |
---|
Кама ( санскрит : काम, IAST : кама ) — это концепция удовольствия, наслаждения и желания в индуизме, буддизме и джайнизме. Оно может относиться к «желанию, желанию, тоске» в индуистской , буддийской , джайнской и сикхской литературе. [2] [3] [4] однако этот термин также относится к любому чувственному наслаждению, эмоциональному влечению и эстетическому удовольствию, например, от искусства, танцев, музыки, живописи, скульптуры и природы. [1] [5]
В современной литературе кама часто используется для обозначения сексуального желания и эмоционального стремления . [3] [4] [6] но древняя концепция более обширна и в широком смысле относится к любому желанию, желанию, страсти, удовольствию или наслаждению искусством и красотой, эстетике , наслаждению жизнью , привязанностью , любовью и связью, а также наслаждению любовью с сексуальным подтекстом или без него. . [3] [7]
Кама — один из четырех Пурушартх , которые являются четырьмя целями человеческой жизни. [8] Считается, что важной и здоровой целью человеческой жизни является стремление к Каме, не жертвуя другими тремя Пурушартхами: Дхармой (добродетельной, этической, нравственной жизнью), Артхой (материальные потребности, безопасность доходов, средства жизни) и Мокшей (освобождение, освобождение, самореализация). [9] [8] [10] [11]
Определение в индуизме
[ редактировать ]В современной литературе индийской кама часто используется для обозначения сексуального желания . Однако в более широком смысле кама относится к любому чувственному наслаждению, эмоциональному влечению и эстетическому удовольствию, например, от искусства , танцев , музыки , живописи , скульптуры и природы . [1] [5]
Кама может означать «желание, желание или тоска». [2]
Концепция камы встречается в некоторых из самых ранних известных стихов Вед . Например, в 10-й книге Ригведы описывается создание Вселенной из ничего с помощью великого тепла. В гимне 129 (RV 10.129.4) говорится: [ нужны разъяснения ] :
Камастадгре самавартатадхи манасо рета паратхамам йадасит |
Сато бандхумасати ниравиндана харди паратишьякавайо маниша || [12]
После этого вначале возникло Желание, Желание — первичное семя и зародыш Духа,
Мудрецы, искавшие мыслью сердца, обнаружили родство существующего в несуществующем.
Брихадараньяка -упанишада , одна из старейших упанишад индуизма, использует термин кама, также в более широком смысле, для обозначения любого желания:
Человек состоит из желания (кама),
Каково его желание, такова и его решимость,
Какова его решимость, таковы и его дела,
Какими бы ни были его дела, он этого достигает.- Брихадараньяка-упанишада , 7 век до н.э. [14]
Древняя индийская литература, такая как эпос , последовавшая за Упанишадами, развивает и объясняет концепцию камы вместе с Артхой и Дхармой . камы . Например, Махабхарата дает одно из обширных определений Эпос описывает каму как любое приятное и желательное переживание (удовольствие), порождаемое взаимодействием одного или нескольких из пяти чувств со всем, что связано с этим чувством, и которое находится в гармонии с другими целями человеческой жизни (дхарма, артха и мокша). ). [15]
Кама часто используется для обозначения каманы (желания, тоски или аппетита). Кама, однако, — это больше, чем камана. Кама включает в себя желание, стремление, эмоциональную связь, любовь, признательность, удовольствие и наслаждение. [5]
Ватсияяна , автор Камасутры , описывает каму как счастье , которое является манаса вьяпарой (феноменом ума). Как и Махабхарата Ватсьяяны , Камасутра определяет каму как любое удовольствие, которое человек испытывает от мира с помощью одного или нескольких чувств: слуха, зрения, вкуса, обоняния и ощущения, в гармонии со своим разумом и душой. [10]
Испытывать гармоничную музыку — это кама, равно как и вдохновляться природной красотой , эстетической оценкой произведения искусства и радостным восхищением чем-то, созданным другим человеком.
«Камасутру» Ватьяяны часто ошибочно понимают как книгу исключительно о сексуальных и интимных отношениях , но она была написана как руководство к природе любви, сексуальности, поиску спутника жизни, поддержанию личной жизни и эмоциональному удовлетворению в жизни. В своих рассуждениях о каме он описывает многие формы искусства, танца и музыки, а также секс как средства получения удовольствия и наслаждения. [15]
Кама – это восприятие благовоний, свечей, музыки, ароматических масел, йогических растяжек и медитации, а также переживания сердечной чакры . Сердечная чакра связана с любовью, состраданием, милосердием, равновесием, спокойствием и безмятежностью и считается местом преданного поклонения. Открытие сердечной чакры означает опыт осознания божественного общения и радости общения с божествами и самим собой ( Атман ). [16]
Джон Лохтефельд описывает каму как желание, отмечая, что в современной литературе оно часто относится к сексуальному желанию, но в древнеиндийской литературе кама включает в себя любой вид влечения и удовольствия, например, получаемые от искусства .
Карл Поттер описывает [17] кама как отношение и способность . Маленькая девочка, которая с улыбкой обнимает своего плюшевого мишку, испытывает каму. Двое влюбленных в объятиях испытывают каму. Во время этих переживаний человек чувствует себя более целостным, наполненным и целостным, испытывая эту связь и близость. С индийской точки зрения это и есть кама. [17]
Хиндери отмечает разнообразные и разнообразные описания камы в древнеиндийских текстах. В некоторых текстах, таких как «Эпическая Рамаяна» , кама описывается как желание Рамы к Сите — желание, выходящее за пределы физического и супружеского, в любовь, которая является духовной, и нечто, что дает Раме смысл жизни, его причину жить. [18] Сита и Рама часто выражают свое нежелание и неспособность жить друг без друга. [19] Это романтическое и духовное описание камы в Рамаяне Валмики более конкретное, отмечает Хиндери. [18] и другие, [20] чем более широкие и всеобъемлющие описания камы, например, в сводах законов смрити Ману .
Гэвин Флад описывает [21] кама как переживание положительного эмоционального состояния любви, но при этом не жертвуя своей дхармой (добродетельным, этическим поведением), артхой (материальными потребностями, безопасностью дохода) и своим путешествием к мокше (духовному освобождению, самореализации).
Важность камы в индуизме
[ редактировать ]В индуизме кама рассматривается как одна из четырех правильных и необходимых целей или целей человеческой жизни ( пурушартхи ), остальные — это Дхарма (добродетельная, правильная, моральная жизнь), Артха (материальное процветание, гарантированный доход, средства жизни) и Мокша (освобождение, освобождение, самореализация). [11] [22]
Относительный приоритет артхи и дхармы
[ редактировать ]Древнеиндийская литература подчеркивает, что дхарма предшествует и имеет важное значение. Если дхарму игнорируют, артха и кама приводят к социальному хаосу. [23]
Ватьяяна в Камасутре признает относительную ценность трех целей следующим образом: артха предшествует каме, а дхарма предшествует как каме, так и артхе. [10] Ватсияяна во второй главе «Камасутры » представляет ряд философских возражений против камы, а затем предлагает свои ответы, опровергающие эти возражения. Например, одно из возражений против камы (удовольствия, наслаждения), как признает Ватсияяна, заключается в том, что кама является препятствием для моральной и этической жизни, для религиозных занятий, тяжелого труда и продуктивного стремления к процветанию и богатству. Погоня за удовольствиями, как утверждают противники, побуждает людей совершать неправедные поступки, принося страдания, беспечность, легкомыслие и страдания в дальнейшей жизни. [24] Затем на эти возражения ответил Ватьяяна, заявив, что кама так же необходима людям, как и пища, и что кама целостна с дхармой и артхой.
Необходимость существования
[ редактировать ]Точно так же, как хорошая еда необходима для благополучия тела, хорошее удовольствие необходимо для здорового существования человека, предполагает Ватсияяна. [25] Жизнь, лишенная удовольствий и наслаждений — сексуальных, художественных, природных — пуста и пуста. Точно так же, как никто не должен прекращать выращивать урожай, хотя все знают, что существуют стада оленей и будут пытаться съесть урожай, когда он вырастет, точно так же, как утверждает Ватсияяна, не следует прекращать погоню за камой из-за существования опасностей. К Каме следует относиться с умом, заботой, осторожностью и энтузиазмом, точно так же, как к сельскому хозяйству или любому другому жизненному занятию. [25]
Книга Ватьяяны « Камасутра » в некоторых частях мира считается или изображается как синоним творческих сексуальных поз; на самом деле только 20% Камасутры посвящено сексуальным позициям. Большая часть книги, отмечает Джейкоб Леви, [26] рассказывает о философии и теории любви, о том, что вызывает желание, что его поддерживает, как и когда оно хорошо или плохо. Камасутра представляет каму как важный и радостный аспект человеческого существования. [27]
целостный
[ редактировать ]Часть серии о |
Любовь |
---|
Ватьсияяна утверждает, что кама никогда не противоречит дхарме или артхе, скорее, все три сосуществуют, а кама является результатом двух других. [10]
Человек, практикующий Дхарму, Артху и Каму, наслаждается счастьем сейчас и в будущем. Любое действие, которое способствует практике Дхармы, Артхи и Камы вместе, или любых двух, или даже одного из них, должно быть выполнено. Но действие, которое способствует осуществлению одного из них за счет двух остальных, не должно совершаться.
- Ватсияяна, Камасутра, глава 2. [28]
В индуистской философии удовольствие вообще и сексуальное удовольствие в частности не являются ни постыдными, ни грязными. Это необходимо для человеческой жизни, важно для благополучия каждого человека и полезно, если следовать ему с должным учетом дхармы и артхи. В отличие от предписаний некоторых религий, кама почитается в индуизме как самостоятельная ценность. [29] Вместе с артхой и дхармой это аспект целостной жизни. [5] [30] Все три пурушартхи — Дхарма, Артха и Кама — одинаково и одновременно важны. [31]
Этапы жизни
[ редактировать ]Некоторый [10] [32] В текстах древнеиндийской литературы отмечается, что относительный приоритет артхи, камы и дхармы, естественно, различен для разных людей и разных возрастных групп. У младенца или ребенка образование и кама (художественные желания) имеют приоритет; в юности преобладают кама и артха; в то время как в старости дхарма имеет приоритет.
Божество
[ редактировать ]Кама обожествляется как Камадева и его супруга Рати . Божество Кама сравнимо с греческим божеством Эросом — они оба вызывают у человека сексуальное влечение и чувственное желание. [6] [33] Кама ездит на попугае, а божество вооружено луком и стрелами, способными пронзать сердца. Лук сделан из стебля сахарного тростника, тетива представляет собой линию пчел, а наконечники стрел украшены пятью цветами, символизирующими пять состояний любви, движимых эмоциями. [34] Пять цветов на стрелах Камы — это цветок лотоса (увлечение), цветок ашока (опьянение мыслями о другом человеке), цветок манго (усталость и пустота в отсутствие другого), цветок жасмина (тоска по другому) и цветок голубого лотоса. (паралич с спутанностью сознания и чувствами). У этих пяти стрел также есть имена, последнее и самое опасное из которых — Саммоханам , увлечение. [35]
Кама также известна как Ананга (буквально «тот, кто без тела»), потому что желание проявляется бесформенно, через чувства, невидимыми путями. [6] Другие имена божества Камы включают Мадан (тот, кто опьяняет любовью), Манматха (тот, кто волнует ум), Прадьюмна (тот, кто побеждает все) и Кушумесу (тот, чьи стрелы представляют собой цветы). [36]
В буддизме
[ редактировать ](См. также Буддизм и сексуальность )
В буддийском Палийском каноне Гаутама Будда отверг ( пали : неккхамма ) чувственность ( кама ) как путь к Просветлению . [37] Некоторые практикующие буддисты-миряне ежедневно читают Пять заповедей , обязательство воздерживаться от «сексуальных проступков» ( камесу миччачара ). [38] Типичная для дискурсов Палийского канона, Дхаммика Сутта ( СН 2.14) включает в себя более явный коррелят с этой заповедью, когда Будда предписывает последователю «соблюдать целомудрие или, по крайней мере, не заниматься сексом с чужой женой». [39]
См. также
[ редактировать ]- Камашастра
- Камасутра
- Аришадваргас , шесть врагов
- Алкмеон (мифология)
- Буддийская космология школы Тхеравады.
- Амур
- Индуизм и темы ЛГБТ
- Каам , слово с похожим значением
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Видеть:
- Кейт Моррис (2011), Иллюстрированный исторический словарь, ISBN 978-8189093372 , стр. 124;
- Роберт Э. Ван Вурст, RELG: World, Уодсворт, ISBN 978-1-111-72620-1 , стр. 78.
- ^ Jump up to: а б Монье Уильямс, काम, кама. Архивировано 19 октября 2017 г. в Wayback Machine. Санскритский английский словарь Монье-Вильямса, стр. 271, см. 3-й столбец.
- ^ Jump up to: а б с Мэйси, Джоанна (август 1975 г.). «Диалектика желания». Нумен . 22 (2). Лейден : Издательство Brill : 145–160. дои : 10.1163/156852775X00095 . eISSN 1568-5276 . ISSN 0029-5973 . JSTOR 3269765 . S2CID 144148663 .
- ^ Jump up to: а б Ланг, Карен С. (июнь 2015 г.). Миттал, Сушил (ред.). «Когда горы Виндхья плывут в океане: некоторые замечания о похоти и чревоугодии аскетов и буддийских монахов». Международный журнал индуистских исследований . 19 (1/2). Бостон : Springer Verlag : 171–192. дои : 10.1007/s11407-015-9176-z . eISSN 1574-9282 . ISSN 1022-4556 . JSTOR 24631797 . S2CID 145662113 .
- ^ Jump up to: а б с д Р. Прасад (2008), История науки, философии и культуры в индийской цивилизации , Том 12, Часть 1, ISBN 978-8180695445 , стр. 249-270.
- ^ Jump up to: а б с Джеймс Лохтефельд (2002), Иллюстрированная энциклопедия индуизма , Том 1, Rosen Publishing, Нью-Йорк, ISBN 0-8239-2287-1 , стр. 340.
- ^ Лорин Рош. «Любовь-Кама» . Архивировано из оригинала 20 апреля 2017 года . Проверено 15 июля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Салагаме, Киран К. (2013). «Благополучие с точки зрения индуистской/санатана-дхармы». В Бонивелле, Илона; Дэвид, Сьюзен А.; Айерс, Аманда К. (ред.). Оксфордский справочник счастья . Оксфорд : Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/oxfordhb/9780199557257.013.0029 . ISBN 9780199557257 . S2CID 148784481 .
- ^ Зиск, Кеннет (2018). "Кама". В Басу, Элен; Якобсен, Кнут А.; Малинар, Анжелика; Нарайанан, Васудха (ред.). Энциклопедия индуизма Брилла . Том. 7. Лейден : Издательство «Брилл» . дои : 10.1163/2212-5019_BEH_COM_2050220 . ISBN 978-90-04-17641-6 . ISSN 2212-5019 .
- ^ Jump up to: а б с д и Индуистское общество Камашастры (1925), Камасутра Ватьяяны , Архив Университета Торонто, стр. 8.
- ^ Jump up to: а б видеть:
- А. Шарма (1982), Пурушартхи: исследование индуистской аксиологии, Университет штата Мичиган, ISBN 9789993624318 , стр. 9–12; См. обзор Фрэнка Уэйлинга в Numen, Vol. 31, 1 (июль 1984 г.), стр. 140–142;
- А. Шарма (1999), Пурушартхи: аксиологическое исследование индуизма. Архивировано 29 декабря 2020 г. в Wayback Machine , Журнал религиозной этики, Vol. 27, № 2 (лето 1999 г.), стр. 223-256;
- Крис Бартли (2001), Энциклопедия азиатской философии, редактор: Оливер Лирман, ISBN 0-415-17281-0 , Routledge, статья о Пурушартхе, стр. 443
- ↑ Книга Ригведы 10, Гимн 129. Архивировано 16 февраля 2018 г. в Wayback Machine, стих 4.
- ^ Ральф Гриффит (переводчик, 1895), Гимны Ригведы , Книга X, Гимн CXXIX, Стих 4, стр. 575
- ^ Клаус Клостермайер , Обзор индуизма , 3-е издание, State University of New York Press, ISBN 978-0-7914-7082-4 , стр. 173-174
- ^ Jump up to: а б Р. Прасад (2008), История науки, философии и культуры в индийской цивилизации , Том 12, Часть 1, ISBN 978-8180695445 , глава 10, особенно стр. 252-255.
- ^ «Кама — Индупедия, Индуистская энциклопедия» . www.hindupedia.com . 7 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Карл Х. Поттер (2002), Предпосылки философии Индии , Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120807792 , стр. 1-29
- ^ Jump up to: а б Родерик Хиндери, «Индуистская этика в Рамаяне», Журнал религиозной этики , Vol. Т. 4, № 2 (осень 1976 г.), стр. 299.
- ^ См., например, стихи 2.30, 4.1, 6.1, 6.83; Сокращенный стих 4.1: «Сита вторгается во все мое существо, и моя любовь полностью сосредоточена на ней; Без этой женщины с прекрасными ресницами, прекрасным взглядом и нежной речью я не смогу выжить, о Самитри»; рецензируемый источник см. в Hindery, The Journal of Religious Ethics, Vol. 4, № 2 (осень 1976 г.), стр. 299-300.
- ^ Бенджамин Хан (1965), Концепция Дхармы в Валмики Рамаяне , Дели, ISBN 978-8121501347
- ^ Гэвин Флад (1996), Значение и контекст Пурусартхов, в Джулиусе Липнере (редактор), Плоды нашего желания , ISBN 978-1896209302 , стр. 11–13.
- ^ Бродд, Джеффри (2003). Мировые религии . Вайнона, Миннесота: Пресса Сент-Мэри. ISBN 978-0-88489-725-5 .
- ^ Гэвин Флуд (1996), Значение и контекст Пурусартхов, в Джулиусе Липнере (редактор) - Плоды нашего желания, ISBN 978-1896209302 , стр. 16-21.
- ↑ Индуистское общество Камашастры (1925), Камасутра Ватьяяны , Архив Университета Торонто, стр. 9-10.
- ^ Jump up to: а б Индуистское общество Кама Шастры (1925), Камасутра Ватьяяны , Архив Университета Торонто, глава 2, стр. 8–11; стр. 172
- ^ Джейкоб Леви (2010), Камский смысловой маркетинг, iUniverse, ISBN 978-1440195563 , см. Введение.
- ^ Ален Даниэлу, Полная Камасутра: первый полный современный перевод классического индийского текста, ISBN 978-0892815258
- ^ Индуистское общество Камашастры (1925), Ответ 4, Камасутра Ватсьяяны , Архив Университета Торонто, стр. 11
- ^ Буллоу и Буллоу (1994), Человеческая сексуальность: энциклопедия, Routledge, ISBN 978-0824079727 , стр. 516.
- ^ Гэри Крафтсоу, Йога для трансформации - древние учения и практики для исцеления тела, разума и сердца, Пингвин, ISBN 978-0-14-019629-0 , стр. 11-15.
- ^ К. Раманатан, Этика в Рамаяне, в истории науки, философии и культуры индийской цивилизации (редактор: Р. Прасад), том 12, часть 1, ISBN 978-8180695445 , стр. 84-85.
- ^ П. В. Кейн (1941), История Дхармашастры, Том 2, Часть 1, Институт восточных исследований Бхандаркара, стр. 8-9.
- ↑ Кама . Архивировано 7 июня 2015 г. в Wayback Machine в Британской энциклопедии, Чикаго, 2009 г.
- ^ Коултер и Тернер, Энциклопедия древних божеств, Фрэнсис и Тейлор, ISBN 978-1135963903 , стр. 258-259.
- ^ Шанкаракави, Фабриция Балдиссера Шарадатилакабханах 1980 «Саммоханам, увлечение, имя пятой стрелы Камы, самой опасной, поскольку ведет к последней стадии любовного безумия»
- ^ Уильям Джозеф Уилкинс (193), Индуистская мифология, Ведическая и Пураническая , Такер и Спинк, Архив Университета Индианы, стр. 268
- ^ См., например, Дведхавитакка Сутта ( MN 19) (Таниссаро, 1997a). Архивировано 11 мая 2008 г. в Wayback Machine.
- ↑ См., например, Хантипало (1995). Архивировано 12 ноября 2020 г. в Wayback Machine.
- ^ «Дхаммика Сутта: Целое» . www.accesstoinsight.org .
Источники
[ редактировать ]- Ирландия, Джон Д. (пер.) (1983). Дхаммика Сутта: Дхаммика (отрывок) ( СН 2.14). Получено 5 июля 2007 г. из «Доступа к пониманию» в Дхаммика Сутта: Дхаммика .
- Хантипало, Бхиккху (1982, 1995). Мирская буддийская практика: Святилище, День Упосатхи, Резиденция Рейнса (Колесо № 206/207). Канди: Буддийское издательское общество . Получено 5 июля 2007 г. из «Access to Insight» по адресу http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/khantipalo/wheel206.html .
- Серия Шри-Ланки Будды Джаянти Типитака (nd) (SLTP). Панчангикавагго ( AN 5.1.3.8, на пали). Получено 3 июля 2007 г. с сайта «MettaNet-Lanka» в 5:3 Панчангикавагго — Пали .
- Таниссаро Бхиккху (пер.) (1997a). Дведхавитакка Сутта: Два вида мышления ( МН 19). Получено 3 июля 2007 г. из книги «Доступ к пониманию» в «Дведхавитакка Сутта: два вида мышления» .
- Таниссаро Бхиккху (пер.) (1997b). Самадханга Сутта: Факторы концентрации ( AN 5.28). Получено 3 июля 2007 г. из книги «Доступ к пониманию» Самадханга Сутты: Факторы концентрации .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Страница About.com
- Священное жертвоприношение Камадевы (архивировано 22 марта 2018 г.)