Петун
Языки | |
---|---|
Петун ( ирокезский ) | |
Родственные этнические группы | |
Венды |
Коренные народы в Канаде |
---|
Коренные жители Северной Америки Портал Канады |
Петун (Dionnontate, Etionontate, Etionnontateronnon, Tuinontatek, Dionondadie (от французского : pétun ), также известный как табачный народ или Тиононтати или Khionotaterronon) («Люди среди холмов/гор»), были коренным ирокезским народом, жившим в лесных массивах. восточной части Северной Америки . Их последняя известная традиционная родина находилась к югу от озере Гурон на залива Джорджиан , на территории современной канадской провинции Онтарио . [ 1 ]
Петуны были близкими родственниками Гуронов или Вендатов. Как и другие ирокезские народы, они были организованы как конфедерация. Когда они стали известны европейцам, это один из менее многочисленных ирокезских народов. В начале 17 века у них было восемь или девять деревень, а до контакта с европейцами их, по оценкам, насчитывалось около 8000 человек. [ 2 ]
В период с 1634 по 1640 год в обществах гурон-петунов был зарегистрирован ряд эпидемий болезней, которые были связаны с прибытием поселенцев из городской Европы; это уничтожило их население. [ 3 ] Хотя каждый из них говорил на ирокезских языках , они были независимы от пяти наций Конфедерации ирокезов (Хауденосауни), базирующихся к югу от Великих озер на территории современного штата Нью-Йорк. Могущественные ирокезы отправили набеговые отряды против более мелких племен в 1648–1649 годах в рамках Бобровых войн, связанных с прибыльной торговлей мехом, и практически уничтожили их. Некоторые остатки Петунов присоединились к беженцам Гуронам, чтобы стать Нацией Гурон-Петунов, которые позже были известны как Виандоты .
Имена
[ редактировать ]Термин « Петун » возник в результате ранней французско-бразильской торговли. [ 4 ] и происходит из языка коренных народов гуарани . Позже это слово устарело во французском языке. [ 5 ]
Многочисленные источники связывают название Петун с выращиванием и торговлей табаком историческим ирокезским обществом, существовавшим во времена прибытия европейцев. Например, в американском переводе Джона Гилмари Ши «Истории и общего описания Новой Франции» , написанном французским историком-иезуитом конца 17 — начала 18 века Пьером Франсуа Ксавье де Шарлевуа , отмечается, что они «выращивали и продавали табак, откуда французы называли их Petuns или Peteneux». [ 6 ] Это широко распространенное утверждение позже было подтверждено другими источниками, такими как Смитсоновского института Справочник американских индейцев к северу от Мексики за 1910 год, в котором упоминались «большие поля табака». [ 7 ] Более поздние энциклопедии, такие как Энциклопедия коренных американских племен Гейла 1998 года и Колумбийский путеводитель по американским индейцам северо-востока 2001 года , также подчеркивают выращивание и торговлю табаком как объяснение французского прозвища « петун ». [ 8 ] [ 9 ]
Несмотря на это, ни в одном из современных французских источников не упоминается о выращивании табака в поселениях Петун. [ 10 ] Первоначально это прозвище использовал Самюэль де Шамплен для обозначения конкретной деревни, которую он посетил во время своей экспедиции 1616 года. [ 11 ] Более широкое использование этого термина можно отнести к Реколле брату Габриэлю Сагарду в 1623 году. [ 11 ] Одно из самых ранних заявлений о заметном производстве табака Петуном содержится в таблице примечаний к карте 1632 года, приписываемой Шамплену, но которая не была полностью его творением. Таблица существенно отличается от более ранней работы Шамплена; в своем тексте 1619 года он отмечает, что петуны выращивали кукурузу, но не упоминали табак, тогда как в таблице 1632 года прямо упоминается выращивание и торговля табаком. [ 12 ]
На языке ирокезов- могавков табак называется О-йе-аг-ва . [ 13 ] Французские колониальные торговцы в долине Огайо транслитерировали имя могавка как Гайандотт , то есть его написание соответствовало тому, как оно звучало на их языке. Позже европейско-американские поселенцы в долине приняли это имя. Они назвали реку Гайандотт на юго-западе Западной Вирджинии в честь народа вендат , который мигрировал в этот район во время Бобровых войн в конце семнадцатого века.
История
[ редактировать ]Исторические источники
[ редактировать ]Есть несколько исторических первоисточников, посвященных Петунам до их расселения. Главный современный письменный источник той эпохи, « Отношения иезуитов» , был написан с точки зрения преимущественно французских миссионеров-иезуитов в Гуронии (расположенной через залив Ноттавасага от страны Петунов). Информация миссионеров о Петуне часто была из вторых рук. [ 14 ] Кроме того, английские переводы французских источников исторически страдали от непоследовательности из-за предпочтений или предвзятости переводчиков. [ 15 ]
Проблема усугубляется тем, что в ранних источниках не проводилось четкого различия между конфедерациями гуронов, петунов и нейтралов. Петунов иногда группировали с гуронами, а иногда неродственные народы, такие как каюга , назывались «петунами». [ 16 ]
Предварительный контакт
[ редактировать ]Петун возник во время археологического периода поздней керамики, который начался около 1100 лет назад и закончился около 400 лет назад. [ 17 ] Они группируются с гуронами и нейтральными народами как часть традиции ирокезов Онтарио . Ирокезов Онтарио, ирокезов Св. Лаврентия и ирокезов, населяющих нынешнюю северную часть штата Нью-Йорк, иногда группируют вместе как северных ирокезов. [ 18 ] Поздняя керамика характеризуется укрепленными поселениями на основе длинных домов , которые часто были окружены частоколом . [ 17 ] Ранняя ирокезская традиция Онтарио далее разделена на две региональные группы: Глен Мейер на юге (связанный с северным берегом озера Эри ) и Пикеринг на севере, который охватывал территорию между озером Онтарио и заливом Джорджиан. Примерно 700 лет назад культура Пикеринга распространилась на большей части территории нынешнего южного Онтарио. Дж. В. Райт, который в середине и конце 20-го века много писал о предыстории Онтарио, объясняет это войной, когда Пикеринги рассеяли и ассимилировали Глен Мейер. [ 19 ] Однако нет никаких свидетельств широкомасштабной войны, которые ставят под сомнение эту гипотезу. [ 19 ]
В период поздней керамики сельское хозяйство стало более важным, а значение охоты уменьшилось. Впервые кукуруза была завезена в этот район в раннекерамический период (3000–1100 лет назад ). [ 20 ] и совпадает с возникновением культуры Принцесс-Пойнт , которая, по общему мнению археологов, является предком ирокезов, даже несмотря на то, что она демонстрирует разрыв с предыдущими археологическими культурами в этом районе и, возможно, представляет собой движение ирокезских народов в этот район с юга. [ 17 ] Роскошный погребальный инвентарь, появившийся в эпоху ранней керамики, часто изготовленный из импортных материалов, [ 20 ] подчеркнуло развитие в поздней керамике более сложных погребальных практик, которые включали вторичные захоронения и использование оссуариев . [ 19 ]
Непосредственно перед контактом с европейцами более поздние ирокезы Онтарио превратились в две отдельные культурные группы: гуронов-петунов на севере и нейтралов и их близких родственников, эри , на юге. [ 19 ] Население стало более централизованным вокруг крупных, хорошо укреплённых деревень. [ 21 ] И гурон-петун, и нейтралы отступили в основные районы: гуроны вокруг территории своей «родины» возле залива Джорджиан, а нейтралы на полуострове Ниагара . [ 21 ]
Прибытие европейцев
[ редактировать ]Прибытие французов в этот район в начале 17 века позволило на короткое время создать обширные письменные записи о гуронах, петунах и нейтралах. [ 22 ] К этому моменту гурон и петун были политически отдельными, хотя французы считали их обычаи схожими. Миссионеры-иезуиты отмечали, что, хотя они были близкими союзниками, ранее они вели друг с другом ожесточенные войны. [ 22 ] Гуроны жили к северо-востоку от Петуна, на территории, лежащей между заливом Джорджиан и озером Симко . [ 22 ] Тропы связывали Гурон и Петун, и был примерно день пути . между ними [ 22 ] В 1616 году Самуэль де Шамплен перечислил около восьми деревень петунов, а в более поздних иезуитских отчетах 1639 года было перечислено девять. По современным оценкам, популяция петунов составляет около 8000 человек, а к 1640 году она упадет до 3000 после волн эпидемий болезней. [ 2 ] Для сравнения, насчитывалось примерно 18–25 деревень гуронов с общей численностью населения 20 000–30 000 человек; к 1640 году это число упало примерно до 9000. [ 2 ] Современный научный анализ не обнаруживает никаких свидетельств крупномасштабной массовой смертности или депопуляции, непосредственно предшествующих этой эпидемической волне. [ 3 ] подразумевая, что до этого популяция оставалась относительно постоянной, несмотря на миграции.
В политическом отношении петуны представляли собой племенную конфедерацию, аналогичную гуронам. Петуны состояли из двух подгрупп, которые иезуиты называли «Нацией волков» и «Нацией оленей». [ 2 ]
Бобровые войны
[ редактировать ]Торговля мехом и присутствие французов в этом районе привели к переменам в обществе петунов. Французы считали гуронов своим основным торговым партнером, что блокировало прямой доступ петунов и других к ценным европейским торговым товарам. Поскольку французы начали искать шкуры бобра , бобр вскоре практически исчез в самой Гуронии , и гуроны были вынуждены обратиться к другим, таким как алгонкинам . за мехами [ 23 ] Тем временем ирокезы на юге начали свою экспансионистскую кампанию. [ 24 ] которые стали известны как Бобровые войны . Голландцы, прочно обосновавшиеся в своей колонии в Новых Нидерландах и торговавшие вдоль рек Гудзон и Делавэр, также жаждали мехов и были готовы снабжать ирокезов европейским огнестрельным оружием. Напротив, французы строго контролировали доступ к огнестрельному оружию и поставляли гуронам только проверенных новообращенных христиан. [ 25 ] Эпидемии и конфликт с ирокезами на востоке заставили многих гуронов искать убежища во французской миссии Сент-Мари среди гуронов (недалеко от современного Мидленда, Онтарио ) и обратиться в христианство. [ 25 ]
В 1648 году ирокезы совершили набег и разрушили ряд деревень восточных гуронов. Той зимой тысячная армия ирокезов, состоящая в основном из воинов сенека и могавков, тайно разбила лагерь к северу от озера Онтарио, а весной их обрушили на Гуронов. Ирокезы захватили деревни западных гуронов вокруг Сент-Мари; французы сожгли Сент-Мари, чтобы избежать его захвата ирокезами, а затем в конечном итоге отступили из Пэи ден Вер в безопасный Квебек. Сами гуроны, потерпев поражение, рассеялись: некоторые последовали за французами в Квебек (поселившись в Вендаке ), а другие укрылись среди нейтралов и петунов. [ 25 ]
Однако к концу 1649 года ирокезы также выступили против петунов. [ 25 ] Многие гуроны и петуны затем были поглощены обществом ирокезов. [ 26 ] Однако большая группа беженцев-гуронов и петунов бежала в верховья Великих озер, где они укрылись у одава и потаватоми . [ 27 ] Основная их часть сначала осталась у одава на острове Манитулин , [ 28 ] затем оккупировал район Мичилимакинак – Грин Бэй , [ 29 ] прежде чем в конечном итоге мигрировать в район недалеко от современного Детройта. [ 27 ] [ 29 ] и к 1701 году прибыл на юго-западный берег озера Эри. [ 28 ]
Более поздние миграции
[ редактировать ]Они начали торговать в современной Пенсильвании , где их называли Виандот, искаженное от Вендат. [ 29 ] Под давлением поселенцев Вендаты были вынуждены двинуться дальше на запад, в страну Огайо .
В 1830-х годах, в период переселения индейцев , большинство из них было переселено на индейскую территорию в современных Канзасе и Оклахоме . В 1843 году все они были переселены в округ Виандотт, штат Канзас, а в 1867 году американское правительство предоставило им землю на Индейской территории, ныне северо-восточной Оклахоме. [ 30 ] Два племени признаны на федеральном уровне в Соединенных Штатах: нация виандотов (в Оклахоме) и нация виандотов в Канзасе . Нация виандотов идентифицирует себя как в первую очередь происходящая от петунов со смешанным происхождением гуронов и венро . [ 31 ]
Культура
[ редактировать ]В «Отношениях иезуитов» 1652 года описывается практика нанесения татуировок среди петунов и нейтральных людей :
И это (татуировка) у некоторых народов настолько распространено, что в том, который мы называли Табачным, и в том, который – из-за того, что он наслаждался миром с гуронами и ирокезами – назывался Нейтральным, я не знаю, был ли хоть один человек был найден, не нарисованный таким образом, на какой-то части тела. [ 32 ]
Нация петунов имела схожий диалект с нацией гуронов и многие из тех же культурных обычаев. У них был союз с нейтральной нацией на юго-западе и юге, а также с оттавой, или одавой , нацией, говорящей на алгонкинском языке, на востоке. [ 9 ] [ 33 ] Они также разделяли элементы материальной культуры с одава, поскольку дисковая трубка, похожая на те, что были найдены на стоянках одава, также была найдена на стоянке петунов, датированной 1630–1647 годами. [ 34 ]
Исторические ирокезские народы
[ редактировать ]Пять народов ирокезов
[ редактировать ]Западные районы
[ редактировать ]- Чоннонтон
- Эри
- Конестога ( Саскуэханнок )
- Петун
- Венро
- Гурон
Южный интерьер/горы
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Ли Сульцман. «История Эри». Проверено 9 августа 2016 года. В 1639 году Эри и Нейтралы лишились защиты Венро, оставив их на произвол судьбы. Ирокезы атаковали, и Венро были быстро разбиты. Большинство бежало к гуронам и нейтралам, хотя одна группа Венро оставалась к востоку от реки Ниагара и сопротивлялась до 1643 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д Макмиллан и Йеллохорн 2004 , с. 78.
- ^ Перейти обратно: а б Уоррик 2003 , с. 258.
- ^ Historical Magazine , Vol. V, O. S., 1861, p. 263.
- ↑ «Петун» , блог Le Garde-Mots , 28 января 2011 г., по состоянию на 20 апреля 2011 г.
- ^ де Шарлевуа 1870 , с. 228.
- ^ Гаррард 2014 , с. 3.
- ^ Гаррард 2014 , с. 5.
- ^ Перейти обратно: а б Брэгдон 2001 , с. 23.
- ^ Гаррард 2014 , с. 4.
- ^ Перейти обратно: а б Гаррард 2014 , с. 2.
- ^ Гаррард 2014 , с. 63–65.
- ^ Галлатин, Сводка архивов американских аборигенов , Vol. II, с. 484.
- ^ Гаррад 2014 , с. 6: «Писатели-иезуиты, которые видели страну петунов издалека, за водами залива Ноттавасага, на самом деле не посещали петунов лично; они могли получить или не получить точную информацию от своих относительно немногих коллег, которые хорошо знали петунов».
- ^ Гаррад 2014 , с. 9: «Еще одна переменная — непоследовательный перевод из-за предпочтений или предвзятости переводчика».
- ^ Гаррард 2014 , с. 17.
- ^ Перейти обратно: а б с Макмиллан и Йеллохорн 2004 , с. 71.
- ^ Харт и Энгельбрехт 2012 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Макмиллан и Йеллохорн 2004 , с. 72.
- ^ Перейти обратно: а б Макмиллан и Йеллохорн 2004 , с. 69.
- ^ Перейти обратно: а б Макмиллан и Йеллохорн 2004 , с. 73.
- ^ Перейти обратно: а б с д Макмиллан и Йеллохорн 2004 , с. 77.
- ^ Макмиллан и Йеллоухорн 2004 , с. 84.
- ^ Экклс 1983 , с. 342
- ^ Перейти обратно: а б с д Макмиллан и Йеллохорн 2004 , с. 85.
- ^ Макмиллан и Йеллоухорн 2004 , с. 85–86.
- ^ Перейти обратно: а б Макмиллан и Йеллохорн 2004 , с. 86.
- ^ Перейти обратно: а б Барр 2006 , с. 50.
- ^ Перейти обратно: а б с Притцкер 1998 , с. 682.
- ^ Триггер 1994 , с. 59.
- ^ «Наша история» . Виандотт, штат Оклахома . Проверено 30 августа 2022 г.
- ^ Отношения с иезуитами , .. Университет
- ^ Элвин М. Джозефи младший, изд. (1961). Книга американского наследия индейцев . American Heritage Publishing Co., Inc., стр. 180–211. LCCN 61-14871 .
{{cite encyclopedia}}
:|magazine=
игнорируется ( помогите ) - ^ Фокс 2002 , с. 140.
Источники
[ редактировать ]- Барр, Дэниел П. (2006). Уэйклин, Джон Л. (ред.). Непокоренные: Лига ирокезов в состоянии войны в колониальной Америке . Современные военные традиции. Прегер. ISBN 0-275-98466-4 .
- Брэгдон, Кэтлин Дж. (2001). Колумбийский путеводитель по американским индейцам северо-востока . Издательство Колумбийского университета . стр. 23–24. ISBN 0-231-11452-4 .
- де Шарлевуа, Пьер Франсуа Ксавье (1870) [1744]. История и общее описание Новой Франции . Том. 2. Перевод Ши, Джон Гилмари . Чикаго, Иллинойс: Издательство Университета Лойолы.
- Экклс, Уильям Дж. (июль 1983 г.). «Меховая торговля и империализм восемнадцатого века». Уильям и Мэри Ежеквартально . 40 (3): 341–362. дои : 10.2307/1917202 . JSTOR 1917202 .
- Фэган, Брайан Л., изд. (1996). Оксфордский спутник археологии. 1. Аче-Хохо . Том. 1. Издательство Оксфордского университета . стр. 353–354. ISBN 978-0-19-507618-9 .
- Фокс, Уильям А. (2002). « Таниба Вакондаги» среди ирокезов Онтарио». Канадский журнал археологии . 26 (2). Канадская археологическая ассоциация: 130–151. JSTOR 41103411 .
- Гаррад, Чарльз (2010). «Исследование петуна» (PDF) . Археология Онтарио (89/90). Археологическое общество Онтарио: 3–57.
- Гаррад, Чарльз (2014). Пилон, Жан-Люк; Фокс, Уильям (ред.). От Петуна до Виандота: Петун Онтарио шестнадцатого века . Серия Меркурий. Издательство Университета Оттавы . ISBN 978-0-7766-2144-9 .
- Харт, Джон П.; Энгельбрехт, Уильям (июнь 2012 г.). «Этническая эволюция северных ирокезов: анализ социальных сетей». Журнал археологического метода и теории . 19 (2). Спрингер: 322–349. дои : 10.1007/s10816-011-9116-1 . JSTOR 23256843 .
- Макмиллан, Алан Д.; Йеллохорн, Элдон (2004). Первые народы в Канаде (3-е изд.). Дуглас и Макинтайр . ISBN 1-55365-053-0 .
- Притцкер, Барри (1998). Коренные американцы: Энциклопедия истории, культуры и народов . Том. 1. АВС-КЛИО . ISBN 0-87436-836-7 .
- Триггер, Брюс Г. (1994). «Глава 3: Первоначальные ирокезы: гурон, петун и нейтральный» . В Роджерсе, Эдвард С.; Смит, Дональд Б. (ред.). Аборигены Онтарио: исторические перспективы коренных народов . Дандурн. стр. 41–63. ISBN 1-55002-209-1 .
- Уоррик, Гэри (октябрь 2003 г.). «Европейская инфекционная болезнь и депопуляция Вендат-Тиононтат (Гурон-Петун)». Мировая археология . 35 (2). Тейлор и Фрэнсис: 258–275. дои : 10.1080/0043824032000111416 . JSTOR 3560226 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Берси, Дж. А. (1997). «Каменные артефакты с стоянки МакКуин-МакКоннел, протоисторической деревни Петун» (PDF) . Археология Онтарио . 63 . Археологическое общество Онтарио: 85–100.
- Гаррад, Чарльз (1970). «Захоронение петуна в городке Ноттавасага, Онтарио» (PDF) . Археология Онтарио . 15 . Археологическое общество Онтарио: 3–15.
- Гаррад, Чарльз (1969). «Железные торговые ножи на исторических местах Петуна». Археология Онтарио . 13 . Археологическое общество Онтарио: 3–15.
- Гаррад, Чарльз (1969). «Инструменты из медвежьей челюсти с петунских сайтов». Археология Онтарио . 13 . Археологическое общество Онтарио: 54–60.
- Хайденрайх, Конрад Э. (1974). «Реликтовое индийское кукурузное поле недалеко от Кримора». Канадский географ . 18 (4). Уайли / Канадская ассоциация географов : 379–394. дои : 10.1111/j.1541-0064.1974.tb00211.x .
- Стекли, Джон Л. (1981). «Лингвистическая связь петуна с южным медведем». Арочные заметки . Том. 93, нет. 2. С. 20–26.
- Тейт, Ляль (1971). Табачные индейцы Петуны из Канады . Порт Беруэлл, Онтарио: Издательство Erie Publishers.
- Уоррик, Гэри (1990). История населения гуронов-петунов, 900–1650 гг. Н.э. (Диссертация). Университет Макгилла .