Jump to content

Петун

(Перенаправлено с Тиононтати )
Петун
Языки
Петун ( ирокезский )
Родственные этнические группы
Венды
Карта страны Петун, наложенная на современные административные границы

Петун (Dionnontate, Etionontate, Etionnontateronnon, Tuinontatek, Dionondadie (от французского : pétun ), также известный как табачный народ или Тиононтати или Khionotaterronon) («Люди среди холмов/гор»), были коренным ирокезским народом, жившим в лесных массивах. восточной части Северной Америки . Их последняя известная традиционная родина находилась к югу от озере Гурон на залива Джорджиан , на территории современной канадской провинции Онтарио . [ 1 ]

Петуны были близкими родственниками Гуронов или Вендатов. Как и другие ирокезские народы, они были организованы как конфедерация. Когда они стали известны европейцам, это один из менее многочисленных ирокезских народов. В начале 17 века у них было восемь или девять деревень, а до контакта с европейцами их, по оценкам, насчитывалось около 8000 человек. [ 2 ]

В период с 1634 по 1640 год в обществах гурон-петунов был зарегистрирован ряд эпидемий болезней, которые были связаны с прибытием поселенцев из городской Европы; это уничтожило их население. [ 3 ] Хотя каждый из них говорил на ирокезских языках , они были независимы от пяти наций Конфедерации ирокезов (Хауденосауни), базирующихся к югу от Великих озер на территории современного штата Нью-Йорк. Могущественные ирокезы отправили набеговые отряды против более мелких племен в 1648–1649 годах в рамках Бобровых войн, связанных с прибыльной торговлей мехом, и практически уничтожили их. Некоторые остатки Петунов присоединились к беженцам Гуронам, чтобы стать Нацией Гурон-Петунов, которые позже были известны как Виандоты .

Иллюстрация 1914 года, изображающая в представлении художника женщину-петуна, выращивающую табак.

Термин « Петун » возник в результате ранней французско-бразильской торговли. [ 4 ] и происходит из языка коренных народов гуарани . Позже это слово устарело во французском языке. [ 5 ]

Многочисленные источники связывают название Петун с выращиванием и торговлей табаком историческим ирокезским обществом, существовавшим во времена прибытия европейцев. Например, в американском переводе Джона Гилмари Ши «Истории и общего описания Новой Франции» , написанном французским историком-иезуитом конца 17 — начала 18 века Пьером Франсуа Ксавье де Шарлевуа , отмечается, что они «выращивали и продавали табак, откуда французы называли их Petuns или Peteneux». [ 6 ] Это широко распространенное утверждение позже было подтверждено другими источниками, такими как Смитсоновского института Справочник американских индейцев к северу от Мексики за 1910 год, в котором упоминались «большие поля табака». [ 7 ] Более поздние энциклопедии, такие как Энциклопедия коренных американских племен Гейла 1998 года и Колумбийский путеводитель по американским индейцам северо-востока 2001 года , также подчеркивают выращивание и торговлю табаком как объяснение французского прозвища « петун ». [ 8 ] [ 9 ]

Несмотря на это, ни в одном из современных французских источников не упоминается о выращивании табака в поселениях Петун. [ 10 ] Первоначально это прозвище использовал Самюэль де Шамплен для обозначения конкретной деревни, которую он посетил во время своей экспедиции 1616 года. [ 11 ] Более широкое использование этого термина можно отнести к Реколле брату Габриэлю Сагарду в 1623 году. [ 11 ] Одно из самых ранних заявлений о заметном производстве табака Петуном содержится в таблице примечаний к карте 1632 года, приписываемой Шамплену, но которая не была полностью его творением. Таблица существенно отличается от более ранней работы Шамплена; в своем тексте 1619 года он отмечает, что петуны выращивали кукурузу, но не упоминали табак, тогда как в таблице 1632 года прямо упоминается выращивание и торговля табаком. [ 12 ]

На языке ирокезов- могавков табак называется О-йе-аг-ва . [ 13 ] Французские колониальные торговцы в долине Огайо транслитерировали имя могавка как Гайандотт , то есть его написание соответствовало тому, как оно звучало на их языке. Позже европейско-американские поселенцы в долине приняли это имя. Они назвали реку Гайандотт на юго-западе Западной Вирджинии в честь народа вендат , который мигрировал в этот район во время Бобровых войн в конце семнадцатого века.

Исторические источники

[ редактировать ]

Есть несколько исторических первоисточников, посвященных Петунам до их расселения. Главный современный письменный источник той эпохи, « Отношения иезуитов» , был написан с точки зрения преимущественно французских миссионеров-иезуитов в Гуронии (расположенной через залив Ноттавасага от страны Петунов). Информация миссионеров о Петуне часто была из вторых рук. [ 14 ] Кроме того, английские переводы французских источников исторически страдали от непоследовательности из-за предпочтений или предвзятости переводчиков. [ 15 ]

Проблема усугубляется тем, что в ранних источниках не проводилось четкого различия между конфедерациями гуронов, петунов и нейтралов. Петунов иногда группировали с гуронами, а иногда неродственные народы, такие как каюга , назывались «петунами». [ 16 ]

Предварительный контакт

[ редактировать ]

Петун возник во время археологического периода поздней керамики, который начался около 1100 лет назад и закончился около 400 лет назад. [ 17 ] Они группируются с гуронами и нейтральными народами как часть традиции ирокезов Онтарио . Ирокезов Онтарио, ирокезов Св. Лаврентия и ирокезов, населяющих нынешнюю северную часть штата Нью-Йорк, иногда группируют вместе как северных ирокезов. [ 18 ] Поздняя керамика характеризуется укрепленными поселениями на основе длинных домов , которые часто были окружены частоколом . [ 17 ] Ранняя ирокезская традиция Онтарио далее разделена на две региональные группы: Глен Мейер на юге (связанный с северным берегом озера Эри ) и Пикеринг на севере, который охватывал территорию между озером Онтарио и заливом Джорджиан. Примерно 700 лет назад культура Пикеринга распространилась на большей части территории нынешнего южного Онтарио. Дж. В. Райт, который в середине и конце 20-го века много писал о предыстории Онтарио, объясняет это войной, когда Пикеринги рассеяли и ассимилировали Глен Мейер. [ 19 ] Однако нет никаких свидетельств широкомасштабной войны, которые ставят под сомнение эту гипотезу. [ 19 ]

В период поздней керамики сельское хозяйство стало более важным, а значение охоты уменьшилось. Впервые кукуруза была завезена в этот район в раннекерамический период (3000–1100 лет назад ). [ 20 ] и совпадает с возникновением культуры Принцесс-Пойнт , которая, по общему мнению археологов, является предком ирокезов, даже несмотря на то, что она демонстрирует разрыв с предыдущими археологическими культурами в этом районе и, возможно, представляет собой движение ирокезских народов в этот район с юга. [ 17 ] Роскошный погребальный инвентарь, появившийся в эпоху ранней керамики, часто изготовленный из импортных материалов, [ 20 ] подчеркнуло развитие в поздней керамике более сложных погребальных практик, которые включали вторичные захоронения и использование оссуариев . [ 19 ]

Непосредственно перед контактом с европейцами более поздние ирокезы Онтарио превратились в две отдельные культурные группы: гуронов-петунов на севере и нейтралов и их близких родственников, эри , на юге. [ 19 ] Население стало более централизованным вокруг крупных, хорошо укреплённых деревень. [ 21 ] И гурон-петун, и нейтралы отступили в основные районы: гуроны вокруг территории своей «родины» возле залива Джорджиан, а нейтралы на полуострове Ниагара . [ 21 ]

Прибытие европейцев

[ редактировать ]

Прибытие французов в этот район в начале 17 века позволило на короткое время создать обширные письменные записи о гуронах, петунах и нейтралах. [ 22 ] К этому моменту гурон и петун были политически отдельными, хотя французы считали их обычаи схожими. Миссионеры-иезуиты отмечали, что, хотя они были близкими союзниками, ранее они вели друг с другом ожесточенные войны. [ 22 ] Гуроны жили к северо-востоку от Петуна, на территории, лежащей между заливом Джорджиан и озером Симко . [ 22 ] Тропы связывали Гурон и Петун, и был примерно день пути . между ними [ 22 ] В 1616 году Самуэль де Шамплен перечислил около восьми деревень петунов, а в более поздних иезуитских отчетах 1639 года было перечислено девять. По современным оценкам, популяция петунов составляет около 8000 человек, а к 1640 году она упадет до 3000 после волн эпидемий болезней. [ 2 ] Для сравнения, насчитывалось примерно 18–25 деревень гуронов с общей численностью населения 20 000–30 000 человек; к 1640 году это число упало примерно до 9000. [ 2 ] Современный научный анализ не обнаруживает никаких свидетельств крупномасштабной массовой смертности или депопуляции, непосредственно предшествующих этой эпидемической волне. [ 3 ] подразумевая, что до этого популяция оставалась относительно постоянной, несмотря на миграции.

В политическом отношении петуны представляли собой племенную конфедерацию, аналогичную гуронам. Петуны состояли из двух подгрупп, которые иезуиты называли «Нацией волков» и «Нацией оленей». [ 2 ]

Бобровые войны

[ редактировать ]

Торговля мехом и присутствие французов в этом районе привели к переменам в обществе петунов. Французы считали гуронов своим основным торговым партнером, что блокировало прямой доступ петунов и других к ценным европейским торговым товарам. Поскольку французы начали искать шкуры бобра , бобр вскоре практически исчез в самой Гуронии , и гуроны были вынуждены обратиться к другим, таким как алгонкинам . за мехами [ 23 ] Тем временем ирокезы на юге начали свою экспансионистскую кампанию. [ 24 ] которые стали известны как Бобровые войны . Голландцы, прочно обосновавшиеся в своей колонии в Новых Нидерландах и торговавшие вдоль рек Гудзон и Делавэр, также жаждали мехов и были готовы снабжать ирокезов европейским огнестрельным оружием. Напротив, французы строго контролировали доступ к огнестрельному оружию и поставляли гуронам только проверенных новообращенных христиан. [ 25 ] Эпидемии и конфликт с ирокезами на востоке заставили многих гуронов искать убежища во французской миссии Сент-Мари среди гуронов (недалеко от современного Мидленда, Онтарио ) и обратиться в христианство. [ 25 ]

В 1648 году ирокезы совершили набег и разрушили ряд деревень восточных гуронов. Той зимой тысячная армия ирокезов, состоящая в основном из воинов сенека и могавков, тайно разбила лагерь к северу от озера Онтарио, а весной их обрушили на Гуронов. Ирокезы захватили деревни западных гуронов вокруг Сент-Мари; французы сожгли Сент-Мари, чтобы избежать его захвата ирокезами, а затем в конечном итоге отступили из Пэи ден Вер в безопасный Квебек. Сами гуроны, потерпев поражение, рассеялись: некоторые последовали за французами в Квебек (поселившись в Вендаке ), а другие укрылись среди нейтралов и петунов. [ 25 ]

Однако к концу 1649 года ирокезы также выступили против петунов. [ 25 ] Многие гуроны и петуны затем были поглощены обществом ирокезов. [ 26 ] Однако большая группа беженцев-гуронов и петунов бежала в верховья Великих озер, где они укрылись у одава и потаватоми . [ 27 ] Основная их часть сначала осталась у одава на острове Манитулин , [ 28 ] затем оккупировал район Мичилимакинак Грин Бэй , [ 29 ] прежде чем в конечном итоге мигрировать в район недалеко от современного Детройта. [ 27 ] [ 29 ] и к 1701 году прибыл на юго-западный берег озера Эри. [ 28 ]

Более поздние миграции

[ редактировать ]

Они начали торговать в современной Пенсильвании , где их называли Виандот, искаженное от Вендат. [ 29 ] Под давлением поселенцев Вендаты были вынуждены двинуться дальше на запад, в страну Огайо .

В 1830-х годах, в период переселения индейцев , большинство из них было переселено на индейскую территорию в современных Канзасе и Оклахоме . В 1843 году все они были переселены в округ Виандотт, штат Канзас, а в 1867 году американское правительство предоставило им землю на Индейской территории, ныне северо-восточной Оклахоме. [ 30 ] Два племени признаны на федеральном уровне в Соединенных Штатах: нация виандотов (в Оклахоме) и нация виандотов в Канзасе . Нация виандотов идентифицирует себя как в первую очередь происходящая от петунов со смешанным происхождением гуронов и венро . [ 31 ]

Культура

[ редактировать ]

В «Отношениях иезуитов» 1652 года описывается практика нанесения татуировок среди петунов и нейтральных людей :

И это (татуировка) у некоторых народов настолько распространено, что в том, который мы называли Табачным, и в том, который – из-за того, что он наслаждался миром с гуронами и ирокезами – назывался Нейтральным, я не знаю, был ли хоть один человек был найден, не нарисованный таким образом, на какой-то части тела. [ 32 ]

Нация петунов имела схожий диалект с нацией гуронов и многие из тех же культурных обычаев. У них был союз с нейтральной нацией на юго-западе и юге, а также с оттавой, или одавой , нацией, говорящей на алгонкинском языке, на востоке. [ 9 ] [ 33 ] Они также разделяли элементы материальной культуры с одава, поскольку дисковая трубка, похожая на те, что были найдены на стоянках одава, также была найдена на стоянке петунов, датированной 1630–1647 годами. [ 34 ]

Исторические ирокезские народы

[ редактировать ]

Пять народов ирокезов

[ редактировать ]

Западные районы

[ редактировать ]

Южный интерьер/горы

[ редактировать ]
  1. ^ Ли Сульцман. «История Эри». Проверено 9 августа 2016 года. В 1639 году Эри и Нейтралы лишились защиты Венро, оставив их на произвол судьбы. Ирокезы атаковали, и Венро были быстро разбиты. Большинство бежало к гуронам и нейтралам, хотя одна группа Венро оставалась к востоку от реки Ниагара и сопротивлялась до 1643 года.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Макмиллан и Йеллохорн 2004 , с. 78.
  3. ^ Перейти обратно: а б Уоррик 2003 , с. 258.
  4. ^ Historical Magazine , Vol. V, O. S., 1861, p. 263.
  5. «Петун» , блог Le Garde-Mots , 28 января 2011 г., по состоянию на 20 апреля 2011 г.
  6. ^ де Шарлевуа 1870 , с. 228.
  7. ^ Гаррард 2014 , с. 3.
  8. ^ Гаррард 2014 , с. 5.
  9. ^ Перейти обратно: а б Брэгдон 2001 , с. 23.
  10. ^ Гаррард 2014 , с. 4.
  11. ^ Перейти обратно: а б Гаррард 2014 , с. 2.
  12. ^ Гаррард 2014 , с. 63–65.
  13. ^ Галлатин, Сводка архивов американских аборигенов , Vol. II, с. 484.
  14. ^ Гаррад 2014 , с. 6: «Писатели-иезуиты, которые видели страну петунов издалека, за водами залива Ноттавасага, на самом деле не посещали петунов лично; они могли получить или не получить точную информацию от своих относительно немногих коллег, которые хорошо знали петунов».
  15. ^ Гаррад 2014 , с. 9: «Еще одна переменная — непоследовательный перевод из-за предпочтений или предвзятости переводчика».
  16. ^ Гаррард 2014 , с. 17.
  17. ^ Перейти обратно: а б с Макмиллан и Йеллохорн 2004 , с. 71.
  18. ^ Харт и Энгельбрехт 2012 .
  19. ^ Перейти обратно: а б с д Макмиллан и Йеллохорн 2004 , с. 72.
  20. ^ Перейти обратно: а б Макмиллан и Йеллохорн 2004 , с. 69.
  21. ^ Перейти обратно: а б Макмиллан и Йеллохорн 2004 , с. 73.
  22. ^ Перейти обратно: а б с д Макмиллан и Йеллохорн 2004 , с. 77.
  23. ^ Макмиллан и Йеллоухорн 2004 , с. 84.
  24. ^ Экклс 1983 , с. 342
  25. ^ Перейти обратно: а б с д Макмиллан и Йеллохорн 2004 , с. 85.
  26. ^ Макмиллан и Йеллоухорн 2004 , с. 85–86.
  27. ^ Перейти обратно: а б Макмиллан и Йеллохорн 2004 , с. 86.
  28. ^ Перейти обратно: а б Барр 2006 , с. 50.
  29. ^ Перейти обратно: а б с Притцкер 1998 , с. 682.
  30. ^ Триггер 1994 , с. 59.
  31. ^ «Наша история» . Виандотт, штат Оклахома . Проверено 30 августа 2022 г.
  32. ^ Отношения с иезуитами , .. Университет
  33. ^ Элвин М. Джозефи младший, изд. (1961). Книга американского наследия индейцев . American Heritage Publishing Co., Inc., стр. 180–211. LCCN   61-14871 . {{cite encyclopedia}}: |magazine= игнорируется ( помогите )
  34. ^ Фокс 2002 , с. 140.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 13ae16a954b6f1601e1b4b7b55a4755b__1719039000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/13/5b/13ae16a954b6f1601e1b4b7b55a4755b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Petun - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)