Бельведер Кортъярд
Бельведер Кортъярд | |
---|---|
Городская площадь | |
Карусель в Кортиле-дель-Бельведер, 1565 год: Этьен дю Перак преувеличил вертикальные размеры, но видна последовательность монументальных лестниц Браманте с осевой планировкой. | |
Расположение | Рим , Италия |
Нажмите на карту для полноэкранного просмотра | |
Координаты: 41 ° 54'15 "N 12 ° 27'17" E / 41,90417 ° N 12,45472 ° E |
Cortile del Belvedere ( Двор Бельведера или Двор Бельведера ) был главным архитектурным произведением Высокого Возрождения в Ватиканском дворце в Риме . Спроектированный Донато Браманте с 1505 года, его концепция и детали отразились на дизайне дворов, формализованных площадях и планах садов по всей Западной Европе. Задуманный как единое закрытое пространство, длинный двор Бельведера соединял Ватиканский дворец с виллой Бельведер серией террас, соединенных лестницами, и заключался по бокам в узкие крылья.
Браманте так и не увидел завершение работы, и к концу шестнадцатого века она была безвозвратно изменена зданием напротив двора, разделившим его на два отдельных двора.
Ранняя история и дизайн Браманте
[ редактировать ]Иннокентий VIII начал строительство виллы Бельведер на возвышенности с видом на старую базилику Святого Петра в 1484 году. Здесь, где ветерок мог укротить римское лето, он поручил флорентийскому архитектору Антонио дель Поллайуоло спроектировать и завершить к 1487 году небольшой летний домик, откуда также открывался вид на восток центрального Рима и на север, на пастбища за замком Сант-Анджело ( Прати ди Кастелло ). Эта пригородная вилла была первым домом для развлечений, построенным в Риме со времен античности. [1]
Когда папа Юлий II взошел на престол в 1503 году, он перенес сюда свою растущую коллекцию римской скульптуры, в закрытый двор самой виллы Бельведер. Вскоре после ее открытия Юлий приобрел древнюю скульптуру Лаокоона и его сыновей и привез ее сюда в 1506 году. Вскоре статуя Аполлона стала частью коллекции, отныне известной как Аполлон Бельведерский , как и героический мужской торс, известный как Бельведерский торс .
Юлий поручил Браманте соединить Ватиканский дворец с виллой Бельведер. Дизайн Браманте запечатлен на фреске в замке Сант-Анджело; он упорядочил склон как набор террас, соединенных строго симметричной лестницей на центральной продольной оси, чтобы создать последовательность формальных пространств, не имевшую аналогов в Европе как по своим масштабам, так и по архитектурному единству. [ нужна ссылка ]
Ряд из шести узких террас у основания пересекал монументальная центральная лестница, ведущая на широкую среднюю террасу. [2] Разделенная лестница на самую верхнюю террасу с маршами, идущими по обе стороны от подпорной стены к площадке и возвращающимися к центру, была еще одним нововведением Браманте. В его длинных, похожих на коридор крыльях, окружающих Кортиль, сейчас размещаются коллекции музеев Ватикана . В одном из крыльев располагалась Ватиканская библиотека . Крылья имеют три этажа в нижнем дворе и заканчиваются одним, охватывающим самую верхнюю террасу.
Кульминацией всей визуальной сценографии стала полукруглая экседра в конце двора виллы Бельведер. Он был встроен в защитную стену, спроектированную Браманте, чтобы скрыть тот факт, что фасад виллы не был параллелен фасаду Ватиканского дворца на другом конце. Весь перспективный ансамбль был спроектирован так, чтобы его лучше всего можно было увидеть из Рафаэля станцев в папских покоях дворца. [3]
Последующая история
[ редактировать ]Вскоре после этого во дворе разместился папский зверинец. Именно в нижней части двора Папа Лев X выставлял напоказ своего любимого слона Ханнона на обожание толпы. Из-за славной истории толстокожих он был похоронен в Кортиле дель Бельведер. [4]
Двор был незавершенным, когда Браманте умер в 1514 году. Он был закончен Пирро Лигорио для Пия IV в 1562–1565 годах. К большой открытой экседре в конце самой верхней террасы Лигорио добавил третий этаж, окружив центральное пространство огромным полукуполом, образовавшим самую большую нишу , возведенную со времен античности , — nicchione («большая ниша»). ), видимый сегодня с нескольких возвышенностей вокруг Рима. Он завершил свою структуру самой верхней лоджией, которая повторяла полукруг ниши и опиралась на научные реконструкции древнего святилища, посвященного Фортуне Первородной , в Пренесте , к югу от Рима.
Самый низкий и самый большой уровень суда не был посажен. Он был вымощен камнем, уложенным по углам, и имел полупостоянные трибуны, установленные у стен Ватикана и служившие для развлечений на открытом воздухе, зрелищ и каруселей, таких как праздничный рыцарский турнир начала 17-го века, изображенный на картине в Музее. ди Рома, Палаццо Браски . Два верхних уровня были выложены узорчатыми партерами , которые итальянцы называли компартиментами , расположенными на широких, посыпанных гравием дорожках. Четыре секции (теперь покрытые травой) верхнего двора имеют тот же узор, что и на гравюрах 16 века.
Сикст V испортил единство Кортиле ( 1585–1590 гг.), возведя крыло Ватиканской библиотеки, которое занимает бывшую среднюю террасу и делит пространство пополам. Джеймс Акерман предположил, что этот шаг был сознательным, призванным скрыть светский, даже языческий характер Кортиле и коллекции скульптур, которые папа Адриан VI называл « идолами ». Сегодня самая нижняя терраса по-прежнему называется Кортиле дель Бельведере, но отделенная верхняя терраса называется Кортиле делла Пинья в честь Пинья , большой бронзовой сосновой шишки, установленной в никчоне , которая, вероятно, была навершием гробницы Адриана или , как предполагалось, в средние века, чтобы отметить поворотный момент для колесниц на ипподроме, где приняли мученическую смерть многие христиане. [5]
скульптура двух концентрических сфер работы Арнальдо Помодоро . В 1990 году в центре верхнего двора была установлена [6]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Акерманн, Джеймс С. (1951). «Бельведер как классическая вилла» . Журнал институтов Варбурга и Курто . 14 (1/2). yumpu.com: 70–71. дои : 10.2307/750353 . JSTOR 750353 . Проверено 24 января 2014 г.
- ↑ Средняя терраса была уничтожена поперечным крылом Сикста V в 1589 году.
- ^ Этот вид преувеличен на гравюре ( иллюстрация вверху справа ), сделанной в память о праздничной карусели, посвященной свадьбе одного из племянников Пия IV в 1565 году. Иллюстрация перевернута рисунком, по которому она была сделана: двор, где были выставлены скульптуры. появляется на гравюре вверху слева, а не вверху справа.
- ^ Бедини, Сильвио (2000). Слон Папы Римского . Книги о пингвинах. стр. 143–144. ISBN 978-0140288629 . Проверено 24 января 2014 г.
- ^ Кеннет Кларк , Цивилизация , Harper & Row, 1969. с. 117.
- ^ «Ватиканские дворики» . Город-государство Ватикан . Проверено 24 января 2014 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Джеймс Акерман, 1954. Кортиле дель Бельведер (Ватикан: Апостольская библиотека Ватикана) ОСЛК 2786997 .
- Роберто Пиперно, «Сад и казино Pontificio del Belvedere»: Двор глазами Джузеппе Васи
- Ганс Хенрик Брюммер, 1970. «Суд статуй в Бельведере Ватикана» (Стокгольм: Almqvist & Wiksell)
- Лоури, Бейтс (1957). «[Обзор] Джеймса С. Акермана, Кортиле дель Бельведер », The Art Bulletin , vol. 39, нет. 2 (июнь), стр. 159–168. JSTOR 3047705 .
- Матиас Виннер, 1998. «Статуя Il Cortile delle: Акты Международного конгресса в честь Рихарда Краутхаймера » (Майнц: Фон Заберн)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Пиана, Марко (2019). «Боги в саду: видения язычника в Риме Юлия II». Журнал религии в Европе . 12 (3): 285–309. дои : 10.1163/18748929-01203003 .