Джованни Антонио Амадео
Джованни Антонио Амадео (ок. 1447 — 27 или 28 августа 1522) — итальянский скульптор эпохи Раннего Возрождения , архитектор и инженер. Он доминировал в архитектуре и скульптуре Ломбардии конца пятнадцатого века. [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Амадео родился в Павии . [ 2 ] Начиная с 1460 года, он обучался у мастера Франческо Солари . [ 1 ]

нанял его вместе со своим братом Протасио в качестве скульптора В 1466 году герцог Галеаццо Мария Сфорца для работы в знаменитой Чертозе близ Павии. Во время работы в Чертозе он выполнил красивую дверь, ведущую из церкви в монастырь, до сих пор известную как «дверь Амадео». [ 3 ] В 1473–1476 годах Амадео выполнил половину барельефов в правой части фасада.
поручил ему В 1470 году Бартоломео Коллеони завершить погребальную часовню Капелла Коллеони в Бергамо , начатую Гуинифорте и Франческо Солари . [ 2 ] Амадео добавил полихромное оформление и множество скульптур в античном стиле, включая медальоны, небольшие колонны, бюсты, рельефы «Истории из Ветхого Завета» и «Истории Геркулеса».
Амадео также спроектировал надгробный памятник Медее Коллеони, который предназначался для церкви Санта-Мария-делла-Базелла в Урньяно . Гробница кондотьера была создана в сотрудничестве с другими художниками: Амадео создал рельефы нижнего саркофага и меньшего верхнего саркофага, а также семь статуй Добродетелей. Он вернулся в Павию в октябре 1478 года.
В 1480 году он закончил арку Персидских мучеников в монастыре Оливетани в Кремоне (сегодня сохранились четыре мраморных рельефа, датированные 1484 годом). Ему также приписывают две статуи Справедливости и Умеренности в Кремоне и рельефы в Национальном музее древностей Пармы .
После смерти Гуинифорте Солари в 1481 году Амадео был временно назначен его преемником на посту главного архитектора Чертозы и ему было поручено разработать новый проект фасада при содействии Бенедетто Бриоско, Антонио делла Порта и Стефано ди Сесто. Но только в 1490 году, когда он был утвержден в своей должности, он разработал проект, который был принят и впоследствии был реализован им и его преемниками. [ 3 ]
Амадео руководил обширной мастерской и реализовал ряд проектов для членов семьи Сфорца. В 1485 году он сотрудничал со своим зятем Пьетро Антонио Солари в больнице Маджоре в Милане, директором проекта которой он стал десять лет спустя.

В то время Амадео принимал активное участие в украшении Миланского собора и выполнял работы над центральным сводом и фонарем. [ 2 ] [ 4 ] Он сотрудничал с Донато Браманте над фасадом церкви Санта-Мария-Сан-Сатиро в Милане. [ 2 ] поручил Амадео В 1488 году кардинал Асканио Сфорца стать руководителем работ нового собора Павии , снова с Браманте, играющим второстепенную роль. В 1489 году он помог спроектировать и построить арку Сан-Ланфранко для одноименной церкви в Павии. [ 5 ] В этот период он также работал герцогским инженером у Людовико иль Моро , проектируя укрепления в Кьявенне и Пьяттамале , а также ремонтируя дороги и мосты в Вальтеллине и (в 16 веке) гидротехнические сооружения; для Людовико он также реализовал лоджию в Герцогском дворце Виджевано , а также несколько статуй для Миланского собора. С 1495 года Амадео руководил работами церкви Санта-Мария-прессо-Сан-Чельсо в Милане.

С 1497 года он руководил работами Миланского собора, закончив тамбур в 1500 году.
В 16 веке Амадео спроектировал церковь Санта-Мария-ди-Канепанова , также в Павии. В 1501 году он лепил рельефы с «Историями картезианцев» и «Житием святого Бруно» для Чертозы Павии. В 1982 году [ 6 ] Было доказано, что святилище Санта-Мария-алла-Фонтана в Милане, приписываемое на протяжении многих лет Леонардо да Винчи, на самом деле было спроектировано Амадео. В 1508 году он также представил модель шпиля Миланского собора, которая не была выполнена.
Известный фасад собора Лугано , считающегося шедевром архитектуры эпохи Возрождения, также приписывают Амадео.
Он умер в Милане 28 августа 1522 года. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Лидер, Анна. «Этот день в истории: 28 августа», Итальянское художественное общество.
- ^ Jump up to: а б с д Керл, Джеймс Стивенс (1999). Оксфордский словарь архитектуры и ландшафтной архитектуры (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-860678-9 .
- ^ Jump up to: а б Пул, Томас. «Джованни Антонио Амадео». Католическая энциклопедия Том. 1. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1907.
В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Флеминг, Джон; Честь, Хью; Певснер, Николаус (1998). Словарь архитектуры и ландшафтной архитектуры Penguin (5-е изд.). Пингвин. п. 13. ISBN 0-14-051323-Х .
- ^ Приход Сан-Ланфранко .
- ^ Саннаццаро, Великобритания (1993). Амодео и Санта Мария алла Фонтана .
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Джованни Антонио Амадео ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
Источники
[ редактировать ]- Тикоцци, Стефано (1830). Словарь архитекторов, скульпторов, художников, резчиков по меди и камню, чеканщиков медалей, мозаичистов, ниллеров, инкрустаторов всех эпох и всех народов . Том 1. Гаэтано Скиепатти. п. 46 . Проверено 24 января 2007 г. - через Google Книги.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Метрополитен-музей Art.org: Леонардо да Винчи: анатомические рисунки из Королевской библиотеки Виндзорского замка (онлайн-файл в формате PDF) — каталог выставки с материалами о Джованни Антонио Амадео (см. индекс) .
- Cork.com: скульпторы эпохи Возрождения

- Итальянские архитекторы эпохи Возрождения
- Итальянские скульпторы эпохи Возрождения.
- 1440-е годы рождения
- 1522 смерти
- Архитекторы из Павии
- Итальянские инженеры
- Итальянские архитекторы XV века.
- Итальянские скульпторы XV века.
- Итальянские скульпторы-мужчины
- Итальянские скульпторы XVI века.
- Итальянские архитекторы XVI века.