Чумной доктор


Чумной врач — врач, лечивший жертв бубонной чумы. [1] во время эпидемий преимущественно в 16-17 вв. Этих врачей нанимали города для лечения инфицированных пациентов независимо от дохода, особенно бедных, которые не могли позволить себе платить. [2] [3]
У чумных врачей неоднозначная репутация: некоторые граждане воспринимали их присутствие как предупреждение о необходимости покинуть этот район или о том, что смерть близка. [4] Сообщается, что некоторые чумные врачи взимали с пациентов и их семей дополнительную плату за специальное лечение или ложное лечение. [5] Во многих случаях эти врачи не были опытными или обученными врачами или хирургами , а были волонтерами, врачами второго сорта или молодыми врачами, только начинающими карьеру. [6] В одном случае чумной врач до того, как стал врачом, был продавцом фруктов. Чумные врачи редко лечили пациентов, вместо этого фиксируя число погибших и число инфицированных людей в демографических целях. [4]
Во Франции и Нидерландах чумные врачи часто не имели медицинской подготовки, и их называли « эмпириками ». Чумные врачи были известны как муниципальные или «общественные чумные врачи», тогда как «врачи общей практики» были отдельными врачами, и оба могли находиться в одном и том же европейском городе или поселке одновременно. [1] [7] [8] [9]
История
[ редактировать ]Первое упоминание о чумных врачах, носящих маски, относится к 1373 году, когда Иоганнес Якоби рекомендует использовать маски, но не предлагает физического описания самих масок. [10] Мишеля Тибайренка По данным Энциклопедии инфекционных заболеваний , [11] Первое упоминание о знаменитом чумном докторе встречается во время вспышки чумы в Париже в 1619 году в биографии королевского врача Шарля де Лорма, служившего королю Франции Людовику XIII . в то время [12] знаменитый роман издателя Паулюса Фюрста « Доктор Шнабель фон Ром После Де Лорма немецкий гравер Герхарт Альценбах опубликовал в 1656 году знаменитую иллюстрацию, на которой основан » (1656). В этом сатирическом произведении Фюрст описывает, как врач только и делает, что пугает людей и отбирает деньги у мертвых и умирающих. [13]
Город Орвието нанял Маттео фу Анджело в качестве врача от чумы в 1348 году четыре раза по обычной ставке врача в 50 флоринов в год. [8] Папа Климент VI нанял несколько дополнительных чумных врачей во время чумы Черной смерти , чтобы они ухаживали за больными в Авиньоне . Из восемнадцати врачей в Венеции к 1348 году остался только один: пятеро умерли от чумы, а двенадцать пропали без вести и, возможно, бежали. [14]
Методы и задачи
[ редактировать ]Врачи, занимающиеся чумой, практиковали кровопускание и другие методы лечения, например, ставили лягушек или пиявок на бубоны, чтобы «восстановить баланс жидкости ». [15] Основной задачей чумного врача, помимо лечения людей, больных чумой, было составление публичных отчетов о смертях от чумы. [4]
В некоторых европейских городах, таких как Флоренция и Перуджа , чумным врачам было предложено провести вскрытие , чтобы помочь определить причину смерти и то, как чума повлияла на людей. [16] пациентов Чумные врачи также иногда брали завещание во время эпидемий чумы. [17] и давали советы своим пациентам относительно их поведения перед смертью. [18] Этот совет варьировался в зависимости от пациента, и после Средневековья характер отношений между врачом и пациентом регулировался все более сложным этическим кодексом. [19] [20]
Костюм
[ редактировать ]
Некоторые чумные врачи носили специальный костюм, состоящий из пальто до щиколотки и маски с птичьим клювом. Пытаясь очистить воздух, которым они дышат (считалось, что хорошие запахи «нейтрализуют» болезни , и люди часто ходили с цветком под носом), носитель наполнял маску травами и специями (обычно лаванда ). Чумные врачи также носили перчатки, ботинки, широкополую шляпу, льняной капюшон и верхнюю верхнюю одежду. [21] [22] [23] [24] [25] Однако не все врачи средневековья и раннего Нового времени, изучавшие и лечившие больных чумой, носили этот костюм. [26]
Точное происхождение чумных костюмов неясно, но они датируются Италией и Францией. [27] Чумные врачи носили маски той или иной формы по крайней мере с 1373 года. [10] Большинство изображений взято из сатирических произведений и политических карикатур. [28] Чумной доктор с клювом вдохновил костюмы в итальянском театре как символ всеобщего ужаса и смерти, хотя некоторые историки настаивают, что чумной доктор изначально был вымышленным и позже вдохновил настоящих чумных врачей. [26] Изображения чумного доктора с клювом возникли в ответ на суеверия и страхи по поводу неизвестного источника чумы. [21]
Часто эти чумные врачи были последним, что видел больной перед смертью; поэтому врачи восприняли это как предчувствие смерти. Похоже, что единственные современные источники, которые утверждают, что являются свидетелями этого печально известного костюма, находятся в Италии 17 века. Более поздние источники из других регионов утверждают, что этот костюм использовался в их стране (особенно во время Черной смерти); однако не исключено, что на эти источники повлияли театр и другие художественные произведения.
Типичная маска имела стеклянные отверстия для глаз и изогнутый кожаный клюв. [27] в форме птичьего клюва, с ремнями, которые удерживали клюв перед носом врача. [7] Маска имела два небольших отверстия для носа и представляла собой своего рода респиратор , содержащий ароматические вещества. Первое известное наблюдение клюва, набитого травами, произошло во время эпидемии 1656–1658 годов в Риме. [27] [29] В клюве можно было держать засушенные цветы (например, розы и гвоздики ), травы (например, лаванду и мяту ), камфору или уксусную губку. [30] [31] а также ягоды можжевельника , амбра , гвоздика , лабданум , мирра и стиракс . [4] Травы, расположенные прямо у носа внутри клюва, позволяли врачу освободить обе руки для осмотра пациента или трупа. [27] Цель маски заключалась в том, чтобы защититься от неприятных запахов, таких как разлагающиеся тела, а запах, воспринимаемый с максимальной осторожностью, был известен как миазма , ядовитая форма «плохого воздуха». [32] Считалось, что это основная причина заболевания. [33] Врачи полагали, что травы помогут противостоять «зловещим» запахам чумы и предотвратят заражение. [34]
Широкополая кожаная шляпа указывала на их профессию. [22] [23] [24] [25] [35] они использовали деревянные трости, чтобы указать на области, требующие внимания, и осмотреть пациентов, не прикасаясь к ним. [36] Трости также использовались, чтобы отпугивать людей. [37] [38] и снимать одежду с жертв чумы, не прикасаясь к ним. [39] Длинный халат доктора был сделан из льна, потому что, как говорили, инфекция не прилипает к льну так легко, как к другим материалам. [27] Халат также иногда шился из козьей кожи, которая, как говорили, более устойчива к чуме, чем лен, из-за ее мелких пор и полированной текстуры. Ходили слухи, что халат покрывали маслом или воском для дополнительного слоя защиты, чтобы «плохой воздух» не мог просачиваться через отверстия льняного материала. Хотя современные теории о природе чумы были неверными, вполне вероятно, что костюм действительно предоставлял владельцу некоторую защиту. Одежда закрывала тело, защищая от брызг крови, лимфы и капель кашля, а вощеная одежда не позволяла блохам (истинным переносчикам чумы) прикасаться к телу или цепляться за белье. [40] [27] Костюм чумного доктора — один из самых ранних образцов защитного костюма . [32]
Этот хорошо известный костюм сейчас используется как обычный костюм на фестивалях, главным образом в Европе, и в театральном искусстве. [41]
Договор
[ редактировать ]Контракт чумного врача представлял собой соглашение между администрацией города и врачом о лечении больных бубонной чумой . Эти контракты присутствуют в городских архивах Европы. [6] Их договорная обязанность заключалась в лечении больных чумой, а не других пациентов, чтобы предотвратить распространение болезни среди неинфицированных. [42] Чумному врачу пришлось отсидеть длительный карантин после приема чумного больного. Врача считали «контактным», который по договоренности должен был проживать в изоляции для прохождения карантина. [43] [19]
Переговоры
[ редактировать ]Торги, которые всегда предшествовали заключению окончательного контракта, часто представляли собой серьезные переговоры. Например, городские администраторы Турина в 1630 году обсуждали условия соглашения, которого просил некий доктор Малетто стать их чумным доктором. После долгих переговоров они поручили своим представителям-брокерам как можно скорее заключить честную и оперативную сделку с доктором Малетто. Им было сказано заключить самую выгодную сделку для своего города, но быть осторожными и не упустить возможность нанять этого чумного доктора, поскольку было бы трудно найти кого-то другого, кто мог бы выполнять эти опасные обязанности за такую низкую плату. [6]
В качестве примера жестких переговоров, которые велись между чумными врачами и зараженными европейскими городами, можно привести в Павии оригинальный договор между неким Джованни де Вентурой и городом в их архивах, в котором показан контракт из шестнадцати пунктов, в который были внесены дополнительные поправки после того, как он был первоначально заключен. написано. В первом пункте первоначально указывалось, что заработная плата составляет 30 флоринов в месяц, но позже была изменена и теперь не включает расходы на проживание. Первоначально пункт второй предусматривал, что зарплата должна выплачиваться за два месяца вперед, но позже был изменен на ежемесячную выплату. Пункт пятый первоначально предусматривал выходное пособие в течение двух месяцев, но позже его изменили до одного месяца. В шестом пункте говорилось, что «упомянутый мастер Джованни не должен быть связан обязательствами, кроме как при посещении больных чумой», что позже было дополнено словами «... врач должен лечить всех пациентов и посещать зараженные места по мере обнаружения». быть необходимым». Пункт седьмой касался полного гражданства, а первоначальный текст был изменен на «в зависимости от того, как он должен себя вести». [6] [44]
Бернардино ди Франческо Ринальди получил в своем контракте в 1527 году, когда он был нанят чумным врачом в городе Вольтерра, пункт, в котором, по сути, говорилось, что город обязан обеспечить Бернардино всем необходимым для его жизнеобеспечения (т. е. едой, водой и т. д.). ), и чтобы эти расходы на проживание были оплачены за счет городских расходов. [45]
Выговоры
[ редактировать ]В 1527 году в городе Прато был замечен чумной врач по имени Стефано Меццеттино, лечивший других больных без опекуна. Правило в контракте с чумным доктором заключалось в том, что сторож всегда должен находиться рядом с чумным доктором, когда он посещает других больных. Это создавало большую опасность для населения. Он был оштрафован за свои противоправные действия и нарушение правил контракта с чумным врачом. [6]
Известные чумные врачи
[ редактировать ]- Итальянский город Павия в 1479 году нанял Джованни де Вентура в качестве общественного врача от чумы. [8] [46]
- Ирландский врач Найл О Глакан ( ок. 1563–1653 ) заслужил глубокое уважение в Испании, Франции и Италии за свою храбрость в лечении множества людей, больных чумой. [47] [48]
- Французский анатом Амбруаз Паре и швейцарский ятрохимик Парацельс также были известными врачами чумы эпохи Возрождения. [49]
- Нострадамус дал советы о мерах профилактики чумы, [50] [51] такие как удаление зараженных трупов, получение свежего воздуха, питье чистой воды и употребление сока шиповника . [52] [53] В Traité des Fardemens, часть A, глава VIII, Нострадамус также рекомендовал не пускать кровь пациенту. [53]
- Джон Политиус был Эдинбурге . первым чумным доктором в [54] [55] [56] но он умер в июне 1645 года, всего через несколько недель после начала работы. [56] Его сменил Джордж Рэй. [55] [56] [57]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Чиполла 1977 , с. 65.
- ^ Чиполла 1977 , с. 68.
- ^ Эндрю Уэлен (19 марта 2020 г.). «Являются ли хирургические маски новыми масками от чумы? История не всегда полезных способов реагирования на пандемии» . Newsweek . Проверено 9 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д Бирн 2006 , с. 170.
- ^ Розенхек, Джеки (октябрь 2011 г.). «Доктор Черной смерти» . Обзор врача . Архивировано из оригинала 6 мая 2014 г. Проверено 6 мая 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Мискимин, Гарри (1977). Средневековый город . Издательство Йельского университета . п. 66. ИСБН 0-300-02081-3 .
- ^ Jump up to: а б Эллис 2004 , с. 202.
- ^ Jump up to: а б с Бирн 2006 , с. 169.
- ^ Саймон, Мэтью, Новые вычисления: акцент на биоинформатике , Издательство Springer Japan KK, 2005, стр. 3. ISBN 0-387-22046-1
- ^ Jump up to: а б Кон, Сэмюэл. Преобразование «черной смерти»: болезни и культура в Европе раннего Возрождения . п. 209.
- ^ Мишель Тибайренк, изд. (2007). Энциклопедия инфекционных болезней: современные методики . Хобокен, Нью-Джерси: Вили-Лисс. ISBN 978-0-471-65732-3 . OCLC 181344580 .
- ^ Мэтти, Герберт Дж. (2023). « Люди в трико: Шарль Де Лорм (1584–1678) и первый чумной костюм » . Европейский журнал истории медицины и здоровья (опубликовано в Интернете перед выходом в печать в 2023 г.) : 1–13. дои : 10.1163/26667711-bja10033 .
- ^ Блэк, Уинстон (19 мая 2020 г.). «Чумные врачи: Отделение медицинских мифов от фактов» . наука о жизни . Проверено 15 января 2021 г.
- ^ Бирн 2006 , с. 168.
- ^ Байфилд 2010 , с. 37.
- ^ Рэй 2009 , с. 172.
- ^ Рэй 2009 , с. 173.
- ^ «Чумной доктор» . Jhmas.oxfordjournals.org. 2 апреля 2012 г. Архивировано из оригинала 12 февраля 2013 г. Проверено 12 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Готфрид 1983 , с. 126.
- ^ Готфрид 1983 , стр. 127–128.
- ^ Jump up to: а б Муссап, Кристиан Дж. (2019). «Венецианский чумной доктор». Журнал внутренней медицины . 49 (5): 671–676. дои : 10.1111/imj.14285 . ISSN 1444-0903 .
- ^ Jump up to: а б Поммервиль 2010 , «Системы тела», с. 15.
- ^ Jump up to: а б Бауэр 2003 , с. 145.
- ^ Jump up to: а б Байфилд 2010 , с. 26.
- ^ Jump up to: а б Глейзер, стр. 33–34. [ неполная короткая цитата ]
- ^ Jump up to: а б Блэк, Уинстон; Май 2020 г., Все об истории 19 (19 мая 2020 г.). «Чумные врачи: Отделение медицинских мифов от фактов» . www.livscience.com . Проверено 9 марта 2021 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж Руизингер, Марион Мария (июнь 2020 г.). «Маска чумного доктора в Немецком музее истории медицины в Ингольштадте» . Журнал NTM по истории науки, технологий и медицины (на немецком языке). 28 (2): 235–252. дои : 10.1007/s00048-020-00255-7 . ISSN 0036-6978 . ПМЦ 8156585 . ПМИД 32451562 .
- ^ «Чумные врачи 17-го века были кошмаром» . Как все работает . 12 февраля 2020 г. Проверено 9 марта 2021 г.
- ^ * Книги «Время-Жизнь», стр. 140, 158. [ неполная короткая цитата ]
- Долан, с. 139 [ неполная короткая цитата ]
- Эллис 2004 , с. 202
- Патон [ неполная короткая цитата ]
- Мартин, с. 121 [ неполная короткая цитата ]
- Шерман, с. 162 [ неполная короткая цитата ]
- Тернер, с. 180 [ неполная короткая цитата ]
- Менцель, с. 86 [ неполная короткая цитата ]
- Очки, стр. 36. [ неполная короткая цитата ]
- Холл, с. 67 [ неполная короткая цитата ]
- Американское общество инфекционистов, том 11, с. 819 [ неполная короткая цитата ]
- Гролье, с. 700 [ неполная короткая цитата ]
- ^ О'Доннелл 1936 , с. 135.
- ^ Стюарт 2004 , с. 15.
- ^ Jump up to: а б Глаттер, Кэтрин А.; Финкельман, Пол (февраль 2021 г.). «История чумы: древняя пандемия эпохи COVID-19» . Американский медицинский журнал . 134 (2): 176–181. doi : 10.1016/j.amjmed.2020.08.019 . ПМЦ 7513766 . ПМИД 32979306 .
- ^ «Язвы прошлого» . Наука в новостях . 31 декабря 2014 г. Проверено 9 марта 2021 г.
- ^ Ирвин Лаудон , Западная медицина: иллюстрированная история (Оксфорд, 2001), с. 189.
- ^ Центр перспективных исследований театрального искусства, с. 83 [ нужна полная цитата ]
- ^ «Образы из истории медицины» . art-bin.com . Проверено 9 марта 2021 г.
- ^ Ассоциация американской медицины (1900). JAMA: Журнал Американской медицинской ассоциации . Американская медицинская ассоциация.
- ^ Бирн 2008 , с. 505.
- ^ Поммервилль 2010 , с. 9.
- ^ Смит, Киона. «Взгляд за маской чумного доктора» . Форбс . Проверено 15 февраля 2023 г.
- ^ Эрнест, Марк (3 сентября 2020 г.). «Как стать чумным доктором» . Медицинский журнал Новой Англии . 383 (10): е64. дои : 10.1056/NEJMp2011418 . ISSN 0028-4793 . ПМИД 32433862 . S2CID 218768859 .
- ^ Готфрид, Роберт С. (1985). Черная смерть: природное и человеческое бедствие в средневековой Европе . Саймон и Шустер. ISBN 0-02-912370-4 . [ нужна страница ]
- ^ Эрнест, Марк (3 сентября 2020 г.). «Как стать чумным доктором» . Медицинский журнал Новой Англии . 383 (10): е64. дои : 10.1056/NEJMp2011418 . ISSN 0028-4793 . ПМИД 32433862 .
- ^ Мискимин, Гарри А. (1977). Средневековый город . Издательство Йельского университета. п. 67. ИСБН 0-300-02081-3 .
- ^ Мискимин, Гарри А. (1977). Средневековый город . Издательство Йельского университета. п. 69. ИСБН 0-300-02081-3 .
- ^ Кинг, Маргарет Л. , Западная цивилизация: социальная и культурная история , Прентис-Холл, 2002, с. 339. ISBN 0-13-045007-3
- ^ Вудс, Дж. Оливер (1982). «История медицины в Ирландии» . Ольстерский медицинский журнал . 51 (1): 35–45 (40). ПМК 2385830 . ПМИД 6761926 .
- ^ МакКинни, Коналл (2010). «Найл О'Глакан (Неллани Глакан)». Донегол Ежегодник : 15–21.
- ^ Кернер, Кристиан (2002). Горное биоразнообразие: глобальная оценка . ЦРК Пресс. п. 13. ISBN 1-84214-091-4 .
- ^ Хог, Джон (1995). Нострадамус: новые открытия . Книги Барнса и Нобл. п. 1884. ISBN 1-56619-948-4 .
- ^ Смоли, Ричард (19 января 2006 г.). Главный Нострадамус . Пингвин. ISBN 978-1-4406-4984-4 . Проверено 12 июня 2012 г.
- ^ Пиковер, Клиффорд А. (2001). Мечтая о будущем: фантастическая история предсказаний . Книги Прометея. п. 279. ИСБН 1-57392-895-Х .
- ^ Jump up to: а б «Превосходная и очень полезная брошюра для всех, кто желает ознакомиться с несколькими изысканными рецептами, разделенная на две части. Показаны способы и/способы приготовления джемов нескольких/видов... Недавно составленная Местром/доктором Мишелем де НОСТРДАМ/ в медицине. ... Нострадамуса» (на французском языке). Пророчества.ит. Архивировано из оригинала 17 марта 2012 г. Проверено 12 июня 2012 г.
- ^ «Тёмная сторона Эдинбурга» . 18 июля 2007 г. Архивировано из оригинала 18 июля 2007 г. Проверено 8 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Открытие» (PDF) . Национальная библиотека Шотландии . 2015. Архивировано из оригинала (PDF) 24 декабря 2015 года . Проверено 8 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с «Британская история: врачи чумы в британской истории» . Англотопия.нет . Проверено 8 апреля 2021 г.
- ^ «Настоящий эдинбургский чумной доктор» . Настоящая Мэри Кингс Клоуз . 24.06.2019. Архивировано из оригинала 14 мая 2020 года . Проверено 8 апреля 2021 г.
Ссылки
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Нострадамус. «Пророчества Нострадамуса» , опубликованные самостоятельно в 1555 и 1558 годах; перепечатано издательством Forgotten Books, 1973 г. , ISBN 1-60506-507-2
- Нострадамус. Трактат о фардеменсах и джемах , опубликованный самостоятельно в 1555 г.
Вторичные источники
[ редактировать ]- Бауэр, Сьюзен Уайз (2003). История мира: Рабочая тетрадь вторая: Средние века – от падения Рима до расцвета Возрождения . Пис-Хилл Пресс. ISBN 978-0-9714129-4-1 .
- Байфилд, Тед (2010). Ренессанс: Бог в человеке, 1300–1500 гг. н.э.: Но среди его великолепия на средневековое христианство наступает ночь . Проект христианской истории. ISBN 978-0-9689873-8-4 .
- Бирн, Джозеф Патрик (2006). Повседневная жизнь во время Черной смерти . Издательство Гринвуд. ISBN 0-313-33297-5 .
- Бирн, Джозеф Патрик (2008). Энциклопедия эпидемий, пандемий и чум . АВС-Клио. ISBN 978-0-313-34102-1 .
- Чиполла, Карло М. (1977). «Средневековый город» . В Мискимине, Гарри А. (ред.). Чумной доктор . Издательство Йельского университета. стр. 65–72 . ISBN 978-0-300-02081-6 . ( Глава 4 )
- Эллис, Оливер К. (2004). История огня и пламени 1932 . Кессинджер. ISBN 1-4179-7583-0 .
- Готфрид, Роберт С. (1983). Черная смерть: природное и человеческое бедствие в средневековой Европе . Саймон и Шустер. стр. 126–128.
- О'Доннелл, Теренс (1936). История страхования жизни в годы его становления . Американская природоохранная компания.
- Поммервилль, Джеффри (2010). Основы микробиологии Алькамо . Джонс и Бартлетт Обучение. ISBN 978-1-4496-1566-6 .
- Стюарт, Дэвид К. (2004). Опасный сад: В поисках растений, которые изменят нашу жизнь . Фрэнсис Линкольн. ISBN 0-7112-2265-7 .
- Рэй, Шона Келли (2009). Сообщества и кризис: Болонья во время Черной смерти . Брилл . ISBN 978-90-04-17634-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фи, Элизабет , СПИД: бремя истории , University of California Press, 1988, ISBN 0-520-06396-1
- Фицхаррис, Линдси. «Под маской: Чумной доктор». Ученик хирургеонов. Веб. 6 мая 2014 г.
- Хаггард, Ховард В., От знахаря к врачу: история науки исцеления , Courier Dover Publications , 2004 г., ISBN 0-486-43541-5
- Хейманн, Дэвид Л., «Доклад о состоянии здравоохранения в мире, 2007 г.: более безопасное будущее: глобальная безопасность общественного здравоохранения в XXI веке» , Всемирная организация здравоохранения, 2007 г., ISBN 92-4-156344-3
- Кенда, Барбара, Эолийские ветры и дух в архитектуре эпохи Возрождения: возвращение к Академии Эолии , Тейлор и Фрэнсис, 2006, ISBN 0-415-39804-5
- Мэтти, Герберт Дж. «В поисках доктора Зеро». История, здоровье и исцеление. Веб. Октябрь 2022.
- Ридинг, Марио, Полное собрание пророчеств Нострадамуса , Sterling Publishing (2009), ISBN 1-906787-39-5
- Розенхек, Джеки. «Отзыв врача: медицина в движении». Обзор доктора. Веб. Май 2011.
- Конверт из городского архива Павии, 458 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с чумными врачами, на Викискладе?