Карло М. Чиполла
Карло М. Чиполла | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 5 сентября 2000 г. Павия | (78 лет)
Национальность | итальянский |
Академическая карьера | |
Поле | Экономическая история |
Альма-матер | Университет Павии Парижский университет Лондонская школа экономики |
Карло М. Чиполла (15 августа 1922 — 5 сентября 2000) — итальянский историк экономики . Он был членом Американской академии искусств и наук и Американского философского общества . [1] [2]
Биография
[ редактировать ]В молодости Чиполла хотел преподавать историю и философию в итальянской средней школе, поэтому поступил на факультет политологии в Университет Павии . Будучи там студентом, благодаря профессору Франко Борланди, специалисту по средневековой экономической истории , он обнаружил в себе страсть к экономической истории. Окончил Павию в 1944 году. Впоследствии учился в Парижском университете и Лондонской школе экономики .
Чиполла получил свою первую преподавательскую должность по экономической истории в Катании в возрасте 27 лет. Это должна была стать первой остановкой в долгой академической карьере в Италии ( Венеция , Турин , Павия , Scuola Normale Superiore di Pisa и Fiesole ) и за рубежом. В 1953 году Чиполла уехал в США в качестве стипендиата Фулбрайта , а в 1957 году стал приглашенным профессором Калифорнийского университета в Беркли . Два года спустя он получил звание полного профессора.
Эссе
[ редактировать ]Чиполла написал два нетехнических популярных эссе, которые распространялись на английском языке среди друзей в 1973 и 1976 годах, а затем были опубликованы в 1988 году, сначала на итальянском языке, под названием Allegro, ma non troppo («Вперед, но не слишком быстро» или «Вперед, но не слишком быстро»). Счастлив, но не слишком», от музыкальной фразы, означающей «Быстро, но не слишком быстро»). [ нужна ссылка ]
В первом эссе «Роль специй (и черного перца в частности) в средневековом экономическом развитии» («Il ruolo delle spezie (e del pepe nero in particolare) nello sviluppo Economico del Medioevo», 1973) прослеживаются любопытные корреляции между импорт специй и рост населения в позднем средневековье, постулируя причинную связь с предполагаемым афродизиакальным эффектом черного перца. [ нужна ссылка ]
«Основные законы человеческой глупости» (1976)
[ редактировать ]Второе эссе «Основные законы человеческой глупости» (1976 г.) [3] [4] исследует спорную тему глупости .
Это пять основных законов глупости Чиполлы:
- Всегда и неизбежно все недооценивают количество глупых личностей в обращении.
- Вероятность того, что определенный человек (будет) глупым, не зависит от каких-либо других характеристик этого человека.
- Глупый человек – это человек, который причиняет убытки другому человеку или группе лиц, при этом сам не получая никакой выгоды и даже, возможно, неся убытки.
- Неглупые люди всегда недооценивают разрушительную силу глупых личностей. В частности, неглупые люди постоянно забывают, что всегда и везде и при любых обстоятельствах иметь дело и/или общаться с глупыми людьми всегда оборачивается дорогостоящей ошибкой.
- Глупый человек – самый опасный тип людей.
Вывод: глупый человек опаснее грабителя.
Как видно из третьего закона, Чиполла выделяет два фактора, которые следует учитывать при исследовании человеческого поведения :
- Выгоды и убытки, которые индивидуумы причиняют себе.
- Выгоды и потери, которые отдельные люди причиняют другим.
Чиполла далее уточняет свое определение «бандитов» и «наивных людей», отмечая, что члены этих групп могут либо увеличивать, либо уменьшать общее благосостояние, в зависимости от относительных выгод (или потерь), которые они причиняют себе и обществу. Бандит может обогащаться больше или меньше, чем он обедняет общество, а наивный человек может обогащать общество больше или меньше, чем он обедняет себя и/или позволяет себе обеднеть.
Графически эта идея представлена линией наклона -1, которая делит пополам второй и четвертый квадранты и пересекает ось Y в начале координат. Таким образом, наивные люди слева от этой линии являются «полуглупыми», потому что их поведение создает/позволяет чистое истощение общественного благосостояния; некоторые бандиты также могут соответствовать этому описанию, хотя многие бандиты, такие как социопаты , психопаты и непатологические «придурки» и аморалисты, могут действовать с полным осознанием чистых негативных последствий для общества, с которым они не идентифицируют себя и о котором они не заботятся.
Книги
[ редактировать ]Список книг Чиполлы включает:
- Исследования по истории денег (1948)
- Денежные движения в Миланском штате (1951 г.)
- Деньги, цены и цивилизация в средиземноморском мире: с пятого по семнадцатый век . Издательство Принстонского университета. 1956 — через Интернет-архив .
- Приключения Лиры (1958)
- История итальянской экономики: Очерки экономической истории (1959)
- Экономическая история населения мира (1962)
- Пушки, паруса и империи: технологические инновации и ранние этапы европейской экспансии, 1400–1700 (1965)
- Часы и культура, 1300–1700 (1967), переизданы в 2003 году, с предисловием Энтони Графтона.
- Грамотность и развитие на Западе (1969)
- Экономический упадок империй (1970)
- Европейская культура и зарубежная экспансия (1970)
- Экономическая история Европы (1973)
- Вера, разум и чума в Тоскане семнадцатого века (1977)
- Технология человека: визуальная история (1980)
- Борьба с чумой в Италии семнадцатого века (1981)
- Денежно-кредитная политика Флоренции четырнадцатого века (1982)
- Аллегро ма нон танто (1988)
- Между двумя культурами: введение в экономическую историю (1992)
- До промышленной революции: европейское общество и экономика, 1000–1700 (1994).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Карло Манлио Чиполла» . Американская академия искусств и наук . Проверено 14 июня 2022 г.
- ^ «История участников APS» . search.amphilsoc.org . Проверено 14 июня 2022 г.
- ^ Чиполла, Карло М. «Основные законы человеческой глупости» . Корпус колдовства. Архивировано из оригинала 16 февраля 2013 года . Проверено 28 июля 2013 г.
- ^ Абрахамс, Марк (9 апреля 2012 г.). «Невероятные исследования: законы человеческой глупости» . Хранитель . Проверено 28 июля 2013 г.
Неглупые люди, похоже, всегда недооценивают разрушительную силу глупых личностей – это один из законов человеческой глупости.