Kolkhoba
Kolkhoba | |
---|---|
Наблюдается | Сарпи , Грузия |
Тип | Культурный, исторический |
Значение | Праздник региональной истории |
Дата | Позднее лето |
Колхоба ( грузинский и лазский : კოლხობა) — ежегодный фестиваль, проводимый каждый год в конце августа или начале сентября в юго-западной части Аджарии , автономной республики Грузии . Уходя своими корнями в древний фольклор, современное празднование фестиваля восходит к 1978 году, когда советские власти стремились поощрять лазский национализм.
Если происхождение Колхобы напрямую связано с древними лазскими традициями, связанными с Черным морем , то сейчас праздник стал почти исключительно воспоминанием мифа об аргонавтах. Хотя публичные фестивали организуются правительством Аджарии, критики в последние годы отмечают, что празднование утратило свою первоначальную направленность на лазский фольклор.
Фон
[ редактировать ]
Фестиваль «Колхоба» берет свое начало в историческом празднике, проводимом в Лазети , регионе в Западной Грузии, соответствующем древнему Колхидскому царству . Этимологически название Колхоба образовано от корня колх- (კოლხ-), обозначающего грузинское название Колхиды («Колхети» კოლხეთი), и суффикса -оба , который является знаком ссылки (аналогично английскому суффиксу «-ness»). . Древний праздник был связан с фольклорными верованиями, связанными с морем, а именно с «бахури» (иногда известным как «черели»), временем в середине лета, которое традиционно считается окончанием ежегодного купального сезона, поскольку считалось, что предполагаемое столкновение пресной и соленой воды в этот период сделало воды более опасными. [ 1 ] Эти верования были отмечены в исторически сложившихся лазских деревнях на побережье Черного моря , как в Грузии, так и в Турции . [ 1 ]
По словам этнолога XIX века Нико Мари, основные колхобинские праздники со времен средневековья проходили 7 августа от побережья Сарпи (современная Грузия) до Хопы (Турция) и включали в себя сбор местных жителей на берегу и купание. [ 2 ] По словам исследователя лазов Исмаила Бучаклиши, местные жители турецкой деревни Финдыклы (в основном населенной этническими лазами) и по сей день отмечают «бахури», купаясь в первый день осени перед восходом солнца. [ 1 ]
Неясно, когда и почему исчезли первоначальные колхобинские праздники, но причины могут включать в себя прогрессирующую депопуляцию региона, начиная с 17 века, и возросшее влияние суннитского ислама, когда Лазети стала османским пограничьем, находившимся в постоянной войне с христианским королевством Имерети .
Соблюдение
[ редактировать ]
Современное празднование Колхобы восходит к 1978 году, когда община лазов, проживающая в Аджарии , в то время автономной республике Советской Грузии , потребовала проведения национального праздника. Хотя Советский Союз был против роста грузинского национализма, предоставление права голоса лазскому этническому национализму рассматривалось как стратегическое решение, поощряющее потенциальный сепаратизм среди лазских общин Турции , страны НАТО . 7 августа 1978 года при финансировании колхоза Сарпи была проведена первая Колхоба под лазским названием «Кваомзахоба» (ქვაომზახობა), а 19 августа был объявлен Национальным днем лазов. [ 1 ] Празднованию 1978 года в значительной степени способствовало советское руководство, о чем свидетельствует большое присутствие гостей со всего Советского Союза и стран Варшавского договора и последующее освещение этого события в прессе. [ 1 ]
В 1979 году праздник получил официальное название «Колхоба». Его создание было воспринято как одно из самых значительных событий в местной истории Сарпи и вызвало значительный интерес со стороны грузинской интеллигенции . В 1990 году поэт Яша Тандилава, сам из Сарпи, посвятил этому празднику стихотворение: [ 3 ]
Колхой! с колхидской улевской конницей,
Золото льется по склону сари
Мы склоняем головы до земли, старики.
Как можно выдержать столько радости?
Колхоба! По доброй воле бесчисленных колхов,
Золото стекает с холма Сарпи
Мы склоняем головы до земли, о старые,
как мы можем поддерживать такое счастье
Колхобу продолжали отмечать каждый год до распада Советского Союза в 1991 году. [ 1 ] Этот праздник больше не отмечался в 1990-е годы, когда Грузия переживала гражданские беспорядки и ужасный экономический коллапс. [ 1 ] Однако 19 августа 2000 года власти возобновили празднование. [ 1 ] под руководством тогдашнего местного диктатора Аслана Абашидзе , который проводил все более автономный курс вдали от центрального правительства Грузии. Министерство культуры Аджарии и муниципалитет Хелвачаури . С тех пор единственными организаторами праздника являются [ 4 ] хотя время от времени он привлекал внимание общенациональных деятелей, в том числе Католикоса-Патриарха Грузии Илии II, который присутствовал на праздновании в 2011 году. [ 5 ]
Хотя центральным местом проведения фестиваля был Сарпи, власти Аджарии недавно попытались перенести его в Гонио, где лежат руины крепости римской эпохи , и хотя лазский фольклор традиционно был основным компонентом праздника, теперь Колхоба стала упоминание древней истории Колхиды с особым акцентом на мифическую фигуру Ээта и миф об аргонавтах . В последние годы на турецкой стороне Лазети также сообщалось о фольклорных мероприятиях. [ 6 ] В 2017 году турецкий Институт Лаза отметил: [ 1 ]
Колхоба, начавшаяся как скромное и гражданское празднование, теперь представляет собой «фестиваль», состоящий из концертов, полностью опустошенный, отклонившийся от своей цели, превращенный в пропагандистскую площадку, находящуюся под контролем официального учреждения.
Официальная дата празднования Колхобы местными властями не была установлена, празднования проводились в конце августа или начале сентября, а в редких случаях - в октябре. [ 4 ] Отсутствие официальной даты подверглось критике со стороны групп Лаз как способ держать все торжества под жестким контролем правительства Аджарии, особенно потому, что о торжествах редко объявляют раньше, чем за неделю до этого.
Таможня
[ редактировать ]В рамках фестиваля 1978 года события прошли по всей юго-западной части Аджарии, в том числе открытие пятиметровой картины, символизирующей лазский фольклор в Квариати , парады молодых людей, одетых в древнюю лазскую военную одежду, по дороге в Сарпи, концерты грузин и лазов. фольклорные ансамбли и выставки, организованные молодежными группами по лазской культуре, проведенные в нескольких деревнях. Эти мероприятия, завершившиеся большими застольями с тостами «Лаз» , повторялись на протяжении всей советской эпохи. [ 1 ]

Постепенно миф об аргонавтах играл все большую роль в праздновании Колхобы. Уже в 1978 году в Сарпи состоялась реконструкция битвы аргонавтов с колхидским войском, а театрализованные представления мифа, проводимые в крепости Гонио, в последние годы стали ежегодной частью праздника. [ 4 ] экспонаты, посвященные истории Колхиды и отношениям региона с Древней Грецией и Римской империей Иногда центральным элементом празднования были . Хотя миф о царе Ээте является центральной частью истории Колхиды, историки связывают эту фигуру больше с городом Кутаиси , чем с Аджарией.
В последние годы фестиваль «Колхоба» также включал концерты и специальные мероприятия в Этнографическом музее Сарпи. [ 4 ] Как ни парадоксально, экспонаты, посвященные истории праздника, также стали центральным аспектом самого праздника. [ 4 ] В отчете Батумского государственного университета за 2015 год отмечалось, что «местные жители считают, что праздник потерял свою оригинальность и стал слишком формальным», предлагая децентрализовать организацию Колхобы и оставить ее только в руках города Сарпи. [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Бучаклиши, Исмаил (11 мая 2017 г.). «Бир Лаз Байрамы: Колхоба» [Праздник лазов: Колхоба]. Институт Лаз (на турецком языке) . Проверено 3 февраля 2023 г.
- ^ «Колхоба» . Официальный туристический портал города Батуми . Проверено 3 февраля 2023 г.
- ^ Чохарадзе, Малхаз (2015). Сарфи (PDF) . Батуми: Батумский государственный университет. стр. 333.
- ^ Jump up to: а б с д и «Колхоба» . Агентство развития туристических продуктов Аджарии . Проверено 3 февраля 2023 г.
- ^ «Грузинский Патриарх посетит Колхобу в Сарпи» . Грузинское информационное агентство . 13 августа 2011 года . Проверено 3 февраля 2023 г.
- ^ Ардашелия, Циала. Нам приходится кричать днем, на солнце (PDF) (на грузинском языке). Тбилиси: Национальная парламентская библиотека Грузии. стр. 161.
- ^ Чохарадзе, Малхаз (2015). Сарфи (PDF) . Батуми: Батумский государственный университет. п. 302.