Jump to content

Kolkhoba

Kolkhoba
Наблюдается Сарпи , Грузия
Тип Культурный, исторический
Значение Праздник региональной истории
Дата Позднее лето

Колхоба ( грузинский и лазский : კოლხობა) — ежегодный фестиваль, проводимый каждый год в конце августа или начале сентября в юго-западной части Аджарии , автономной республики Грузии . Уходя своими корнями в древний фольклор, современное празднование фестиваля восходит к 1978 году, когда советские власти стремились поощрять лазский национализм.

Если происхождение Колхобы напрямую связано с древними лазскими традициями, связанными с Черным морем , то сейчас праздник стал почти исключительно воспоминанием мифа об аргонавтах. Хотя публичные фестивали организуются правительством Аджарии, критики в последние годы отмечают, что празднование утратило свою первоначальную направленность на лазский фольклор.

Карта Лазети, охватывающая территории Грузии и Турции.

Фестиваль «Колхоба» берет свое начало в историческом празднике, проводимом в Лазети , регионе в Западной Грузии, соответствующем древнему Колхидскому царству . Этимологически название Колхоба образовано от корня колх- (კოლხ-), обозначающего грузинское название Колхиды («Колхети» კოლხეთი), и суффикса -оба , который является знаком ссылки (аналогично английскому суффиксу «-ness»). . Древний праздник был связан с фольклорными верованиями, связанными с морем, а именно с «бахури» (иногда известным как «черели»), временем в середине лета, которое традиционно считается окончанием ежегодного купального сезона, поскольку считалось, что предполагаемое столкновение пресной и соленой воды в этот период сделало воды более опасными. [ 1 ] Эти верования были отмечены в исторически сложившихся лазских деревнях на побережье Черного моря , как в Грузии, так и в Турции . [ 1 ]

По словам этнолога XIX века Нико Мари, основные колхобинские праздники со времен средневековья проходили 7 августа от побережья Сарпи (современная Грузия) до Хопы (Турция) и включали в себя сбор местных жителей на берегу и купание. [ 2 ] По словам исследователя лазов Исмаила Бучаклиши, местные жители турецкой деревни Финдыклы (в основном населенной этническими лазами) и по сей день отмечают «бахури», купаясь в первый день осени перед восходом солнца. [ 1 ]

Неясно, когда и почему исчезли первоначальные колхобинские праздники, но причины могут включать в себя прогрессирующую депопуляцию региона, начиная с 17 века, и возросшее влияние суннитского ислама, когда Лазети стала османским пограничьем, находившимся в постоянной войне с христианским королевством Имерети .

Соблюдение

[ редактировать ]
Вид на Сарпи

Современное празднование Колхобы восходит к 1978 году, когда община лазов, проживающая в Аджарии , в то время автономной республике Советской Грузии , потребовала проведения национального праздника. Хотя Советский Союз был против роста грузинского национализма, предоставление права голоса лазскому этническому национализму рассматривалось как стратегическое решение, поощряющее потенциальный сепаратизм среди лазских общин Турции , страны НАТО . 7 августа 1978 года при финансировании колхоза Сарпи была проведена первая Колхоба под лазским названием «Кваомзахоба» (ქვაომზახობა), а 19 августа был объявлен Национальным днем ​​лазов. [ 1 ] Празднованию 1978 года в значительной степени способствовало советское руководство, о чем свидетельствует большое присутствие гостей со всего Советского Союза и стран Варшавского договора и последующее освещение этого события в прессе. [ 1 ]

В 1979 году праздник получил официальное название «Колхоба». Его создание было воспринято как одно из самых значительных событий в местной истории Сарпи и вызвало значительный интерес со стороны грузинской интеллигенции . В 1990 году поэт Яша Тандилава, сам из Сарпи, посвятил этому празднику стихотворение: [ 3 ]

Колхой! с колхидской улевской конницей,
Золото льется по склону сари
Мы склоняем головы до земли, старики.
Как можно выдержать столько радости?

Колхоба! По доброй воле бесчисленных колхов,
Золото стекает с холма Сарпи
Мы склоняем головы до земли, о старые,
как мы можем поддерживать такое счастье

Колхобу продолжали отмечать каждый год до распада Советского Союза в 1991 году. [ 1 ] Этот праздник больше не отмечался в 1990-е годы, когда Грузия переживала гражданские беспорядки и ужасный экономический коллапс. [ 1 ] Однако 19 августа 2000 года власти возобновили празднование. [ 1 ] под руководством тогдашнего местного диктатора Аслана Абашидзе , который проводил все более автономный курс вдали от центрального правительства Грузии. Министерство культуры Аджарии и муниципалитет Хелвачаури . С тех пор единственными организаторами праздника являются [ 4 ] хотя время от времени он привлекал внимание общенациональных деятелей, в том числе Католикоса-Патриарха Грузии Илии II, который присутствовал на праздновании в 2011 году. [ 5 ]

Хотя центральным местом проведения фестиваля был Сарпи, власти Аджарии недавно попытались перенести его в Гонио, где лежат руины крепости римской эпохи , и хотя лазский фольклор традиционно был основным компонентом праздника, теперь Колхоба стала упоминание древней истории Колхиды с особым акцентом на мифическую фигуру Ээта и миф об аргонавтах . В последние годы на турецкой стороне Лазети также сообщалось о фольклорных мероприятиях. [ 6 ] В 2017 году турецкий Институт Лаза отметил: [ 1 ]

Колхоба, начавшаяся как скромное и гражданское празднование, теперь представляет собой «фестиваль», состоящий из концертов, полностью опустошенный, отклонившийся от своей цели, превращенный в пропагандистскую площадку, находящуюся под контролем официального учреждения.

Официальная дата празднования Колхобы местными властями не была установлена, празднования проводились в конце августа или начале сентября, а в редких случаях - в октябре. [ 4 ] Отсутствие официальной даты подверглось критике со стороны групп Лаз как способ держать все торжества под жестким контролем правительства Аджарии, особенно потому, что о торжествах редко объявляют раньше, чем за неделю до этого.

В рамках фестиваля 1978 года события прошли по всей юго-западной части Аджарии, в том числе открытие пятиметровой картины, символизирующей лазский фольклор в Квариати , парады молодых людей, одетых в древнюю лазскую военную одежду, по дороге в Сарпи, концерты грузин и лазов. фольклорные ансамбли и выставки, организованные молодежными группами по лазской культуре, проведенные в нескольких деревнях. Эти мероприятия, завершившиеся большими застольями с тостами «Лаз» , повторялись на протяжении всей советской эпохи. [ 1 ]

Руины крепости Гонио

Постепенно миф об аргонавтах играл все большую роль в праздновании Колхобы. Уже в 1978 году в Сарпи состоялась реконструкция битвы аргонавтов с колхидским войском, а театрализованные представления мифа, проводимые в крепости Гонио, в последние годы стали ежегодной частью праздника. [ 4 ] экспонаты, посвященные истории Колхиды и отношениям региона с Древней Грецией и Римской империей Иногда центральным элементом празднования были . Хотя миф о царе Ээте является центральной частью истории Колхиды, историки связывают эту фигуру больше с городом Кутаиси , чем с Аджарией.

В последние годы фестиваль «Колхоба» также включал концерты и специальные мероприятия в Этнографическом музее Сарпи. [ 4 ] Как ни парадоксально, экспонаты, посвященные истории праздника, также стали центральным аспектом самого праздника. [ 4 ] В отчете Батумского государственного университета за 2015 год отмечалось, что «местные жители считают, что праздник потерял свою оригинальность и стал слишком формальным», предлагая децентрализовать организацию Колхобы и оставить ее только в руках города Сарпи. [ 7 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Бучаклиши, Исмаил (11 мая 2017 г.). «Бир Лаз Байрамы: Колхоба» [Праздник лазов: Колхоба]. Институт Лаз (на турецком языке) . Проверено 3 февраля 2023 г.
  2. ^ «Колхоба» . Официальный туристический портал города Батуми . Проверено 3 февраля 2023 г.
  3. ^ Чохарадзе, Малхаз (2015). Сарфи (PDF) . Батуми: Батумский государственный университет. стр. 333.
  4. ^ Jump up to: а б с д и «Колхоба» . Агентство развития туристических продуктов Аджарии . Проверено 3 февраля 2023 г.
  5. ^ «Грузинский Патриарх посетит Колхобу в Сарпи» . Грузинское информационное агентство . 13 августа 2011 года . Проверено 3 февраля 2023 г.
  6. ^ Ардашелия, Циала. Нам приходится кричать днем, на солнце (PDF) (на грузинском языке). Тбилиси: Национальная парламентская библиотека Грузии. стр. 161.
  7. ^ Чохарадзе, Малхаз (2015). Сарфи (PDF) . Батуми: Батумский государственный университет. п. 302.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6baa968a9ae0e17d84084180a4478561__1684457460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6b/61/6baa968a9ae0e17d84084180a4478561.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kolkhoba - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)