Исаак Трокийский
Исаак бен Авраамий Трокский , караимский учёный и писатель-полемист (род. Тракай , Великое княжество Литовское , ок. 1533; ум. Тракай, ок. 1594 (или на восемь лет раньше для обеих дат, по гипотезе Якоба Манна. С момента образования Речи Посполитой в 1569 году, еще при жизни Исаака бен Авраама, город был также известен на польском языке как Троки ). [ 1 ]
Работает
[ редактировать ]Образованность Исаака принесла ему уважение и почтение среди его собратьев-караимов, а его знание латинского и польского языков, а также христианской догматики позволило ему вести дружеские беседы на религиозные темы не только с римско-католическими, протестантскими и греко-православными священнослужителями, но и также с социнианом и другими сектантскими старейшинами. Плодом этих личных контактов и одновременного обширного чтения Исааком Троки Нового Завета, христианской богословской и антиеврейской литературы стала его знаменитая апология иудаизма под названием « Хиззук Эмуна» (ивр. חזוק אמונה, «Укрепление веры»). Среди его радикальных христианских источников, хотя Исаак по-прежнему считал их противниками, [ 2 ] он сослался на труды белорусского " псилантропа " Симона Будного , отлученного от унитарной общины за противодействие молитве Христу и отрицание непорочного зачатия . [ 3 ] Хотя сам он не дожил до завершения « Хиззук Эмуна» , его ученик Иосиф Малиновский Троки завершил ее, добавив предисловие и указатель, составленный на основе собственных письменных заметок и устных замечаний Исаака.
Работа сразу завоевала широкую популярность как из-за мощной защиты еврейской веры, так и из-за спокойного и разумного акцента на считающихся уязвимыми моментах христианской традиции и догматики. Ее старательно копировали заинтересованные читатели-евреи, некоторые из которых неизбежно чувствовали себя вынужденными изменить произведение в свете своих собственных взглядов и убеждений. Предложение, сделанное Зерахом бен Натаном Троки Манассии бен Исраэлю в Амстердаме около 1629 года , напечатать эту работу было отвергнуто этим раввином , интеллектуалом и печатником. Но одна рукописная копия, измененная и дополненная переписчиком-раввинитом, попала в руки гебраиста Иоганна Кристофа Вагенсейля , который опубликовал ее вместе с латинским переводом и обширным опровержением под сенсационным названием Tela ignea satanae («Огненные стрелы Сатаны»). Сатана Альторф, 1681). Яростное опровержение Исаака не только не задушило работу Исаака, но и просто предало ее гласности и породило многочисленные дебаты и противоречия в христианских кругах, в то время как антихристианские аргументы Исаака в конечном итоге были подхвачены нееврейскими антиклерикальными и либеральными писателями и философами Исаака. 18 век. Не меньший знаток полемики, чем г-н де Вольтер [ 4 ] охарактеризовал « Хиззук Эмуна» как шедевр в трактовке своей темы. [ 5 ]
Текст Вагенсейла «Хиззук Эмуна» был переиздан для еврейского использования в Амстердаме в 1705 году; перевод на идиш появился там же в 1717 г.; английский перевод Моисея Мокатты был напечатан для частного обращения в Лондоне в 1851 году; немецкий перевод, сопровождаемый исправленным текстом на иврите, был опубликован Дэвидом Дойчем (2-е изд., Зорау, 1873 г.).
Два гимна Исаака Троки включены в караимскую литургию; Говорят также, что он написал труды по караимскому ритуальному праву.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Грец, Генрих, История евреев, Еврейское издательское общество Америки, Филадельфия, 1894, том. IV, стр. 648-649.
- ^ Р. Дэн в книге «Запад и Восток Шайбера»
- ↑ Об отношениях между Исааком Трокским и «польскими арианами» или польскими унитариями и социнианами см. также Бен-Сассон, соч. цит. , стр.714.
- ^ * Рецензия: Вольтер об Исааке Троки «Хиззук Эмуна» / Джошуа Шехтман // The Jewish Quarterly Review, New Series, Vol. 48, № 1 (июль 1957 г.), стр. 53-57. Опубликовано: Университет Пенсильвании Пресс.
- ^ Вот как профессор Генрих Грец охарактеризовал важность основополагающего труда караима Исаака бен Авраама из Троки для европейского Просвещения: «И когда Разум, пробужденный и окрепший, применил рычаг, чтобы поколебать основы христианства и разрушить все надстройку, именно в эту кладовую она обратилась за своими орудиями». Оп. цит., с. 649.
Источники
[ редактировать ]- Грец, Генрих, История евреев, Еврейское издательское общество Америки, Филадельфия, 1894, том. IV.
- Бен-Сассон, Х.Х. (редактор), История еврейского народа, английский перевод, Кембридж, Массачусетс, 1976. ISBN 0-674-39731-2
- Немой, Леон, «Троки, Исаак бен Авраам», в Энциклопедии иудаики, второе издание, Фармингтон-Хиллз, Мичиган, 2007, том. 20, с. 155–156. ISBN 978-0-02-865948-0
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (Укрепленная вера)
- Копии 2 биосов
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Исидор Сингер , Исаак Бройде и Джозеф Джейкобс (1901–1906). «ТРОКИ» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
Текст этой статьи взят из Универсальной еврейской энциклопедии, Нью-Йорк, том. 10 стр. 311–312.