Jump to content

Техники айкидо

Техники айкидо часто называют ваза 技 (что по-японски означает техника, искусство или мастерство). Обучение айкидо основано в первую очередь на практике двух партнеров заранее подготовленных форм ( ката ), а не на практике вольного стиля . Основная схема заключается в том, что получатель техники ( укэ ) инициирует атаку на человека, применяющего технику — 取り тори , или ситэ 仕手 (в зависимости от стиля айкидо), также называемый ( 投げ нагэ (при применении техники) техника броска), который нейтрализует эту атаку техникой айкидо. [ 1 ]

Обе половины техники, уке и тори , считаются важными для тренировок айкидо. [ 1 ] Оба изучают принципы смешивания и адаптации айкидо. Тори учится сливаться с атакующей энергией и контролировать ее, в то время как уке учится сохранять спокойствие и гибкость в невыгодных, несбалансированных позициях, в которые его помещает Тори . Такое «принятие» техники называется укеми . [ 1 ] Уке постоянно стремится восстановить баланс и прикрыть уязвимые места (например, незащищенную сторону), в то время как Тори использует положение и время, чтобы удерживать уке вне равновесия и уязвимости. На более продвинутых тренировках уке может применять приемы разворота ( 返し技 , каэси-ваза ), чтобы восстановить равновесие и удерживать или бросать тори .

Укэми ( 受身 ) означает получение техники. Хорошее укеми предполагает внимание к технике, партнеру и ближайшему окружению – это активное, а не пассивное «принятие» айкидо. Падение само по себе является частью айкидо и позволяет практикующему безопасно принять то, что в противном случае было бы разрушительным ударом или броском (или контролем запирания суставов), и вернуться в положение стоя одним плавным движением. Бросающий (или применяющий другую технику) должен учитывать способности своего партнера к укеми , а также физическое пространство: стены, оружие (деревянное танто , боккен , дзё ) на татами и практикующих айкидо поблизости.

Уке должен атаковать с силой и скоростью, соответствующими уровню навыков тори ; в случае новичков это означает нападение гораздо меньшей серьезности, чем можно было бы встретить в реальной ситуации самообороны.

Методики обучения

[ редактировать ]
  • Лодка ( упражнение Фунакоги ундо ) / лодке Гребля по гребле на [ 2 ] учит двигаться от бедра, а не полагаться на мышечную силу рук
  • Первое обучающее упражнение ( 一 Учебное упражнение , Иккё ундо ) учит учеников входить обеими руками вперед в позицию тегатана (ручной нож).
  • Смена тела ( смена тела , Тай но хенко ) , изменяющая направление входящей атаки.
  • Метод дыхания сидя ( 座技呼吸法 , Сувариваза кокюхо ) / Дыхательное действие ( 呼吸動作 , Кокюдоса ) / дыхания животом Метод ( 呼吸丹田方 , Кокютандэнхо ) Дыхание важно при выполнении всех техник айкидо. Здесь «дыхание» имеет дополнительное значение «совпадение» или «согласие», поскольку усилия Тори удерживает его запястья должны согласовываться с направлением и силой, с которой уке .

Начальные атаки

[ редактировать ]
Большинство ударов айкидо напоминают атаки мечом .

Техники айкидо обычно представляют собой защиту от нападения; поэтому, чтобы практиковать айкидо со своим партнером, ученики должны научиться наносить различные типы атак. Хотя атаки не изучаются так тщательно, как в ударных дисциплинах, таких как каратэ или бокс , для изучения правильного и эффективного применения техники необходимы «честные» или «искренние» атаки (сильный удар или обездвиживающий захват).

многие удары ( 打ち , учи ) Часто говорят, что айкидо напоминают удары мечом или другим захваченным предметом, что указывает на их происхождение от техник, предназначенных для вооруженного боя. Другие техники, которые явно представляют собой удары руками ( цуки ), также практикуются в виде уколов ножом или мечом. Удары ногами обычно предназначены для вариаций более высокого уровня; Приведенные причины включают в себя то, что падения от ударов ногами особенно опасны и что удары ногами (в частности, высокие удары) были редкостью во время типов боя, распространенных в феодальной Японии. Некоторые основные удары включают в себя:

  • Удар передней частью головы ( 正面打ち , сёменъучи ) — вертикальный удар рукой ножа по голове. На тренировках в целях безопасности эта атака обычно направлена ​​на лоб или макушку , но более опасные версии этой атаки нацелены на переносицу и верхнечелюстную пазуху .
  • Удар сбоку головы ( 横面打ち , ёкоменъучи ) — диагональный удар рукой ножа по голове или шее.
  • Удар в грудь ( укол в грудь , муне-цуки ) по — удар туловищу , . грудь в , живот и солнечное сплетение То же, что и «выпад среднего уровня» ( 中danつき , тюдан-цуки ) и «прямой укол» . ( , прямой удар . цуки ) тёку -
  • Удар в лицо ( face укол , ганмен-цуки ) удар в лицо То же, что и «выпад верхнего уровня» ( 上дан укол , дзёдан-цуки ) .
  • Взятие меча тачитори ( , ) Нападение с мечом или боккеном обычно предназначенное для практиков более высокого уровня.
  • Взятие ножа ( тантори , тантотори ) Нападение на танто , обычно деревянного.
  • Взятие посоха ( 误取 , дзётори ) Нападение с помощью дзё называется ботори (взятие палки) или цуэтори (взятие палки).

Новички, в частности, часто практикуют приемы захватов, потому что они безопаснее и потому, что легче почувствовать энергию и силовые линии захвата, чем удара. сложилось так, что некоторые захваты Исторически попытке вытащить оружие происходят из-за того, что их удерживают при ; Затем можно использовать технику, чтобы освободиться и обездвижить или нанести удар атакующему, схватившему защитника.

  • Захват одной рукой ( 一手り , кататэ-дори ) — захват одной рукой за запястье.
  • Захват обеими руками ( моротэ-дори , моротэ-дори ) обе руки захватывают одно запястье. То же, что и «захват одной рукой двумя руками» ( Одной рукой , кататерёте-дори ).
  • Захват обеими руками ( обе руки , рёкатэ-дори ) Обе руки захватывают оба запястья То же, что и «двойной захват одной рукой» ( обе руки , рёкатате-дори ) .
  • Захват плеча ( кататори , ката-дори ) захват плеча «захват обоих плеч» — рёката-дори ( оба плеча ) . Иногда его комбинируют с ударом над головой, как плечом в лицо удар ката-дори мен-учи ) .
  • Захват за грудь ( 渼鳥 , мунэ-дори или муна-дори ) захват (одежды) груди То же, что и «захват за воротник» ( Захват за воротник , эри-дори ) .
  • Удушающий захват ( сзади кубисимэ усиро )
  • сзади ( обоих плеч ushiro ryokatatoriЗахват
  • обоих ( запястий сзади ushiro tekubitoriЗахват
Схема иккё , или «первой техники». Ёнкё имеет аналогичный механизм действия, хотя верхняя часть руки захватывает предплечье, а не локоть.

Если принять во внимание все атаки, айкидо насчитывает более 10 000 названных техник. [ нужна ссылка ] Многие техники айкидо произошли от Дайто-рю Айки-дзюдзюцу , но некоторые другие были изобретены Морихеем Уэсибой . Точная терминология для некоторых может различаться в зависимости от организации и стиля; Ниже приведены термины, используемые Фондом Айкикай . (Обратите внимание, что, несмотря на названия первых пяти перечисленных техник, их не всегда преподают в числовом порядке.) [ 3 ] Некоторые техники (например, броски «капля») также используются в дзюдо , которое можно считать «двоюродным братом» айкидо из-за их общего происхождения дзюдзюцу .

Техники айкидо можно условно разделить на две группы: техники обездвиживания ) ваза ( и броска техники нагэ ( . ваза ) катаме

Методы иммобилизации

[ редактировать ]
  • Первое обучение ( 一教 , ikkyō ) , контроль с использованием одной руки на локте и одной руки возле запястья, который прижимает укэ к земле (также называемый 腕押さえ, ude osae , «прищепка на руке»). [ 4 ] Этот захват также оказывает давление на локтевой нерв запястья.
  • Второе учение ( 二教 , никё ) , пронационный захват запястья (小手回し, котэ маваси , «поворот предплечья»), который скручивает руку и оказывает болезненное нервное давление. имеется аддуктивный замок на запястье В версии ura или Z-lock .
  • Третье учение ( 三教 , санкё ) вращательный захват запястья (小手捻り, котэ хинери, «поворот предплечья»), который направляет спиральное напряжение вверх по всей руке, локтю и плечу.
  • Четвертое учение ( 四教 , ёнкё ) , контроль плеч, аналогичный иккё , но с захватом предплечья обеими руками (также называемый 小手押さえ, котэ осаэ , «булавка на предплечье»). реципиента Костяшками пальцев (со стороны ладони) прикладывают лучевой нерв к надкостнице кости предплечья. [ 5 ]
  • Пятое учение ( 五教 , гокё ) , визуально похожее на иккё , но с перевернутым захватом запястья, медиальным вращением руки и плеча и давлением вниз на локоть (также называемое 腕伸ばし, удэ нобаши ). Часто встречается в ножах и другом оружии.
  • Шестое учение ( Роккё , роккё ) , также называемое штифтом, удерживающим руку на локте ( Локоть Ultimate Holder , хидзи кимэ осаэ ) .
  • Второе учение о растяжении рук ( 腕拉ぎ二教 , ude hisigi nikyō ) , блокировка локтя, обычно используемая для ударов ножом или прямых ударов.
  • Запутывание руки ( двигатель , уде-гарами ) или вращающегося штифта ( инженер , кайтэн осаэ ) . Обратите внимание, что название этой техники варьируется в зависимости от организации, и что уде-гарами может также относиться к совершенно другой технике (см. ниже, бросок с запутыванием рук).
  • Техники локтя ( 肘技 , хиджи ваза ) — класс техник, включающих иммобилизацию локтя посредством замков.
  • Удушение шеи ( подтягивание шеи , куби-шимэ ) , разновидность техник, предполагающих применение удушающего приема.

Терминология Ёсинкан

[ редактировать ]

Школа Ёсинкан сохраняет эти термины Дайто-рю Айки-дзюдзюцу для техник с «первой» по «четвертую»:

  1. 一ケ条 Иккайо
  2. Никайо Никайо
  3. 三ケ条 Санкаджо
  4. 四ケ条 Ёнкаджо

Техника броска

[ редактировать ]
  • Метод дыхания ( 呼吸法 , кокю-хо ) . Из положения стоя, когда тори и уке находятся бок о бок, тори бросает уке назад, поднимая руку и нанося удары назад и вниз. Эту технику также иногда называют боковым входным броском ( 側面入身投げ , сокумен ирими-нагэ ) или классифицируют как тип броска на вдохе (см. ниже, бросок на вдохе под наклоном).
  • Бросок в четырех направлениях ( 四方投げ , сихо-нагэ ) . Рука отведена назад за плечо, фиксируя плечевой сустав.
  • Возврат предплечья ( 小TE - GAESHI ) , бросок с супинацией запястья, который растягивает разгибатель пальцев . Поскольку он содержит как фиксирующие, так и метательные элементы, его иногда классифицируют как гибридную технику комбинированных техник броска-обездвиживания , нагэ-катаме-ваза . .
  • Входной бросок ( 入身投げ , ирими-нагэ ) — бросок, при котором Тори перемещается через пространство, занимаемое уке . Классическая форма внешне напоминает технику «бельевой веревки».
  • Бросок неба и земли ( 天地投げ , тенчи-нагэ ), начинающийся с рётэ-дори ; Двигаясь вперед, тори поднимает одну руку низко («земля»), а другую высоко («небо»), что выводит укэ из равновесия , так что он или она легко опрокидывается.
  • Бросок от бедра ( 腰投げ , коси-нагэ ) от бедра в айкидо — вариант броска . Тори опускает бедра ниже, чем у укэ , затем переворачивает укэ через образовавшуюся точку опоры .
  • Бросок цифры десять ( Дзюдзи-нагэ , дзюдзи-нагэ ) или запутывание цифры десять ( Дзюдзи ) — -гарами бросок , при котором руки сцепляются друг с другом ( Кандзи, обозначающий «10», представляет собой крестообразную форму: 十). [ 6 ]
  • Вращающийся бросок ( 回転投げ , кайтэн-нагэ ) тори отводит руку назад до тех пор, пока она не зафиксирует плечевой сустав, а затем использует давление вперед для броска. [ 7 ]
  • Угловое падение ( 隅落とし , Суми отоси ) , иногда также считается разновидностью броска с дыханием.
  • Бросок с вытягиванием руки ( 腕極め投げ , udekime-nage ) , сзади тори вытягивает руку укэ немного вниз и помещает другую вытянутую руку под плечо укэ , затем перемещает все тело вперед. Также альтернативно называется броском весов ( 天秤投げ , тенбин-нагэ ) , имея в виду . использование тори вытянутой руки в качестве точки опоры Также может рассматриваться как форма броска дыхания.
  • Падение смешивания ( 合気落とし , айки-отоши ) , при котором тори хватает оба колена укэ и поднимает их вверх, отбрасывая укэ назад.
  • Бросок с запутыванием руки удэ ( . Как и возврат предплечья , -гарами-нагэ ) может рассматриваться как бросочно-обездвиживающий комбинированный прием наге ( прием содержит как бросковые, так и блокирующие элементы и -катаме-ваза ) . этот -гарами иногда используется в разных школах для обозначения разных техник обездвиживания (см. выше, запутывание рук).

Дыхание бросает

[ редактировать ]

Бросок на дыхании ( 呼吸投げ , кокю-нагэ ) относится к классу техник, в которых основное внимание уделяется объединению дыхания и броска, которые обычно не заканчиваются блокировками суставов, как техники иммобилизации. [ 8 ] Названия конкретных техник могут различаться в разных организациях и додзё, но они начинаются с того, что уке приближается сзади и блокирует одно или оба ; запястья тори в их основе лежат две части дыхания: вдох и в то же время восходящая дуга локтя, по которой должен следовать укэ , выдох (и боковое смещение) с нисходящей дугой, отправляющей укэ в образовавшийся вакуум. Различные типы кокю-наге могут включать:

  • Наклонный бросок на вдохе ( 其动 Бросок на вдохе , нанаме кокю-нагэ ) , при котором тори бросает уке назад. Эту технику иногда называют просто основной техникой кокю-наге , или отдельно — методом дыхания, кокю-хо (см. Альтернативная терминология также включает боковой входной бросок ( боковой входной бросок , сокумен ирими-нагэ ) (особенно в Ёсинкан ) и задний бросок . ( бросок назад , уширо-нагэ ) .
  • Бросок вперед ( бросок вперед , дзэнпо-нагэ ) . Против захвата одной рукой в ​​противоположной стойке бросок можно назвать начальным движением тенкан цугиаси (彳彡轻), которое представляет собой поворот назад с последующим шагом вперед.
  • Вращающийся бросок на дыхании ( 回転呼吸投げ , кайтэн кокю-нагэ ) . Техника начинается аналогично обычному вращающемуся броску ( кайтен-нагэ ), но затем переходит в бросок вперед. Как и в случае с вращательным броском, существуют две разновидности вращательных дыхательных бросков — внутренний ( , учи ) и внешний ( , сото ) . По сравнению с захватом одной рукой в ​​противоположной стойке эти два варианта по начальным движениям можно назвать ирими кайтен (入身回転) и ирими тенкан (入身転換) дыхательные броски соответственно.
  • Вариации методов иммобилизации.
    • Первый обучающий бросок ( 一教投げ , ikkyō-nage ) . Этот бросок начинается так, как если бы тори выполняли обычную технику иккё , используя обе поднятые руки для отражения атаки укэ . Но вместо того, чтобы войти в штырь руки, тори вместо этого толкает уке назад.
    • Первое обучение технике изменения (или вариации) ( 一教変化技 , ikkyō henka-waza ) . Подобно первому обучающему броску, но вместо броска укэ назад, тори переходит в технику падения, рубя или контролируя атакующую руку укэ , как это видно в режущем ( кири-отоси ) или плавающем падении ( уки-отоши ). . Это приводит к броску уке вперед.
    • Третий обучающий бросок ( 三教投げ , санкё-нагэ ) . Тори укэ выполняет третий прием обучения до первого замка, когда локоть укэ направлен вверх, а затем бросает вперед .
  • Drops (落とし, otoshiКапли
    • падение ( Угловое отоши суми- )
    • Режущая капля ( кири отоши - )
    • срез (Задний , ushiro kiri-otoshi
    • Плавающая капля ( уки отоши - ) [ 9 ]
    • капля ( Скатывающаяся отоши маки- ) [ 10 ]
    • Падение с оттягиванием плеч ( падение с оттягиванием плеч , ката хики-отоши )
    • падение ( Ударное -отоши сури )
    • плеч (背負い落とし, Seoi otoshiСпуск
    • Падение ( тела отоши Тай )
    • Плечевое колесо ( плечевое колесо , Ката гурума )
  • Смешивающий бросок ( 合気投げ , айки-нагэ ) , при котором тори падает на пол и заставляет уке перекатиться вперед и через . спину тори
  • Дыхание от бедра
    • бедром ( хаджики гоши ) Движение
    • Движение бедром с подтягиванием плеч ( Вращение бедрами с подтягиванием плеч , ката хики хадзики гоши )
    • бедра ( Подтягивание гоши Цури )
    • Подъемно-тяговое бедро ( рыболовная талия , цурикоми госи )
    • Большое 大腰, O goshiбедро
    • Бросок с поворотом предплечья через бедро ( бросок с поворотом бедра , котэ-хинери коси-нагэ )

Реализации

[ редактировать ]
Диаграмма, показывающая две версии техники иккё : одна с движением вперед ( версия омотэ ) и одна с движением назад ( версия ура ). Более подробную информацию смотрите в тексте.

Айкидо использует движения тела ( тай сабаки ), чтобы сочетаться с уке . Например, техника «входа» ( ирими ) состоит из движений внутрь по направлению к уке , тогда как техника «поворота» ( 転換 , тенкан ) использует вращательное движение. [ 11 ] Кроме того, техника «внутри» ( , учи ) выполняется перед уке , тогда как техника «снаружи» ( , сото ) выполняется сбоку от него; «передняя» ( , омотэ ) техника применяется с движением к передней части уке , а «задняя» ( , ura ) версия применяется с движением к задней части уке , обычно путем включения поворотного движения. Наконец, большинство техник можно выполнять в сидячей позе ( сэйдза ). Техники, в которых и укэ , и тори сидят, называются сувари-ваза , а техники, выполняемые, когда укэ стоит, а тори сидя, называются ханми хандати . [ 12 ]

Таким образом, из менее чем двадцати основных методов существуют тысячи возможных реализаций. Например, иккё можно применить к противнику, который движется вперед с ударом (возможно, с движением типа ура , чтобы перенаправить поступающую силу), или к противнику, который уже нанес удар и теперь движется назад, чтобы восстановить дистанцию ​​(возможно, омотэ -ваза версия). Конкретные ката айкидо обычно обозначаются формулой «техника атаки (-модификатор)». [ 13 ] Например, кататэ-дори иккё относится к любой технике иккё, выполняемой, когда укэ держит одно запястье. Это можно было бы дополнительно определить как кататэ-дори иккё омотэ движения вперёд , имея в виду любую технику иккё из этого захвата.

Атеми ( 当て身 ) — удары (или финты ), используемые во время техники айкидо. Некоторые рассматривают атеми как атаки на « жизненно важные точки », призванные причинить ущерб сами по себе. Например, Годзо Сиода описал использование атеми в драке, чтобы быстро уничтожить лидера банды. [ 14 ] Другие считают атеми , особенно по лицу, методами отвлечения внимания, позволяющими использовать другие техники. Удар, независимо от того, заблокирован он или нет, может напугать цель и нарушить ее концентрацию. Цель также может потерять равновесие при попытке уклониться от удара, например, отдернув голову назад, что может облегчить бросок. [ 12 ] Многие высказывания об атеми приписываются Морихею Уэсибе, который считал их важным элементом техники. [ 15 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Хомма, Гаку (1990). Айкидо на всю жизнь . Беркли, Калифорния : Книги Северной Атлантики. стр. 20–30 . ISBN  978-1-55643-078-7 .
  2. Термины японских боевых искусств. Архивировано 30 августа 2010 г. в Wayback Machine Two Cranes Aikido, Сиэтл, Вашингтон.
  3. ^ Шиффлетт, CM (1999). Упражнения айкидо для обучения и тренировок . Беркли, Калифорния: Книги Северной Атлантики. ISBN  978-1-55643-314-6 .
  4. ^ Пранин, Стэнли (2008). «Иккё» . Энциклопедия Айкидо . Архивировано из оригинала 26 августа 2014 г.
  5. ^ Пранин, Стэнли (2008). «Йонкё» . Энциклопедия Айкидо . Архивировано из оригинала 22 января 2008 г. Проверено 18 декабря 2010 г.
  6. ^ Пранин, Стэнли (2008). «Дзюдзи Гарами» . Энциклопедия Айкидо . Архивировано из оригинала 22 января 2008 г.
  7. ^ Пранин, Стэнли (2008). «Кайтэннаге» . Энциклопедия Айкидо . Архивировано из оригинала 22 января 2008 г.
  8. ^ Пранин, Стэнли (2008). «Кокюнагэ» . Энциклопедия Айкидо . Архивировано из оригинала 22 января 2008 г.
  9. ^ Барбара Бриттон - уки отоси
  10. ^ Барбара Бриттон Сидоин преподает маки-отоси
  11. ^ Амдур, Эллис. «Ирими» . Журнал Айкидо . Архивировано из оригинала 17 октября 2007 г.
  12. ^ Jump up to: а б Сиода, Годзо (1968). Динамическое айкидо . Коданша Интернэшнл. стр. 52–55 . ISBN  978-0-87011-301-7 .
  13. ^ Тейлор, Майкл (2004). Терминология айкидо – важный справочный материал на английском и японском языках . Лулу Пресс. ISBN  978-1-4116-1846-6 .
  14. ^ Сиода, Годзо ; Пайе, Жак; Джонстон, Кристофер (2000). Айкидо Сюгё: Гармония в противостоянии . Книги Синдокан. ISBN  978-0-9687791-2-5 .
  15. ^ Скотт, Натан (2000). «Учение Уэсибы Морихэя-сэнсэя» . Архивировано из оригинала 31 декабря 2006 г. Проверено 1 февраля 2007 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4ec9b9c62a5bd01dabeda4a3291553a7__1703785980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4e/a7/4ec9b9c62a5bd01dabeda4a3291553a7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aikido techniques - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)