Техники айкидо
Техники айкидо часто называют ваза 技 (что по-японски означает техника, искусство или мастерство). Обучение айкидо основано в первую очередь на практике двух партнеров заранее подготовленных форм ( ката ), а не на практике вольного стиля . Основная схема заключается в том, что получатель техники ( укэ ) инициирует атаку на человека, применяющего технику — 取り тори , или ситэ 仕手 (в зависимости от стиля айкидо), также называемый ( 投げ нагэ (при применении техники) техника броска), который нейтрализует эту атаку техникой айкидо. [ 1 ]
Обе половины техники, уке и тори , считаются важными для тренировок айкидо. [ 1 ] Оба изучают принципы смешивания и адаптации айкидо. Тори учится сливаться с атакующей энергией и контролировать ее, в то время как уке учится сохранять спокойствие и гибкость в невыгодных, несбалансированных позициях, в которые его помещает Тори . Такое «принятие» техники называется укеми . [ 1 ] Уке постоянно стремится восстановить баланс и прикрыть уязвимые места (например, незащищенную сторону), в то время как Тори использует положение и время, чтобы удерживать уке вне равновесия и уязвимости. На более продвинутых тренировках уке может применять приемы разворота ( 返し技 , каэси-ваза ), чтобы восстановить равновесие и удерживать или бросать тори .
Укэми ( 受身 ) означает получение техники. Хорошее укеми предполагает внимание к технике, партнеру и ближайшему окружению – это активное, а не пассивное «принятие» айкидо. Падение само по себе является частью айкидо и позволяет практикующему безопасно принять то, что в противном случае было бы разрушительным ударом или броском (или контролем запирания суставов), и вернуться в положение стоя одним плавным движением. Бросающий (или применяющий другую технику) должен учитывать способности своего партнера к укеми , а также физическое пространство: стены, оружие (деревянное танто , боккен , дзё ) на татами и практикующих айкидо поблизости.
Уке должен атаковать с силой и скоростью, соответствующими уровню навыков тори ; в случае новичков это означает нападение гораздо меньшей серьезности, чем можно было бы встретить в реальной ситуации самообороны.
Методики обучения
[ редактировать ]- Лодка ( упражнение Фунакоги ундо ) / лодке Гребля по гребле — на [ 2 ] учит двигаться от бедра, а не полагаться на мышечную силу рук
- Первое обучающее упражнение ( 一 Учебное упражнение , Иккё ундо ) учит учеников входить обеими руками вперед в позицию тегатана (ручной нож).
- Смена тела ( смена тела , Тай но хенко ) , изменяющая направление входящей атаки.
- Метод дыхания сидя ( 座技呼吸法 , Сувариваза кокюхо ) / Дыхательное действие ( 呼吸動作 , Кокюдоса ) / дыхания животом Метод ( 呼吸丹田方 , Кокютандэнхо ) Дыхание важно при выполнении всех техник айкидо. Здесь «дыхание» имеет дополнительное значение «совпадение» или «согласие», поскольку усилия Тори удерживает его запястья должны согласовываться с направлением и силой, с которой уке .
Начальные атаки
[ редактировать ]
Техники айкидо обычно представляют собой защиту от нападения; поэтому, чтобы практиковать айкидо со своим партнером, ученики должны научиться наносить различные типы атак. Хотя атаки не изучаются так тщательно, как в ударных дисциплинах, таких как каратэ или бокс , для изучения правильного и эффективного применения техники необходимы «честные» или «искренние» атаки (сильный удар или обездвиживающий захват).
многие удары ( 打ち , учи ) Часто говорят, что айкидо напоминают удары мечом или другим захваченным предметом, что указывает на их происхождение от техник, предназначенных для вооруженного боя. Другие техники, которые явно представляют собой удары руками ( цуки ), также практикуются в виде уколов ножом или мечом. Удары ногами обычно предназначены для вариаций более высокого уровня; Приведенные причины включают в себя то, что падения от ударов ногами особенно опасны и что удары ногами (в частности, высокие удары) были редкостью во время типов боя, распространенных в феодальной Японии. Некоторые основные удары включают в себя:
- Удар передней частью головы ( 正面打ち , сёменъучи ) — вертикальный удар рукой ножа по голове. На тренировках в целях безопасности эта атака обычно направлена на лоб или макушку , но более опасные версии этой атаки нацелены на переносицу и верхнечелюстную пазуху .
- Удар сбоку головы ( 横面打ち , ёкоменъучи ) — диагональный удар рукой ножа по голове или шее.
- Удар в грудь ( укол в грудь , муне-цуки ) по — удар туловищу , . грудь в , живот и солнечное сплетение То же, что и «выпад среднего уровня» ( 中danつき , тюдан-цуки ) и «прямой укол» . ( , прямой удар . цуки ) тёку -
- Удар в лицо ( face укол , ганмен-цуки ) удар в лицо То же, что и «выпад верхнего уровня» ( 上дан укол , дзёдан-цуки ) .
- Взятие меча тачитори ( , ) Нападение с мечом или боккеном обычно предназначенное для практиков более высокого уровня.
- Взятие ножа ( тантори , тантотори ) Нападение на танто , обычно деревянного.
- Взятие посоха ( 误取 , дзётори ) Нападение с помощью дзё называется ботори (взятие палки) или цуэтори (взятие палки).
Новички, в частности, часто практикуют приемы захватов, потому что они безопаснее и потому, что легче почувствовать энергию и силовые линии захвата, чем удара. сложилось так, что некоторые захваты Исторически попытке вытащить оружие происходят из-за того, что их удерживают при ; Затем можно использовать технику, чтобы освободиться и обездвижить или нанести удар атакующему, схватившему защитника.
- Захват одной рукой ( 一手り , кататэ-дори ) — захват одной рукой за запястье.
- Захват обеими руками ( моротэ-дори , моротэ-дори ) обе руки захватывают одно запястье. То же, что и «захват одной рукой двумя руками» ( Одной рукой , кататерёте-дори ).
- Захват обеими руками ( обе руки , рёкатэ-дори ) Обе руки захватывают оба запястья То же, что и «двойной захват одной рукой» ( обе руки , рёкатате-дори ) .
- Захват плеча ( кататори , ката-дори ) захват плеча «захват обоих плеч» — рёката-дори ( оба плеча ) . Иногда его комбинируют с ударом над головой, как плечом в лицо удар ката-дори мен-учи ) .
- Захват за грудь ( 渼鳥 , мунэ-дори или муна-дори ) захват (одежды) груди То же, что и «захват за воротник» ( Захват за воротник , эри-дори ) .
- Удушающий захват ( сзади кубисимэ усиро )
- сзади ( обоих плеч ushiro ryokatatoriЗахват
- обоих ( запястий сзади ushiro tekubitoriЗахват
Техники
[ редактировать ]
Если принять во внимание все атаки, айкидо насчитывает более 10 000 названных техник. [ нужна ссылка ] Многие техники айкидо произошли от Дайто-рю Айки-дзюдзюцу , но некоторые другие были изобретены Морихеем Уэсибой . Точная терминология для некоторых может различаться в зависимости от организации и стиля; Ниже приведены термины, используемые Фондом Айкикай . (Обратите внимание, что, несмотря на названия первых пяти перечисленных техник, их не всегда преподают в числовом порядке.) [ 3 ] Некоторые техники (например, броски «капля») также используются в дзюдо , которое можно считать «двоюродным братом» айкидо из-за их общего происхождения дзюдзюцу .
Техники айкидо можно условно разделить на две группы: техники обездвиживания ) ваза ( и броска техники нагэ ( . ваза ) катаме
Методы иммобилизации
[ редактировать ]- Первое обучение ( 一教 , ikkyō ) , контроль с использованием одной руки на локте и одной руки возле запястья, который прижимает укэ к земле (также называемый 腕押さえ, ude osae , «прищепка на руке»). [ 4 ] Этот захват также оказывает давление на локтевой нерв запястья.
- Второе учение ( 二教 , никё ) , пронационный захват запястья (小手回し, котэ маваси , «поворот предплечья»), который скручивает руку и оказывает болезненное нервное давление. имеется аддуктивный замок на запястье В версии ura или Z-lock .
- Третье учение ( 三教 , санкё ) — вращательный захват запястья (小手捻り, котэ хинери, «поворот предплечья»), который направляет спиральное напряжение вверх по всей руке, локтю и плечу.
- Четвертое учение ( 四教 , ёнкё ) , контроль плеч, аналогичный иккё , но с захватом предплечья обеими руками (также называемый 小手押さえ, котэ осаэ , «булавка на предплечье»). реципиента Костяшками пальцев (со стороны ладони) прикладывают лучевой нерв к надкостнице кости предплечья. [ 5 ]
- Пятое учение ( 五教 , гокё ) , визуально похожее на иккё , но с перевернутым захватом запястья, медиальным вращением руки и плеча и давлением вниз на локоть (также называемое 腕伸ばし, удэ нобаши ). Часто встречается в ножах и другом оружии.
- Шестое учение ( Роккё , роккё ) , также называемое штифтом, удерживающим руку на локте ( Локоть Ultimate Holder , хидзи кимэ осаэ ) .
- Второе учение о растяжении рук ( 腕拉ぎ二教 , ude hisigi nikyō ) , блокировка локтя, обычно используемая для ударов ножом или прямых ударов.
- Запутывание руки ( двигатель , уде-гарами ) или вращающегося штифта ( инженер , кайтэн осаэ ) . Обратите внимание, что название этой техники варьируется в зависимости от организации, и что уде-гарами может также относиться к совершенно другой технике (см. ниже, бросок с запутыванием рук).
- Техники локтя ( 肘技 , хиджи ваза ) — класс техник, включающих иммобилизацию локтя посредством замков.
- Удушение шеи ( подтягивание шеи , куби-шимэ ) , разновидность техник, предполагающих применение удушающего приема.
Терминология Ёсинкан
[ редактировать ]Школа Ёсинкан сохраняет эти термины Дайто-рю Айки-дзюдзюцу для техник с «первой» по «четвертую»:
- 一ケ条 Иккайо
- Никайо Никайо
- 三ケ条 Санкаджо
- 四ケ条 Ёнкаджо
Техника броска
[ редактировать ]- Метод дыхания ( 呼吸法 , кокю-хо ) . Из положения стоя, когда тори и уке находятся бок о бок, тори бросает уке назад, поднимая руку и нанося удары назад и вниз. Эту технику также иногда называют боковым входным броском ( 側面入身投げ , сокумен ирими-нагэ ) или классифицируют как тип броска на вдохе (см. ниже, бросок на вдохе под наклоном).
- Бросок в четырех направлениях ( 四方投げ , сихо-нагэ ) . Рука отведена назад за плечо, фиксируя плечевой сустав.
- Возврат предплечья ( 小TE - GAESHI ) , бросок с супинацией запястья, который растягивает разгибатель пальцев . Поскольку он содержит как фиксирующие, так и метательные элементы, его иногда классифицируют как гибридную технику комбинированных техник броска-обездвиживания , нагэ-катаме-ваза . .
- Входной бросок ( 入身投げ , ирими-нагэ ) — бросок, при котором Тори перемещается через пространство, занимаемое уке . Классическая форма внешне напоминает технику «бельевой веревки».
- Бросок неба и земли ( 天地投げ , тенчи-нагэ ), начинающийся с рётэ-дори ; Двигаясь вперед, тори поднимает одну руку низко («земля»), а другую высоко («небо»), что выводит укэ из равновесия , так что он или она легко опрокидывается.
- Бросок от бедра ( 腰投げ , коси-нагэ ) от бедра в айкидо — вариант броска . Тори опускает бедра ниже, чем у укэ , затем переворачивает укэ через образовавшуюся точку опоры .
- Бросок цифры десять ( Дзюдзи-нагэ , дзюдзи-нагэ ) или запутывание цифры десять ( Дзюдзи ) — -гарами бросок , при котором руки сцепляются друг с другом ( Кандзи, обозначающий «10», представляет собой крестообразную форму: 十). [ 6 ]
- Вращающийся бросок ( 回転投げ , кайтэн-нагэ ) тори отводит руку назад до тех пор, пока она не зафиксирует плечевой сустав, а затем использует давление вперед для броска. [ 7 ]
- Угловое падение ( 隅落とし , Суми отоси ) , иногда также считается разновидностью броска с дыханием.
- Бросок с вытягиванием руки ( 腕極め投げ , udekime-nage ) , сзади тори вытягивает руку укэ немного вниз и помещает другую вытянутую руку под плечо укэ , затем перемещает все тело вперед. Также альтернативно называется броском весов ( 天秤投げ , тенбин-нагэ ) , имея в виду . использование тори вытянутой руки в качестве точки опоры Также может рассматриваться как форма броска дыхания.
- Падение смешивания ( 合気落とし , айки-отоши ) , при котором тори хватает оба колена укэ и поднимает их вверх, отбрасывая укэ назад.
- Бросок с запутыванием руки удэ ( . Как и возврат предплечья , -гарами-нагэ ) может рассматриваться как бросочно-обездвиживающий комбинированный прием наге ( прием содержит как бросковые, так и блокирующие элементы и -катаме-ваза ) . этот -гарами иногда используется в разных школах для обозначения разных техник обездвиживания (см. выше, запутывание рук).
Дыхание бросает
[ редактировать ]Бросок на дыхании ( 呼吸投げ , кокю-нагэ ) относится к классу техник, в которых основное внимание уделяется объединению дыхания и броска, которые обычно не заканчиваются блокировками суставов, как техники иммобилизации. [ 8 ] Названия конкретных техник могут различаться в разных организациях и додзё, но они начинаются с того, что уке приближается сзади и блокирует одно или оба ; запястья тори в их основе лежат две части дыхания: вдох и в то же время восходящая дуга локтя, по которой должен следовать укэ , выдох (и боковое смещение) с нисходящей дугой, отправляющей укэ в образовавшийся вакуум. Различные типы кокю-наге могут включать:
- Наклонный бросок на вдохе ( 其动 Бросок на вдохе , нанаме кокю-нагэ ) , при котором тори бросает уке назад. Эту технику иногда называют просто основной техникой кокю-наге , или отдельно — методом дыхания, кокю-хо (см. Альтернативная терминология также включает боковой входной бросок ( боковой входной бросок , сокумен ирими-нагэ ) (особенно в Ёсинкан ) и задний бросок . ( бросок назад , уширо-нагэ ) .
- Бросок вперед ( бросок вперед , дзэнпо-нагэ ) . Против захвата одной рукой в противоположной стойке бросок можно назвать начальным движением тенкан цугиаси (彳彡轻), которое представляет собой поворот назад с последующим шагом вперед.
- Вращающийся бросок на дыхании ( 回転呼吸投げ , кайтэн кокю-нагэ ) . Техника начинается аналогично обычному вращающемуся броску ( кайтен-нагэ ), но затем переходит в бросок вперед. Как и в случае с вращательным броском, существуют две разновидности вращательных дыхательных бросков — внутренний ( 内 , учи ) и внешний ( 外 , сото ) . По сравнению с захватом одной рукой в противоположной стойке эти два варианта по начальным движениям можно назвать ирими кайтен (入身回転) и ирими тенкан (入身転換) дыхательные броски соответственно.
- Вариации методов иммобилизации.
- Первый обучающий бросок ( 一教投げ , ikkyō-nage ) . Этот бросок начинается так, как если бы тори выполняли обычную технику иккё , используя обе поднятые руки для отражения атаки укэ . Но вместо того, чтобы войти в штырь руки, тори вместо этого толкает уке назад.
- Первое обучение технике изменения (или вариации) ( 一教変化技 , ikkyō henka-waza ) . Подобно первому обучающему броску, но вместо броска укэ назад, тори переходит в технику падения, рубя или контролируя атакующую руку укэ , как это видно в режущем ( кири-отоси ) или плавающем падении ( уки-отоши ). . Это приводит к броску уке вперед.
- Третий обучающий бросок ( 三教投げ , санкё-нагэ ) . Тори укэ выполняет третий прием обучения до первого замка, когда локоть укэ направлен вверх, а затем бросает вперед .
- Drops (落とし, otoshiКапли
- падение ( Угловое отоши суми- )
- Режущая капля ( кири отоши - )
- срез (Задний , ushiro kiri-otoshi
- Плавающая капля ( уки отоши - ) [ 9 ]
- капля ( Скатывающаяся отоши маки- ) [ 10 ]
- Падение с оттягиванием плеч ( падение с оттягиванием плеч , ката хики-отоши )
- падение ( Ударное -отоши сури )
- плеч (背負い落とし, Seoi otoshiСпуск
- Падение ( тела отоши Тай )
- Плечевое колесо ( плечевое колесо , Ката гурума )
- Смешивающий бросок ( 合気投げ , айки-нагэ ) , при котором тори падает на пол и заставляет уке перекатиться вперед и через . спину тори
- Дыхание от бедра
- бедром ( хаджики гоши ) Движение
- Движение бедром с подтягиванием плеч ( Вращение бедрами с подтягиванием плеч , ката хики хадзики гоши )
- бедра ( Подтягивание гоши Цури )
- Подъемно-тяговое бедро ( рыболовная талия , цурикоми госи )
- Большое 大腰, O goshiбедро
- Бросок с поворотом предплечья через бедро ( бросок с поворотом бедра , котэ-хинери коси-нагэ )
Реализации
[ редактировать ]
Айкидо использует движения тела ( тай сабаки ), чтобы сочетаться с уке . Например, техника «входа» ( ирими ) состоит из движений внутрь по направлению к уке , тогда как техника «поворота» ( 転換 , тенкан ) использует вращательное движение. [ 11 ] Кроме того, техника «внутри» ( 内 , учи ) выполняется перед уке , тогда как техника «снаружи» ( 外 , сото ) выполняется сбоку от него; «передняя» ( 表 , омотэ ) техника применяется с движением к передней части уке , а «задняя» ( 裏 , ura ) версия применяется с движением к задней части уке , обычно путем включения поворотного движения. Наконец, большинство техник можно выполнять в сидячей позе ( сэйдза ). Техники, в которых и укэ , и тори сидят, называются сувари-ваза , а техники, выполняемые, когда укэ стоит, а тори сидя, называются ханми хандати . [ 12 ]
Таким образом, из менее чем двадцати основных методов существуют тысячи возможных реализаций. Например, иккё можно применить к противнику, который движется вперед с ударом (возможно, с движением типа ура , чтобы перенаправить поступающую силу), или к противнику, который уже нанес удар и теперь движется назад, чтобы восстановить дистанцию (возможно, омотэ -ваза версия). Конкретные ката айкидо обычно обозначаются формулой «техника атаки (-модификатор)». [ 13 ] Например, кататэ-дори иккё относится к любой технике иккё, выполняемой, когда укэ держит одно запястье. Это можно было бы дополнительно определить как кататэ-дори иккё омотэ движения вперёд , имея в виду любую технику иккё из этого захвата.
Атеми ( 当て身 ) — удары (или финты ), используемые во время техники айкидо. Некоторые рассматривают атеми как атаки на « жизненно важные точки », призванные причинить ущерб сами по себе. Например, Годзо Сиода описал использование атеми в драке, чтобы быстро уничтожить лидера банды. [ 14 ] Другие считают атеми , особенно по лицу, методами отвлечения внимания, позволяющими использовать другие техники. Удар, независимо от того, заблокирован он или нет, может напугать цель и нарушить ее концентрацию. Цель также может потерять равновесие при попытке уклониться от удара, например, отдернув голову назад, что может облегчить бросок. [ 12 ] Многие высказывания об атеми приписываются Морихею Уэсибе, который считал их важным элементом техники. [ 15 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Хомма, Гаку (1990). Айкидо на всю жизнь . Беркли, Калифорния : Книги Северной Атлантики. стр. 20–30 . ISBN 978-1-55643-078-7 .
- ↑ Термины японских боевых искусств. Архивировано 30 августа 2010 г. в Wayback Machine Two Cranes Aikido, Сиэтл, Вашингтон.
- ^ Шиффлетт, CM (1999). Упражнения айкидо для обучения и тренировок . Беркли, Калифорния: Книги Северной Атлантики. ISBN 978-1-55643-314-6 .
- ^ Пранин, Стэнли (2008). «Иккё» . Энциклопедия Айкидо . Архивировано из оригинала 26 августа 2014 г.
- ^ Пранин, Стэнли (2008). «Йонкё» . Энциклопедия Айкидо . Архивировано из оригинала 22 января 2008 г. Проверено 18 декабря 2010 г.
- ^ Пранин, Стэнли (2008). «Дзюдзи Гарами» . Энциклопедия Айкидо . Архивировано из оригинала 22 января 2008 г.
- ^ Пранин, Стэнли (2008). «Кайтэннаге» . Энциклопедия Айкидо . Архивировано из оригинала 22 января 2008 г.
- ^ Пранин, Стэнли (2008). «Кокюнагэ» . Энциклопедия Айкидо . Архивировано из оригинала 22 января 2008 г.
- ^ Барбара Бриттон - уки отоси
- ^ Барбара Бриттон Сидоин преподает маки-отоси
- ^ Амдур, Эллис. «Ирими» . Журнал Айкидо . Архивировано из оригинала 17 октября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Сиода, Годзо (1968). Динамическое айкидо . Коданша Интернэшнл. стр. 52–55 . ISBN 978-0-87011-301-7 .
- ^ Тейлор, Майкл (2004). Терминология айкидо – важный справочный материал на английском и японском языках . Лулу Пресс. ISBN 978-1-4116-1846-6 .
- ^ Сиода, Годзо ; Пайе, Жак; Джонстон, Кристофер (2000). Айкидо Сюгё: Гармония в противостоянии . Книги Синдокан. ISBN 978-0-9687791-2-5 .
- ^ Скотт, Натан (2000). «Учение Уэсибы Морихэя-сэнсэя» . Архивировано из оригинала 31 декабря 2006 г. Проверено 1 февраля 2007 г.