Кальяна-миттата
Часть серии о |
буддизм |
---|
![]() |
Кальяна-миттата ( пали ; санскр .: -mitratā ; кит .: 善知識 ) — это буддийская концепция «замечательной дружбы» в буддийской общественной жизни, применимая как к монашеским , так и к семейным отношениям. Тот, кто участвует в таких отношениях, известен как «хороший друг», «добродетельный друг», «благородный друг» или «замечательный друг» ( kalyāṇa-mitta , -mitra ). [ 1 ]
Канонические источники
[ редактировать ]
В » Палийского канона ( «Упаддха-сутте SN 45.2 ) есть разговор между Господом Буддой и его учеником Анандой , в котором Ананда с энтузиазмом заявляет: «Это половина святой жизни, господин: восхитительная дружба, восхитительное товарищество, восхитительное товарищество. ' Будда отвечает:
- — Не говори так, Ананда. Не говори так. Восхитительная дружба, восхитительное товарищество, восхитительное товарищество – это, по сути, вся святая жизнь. Когда у монаха есть замечательные люди в качестве друзей, компаньонов и товарищей, можно ожидать, что он будет развивать и следовать Благородному Восьмеричному Пути ». [ 2 ]
Будда уточняет, что благодаря такой дружбе человек развивает каждый из факторов пути через уединение, бесстрастие и прекращение. Далее Будда утверждает, что благодаря духовной дружбе с самим Буддой последователи обрели освобождение от страданий.
По словам доктора Р.Л. Сони, канонические дискурсы утверждают, что «общение с мудрыми» приводит к следующему развитию: «слушание хороших советов, разумная вера, благородные мысли, ясное мышление, самоконтроль, хорошее поведение, преодоление препятствий обретение мудрости и последующее освобождение». [ 3 ]
В более широком смысле, в Итивуттаке 1.17 Будда заявляет:
- «Что касается внешних факторов, я не думаю, что какой-либо другой фактор, такой как замечательная дружба, сделает так много для обучающегося монаха, который не достиг цели сердца, но продолжает стремиться к непревзойденной безопасности от рабства. Монах, который дружит с замечательными людьми, отказывается от неумелого и развивает искусное». [ 4 ]
Следующая сутта также относится к духовной дружбе.
(АН 4:94; II 93–95)
Четыре типа людей «Эти четыре типа людей, о монахи, существуют в мире. Какие четыре? «Здесь, монахи, один человек обретает внутреннюю ясность ума, но не обретает высшей мудрости прозрения в явлениях.12 Другой человек обретает высшую мудрость прозрения в явлениях, но не обретает внутренней ясности ума. Другой человек не обретает ни внутренней ясности ума, ни высшей мудрости прозрения явлений. А другой человек обретает и внутреннюю ясность ума, и высшую мудрость проницательности в явлениях. «При этом, монахи, человек, обретший внутреннее спокойствие ума, но не высшую мудрость прозрения явлений, должен подойти к обретающему высшую мудрость и спросить его: «Как, друг, следует видеть образования?» Как следует исследовать пласты? Как можно распознавать формации с помощью проницательности?»13 Тогда другой отвечает ему, поскольку он увидел и понял предмет так: «Формации следует видеть таким образом; их следует исследовать таким образом; их следует распознавать проницательно именно таким образом». В более позднее время этот обретает и внутреннюю ясность ума, и высшую мудрость понимания явлений. «При этом, монахи, человек, обретающий высшую мудрость прозрения в явлениях, но не внутреннее спокойствие ума, должен подойти к обретающему внутреннее спокойствие и спросить его: «Как, друг, следует уравновешивать ум?» Как должен быть собран разум? Как разум должен быть един? Как следует концентрировать ум? Тогда другой отвечает ему, так как он видел и понимал этот вопрос следующим образом: «Ум должен быть таким-то устойчивым, таким-то собранным, таким-то объединенным, таким-то сконцентрированным». В более позднее время этот обретает и внутреннюю ясность ума, и высшую мудрость прозрения явлений. «При этом, монахи, человек, не обретший ни внутреннего спокойствия ума, ни высшей мудрости прозрения в явлениях, должен подойти к обретшему и то, и другое и спросить его: «Как, друг, следует уравновешивать ум?… Как, друг, следует образования видны?…» Тогда другой отвечает ему, поскольку он увидел и понял предмет так: «Ум должен быть уравновешен таким образом…». Так следует видеть образования...» В более позднее время этот обретает и внутреннюю ясность ума, и высшую мудрость прозрения в явлениях. «При этом, монахи, человек, который обретет и внутреннюю ясность ума, и высшую мудрость понимания явлений, должен утвердиться именно в этих благотворных состояниях и предпринять дальнейшие усилия для уничтожения загрязнений».
Что касается домохозяев, Будда дает следующее объяснение в Дигхаджану Сутте ( AN 8.54):
- — А что подразумевается под замечательной дружбой? Бывает случай, когда мирянин, в каком бы городе или деревне он ни жил, проводит время с домохозяевами или сыновьями домовладельцев, молодыми или старыми, которые продвинуты в добродетели. Он разговаривает с ними, вовлекает их в дискуссии. Он подражает совершенной убежденности тех, кто совершенен в убеждениях, совершенной добродетели тем, кто совершенен в добродетели, совершенной щедрости тех, кто совершенен в щедрости, и совершенной проницательности тем, кто совершенен в проницательности. Это называется замечательной дружбой». [ 5 ]
Постканонические палийские тексты
[ редактировать ]» первого века нашей эры В экзегетике «Вимуттимагга Арахант Упатисса определяет необходимость найти «хорошего друга» или «выдающегося друга», чтобы развить «отличную концентрацию ». Хороший друг должен понимать Типитаку , камму , «благотворное мирское знание» и Четыре Благородные Истины . Цитируя Ангуттара Никаю 7.36, Упатисса говорит, что бхиккхумитто («друг-монах») должен обладать следующими семью качествами:
Привлекательность, почтение, почтение, способность хорошо давать советы, терпение (в слушании), способность вести глубокие беседы и не преследовать бесполезные цели». [ 6 ] [ 7 ]
пятого века нашей эры В Висуддхимагге («Пути очищения») Буддхагхоша также упоминает о необходимости найти «хорошего друга» в контексте поиска того, кто будет вашим «подателем предмета для медитации ». [ 8 ] Как и Упатисса, Буддхагхоша ссылается на семь качеств АН 7.36 и добавляет, что только Будда обладает всеми этими качествами. Если Будда не может быть хорошим другом, то один из восьмидесяти великих шраваков рекомендуется ; если один из них недоступен, то следует найти хорошего друга, который разрушил все оковы посредством достижения всех джхан и развития випассаны . В противном случае, в порядке убывания, можно выбрать: анагами , или сакадагами , или сотапанну , или неархата , достигшего состояния джхана, или того, кто знает Типитаку , или две питаки, или одну питаку, или того, кто знает никаю и комментарии к ней, и кто добросовестный. [ 9 ]
Отношения учителя и ученика
[ редактировать ]В традиционных школах буддийской мысли духовная дружба — это дружба не между сверстниками, а дружба между учеником и его духовным учителем . [ 10 ] Из вышеупомянутых сутт мы видим, что Будда считал, что для духовного роста жизненно важно иметь духовного друга. Эта дружба строится на глубоком уважении к знаниям учителя и потенциалу ученика, и благодаря этому уважению и дружбе оба человека учатся конструктивному поведению. Конструктивное поведение в буддизме – это думать, говорить и вести себя конструктивно по отношению к жизни, что ведет к личному счастью, а затем и к просветлению .
В традиции Ваджраяны отношения учителя и ученика считаются чрезвычайно важными для того, чтобы направить ученика на правильный тантрический путь и избежать вредных последствий непонимания и неправильной практики. [ 11 ]
Отношения со сверстниками
[ редактировать ]Духовная дружба важна для построения связей между сверстниками в буддийской общине.
Сангхаракшита , основатель буддийской общины Триратна , подчеркивает духовную дружбу: имея группу сверстников в качестве духовных друзей, мы узнаем больше о том, как быть хорошими людьми, чем в изоляции:
[Сангхаракшита] подчеркивает ценность дружбы со сверстниками, в частности наличие хотя бы одного друга-платона, с которым мы можем быть близкими и полностью откровенными. Благодаря дружбе у нас есть возможность развить такие добродетели, как щедрость, сострадание, терпение и прощение. [ 12 ]
См. также
[ редактировать ]- Дигхаджану Сутта - контекстуализирует кальяна-миттату среди других домашних обязанностей.
- Сигаловада Сутта - подробно рассказывает о том, как важно иметь настоящего друга, который также является кальяна-миттатой, и быть им.
- Дхаммика Сутта
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Коллинз, Стивен (1987). Кальянамитта и Кальянамиттата , Журнал Общества палийских текстов 11, 55.
- ^ Таниссаро Бхикку (1997). «Упаддха Сутта: Половина (святой жизни) (СН 45.2)» . Получено апреля 15 .
{{cite web}}
: CS1 maint: numeric names: authors list (link) Also see Дхарма Жизнь. «Dharmalife.com» . Архивировано из оригинала 4 февраля 2012 года . Проверено 27 июля 2006 г. - ^ Доктор Р. Л. Сони, Высшие благословения жизни (Публикация «Колесо» № 254) (Канди: Буддийское издательское общество , 1997), получено 8 ноября 2007 г. из «Доступа к пониманию» по адресу http://www.accesstoinsight.org/lib/. авторы/soni/wheel254.html .
- ^ Таниссаро Бхикку (2001). «Группа Единиц (ит. 1-27)» . Проверено 15 апреля 2007 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Таниссаро Бхиккху (1995). «Дигхаджану (Вьяггхападжа) Сутта: Дигхаджану (AN 8.54)» . Проверено 15 апреля 2007 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Упатисса, Арахант (1995). Путь Свободы (Вимуттимагга) . Перевод НРМ Эхара; Сома Тера; Хеминда Тера. Канди, Шри-Ланка: Буддийское издательское общество. стр. 48–50. ISBN 955-24-0054-6 .
- ^ Фактический палийский язык, связанный с этой суттой, таков: « Пийо ча хоти манапо ча, гару ча, бханийо ча, ватта ча, вакантанаккхамо ча, гамбхиранча катхам катта хоти, но ча аттхане ниёджети » . Серия Шри-Ланки Будды Джаянти Типитака (SLTP). «AN 7.1.4.6, « Бхиккумитта суттам » » . Проверено 7 октября 2006 г.
- ^ Буддхагхоса, Бхадантачария ; Бхиккху Нанамоли (пер.) (1999). Путь очищения: Висуддхимагга . Сиэтл, Вашингтон: BPS Pariyatti Editions. п. 90. ИСБН 1-928706-00-2 .
- ^ Буддхагхоса и Нанамоли (1999), стр. 98-99.
- ^ Александр Берзин. «StudyBuddhism.com» . Проверено 16 июня 2016 г.
- ^ Берзин, Александр. Отношения с духовным учителем: построение здоровых отношений . Итака, Снежный лев, 2000 г.
- ^ fwbo.org. «Духовная дружба» . Проверено 27 июля 2006 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Дружеские стихи о близких друзьях – Митра-варгха
- Духовная дружба , Бхиккху Бодхи
- Буллит, Джон Т. (2005). Восхитительная дружба: Кальянамиттата [Антология Палийского канона]. Получено 20 июля 2007 г. из «Access to Insight» на сайте Admirable friends: kalyanamittata .
- Субхути (2001). Хорошая компания [очерк о духовной дружбе]. Напечатано в Dharmalife (№ 17, зима 2001 г.). Получено из «DharmaLife» в Good Company of Dharma Life .