Jump to content

Кальяна-миттата

Кальяна-миттата ( пали ; санскр .: -mitratā ; кит .: 善知識 ) — это буддийская концепция «замечательной дружбы» в буддийской общественной жизни, применимая как к монашеским , так и к семейным отношениям. Тот, кто участвует в таких отношениях, известен как «хороший друг», «добродетельный друг», «благородный друг» или «замечательный друг» ( kalyāṇa-mitta , -mitra ). [ 1 ]

Канонические источники

[ редактировать ]
Скульптура Будды, держащего руку за голову монаха справа от Будды, последний монах улыбается.
Скульптура на Пике Стервятника , Раджгир , Индия, изображающая Будду, утешающего Ананду.

В » Палийского канона ( «Упаддха-сутте SN 45.2 ) есть разговор между Господом Буддой и его учеником Анандой , в котором Ананда с энтузиазмом заявляет: «Это половина святой жизни, господин: восхитительная дружба, восхитительное товарищество, восхитительное товарищество. ' Будда отвечает:

— Не говори так, Ананда. Не говори так. Восхитительная дружба, восхитительное товарищество, восхитительное товарищество – это, по сути, вся святая жизнь. Когда у монаха есть замечательные люди в качестве друзей, компаньонов и товарищей, можно ожидать, что он будет развивать и следовать Благородному Восьмеричному Пути ». [ 2 ]

Будда уточняет, что благодаря такой дружбе человек развивает каждый из факторов пути через уединение, бесстрастие и прекращение. Далее Будда утверждает, что благодаря духовной дружбе с самим Буддой последователи обрели освобождение от страданий.

По словам доктора Р.Л. Сони, канонические дискурсы утверждают, что «общение с мудрыми» приводит к следующему развитию: «слушание хороших советов, разумная вера, благородные мысли, ясное мышление, самоконтроль, хорошее поведение, преодоление препятствий обретение мудрости и последующее освобождение». [ 3 ]

В более широком смысле, в Итивуттаке 1.17 Будда заявляет:

«Что касается внешних факторов, я не думаю, что какой-либо другой фактор, такой как замечательная дружба, сделает так много для обучающегося монаха, который не достиг цели сердца, но продолжает стремиться к непревзойденной безопасности от рабства. Монах, который дружит с замечательными людьми, отказывается от неумелого и развивает искусное». [ 4 ]

Следующая сутта также относится к духовной дружбе.

(АН 4:94; II 93–95)

Четыре типа людей «Эти четыре типа людей, о монахи, существуют в мире. Какие четыре? «Здесь, монахи, один человек обретает внутреннюю ясность ума, но не обретает высшей мудрости прозрения в явлениях.12 Другой человек обретает высшую мудрость прозрения в явлениях, но не обретает внутренней ясности ума. Другой человек не обретает ни внутренней ясности ума, ни высшей мудрости прозрения явлений. А другой человек обретает и внутреннюю ясность ума, и высшую мудрость проницательности в явлениях. «При этом, монахи, человек, обретший внутреннее спокойствие ума, но не высшую мудрость прозрения явлений, должен подойти к обретающему высшую мудрость и спросить его: «Как, друг, следует видеть образования?» Как следует исследовать пласты? Как можно распознавать формации с помощью проницательности?»13 Тогда другой отвечает ему, поскольку он увидел и понял предмет так: «Формации следует видеть таким образом; их следует исследовать таким образом; их следует распознавать проницательно именно таким образом». В более позднее время этот обретает и внутреннюю ясность ума, и высшую мудрость понимания явлений. «При этом, монахи, человек, обретающий высшую мудрость прозрения в явлениях, но не внутреннее спокойствие ума, должен подойти к обретающему внутреннее спокойствие и спросить его: «Как, друг, следует уравновешивать ум?» Как должен быть собран разум? Как разум должен быть един? Как следует концентрировать ум? Тогда другой отвечает ему, так как он видел и понимал этот вопрос следующим образом: «Ум должен быть таким-то устойчивым, таким-то собранным, таким-то объединенным, таким-то сконцентрированным». В более позднее время этот обретает и внутреннюю ясность ума, и высшую мудрость прозрения явлений. «При этом, монахи, человек, не обретший ни внутреннего спокойствия ума, ни высшей мудрости прозрения в явлениях, должен подойти к обретшему и то, и другое и спросить его: «Как, друг, следует уравновешивать ум?… Как, друг, следует образования видны?…» Тогда другой отвечает ему, поскольку он увидел и понял предмет так: «Ум должен быть уравновешен таким образом…». Так следует видеть образования...» В более позднее время этот обретает и внутреннюю ясность ума, и высшую мудрость прозрения в явлениях. «При этом, монахи, человек, который обретет и внутреннюю ясность ума, и высшую мудрость понимания явлений, должен утвердиться именно в этих благотворных состояниях и предпринять дальнейшие усилия для уничтожения загрязнений».

Что касается домохозяев, Будда дает следующее объяснение в Дигхаджану Сутте ( AN 8.54):

— А что подразумевается под замечательной дружбой? Бывает случай, когда мирянин, в каком бы городе или деревне он ни жил, проводит время с домохозяевами или сыновьями домовладельцев, молодыми или старыми, которые продвинуты в добродетели. Он разговаривает с ними, вовлекает их в дискуссии. Он подражает совершенной убежденности тех, кто совершенен в убеждениях, совершенной добродетели тем, кто совершенен в добродетели, совершенной щедрости тех, кто совершенен в щедрости, и совершенной проницательности тем, кто совершенен в проницательности. Это называется замечательной дружбой». [ 5 ]

Постканонические палийские тексты

[ редактировать ]

» первого века нашей эры В экзегетике «Вимуттимагга Арахант Упатисса определяет необходимость найти «хорошего друга» или «выдающегося друга», чтобы развить «отличную концентрацию ». Хороший друг должен понимать Типитаку , камму , «благотворное мирское знание» и Четыре Благородные Истины . Цитируя Ангуттара Никаю 7.36, Упатисса говорит, что бхиккхумитто («друг-монах») должен обладать следующими семью качествами:

Привлекательность, почтение, почтение, способность хорошо давать советы, терпение (в слушании), способность вести глубокие беседы и не преследовать бесполезные цели». [ 6 ] [ 7 ]

пятого века нашей эры В Висуддхимагге («Пути очищения») Буддхагхоша также упоминает о необходимости найти «хорошего друга» в контексте поиска того, кто будет вашим «подателем предмета для медитации ». [ 8 ] Как и Упатисса, Буддхагхоша ссылается на семь качеств АН 7.36 и добавляет, что только Будда обладает всеми этими качествами. Если Будда не может быть хорошим другом, то один из восьмидесяти великих шраваков рекомендуется ; если один из них недоступен, то следует найти хорошего друга, который разрушил все оковы посредством достижения всех джхан и развития випассаны . В противном случае, в порядке убывания, можно выбрать: анагами , или сакадагами , или сотапанну , или неархата , достигшего состояния джхана, или того, кто знает Типитаку , или две питаки, или одну питаку, или того, кто знает никаю и комментарии к ней, и кто добросовестный. [ 9 ]

Отношения учителя и ученика

[ редактировать ]

В традиционных школах буддийской мысли духовная дружба — это дружба не между сверстниками, а дружба между учеником и его духовным учителем . [ 10 ] Из вышеупомянутых сутт мы видим, что Будда считал, что для духовного роста жизненно важно иметь духовного друга. Эта дружба строится на глубоком уважении к знаниям учителя и потенциалу ученика, и благодаря этому уважению и дружбе оба человека учатся конструктивному поведению. Конструктивное поведение в буддизме – это думать, говорить и вести себя конструктивно по отношению к жизни, что ведет к личному счастью, а затем и к просветлению .

В традиции Ваджраяны отношения учителя и ученика считаются чрезвычайно важными для того, чтобы направить ученика на правильный тантрический путь и избежать вредных последствий непонимания и неправильной практики. [ 11 ]

Отношения со сверстниками

[ редактировать ]

Духовная дружба важна для построения связей между сверстниками в буддийской общине.

Сангхаракшита , основатель буддийской общины Триратна , подчеркивает духовную дружбу: имея группу сверстников в качестве духовных друзей, мы узнаем больше о том, как быть хорошими людьми, чем в изоляции:

[Сангхаракшита] подчеркивает ценность дружбы со сверстниками, в частности наличие хотя бы одного друга-платона, с которым мы можем быть близкими и полностью откровенными. Благодаря дружбе у нас есть возможность развить такие добродетели, как щедрость, сострадание, терпение и прощение. [ 12 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Коллинз, Стивен (1987). Кальянамитта и Кальянамиттата , Журнал Общества палийских текстов 11, 55.
  2. ^ Таниссаро Бхикку (1997). «Упаддха Сутта: Половина (святой жизни) (СН 45.2)» . Получено апреля 15 . {{cite web}}: CS1 maint: numeric names: authors list (link) Also see Дхарма Жизнь. «Dharmalife.com» . Архивировано из оригинала 4 февраля 2012 года . Проверено 27 июля 2006 г.
  3. ^ Доктор Р. Л. Сони, Высшие благословения жизни (Публикация «Колесо» № 254) (Канди: Буддийское издательское общество , 1997), получено 8 ноября 2007 г. из «Доступа к пониманию» по адресу http://www.accesstoinsight.org/lib/. авторы/soni/wheel254.html .
  4. ^ Таниссаро Бхикку (2001). «Группа Единиц (ит. 1-27)» . Проверено 15 апреля 2007 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  5. ^ Таниссаро Бхиккху (1995). «Дигхаджану (Вьяггхападжа) Сутта: Дигхаджану (AN 8.54)» . Проверено 15 апреля 2007 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  6. ^ Упатисса, Арахант (1995). Путь Свободы (Вимуттимагга) . Перевод НРМ Эхара; Сома Тера; Хеминда Тера. Канди, Шри-Ланка: Буддийское издательское общество. стр. 48–50. ISBN  955-24-0054-6 .
  7. ^ Фактический палийский язык, связанный с этой суттой, таков: « Пийо ча хоти манапо ча, гару ча, бханийо ча, ватта ча, вакантанаккхамо ча, гамбхиранча катхам катта хоти, но ча аттхане ниёджети » . Серия Шри-Ланки Будды Джаянти Типитака (SLTP). «AN 7.1.4.6, « Бхиккумитта суттам » » . Проверено 7 октября 2006 г.
  8. ^ Буддхагхоса, Бхадантачария ; Бхиккху Нанамоли (пер.) (1999). Путь очищения: Висуддхимагга . Сиэтл, Вашингтон: BPS Pariyatti Editions. п. 90. ИСБН  1-928706-00-2 .
  9. ^ Буддхагхоса и Нанамоли (1999), стр. 98-99.
  10. ^ Александр Берзин. «StudyBuddhism.com» . Проверено 16 июня 2016 г.
  11. ^ Берзин, Александр. Отношения с духовным учителем: построение здоровых отношений . Итака, Снежный лев, 2000 г.
  12. ^ fwbo.org. «Духовная дружба» . Проверено 27 июля 2006 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3f35e49ccb06d6ed6892a77c9e5e0f5e__1724557560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3f/5e/3f35e49ccb06d6ed6892a77c9e5e0f5e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kalyāṇa-mittatā - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)