Тени (рассказ)
« Тени » ( польск . « Cienie ») — один из Болеслава Пруса самых коротких микрорассказов . Написанная в 1885 году, она возникла из нескольких лет пессимистического периода в жизни автора, частично вызванного провалом в 1883 году газеты «Новины», варшавской ежедневной которую он редактировал менее года. Прус, « фонарщик », который стремился рассеять тьму и сопутствующие ей «страхи, заблуждения и преступления», не смог достаточно заинтересовать публику своей «обсерваторией социальных фактов» Новини . [ 1 ]
«Тени» — один из нескольких микрорассказов Болеслава Пруса , частично вдохновленных французской прозой XIX века . [ 2 ]
Прусский ученый Зигмунт Швейковский пишет:
Ночь, темнота, незнакомые места с неопределенными деталями топографии, да и вообще любое мощное явление возбуждают в Прусе тревогу, которая побуждает его олицетворять природу . Перед ним предстает мир живых, загадочных, грозных вещей... полный жутких переживаний, причудливых форм, поразительных контрастов света и тени . Особенно интересным образом представлена последняя область ощущений; необычайные минуты повышают чувствительность Пруса к переменам света, а тем более к его отсутствию; отсюда возникают интересные поэтические представления о жизни теней в его произведениях («Тени» [1885], «В свете луны» [1884] и др.)...
На основе точного знакомства с природой и с научными абстракциями, которые Прус умеет виртуозно конкретизировать, писатель создает совершенно оригинальный, не встречающийся у других авторов мир великолепных видений, поражающих своей перспективой бесконечности ; они транслируют стремления, стремления и борьбу человеческой души во вселенную ( «В свете луны») или выявляют высший, религиозный, мифический или легендарный порядок вселенной («Новый год» [1880]). .
Эти далеко идущие перспективы, присутствующие в начале писательской карьеры Пруса, заметно усиливаются после 1882 года, с провалом « Новинок ». Решающим образом меняется отношение писателя к своему искусству; что искусство становится ему все ближе, и мы видим, как его сочинения становятся значительно глубже, юмор приобретает особую роль, и Прус начинает избегать написания [тех] произведений, [которые он писал, движимые прежде] желанием развлекать читателя насмешками и шутками... [ 3 ]
Пруса Микрорассказ «Тени» состоит из двух частей. Первая половина вызывает описанную выше атмосферу страха посредством описания Пруса вечной борьбы между светом и тьмой. Вторая половина микроистории описывает попытки одного из безымянных фонарщиков рассеять тьму до тех пор, пока позволяет его ограниченный срок жизни.
См. также
[ редактировать ]- « Земляная форма » ( микрорассказ Болеслава Пруса ).
- « Живой телеграф » ( микрорассказ Болеслава Пруса ).
- Поэзия в прозе .
- « Легенда о Древнем Египте » ( Пруса первый исторический рассказ ).
- Тьма .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Кристофер Каспарек , «Две микроистории Болеслава Пруса », The Polish Review , 1995, вып. 1, с. 99.
- ^ Зигмунт Швейковский , Работы Болеслава Пруса , стр. 99.
- ^ Зигмунт Швейковский , Twórczość Bolesława Prusa (Искусство Болеслава Пруса), стр. 93–94.
Ссылки
[ редактировать ]- Кристофер Каспарек , «Два микрорассказа Болеслава Пруса », The Polish Review , 1995, вып. 1, стр. 99–103.
- Зигмунт Швейковский , Twórczość Bolesława Prusa (Искусство Болеслава Пруса ), 2-е изд., Варшава, Национальный издательский институт, 1972.
- Барбара Бобровска, '» Войцицкого и Пруса « Фонарные светильники : ' параболическая физиология , в Пруса «Маленьких повествованиях », Гданьск, слово/изображение terytoria, 2004, стр. 113–34.