Менахем Мендель Бейлис
Менахем Мендель Бейлис | |
---|---|
Рожденный | 1874 |
Умер | 7 июля 1934 г. | ( 1934-07-07 )
Место отдыха | Кладбище Маунт-Кармель , Глендейл , Нью-Йорк |
Национальность | Русский |
Уголовное обвинение | Ритуальное убийство |
Часть серии о |
Антисемитизм |
---|
Категория |
Менахем Мендель Бейлис (иногда пишется как Бейлис ; идиш : Менахем , русский : Мендель Бейлис Менахем Мендель Бейлис ; 1874 – 7 июля 1934) [1] был русским евреем, обвиненным в ритуальном убийстве в Киеве в Российской империи в ходе печально известного процесса 1913 года, известного как «процесс Бейлиса» или «дело Бейлиса». Хотя после длительного процесса Бейлис был в конечном итоге оправдан, судебный процесс вызвал международную критику антисемитизма в Российской империи .
История Бейлиса была воплощена в романе Бернарда Маламуда 1966 года «Фиксатор» , получившем Пулитцеровскую премию в области художественной литературы и Национальную книжную премию США в области художественной литературы .
Биография
[ редактировать ]Менахем Мендель Бейлис родился в хасидской семье. [2] [3] В 1911 году он был бывшим солдатом и отцом пятерых детей. Работал начальником Зайцевского кирпичного завода в Киеве .
Murder of Andriy Yushchinskyi
[ редактировать ]12 марта 1911 года по дороге в школу пропал 13-летний мальчик по имени Андрей Ющинский. Через восемь дней его изуродованное тело было обнаружено в пещере возле кирпичного завода Зайцева. Бейлис был арестован 21 июля 1911 года после того, как фонарщик дал показания о том, что мальчика похитил еврей. В докладе, представленном царю Николаю II судебными органами, убийцей назван Бейлис. [2] [4]
Бейлис провел в тюрьме более двух лет в ожидании суда. [5] Тем временем в российской прессе развернулась антисемитская кампания против еврейской общины с обвинениями в ритуальных убийствах. [2] : Вступление со ссылкой на газеты, 1911 г. Среди тех, кто писал или выступал против этих ложных обвинений, были Максим Горький , Владимир Короленко , [6] Александр Blok , Александр Куприн , Владимир Вернадский , Mykhailo Hrushevskyi и Pavel Milyukov . [7] : стр.5 : стр.118
Бейлис находился в тюрьме больше года, когда к нему в камеру пришла делегация во главе с военным. что могло быть уловкой с целью заставить Бейлиса оговорить себя или других евреев. Офицер сообщил Бейлису, что вскоре он будет освобожден благодаря манифесту о помиловании всех каторжников (каторжников) в честь трехсотлетия правления Романовых, династия . Как рассказывается в мемуарах, Бейлис отказался от этой инициативы:
- «Этот манифест, — сказал я, — будет для каторжников , а не для меня. Мне не нужен манифест, мне нужен справедливый суд».
- «Если вас прикажут освободить, вам придется уйти».
- «Нет, даже если вы откроете двери тюрьмы и пригрозите мне расстрелом, я не уйду. Я не останусь без суда». [8]
Это один из многих случаев из мемуаров Бейлиса, которые Бернар Маламуд включил в свой роман «Наладчик» . [9]
Суд
[ редактировать ]В досудебный период, 1911–1912, дело расследовал Николай Красовский (Николай Александрович Красовский), главный следователь Киевского полицейского управления . Красовский продолжил свою работу, несмотря на попытки саботировать расследование, и отказался участвовать в кампании по фальсификации доказательств. Его уволили из этого дела, но он продолжил расследование в частном порядке, которому помогали бывшие коллеги из полицейского управления. В конце концов они нашли настоящих убийц Ющинского: банду преступников - Рудзинского, Сингаевского, Латышева - и Веру Чеберяк, сын которой Женя был другом Ющинского. [10] 30–31 мая 1912 г. в киевских газетах было опубликовано сообщение об аресте Красовского. В конце концов с него сняли все обвинения.
Суд над Бейлисом проходил в Киеве с 25 сентября по 28 октября 1913 года. В состав обвинения входили лучшие адвокаты правительства. Сикорский Профессор Киевского государственного университета (отец Игоря Сикорского ), медицинский психолог показал , в качестве свидетеля-эксперта обвинения , что, по его мнению, речь шла о ритуальном убийстве .
У Бейлиса было сильное алиби в связи с тем, что он работал в еврейскую субботу. Ющинский был похищен в субботу утром, когда Бейлис был на работе, что подтвердили его коллеги-неевреи. В качестве доказательства были предъявлены квитанции об отправке кирпича, подписанные Бейлисом тем утром. Обвинение утверждало, что Бейлис мог выйти на несколько минут, похитить Ющинского, а затем вернуться на работу. [7]
В документах внутренней полиции 1912 года впоследствии выяснилось, что слабость дела была известна. [7] : стр.90–91. [11]
Эксперт обвинения
[ редактировать ]Одним из свидетелей обвинения, представленного как эксперт по иудаистским ритуалам, был литовский католический священник Юстинас Пранайтис из Ташкента , хорошо известный своей антисемитской работой 1892 года «Талмуд без маски» . Пранайтис показал, что убийство Ющинского было религиозным ритуалом. Один из чиновников полицейского управления сказал:
- Ход суда будет зависеть от того, как невежественные присяжные воспримут доводы священника Пранайтиса, уверенного в реальности ритуальных убийств. Я думаю, что как священник он умеет разговаривать с крестьянами и убеждать их. Как учёный, защитивший диссертацию по этому вопросу, он даст подпорку суду и обвинению, хотя заранее ничего угадать пока нельзя. Я познакомился с Пранайтисом и твердо убежден, что это тот человек, который знает проблему, о которой он будет говорить, глубоко... Все, стало быть, будет зависеть от того, какие аргументы приведет священник Пранайтис, а они у него есть, и они разрушают еврейство. [12]
Доверие к Пранайтису быстро подошло к концу, когда защита продемонстрировала его незнание основных понятий и определений Талмуда, таких как хуллин , [7] : стр.215 до такой степени, что «многие в зале время от времени громко смеялись, когда он явно растерялся и не мог даже вразумительно ответить на некоторые вопросы, заданные моим адвокатом». [2] царской тайной полиции Цитируется агент , сообщающий о показаниях Пранайтиса, который сказал:
- Перекрестный допрос Пранайтиса ослабил доказательную силу его экспертного заключения, обнажая незнание текстов, недостаточное знание еврейской литературы. Из-за дилетантских знаний и отсутствия изобретательности экспертное мнение Пранайтиса имеет очень низкую ценность. Допрошенные сегодня профессора Троицкий и Коковцев дали исключительно положительные для защиты выводы, восхваляя доктрины еврейской религии и не допуская даже возможности религиозного убийства со стороны евреев... Виппер считает, что оправдание возможно. [12]
Оборона
[ редактировать ]Советник Комитета защиты Бейлиса, писатель по имени Бен-Цион Кац, предложил ответить отцу Пранайтису такими вопросами, как «Когда жила Баба Батра и чем она занималась», что он назвал эквивалентом вопроса американцу: «Кто жил в Геттисбергском послании? » ?», уловка, которая заставляет предполагаемого свидетеля-эксперта, незнакомого с предметом, ошибочно предположить, что слово используется в одном смысле, тогда как на самом деле оно используется в другом, демонстрируя невежество свидетеля для аудитории. В примере с Геттисбергом информированный человек сразу узнает, что термин «Геттисбергский адрес» относится к речи (адресу), а не к месту (адресу). В суде было достаточно евреев, и раздавшийся смех свел на нет ценность Пранайтиса для обвинения. [7] : стр. 214–216.
Интересы Бейлиса представляли наиболее способные адвокаты московской, петербургской и киевской коллегий адвокатов: Василий Маклаков , Оскар Грузенберг , Н. Карабчевский, А. Зарудный и Д. Григорович-Барский. Два видных российских профессора, Троицкий и Коковцов, выступили от имени защиты, восхваляя еврейские ценности и разоблачив ложность обвинений, а Александр Глаголев , философ и профессор Киевской духовной академии православных христиан , утверждал, что « Закон Моисея запрещает проливать человеческую кровь и вообще употреблять какую-либо кровь в пищу ». Известный и уважаемый раввин Москвы раввин Яаков Мазе выступил с длинной подробной речью, цитируя отрывки из Торы , Талмуда и многих других книг, чтобы окончательно развенчать показания «экспертов», приведенные обвинением. [2] [13]
Краткое описание дела
[ редактировать ]Фонарщик, на показаниях которого основывалось обвинение Бейлису, признался, что его сбила с толку охранка .
Доводы обвинения были еще больше подорваны после того, как оно приложило немало усилий, чтобы связать 13 ран, которые профессор Сикорский обнаружил на теле убитого мальчика, с важностью числа тринадцать в «еврейском ритуале», только для того, чтобы Позже выяснилось, что на этой части тела на самом деле было 14 ран. [2]
В своем заключительном слове главный прокурор А.И. Виппер сделал якобы антисемитские заявления. Существуют противоречивые сведения о двенадцати присяжных заседателях -христианах : семеро были членами пресловутого Союза русского народа , входящего в движение, известное как « Черная сотня» . не было представителя интеллигенции . В составе жюри [14] Однако, посовещавшись несколько часов, присяжные оправдали Бейлиса.
После суда
[ редактировать ]За процессом Бейлиса следили во всем мире, а антисемитская политика Российской империи подверглась резкой критике. Арабская газета «Филастин», издаваемая в Яффо, Палестина , посвящена этому процессу в нескольких статьях. [15] Ее редактор Юсеф Эль-Исса опубликовал редакционную статью под названием «Позор двадцатого века». Он писал 13 октября 1913 года: [15]
Мы говорили в предыдущем номере и повторяем, что их обвинение евреев в пролитии крови во время совершения религиозного ритуала является выдумкой по отношению к тем, кто в это верит; мерзость по отношению к распространяющим ее; и позор двадцатого века, в течение которого, если умы не будут освобождены от оков невежества, Бог никогда не освободит их.
Дело Бейлиса сравнивали с делом Лео Франка , в котором американский еврей, управляющий карандашной фабрикой в Атланте, штат Джорджия , был признан виновным в изнасиловании и убийстве 13-летней Мэри Фаган. [16] Лео Франка линчевали после того, как его приговор заменили пожизненным заключением.
После оправдания Бейлис стал знаменитостью. Одним из показателей степени его славы является следующая цитата: «Любой, кто хотел увидеть главных звезд нью-йоркской идишской сцены в выходные в День Благодарения в 1913 году, имел три варианта: Мендель Бейлис в Театре Дьюи Джейкоба Адлера, Мендель Бейлис в Национальном театре Бориса Томашефского. или Менделя Бейлиса в театре Дэвида Кесслера на Второй авеню». [17]
Благодаря своей огромной известности Бейлис мог разбогатеть благодаря коммерческим выступлениям. Отвергая все подобные предложения, [5] [18] он и его семья уехали из России на ферму, купленную бароном Ротшильдом [19] в Палестине , тогдашней провинции Османской империи .
Бейлису было трудно сводить концы с концами, но он сопротивлялся отъезду. Когда друзья и доброжелатели умоляли его поехать в Америку, он отвечал: «Раньше, в России, когда слово «Палестина» вызывало в воображении пустынную и бесплодную землю, даже тогда я предпочитал приехать сюда, а не в другие страны. . Насколько же больше я буду настаивать на том, чтобы остаться здесь, после того как полюблю эту землю!» [20]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]Когда финансовое положение Бейлиса стало отчаянным, он наконец сдался. В 1921 году он поселился в США. [21] [7] : стр.254 где в 1925 году он самостоятельно опубликовал [2] [22] отчет о его переживаниях под названием «История моих страданий» . Первоначально опубликованная на идише (издания 1925 и 1931 годов), позже книга была переведена на английский язык (издания 1926, 1992 и 2011 годов), а также на русский язык.
Бейлис неожиданно скончался в отеле в Саратога-Спрингс, Нью-Йорк. [23] 7 июля 1934 г. [24] и был похоронен через два дня на кладбище Маунт-Кармель в Глендейле, Квинс , которое является местом захоронения Лео Франка и Шолом-Алейхема . [25] Хотя слава Бейлиса угасла после суда в 1913 году, она ненадолго вернулась после его смерти. На его похоронах присутствовало более 4000 человек. Газета «Нью-Йорк Таймс» отметила, что соплеменники Бейлиса «всегда считали, что его поведение [сопротивление любому давлению с целью привлечь к ответственности себя или других евреев] спасло его соотечественников от погрома». [26] История синагоги на Элдридж-стрит , где проходили похороны Бейлиса, так описывает сцену на его похоронах: «Толпу невозможно было удержать в святилище. Около десятка полицейских не смогли навести порядок на улицах». [27]
Примерно за шесть месяцев до смерти Бейлис дал интервью англоязычной газете Jewish Daily Bulletin . На вопрос о «одном выдающемся впечатлении» от процесса в Киеве он отдал последнюю дань уважения русским неевреям, которые помогли ему избежать кровавого навета, таким как сыщик Николай Красовский (Николай Красовский) и журналист Бразул- Брушковский: «Там был настоящий героизм, настоящая жертвенность. Они знали, что, защищая меня, их карьера будет разрушена, даже их жизнь окажется под угрозой. Но они настаивали, потому что знали, что я невиновен». [28]
Изображение в The Fixer
[ редактировать ]Хотя роман Бернара Маламуда «Наладчик» основан на жизни Менделя Бейлиса, Маламуд изменил характер Бейлиса и его жены способами, которые потомки Бейлиса сочли унизительными. Настоящий Мендель Бейлис был «достойным, уважительным, всеми любимым, довольно религиозным семьянином, имевшим верную жену Эстер и пятерых детей». Главный герой Маламуда Яков Бок — «злой, сквернословящий, рогоносец, одинокий и бездетный богохульник». [29]
Когда «Фиксатор» был впервые опубликован, сын Бейлиса Давид Бейлис написал Маламуду, жалуясь как на плагиат из мемуаров Бейлиса, так и на то, что Маламуд испортил воспоминания Бейлиса и его жены через персонажей Якова Бока и жены Бока Райсл. Маламуд написал в ответ, пытаясь заверить Дэвида Бейлиса, что «Фиксатор » «не пытается изобразить Менделя Бейлиса или его жену. Яков и Раисл Бок, я уверен, вы согласитесь, ничем не похожи на ваших родителей.
Историк Альберт Линдеманн сетовал: «К концу двадцатого века память о деле Бейлиса стала неразрывно слита (и перепутана) с... Фиксатором ». [30]
Возрождение в 2006 году
[ редактировать ]В мартовском номере «Украинский персонал Плюс» журнала Межрегиональной академии управления персоналом (МАУП) за 2006 год (№ 9/160) появилась статья « Убийство раскрыто, убийца неизвестен?» возобновил ложные обвинения по делу Бейлиса, заявив, что присяжные признали дело ритуальным убийством, совершенным неизвестными лицами, хотя и признали Бейлиса невиновным. [31]
В кино и литературе
[ редактировать ]- Кровавая мистификация (первоначально на идише как Der blutike shpas ), 1912–1913, роман Шолом-Алейхема , сюжет которого во многом основан на деталях «Дела Бейлиса».
- Черный 107 , фильм 1913 года. [32]
- Тайна дела Менделя Бейлиса , 1914 год. [33]
- Delo Beilisa (aka The Beilis Case ), 1917 film by Joseph Soiffer [34]
- «Фиксатор» — роман Маламуда 1966 года, лауреат Пулитцеровской премии и Национальной книжной премии.
- «Фиксатор» — фильм 1968 года по роману. [35]
- «Козел отпущения на суде» , 2007, Джошуа Валецки [36]
- «Кровавая клевета в позднеимперской России: Суд над Менделем Бейлисом по делу о ритуальном убийстве», 2013, Роберт Вайнберг
- Дитя христианской крови , Эдмунд Левин, 2014 г. [37]
См. также
[ редактировать ]- История евреев в России и Советском Союзе.
- Антисемитизм в Украине
- Дело Дрейфуса
- Исправитель (роман Маламуда)
- Лео Франк
- Мултанское дело
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ На верхушке его надгробия написано «Мученик: 1862–1934».
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Козёл отпущения на суде: История Менделя Бейлиса - Автобиография Менделя Бейлиса, обвиняемого в печально известном кровавом навете 1912 года в Киеве , Бейлис, Мендель, Введение. и Эд. Шари Шварц, СНГ, Нью-Йорк, 1992 г. ISBN 1-56062-166-4
- ^ имя отца: Тувия
- ^ также устно: «Ваше Величество, рад сообщить Вам, что настоящий виновник убийства Ющинского обнаружен. Его зовут Бейлис, и он жид».
- ^ Jump up to: а б «Еврейский мир спасен от смерти царя» . Балтимор Сан . Балтимор, Мэриленд. 8 июля 1934 г. с. 14 . Проверено 4 марта 2022 г. - через Newspapers.com .
- ↑ Название: «Призыв к русскому народу по поводу кровавого навета на евреев»
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кровавое обвинение: странная история дела Бейлиса , Сэмюэл, Морис , Альфред А. Кнопф, 1966.
- ^ Бейлис, Мендель. Кровавый навет: Жизнь и память Менделя Бейлиса , изд. Джей Бейлис и др. (2011), с. 64.
- ^ Маламуд, Бернард. Фиксатор (1966), с. 294.
- ^ Ярдли, Джонатан (21 февраля 2014 г.). « Дитя христианской крови: убийство и заговор в царской России: Кровавый навет Бейлиса» Эдмунда Левина» . Вашингтон Пост . Проверено 3 августа 2024 г.
- ^ "Вероятно, предполагается, что мальчик... был свидетелем... доказательств, собранных против Бейлиса, полностью рухнет".
- ^ Jump up to: а б " Царская Россия и дело Бейлиса , Tager, A., Moscow, 1934" . Ldn-knigi.lib.ru . Retrieved 2013-12-05 .
- ↑ Перевод отрывка из его заявления находится по адресу. «В защиту хасидизма» .
- ^ «Русские встревожены по поводу присяжных по делу Бейлиса; крестьяне остаются равнодушными к усилиям защиты и могут выносить вердикт вопреки доказательствам. ЛЕГЕНДА ОБ УБИЙСТВЕ СОХРАНЯЕТСЯ...» The New York Times . 2 ноября 1913 года.
Специальная телеграмма в «НЬЮ-ЙОРК ТАЙМС». НОЯБРЬ. 2, 1913 г.»
- ^ Jump up to: а б Бешка, Эмануэль (лето 2016 г.). « Позор ХХ века»: Дело Бейлиса в газете «Филастин» . Иерусалим Ежеквартально (66): 99–108 . Проверено 17 августа 2016 г.
- ^ Фэй С. Джойс (23 декабря 1983 г.). «ЛЕО ФРАНКУ, УБИВАЮЩЕМУ В 1913 ГОДУ, ОТказано в помиловании» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 16 апреля 2018 г.
- ^ Берковиц, Джоэл, «Эпидемия Менделя Бейлиса на идишской сцене», Еврейские социальные исследования 8, вып. 1 (осень 2001 г.), с. 199 JSTOR 4467624
- ^ « Прибытие Менделя Бейлиса », The New York Times , 25 января 1921 г.
- ↑ «Мендель Бейлис едет в Палестину», Omaha Daily Bee , 16 января 1914 г.
- ^ Бейлис, Мендель. Кровавый навет: Жизнь и память Менделя Бейлиса , изд. Джей Бейлис и др. (2011), с. 200.
- ^ «В 1922 году он приехал в Америку, где попробовал свои силы сначала в качестве печатника, затем в качестве продавца страховых услуг, но ни то, ни другое не добилось успеха».
- ^ спонсор/доноры заплатили за первый тираж: 2300 экземпляров.
- ^ «Искупление в Ист-Тремонте | Еврейская неделя» . www.thejewishweek.com . Архивировано из оригинала 17 июня 2010 года.
- ↑ Суббота, 24 тамуза 5694 г.
- ↑ Прочтите английский перевод эпитафии на подножье Бейлиса.
- ^ « На похоронах Бейлиса присутствовало 4000 человек », New York Times, 10 июля 1934 года.
- ^ Энни Полланд и Билл Мойерс, Ориентир духа: синагога на Элдридж-стрит (2008), стр. 128
- ^ Бейлис, Мендель. Кровавый навет: Жизнь и память Менделя Бейлиса , изд. Джей Бейлис и др. (2011), с. 285
- ^ Бейлис, Мендель. Кровавый навет: Жизнь и память Менделя Бейлиса , изд. Джей Бейлис и др. (2011), с. 229
- ^ Линдеманн, Альберт С., «Дело Бейлиса», в «Антисемитизме: Историческая энциклопедия предрассудков и преследований» , изд. Ричард С. Леви (2005), с. 63
- ^ Ярослав Орос, УБИЙСТВО РАСКРЫТО. УБИВАТЕЛЬ НЕ ИЗВЕСТНЫЙ? [ MURDER disclosed. Unknown killers? ] (in Ukrainian), ПЕРСОНАЛ ПЛЮС,
То есть изуверское убийство было совершено с ритуальной целью, но не Бейлисом, а кем-то другим. Кем?
- ^ Еврей в американском кино , Эренс, Патриция, с. 59 -
- ^ «... сфабрикованные обвинения в ритуальном убийстве...» , Evening Post, 17 июня 1914 г., страница 3
- ^ "Delo Beilisa (1917) - IMDb" . IMDb .
- ^ «Фиксатор (1968) — IMDb» . IMDB .
- ^ Козёл отпущения на суде (2007) , IMDb
- ^ "Дом" . edmundlevin.com .
- Стенограммы Бейлиса. Антисемитский процесс, потрясший мир. от Иезекииля Лейкина ISBN 0-87668-179-8
- Дело Бейлиса. Современные исследования и документы. ISBN 5-7349-0016-8
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Статья Хабада о деле Бейлиса
- Правительственный кровавый навет: Дело Бейлиса (За чертой черты – friends-partners.org)
- (на русском языке) Материалы о деле Бейлиса
- (на русском языке) Речь адвоката В.А. Маклакова, позднее изданная в виде брошюры
- (на русском языке) Статьи и призыв к Русскому обществу Владимира Короленко.
- (на русском языке) Стенограмма судебного заседания . Тома 1–3
- (на русском языке) Бейлисс, Менахем Мендель в Краткой еврейской энциклопедии , Иерусалим. 1976–2005 гг.
- (на русском языке) Дело Бейлиса: правда и миф Феликса Левитаса, Михаила Френкеля ( Еврейский обозреватель , Еврейская Конфедерация Украины) 12 апреля 2006 г.