Aleksandr I. Kuprin
Aleksandr Kuprin | |
---|---|
Рожденный | 7 сентября [ OS 26 августа] 1870 г. [1] Наровчат , Пензенская губерния , Российская империя. [1] |
Умер | 25 августа 1938 г. [1] Ленинград , Советский Союз [1] | (67 лет)
Занятие | Писатель, автор рассказов, драматург, журналист |
Гражданство | Россия |
Литературное движение | Натурализм |
Известные работы | Олесья (1898) Дуэль (1905) Гранатовый браслет (1911) Яма: Яма (1915) |
Заметные награды | Pushkin Prize |
Супруг | Maria Karlovna Davydova (1902—1907) Yelizaveta Geinrikh (1907—1938) |
Дети | Lidia Kuprina (1903–1924) Ksenia Kuprina (1908–1981) |
Подпись | |
Aleksandr Ivanovich Kuprin (Russian: Александр Иванович Куприн ; 7 September [ O.S. 26 August] 1870 – 25 August 1938) was a Russian writer best known for his novels The Duel (1905) [2] и Яма: Яма (1915), а также «Молох» (1896), «Олеся» (1898), « Капитан Рыбников » (1906), «Изумруд» (1907) и «Гранатовый браслет» (1911) – последний превратился в Фильм 1965 года. [3]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Александр Куприн родился в 1870 году в Наровчате Пензенской области в семье Ивана Ивановича Куприна, государственного чиновника Пензенской губернии . [4] and Liubov Alekseyevna Kuprina, née Kulunchakova. [5] Его отец был русским , мать принадлежала к знатному волжско-татарскому роду, потерявшему большую часть своего богатства в XIX веке. [6] У Александра было две старшие сестры: София (1861–1922) и Зинаида (1863–1934). [7]
В 1871 году его отец, 37 лет, умер от холеры . Три года спустя мать Александра вместе с маленьким Александром переехала в Дом вдов в Кудрино, Москва, и этот период отражен в его рассказе «Ложь во спасение» (1914). [8] В 1876 году он поступил в Разумовский пансион, источник того, что он позже называл «детскими обидами», а также среду, которая питала его буйный характер и в которой он оказался популярным среди сверстников как рассказчик. [9]
Кадетский корпус: 1883–1887 гг.
[ редактировать ]В 1880 году, воодушевленный победой России в русско-турецкой войне , [9] Куприн был зачислен во Второе Московское военное училище, а в 1882 году передан в кадетский корпус . [10] К этому периоду относятся некоторые автобиографические рассказы Куприна, такие как «На переломе» (1900), «Река жизни» (1906) и «Леночка» (1910). «Память о розги в кадетском корпусе осталась со мной на всю жизнь», — писал он незадолго до смерти. [11] Однако именно там у него появился интерес к литературе и он начал писать стихи.
Большая часть тридцати юношеских стихотворений Купруна датируется 1883-1887 годами, четырьмя годами его пребывания в кадетском корпусе. Куприн также сделал несколько переводов зарубежных стихов (в том числе Беранже «Ирондели» Гейне ). и «Лорелей» [9] [10] Его раннее политическое сознание нашло выражение в этих произведениях; по мнению ученого Николая Лукера, «возможно, самым интересным из ранних стихотворений Куприна является политическая пьеса «Сны», написанная 14 апреля 1887 года, за день до вынесения приговора террористам, замышлявшим убийство Александра III в марте того же года. год." [10] Куприну на тот момент было 17 лет.
46-й Днепровский пехотный полк: 1888–1894 гг.
[ редактировать ]Осенью 1888 года Куприн покинул кадетский корпус и поступил в Александровскую военную академию в Москве. [8] Летом 1890 года он окончил Академию в звании подпоручика и был направлен в 46-й Днепровский пехотный полк (который выбрал наугад). [9] дислоцировался в Проскурове (ныне Хмельницкий), где и провел следующие четыре года. [4] [10]
Литературная карьера
[ редактировать ]В 1889 году Александр Куприн познакомился с Лиодором Пальминым , признанным поэтом, который организовал публикацию в «Русском сатирическом листке» дебютного рассказа Куприна « Последний дебют », основанного на реальном жизненном происшествии — самоубийстве в результате отравления на сцене в 1881 году певицы Евлалии. Кадмина — скандальная трагедия, ставшая вдохновением для создания Ивана Тургенева «Клара Милич». повести [5] [10]
Между появлением «Последнего дебюта» и второй публикацией Куприна «Психея» в декабре 1892 года пройдет три года. Как и последовавшая за этим « В лунную ночь », «Психея» показала отклонения поврежденного ума, исследуя тонкую грань между фантазия и реальность. [10]
За годы военной службы Куприна были опубликованы небольшой роман « В темноте » (1893) и несколько рассказов, в основном искусных исследований ненормальных состояний ума («Славянская душа», «Безумие», «Забытый поцелуй»). 1894). [10] Только « Дознание » (1894), его первая публикация, вызвавшая критические замечания, была посвящена армии, начиная с серии рассказов на русскую армейскую тематику: «Спальное место» (1897), «Ночная смена». (1899), «Прапорщик» (1897) и «Миссия» (1901), результатом которых в конечном итоге стало его самое известное произведение «Дуэль» . [9]
Помимо личного недовольства армейской жизнью, публикация «Дознания» была, вероятно, основной причиной отставки Куприна летом 1894 года. «Не может быть сомнения, что появление такого произведения, написанного офицером и подписанное его полным именем, имело бы для него неприятные последствия", - утверждает Люкер. [10] [12]
Уйдя со службы, не имея ни определенных планов на будущее, ни «каких-либо знаний, академических или практических» (по «Автобиографии»), Куприн отправился в пятилетнее путешествие по Юго-Западу Российской империи. . [9] Он пробовал множество видов работ, в том числе стоматологическую помощь, землемерие, актерское мастерство, циркач, псаломщик, врач, охотник, рыболов и т. д., каждая из которых впоследствии нашла отражение в его художественном творчестве. Все это время он занимался самообразованием и чтением. Глеб Успенский со своими эскизами стал его любимым автором. [9]
Летом 1894 года Куприн приехал в Киев и к сентябрю начал работать в местных газетах «Киевское слово », «Жизнь и искусство», а затем «Киевлянин» . Качествами, необходимыми хорошему журналисту, по его мнению, были «безумная смелость, дерзость, широта взглядов и удивительная память», дары, которыми он считал себя обладающими в полной мере. [13] Во время частых поездок на юго-запад России он сотрудничал с газетами Новочеркасска , Ростова-на-Дону , Царицына , Таганрога и Одессы . [14]
В 1896 году «Русское Богатство» опубликовало «Молох» , первую крупную работу Куприна, критикующую быстро растущий русский капитализм и отражающую растущую промышленную нестабильность в стране. [15] С тех пор он лишь дважды ненадолго возвращался к этой теме — в «Сумете» (1897) и «В недрах земли» (1899). «На этом основании можно заключить, что его забота о промышленном рабочем в Молохе была не более чем преходящим этапом», - полагает Люкер. [14]
Наряду с фельетонами и хрониками Куприн писал небольшие очерки, исследующие ту или иную среду или изображающие людей определенных профессий или обстоятельств, позже собранные в сборник. В марте 1896 года восемь таких очерков были опубликованы в небольшом издании под названием «Киевские типы» — первая книга Куприна. [16] его второй сборник «Миниатюры В октябре 1897 года вышел » с одной из самых известных цирковых повестей «Аллез!», заслуживший высокую оценку Льва Толстого . В 1905 году Куприн назвал «Миниатюры» своими «первыми детскими шагами по дороге литературы». Миниатюры , а также его «Промышленные зарисовки», сделанные в 1896–1899 годах после посещения Донбасса , определенно обозначили дальнейший этап его становления как писателя. [14] [15]
В 1897 году Куприн отправился на Волынь для работы управляющим имением, затем отправился в Полесье в Южной Белоруссии , где помогал выращивать махорку . [14] [15] «Там я впитал свои самые сильные, благородные, обширные и плодотворные впечатления... и познал русский язык и пейзаж», — вспоминал он в 1920 году. Три рассказа его неоконченного «Полесского цикла» — «Глубина», его широко известная любовная пьеса «Олеся » и «Оборотень» (страшилка) – были опубликованы между 1898 и 1901 годами. [14] Молох и Олеся многое сделали для построения Куприном его литературной репутации. В сентябре 1901 года Виктор Миролюбов , редактор «Журнала для всех» , пригласил Куприна присоединиться к этому популярному петербургскому ежемесячнику, и в декабре тот переехал в столицу. [10]
Санкт-Петербург: 1901–1904 гг.
[ редактировать ]В Петербурге Куприн оказался в центре русской культурной жизни. Он подружился с Антоном Чеховым , с которым регулярно переписывался вплоть до смерти последнего в 1904 году, часто обращаясь к нему за советом. [18] Дружба Куприна с Иваном Буниным продлилась почти сорок лет, продолжаясь в эмиграции. [19] Другой важной фигурой для Куприна был учёный и критик Федор Батюшков из «Мира Божия» . Сохранившиеся 150 писем представляют собой лишь незначительную часть их обширной переписки. [20] Later Kuprin expressed much gratitude to Viktor Mirolyubov , [21] [22] который, как и Максим Горький , оказал сильное влияние на его карьеру. [18] [23] [24]
В 1901 году Куприн вступил в Московское литературное общество «Среда», основанное в 1899 году Николаем Телешовым и объединявшее в основном молодых писателей-реалистов, среди которых были Горький, Бунин и Леонид Андреев . [18] В феврале 1902 года Куприн женился на Марии Карловне Давыдовой, приёмной дочери Александры Давыдовой, редактора «Мира Божия» . Последний умер в том же году. Издание взяла на себя Мария Карловна; и вскоре Куприн покинул «Журнал для всех» , чтобы возглавить художественный раздел журнала, который теперь редактировала его жена. [18]
В феврале 1903 года основанное Горьким издание «Знание» опубликовало сборник из восьми сказок Куприна, среди них «Справка» и «Молох » . [18] Лев Толстой похвалил сборник за яркий язык; и критики были почти единодушны в своем одобрении, указывая на близость Куприна по темам и технике к Чехову и Горькому. Ангел Богданович из «Мира Божьего» (который в 1897 году нелестно писал о Молохе ) теперь хвалил компактный стиль Куприна и его способность передать ощущение искрометной радости жизни . [25] Сам Горький в письме Телешову в марте 1903 года поставил Куприна третьим русским писателем после Чехова и Андреева. [26]
Несмотря на литературные успехи, первые годы Куприна в Петербурге были напряженными. Работа в журнале оставляла ему мало времени для написания собственных статей; а когда его работы все-таки появились в «Мире Божием» , поползли слухи, что своим успехом он обязан своим семейным связям. [18] "Жизнь тяжелая: скандал, сплетни, зависть, ненависть... Мне очень одиноко и грустно", - признался он в письме одному из своих киевских друзей. [27]
Куприн в 1902–1905 годах писал меньше, чем в провинции; но, по словам Лукера, «если количество его сочинений было уменьшено — всего около двадцати сказок, — качество их было несравненно выше... Более сознавая теперь вопиющие контрасты, господствовавшие в русском обществе, он обратил свое внимание на тяжелое положение «маленький человек» — следуя, таким образом, лучшим традициям русской литературы». [18] Среди заметных рассказов были «В цирке» (1902), воспетые Чеховым и Толстым, «Болото» (1902), тематически связанное с полесским циклом, и «Еврейка» (1904), демонстрирующая глубокую симпатию Куприна к этому гонимому. меньшинства в российском обществе в то время, когда погромы были обычным явлением на юго-западе России. [18] Другие темы прозы Куприна этого периода включают лицемерие («Тихая жизнь», 1904; «Хорошая компания», 1905), фанатизм («Корь», 1904), вырождение праздного класса («Первосвященник», 1905). [24]
Дуэль (1905)
[ редактировать ]В 1904 году Куприн приступил к работе над «Дуэлью» . Этот роман, задуманный на втором году службы в армии и комментирующий «ужас и скуку армейской жизни», был опубликован 3 мая 1905 года. [28] [29] Создание этого романа стало для Куприна очистительным опытом. «Я должен освободиться от тяжелого груза впечатлений, накопленных годами военной службы. Я назову этот роман «Дуэлью», потому что это будет моя дуэль... с царской армией. Армия калечит душу, уничтожает все лучшие порывы человека и унижает человеческое достоинство... Я должен написать обо всем, что я знал и видел, и своим романом я вызову царскую армию на дуэль», — сообщал он жене в письме. [30] [31]
«Дуэль» стала литературной сенсацией года в России. В 1905 году было продано около 45,5 тысяч экземпляров — огромная цифра для начала 1900-х годов. Споры, вызванные этим романом, продолжались до 1917 года. Критики левого толка приветствовали «Дуэль» как «еще один гвоздь в гроб самодержавия», в то время как их консервативные коллеги осуждали ее как «вероломное нападение на правящий порядок». [32] Один офицер даже вызвал Куприна на дуэль через петербургскую газету. [29] а группа из двадцати офицеров в 1905 году направила Куприну письмо с выражением благодарности. Дуэль , по словам Лукера, ознаменовала «вершину карьеры Куприна... обеспечив ему бессмертие в анналах русской литературы». [29] Первое издание на английском языке, переведенное У. Ф. Харви, было опубликовано в Лондоне в 1907 году.
Революция 1905 г. и ее последствия: 1905–1913 гг.
[ редактировать ]После революции 1905 года Куприн стал открыто критиковать режим. Он установил связи с моряками Черноморского флота в Севастополе и даже пытался записаться на военную службу на броненосец «Потемкин» , взбунтовавшийся в июне 1905 года. Считавшийся политически неблагонадежным, он был помещен под тайный полицейский надзор. [10] [16] В «Событиях в Севастополе» он описал гибель крейсера «Очаков» , свидетелем которой стал Куприн в Балаклаве . В его более позднем рассказе «Гусеница» (1918) рассказывается, что он помог спасти нескольких моряков, сбежавших с пылающего крейсера. [33] Командующий Черноморским флотом адмирал Григорий Чухнин , которого обычно считают виновником трагедии, приказал Куприну покинуть Севастополь в течение 48 часов и возбудил уголовное дело за клевету . В июне 1906 г. Чухнин был убит; но дело не было закрыто; а через два года в Житомире Куприна приговорили к штрафу и десяти суткам домашнего ареста. [34]
Среди его наиболее известных рассказов середины 1900-х годов были «Сны», «Тост», «Искусство» и «Убийца», последний поднимал проблему насилия, охватившего в то время Россию. « Младший капитан Рыбников » (1906), рассказавший историю японского шпиона, выдававшего себя за русского офицера, получил высокую оценку Горького. [31] Много обсуждались «Оскорбление» (1906) и «Гамбринус» (1907), эмоциональное суммирование многих мотивов его творчества после 1905 года, перекликающееся с декламационной интонацией «Событий в Севастополе», по мнению Лукера. [34]
С 1905 года Куприн снова занялся многочисленными нелитературными поприщами. Он выдвинул себя выборщиком в первую Государственную думу от города Петербурга. В 1909–1910 совершил полет на воздушном шаре вместе с известным спортсменом Сергеем Уточкиным , затем отправился в глубины Черного моря водолазом и сопровождал летчика Ивана Заикина в его полетах на самолете. В 1907 году он развелся с первой женой — и женился на Елизавете Гейнрих (1882–1943), которая в 1908 году родила им дочь Ксению Куприну . [35]
В 1908 году отношения Куприна с Горьким испортились. [ почему? ] , и он ушел из Знания. В том же году был опубликован рассказ «Морская болезнь», повествующий об изнасиловании героини социал-демократа и показывающий ее мужа-революционера в невыгодном свете, что Горький расценил как преднамеренное оскорбление русских социалистов. [34] Среди других произведений Куприна этого периода — «Изумруд» (1907), самый известный из его рассказов о животных, «Суламифь» (1908), ода «вечной любви», тесно основанная на «Песне Песней » , автобиографической «Леночке». (1910) и «Гранатовый браслет» (1911), его знаменитая новелла «обреченного романтизма», в которой безнадежная любовь находит свой тихий трагический апофеоз. [34] «Лестригоны» (1907–1911), серия зарисовок о рыбаках Балаклавы. [16] стал лирической песней простой жизни и эпическим прославлением добродетелей простого народа. [34] [35] В октябре 1909 года Куприн и Бунин были совместно удостоены Пушкинской премии . [9]
Яма (1909)
[ редактировать ]В 1908 году Куприн приступил к работе над «Ямой» , самым масштабным и противоречивым своим произведением. Первая часть этого романного исследования проституции появилась в 1909 году, вторая — в 1914 году, а третья — в 1915 году. [36] Часть I, как выяснилось, вызвала широкую полемику; части II и III были встречены почти всеобщим безразличием. Куприн, который, видимо, не мог решить, должен ли его роман быть документальным или художественным, либо колебался между тем и другим, либо пытался искусственно соединить их. «Он более успешен, когда снят в документальном ключе, и поэтому первая часть, с подробностями жизни в борделе, безусловно, лучшая», - утверждает Люкер. [34] [36] Роман подвергся критике со стороны некоторых русских критиков и авторов (в том числе Льва Толстого) за излишний натурализм ; среди тех, кто ею восхищался, была юная Нина Берберова . [37]
«Яма» была последней крупной работой Куприна и для многих ознаменовала упадок его творчества. [34] [36] Его самые известные рассказы 1912–1914 годов - «Черная молния» и «Анафема», а его визит на юг Франции в период с апреля по июль 1912 года положил начало «Лазурному берегу», двадцати эскизам, составляющим цикл путешествий. впечатления. [16] [38] В 1911 году перевез семью в Гатчину под Санкт-Петербургом. [9]
Когда началась Первая мировая война, Куприн открыл в своем доме в Гатчине военный госпиталь, а затем посетил города Западного фронта. К концу 1914 года он обратился через прессу с просьбой о деньгах для раненых, а в декабре отверг идею празднования 25-летия своей литературной деятельности. В качестве офицера запаса он был призван в ноябре 1914 года и командовал пехотной ротой в Финляндии до мая 1915 года, когда был уволен по состоянию здоровья. Именно по этой причине он не смог стать военным корреспондентом, к карьере, к которой он стремился во время русско-японской войны 1904–1905 годов. Среди его немногих рассказов, отражающих войну, наиболее заметными были его сатиры («Гога Веселов», «Канталупы», «Папа», «Груня»), направленные против циников, которые наживались на недовольстве народа. [35] [36] [38]
Февральская революция застала Куприна в Хельсинки , куда он отправился на консультацию к врачу. Вернувшись в Гатчину, он выразил свой энтузиазм по поводу краха царизма в серии статей, а в мае начал редактировать партии эсеров газету «Свободная Россия », сотрудничая также с «Вольностью» («Свобода») и «Петроградским листком » (« Петроградский листок»). Петроградский листок). Приветствуя свободу, принесенную Февральской революцией, он предвидел крайности, которые могут принести дальнейшие потрясения, и предостерег от погружения России в оргию кровопролития. [38]
Октябрьская революция мало что внесла в политическую позицию Куприна. В статьях, которые он публиковал до середины 1918 года в различных газетах, в том числе в «Петроградском эхе », «Вечернем слове » и «Заре », его отношение к новому режиму оставалось двойственным. Он признавал историческое значение большевистской революции и восхищался Лениным как «честным и мужественным человеком», заявляя, что «большевизм представляет собой великое, чистое, бескорыстное учение, неизбежное для человечества». [39] [40] Тем не менее, недолгое время работая с Максимом Горьким в «Всемирная литература» издательстве , он критиковал продразверстку и политику военного коммунизма . [9] утверждая, что большевики угрожали русской культуре и что их недостаточное знание страны принесло страдания крестьянам. В июне 1918 года Куприн был на короткое время арестован за статью в газете «Молва» («Слух»), критикующую режим. Один из его рассказов 1918 года («Гусеница») восхвалял героизм женщин-революционерок, другой («Призрак Гатчины») представлял собой антибольшевистский рассказ о тирании новых хозяев России. [38]
В конце 1918 года Куприн составил подробный план « Земли » — бумаги, рассчитанной специально на крестьянство. Предложенная им программа включала помощь правительству в радикальном преобразовании сельской жизни в соответствии с принципами, не противоречащими принципам коммунизма. Поддержанный Горьким и одобренный Лениным , встретившимся с Куприным 25 декабря 1918 года, проект остался нереализованным. [41] [42]
Годы в эмиграции
[ редактировать ]16 октября 1919 года Гатчина была взята Белой армией под командованием генерала Николая Юденича . Две недели Куприн редактировал газету «Приневский край » (Невская страна), издававшуюся штабом армии Юденича. В октябре, когда белые отступали на запад, Куприн отправился с ними в Ямбург , где присоединился к жене и дочери. Через Нарву семья добралась до Ревеля в Эстонии и в декабре уехала в Финляндию. Проведя полгода в Хельсинки, они отплыли во Францию и в начале июля 1920 года прибыли в Париж. [10]
Следующие семнадцать лет в Париже были отмечены упадком творчества Куприна и его склонностью к алкоголизму . Огорченный разлукой с Россией, он стал одиноким и замкнутым. [43] Бедность семьи усугубляла ситуацию. «Я остался голым… и нищим, как старая бездомная собака», — писал Куприн Ивану Заикину, своему старому другу. [44] Все это в совокупности мешало ему писать. [45] «Чем талантливее человек, тем тяжелее ему жизнь без России», — сказал Куприн репортеру в 1925 году. [46]
Ностальгия Куприна объясняет ретроспективность его творчества после эмиграции. Он вернулся к знакомым темам из своих ранних работ - и остановился на личных переживаниях, связывающих его с утраченной родиной. [43] Его визит на юго-запад Франции в 1925 году вдохновил его на создание «Багровой крови» (1926), красочного рассказа о корриде в Байонне , за которым в 1927 году последовали «Благословенный юг», четыре зарисовки о Гаскони и Верхних Пиренеях . [16] Затем появились преимущественно городские зарисовки, сделанные в Югославии в результате визита Куприна в Белград в 1928 году для участия в конференции русских писателей, также эмигрировавших. [42] [43] Тремя крупнейшими произведениями парижских лет Куприна являются «Колесо времени» (13 очерков, оформленных в стиле романа, 1929), автобиографический «Юнкерс» (1932) и романтическая «Жанната» (1933), описывающая привязанность пожилого профессора к маленькой девушка из его района. [43] [45]
Возвращение в Россию и смерть
[ редактировать ]К 1930 году семья Куприна жила в нищете и долгах. Его литературные гонорары были скудными; пьянство преследовало его парижские годы; после 1932 г. его зрение начало ухудшаться; и его почерк ухудшился. Попытки его жены открыть переплетную мастерскую и библиотеку для эмигрантов обернулись финансовой катастрофой. Возвращение в Советский Союз было единственным решением материальных и психологических трудностей Куприна. В конце 1936 года он наконец решил подать заявление на получение визы. 29 мая 1937 года, провожая только дочь, Куприны выехали с Северного вокзала в Москву. 31 мая их встретили там представители писательских организаций и разместили в гостинице «Метрополь». В начале июня они переехали на дачу , принадлежащую Советскому Союзу писателей , в Голицыно под Москвой, где Куприн получил медицинскую помощь и отдохнул до зимы. В середине декабря он с женой переехал на квартиру в Ленинграде. [10]
Годы в Париже подорвали его здоровье и превратили в старика. Трагическую перемену заметил писатель Николай Телешов, его друг начала 1900-х годов. Посетив Куприна вскоре после его приезда, Телешов нашел его растерянным, бессвязным и жалким. «Он уехал из России... физически очень крепкий и сильный, — писал он позже, — но вернулся измождённым,… немощным, безвольным инвалидом. Это был уже не Куприн — тот человек выдающегося таланта, это было что-то… ... слабый, грустный и явно умирающий». [47] Позже Бунин утверждал, что роль Куприна была чисто пассивной: «Он не поехал в Россию — его привезли туда очень больным, уже во втором детстве», — писал он. [47]
Возвращение Куприна принесло публикацию его произведений в Советском Союзе, но после этого он практически ничего нового не написал. В июне 1937 года, к первой годовщине со дня смерти Горького, «Известия» опубликовали «Фрагменты воспоминаний» Куприна. В октябре вышел скетч «Моя родная Москва». [47] Воспоминания о последних днях Куприна, изданные в Советском Союзе, дают нам картину человека, счастливого возвращения в родную страну. С другой стороны, писательница Лидия Норд в своем рассказе о последних месяцах жизни Куприна нарисовала картину разочаровавшегося старика, который чувствовал себя чужим в родной стране. [48]
В январе 1938 года здоровье Куприна ухудшилось. К июлю его состояние было тяжелым. Он уже страдал заболеванием почек и склерозом, а теперь у него развился рак пищевода . Операция мало чем помогла. Александр Куприн умер 25 августа 1938 года и кладбища был похоронен на Литературных мостках Волковского в Ленинграде . через два дня [10]
Частная жизнь
[ редактировать ]В феврале 1902 года Куприн женился на Марии Карловне Давыдовой (1881—1966), приёмной дочери Александры Давыдовой, вдовы директора Санкт-Петербургской консерватории , которая после смерти мужа в 1889 году стала редактором « Мира Божьего» . Когда она умерла в 1902 году, дело взяла на себя Мария Карловна, и вскоре Куприн стал заведующим отделом художественной литературы журнала жены. У них была дочь Лидия (1903–1924). [4]
В середине 1900-х годов их отношения испортились, главной причиной было злоупотребление алкоголем Куприна. Однажды, возмущенная его поведением в компании пьяниц и проституток, которых он привел на дачу, Мария Карловна разбила ему об голову графин. Другой случай, когда во время некрасивой ссоры он попытался поджечь ее платье, оказался для них последним: в 1907 году пара развелась. [49] Мария Давыдова позже вышла замуж за советского дипломата Николая Иорданского; книга воспоминаний « Годы молодости », 1966. В 1966 году вышла [50]
Второй женой Курпина была Елизавета Гейнрих (1882–1942), дочь венгерского революционера Морица Ротони-Гейнриха , воспитывавшаяся в семье Дмитрия Мамина-Сибиряка , ее сестры Марии мужа . В начале 1900-х годов она была сестрой милосердия, позже гувернанткой Лидии и хорошей подругой Александры Давыдовой. В 1907 году пара поженилась и поселилась в Гатчине. В 1908 году у них родилась дочь Ксения. [9] Их вторая дочь Зинаида родилась в 1909 году и умерла от пневмонии в 1912 году. После возвращения Куприных в Россию Елизавета Куприна-Гейнрих посвятила себя составлению и публикации литературного наследия мужа. Покончила жизнь самоубийством в 1942 году, во время блокады Ленинграда . [49]
Ксения Куприна (1908–1981) в конце 1920-х годов стала моделью Поля Пуаре , а затем актрисой, которая в роли Киссы Куприн снялась в 11 фильмах, начиная с «Дьявола в сердце» (1927) Марселя Л'Эрбье . После возвращения в СССР в 1958 году работала актрисой театра, переводчиком, автором и сценаристом. ее книга воспоминаний «Мой отец Куприн ». В 1978 году вышла [51] [52]
Наследие
[ редактировать ]По словам Николаса Люкера:
Положение Куприна в истории русской литературы весьма значительно, если не сказать уникально. Родился в эпоху, омраченную великим русским романом, достигшим своего апогея в 1860-х годах. он обратился к новелле как к жанру, соответствующему как его собственному беспокойному темпераменту, так и многообразным заботам его поколения... С его современниками Чеховым, Горьким и Буниным. он довел жанр рассказа до невиданного в русской литературе расцвета. То, что он уступал в сдержанности Чехову, убежденности Горькому и тонкости Бунину, Куприн компенсировал темпом повествования, построением сюжета и богатством тем. Эти последние качества в сочетании с его постоянным интересом к человеческой душе делают его очень читабельным и сегодня. [47]
Прославился благодаря роману «Дуэль» (1905). [53] Куприна высоко оценили коллеги-писатели, в том числе Антон Чехов , Максим Горький , Леонид Андреев , лауреат Нобелевской премии Иван Бунин. [4] и Лев Толстой, назвавший его истинным преемником Чехова. Хотя Куприн жил в эпоху, когда писатели увлекались литературными экспериментами, он не искал новаторства и писал только о том, что сам пережил, а его герои — следующее поколение после чеховских пессимистов. Владимир Набоков назвал его «русским Киплингом » за рассказы о жалких искателях приключений, которые часто бывают «невротичны и ранимы». На протяжении всего ХХ века Александр Куприн оставался «одним из самых читаемых классиков русской литературы», по его произведениям снято множество фильмов, отчасти благодаря «его ярким рассказам о жизни простых людей и несчастной любви, его описаниям военной и бордели, что сделало его писателем на все времена и места». [6]
A minor planet 3618 Kuprin , discovered by Soviet astronomer Nikolai Stepanovich Chernykh in 1979, is named after him. [54]
Избранные работы
[ редактировать ]Романы
[ редактировать ]- Дуэль (Поединок, 1905; в 1916 году переведено как Дуэль)
- The Pit (Яма, 1909–1915)
- The Wheel of Time (Колесо времени, 1929)
- Юнкерс («Юнкера», написано 1928–1932, опубликовано в 1933), автобиографический роман.
Новеллы
[ редактировать ]- В темноте (Впотмах, 1893)
- Молох (Молох, 1896 г.)
- Olesya (Олеся, 1898)
- Суламифь: Античный роман (Суламифь, 1908)
- The Garnet Bracelet (Гранатовый браслет, 1911)
Рассказы и зарисовки
[ редактировать ]- " The Last Debut " (Последний дебют, 1889)
- «Психея» (Психея, 1892; переведена как «Психея» в 1929 году)
- " On a Moonlit Night " (Лунной ночью, 1893)
- " The Inquiry " (Дознание, 1894)
- The Kiev Types (Киевские типы, 1896, a collection of sketches)
- Miniatures (Миниатюры, 1897, short story collection)
- "At the Circus" (В цирке, 1902)
- «Конокрады» (Конокрады, 1903 г.)
- " Captain Ribnikov " (Штабс-капитан Рыбников, 1906)
- «Река жизни» (Река жизни, 1906).
- «Возмущение – правдивая история» (неизвестно)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Куприн Александр Иванович Archived 10 February 2022 at the Wayback Machine . Great Soviet Encyclopedia
- ^ Куприновед Николас Люкер в своей биографии « Александр Куприн » называет «Дуэль» своим «величайшим шедевром» (глава IV), а литературный критик Мартин Сеймур-Смит называет «Дуэль» «своим лучшим романом» ( «Путеводитель по современной мировой литературе » , с. 1051)
- ^ Гранатовый браслет на IMDb.
- ^ Jump up to: а б с д Литературная сеть-Куприн
- ^ Jump up to: а б Забронируйте Rags.com
- ^ Jump up to: а б «ДОМ МОСКОВСКИХ ОКОН». Сергей Сосинский. Московские новости (Россия). ИСТОРИЯ; № 6. 17 февраля 1999 г.
- ↑ Семья А.И. Куприна на kuprin.velchel.ru.
- ^ Jump up to: а б Люкер, Николас Дж.Л. (1978). «Александр Куприн. Часть 3. Хронология» . Бостон, США: Г. К. Холл . Проверено 1 мая 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Katayev, V.B. (1990). "Alexander Ivanovich Kuprin" . The Biobibliographical Dictionary. Prosveshchenye. Moscow . Retrieved 1 May 2014 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Люкер, Николас Дж.Л. (1978). «Александр Куприн. Часть 4» . Бостон, Г. К. Холл, США . Проверено 1 мая 2014 г.
- ^ Afanasiev , p. 6.
- ^ Питляр, И., Собрание сочинений , Том. 1, стр. 485–501.
- ^ Kuleshov, F.I. Unpublished Kuprin. Scientific Notes. Vol.II, Articles on Literature. Iuzhnosakhalinsky GPI. Sakhalin, p. 61.
- ^ Jump up to: а б с д и Люкер, Николас Дж.Л. (1978). «Александр Куприн. Часть 5» . Бостон, Г. К. Холл, США . Проверено 1 мая 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Питляр И., Собрание сочинений , Том. 2, стр. 479–494.
- ^ Jump up to: а б с д и Ротштейн Э., Собрание сочинений , Том. 9, стр. 349–381.
- ^ Миленко, Виктория Дмитриевна. "Куприн: Возмутитель спокойствия" . biography.wikireading.ru . Retrieved 30 March 2022 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Люкер, Николас Дж.Л. (1978). «Александр Куприн. Часть 6» . Бостон, Г. К. Холл, США . Проверено 1 мая 2014 г.
- ↑ Никулин, Лев (1958) «Куприн и Бунин», Октябрь , вып. 7, с. 204–218
- ^ Куприн о литературе. С. 224–37 // И. Гура, «Письма Куприна Ф.Д. Батюшкову из Даниловского», Альманах Север (Вологда, 1963). стр. 152–158.
- ^ Correspondence of Kuprin and Mirolyubov. P.P. Shirmakov, ed.
- ^ Mirolyubov, V.S. 1899–1907. Literary Archive, vol. 5, Academy of Science, Moscow-Leningrad, 1960, pp. 118–27.
- ^ Корецкая, И.В. (1966) «Горький и Куприн. Горьковские чтения, 1964–1965». Москва. стр. 119–61.
- ^ Jump up to: а б Питляр И., Тамарченко А., Собрание сочинений , Том. 3, стр. 369–399.
- ^ Bogdanovich, A. (1903) "Critical Notes" ("Критические заметки"), Mir Bozhy , No. 4, pp. 7–11.
- ^ Afanasiev , p. 51.
- ^ Volkov, A.A. (1981) Творчество А. И. Куприна [A. I. Kuprin's works]. Ch. 2. "В среде демократических писателей". p. 116. Moscow: Khudozhestvennaya Literatura.
- ^ Кулехов, p. 207
- ^ Jump up to: а б с Люкер, Николас Дж.Л. (1978). «Александр Куприн. Часть 7» . Бостон, Г. К. Холл, США . Проверено 1 мая 2014 г.
- ^ Kuprina-Iordanskaia, M.K. Years of Youth (Gody molodosti). Moscow. 1966. p. 81
- ^ Jump up to: а б Koretskaya, I.V., Collected works , Vol. 4, pp. 478–495
- ^ Afanasiev , p. 70
- ^ Aspiz, E. M. "A.I. Kuprin in Balaklava". Krym, 23 (1959), pp. 131–36.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Люкер, Николас Дж.Л. (1978). «Александр Куприн. Часть 8» . Бостон, Г. К. Холл, США . Проверено 1 мая 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Koretskaya, I.V., Collected works , Vol. 5, pp. 401–418
- ^ Jump up to: а б с д Ротштейн Э., Собрание сочинений , Том. 6, стр. 450–469.
- ^ Курсив мой, Нина Берберова, стр. 48–49.
- ^ Jump up to: а б с д Люкер, Николас Дж.Л. (1978). «Александр Куприн. Часть 9» . Бостон, Г. К. Холл, США . Проверено 1 мая 2014 г.
- ^ Кулехов, p. 478.
- ^ Afanasiev , p. 156.
- ↑ Кулехов, pp. 482-84.
- ^ Jump up to: а б Вячеславов П., Ротштейн Э., Михайлов О., Собрание сочинений , Том. 7, стр. 392–417.
- ^ Jump up to: а б с д Люкер, Николас Дж.Л. (1978). «Александр Куприн. Часть 10» . Бостон, Г. К. Холл, США . Проверено 1 мая 2014 г.
- ↑ Письмо Ивану Заикину весны 1924 г., III р. 258.
- ^ Jump up to: а б Ротштейн Э., Михайлов О., Вячеславов П., Собрание сочинений , Том. 8, стр. 426–438.
- ^ Кулехов, p. 503.
- ^ Jump up to: а б с д Люкер, Николас Дж.Л. (1978). «Александр Куприн. Часть 11» . Бостон, Г. К. Холл, США . Проверено 1 мая 2014 г.
- ^ Nord, Lydia (1954) "The Return of A.I.Kuprin" ("Возвращение А.И. Куприна"). The Engineers of Souls ( Инженеры душ ). Buenos Aires. pp. 60–64.
- ^ Jump up to: а б А.И. Куприн . Biography at history-tema.com
- ^ Lidin, V.G. M.K. Kuprina-Iordanskaya Об авторе. Куприна-Иорданская М. К. Годы молодости. Вступительная статья В. Г. Лидина
- ^ Alexandrova, Tatyana (2008). "Alexander Ivanovych Kuprin" . Vinograd magazine . Retrieved 13 January 2014 .
- ^ Ksenia Kuprina at kuprin.velchel.ru. – Ксения Александровна Куприна, дочь от второго брака (1908–1981)
- ^ Люкер, Николас Дж.Л. (1982). Антология русского неореализма: Школа «Знание» Максима Горького , с. 137. ISBN 0-88233-421-2
- ^ Шмадель, Лутц Д. (2003). Словарь названий малых планет (5-е изд.). Нью-Йорк: Springer Verlag. стр. 304. ИСБН 3-540-00238-3 .
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Afanasiev, V. N. (1960). Александр Иванович Куприн: Критико – биографический очерк [ Alexander Ivanovich Kuprin: Critical biographical sketch ]. Художественной литературы.
- Kuprin, A. I. (1964). Собрание сочинений в 9 томах [ Collected works in 9 volumes ]. Pravda.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Куприн , специализированный сайт
- Николас Люкер биография Куприна
- Aleksandr Kuprin's IMDb.com page
- Биография в The Literature Network.
- Работы Александра И. Куприна в форме электронной книги на Standard Ebooks.
- Работы Александра Ивановича Куприна в Project Gutenberg
- Работы Александра Куприна или о нем в Интернет-архиве
- Работы Александра Куприна в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Grave of Kuprin
- Aleksandr Kuprin
- Писатели-мужчины из Российской Империи
- 1870 рождений
- 1938 смертей
- Жители Пензенской области.
- Лауреаты Пушкинской премии
- Смертность от рака в Советском Союзе
- Смертность от рака пищевода
- Поэты-мужчины из Российской Империи
- Поэты XIX века
- Белые русские эмигранты в Финляндии
- Белые русские эмигранты во Франции
- Военнослужащие Российской Империи
- Писатели-новеллисты Российской Империи.
- Романисты Российской Империи.
- Французские эмигранты в Советский Союз