Jump to content

Aleksandr I. Kuprin

(Перенаправлено от Александра Куприна )

Aleksandr Kuprin
Куприн в 1910-е годы
Куприн в 1910-е годы
Рожденный 7 сентября [ OS 26 августа] 1870 г. [1]
Наровчат , Пензенская губерния , Российская империя. [1]
Умер 25 августа 1938 г. ( 1938-08-25 ) (67 лет) [1]
Ленинград , Советский Союз [1]
Занятие Писатель, автор рассказов, драматург, журналист
Гражданство Россия
Литературное движение Натурализм
Известные работы Олесья (1898)
Дуэль (1905)
Гранатовый браслет (1911)
Яма: Яма (1915)
Заметные награды Pushkin Prize
Супруг Maria Karlovna Davydova (1902—1907)
Yelizaveta Geinrikh (1907—1938)
Дети Lidia Kuprina (1903–1924)
Ksenia Kuprina (1908–1981)
Подпись

Aleksandr Ivanovich Kuprin (Russian: Александр Иванович Куприн ; 7 September [ O.S. 26 August] 1870 – 25 August 1938) was a Russian writer best known for his novels The Duel (1905) [2] и Яма: Яма (1915), а также «Молох» (1896), «Олеся» (1898), « Капитан Рыбников » (1906), «Изумруд» (1907) и «Гранатовый браслет» (1911) – последний превратился в Фильм 1965 года. [3]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Александр Куприн родился в 1870 году в Наровчате Пензенской области в семье Ивана Ивановича Куприна, государственного чиновника Пензенской губернии . [4] and Liubov Alekseyevna Kuprina, née Kulunchakova. [5] Его отец был русским , мать принадлежала к знатному волжско-татарскому роду, потерявшему большую часть своего богатства в XIX веке. [6] У Александра было две старшие сестры: София (1861–1922) и Зинаида (1863–1934). [7]

В 1871 году его отец, 37 лет, умер от холеры . Три года спустя мать Александра вместе с маленьким Александром переехала в Дом вдов в Кудрино, Москва, и этот период отражен в его рассказе «Ложь во спасение» (1914). [8] В 1876 году он поступил в Разумовский пансион, источник того, что он позже называл «детскими обидами», а также среду, которая питала его буйный характер и в которой он оказался популярным среди сверстников как рассказчик. [9]

Кадетский корпус: 1883–1887 гг.

[ редактировать ]

В 1880 году, воодушевленный победой России в русско-турецкой войне , [9] Куприн был зачислен во Второе Московское военное училище, а в 1882 году передан в кадетский корпус . [10] К этому периоду относятся некоторые автобиографические рассказы Куприна, такие как «На переломе» (1900), «Река жизни» (1906) и «Леночка» (1910). «Память о розги в кадетском корпусе осталась со мной на всю жизнь», — писал он незадолго до смерти. [11] Однако именно там у него появился интерес к литературе и он начал писать стихи.

Большая часть тридцати юношеских стихотворений Купруна датируется 1883-1887 годами, четырьмя годами его пребывания в кадетском корпусе. Куприн также сделал несколько переводов зарубежных стихов (в том числе Беранже «Ирондели» Гейне ). и «Лорелей» [9] [10] Его раннее политическое сознание нашло выражение в этих произведениях; по мнению ученого Николая Лукера, «возможно, самым интересным из ранних стихотворений Куприна является политическая пьеса «Сны», написанная 14 апреля 1887 года, за день до вынесения приговора террористам, замышлявшим убийство Александра III в марте того же года. год." [10] Куприну на тот момент было 17 лет.

46-й Днепровский пехотный полк: 1888–1894 гг.

[ редактировать ]

Осенью 1888 года Куприн покинул кадетский корпус и поступил в Александровскую военную академию в Москве. [8] Летом 1890 года он окончил Академию в звании подпоручика и был направлен в 46-й Днепровский пехотный полк (который выбрал наугад). [9] дислоцировался в Проскурове (ныне Хмельницкий), где и провел следующие четыре года. [4] [10]

Литературная карьера

[ редактировать ]
Куприн в начале 1890-х годов

В 1889 году Александр Куприн познакомился с Лиодором Пальминым , признанным поэтом, который организовал публикацию в «Русском сатирическом листке» дебютного рассказа Куприна « Последний дебют », основанного на реальном жизненном происшествии — самоубийстве в результате отравления на сцене в 1881 году певицы Евлалии. Кадмина — скандальная трагедия, ставшая вдохновением для создания Ивана Тургенева «Клара Милич». повести [5] [10]

Между появлением «Последнего дебюта» и второй публикацией Куприна «Психея» в декабре 1892 года пройдет три года. Как и последовавшая за этим « В лунную ночь », «Психея» показала отклонения поврежденного ума, исследуя тонкую грань между фантазия и реальность. [10]

За годы военной службы Куприна были опубликованы небольшой роман « В темноте » (1893) и несколько рассказов, в основном искусных исследований ненормальных состояний ума («Славянская душа», «Безумие», «Забытый поцелуй»). 1894). [10] Только « Дознание » (1894), его первая публикация, вызвавшая критические замечания, была посвящена армии, начиная с серии рассказов на русскую армейскую тематику: «Спальное место» (1897), «Ночная смена». (1899), «Прапорщик» (1897) и «Миссия» (1901), результатом которых в конечном итоге стало его самое известное произведение «Дуэль» . [9]

Помимо личного недовольства армейской жизнью, публикация «Дознания» была, вероятно, основной причиной отставки Куприна летом 1894 года. «Не может быть сомнения, что появление такого произведения, написанного офицером и подписанное его полным именем, имело бы для него неприятные последствия", - утверждает Люкер. [10] [12]

Уйдя со службы, не имея ни определенных планов на будущее, ни «каких-либо знаний, академических или практических» (по «Автобиографии»), Куприн отправился в пятилетнее путешествие по Юго-Западу Российской империи. . [9] Он пробовал множество видов работ, в том числе стоматологическую помощь, землемерие, актерское мастерство, циркач, псаломщик, врач, охотник, рыболов и т. д., каждая из которых впоследствии нашла отражение в его художественном творчестве. Все это время он занимался самообразованием и чтением. Глеб Успенский со своими эскизами стал его любимым автором. [9]

Летом 1894 года Куприн приехал в Киев и к сентябрю начал работать в местных газетах «Киевское слово », «Жизнь и искусство», а затем «Киевлянин» . Качествами, необходимыми хорошему журналисту, по его мнению, были «безумная смелость, дерзость, широта взглядов и удивительная память», дары, которыми он считал себя обладающими в полной мере. [13] Во время частых поездок на юго-запад России он сотрудничал с газетами Новочеркасска , Ростова-на-Дону , Царицына , Таганрога и Одессы . [14]

В 1896 году «Русское Богатство» опубликовало «Молох» , первую крупную работу Куприна, критикующую быстро растущий русский капитализм и отражающую растущую промышленную нестабильность в стране. [15] С тех пор он лишь дважды ненадолго возвращался к этой теме — в «Сумете» (1897) и «В недрах земли» (1899). «На этом основании можно заключить, что его забота о промышленном рабочем в Молохе была не более чем преходящим этапом», - полагает Люкер. [14]

Наряду с фельетонами и хрониками Куприн писал небольшие очерки, исследующие ту или иную среду или изображающие людей определенных профессий или обстоятельств, позже собранные в сборник. В марте 1896 года восемь таких очерков были опубликованы в небольшом издании под названием «Киевские типы» — первая книга Куприна. [16] его второй сборник «Миниатюры В октябре 1897 года вышел » с одной из самых известных цирковых повестей «Аллез!», заслуживший высокую оценку Льва Толстого . В 1905 году Куприн назвал «Миниатюры» своими «первыми детскими шагами по дороге литературы». Миниатюры , а также его «Промышленные зарисовки», сделанные в 1896–1899 годах после посещения Донбасса , определенно обозначили дальнейший этап его становления как писателя. [14] [15]

В 1897 году Куприн отправился на Волынь для работы управляющим имением, затем отправился в Полесье в Южной Белоруссии , где помогал выращивать махорку . [14] [15] «Там я впитал свои самые сильные, благородные, обширные и плодотворные впечатления... и познал русский язык и пейзаж», — вспоминал он в 1920 году. Три рассказа его неоконченного «Полесского цикла» — «Глубина», его широко известная любовная пьеса «Олеся » и «Оборотень» (страшилка) – были опубликованы между 1898 и 1901 годами. [14] Молох и Олеся многое сделали для построения Куприном его литературной репутации. В сентябре 1901 года Виктор Миролюбов , редактор «Журнала для всех» , пригласил Куприна присоединиться к этому популярному петербургскому ежемесячнику, и в декабре тот переехал в столицу. [10]

Петербург, Куприн (справа) с другом, оперным певцом Федором Шаляпиным . Фото К. Буллы (1911 г.) [17]

Санкт-Петербург: 1901–1904 гг.

[ редактировать ]

В Петербурге Куприн оказался в центре русской культурной жизни. Он подружился с Антоном Чеховым , с которым регулярно переписывался вплоть до смерти последнего в 1904 году, часто обращаясь к нему за советом. [18] Дружба Куприна с Иваном Буниным продлилась почти сорок лет, продолжаясь в эмиграции. [19] Другой важной фигурой для Куприна был учёный и критик Федор Батюшков из «Мира Божия» . Сохранившиеся 150 писем представляют собой лишь незначительную часть их обширной переписки. [20] Later Kuprin expressed much gratitude to Viktor Mirolyubov , [21] [22] который, как и Максим Горький , оказал сильное влияние на его карьеру. [18] [23] [24]

В 1901 году Куприн вступил в Московское литературное общество «Среда», основанное в 1899 году Николаем Телешовым и объединявшее в основном молодых писателей-реалистов, среди которых были Горький, Бунин и Леонид Андреев . [18] В феврале 1902 года Куприн женился на Марии Карловне Давыдовой, приёмной дочери Александры Давыдовой, редактора «Мира Божия» . Последний умер в том же году. Издание взяла на себя Мария Карловна; и вскоре Куприн покинул «Журнал для всех» , чтобы возглавить художественный раздел журнала, который теперь редактировала его жена. [18]

В феврале 1903 года основанное Горьким издание «Знание» опубликовало сборник из восьми сказок Куприна, среди них «Справка» и «Молох » . [18] Лев Толстой похвалил сборник за яркий язык; и критики были почти единодушны в своем одобрении, указывая на близость Куприна по темам и технике к Чехову и Горькому. Ангел Богданович из «Мира Божьего» (который в 1897 году нелестно писал о Молохе ) теперь хвалил компактный стиль Куприна и его способность передать ощущение искрометной радости жизни . [25] Сам Горький в письме Телешову в марте 1903 года поставил Куприна третьим русским писателем после Чехова и Андреева. [26]

Несмотря на литературные успехи, первые годы Куприна в Петербурге были напряженными. Работа в журнале оставляла ему мало времени для написания собственных статей; а когда его работы все-таки появились в «Мире Божием» , поползли слухи, что своим успехом он обязан своим семейным связям. [18] "Жизнь тяжелая: скандал, сплетни, зависть, ненависть... Мне очень одиноко и грустно", - признался он в письме одному из своих киевских друзей. [27]

Куприн в 1902–1905 годах писал меньше, чем в провинции; но, по словам Лукера, «если количество его сочинений было уменьшено — всего около двадцати сказок, — качество их было несравненно выше... Более сознавая теперь вопиющие контрасты, господствовавшие в русском обществе, он обратил свое внимание на тяжелое положение «маленький человек» — следуя, таким образом, лучшим традициям русской литературы». [18] Среди заметных рассказов были «В цирке» (1902), воспетые Чеховым и Толстым, «Болото» (1902), тематически связанное с полесским циклом, и «Еврейка» (1904), демонстрирующая глубокую симпатию Куприна к этому гонимому. меньшинства в российском обществе в то время, когда погромы были обычным явлением на юго-западе России. [18] Другие темы прозы Куприна этого периода включают лицемерие («Тихая жизнь», 1904; «Хорошая компания», 1905), фанатизм («Корь», 1904), вырождение праздного класса («Первосвященник», 1905). [24]

Александр Иванович Куприн, Дуэль , Фронтиспис (1905), 1-е издание, Санкт-Петербург, Россия
Книга Александра И. Куприна «Во имя чести [Дуэль]» (1907), 1-е издание на английском языке, Лондон, пер. ВФ Харви

Дуэль (1905)

[ редактировать ]

В 1904 году Куприн приступил к работе над «Дуэлью» . Этот роман, задуманный на втором году службы в армии и комментирующий «ужас и скуку армейской жизни», был опубликован 3 мая 1905 года. [28] [29] Создание этого романа стало для Куприна очистительным опытом. «Я должен освободиться от тяжелого груза впечатлений, накопленных годами военной службы. Я назову этот роман «Дуэлью», потому что это будет моя дуэль... с царской армией. Армия калечит душу, уничтожает все лучшие порывы человека и унижает человеческое достоинство... Я должен написать обо всем, что я знал и видел, и своим романом я вызову царскую армию на дуэль», — сообщал он жене в письме. [30] [31]

«Дуэль» стала литературной сенсацией года в России. В 1905 году было продано около 45,5 тысяч экземпляров — огромная цифра для начала 1900-х годов. Споры, вызванные этим романом, продолжались до 1917 года. Критики левого толка приветствовали «Дуэль» как «еще один гвоздь в гроб самодержавия», в то время как их консервативные коллеги осуждали ее как «вероломное нападение на правящий порядок». [32] Один офицер даже вызвал Куприна на дуэль через петербургскую газету. [29] а группа из двадцати офицеров в 1905 году направила Куприну письмо с выражением благодарности. Дуэль , по словам Лукера, ознаменовала «вершину карьеры Куприна... обеспечив ему бессмертие в анналах русской литературы». [29] Первое издание на английском языке, переведенное У. Ф. Харви, было опубликовано в Лондоне в 1907 году.

Революция 1905 г. и ее последствия: 1905–1913 гг.

[ редактировать ]

После революции 1905 года Куприн стал открыто критиковать режим. Он установил связи с моряками Черноморского флота в Севастополе и даже пытался записаться на военную службу на броненосец «Потемкин» , взбунтовавшийся в июне 1905 года. Считавшийся политически неблагонадежным, он был помещен под тайный полицейский надзор. [10] [16] В «Событиях в Севастополе» он описал гибель крейсера «Очаков» , свидетелем которой стал Куприн в Балаклаве . В его более позднем рассказе «Гусеница» (1918) рассказывается, что он помог спасти нескольких моряков, сбежавших с пылающего крейсера. [33] Командующий Черноморским флотом адмирал Григорий Чухнин , которого обычно считают виновником трагедии, приказал Куприну покинуть Севастополь в течение 48 часов и возбудил уголовное дело за клевету . В июне 1906 г. Чухнин был убит; но дело не было закрыто; а через два года в Житомире Куприна приговорили к штрафу и десяти суткам домашнего ареста. [34]

Среди его наиболее известных рассказов середины 1900-х годов были «Сны», «Тост», «Искусство» и «Убийца», последний поднимал проблему насилия, охватившего в то время Россию. « Младший капитан Рыбников » (1906), рассказавший историю японского шпиона, выдававшего себя за русского офицера, получил высокую оценку Горького. [31] Много обсуждались «Оскорбление» (1906) и «Гамбринус» (1907), эмоциональное суммирование многих мотивов его творчества после 1905 года, перекликающееся с декламационной интонацией «Событий в Севастополе», по мнению Лукера. [34]

С 1905 года Куприн снова занялся многочисленными нелитературными поприщами. Он выдвинул себя выборщиком в первую Государственную думу от города Петербурга. В 1909–1910 совершил полет на воздушном шаре вместе с известным спортсменом Сергеем Уточкиным , затем отправился в глубины Черного моря водолазом и сопровождал летчика Ивана Заикина в его полетах на самолете. В 1907 году он развелся с первой женой — и женился на Елизавете Гейнрих (1882–1943), которая в 1908 году родила им дочь Ксению Куприну . [35]

Куприн в Гатчине (мультфильм 1910-х годов)

В 1908 году отношения Куприна с Горьким испортились. [ почему? ] , и он ушел из Знания. В том же году был опубликован рассказ «Морская болезнь», повествующий об изнасиловании героини социал-демократа и показывающий ее мужа-революционера в невыгодном свете, что Горький расценил как преднамеренное оскорбление русских социалистов. [34] Среди других произведений Куприна этого периода — «Изумруд» (1907), самый известный из его рассказов о животных, «Суламифь» (1908), ода «вечной любви», тесно основанная на «Песне Песней » , автобиографической «Леночке». (1910) и «Гранатовый браслет» (1911), его знаменитая новелла «обреченного романтизма», в которой безнадежная любовь находит свой тихий трагический апофеоз. [34] «Лестригоны» (1907–1911), серия зарисовок о рыбаках Балаклавы. [16] стал лирической песней простой жизни и эпическим прославлением добродетелей простого народа. [34] [35] В октябре 1909 года Куприн и Бунин были совместно удостоены Пушкинской премии . [9]

В 1908 году Куприн приступил к работе над «Ямой» , самым масштабным и противоречивым своим произведением. Первая часть этого романного исследования проституции появилась в 1909 году, вторая — в 1914 году, а третья — в 1915 году. [36] Часть I, как выяснилось, вызвала широкую полемику; части II и III были встречены почти всеобщим безразличием. Куприн, который, видимо, не мог решить, должен ли его роман быть документальным или художественным, либо колебался между тем и другим, либо пытался искусственно соединить их. «Он более успешен, когда снят в документальном ключе, и поэтому первая часть, с подробностями жизни в борделе, безусловно, лучшая», - утверждает Люкер. [34] [36] Роман подвергся критике со стороны некоторых русских критиков и авторов (в том числе Льва Толстого) за излишний натурализм ; среди тех, кто ею восхищался, была юная Нина Берберова . [37]

Куприн с женой во время Первой мировой войны

«Яма» была последней крупной работой Куприна и для многих ознаменовала упадок его творчества. [34] [36] Его самые известные рассказы 1912–1914 годов - «Черная молния» и «Анафема», а его визит на юг Франции в период с апреля по июль 1912 года положил начало «Лазурному берегу», двадцати эскизам, составляющим цикл путешествий. впечатления. [16] [38] В 1911 году перевез семью в Гатчину под Санкт-Петербургом. [9]

Когда началась Первая мировая война, Куприн открыл в своем доме в Гатчине военный госпиталь, а затем посетил города Западного фронта. К концу 1914 года он обратился через прессу с просьбой о деньгах для раненых, а в декабре отверг идею празднования 25-летия своей литературной деятельности. В качестве офицера запаса он был призван в ноябре 1914 года и командовал пехотной ротой в Финляндии до мая 1915 года, когда был уволен по состоянию здоровья. Именно по этой причине он не смог стать военным корреспондентом, к карьере, к которой он стремился во время русско-японской войны 1904–1905 годов. Среди его немногих рассказов, отражающих войну, наиболее заметными были его сатиры («Гога Веселов», «Канталупы», «Папа», «Груня»), направленные против циников, которые наживались на недовольстве народа. [35] [36] [38]

Февральская революция застала Куприна в Хельсинки , куда он отправился на консультацию к врачу. Вернувшись в Гатчину, он выразил свой энтузиазм по поводу краха царизма в серии статей, а в мае начал редактировать партии эсеров газету «Свободная Россия », сотрудничая также с «Вольностью» («Свобода») и «Петроградским листком » (« Петроградский листок»). Петроградский листок). Приветствуя свободу, принесенную Февральской революцией, он предвидел крайности, которые могут принести дальнейшие потрясения, и предостерег от погружения России в оргию кровопролития. [38]

Октябрьская революция мало что внесла в политическую позицию Куприна. В статьях, которые он публиковал до середины 1918 года в различных газетах, в том числе в «Петроградском эхе », «Вечернем слове » и «Заре », его отношение к новому режиму оставалось двойственным. Он признавал историческое значение большевистской революции и восхищался Лениным как «честным и мужественным человеком», заявляя, что «большевизм представляет собой великое, чистое, бескорыстное учение, неизбежное для человечества». [39] [40] Тем не менее, недолгое время работая с Максимом Горьким в «Всемирная литература» издательстве , он критиковал продразверстку и политику военного коммунизма . [9] утверждая, что большевики угрожали русской культуре и что их недостаточное знание страны принесло страдания крестьянам. В июне 1918 года Куприн был на короткое время арестован за статью в газете «Молва» («Слух»), критикующую режим. Один из его рассказов 1918 года («Гусеница») восхвалял героизм женщин-революционерок, другой («Призрак Гатчины») представлял собой антибольшевистский рассказ о тирании новых хозяев России. [38]

В конце 1918 года Куприн составил подробный план « Земли » — бумаги, рассчитанной специально на крестьянство. Предложенная им программа включала помощь правительству в радикальном преобразовании сельской жизни в соответствии с принципами, не противоречащими принципам коммунизма. Поддержанный Горьким и одобренный Лениным , встретившимся с Куприным 25 декабря 1918 года, проект остался нереализованным. [41] [42]

Годы в эмиграции

[ редактировать ]
Куприн в 1910-е годы

16 октября 1919 года Гатчина была взята Белой армией под командованием генерала Николая Юденича . Две недели Куприн редактировал газету «Приневский край » (Невская страна), издававшуюся штабом армии Юденича. В октябре, когда белые отступали на запад, Куприн отправился с ними в Ямбург , где присоединился к жене и дочери. Через Нарву семья добралась до Ревеля в Эстонии и в декабре уехала в Финляндию. Проведя полгода в Хельсинки, они отплыли во Францию ​​и в начале июля 1920 года прибыли в Париж. [10]

Следующие семнадцать лет в Париже были отмечены упадком творчества Куприна и его склонностью к алкоголизму . Огорченный разлукой с Россией, он стал одиноким и замкнутым. [43] Бедность семьи усугубляла ситуацию. «Я остался голым… и нищим, как старая бездомная собака», — писал Куприн Ивану Заикину, своему старому другу. [44] Все это в совокупности мешало ему писать. [45] «Чем талантливее человек, тем тяжелее ему жизнь без России», — сказал Куприн репортеру в 1925 году. [46]

Ностальгия Куприна объясняет ретроспективность его творчества после эмиграции. Он вернулся к знакомым темам из своих ранних работ - и остановился на личных переживаниях, связывающих его с утраченной родиной. [43] Его визит на юго-запад Франции в 1925 году вдохновил его на создание «Багровой крови» (1926), красочного рассказа о корриде в Байонне , за которым в 1927 году последовали «Благословенный юг», четыре зарисовки о Гаскони и Верхних Пиренеях . [16] Затем появились преимущественно городские зарисовки, сделанные в Югославии в результате визита Куприна в Белград в 1928 году для участия в конференции русских писателей, также эмигрировавших. [42] [43] Тремя крупнейшими произведениями парижских лет Куприна являются «Колесо времени» (13 очерков, оформленных в стиле романа, 1929), автобиографический «Юнкерс» (1932) и романтическая «Жанната» (1933), описывающая привязанность пожилого профессора к маленькой девушка из его района. [43] [45]

Возвращение в Россию и смерть

[ редактировать ]
Alexander Kuprin's grave

К 1930 году семья Куприна жила в нищете и долгах. Его литературные гонорары были скудными; пьянство преследовало его парижские годы; после 1932 г. его зрение начало ухудшаться; и его почерк ухудшился. Попытки его жены открыть переплетную мастерскую и библиотеку для эмигрантов обернулись финансовой катастрофой. Возвращение в Советский Союз было единственным решением материальных и психологических трудностей Куприна. В конце 1936 года он наконец решил подать заявление на получение визы. 29 мая 1937 года, провожая только дочь, Куприны выехали с Северного вокзала в Москву. 31 мая их встретили там представители писательских организаций и разместили в гостинице «Метрополь». В начале июня они переехали на дачу , принадлежащую Советскому Союзу писателей , в Голицыно под Москвой, где Куприн получил медицинскую помощь и отдохнул до зимы. В середине декабря он с женой переехал на квартиру в Ленинграде. [10]

Годы в Париже подорвали его здоровье и превратили в старика. Трагическую перемену заметил писатель Николай Телешов, его друг начала 1900-х годов. Посетив Куприна вскоре после его приезда, Телешов нашел его растерянным, бессвязным и жалким. «Он уехал из России... физически очень крепкий и сильный, — писал он позже, — но вернулся измождённым,… немощным, безвольным инвалидом. Это был уже не Куприн — тот человек выдающегося таланта, это было что-то… ... слабый, грустный и явно умирающий». [47] Позже Бунин утверждал, что роль Куприна была чисто пассивной: «Он не поехал в Россию — его привезли туда очень больным, уже во втором детстве», — писал он. [47]

Возвращение Куприна принесло публикацию его произведений в Советском Союзе, но после этого он практически ничего нового не написал. В июне 1937 года, к первой годовщине со дня смерти Горького, «Известия» опубликовали «Фрагменты воспоминаний» Куприна. В октябре вышел скетч «Моя родная Москва». [47] Воспоминания о последних днях Куприна, изданные в Советском Союзе, дают нам картину человека, счастливого возвращения в родную страну. С другой стороны, писательница Лидия Норд в своем рассказе о последних месяцах жизни Куприна нарисовала картину разочаровавшегося старика, который чувствовал себя чужим в родной стране. [48]

В январе 1938 года здоровье Куприна ухудшилось. К июлю его состояние было тяжелым. Он уже страдал заболеванием почек и склерозом, а теперь у него развился рак пищевода . Операция мало чем помогла. Александр Куприн умер 25 августа 1938 года и кладбища был похоронен на Литературных мостках Волковского в Ленинграде . через два дня [10]

Частная жизнь

[ редактировать ]
Лиза Гейнрих в 1909 году.

В феврале 1902 года Куприн женился на Марии Карловне Давыдовой (1881—1966), приёмной дочери Александры Давыдовой, вдовы директора Санкт-Петербургской консерватории , которая после смерти мужа в 1889 году стала редактором « Мира Божьего» . Когда она умерла в 1902 году, дело взяла на себя Мария Карловна, и вскоре Куприн стал заведующим отделом художественной литературы журнала жены. У них была дочь Лидия (1903–1924). [4]

В середине 1900-х годов их отношения испортились, главной причиной было злоупотребление алкоголем Куприна. Однажды, возмущенная его поведением в компании пьяниц и проституток, которых он привел на дачу, Мария Карловна разбила ему об голову графин. Другой случай, когда во время некрасивой ссоры он попытался поджечь ее платье, оказался для них последним: в 1907 году пара развелась. [49] Мария Давыдова позже вышла замуж за советского дипломата Николая Иорданского; книга воспоминаний « Годы молодости », 1966. В 1966 году вышла [50]

Второй женой Курпина была Елизавета Гейнрих (1882–1942), дочь венгерского революционера Морица Ротони-Гейнриха , воспитывавшаяся в семье Дмитрия Мамина-Сибиряка , ее сестры Марии мужа . В начале 1900-х годов она была сестрой милосердия, позже гувернанткой Лидии и хорошей подругой Александры Давыдовой. В 1907 году пара поженилась и поселилась в Гатчине. В 1908 году у них родилась дочь Ксения. [9] Их вторая дочь Зинаида родилась в 1909 году и умерла от пневмонии в 1912 году. После возвращения Куприных в Россию Елизавета Куприна-Гейнрих посвятила себя составлению и публикации литературного наследия мужа. Покончила жизнь самоубийством в 1942 году, во время блокады Ленинграда . [49]

Ксения Куприна (1908–1981) в конце 1920-х годов стала моделью Поля Пуаре , а затем актрисой, которая в роли Киссы Куприн снялась в 11 фильмах, начиная с «Дьявола в сердце» (1927) Марселя Л'Эрбье . После возвращения в СССР в 1958 году работала актрисой театра, переводчиком, автором и сценаристом. ее книга воспоминаний «Мой отец Куприн ». В 1978 году вышла [51] [52]

Наследие

[ редактировать ]

По словам Николаса Люкера:

Положение Куприна в истории русской литературы весьма значительно, если не сказать уникально. Родился в эпоху, омраченную великим русским романом, достигшим своего апогея в 1860-х годах. он обратился к новелле как к жанру, соответствующему как его собственному беспокойному темпераменту, так и многообразным заботам его поколения... С его современниками Чеховым, Горьким и Буниным. он довел жанр рассказа до невиданного в русской литературе расцвета. То, что он уступал в сдержанности Чехову, убежденности Горькому и тонкости Бунину, Куприн компенсировал темпом повествования, построением сюжета и богатством тем. Эти последние качества в сочетании с его постоянным интересом к человеческой душе делают его очень читабельным и сегодня. [47]

Прославился благодаря роману «Дуэль» (1905). [53] Куприна высоко оценили коллеги-писатели, в том числе Антон Чехов , Максим Горький , Леонид Андреев , лауреат Нобелевской премии Иван Бунин. [4] и Лев Толстой, назвавший его истинным преемником Чехова. Хотя Куприн жил в эпоху, когда писатели увлекались литературными экспериментами, он не искал новаторства и писал только о том, что сам пережил, а его герои — следующее поколение после чеховских пессимистов. Владимир Набоков назвал его «русским Киплингом » за рассказы о жалких искателях приключений, которые часто бывают «невротичны и ранимы». На протяжении всего ХХ века Александр Куприн оставался «одним из самых читаемых классиков русской литературы», по его произведениям снято множество фильмов, отчасти благодаря «его ярким рассказам о жизни простых людей и несчастной любви, его описаниям военной и бордели, что сделало его писателем на все времена и места». [6]

A minor planet 3618 Kuprin , discovered by Soviet astronomer Nikolai Stepanovich Chernykh in 1979, is named after him. [54]

Избранные работы

[ редактировать ]
  • Дуэль (Поединок, 1905; в 1916 году переведено как Дуэль)
  • The Pit (Яма, 1909–1915)
  • The Wheel of Time (Колесо времени, 1929)
  • Юнкерс («Юнкера», написано 1928–1932, опубликовано в 1933), автобиографический роман.

Рассказы и зарисовки

[ редактировать ]
  • " The Last Debut " (Последний дебют, 1889)
  • «Психея» (Психея, 1892; переведена как «Психея» в 1929 году)
  • " On a Moonlit Night " (Лунной ночью, 1893)
  • " The Inquiry " (Дознание, 1894)
  • The Kiev Types (Киевские типы, 1896, a collection of sketches)
  • Miniatures (Миниатюры, 1897, short story collection)
  • "At the Circus" (В цирке, 1902)
  • «Конокрады» (Конокрады, 1903 г.)
  • " Captain Ribnikov " (Штабс-капитан Рыбников, 1906)
  • «Река жизни» (Река жизни, 1906).
  • «Возмущение – правдивая история» (неизвестно)
  1. ^ Jump up to: а б с д Куприн Александр Иванович Archived 10 February 2022 at the Wayback Machine . Great Soviet Encyclopedia
  2. ^ Куприновед Николас Люкер в своей биографии « Александр Куприн » называет «Дуэль» своим «величайшим шедевром» (глава IV), а литературный критик Мартин Сеймур-Смит называет «Дуэль» «своим лучшим романом» ( «Путеводитель по современной мировой литературе » , с. 1051)
  3. ^ Гранатовый браслет на IMDb.
  4. ^ Jump up to: а б с д Литературная сеть-Куприн
  5. ^ Jump up to: а б Забронируйте Rags.com
  6. ^ Jump up to: а б «ДОМ МОСКОВСКИХ ОКОН». Сергей Сосинский. Московские новости (Россия). ИСТОРИЯ; № 6. 17 февраля 1999 г.
  7. Семья А.И. Куприна на kuprin.velchel.ru.
  8. ^ Jump up to: а б Люкер, Николас Дж.Л. (1978). «Александр Куприн. Часть 3. Хронология» . Бостон, США: Г. К. Холл . Проверено 1 мая 2014 г.
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Katayev, V.B. (1990). "Alexander Ivanovich Kuprin" . The Biobibliographical Dictionary. Prosveshchenye. Moscow . Retrieved 1 May 2014 .
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Люкер, Николас Дж.Л. (1978). «Александр Куприн. Часть 4» . Бостон, Г. К. Холл, США . Проверено 1 мая 2014 г.
  11. ^ Afanasiev , p. 6.
  12. ^ Питляр, И., Собрание сочинений , Том. 1, стр. 485–501.
  13. ^ Kuleshov, F.I. Unpublished Kuprin. Scientific Notes. Vol.II, Articles on Literature. Iuzhnosakhalinsky GPI. Sakhalin, p. 61.
  14. ^ Jump up to: а б с д и Люкер, Николас Дж.Л. (1978). «Александр Куприн. Часть 5» . Бостон, Г. К. Холл, США . Проверено 1 мая 2014 г.
  15. ^ Jump up to: а б с Питляр И., Собрание сочинений , Том. 2, стр. 479–494.
  16. ^ Jump up to: а б с д и Ротштейн Э., Собрание сочинений , Том. 9, стр. 349–381.
  17. ^ Миленко, Виктория Дмитриевна. "Куприн: Возмутитель спокойствия" . biography.wikireading.ru . Retrieved 30 March 2022 .
  18. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Люкер, Николас Дж.Л. (1978). «Александр Куприн. Часть 6» . Бостон, Г. К. Холл, США . Проверено 1 мая 2014 г.
  19. Никулин, Лев (1958) «Куприн и Бунин», Октябрь , вып. 7, с. 204–218
  20. ^ Куприн о литературе. С. 224–37 // И. Гура, «Письма Куприна Ф.Д. Батюшкову из Даниловского», Альманах Север (Вологда, 1963). стр. 152–158.
  21. ^ Correspondence of Kuprin and Mirolyubov. P.P. Shirmakov, ed.
  22. ^ Mirolyubov, V.S. 1899–1907. Literary Archive, vol. 5, Academy of Science, Moscow-Leningrad, 1960, pp. 118–27.
  23. ^ Корецкая, И.В. (1966) «Горький и Куприн. Горьковские чтения, 1964–1965». Москва. стр. 119–61.
  24. ^ Jump up to: а б Питляр И., Тамарченко А., Собрание сочинений , Том. 3, стр. 369–399.
  25. ^ Bogdanovich, A. (1903) "Critical Notes" ("Критические заметки"), Mir Bozhy , No. 4, pp. 7–11.
  26. ^ Afanasiev , p. 51.
  27. ^ Volkov, A.A. (1981) Творчество А. И. Куприна [A. I. Kuprin's works]. Ch. 2. "В среде демократических писателей". p. 116. Moscow: Khudozhestvennaya Literatura.
  28. ^ Кулехов, p. 207
  29. ^ Jump up to: а б с Люкер, Николас Дж.Л. (1978). «Александр Куприн. Часть 7» . Бостон, Г. К. Холл, США . Проверено 1 мая 2014 г.
  30. ^ Kuprina-Iordanskaia, M.K. Years of Youth (Gody molodosti). Moscow. 1966. p. 81
  31. ^ Jump up to: а б Koretskaya, I.V., Collected works , Vol. 4, pp. 478–495
  32. ^ Afanasiev , p. 70
  33. ^ Aspiz, E. M. "A.I. Kuprin in Balaklava". Krym, 23 (1959), pp. 131–36.
  34. ^ Jump up to: а б с д и ж г Люкер, Николас Дж.Л. (1978). «Александр Куприн. Часть 8» . Бостон, Г. К. Холл, США . Проверено 1 мая 2014 г.
  35. ^ Jump up to: а б с Koretskaya, I.V., Collected works , Vol. 5, pp. 401–418
  36. ^ Jump up to: а б с д Ротштейн Э., Собрание сочинений , Том. 6, стр. 450–469.
  37. ^ Курсив мой, Нина Берберова, стр. 48–49.
  38. ^ Jump up to: а б с д Люкер, Николас Дж.Л. (1978). «Александр Куприн. Часть 9» . Бостон, Г. К. Холл, США . Проверено 1 мая 2014 г.
  39. ^ Кулехов, p. 478.
  40. ^ Afanasiev , p. 156.
  41. Кулехов, pp. 482-84.
  42. ^ Jump up to: а б Вячеславов П., Ротштейн Э., Михайлов О., Собрание сочинений , Том. 7, стр. 392–417.
  43. ^ Jump up to: а б с д Люкер, Николас Дж.Л. (1978). «Александр Куприн. Часть 10» . Бостон, Г. К. Холл, США . Проверено 1 мая 2014 г.
  44. Письмо Ивану Заикину весны 1924 г., III р. 258.
  45. ^ Jump up to: а б Ротштейн Э., Михайлов О., Вячеславов П., Собрание сочинений , Том. 8, стр. 426–438.
  46. ^ Кулехов, p. 503.
  47. ^ Jump up to: а б с д Люкер, Николас Дж.Л. (1978). «Александр Куприн. Часть 11» . Бостон, Г. К. Холл, США . Проверено 1 мая 2014 г.
  48. ^ Nord, Lydia (1954) "The Return of A.I.Kuprin" ("Возвращение А.И. Куприна"). The Engineers of Souls ( Инженеры душ ). Buenos Aires. pp. 60–64.
  49. ^ Jump up to: а б А.И. Куприн . Biography at history-tema.com
  50. ^ Lidin, V.G. M.K. Kuprina-Iordanskaya Об авторе. Куприна-Иорданская М. К. Годы молодости. Вступительная статья В. Г. Лидина
  51. ^ Alexandrova, Tatyana (2008). "Alexander Ivanovych Kuprin" . Vinograd magazine . Retrieved 13 January 2014 .
  52. ^ Ksenia Kuprina at kuprin.velchel.ru. – Ксения Александровна Куприна, дочь от второго брака (1908–1981)
  53. ^ Люкер, Николас Дж.Л. (1982). Антология русского неореализма: Школа «Знание» Максима Горького , с. 137. ISBN   0-88233-421-2
  54. ^ Шмадель, Лутц Д. (2003). Словарь названий малых планет (5-е изд.). Нью-Йорк: Springer Verlag. стр. 304. ИСБН  3-540-00238-3 .

Цитируемые источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8ef27bfa050eaa7f11b62850f4cb08a9__1698580020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8e/a9/8ef27bfa050eaa7f11b62850f4cb08a9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aleksandr I. Kuprin - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)