Nikolay Speshnev

Николай Александрович Спешнев ( русский : Николай Александрович Спе́шнев; 6 октября 1821, Курск — 29 марта 1882, Санкт-Петербург ) — русский аристократ и политический деятель XIX века, наиболее известный своим участием в просоциалистической литературной дискуссионной группе « Петрашевский». Круг . Он сформировал тайное революционное общество из числа членов кружка, в которое входил молодой Федор Достоевский . После того, как правительство царя Николая I арестовало членов Петрашевского кружка в 1849 году, Спешнева допрашивали, угрожали пытками и в конце концов приговорили вместе с Достоевским, Петрашевским и другими к расстрелу. Приговор был заменен каторжными работами в Сибири, но заключенным сообщили об этом только после того, как они пережили инсценировку казни .
Достоевский опирался на свой опыт общения с тайным обществом Спешнева и кружком Петрашевского при написании своей общественно-политической сатиры « Бесы» . Многие комментаторы считают, что главный герой романа — Николай Ставрогин — частично основан на Спешневе.
Биография
[ редактировать ]Спешнев родился в Курской губернии в 1821 году в очень богатой дворянской семье. Он посещал элитный Александровский лицей в Царском Селе , где впервые встретил Петрашевского .
С 1842 по 1847 год жил и путешествовал по Европе. Находясь за границей, он изучал ряд политических философов, включая Фейербаха , Маркса и Прудона , и находился под влиянием аморалистического эгоизма Макса Штирнера . [1] [2] В Дрездене и Париже он общался с польскими эмигрантами, выступавшими против российского правления, что пробудило в нем интерес к методам подпольного заговора. Он изучил , « Историю заговора равных» Буонарроти Бабефа руководство по тактике заговора, и » аббата Баррюэля , «Мемуары, иллюстрирующие историю якобинизма в которых описывалась масонами и якобинцами предполагаемая тайная организация Французской революции . Считается, что Спешнев участвовал в войне Зондербунда в Швейцарии в 1843 году, сражаясь на стороне либеральных кантонов . [3]
К моменту возвращения в Петербург Спешнев стал чем-то вроде легенды как революционер и байронический романтик одновременно. Репутация распутника не мешала ему быть решительным и решительным борцом за дело социализма. Он присутствовал на собраниях Петрашевского кружка, но, недовольный отсутствием стремления Петрашевского к позитивным действиям, собрал из его членов собственное тайное общество. В апреле 1849 года Спешнев вместе с другими членами Петрашевского кружка был арестован царским правительством и заключен в Петропавловскую крепость . В декабре того же года пленных вывезли на Семеновскую площадь для расстрела. Едва раздались первые выстрелы, пришло послание от царя о замене приговора каторжными работами в Сибири.
Первоначально отправленный в Тобольск , Спешнев отбыл большую часть своего десятилетнего заключения на Нерчинских рудниках. В 1856 году он был амнистирован, но вынужден был оставаться в ссылке и некоторое время служил в местной администрации, прежде чем поселился в Иркутске . [4] Здесь он подружился с известным либеральным генерал-губернатором Восточной Сибири Николаем Муравьевым-Амурским и стал частью его администрации. Муравьев приходился троюродным братом философу-анархисту и ссыльному Михаилу Бакунину , на которого Спешнев также произвел сильное впечатление. В письме к Герцену Бакунин описывал его как «умного, образованного, красивого, аристократичного в осанке, совсем не сдержанного, хотя и тихо-холодного, внушающего доверие — как всякий, обладающий тихой силой, — джентльмена с головы до ног». [5] Достоевский, комментируя появление Спешнева в Иркутске, писал брату: "Судьба этого человека удивительна! Где бы и как он ни появился, самые искренние и проницательные люди тотчас же окружают его почтением и восхищением". [6]
Спешнев был назначен Муравьевым редактором местной правительственной газеты и занимал эту должность с 1857 по 1859 год. В 1859 году он присоединился к губернатору в экспедиции в Китай по реке Амур .
Спешневу разрешили вернуться в Петербург в декабре 1859 года, и в следующем году с помощью Муравьева ему был восстановлен титул и права дворянина. [7] В Петербурге он приступил к знакомству с лидерами нового радикального поколения, такими как Чернышевский и Добролюбов . Поэт Плещеев , бывший член Петрашевского кружка, рекомендовал его Добролюбову, написав, что Спешнев был «человеком, очень близким моему сердцу... Он в высшей степени прямой характер с железной волей. можно с уверенностью сказать, что среди всех нас он был самой замечательной фигурой». [8]
В 1861-62 Спешнев жил в Псковской губернии. Он работал арбитром в спорах между помещиками и крестьянами и был известен отстаиванием прав крестьян. [9]
Speshnev died in Saint Petersburg in 1882.
Деятельность в Петрашевском кружке
[ редактировать ]Спешнев начал посещать пятничные собрания Петрашевского кружка в начале 1848 года. Он решительно выступал за продвижение дела социализма любыми средствами, включая терроризм, и стремился создать внутри кружка тайное общество. По мнению Спешнева, тремя методами противоправных действий тайного общества должны стать проникновение, пропаганда и бунт. Он и Петрашевский провели встречи с харизматичным сибирским деятелем Рафаэлем Черносвитовым, чтобы обсудить возможность скоординированных вооруженных восстаний. Соратник Спешнева, армейский лейтенант Николай Момбелли, инициировал серию бесед, продвигая идею организованного проникновения в бюрократию для противодействия правительственным мерам. Момбелли предложил всем членам предоставить свои биографии, а предателей казнить. Сам Петрашевский, хотя и был участником разговоров, последовательно выступал против применения насильственных методов. Поэтому Спешнев продолжил формирование общества без него и сумел привлечь ряд талантливых членов, в том числе Достоевского. Хотя никаких реальных действий со стороны этой группы предпринято не было, Достоевский не сомневался, что имел место «заговор», который включал в себя пропаганду недовольства существующим порядком и установление связей с уже недовольными группами, такими как религиозные диссиденты и крепостные. [10]
Рост Петрашевского кружка после революций 1848 года в Европе привел к образованию ряда групп-сателлитов, в первую очередь Пальмового кружка Дурова . По словам Достоевского, первоначальной целью этой группы было издание литературного альманаха, но последователь Спешнева Павел Филиппов убедил их активно производить и распространять антиправительственную пропаганду. Были изготовлены две такие работы, обе позже обнаружены полицией. Первый, очерк под названием «Солдатский разговор», написанный другим последователем Спешнева, армейским офицером Николаем Григорьевым, был призывом к народному восстанию во Франции, обращенным к крестьянской аудитории. Второй, написанный Филипповым, представлял собой переписывание Десяти заповедей, в которых различные акты восстания против угнетения характеризовались как соответствующие воле Божией. [11]
В кругу Петрашевского стремление группы Спешнева к большей активности провоцировало конфликт с теми, возглавляемыми самим Петрашевским, которые выступали за более умеренный подход. Однако прочтение Достоевским письма Белинского антиправительственного к Гоголю вызвало реакцию всеобщего одобрения и волнения, превзошедшую углубляющиеся разногласия. Филиппов и Момбелли сделали копии письма и начали их распространять, но именно в это время правительство решило действовать. Члены организации не знали, что правительственный агент присутствовал на встречах и отчитывался перед своим начальством. В ночь на 22 апреля 1849 года было арестовано около шестидесяти членов и соратников кружка. Среди документов, найденных в квартире Спешнева после его ареста, был прототип «присяги на верность», в которой подписавшийся клялся в подчинении центральному комитету и был готов в любое время быть доступным для любых насильственных мер, которые считались необходимыми для успеха. причина. [12]
Несмотря на многомесячные допросы, личное тайное общество Спешнева властями так и не было раскрыто. Его члены никогда не рассказывали о его существовании другим членам кружка, и все оставались верными друг другу во время допросов. Под угрозой пыток Спешнев признался в первоначальных дискуссиях внутри кружка Петрашевских, взяв всю ответственность на себя. [13] Говорят, что в ожидании, как они считали, неминуемой казни на Семеновской площади, между Спешневым и Достоевским произошла показательная беседа. По показаниям одного из своих сокамерников, Федора Львова, Достоевский подошел к Спешневу и процитировал из « » Виктора Гюго : Последнего дня осужденного « Nous serons avec le Christ » («Мы будем со Христом»). Спешнев, по словам Львова, ответил: « Un peu de poussière » [Немного пыли]. [14]
Спешнев и Достоевский.
[ редактировать ]Хотя Достоевский был набожным христианином и никогда особенно не сочувствовал делу социализма, он, тем не менее, был активным членом тайного революционного общества Спешнева и не питал иллюзий относительно его целей. Кажущееся несоответствие отчасти можно объяснить харизматической личностью Спешнева и состраданием Достоевского к ужасным страданиям русского крестьянства. [15] но были и другие факторы. Их пути пересеклись в тот момент, когда оба по разным причинам глубоко разочаровались в Петрашевском. Спешнев презирал то, что он считал пассивностью Петрашевского в вопросах социальных перемен, а Достоевского отталкивало его пренебрежительно-пренебрежительное отношение к христианству. [16] В письме, написанном уже после смерти Достоевского, Аполлон Майков сообщает, что Достоевский посетил его в январе 1849 года и пригласил стать восьмым членом общества Спешневского, заявив, что Петрашевский был «дураком, актером и болтуном», от которого «ничего толкового не было бы». когда-нибудь придет». Целью общества было «создать тайную типографию» и работать «с целью произвести революцию в России», и Майков вспоминает переутомленного Достоевского, «расточавшего все свое красноречие на святость этого действия, на нашу обязанность спасти отечество и т. д.». [17] [18] Друг и врач Достоевского Степан Яновский сообщает, что за несколько месяцев до ареста его пациент стал тревожным, раздражительным и меланхоличным, часто жаловался на головокружение. Достоевский откровенно признался Яновскому, что причиной этого был Спешнев: он занял у него крупную сумму денег, «и теперь я с ним и его … Я никогда не смогу отдать ее, и он не будет возьмите свои слова обратно: вот какой он человек». По словам Яновского, Достоевский несколько раз повторил: «отныне у меня есть свой Мефистофель». [19]
По словам биографа Достоевского Джозефа Франка , Николай Спешнев «несомненно, двадцать лет спустя дал Достоевскому некоторое вдохновение для создания персонажа Николая Ставрогина в «Бесах ». [20] Ставрогин, как и Спешнев, — загадочная аристократическая фигура, вращающаяся в революционных кругах, байронический тип, обладающий странным очарованием для всех, с кем он связан. [21] Современники Спешнева говорили о его харизматичной личности, постоянном выдержке, красивой внешности и чрезвычайной привлекательности для женщин. [22] Бакунин говорил о нем, что он «производит настоящий эффект: особенно хорошо ему удается окутывать себя мантией глубоко задумчивой и тихой непроницаемости». [23] В романе персонаж Ставрогина изображен в аналогичных терминах, а его поведение описывается как «суровое, задумчивое и явно рассеянное». [24] Ставрогин, в отличие от Спешнева, похоже, считает свое участие в политическом заговоре не более чем развлечением или развлечением, но хозяин тайного революционного общества романа Петр Верховенский боготворит его и обращается с ним как с послереволюционным лидером, и иногда он дает советы. о том, как управлять обществом. [25]
Франк утверждает, что несколько дьявольский Ставрогин не следует отождествлять со Спешневым-человеком, а скорее является своего рода воображаемым non plus ultra его атеистических морально-философских идей, особенно тех, которые заимствованы у Фейербаха и Макса Штирнера. В письме, написанном в 1847 году, Спешнев рассуждает об антропотеизме Фейербаха, характеризуя его как новую религию, но с новым объектом — «человеком» вместо «Бога». Хотя он, кажется, восхваляет обожествление человечества Фейербахом, он также отрицает существование какого-либо метафизического авторитета, будь то «Бог» или «человек». Он видит в позиции Фейербаха лишь еще один пример обожения и как таковой еще одно обращение к чуждому авторитету: «Неужели так велика разница между Богочеловеком и Человекобогом?» — спрашивает он. Подобно Штирнеру, он утверждает, что, поскольку такие абстракции не имеют реальной власти над индивидуальным эго, отсюда следует, что вообще не существует объективных критериев ни для чего: «Такие категории, как красота и уродство, добро и зло, благородное и низкое, всегда были и всегда останется делом вкуса». Франк сравнивает эти слова со словами Ставрогина в исключенной главе Демонов , когда он среди сознания в страшном преступлении формулирует руководящую мысль своей жизни: «что я не знаю и не чувствую добра и зла и что я не только потерял всякое чувство этого, но что нет ни добра, ни зла». ни зла (что мне понравилось), и что это всего лишь предрассудок». [26]
Переводчик Достоевского Дэвид Макдафф предполагает, что Достоевский однажды ссылается на Спешнева в «Идиоте» . Главный герой, князь Мышкин , рассказывает о длительной беседе с «неким С.», человеком эрудированным и благовоспитанным, на тему атеизма. [27]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ланц, Кеннет (2004). Энциклопедия Достоевского . Гринвуд Пресс. п. 409. ИСБН 0-313-30384-3 .
- ^ Лейкина-Вирская В.Р. «Большая советская энциклопедия, 3-е издание» . Проверено 6 июня 2016 г.
- ^ Фрэнк, Джозеф (2010). Достоевский: писатель своего времени . Издательство Принстонского университета. стр. 145–7 . ISBN 978-0-691-12819-1 .
- ^ Kruzhnov, Y.N. "Saint Petersburg encyclopedia" . Retrieved 12 June 2016 .
- ^ П.С. Щеголев, изд. (1928). Петрашевцы, стр. 134. Цитируется по Франку (2010), стр. 145.
- ^ Ланц (2004). стр 410
- ^ Фрэнк, Джозеф (2010). стр. 276
- ^ цитируется по Фрэнку (2010). стр. 276
- ^ Kruzhnov, Y.N. "Saint Petersburg encyclopedia" . Retrieved 12 June 2016 .
- ^ Фрэнк, Джозеф (2010). Достоевский: писатель своего времени . стр. 145–151 .
- ^ Фрэнк, Джозеф (2010). Достоевский: писатель своего времени . стр. 152–158 .
- ^ Фрэнк, Джозеф (2010). стр. 151, 156–9.
- ^ Фрэнк, Джозеф (2010). Достоевский: писатель своего времени . стр. 157–9 .
- ^ Lvov's Zapiska , p 188. Quoted in Frank, Joseph (2010). p 179
- ^ Ланц, Кеннет (2004). Энциклопедия Достоевского . Гринвуд Пресс. п. 409. ИСБН 0-313-30384-3 .
- ^ Фрэнк (2010). стр. 140
- ^ Фрэнк (2010). стр 150
- ^ Ланц (2004). стр. 409
- ^ цитируется по Фрэнку (2010). стр. 152
- ^ Фрэнк (2010). стр. 145
- ^ Фрэнк (2010). стр. 146,645
- ^ Ланц (2004). стр 410
- ^ П.С. Щеголев, изд. (1928). Петрашевцы, стр. 135. Цитируется по Франку (2010), стр. 145.
- ^ Достоевский, Федор (2008). Демоны . Лондон: классика Penguin. п. 201. ИСБН 978-0-141-44141-2 .
- ^ Достоевский. Демоны . п. 427.
- ^ Фрэнк (2010). стр. 645–6
- ^ Достоевский, Федор (примечания Дэвида Макдаффа) (2004). Идиот . Книги о пингвинах. стр. 256, 725.