Jump to content

Nikolay Speshnev

Nikolay Alexandrovich Speshnev

Николай Александрович Спешнев ( русский : Николай Александрович Спе́шнев; 6 октября 1821, Курск — 29 марта 1882, Санкт-Петербург ) — русский аристократ и политический деятель XIX века, наиболее известный своим участием в просоциалистической литературной дискуссионной группе « Петрашевский». Круг . Он сформировал тайное революционное общество из числа членов кружка, в которое входил молодой Федор Достоевский . После того, как правительство царя Николая I арестовало членов Петрашевского кружка в 1849 году, Спешнева допрашивали, угрожали пытками и в конце концов приговорили вместе с Достоевским, Петрашевским и другими к расстрелу. Приговор был заменен каторжными работами в Сибири, но заключенным сообщили об этом только после того, как они пережили инсценировку казни .

Достоевский опирался на свой опыт общения с тайным обществом Спешнева и кружком Петрашевского при написании своей общественно-политической сатиры « Бесы» . Многие комментаторы считают, что главный герой романа — Николай Ставрогин — частично основан на Спешневе.

Биография

[ редактировать ]

Спешнев родился в Курской губернии в 1821 году в очень богатой дворянской семье. Он посещал элитный Александровский лицей в Царском Селе , где впервые встретил Петрашевского .

С 1842 по 1847 год жил и путешествовал по Европе. Находясь за границей, он изучал ряд политических философов, включая Фейербаха , Маркса и Прудона , и находился под влиянием аморалистического эгоизма Макса Штирнера . [1] [2] В Дрездене и Париже он общался с польскими эмигрантами, выступавшими против российского правления, что пробудило в нем интерес к методам подпольного заговора. Он изучил , « Историю заговора равных» Буонарроти Бабефа руководство по тактике заговора, и » аббата Баррюэля , «Мемуары, иллюстрирующие историю якобинизма в которых описывалась масонами и якобинцами предполагаемая тайная организация Французской революции . Считается, что Спешнев участвовал в войне Зондербунда в Швейцарии в 1843 году, сражаясь на стороне либеральных кантонов . [3]

К моменту возвращения в Петербург Спешнев стал чем-то вроде легенды как революционер и байронический романтик одновременно. Репутация распутника не мешала ему быть решительным и решительным борцом за дело социализма. Он присутствовал на собраниях Петрашевского кружка, но, недовольный отсутствием стремления Петрашевского к позитивным действиям, собрал из его членов собственное тайное общество. В апреле 1849 года Спешнев вместе с другими членами Петрашевского кружка был арестован царским правительством и заключен в Петропавловскую крепость . В декабре того же года пленных вывезли на Семеновскую площадь для расстрела. Едва раздались первые выстрелы, пришло послание от царя о замене приговора каторжными работами в Сибири.

Первоначально отправленный в Тобольск , Спешнев отбыл большую часть своего десятилетнего заключения на Нерчинских рудниках. В 1856 году он был амнистирован, но вынужден был оставаться в ссылке и некоторое время служил в местной администрации, прежде чем поселился в Иркутске . [4] Здесь он подружился с известным либеральным генерал-губернатором Восточной Сибири Николаем Муравьевым-Амурским и стал частью его администрации. Муравьев приходился троюродным братом философу-анархисту и ссыльному Михаилу Бакунину , на которого Спешнев также произвел сильное впечатление. В письме к Герцену Бакунин описывал его как «умного, образованного, красивого, аристократичного в осанке, совсем не сдержанного, хотя и тихо-холодного, внушающего доверие — как всякий, обладающий тихой силой, — джентльмена с головы до ног». [5] Достоевский, комментируя появление Спешнева в Иркутске, писал брату: "Судьба этого человека удивительна! Где бы и как он ни появился, самые искренние и проницательные люди тотчас же окружают его почтением и восхищением". [6]

Спешнев был назначен Муравьевым редактором местной правительственной газеты и занимал эту должность с 1857 по 1859 год. В 1859 году он присоединился к губернатору в экспедиции в Китай по реке Амур .

Спешневу разрешили вернуться в Петербург в декабре 1859 года, и в следующем году с помощью Муравьева ему был восстановлен титул и права дворянина. [7] В Петербурге он приступил к знакомству с лидерами нового радикального поколения, такими как Чернышевский и Добролюбов . Поэт Плещеев , бывший член Петрашевского кружка, рекомендовал его Добролюбову, написав, что Спешнев был «человеком, очень близким моему сердцу... Он в высшей степени прямой характер с железной волей. можно с уверенностью сказать, что среди всех нас он был самой замечательной фигурой». [8]

В 1861-62 Спешнев жил в Псковской губернии. Он работал арбитром в спорах между помещиками и крестьянами и был известен отстаиванием прав крестьян. [9]

Speshnev died in Saint Petersburg in 1882.

Деятельность в Петрашевском кружке

[ редактировать ]

Спешнев начал посещать пятничные собрания Петрашевского кружка в начале 1848 года. Он решительно выступал за продвижение дела социализма любыми средствами, включая терроризм, и стремился создать внутри кружка тайное общество. По мнению Спешнева, тремя методами противоправных действий тайного общества должны стать проникновение, пропаганда и бунт. Он и Петрашевский провели встречи с харизматичным сибирским деятелем Рафаэлем Черносвитовым, чтобы обсудить возможность скоординированных вооруженных восстаний. Соратник Спешнева, армейский лейтенант Николай Момбелли, инициировал серию бесед, продвигая идею организованного проникновения в бюрократию для противодействия правительственным мерам. Момбелли предложил всем членам предоставить свои биографии, а предателей казнить. Сам Петрашевский, хотя и был участником разговоров, последовательно выступал против применения насильственных методов. Поэтому Спешнев продолжил формирование общества без него и сумел привлечь ряд талантливых членов, в том числе Достоевского. Хотя никаких реальных действий со стороны этой группы предпринято не было, Достоевский не сомневался, что имел место «заговор», который включал в себя пропаганду недовольства существующим порядком и установление связей с уже недовольными группами, такими как религиозные диссиденты и крепостные. [10]

Рост Петрашевского кружка после революций 1848 года в Европе привел к образованию ряда групп-сателлитов, в первую очередь Пальмового кружка Дурова . По словам Достоевского, первоначальной целью этой группы было издание литературного альманаха, но последователь Спешнева Павел Филиппов убедил их активно производить и распространять антиправительственную пропаганду. Были изготовлены две такие работы, обе позже обнаружены полицией. Первый, очерк под названием «Солдатский разговор», написанный другим последователем Спешнева, армейским офицером Николаем Григорьевым, был призывом к народному восстанию во Франции, обращенным к крестьянской аудитории. Второй, написанный Филипповым, представлял собой переписывание Десяти заповедей, в которых различные акты восстания против угнетения характеризовались как соответствующие воле Божией. [11]

В кругу Петрашевского стремление группы Спешнева к большей активности провоцировало конфликт с теми, возглавляемыми самим Петрашевским, которые выступали за более умеренный подход. Однако прочтение Достоевским письма Белинского антиправительственного к Гоголю вызвало реакцию всеобщего одобрения и волнения, превзошедшую углубляющиеся разногласия. Филиппов и Момбелли сделали копии письма и начали их распространять, но именно в это время правительство решило действовать. Члены организации не знали, что правительственный агент присутствовал на встречах и отчитывался перед своим начальством. В ночь на 22 апреля 1849 года было арестовано около шестидесяти членов и соратников кружка. Среди документов, найденных в квартире Спешнева после его ареста, был прототип «присяги на верность», в которой подписавшийся клялся в подчинении центральному комитету и был готов в любое время быть доступным для любых насильственных мер, которые считались необходимыми для успеха. причина. [12]

Несмотря на многомесячные допросы, личное тайное общество Спешнева властями так и не было раскрыто. Его члены никогда не рассказывали о его существовании другим членам кружка, и все оставались верными друг другу во время допросов. Под угрозой пыток Спешнев признался в первоначальных дискуссиях внутри кружка Петрашевских, взяв всю ответственность на себя. [13] Говорят, что в ожидании, как они считали, неминуемой казни на Семеновской площади, между Спешневым и Достоевским произошла показательная беседа. По показаниям одного из своих сокамерников, Федора Львова, Достоевский подошел к Спешневу и процитировал из « » Виктора Гюго : Последнего дня осужденного « Nous serons avec le Christ » («Мы будем со Христом»). Спешнев, по словам Львова, ответил: « Un peu de poussière » [Немного пыли]. [14]

Спешнев и Достоевский.

[ редактировать ]

Хотя Достоевский был набожным христианином и никогда особенно не сочувствовал делу социализма, он, тем не менее, был активным членом тайного революционного общества Спешнева и не питал иллюзий относительно его целей. Кажущееся несоответствие отчасти можно объяснить харизматической личностью Спешнева и состраданием Достоевского к ужасным страданиям русского крестьянства. [15] но были и другие факторы. Их пути пересеклись в тот момент, когда оба по разным причинам глубоко разочаровались в Петрашевском. Спешнев презирал то, что он считал пассивностью Петрашевского в вопросах социальных перемен, а Достоевского отталкивало его пренебрежительно-пренебрежительное отношение к христианству. [16] В письме, написанном уже после смерти Достоевского, Аполлон Майков сообщает, что Достоевский посетил его в январе 1849 года и пригласил стать восьмым членом общества Спешневского, заявив, что Петрашевский был «дураком, актером и болтуном», от которого «ничего толкового не было бы». когда-нибудь придет». Целью общества было «создать тайную типографию» и работать «с целью произвести революцию в России», и Майков вспоминает переутомленного Достоевского, «расточавшего все свое красноречие на святость этого действия, на нашу обязанность спасти отечество и т. д.». [17] [18] Друг и врач Достоевского Степан Яновский сообщает, что за несколько месяцев до ареста его пациент стал тревожным, раздражительным и меланхоличным, часто жаловался на головокружение. Достоевский откровенно признался Яновскому, что причиной этого был Спешнев: он занял у него крупную сумму денег, «и теперь я с ним и его … Я никогда не смогу отдать ее, и он не будет возьмите свои слова обратно: вот какой он человек». По словам Яновского, Достоевский несколько раз повторил: «отныне у меня есть свой Мефистофель». [19]

По словам биографа Достоевского Джозефа Франка , Николай Спешнев «несомненно, двадцать лет спустя дал Достоевскому некоторое вдохновение для создания персонажа Николая Ставрогина в «Бесах ». [20] Ставрогин, как и Спешнев, — загадочная аристократическая фигура, вращающаяся в революционных кругах, байронический тип, обладающий странным очарованием для всех, с кем он связан. [21] Современники Спешнева говорили о его харизматичной личности, постоянном выдержке, красивой внешности и чрезвычайной привлекательности для женщин. [22] Бакунин говорил о нем, что он «производит настоящий эффект: особенно хорошо ему удается окутывать себя мантией глубоко задумчивой и тихой непроницаемости». [23] В романе персонаж Ставрогина изображен в аналогичных терминах, а его поведение описывается как «суровое, задумчивое и явно рассеянное». [24] Ставрогин, в отличие от Спешнева, похоже, считает свое участие в политическом заговоре не более чем развлечением или развлечением, но хозяин тайного революционного общества романа Петр Верховенский боготворит его и обращается с ним как с послереволюционным лидером, и иногда он дает советы. о том, как управлять обществом. [25]

Франк утверждает, что несколько дьявольский Ставрогин не следует отождествлять со Спешневым-человеком, а скорее является своего рода воображаемым non plus ultra его атеистических морально-философских идей, особенно тех, которые заимствованы у Фейербаха и Макса Штирнера. В письме, написанном в 1847 году, Спешнев рассуждает об антропотеизме Фейербаха, характеризуя его как новую религию, но с новым объектом — «человеком» вместо «Бога». Хотя он, кажется, восхваляет обожествление человечества Фейербахом, он также отрицает существование какого-либо метафизического авторитета, будь то «Бог» или «человек». Он видит в позиции Фейербаха лишь еще один пример обожения и как таковой еще одно обращение к чуждому авторитету: «Неужели так велика разница между Богочеловеком и Человекобогом?» — спрашивает он. Подобно Штирнеру, он утверждает, что, поскольку такие абстракции не имеют реальной власти над индивидуальным эго, отсюда следует, что вообще не существует объективных критериев ни для чего: «Такие категории, как красота и уродство, добро и зло, благородное и низкое, всегда были и всегда останется делом вкуса». Франк сравнивает эти слова со словами Ставрогина в исключенной главе Демонов , когда он среди сознания в страшном преступлении формулирует руководящую мысль своей жизни: «что я не знаю и не чувствую добра и зла и что я не только потерял всякое чувство этого, но что нет ни добра, ни зла». ни зла (что мне понравилось), и что это всего лишь предрассудок». [26]

Переводчик Достоевского Дэвид Макдафф предполагает, что Достоевский однажды ссылается на Спешнева в «Идиоте» . Главный герой, князь Мышкин , рассказывает о длительной беседе с «неким С.», человеком эрудированным и благовоспитанным, на тему атеизма. [27]

  1. ^ Ланц, Кеннет (2004). Энциклопедия Достоевского . Гринвуд Пресс. п. 409. ИСБН  0-313-30384-3 .
  2. ^ Лейкина-Вирская В.Р. «Большая советская энциклопедия, 3-е издание» . Проверено 6 июня 2016 г.
  3. ^ Фрэнк, Джозеф (2010). Достоевский: писатель своего времени . Издательство Принстонского университета. стр. 145–7 . ISBN  978-0-691-12819-1 .
  4. ^ Kruzhnov, Y.N. "Saint Petersburg encyclopedia" . Retrieved 12 June 2016 .
  5. ^ П.С. Щеголев, изд. (1928). Петрашевцы, стр. 134. Цитируется по Франку (2010), стр. 145.
  6. ^ Ланц (2004). стр 410
  7. ^ Фрэнк, Джозеф (2010). стр. 276
  8. ^ цитируется по Фрэнку (2010). стр. 276
  9. ^ Kruzhnov, Y.N. "Saint Petersburg encyclopedia" . Retrieved 12 June 2016 .
  10. ^ Фрэнк, Джозеф (2010). Достоевский: писатель своего времени . стр. 145–151 .
  11. ^ Фрэнк, Джозеф (2010). Достоевский: писатель своего времени . стр. 152–158 .
  12. ^ Фрэнк, Джозеф (2010). стр. 151, 156–9.
  13. ^ Фрэнк, Джозеф (2010). Достоевский: писатель своего времени . стр. 157–9 .
  14. ^ Lvov's Zapiska , p 188. Quoted in Frank, Joseph (2010). p 179
  15. ^ Ланц, Кеннет (2004). Энциклопедия Достоевского . Гринвуд Пресс. п. 409. ИСБН  0-313-30384-3 .
  16. ^ Фрэнк (2010). стр. 140
  17. ^ Фрэнк (2010). стр 150
  18. ^ Ланц (2004). стр. 409
  19. ^ цитируется по Фрэнку (2010). стр. 152
  20. ^ Фрэнк (2010). стр. 145
  21. ^ Фрэнк (2010). стр. 146,645
  22. ^ Ланц (2004). стр 410
  23. ^ П.С. Щеголев, изд. (1928). Петрашевцы, стр. 135. Цитируется по Франку (2010), стр. 145.
  24. ^ Достоевский, Федор (2008). Демоны . Лондон: классика Penguin. п. 201. ИСБН  978-0-141-44141-2 .
  25. ^ Достоевский. Демоны . п. 427.
  26. ^ Фрэнк (2010). стр. 645–6
  27. ^ Достоевский, Федор (примечания Дэвида Макдаффа) (2004). Идиот . Книги о пингвинах. стр. 256, 725.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 76e73d8b5bf5dfb12e1fcb95b046606d__1713481680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/76/6d/76e73d8b5bf5dfb12e1fcb95b046606d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nikolay Speshnev - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)