Jump to content

Людвиг Фейербах

(Перенаправлено с Фейербаха )

Людвиг Фейербах
Портрет Фейербаха опубликован в Die Gartenlaube , 1872 г.
Рожденный
Людвиг Андреас фон Фейербах

( 1804-07-28 ) 28 июля 1804 г.
Умер 13 сентября 1872 г. (1872-09-13) (68 лет)
Образование Гейдельбергский университет
Берлинский университет
Университет Эрлангена
( Доктор философии / доктор хабилит. фил. , 1828)
Эра Философия XIX века
Область Западная философия
Школа Антропологический материализм [1]
Светский гуманизм [2]
Молодые гегельянцы (1820-е гг.)
Тезисы
Основные интересы
Философия религии
Известные идеи
Все богословские концепции как воплощения антропологических концепций. [3]
Подпись

Людвиг Андреас фон Фейербах (англ. Немецкий: [ˈluːtvɪç ˈfɔʏɐbax] ; [4] [5] 28 июля 1804 — 13 сентября 1872) — немецкий антрополог и философ , наиболее известный своей книгой «Сущность христианства» , в которой представлена ​​критика христианства , оказавшая сильное влияние на поколения более поздних мыслителей, включая Чарльза Дарвина , Карла Маркса , [6] Зигмунд Фрейд , [7] Фридрих Энгельс , [8] Михаил Бакунин , [9] Рихард Вагнер , [10] Фредерик Дуглас и Фридрих Ницше . [11]

Сподвижник младогегельянских кружков, Фейербах отстаивал антропологический материализм . [1] Многие из его философских сочинений содержали критический анализ религии. Его мысль оказала влияние на развитие исторического материализма . [6] где его часто называют мостом между Гегелем и Марксом. [12]

Жизнь и карьера

[ редактировать ]

Фейербах был третьим сыном выдающегося юриста Пауля Иоганна Ансельма Риттера фон Фейербаха , брата математика Карла Вильгельма Фейербаха и дяди художника Ансельма Фейербаха . [12] Остальные братья Фейербаха почти все отличались ученостью и наукой:

У него также было три сестры: Ребекка Магдалена «Элен» Фейербах фон Добенек (1808–1891); Леонора Фейербах (1809–1885); и Элиза Фейербах (1813–1883). [ нужна ссылка ]

Образование

[ редактировать ]

Фейербах поступил в Гейдельбергский университет в 1823 году с намерением продолжить карьеру в лютеранской церкви . [12] [13] Благодаря влиянию Карла Дауба у него появился интерес к преобладающей в то время философии Гегеля , и, несмотря на сопротивление отца, он поступил в Берлинский университет в 1824 году, чтобы самому учиться у мастера. Через два года влияние Гегеля начало ослабевать. Фейербах стал ассоциироваться с группой, известной как молодые гегельянцы , также известные как левые гегельянцы, которые синтезировали радикальное ответвление гегельянской философии, интерпретируя диалектическое шествие духа Гегеля через историю как означающее, что существующая западная культура и институциональные формы - и, в частности, , христианство — будет вытеснено. «Богословие, — писал он другу, — я больше не могу заставить себя заниматься изучением. Я жажду принять природу близко к сердцу, ту природу, перед глубиной которой отступает малодушный богослов; а вместе с природой человек, человек в его полное качество». Эти слова — ключ к развитию Фейербаха. Он завершил свое образование в Эрлангенском университете (он поступил туда в 1827 году), изучая естественные науки . Он получил докторскую степень в Эрлангене 25 июля 1828 года, защитив диссертацию De infinitate, unitate, atque, communitate,rationis О бесконечности, единстве и универсальности разума »), а в ноябре 1828 года он поселился там со своей диссертацией Deratione una, Universali, Infinita ( Единый, Универсальный и Бесконечный Разум ). [14]

Ранние произведения

[ редактировать ]

Его первая книга, опубликованная анонимно, Gedanken über Tod und Unsterblichkeit (1830), содержит нападки на личное бессмертие и защиту спинозистского бессмертия повторного поглощения природой. Эти принципы в сочетании с его смущенной манерой публичных выступлений лишили его возможности продвигаться в академической сфере. После нескольких лет борьбы, в ходе которых он опубликовал свои «История новой философии» (2 тома, 1833–1837, 2-е изд. 1844 г.) и «Абелард и Элоиза» (1834, 3-е изд. 1877 г.), он женился в 1837 г. и жил сельское существование в Брукберге недалеко от Нюрнберга, поддерживаемое долей его жены в небольшой фарфоровой фабрике.

В двух работах этого периода, «Пьер Байль» (1838) и «Философия и христианство» (1839), посвященных в основном богословию , он утверждал, что доказал, «что христианство фактически давно исчезло не только из разума, но и из жизни людей». человечества, что это не что иное, как навязчивая идея». [ нужна ссылка ]

христианства Сущность

[ редактировать ]

Его самая важная работа, Das Wesen des Christentums (1841), была переведена Мэри Энн Эванс (позже известная как Джордж Элиот ) на английский язык как «Сущность христианства» .

Тема Фейербаха была производной от спекулятивной теологии Гегеля , в которой Творение остается частью Творца, в то время как Творец остается больше, чем Творение. Когда студент Фейербах представил профессору Гегелю свою теорию, Гегель отказался дать на нее положительный ответ.

В первой части своей книги Фейербах развивает то, что он называет «истинной или антропологической сущностью религии». Рассматривая Бога в его различных аспектах «как существо разумения», «как нравственное существо или закон», «как любовь» и т. д., Фейербах говорит о том, что человечество в равной степени является сознательным существом, в большей степени, чем Бог, потому что люди возложили на Бога способность разумения. Люди размышляют над многими вещами и при этом познают самих себя. Фейербах показывает, что Бог в каждом аспекте соответствует некоторой черте или потребности человеческой природы. Как он заявляет:

В сознании бесконечного сознающий субъект имеет своим объектом бесконечность своей собственной природы.

Людвиг Фейербах

Вместо этого Фейербах заключает: «Если человек хочет найти удовлетворение в Боге, он должен найти себя в Боге».

Таким образом, Бог есть не что иное, как человек: он есть, так сказать, внешняя проекция внутренней природы человека. Фейербах назвал эту проекцию химерой, согласно которой Бог и идея высшего существа зависят от аспекта доброжелательности. Фейербах утверждает, что «Бог, который не великодушен, не справедлив и не мудр, не является Богом», и продолжает говорить, что качества не становятся внезапно обозначенными как божественные из-за их божественной ассоциации. Качества сами по себе божественны, поэтому делают Бога божественным, указывая на то, что люди способны понимать и применять значения божественности к религии, а не на то, что религия делает человека божественным.

Однако сила этого влечения к религии, придающая божественность такой фигуре, как Бог, объясняется Фейербахом, поскольку Бог — это существо, которое действует в людях во всех формах. Бог «есть принцип спасения [человека], добрых нравов и поступков [человека], следовательно, собственный добрый принцип и природа [человека]». Он призывает человечество придать качества идолу своей религии, потому что без этих качеств такая фигура, как Бог, стала бы просто объектом, ее значение устарело бы, больше не было бы ощущения существования Бога. Поэтому, говорит Фейербах, когда люди удаляют все качества от Бога, «Бог для него больше не является ничем иным, как отрицательным существом». Кроме того, поскольку люди обладают богатым воображением, Богу даны качества, и в этом заключается его привлекательность. Бог является частью человека благодаря изобретению Бога. Однако в равной степени люди отталкиваются от Бога, потому что «только Бог — это существо, которое действует само по себе».

Во второй части он обсуждает «ложную или теологическую сущность религии», то есть точку зрения, согласно которой Бог существует отдельно от человечества. Отсюда возникают различные ошибочные убеждения, такие как вера в откровение, которое, по его мнению, не только вредит моральному чувству, но также «отравляет, более того, разрушает самое божественное чувство в человеке, чувство истины», а также вера в таинства, такие как Господне. Ужин , который для него является частью религиозного материализма , «неизбежными последствиями которого являются суеверие и безнравственность».

Едкую критику Фейербаха высказал в 1844 году Макс Штирнер в своей книге Der Einzige und sein Eigentum ( «Эго и его собственные »). Соответствующие части обеих книг, ответ Фейербаха и контрответ Штирнера образуют поучительную полемику. Штирнер утверждает, что, ставя сущность Человека на место Бога, Фейербах лишь создает нового внешнего идола, а не показывает, как это делает Штирнер, примат единичного эго. [15]

После 1848 г.

[ редактировать ]

Во время смуты 1848–1849 годов нападки Фейербаха на ортодоксальность сделали его своего рода героем революционной партии; но он никогда не участвовал в политическом движении, и ему действительно не хватало качеств популярного лидера. Во время Франкфуртского конгресса он читал публичные лекции по религии в Гейдельберге. Когда сейм закрылся, он удалился в Брукберг и занялся частично научными исследованиями, частично сочинением своей «Теогонии» (1857).

Памятник Людвигу Фейербаху в Нюрнберге

В 1860 году из-за банкротства фарфорового завода он был вынужден покинуть Брукберг, и ему пришлось бы испытывать крайнюю нужду, если бы не помощь друзей, дополненная общественной подпиской. Его последняя книга Gottheit, Freiheit und Unsterblichkeit вышла в 1866 году (2-е изд., 1890 г.). После того, как второй инсульт вывел его из строя в 1870 году, были собраны сборы для помощи его финансовому положению, в основном через Социал-демократическую партию Германии , к которой он затем присоединился в том же году. [16] Он умер 13 сентября 1872 года. Похоронен на кладбище Йоханнис-Фридхоф в Нюрнберге, где также художник Альбрехт Дюрер похоронен .

Философская работа

[ редактировать ]

По существу мысль Фейербаха заключалась в новой интерпретации явлений религии, дающей антропологическое объяснение. Следуя тезисам Шлейермахера , Фейербах считал религию главным образом вопросом чувства в его неограниченной субъективности. Так чувство преодолевает все границы понимания и проявляется в нескольких религиозных убеждениях. Но за пределами чувства находится фантазия, истинный создатель проекций «Богов» и священного вообще.

Работает

[ редактировать ]

Критический прием

[ редактировать ]
Немецкая памятная почтовая марка Людвига Фейербаха в честь его 200-летия, 2004 г.

По словам Матильды Блинд :

В отличие от своих соотечественников, чьи сочинения на эти темы обычно окутаны таким непроницаемым туманом, что их самые опасные идеи безвредно проходят мимо голов толпы, Фейербах своей острой остротой языка и ясностью изложения был рассчитан на то, чтобы донести свой смысл дом для среднего читателя. [17]

Карл Маркс и Фридрих Энгельс находились под сильным влиянием атеизма Фейербаха, хотя и критиковали его за непоследовательную поддержку материализма. [6] Недавно Фейербаха «переосмыслили» как одного из предшественников современной теории СМИ . [18]

Фейербаха Энгельс так прокомментировал «Сущность христианства» : «Нужно самому испытать освобождающее действие этой книги, чтобы составить о ней представление. Энтузиазм был всеобщим; мы все сразу стали фейербахианцами. С каким энтузиазмом встретил Маркс новую концепцию и насколько — в несмотря на все критические оговорки, — он находился под этим влиянием, можно прочитать в «Святом семействе». [19]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Аксель Хоннет , Ханс Йоас , Социальное действие и человеческая природа , издательство Кембриджского университета, 1988, с. 18.
  2. ^ Роберт М. Прайс , Религиозный и светский гуманизм – в чем разница?
  3. ^ Фейербах, Людвиг (1957). Элиот, Джордж (ред.). Сущность христианства . Нью-Йорк: Харпер и братья. стр. 29–30. Человек — в этом тайна религии — проецирует свое бытие в объективность, а затем снова делает себя объектом этого спроецированного образа самого себя, превращаясь, таким образом, в субъект; он мыслит себя как объект для себя, но как объект объекта, другого существа, чем он сам. Вот так. Человек – объект Бога.
  4. ^ редакция «Дюдена»; Маленький, Стефан; Кнёбл, Ральф (2015) [Впервые опубликовано в 1962 году]. Словарь ( произношения на немецком языке) (7-е изд.). Берлин: Дуденверлаг. стр. 367, 566. ISBN.  978-3-411-04067-4 .
  5. ^ Креч, Ева-Мария; Сток, Эберхард; Хиршфельд, Урсула; Андерс, Лутц Кристиан (2009). Словарь немецкого произношения [ Словарь немецкого произношения ] (на немецком языке). Берлин: Вальтер де Грюйтер. стр. 507, 711. ISBN.  978-3-11-018202-6 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с Николас Черчич, Марксизм и отчуждение , издательство Fairleigh Dickinson University Press, 1990, стр. 57: «Хотя Маркс отверг абстрактный материализм Фейербаха», Ленин говорит, что взгляды Фейербаха «последовательно материалистичны», подразумевая, что концепция причинности Фейербаха находится в полном соответствии с диалектическим материализмом».
  7. ^ Гей, Питер (1988). Фрейд: Жизнь для нашего времени (1-е изд.). Нью-Йорк: Нортон. стр. 28–29. ISBN  0393025179 . OCLC   16353245 .
  8. ^ Энгельс, Фридрих (1903), Фейербах: Корни социалистической философии , CH Kerr & Co., Чикаго, стр. 5
  9. ^ Углик, Яцек (2010). «Концепция Людвига Фейербаха о религиозном отчуждении человека и философия отрицания Михаила Бакунина» . Исследования восточноевропейской мысли . 62 (1): 19–28. дои : 10.1007/s11212-010-9098-7 . ISSN   0925-9392 . JSTOR   40646258 .
  10. ^ Вагнер, Рихард (1850), «Произведение будущего» , Отто Виганд, Лейпциг, с. 7
  11. ^ Хиггинс, Кэтлин (2000), Что на самом деле сказал Ницше , Random House, Нью-Йорк, с. 86
  12. ^ Перейти обратно: а б с Харви, Ван А., « Людвиг Андреас Фейербах », Стэнфордская энциклопедия философии (зимнее издание 2008 г.), Эдвард Н. Залта (ред.).
  13. ^ Машке, Тимоти Х. (18 марта 2016 г.). Призваны быть святыми в мире: Введение в христианскую историю . Wipf и Stock Publishers. ISBN  9781498292474 .
  14. ^ Франческо Томасони, Людвиг Фейербах: Происхождение, развитие и значение его работы , Waxmann Verlag, 2015, стр. 58.
  15. ^ Степелевич, Лоуренс С. (1978). «Макс Штирнер и Людвиг Фейербах» . Журнал истории идей . 39 (3): 451–463. дои : 10.2307/2709388 . ISSN   0022-5037 .
  16. ^ Грегори, Фредерик (1977). Научный материализм в Германии девятнадцатого века . Издательство Д. Риделя. п. 28.
  17. ^ Слепая, Матильда (1883). «IV. Перевод Штрауса и Фейербаха — Путешествие по континенту» . Джордж Элиот . У. Х. Аллен. п. 47.
  18. ^ Михаил А. Куртов (2019). « Откуда средства?» Людвиг Фейербах и происхождение теории СМИ». Российские исследования по философии . 57 (2): 128–154. дои : 10.1080/10611967.2019.1628570 . S2CID   210578658 .
  19. ^ «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Часть 1: Гегель» .
  • Ван. А. Харви и др. Фейербах и интерпретация религии (Исследования религии и критическая мысль), 1997.
  • Уоррен Брекман, Маркс, молодые гегельянцы и истоки социальной теории: свержение личности , Нью-Йорк: издательство Кембриджского университета, 1999.
  • Людвиг Фейербах, «Сущность христианства» в религии и либеральной культуре , изд. Кейт Майкл Бейкер , т. 8 Чтений Чикагского университета по западной цивилизации, изд. Джон В. Бойер и Джулиус Киршнер (Чикаго: University of Chicago Press, 1987), 323–336.
  • Чисхолм, Хью , изд. (1911). «Фейербах, Людвиг Андреас» . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
  • Людвиг Фейербах (1804–1872) – биография в номере 103 журнала «Философия сейчас» .
  • Хиггинс, Кэтлин (2000). Что на самом деле сказал Ницше . Техасский университет, Остин, Техас: Рэндом Хаус, Нью-Йорк.
  • Вагнер, Рихард (1850). Произведение будущего . Люцерн, Швейцария: Отто Виганд, Лейпциг.
  • Смит, Саймон, За пределами реализма: в поисках божественного другого (Делавэр/Малага: Vernon Press, 2017)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5c81f98d1b2816ca0472fd0e64128db6__1720349220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5c/b6/5c81f98d1b2816ca0472fd0e64128db6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ludwig Feuerbach - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)