Коптская философия
нет оригинальных философских На коптском языке произведений . [1] Все сохранившиеся философские отрывки на коптском языке имеют греческое происхождение, и многие из них анонимны. [1] В основном они посвящены этике , и к ним относятся как к литературе мудрости . [1] Лишь несколько текстов были отредактированы и опубликованы. [1]
Философские выдержки
[ редактировать ]Среди названных философов, цитируемых на коптском языке, — Диоген , Платон , Диос и, вероятно, легендарный Анахарсис . [1] [2] [3] Перевод отрывка из « Государства Платона » (588A–589B) был найден в библиотеке Наг-Хаммади , но это плохой перевод, тщательно переработанный, чтобы лучше соответствовать гностическому учению. [1] [4] Многие листы коптской рукописи, состоящей из философских текстов, басен с христианскими интерпретациями и явно христианских текстов, сохранились и разбросаны по библиотекам Вены и Лондона. [4] Пергаментная рукопись была переписана в X или XI веке в Белом монастыре . Раздел философии называется «Записки некоторых философов». [5] Энтони Алкок предполагает, что она была составлена в Ахмиме , центре греческого образования VI века, а также позднем оплоте египетского язычества . [4] Одно из анонимных высказываний из венских фрагментов, которое невозможно отождествить ни с одним греческим текстом, таково:
Лучше сделать добро собаке и льву, чем накормить неблагодарного человека. Когда собака и лев становятся ручными, они остаются друзьями тех, кто их кормит. Беспорядочный человек не только не останется другом, но вы обнаружите, что, когда вы оказываете ему услугу, он пытается ограбить ваш дом и отдать вас в руки ваших врагов. [4]
Шесть анонимных изречений, обнаруженных в венских фрагментах К 944, 945 и 946, встречаются и в Проповеди о страстях и воскресении Псевдо -Еводия , где они названы «мудростью внешней» (т. е. Библии). [6]
Хотя многие сочинения отцов церкви содержат обширное философствование, известно, что лишь немногие из них были переведены на коптский язык. [1] Наиболее примечательным из них является « » Григория Нисского , О душе и воскресении часть философского богословия Платона , включающая ссылки на «Федра» . [1] Коптский святой Шенуте также ссылается на Платона в своих произведениях. [1]
Коптское отношение к философии
[ редактировать ]Противоречивое отношение коптов к греческой философии проявляется в нескольких источниках. [7] Некоторая философия, или, по крайней мере, Платон, по-видимому, была стандартной частью коптского образования в первые века нашей эры. [4] Сократ Константинопольский пишет, что, когда греческий монах Евагрий Понтик отправился в коптский монастырский комплекс Келлия в Египте, он провел четырнадцать лет в качестве каллиграфа, изучая коптский язык. Он стал учеником Макария Египетского и Макария Александрийского , «переняв у них философию дел, тогда как раньше он знал только философию слов». [7] В этом отрывке Сократ употребляет «философию» в ее первоначальном смысле (любовь к мудрости), цитируя даже определение философии Платона в «Федоне» , т. е. «практику умирания». [7] Коптские письма Антония Великого (умер в 356 г.) трактуют поиски философии и христианства как одного и того же (мудрости), но агиографическое « Житие Антония» изображает его предметом как непримиримого врага философов. [8]
Более поздние работы коптов
[ редактировать ]Некоторые более поздние копты писали философию или философское богословие на арабском языке . « Китаб аль-Бурхан» , написанный Ибн ар-Рахибом в 1270–1271 годах, сочетает в себе теологию, этику и философию. Он содержит теодицею, основанную на теодицее исламского богослова Фахра ад-Дина ар-Рази . [9]
В наше время, особенно в связи с сильным французским и британским влиянием в колониальный период, произошло возрождение коптской философской литературы. Двумя яркими примерами современных коптских философов являются епископ Грегориус (генеральный епископ высших исследований). [10] и Закария Ибрагим. [11]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Кун (1991) .
- ^ Бернс 2023 , с. 34.
- ^ Бык 2023 , с. 341.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Алкок (nd) .
- ^ Бернс 2023 , стр. 33–34.
- ^ Бернс 2023 , стр. 33–35.
- ^ Перейти обратно: а б с Корриган 2009 , с. 5.
- ^ Рубенсон 1995 , с. 187.
- ^ Сидарус 2004 .
- ^ «Епископ Григорий (1919–2001)» . Архив современного коптского православного богословия . Коптское православное богословское училище Святого Кирилла. Архивировано из оригинала 26 февраля 2021 г.
- ^ «Закария Ибрагим (1924–1976)» . Архив современного коптского православного богословия . Кирилло-Коптицкое православное духовное училище. Архивировано из оригинала 23 февраля 2021 г.
Библиография
[ редактировать ]- Алкок, Энтони (nd). «Греческая философия на коптском языке» . Проверено 4 октября 2019 г. - через Academia.edu .
- Булл, Кристиан Х. (2023). Платона «Платон в Верхнем Египте: греческая философия и монашеский оригенизм в коптском отрывке из Республики (NHC VI, 5)». У Хьюго Лундхауга; Кристиан Х. Булл (ред.). Кодексы Наг-Хаммади как монашеские книги . Мор Зибек.
- Бернс, Дилан М. (2023). «Больше греческих философов среди коптов: Заметки некоторых философов (MONB.BE) и «мудрость извне» в проповеди Псевдо-Еводия Рима о страстях и воскресении » . В Иване Мирошникове (ред.). Парабиблика Коптская . Мор Зибек. стр. 31–52. hdl : 11245.1/49e6966b-4f7e-4bec-b080-5876c7882a82 .
- Корриган, Кевин (2009). Евагрий и Григорий: Разум, душа и тело в IV веке . Эшгейт.
- Кун, К.Х. (1991). «Философия» . В Азиз Сурьял Атия (ред.). Коптская энциклопедия . Том. 6. Нью-Йорк: Издательство Macmillan. стр. 1958а–1958б.
- Рубенсон, Сэмюэл (1995). Письма святого Антония: монашество и становление святого . Крепость Пресс.
- Сидарус, Адель Ю. (2004). «Ибн ар-Рахиб» . В Бирмане, ПиДжей ; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель Э. и Генрихс В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том XII: Приложение . Лейден: Э. Дж. Брилл. ISBN 978-90-04-13974-9 .
- Тилль, Вальтер [на немецком языке] (1934). «Гриешские философы в Коптене» (PDF) . Смеси Maspero II . Мемуары, опубликованные сотрудниками Французского института восточной археологии в Каире. Полет. 67. Французский институт восточной археологии в Каире. стр. 165–175.
- Уорд, Уильям А. (1957). «Философия смерти в коптских эпитафиях». Журнал Библии и религии . 25 (1): 34–40.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Платон, Республика 588A–589B, перевод Джеймса Брашлера из библиотеки Гностического общества.
- Платона Республика в Наг-Хаммади около 350 г. н.э.: сравнение гностиков с оригиналом