Jump to content

Более тонкое искусство

(Перенаправлено с Ars Subtilior )
Шансон о любви «Belle, bonne, sage» Боуда Кордье имеет форму сердца с красными нотами, обозначающими ритмические изменения .

Ars subtilior ( лат. «тонкое искусство») — музыкальный стиль , характеризующийся ритмической и нотационной сложностью, сосредоточенный в Париже, Авиньоне на юге Франции , а также в северной Испании в конце четырнадцатого века. [1] Этот стиль также встречается в репертуаре французских киприотов . Часто термин используется в отличие от ars nova , который применяется к музыкальному стилю предшествующего периода примерно с 1310 по 1370 годы; хотя некоторые ученые предпочитают считать ars subtilior подкатегорией более раннего стиля. Основными источниками ars subtilior являются Кодекс Шантильи , Кодекс Модены (Mod AM 5.24) и Туринская рукопись (Туринский J.II.9).

Обзор и история

[ редактировать ]

В музыкальном отношении произведения ars subtilior очень изысканны, сложны и сложны для исполнения, и, вероятно, они были созданы, спеты и понравились небольшой аудитории специалистов и ценителей. Музыковед Ричард Хоппин предлагает превосходную степень ars subtilissima , говоря: «Только в двадцатом веке музыка снова достигла самых тонких утонченностей и ритмических сложностей маньеристического стиля». [1] Это почти исключительно светские песни , посвященные любви, войне, рыцарству и историям классической древности. Есть даже несколько песен, написанных в честь общественных деятелей (например, антипапы Климента VII ). Дэниел Олбрайт [2] сравнивает авангардную и модернистскую музыку с 20-го века «акцентом на создании музыки посредством технического эксперимента» с прецедентом, созданным « ars subtilior автономным восторгом от расширения царства звука» движения Бода Кордье . Он цитирует вечный канон Tout par compas («Я сочиняю все по компасу»), записанный на круглом нотоносце.

Олбрайт противопоставляет эту мотивацию «экспрессивной срочности» и «подчинению правилам ремесла» и, действительно, « ars subtilior » было придумано музыковедом Урсулой Гюнтер в 1960 году, чтобы избежать негативных коннотаций терминов «маньеристический стиль» и «манерная нотация» . [3] [ не удалось пройти проверку ] (Чеканка Гюнтера была основана на ссылках в Tractatus de diversis figuris , приписываемых Филиппу де Казерте , на композиторов, переходящих к стилю, «по сравнению с более тонкой манерой» и развивающих «более тонкое искусство».) [4] [ не удалось пройти проверку ]

Одним из центров активности стиля был Авиньон в конце Вавилонского плена папства и во время Великого раскола (1378–1417), времени, в течение которого Западная Церковь имела папу как в Риме, так и в Авиньоне. Город на Роне превратился в активный культурный центр и произвел на свет наиболее значительную сохранившуюся коллекцию светской песни конца четырнадцатого века. [5]

Этот стиль распространился на север Испании и даже на Кипр (который в то время был форпостом французской культуры). [6] Этот стиль использовали французские, фламандские, испанские и итальянские композиторы. [ нужна ссылка ]

Обозначительные характеристики

[ редактировать ]

Рукописи произведений в as subtilior иногда сами по себе имели необычные и выразительные формы, как форма музыки для глаз . Помимо круглого канона Бода Кордье и показанной выше партитуры в форме сердца, Якоба Сенлеша написана «Мелодическая арфа» в форме арфы.

Список композиторов

[ редактировать ]

Главные композиторы ars subtilior (те, от кого известны как минимум три произведения в этом стиле) — Антонелло де Казерта , Иоганнес Кувелье , Эгидиус , Галиот, Маттео да Перуджа , Филиппоктус де Казерта , Якоб Сенлечес и Требор . [7] Другие композиторы, связанные с этим стилем, включают:

  1. ^ Перейти обратно: а б Хоппин 1978, 472–73.
  2. ^ Олбрайт 2004, 10.
  3. ^ Гюнтер 1960.
  4. ^ Гюнтер 1960, резюмировано в Джозефсоне 2001.
  5. ^ Буркхолдер, Дж. Питер (2006). Краткая история западной музыки (3-е изд.). США: WW Norton and Company. ISBN  978-0393928952 .
  6. ^ Джозефсон 2001.
  7. ^ Апелляция 1973, 55.
  8. ^ «Искусство тоньше» . www.medieval.org
  9. ^ «Дым дымом (Солаж) — ChoralWiki» . www0.cpdl.org .

Источники

[ редактировать ]
  • Олбрайт, Дэниел. 2004. Модернизм и музыка: антология источников . Издательство Чикагского университета. ISBN   0-226-01267-0 .
  • Апель, Вилли. 1973. «Развитие французской светской музыки в четырнадцатом веке». Музыка Дисциплина 27:41–59.
  • Гюнтер, Урсула. 1960. «Применение уменьшения в рукописи Шантильи 1047». Архивы музыкознания 17: 1–21.
  • Хоппин, Ричард Х. 1978. Средневековая музыка . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1978. ISBN   0-393-09090-6 .
  • Джозефсон, Норс С. 2001. «Ars Subtilior». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Издательство Macmillan.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Апель, Вилли. 1950. "Французская светская музыка конца четырнадцатого века". Средневековая академия Америки . [ нужна полная цитата ] текст онлайн
  • Арльт, Вульф [на немецком языке] (1973). «Развитие французской светской музыки в четырнадцатом веке». Музыкальная дисциплина . 27 : 41–59. JSTOR   20532157 .
  • Бергер, Анна Мария Буссе. 2002. «Эволюция ритмической записи». В Кембриджской истории теории западной музыки под редакцией Томаса Стрита Кристенсена, 628–56. Кембриджская история музыки. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN   0-521-62371-5
  • Фэллоуз, Дэвид. «Ars nova» в Словаре музыки и музыкантов New Grove , под ред. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN   1-56159-174-2 .
  • Глисон, Гарольд и Уоррен Беккер, «Музыка в средние века и очерки музыкальной литературы эпохи Возрождения», серия I. Блумингтон, Индиана. Франжипани Пресс, 1986. ISBN   0-89917-034-X .
  • Гюнтер, Урсула. 1963. «Конец Арс Нова». Музыкальные исследования 16: 105–120.
  • Гюнтер, Урсула. 1964. «К биографии некоторых композиторов Ars Subtilior». Архив музыковедения 21: 172–99.
  • Гюнтер, Урсула. 1965. Мотеты рукописей Шантильи, Musée condé, 564 (olim 1047) и Модена, Biblioteca estense, a. М. 5, 24 (олим лат. 568) . Corpus Mensurabilis Musicae 39. Нойхаузен: Американский институт музыковедения . Неизмененное переиздание, 1998 г.
  • Гюнтер, Урсула. 1991. "Арс субтитор". Гамбургский ежегодник музыковедения 11: 277–88.
  • Хентшель, Фрэнк. 2001. «Спор об Ars Nova: просто шутка?» Архив музыковедения 58: 110–30.
  • Хоппин, Ричард Х. 1960–1963. Кипрско-французский репертуар (15 век) Туринской рукописи, Biblioteca Nazionale, J.II.9 , 4 тома. Corpus Mensurabilis Musicae 21. Рим: Американский институт музыковедения .
  • Хоппин, Ричард Х. 1968. Кипрское написание рукописи Турина, Biblioteca Nazionale J. II. 9 , факсимильное издание с комментариями. Музыковедческие исследования и документы 19. Рим: Американский институт музыковедения . ISBN   978-1-59551-256-7 .
  • Джозефсон, Нора С. «Ars subtilior» в Словаре музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN   1-56159-174-2 .
  • Джозефсон, Нора С. (2003–2008 гг.). «Многие дороги ведут в Рим: разнообразные стилистические тенденции и их музыкальные взаимоотношения в рамках «Ars Subtilior» ». Музыкальная дисциплина . 53 : 71–97. JSTOR   30249358 .
  • Колер, Лори. 1990. Пифагорейско-платонические пропорции в произведениях ars nova и ars subtilior . 2 тома. Геттингенские музыковедческие труды 12. Кассель и Нью-Йорк: Bärenreiter. ISBN   3-7618-1014-8
  • Лич-Уилкинсон, Дэниел. 1990. «Ars Antiqua – Ars Nova – Ars Subtilior». В «Античности и средневековье: от Древней Греции до пятнадцатого века » под редакцией Джеймса Маккиннона, 218–40. Человек и музыка. Лондон: Макмиллан. ISBN   0-333-51040-2 (в футляре) ISBN   0-333-53004-7 (пбк)
  • Ньюс, Вирджиния Эрвин. 1977. «Имитация в Ars Nova и Ars Subtilior». Revue belge de Musicologie/Бельгийский музыковедческий журнал. 31:38–59.
  • Пирротта, Нино . 1966. "Арс Нова и стиль ново". Rivista Italiana di Musicologia 1:3–19
  • Пламли, Иоланда М. 1991. «Стиль и структура шансона конца 14 века». доктор философии дисс., Эксетерский университет.
  • Пламли, Иоланда М. 1996. Грамматика мелодии четырнадцатого века: тональная организация и композиционный процесс в песнопениях Гийома де Машо и Ars Subtilior . Выдающиеся диссертации по музыке британских университетов. Нью-Йорк: Гарленд. ISBN   0-8153-2065-5
  • Пламли, Иоланда М. 1999. «Цитирование и аллюзии в позднем Ars Nova: случай песен «Esperance» и «En сопровождающий». История старинной музыки 18: 287–363.
  • Пламли, Иоланда и Энн Стоун. 2008. Кодекс Шантильи: Bibliothèque du Château de Chantilly Ms. 564, факсимильное издание с комментариями. Тюрнхаут, Бельгия: Brepols (распространяется Old Manuscripts & Incunabula ). ISBN   978-2-503-52776-5 .
  • Смит, Ф. Джозеф. 1964. «Ars Nova: новое определение? (Наблюдения в свете Speculum Musicae I Жака де Льежа» Часть 1. Musica Disciplina 18:19–35.
  • Смит, Ф. Джозеф. 1965. "Арс Нова: новое определение?" Часть 2. Musica Disciplina 19:83–97.
  • Смит, Ф. Джозеф. 1983. «Критика Жаком де Льежем нововведений в обозначениях Ars nova». Журнал музыковедческих исследований 4: 267–313.
  • Стоун, Энн. 1996. «Что более тонкого в ars subtilior?» Итальянский журнал музыковедения 31:3–31.
  • Танай, Дорит. 1999. Отмечая музыку, создавая культуру: интеллектуальный контекст ритмической нотации, 1250–1400 . Музыковедческие исследования и документы 46. Хольцгерлинген: Американский институт музыковедения и Hänssler-Verlag. ISBN   3-7751-3195-7


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 924ce6b2ee03c0cfe76b18eb9c879c4f__1713724320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/92/4f/924ce6b2ee03c0cfe76b18eb9c879c4f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ars subtilior - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)