Более тонкое искусство
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2008 г. ) |

Часть серии о |
Средневековая музыка |
---|
Обзор |
Ars subtilior ( лат. «тонкое искусство») — музыкальный стиль , характеризующийся ритмической и нотационной сложностью, сосредоточенный в Париже, Авиньоне на юге Франции , а также в северной Испании в конце четырнадцатого века. [1] Этот стиль также встречается в репертуаре французских киприотов . Часто термин используется в отличие от ars nova , который применяется к музыкальному стилю предшествующего периода примерно с 1310 по 1370 годы; хотя некоторые ученые предпочитают считать ars subtilior подкатегорией более раннего стиля. Основными источниками ars subtilior являются Кодекс Шантильи , Кодекс Модены (Mod AM 5.24) и Туринская рукопись (Туринский J.II.9).
Обзор и история
[ редактировать ]В музыкальном отношении произведения ars subtilior очень изысканны, сложны и сложны для исполнения, и, вероятно, они были созданы, спеты и понравились небольшой аудитории специалистов и ценителей. Музыковед Ричард Хоппин предлагает превосходную степень ars subtilissima , говоря: «Только в двадцатом веке музыка снова достигла самых тонких утонченностей и ритмических сложностей маньеристического стиля». [1] Это почти исключительно светские песни , посвященные любви, войне, рыцарству и историям классической древности. Есть даже несколько песен, написанных в честь общественных деятелей (например, антипапы Климента VII ). Дэниел Олбрайт [2] сравнивает авангардную и модернистскую музыку с 20-го века «акцентом на создании музыки посредством технического эксперимента» с прецедентом, созданным « ars subtilior автономным восторгом от расширения царства звука» движения Бода Кордье . Он цитирует вечный канон Tout par compas («Я сочиняю все по компасу»), записанный на круглом нотоносце.
Олбрайт противопоставляет эту мотивацию «экспрессивной срочности» и «подчинению правилам ремесла» и, действительно, « ars subtilior » было придумано музыковедом Урсулой Гюнтер в 1960 году, чтобы избежать негативных коннотаций терминов «маньеристический стиль» и «манерная нотация» . [3] [ не удалось пройти проверку ] (Чеканка Гюнтера была основана на ссылках в Tractatus de diversis figuris , приписываемых Филиппу де Казерте , на композиторов, переходящих к стилю, «по сравнению с более тонкой манерой» и развивающих «более тонкое искусство».) [4] [ не удалось пройти проверку ]
Одним из центров активности стиля был Авиньон в конце Вавилонского плена папства и во время Великого раскола (1378–1417), времени, в течение которого Западная Церковь имела папу как в Риме, так и в Авиньоне. Город на Роне превратился в активный культурный центр и произвел на свет наиболее значительную сохранившуюся коллекцию светской песни конца четырнадцатого века. [5]
Этот стиль распространился на север Испании и даже на Кипр (который в то время был форпостом французской культуры). [6] Этот стиль использовали французские, фламандские, испанские и итальянские композиторы. [ нужна ссылка ]
Обозначительные характеристики
[ редактировать ]Рукописи произведений в as subtilior иногда сами по себе имели необычные и выразительные формы, как форма музыки для глаз . Помимо круглого канона Бода Кордье и показанной выше партитуры в форме сердца, Якоба Сенлеша написана «Мелодическая арфа» в форме арфы.
Список композиторов
[ редактировать ]Главные композиторы ars subtilior (те, от кого известны как минимум три произведения в этом стиле) — Антонелло де Казерта , Иоганнес Кувелье , Эгидиус , Галиот, Маттео да Перуджа , Филиппоктус де Казерта , Якоб Сенлечес и Требор . [7] Другие композиторы, связанные с этим стилем, включают:
- Йоханнес Чикония , Sus un Fontayne
- Бауд Кордье , Все по компасу (Рондо-канон) и Belle bonne sage
- Мартин Фабри
- Паоло из Флоренции
- Гвидо де Ланге, Gart Gods (Рондо)
- Йоханнес Симонис Хаспроис
- Матфей Святого Иоанна
- Солаж , Дым дымом (Рондо) [8] [ не удалось пройти проверку ] [9] [ не удалось пройти проверку ]
- Антонио Сакара да Терамо , прими это очень дорого.
- Анонимные композиторы при дворе Никосийского короля Кипра Януса
Примеры
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Хоппин 1978, 472–73.
- ^ Олбрайт 2004, 10.
- ^ Гюнтер 1960.
- ^ Гюнтер 1960, резюмировано в Джозефсоне 2001.
- ^ Буркхолдер, Дж. Питер (2006). Краткая история западной музыки (3-е изд.). США: WW Norton and Company. ISBN 978-0393928952 .
- ^ Джозефсон 2001.
- ^ Апелляция 1973, 55.
- ^ «Искусство тоньше» . www.medieval.org
- ^ «Дым дымом (Солаж) — ChoralWiki» . www0.cpdl.org .
Источники
[ редактировать ]- Олбрайт, Дэниел. 2004. Модернизм и музыка: антология источников . Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-01267-0 .
- Апель, Вилли. 1973. «Развитие французской светской музыки в четырнадцатом веке». Музыка Дисциплина 27:41–59.
- Гюнтер, Урсула. 1960. «Применение уменьшения в рукописи Шантильи 1047». Архивы музыкознания 17: 1–21.
- Хоппин, Ричард Х. 1978. Средневековая музыка . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1978. ISBN 0-393-09090-6 .
- Джозефсон, Норс С. 2001. «Ars Subtilior». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Издательство Macmillan.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Апель, Вилли. 1950. "Французская светская музыка конца четырнадцатого века". Средневековая академия Америки . [ нужна полная цитата ] текст онлайн
- Арльт, Вульф [на немецком языке] (1973). «Развитие французской светской музыки в четырнадцатом веке». Музыкальная дисциплина . 27 : 41–59. JSTOR 20532157 .
- Бергер, Анна Мария Буссе. 2002. «Эволюция ритмической записи». В Кембриджской истории теории западной музыки под редакцией Томаса Стрита Кристенсена, 628–56. Кембриджская история музыки. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-62371-5
- Фэллоуз, Дэвид. «Ars nova» в Словаре музыки и музыкантов New Grove , под ред. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2 .
- Глисон, Гарольд и Уоррен Беккер, «Музыка в средние века и очерки музыкальной литературы эпохи Возрождения», серия I. Блумингтон, Индиана. Франжипани Пресс, 1986. ISBN 0-89917-034-X .
- Гюнтер, Урсула. 1963. «Конец Арс Нова». Музыкальные исследования 16: 105–120.
- Гюнтер, Урсула. 1964. «К биографии некоторых композиторов Ars Subtilior». Архив музыковедения 21: 172–99.
- Гюнтер, Урсула. 1965. Мотеты рукописей Шантильи, Musée condé, 564 (olim 1047) и Модена, Biblioteca estense, a. М. 5, 24 (олим лат. 568) . Corpus Mensurabilis Musicae 39. Нойхаузен: Американский институт музыковедения . Неизмененное переиздание, 1998 г.
- Гюнтер, Урсула. 1991. "Арс субтитор". Гамбургский ежегодник музыковедения 11: 277–88.
- Хентшель, Фрэнк. 2001. «Спор об Ars Nova: просто шутка?» Архив музыковедения 58: 110–30.
- Хоппин, Ричард Х. 1960–1963. Кипрско-французский репертуар (15 век) Туринской рукописи, Biblioteca Nazionale, J.II.9 , 4 тома. Corpus Mensurabilis Musicae 21. Рим: Американский институт музыковедения .
- Хоппин, Ричард Х. 1968. Кипрское написание рукописи Турина, Biblioteca Nazionale J. II. 9 , факсимильное издание с комментариями. Музыковедческие исследования и документы 19. Рим: Американский институт музыковедения . ISBN 978-1-59551-256-7 .
- Джозефсон, Нора С. «Ars subtilior» в Словаре музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2 .
- Джозефсон, Нора С. (2003–2008 гг.). «Многие дороги ведут в Рим: разнообразные стилистические тенденции и их музыкальные взаимоотношения в рамках «Ars Subtilior» ». Музыкальная дисциплина . 53 : 71–97. JSTOR 30249358 .
- Колер, Лори. 1990. Пифагорейско-платонические пропорции в произведениях ars nova и ars subtilior . 2 тома. Геттингенские музыковедческие труды 12. Кассель и Нью-Йорк: Bärenreiter. ISBN 3-7618-1014-8
- Лич-Уилкинсон, Дэниел. 1990. «Ars Antiqua – Ars Nova – Ars Subtilior». В «Античности и средневековье: от Древней Греции до пятнадцатого века » под редакцией Джеймса Маккиннона, 218–40. Человек и музыка. Лондон: Макмиллан. ISBN 0-333-51040-2 (в футляре) ISBN 0-333-53004-7 (пбк)
- Ньюс, Вирджиния Эрвин. 1977. «Имитация в Ars Nova и Ars Subtilior». Revue belge de Musicologie/Бельгийский музыковедческий журнал. 31:38–59.
- Пирротта, Нино . 1966. "Арс Нова и стиль ново". Rivista Italiana di Musicologia 1:3–19
- Пламли, Иоланда М. 1991. «Стиль и структура шансона конца 14 века». доктор философии дисс., Эксетерский университет.
- Пламли, Иоланда М. 1996. Грамматика мелодии четырнадцатого века: тональная организация и композиционный процесс в песнопениях Гийома де Машо и Ars Subtilior . Выдающиеся диссертации по музыке британских университетов. Нью-Йорк: Гарленд. ISBN 0-8153-2065-5
- Пламли, Иоланда М. 1999. «Цитирование и аллюзии в позднем Ars Nova: случай песен «Esperance» и «En сопровождающий». История старинной музыки 18: 287–363.
- Пламли, Иоланда и Энн Стоун. 2008. Кодекс Шантильи: Bibliothèque du Château de Chantilly Ms. 564, факсимильное издание с комментариями. Тюрнхаут, Бельгия: Brepols (распространяется Old Manuscripts & Incunabula ). ISBN 978-2-503-52776-5 .
- Смит, Ф. Джозеф. 1964. «Ars Nova: новое определение? (Наблюдения в свете Speculum Musicae I Жака де Льежа» Часть 1. Musica Disciplina 18:19–35.
- Смит, Ф. Джозеф. 1965. "Арс Нова: новое определение?" Часть 2. Musica Disciplina 19:83–97.
- Смит, Ф. Джозеф. 1983. «Критика Жаком де Льежем нововведений в обозначениях Ars nova». Журнал музыковедческих исследований 4: 267–313.
- Стоун, Энн. 1996. «Что более тонкого в ars subtilior?» Итальянский журнал музыковедения 31:3–31.
- Танай, Дорит. 1999. Отмечая музыку, создавая культуру: интеллектуальный контекст ритмической нотации, 1250–1400 . Музыковедческие исследования и документы 46. Хольцгерлинген: Американский институт музыковедения и Hänssler-Verlag. ISBN 3-7751-3195-7