Jump to content

Мевати Гарана

(Перенаправлено с Мевати Гарана )

Певец Пандит Джасрадж в сопровождении своих учеников (2017).

Мевати гхарана музыкальное племя, обучающееся классической музыке хиндустани . , известная как Пандита Джасраджа музыкальная линия Гарана , была основана братьями Гагге Назиром Ханом и Вахидом Ханом (бинкаром) из Индаура в конце 19 века при дворе Холкара . [ 1 ] [ 2 ] Члены этой гхараны оказывают активное влияние на индийское кино . уже более полувека [ 3 ]

Обладая своей особой эстетикой, стилем, практиками и репертуаром, гхарана возникла как ответвление музыкальных традиций Хандарбани Дхрупад и Каввал Баччон . [ 4 ] Гарана приобрела известность в конце 20 века после Pt. Джасрадж популяризировал гаяки . [ 5 ]

Гагге Назир Хан и Вахид Хан считаются истоками Мевати гхараны. [ 6 ] Они были потомками гхараны Каввал Баччон . [ 7 ]

Этимология

[ редактировать ]

Мевати Гарана берет свое название от региона между Дели , Джайпуром и Индауром , где родом Гагге Назир Хан и семья Вахида Хана, Меват (а не регион Мевар в Раджастане). [ 8 ]

Последние события

[ редактировать ]

Гагге Назир Хан передал свою музыкальную традицию своим лучшим ученикам Мунаввар Хану, Наттулалу Пандиту, Чиманлалу Пандиту и Гуламу Кадир Хану. [ 9 ] Наттулал передал эту традицию своему племяннику Мотираму, который разделил эту традицию со своим братом Джьотирамом примерно в начале 20 века. [ 10 ] В этот период музыканты этой гараны служили под покровительством монарха в качестве придворных музыкантов.

Позже Джьотирам стал учеником Раджаба Али Хана , чей отец, Манглу Хан, [ 11 ] был учеником Баде Мохаммед Хана и Банде Али Хана (например, членом расширенной гхараны). [ 12 ] Мотирам передал эту традицию своим сыновьям Манираму и Пратапу Нарайанам. После неожиданной кончины Мотирама Манирам и Пратап Нараян сыграли важную роль в воспитании своего младшего брата Джасраджа в традиции Мевати после того, как последний отказался от игры на табле , своего основного обучения в то время. Первоначально Джасрадж находился под влиянием музыки Амира Хана и Бегум Ахтар, но позже разработал отдельный стиль. Он ввел новые стилистические элементы в традиционный стиль Мевати, следуя романтизму, начатому Омкарнатхом Тхакуром , и создав более эмоциональный, религиозный, ритмичный и лирический стиль.

Родословная

[ редактировать ]

Гагге Назир Хан и Вахид Хан унаследовали три традиции классической музыки; Хандарбани дхрупад баадж и гаяки от своих предков, а затем гаяки Каввал Баччон .

Мевати Гаяки возникла в результате первого синтеза музыкальных традиций дхрупада и кхаяла в результате смешанного брака семьи Баде Мохаммед Хана с семьей Хадду-Хасу Хана, на которой женился Гагге Назир Хан.

Баде Мохаммед Хан, сын Шаккар-хана из Лакхнау, вышел из традиции Каввал Бакчон. [ 13 ] Его сын Варис Али Хан женился на дочери Хадду Хана. Благодаря их союзу Баде Мохаммед Хан приобрел статус представителя Гвалиор-гараны и стал известен своим репертуаром «таан-бази». [ 14 ] Другой потомок Баде Мохаммед Хана, Баде Мубарак Али Хан, Гагге Назир Хан женился на дочери Баде Мубарака Али Хана, чему научился Варис Али Хан.

Из-за политики и конкуренции с семьей Натту Хана, [ 15 ] Баде Мохаммед Хан переехал в Реву в Бхопале в качестве придворного музыканта махараджи. [ 16 ] Следовательно, Гагге Назир Хан и Вахид Хан связаны с регионом Бхопал в музыкальной литературе. [ 17 ]

География

[ редактировать ]

В поисках музыкального покровительства их предки иммигрировали из Дели и Гвалиора, поселившись сначала в Бхопале, а затем в западном Раджастане . [ 18 ]

Эти миграции повлияли на новое развитие музыкальных стилей и эстетики гхараны. Мевати В конце концов, эти изменения привели к тому, что гаяки стали самостоятельными, хотя и напоминали стили Гвалиор и Каввал Баччон. Следовательно, гхарана считается отличной от этих групп как в музыкальном, так и в генеалогическом отношении.

Педагогическая генеалогия

[ редактировать ]

Родословная

[ редактировать ]

Иллюстрация ниже основана на историческом отчете Сираджа Хана. [ 19 ]

Хандарбани
Дхрупадская традиция
Дада Тиккад
Агры
( дхрупадия )
Вазир Хан
( дхрупадия )
Имам Хан
( дхрупадия )
Вахид Хан
(сын)
Гагге Назир Хан
(сын)
Мунаввар Хан
(сын)

Ранняя педагогика

[ редактировать ]

Визуальное изображение Мевати гхараны и ее ранних корней. [ 20 ]

{{{БЫЛ}}} Каввал Бакчон
Гуру Парампара
Хандарбани
Гуру Парампара
Кирана Гарана
Гуру Парампара
Дагарбани
Гуру Парампара
{{{
Гуру Парампара ]]}}}
Хадду Хан
(Гвалиор)
Садик Али Хан
(Кирана)
Бехрам Хан
(Дагарбани)
Баде Мохаммед
Хан (Рева)
Все Мухаммед
Хан (сын)
Банде Али Хан
(Бинкар)
Варис Али Хан
(сын)
Имам Хан
( Дхрупадия )
Гагге Назир
Хан

(соучредитель,
вокалист)
Вахид
Хан

(соучредитель,
бекар)
Кавваль Баччон и
Банде Али Хан
Консультант
Пандит
Чиманлал
Пандит
Наттулал
Мунавар
Хан
Бегум
Хасибанбай
Маджид
Хан
Латиф
Хан
Хамид
Хан
Саддан
Хан
Раджаб Али
Хан
Пандит
Мотирам
Гулам Кадир
Хан
Пандит
Джйотирам
Мохаммед
Страница
Агра Гарана
Консультант
Джайвант Сингхджи
Не жди
Мохаммед
Хан
Бегум Каниз
Фатима
Абдул Кадар
Хан
Пандит
Манирам
Пандит
Пратап Нараян
Пандит
Пуранчандра
Пандит
Джасрадж
Раис Хан
(ситарист)

Новейшая педагогика

[ редактировать ]
Мевати Гарана
Гуру Парампара
Пандит
Манирам
Бансилал
Капур
Пандит
Пратап
Нараян
Пандит
Джасрадж
Бегум Каниз
Фатима
Президент
Хан

( ситария )
йог
Шарма
Дыня
Банерджи
Шобха
Абхьянкар
Кришнакант
парих
Мукунд
Планка

( музыковед )
Чандрашекхар
Свами
Гириш
Васальвар
Аша
грязь
Анурадха
Паудвал
Винод
Пандит
Пандит
Динеш
Джатин
Пандит
Мадхуп
Мудгал
Аравинд
Татте
Рамеш
Нараян
Гарджи
Сиддхантх
Дутта
Света
Джавери
Кавита
Кришнамурти
Падмаджа
Фенания
Йоглекар
Сирадж
Хан
( ситария )
Лалит
Пандит
Шааранг Дев
Пандит
Дурга
Джасрадж
Садхана
Для охранника
Кала
Рам Натх

( скрипач )
Трипти
Мукерджи
Санджив
Абхьянкар
Нирадж
парих
Викас
парих
Суман
Гош
Дышать
Мехта
Гаутам
Другой
Радхараман
Киртан
Ротанг
Мохан
Шарма
Сандип
ограбили
притам
Бхаттачарджи
Шашанк
Субраманьям

( бансурия )
Локеш
Ананд

( шехнайя )
Асад
Хан

( ситария )
Саптарши
Чакраборти
Что
Арья
Анкита
Джоши
Шахраз
Хан
Акшат
парих
Отвечать
Джоши
Адитья
Шах
Форты
Шарма
Азан
Хан
Певец Mewati Gharana Сандип Ранаде выступает в Bhave Natya Mandir, Сангли, декабрь 2012 года.

Эстетические подходы

[ редактировать ]

Хотя гаяки имеет корни в стиле и тенденциях Гвалиора и Дели , гаяки Мевати имеет некоторые отличительные качества. Мевати-гаяки подчеркивает важность бхавы и литературы ( бандиш ). [ 21 ] Гаяки включает в себя значительное использование саргама и тихая . [ 22 ] В грубом смысле подход к таану аналогичен гаяки Патиала и гаяки Таппа по исполнению, но ближе к гаяки Гвалиора по применению.

гаяки Аппликации ценятся за их гладкость и естественность. [ 23 ]

Философия

[ редактировать ]

Манирам и Джасрадж описали основную философию традиции Мевати как основанную на «шуддха вани» (чистый звук), «шуддха мудра» (чистое выражение) и «шуддха сур» (чистые ноты). [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ]

Религиозные темы

[ редактировать ]

Благодаря суфианскому маусики и бхактическому влиянию Мевати-гаяки включает в себя теистические и духовные элементы, где религиозные стихи из индуизма и шиитского ислама (особенно исмаилизма ) включены не только в грамматическое содержание музыки, но и как внутренние элементы мелодического выражения. [ 27 ] Джайвант Сингхджи [ 28 ] и Джасрадж внесли в репертуар гхараны множество религиозных композиций. [ 29 ]

В некоторых современных композициях упоминаются имя и атрибуты Ага Хана как явного Имама и десятого воплощения Господа Вишну согласно Дашаватаре . [ нужна ссылка ] Стих «Ом Шри Анант Хари Нараяна» обычно используется как начало выступления и как грамматическая основа для алапа . [ нужна ссылка ]

Специальные раги и композиции

[ редактировать ]

В Мевати Гарана хранятся уникальные для ее традиции тряпки. [ 30 ] К ним относятся:

  • Рааг Джайванти Тоди: Смесь раагов Ахира Бхайрава и Тоди , созданная Джайвантом Сингхджи.
  • Рааг Джайвант Саранг: смесь раагов Джайджайванти и Саранг , созданная Джайвантом Сингхджи.
  • Рааг Гьянкали: вдохновлен Раагом Горакхом Кальяном , создан Джайвантом Сингхджи.
  • Рааг Раджраджешвари: Создатель Джайвант Сингхджи.
  • Рааг Багкаунс: Создатель Джайвант Сингхджи.
  • Рааг Дин Ки Пурия
  • Рааг Аудав Багешри
  • Рааг Хамадж Бахар
  • Рааг Бхавани Бахар

Хавели Сангит

[ редактировать ]

Вдохновленный традицией киртанкаров гхараны, Джасрадж исследовал хавели-сангит Матхуры и Бриндавана. Следовательно, в репертуар гхараны вошло множество религиозных композиций. [ 31 ]

Экспоненты

[ редактировать ]
  • Вахид Хан (ок. 1840–1933) родился в семье Имама Хана, хандарбани-дхрупадия , в Алваре . Он научился рудре вине у Банде Али Хана ( Кирана и Дагарбани ). Он служил придворным музыкантом в штате Индаур . Четверо его детей, Латиф, Маджид, Гулам Кадир и Хамид, впоследствии стали известными музыкантами.
  • «Гагге» Назир Хан (ок. 1850 – ок. 1920) родился в семье Имама Хана, хандарбани дхрупадии , в Агре . Он учился вокалу у Вариса Али Хана (Каввал Баччон Гарана и Чхоте Мохаммед Хан ( Гвалиор ). Он служил придворным музыкантом в штатах Джодхпур , Гвалиор и Бхопал . Он преподавал музыку Пандиту Наттулалу, Пандиту Чимманлалу, Мунаввару Хану (брату), и Гулам Кадир Хан (племянник).
  • Чиманлал Пандит (ок. 1850-1890-х гг.) учился у Гагге Назир Хана.
  • Наттулал Пандит (ок. 1850-1920-х гг.), учился у Гагге Назир Хана.
  • Мунаввар Хан (ок. 1860-1930-е гг.) учился у Гагге Назир-хана (в первую очередь) и Вахид-хана.
  • Маджид Хан (ок. 1880-1930-е гг.), первый сын и ученик Вахид-хана, владеющий ситаром и рудра виной.
  • Латиф Хан (ок. 1880-1935), второй сын и ученик Вахид Хана, владеющий рудра виной. Преемник своего отца на посту придворного музыканта Индаура династии Холкаров .
  • Бегум Хасибанбай (ок. 1880-1950-е гг.), дочь Вахид-хана, мать Мухаммед-хана, бабушка Раис-хана.
  • Саддан Хан (ок. 1890-1940-е), третий сын и ученик Вахид-хана, владеющий ситаром.
  • Пандит Мотирам (1889–1934), племянник и ученик Наттулала Пандита. Отец и гуру Мотирама, Пратапа Нараяна и Джасраджа.
  • Мохаммед Шафи (ок. 1900–1979), сын Маджида Хана, владевший ситаром, сочинял и аранжировал музыку для киноиндустрии на хинди. Зять Вилаят-хана .
  • Пандит Джьотирам (1899–1944), младший брат и ученик Пандита Мотирама и Раджаба Али Хана . Отец Пуранчанда.
  • Джайвант Сингхджи Вагела (1904–1980), ученик Мунаввар-хана и Гулама Кадир-хана, владеющий рудра виной и пением. Развились способности музыковеда. Гуру Пандита Мотирама, Пандита Пратапа Нараяна и Пандита Джасраджа.
  • Мохаммед Хан (ок. 1900-1967), сын Бегум Хасибанбай и ученик Латифа Хана, владеющий рудра виной, ситаром и сурбахаром. Отец Раис Хана . [ 2 ]
  • Пандит Манирам (1910–1985), сын и ученик Пандита Мотирама. Также учился у Пандита Джотирама и Джайванта Сингхджи Вагхела. Гуру и брат Пратапа Нараяна и Джасраджа. Отец Йогаи Шармы, Винода Пандита и Динеша Пандита.
  • Гулам Кадир Хан (1914–2002), второй младший сын Вахид Хана, ученик своего отца и дяди Мунаввар Хана. Владеет пением и рудра виной. Музыкальный путеводитель для всех юных музыкантов гхараны, особенно Джайванта Сингхджи Вагхела, Пандита Мотирама, Пандита Пратапа Нараяна, Пандита Джасраджа, Сираджа Хана и Асада Хана. Бывший халиф Мевати Гарана.
  • Хамид Хан (ок. 1900–1970-е гг.), младший сын и ученик Вахид Хана, владеющий рудра виной и ситаром.
  • Пандит Пратап Нараян (1918–2002), сын и ученик Пандита Мотирама. Также учился у дяди Пандита Джотирама и брата Пандита Манирама.
  • Кришнакант Парих (1924-2018), первый ученик Пандита Джасраджа. Гуру двух его сыновей, Нираджа и Викаса, и внука Акшата.
  • Пандит Пуранчандра (1929–1991), сын и ученик Пандита Джйотирама. Также учился у Гулама Кадир Хана и Абдул Кадир Хана из Агры Гараны . [ 32 ]
  • Пандит Джасрадж (1930-2020), сын и ученик Пандита Мотирама. Учился в основном у братьев Пандита Манирама и Пандита Пратапа Нараяна. Также учился у Джайванта Сингхджи Вагелы, Гулама Кадир Хана и Свами Валлабхдаса из Агры Гараны. [ 26 ]
  • Бегум Каниз Фатима (1934-2018), единственная дочь Латифа Хана. Мать Сирадж Хана.
  • Мукунд Латх (1937-2020), ученик Пандита Мотирама и Пандита Джасраджа. Известный музыковед и историк. [ 33 ]
  • Раис Хан (1939-2017), сын и ученик Мухаммед-хана, владеющий ситаром и сурбахаром (племянник Вилаят-хана ) [ 2 ]
  • Йогай Шарма (р. 1940), дочь и ученица Пандита Манирама. Женат на Аскаране Шарме.
  • Бегум Нилофер Хан (ок. 1940-х – ок. 2010-х), дочь и ученица Мухаммед-хана, владеющая ситаром и сурбахаром. Также учился у Гулама Кадир Хана.
  • Шобха Абхьянкар (1946-2014), ученик Пандита Джасраджа. Гуру ее сына Санджив Абхьянкар и Сандип Ранаде. Также учился у Гангадхарбувы Пимпалхаре и В.Р. Атавале .
  • Гириш Вазальвар (р. 1947), ученик Пандита Джасраджа.
  • Чандрашекхар Свами (род. 1940-е), ученик Пандита Джасраджа. Также учился у Свами Валлабдаса.
  • Аша Лохия (род. 1940-е), ученица Пандита Джасраджа и невестка Мукунда Лата.
  • Винод Пандит (1952–2001), сын и ученик Пандита Манирама, ставшего актером.
  • Динеш Пандит (р. 1956), сын и ученик Пандита Манирама, владеющий таблой и ударными инструментами. Также музыкальный композитор.
  • Джатин Пандит (род. 1950-е), сын и ученик Пандита Пратапа Нараяна. Известный композитор музыки для хинди-кино. Сотрудничал с братом Лалитом.
  • Лалит Пандит (род. 1950-е), сын и ученик Пандита Пратапа Нараяна. Известный композитор музыки для хинди-кино. Сотрудничал с братом Джатином.
  • Радхараман Киртан (р. 1957), ученик Пандита Джасраджа.
  • Шахид Хан (1950-е гг. до н. э.), младший сын Бегум Каниз Фатимы, хорошо игравший на скрипке. Активно работает в киноиндустрии на хинди, работая вместе с Р.Д. Бурманом , Лакшмикантом-Пьярелалом , Раджешем Рошаном , Ану Маликом и другими.
  • Мадхуп Мудгал (1950-е гг. до н. э.), ученик Пандита Джасраджа. Сын и ученик Виная Чандры Маудгалья , который также учился у Кумара Гандхарвы .
  • Аравинд Татте (р. 1958), ученик Пандита Джасраджа, владеющий игрой на фисгармонии .
  • Рамеш Нараян (р. 1959), ученик Пандита Джасраджа.
  • Гарджи Сиддхант Дутта (род. 1960-е), ученик Пандита Джасраджа.
  • Трипти Мукерджи (р. 1960-е), ученик Пандита Джасраджа.
  • Шааранг Дев Пандит (р. 1963), сын и ученик Пандита Джасраджа. Работал композитором музыки в кино и на телевидении.
  • Дурга Джасрадж (р. 1964), дочь и ученица Пандита Джасраджа. Работала моделью, актрисой и телеведущей.
  • Кала Рамнатх (р. 1967), ученик Пандита Джасраджа, хорошо владеет скрипкой . Племянница Н. Раджама и Т. Н. Кришнан .
  • Локеш Ананд (р. 1978), ученик Пандита Джасраджа, владеющий Шехнаи .
  • Швета Джавери (род. 1960-е), ученица Пандита Джасраджа.
  • Суман Гош (р. 1967), ученик Пандита Джасраджа.
  • Хеманг Мехта (р. 1968), ученик Пандита Джасраджа.
  • Санджив Абхьянкар (р. 1969), ученик Пандита Джасраджа. Сын и ученик Шобхи Абхьянкара. Также учился у Гангадхарбувы Пимпалкхаре.
  • Раттан Мохан Шарма (р. 1971), племянник и ученик Пандита Джасраджа.
  • Гаутам Кале (р. 1970-е), ученик Пандита Джасраджа. Также учился у Вишваната Рао Ринге .
  • Дилип Гавайя (р. 1978), сын и ученик Пандита Пуранчандры.
  • Сандип Ранаде (р. 1981), ученик Пандита Джасраджа и Шобхи Абхьянкара. Также учился у Анджали Джоглекар-Понкше.
  • Саптарши Чакраборти (р. 1981), ученик Пандита Джасраджа.
  • Притам Бхаттачарджи (р. 1981), ученик Пандита Джасраджа.
  • Асад Хан (р. 1982), сын и ученик Сираджа Хана, владеет ситаром.
  • Шахраз Хан (р. 1980-е), сын и ученик Сираджа Хана. Работает композитором и аранжировщиком для кино и телевидения.
  • Амит Арья (р. 1980-е), ученик Аши Лохии, Хеманга Мехты, Трипти Мукерджи и Пандита Джасраджа.
  • Адвайт Джоши (р. 1980-е), ученик Притама Бхаттачарджи.
  • Анкита Джоши (р. 1988), ученик Пандита Джасраджа.
  • Адитья Шах (р. 1994), ученик Радхарамана Киртане и Раттана Мохана Шармы.
  • Акшат Парих (р. 1990-е), ученик Кришнаканта Париха. Работает музыкальным руководителем кино и телевидения.
  • Свар Шарма (р. 2000), сын, внук и ученик Пандита Джасраджа.
  • Азаан Хан (р. 2000-е), сын и ученик Асада Хана.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Гхараны хиндустанской музыки (прокрутите вниз, чтобы прочитать о Мевати Гаране)» . Сайт Культурной Индии . Архивировано из оригинала 21 сентября 2023 года . Проверено 23 марта 2024 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Аднан, Элли (июнь 2017 г.). «Некролог: Раис Хан (Маэстро уходит)» . Лента новостей журнала . Архивировано из оригинала 29 мая 2023 года . Проверено 25 марта 2024 г.
  3. ^ «Пандит Джасрадж: Тансен нашего времени | Мнение» . Hindustantimes.com . 18 августа 2020 г.
  4. ^ «Эволюция музыки хиндустани; Покровитель и покровительство - Компас» . Thecompass.in . Архивировано из оригинала 25 января 2019 года.
  5. ^ Нагаркар, Самарт (2013). Рага Сангит: понимание классической вокальной музыки хиндустани . Нью-Йорк: Chandayan, Inc.
  6. ^ Афшан Ахмед, Афшан (15 декабря 2013 г.). «Пандит Джасрадж привносит в Дубай свой стиль классической музыки хиндустани Мевати» . Национальный . Проверено 25 января 2019 г.
  7. ^ Рой, Ашок (2 февраля 2004 г.). Музыканты: живые легенды индийской классической музыки . Рупа и Ко. с. 97.
  8. ^ Чиб, Сатьендра Кришен Сен (2004). Компаньон классической музыки Северной Индии . Паб Мунширам Манохарлал. п. 171.
  9. ^ «МЕВАТИ ГАРАНА» . Visualfxindia.com . Проверено 23 марта 2022 г.
  10. ^ «Мевати Гарана» . Vidualfxindia.com .
  11. ^ Шафи, Афшана (2017). НАСЛЕДИЕ ГАНГУБАЙ-ХАНГАЛА . Книги Горизонта. п. 125.
  12. ^ «Раджаб Али Хан (1874–1959): Профиль» (PDF) . Паррикар.орг . Проверено 23 марта 2022 г.
  13. ^ Уэйд, Бонни С. (1984). Кьял: творчество в рамках классической музыкальной традиции Северной Индии . Великобритания: Издательство Кембриджского университета. п. 37.
  14. ^ Дхар, Сунита (1989). Сения гхарана, ее вклад в индийскую классическую музыку . Релианс Паб. Дом. п. 15.
  15. ^ «Пандит Шарад Сатхе: Гвалиор Гарана» . Sharadsathe.com .
  16. ^ Мукхопадхьяна, Кумарапрасад (2006). Затерянный мир музыки хиндустани . Индия: Книги Пингвинов. п. 64.
  17. ^ «Маэстро уходит» . Newslinemagazine.com .
  18. ^ Дашашарма, Поведение (1 декабря 1993 г.). Музыканты Индии: прошлое и настоящее: гхараны хиндустанской музыки и генеалогии Я раскрыл. стр. 100-1 78, 239–240.
  19. ^ Надкарни, Мохан (1999). Великие мастера: профили классической вокальной музыки хиндустани . Индия: Издательство HarperCollins, Индия. п. 38.
  20. ^ «Линия Мевати Гхарана» . Scontent-seal-1.xx.fbcdn.net . Проверено 20 декабря 2018 г. [ ненадежный источник? ]
  21. ^ «Гхараны музыки хиндустани - Классические гхараны хиндустани - Музыкальные гхараны хиндустани» . Cultureindia.net .
  22. ^ "HarmoNYom "Голос индийской классической музыки": дань уважения! Часть Манирам и Мевати Гхарана!" . Harmonyom.blogspot.com . 16 ноября 2010 г.
  23. ^ Чаттерджи, Парта (6 декабря 2017 г.). «На перепутье» . Foundtainink.in . Проверено 25 января 2019 г.
  24. ^ Госвами, О (1957). История индийской музыки . Издательство Азия. п. 180.
  25. ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : Пандит Манирам джи и Пандит Джасрадж джи . Ютуб .
  26. ^ Перейти обратно: а б «Пандит Джасрадж, звезда Мевати (гараны)» . Индуистская газета . 15 февраля 2018 года. Архивировано из оригинала 5 апреля 2023 года . Проверено 24 марта 2024 г.
  27. ^ Надкарни, Мохан (29 июня 1980 г.). «Хиндустанская музыка в Раджастане» . Иллюстрированный еженедельник Индии . Проверено 30 октября 2018 г.
  28. ^ «Империя Тоди» . Паррикар.орг .
  29. ^ Зутши, Минна (22 апреля 2006 г.). «Сангит Самрат» . «Трибьюн» (Индия) . Проверено 25 января 2019 г.
  30. ^ Сингхджи Вагела, Джайвант (1974). Шри Сангит Саурабх . Сананд, Гуджарат. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  31. ^ Рэй, Северная Каролина (1990). Словарь национальной биографии . Калькутта: Институт исторических исследований. п. 173.
  32. ^ «Пандит Пуранчандра», Индийский журнал новостей , 21 (Часть 1): 37, 1979 г.
  33. ^ «В память» . Medium.com . 14 августа 2020 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b0d7a8ea78d079198f0e1643f9f31040__1718776920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b0/40/b0d7a8ea78d079198f0e1643f9f31040.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mewati gharana - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)