Мевати Гарана

Мевати гхарана — музыкальное племя, обучающееся классической музыке хиндустани . , известная как Пандита Джасраджа музыкальная линия Гарана , была основана братьями Гагге Назиром Ханом и Вахидом Ханом (бинкаром) из Индаура в конце 19 века при дворе Холкара . [ 1 ] [ 2 ] Члены этой гхараны оказывают активное влияние на индийское кино . уже более полувека [ 3 ]
Обладая своей особой эстетикой, стилем, практиками и репертуаром, гхарана возникла как ответвление музыкальных традиций Хандарбани Дхрупад и Каввал Баччон . [ 4 ] Гарана приобрела известность в конце 20 века после Pt. Джасрадж популяризировал гаяки . [ 5 ]
История
[ редактировать ]Гагге Назир Хан и Вахид Хан считаются истоками Мевати гхараны. [ 6 ] Они были потомками гхараны Каввал Баччон . [ 7 ]
Этимология
[ редактировать ]Мевати Гарана берет свое название от региона между Дели , Джайпуром и Индауром , где родом Гагге Назир Хан и семья Вахида Хана, Меват (а не регион Мевар в Раджастане). [ 8 ]
Последние события
[ редактировать ]Гагге Назир Хан передал свою музыкальную традицию своим лучшим ученикам Мунаввар Хану, Наттулалу Пандиту, Чиманлалу Пандиту и Гуламу Кадир Хану. [ 9 ] Наттулал передал эту традицию своему племяннику Мотираму, который разделил эту традицию со своим братом Джьотирамом примерно в начале 20 века. [ 10 ] В этот период музыканты этой гараны служили под покровительством монарха в качестве придворных музыкантов.
Позже Джьотирам стал учеником Раджаба Али Хана , чей отец, Манглу Хан, [ 11 ] был учеником Баде Мохаммед Хана и Банде Али Хана (например, членом расширенной гхараны). [ 12 ] Мотирам передал эту традицию своим сыновьям Манираму и Пратапу Нарайанам. После неожиданной кончины Мотирама Манирам и Пратап Нараян сыграли важную роль в воспитании своего младшего брата Джасраджа в традиции Мевати после того, как последний отказался от игры на табле , своего основного обучения в то время. Первоначально Джасрадж находился под влиянием музыки Амира Хана и Бегум Ахтар, но позже разработал отдельный стиль. Он ввел новые стилистические элементы в традиционный стиль Мевати, следуя романтизму, начатому Омкарнатхом Тхакуром , и создав более эмоциональный, религиозный, ритмичный и лирический стиль.
Родословная
[ редактировать ]Гагге Назир Хан и Вахид Хан унаследовали три традиции классической музыки; Хандарбани дхрупад баадж и гаяки от своих предков, а затем гаяки Каввал Баччон .
Мевати Гаяки возникла в результате первого синтеза музыкальных традиций дхрупада и кхаяла в результате смешанного брака семьи Баде Мохаммед Хана с семьей Хадду-Хасу Хана, на которой женился Гагге Назир Хан.
Баде Мохаммед Хан, сын Шаккар-хана из Лакхнау, вышел из традиции Каввал Бакчон. [ 13 ] Его сын Варис Али Хан женился на дочери Хадду Хана. Благодаря их союзу Баде Мохаммед Хан приобрел статус представителя Гвалиор-гараны и стал известен своим репертуаром «таан-бази». [ 14 ] Другой потомок Баде Мохаммед Хана, Баде Мубарак Али Хан, Гагге Назир Хан женился на дочери Баде Мубарака Али Хана, чему научился Варис Али Хан.
Из-за политики и конкуренции с семьей Натту Хана, [ 15 ] Баде Мохаммед Хан переехал в Реву в Бхопале в качестве придворного музыканта махараджи. [ 16 ] Следовательно, Гагге Назир Хан и Вахид Хан связаны с регионом Бхопал в музыкальной литературе. [ 17 ]
География
[ редактировать ]В поисках музыкального покровительства их предки иммигрировали из Дели и Гвалиора, поселившись сначала в Бхопале, а затем в западном Раджастане . [ 18 ]
Эти миграции повлияли на новое развитие музыкальных стилей и эстетики гхараны. Мевати В конце концов, эти изменения привели к тому, что гаяки стали самостоятельными, хотя и напоминали стили Гвалиор и Каввал Баччон. Следовательно, гхарана считается отличной от этих групп как в музыкальном, так и в генеалогическом отношении.
Педагогическая генеалогия
[ редактировать ]Родословная
[ редактировать ]Иллюстрация ниже основана на историческом отчете Сираджа Хана. [ 19 ]
Хандарбани Дхрупадская традиция | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дада Тиккад Агры ( дхрупадия ) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вазир Хан ( дхрупадия ) | Имам Хан ( дхрупадия ) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вахид Хан (сын) | Гагге Назир Хан (сын) | Мунаввар Хан (сын) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ранняя педагогика
[ редактировать ]Визуальное изображение Мевати гхараны и ее ранних корней. [ 20 ]
Новейшая педагогика
[ редактировать ]Мевати Гарана Гуру Парампара | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пандит Манирам | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бансилал Капур | Пандит Пратап Нараян | Пандит Джасрадж | Бегум Каниз Фатима | Президент Хан ( ситария ) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
йог Шарма | Дыня Банерджи | Шобха Абхьянкар | Кришнакант парих | Мукунд Планка ( музыковед ) | Чандрашекхар Свами | Гириш Васальвар | Аша грязь | Анурадха Паудвал | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Винод Пандит | Пандит Динеш | Джатин Пандит | Мадхуп Мудгал | Аравинд Татте | Рамеш Нараян | Гарджи Сиддхантх Дутта | Света Джавери | Кавита Кришнамурти | Падмаджа Фенания Йоглекар | Сирадж Хан ( ситария ) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лалит Пандит | Шааранг Дев Пандит | Дурга Джасрадж | Садхана Для охранника | Кала Рам Натх ( скрипач ) | Трипти Мукерджи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Санджив Абхьянкар | Нирадж парих | Викас парих | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Суман Гош | Дышать Мехта | Гаутам Другой | Радхараман Киртан | Ротанг Мохан Шарма | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сандип ограбили | притам Бхаттачарджи | Шашанк Субраманьям ( бансурия ) | Локеш Ананд ( шехнайя ) | Асад Хан ( ситария ) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Саптарши Чакраборти | Что Арья | Анкита Джоши | Шахраз Хан | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Акшат парих | Отвечать Джоши | Адитья Шах | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Форты Шарма | Азан Хан | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обзор
[ редактировать ]
Эстетические подходы
[ редактировать ]Хотя гаяки имеет корни в стиле и тенденциях Гвалиора и Дели , гаяки Мевати имеет некоторые отличительные качества. Мевати-гаяки подчеркивает важность бхавы и литературы ( бандиш ). [ 21 ] Гаяки включает в себя значительное использование саргама и тихая . [ 22 ] В грубом смысле подход к таану аналогичен гаяки Патиала и гаяки Таппа по исполнению, но ближе к гаяки Гвалиора по применению.
гаяки Аппликации ценятся за их гладкость и естественность. [ 23 ]
Философия
[ редактировать ]Манирам и Джасрадж описали основную философию традиции Мевати как основанную на «шуддха вани» (чистый звук), «шуддха мудра» (чистое выражение) и «шуддха сур» (чистые ноты). [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ]
Религиозные темы
[ редактировать ]Благодаря суфианскому маусики и бхактическому влиянию Мевати-гаяки включает в себя теистические и духовные элементы, где религиозные стихи из индуизма и шиитского ислама (особенно исмаилизма ) включены не только в грамматическое содержание музыки, но и как внутренние элементы мелодического выражения. [ 27 ] Джайвант Сингхджи [ 28 ] и Джасрадж внесли в репертуар гхараны множество религиозных композиций. [ 29 ]
В некоторых современных композициях упоминаются имя и атрибуты Ага Хана как явного Имама и десятого воплощения Господа Вишну согласно Дашаватаре . [ нужна ссылка ] Стих «Ом Шри Анант Хари Нараяна» обычно используется как начало выступления и как грамматическая основа для алапа . [ нужна ссылка ]
Специальные раги и композиции
[ редактировать ]В Мевати Гарана хранятся уникальные для ее традиции тряпки. [ 30 ] К ним относятся:
- Рааг Джайванти Тоди: Смесь раагов Ахира Бхайрава и Тоди , созданная Джайвантом Сингхджи.
- Рааг Джайвант Саранг: смесь раагов Джайджайванти и Саранг , созданная Джайвантом Сингхджи.
- Рааг Гьянкали: вдохновлен Раагом Горакхом Кальяном , создан Джайвантом Сингхджи.
- Рааг Раджраджешвари: Создатель Джайвант Сингхджи.
- Рааг Багкаунс: Создатель Джайвант Сингхджи.
- Рааг Дин Ки Пурия
- Рааг Аудав Багешри
- Рааг Хамадж Бахар
- Рааг Бхавани Бахар
Хавели Сангит
[ редактировать ]Вдохновленный традицией киртанкаров гхараны, Джасрадж исследовал хавели-сангит Матхуры и Бриндавана. Следовательно, в репертуар гхараны вошло множество религиозных композиций. [ 31 ]
Экспоненты
[ редактировать ]19 век
[ редактировать ]- Вахид Хан (ок. 1840–1933) родился в семье Имама Хана, хандарбани-дхрупадия , в Алваре . Он научился рудре вине у Банде Али Хана ( Кирана и Дагарбани ). Он служил придворным музыкантом в штате Индаур . Четверо его детей, Латиф, Маджид, Гулам Кадир и Хамид, впоследствии стали известными музыкантами.
- «Гагге» Назир Хан (ок. 1850 – ок. 1920) родился в семье Имама Хана, хандарбани дхрупадии , в Агре . Он учился вокалу у Вариса Али Хана (Каввал Баччон Гарана и Чхоте Мохаммед Хан ( Гвалиор ). Он служил придворным музыкантом в штатах Джодхпур , Гвалиор и Бхопал . Он преподавал музыку Пандиту Наттулалу, Пандиту Чимманлалу, Мунаввару Хану (брату), и Гулам Кадир Хан (племянник).
- Чиманлал Пандит (ок. 1850-1890-х гг.) учился у Гагге Назир Хана.
- Наттулал Пандит (ок. 1850-1920-х гг.), учился у Гагге Назир Хана.
- Мунаввар Хан (ок. 1860-1930-е гг.) учился у Гагге Назир-хана (в первую очередь) и Вахид-хана.
- Маджид Хан (ок. 1880-1930-е гг.), первый сын и ученик Вахид-хана, владеющий ситаром и рудра виной.
- Латиф Хан (ок. 1880-1935), второй сын и ученик Вахид Хана, владеющий рудра виной. Преемник своего отца на посту придворного музыканта Индаура династии Холкаров .
- Бегум Хасибанбай (ок. 1880-1950-е гг.), дочь Вахид-хана, мать Мухаммед-хана, бабушка Раис-хана.
- Саддан Хан (ок. 1890-1940-е), третий сын и ученик Вахид-хана, владеющий ситаром.
- Пандит Мотирам (1889–1934), племянник и ученик Наттулала Пандита. Отец и гуру Мотирама, Пратапа Нараяна и Джасраджа.
- Мохаммед Шафи (ок. 1900–1979), сын Маджида Хана, владевший ситаром, сочинял и аранжировал музыку для киноиндустрии на хинди. Зять Вилаят-хана .
- Пандит Джьотирам (1899–1944), младший брат и ученик Пандита Мотирама и Раджаба Али Хана . Отец Пуранчанда.
20 век
[ редактировать ]- Джайвант Сингхджи Вагела (1904–1980), ученик Мунаввар-хана и Гулама Кадир-хана, владеющий рудра виной и пением. Развились способности музыковеда. Гуру Пандита Мотирама, Пандита Пратапа Нараяна и Пандита Джасраджа.
- Мохаммед Хан (ок. 1900-1967), сын Бегум Хасибанбай и ученик Латифа Хана, владеющий рудра виной, ситаром и сурбахаром. Отец Раис Хана . [ 2 ]
- Пандит Манирам (1910–1985), сын и ученик Пандита Мотирама. Также учился у Пандита Джотирама и Джайванта Сингхджи Вагхела. Гуру и брат Пратапа Нараяна и Джасраджа. Отец Йогаи Шармы, Винода Пандита и Динеша Пандита.
- Гулам Кадир Хан (1914–2002), второй младший сын Вахид Хана, ученик своего отца и дяди Мунаввар Хана. Владеет пением и рудра виной. Музыкальный путеводитель для всех юных музыкантов гхараны, особенно Джайванта Сингхджи Вагхела, Пандита Мотирама, Пандита Пратапа Нараяна, Пандита Джасраджа, Сираджа Хана и Асада Хана. Бывший халиф Мевати Гарана.
- Хамид Хан (ок. 1900–1970-е гг.), младший сын и ученик Вахид Хана, владеющий рудра виной и ситаром.
- Пандит Пратап Нараян (1918–2002), сын и ученик Пандита Мотирама. Также учился у дяди Пандита Джотирама и брата Пандита Манирама.
- Кришнакант Парих (1924-2018), первый ученик Пандита Джасраджа. Гуру двух его сыновей, Нираджа и Викаса, и внука Акшата.
- Пандит Пуранчандра (1929–1991), сын и ученик Пандита Джйотирама. Также учился у Гулама Кадир Хана и Абдул Кадир Хана из Агры Гараны . [ 32 ]
- Пандит Джасрадж (1930-2020), сын и ученик Пандита Мотирама. Учился в основном у братьев Пандита Манирама и Пандита Пратапа Нараяна. Также учился у Джайванта Сингхджи Вагелы, Гулама Кадир Хана и Свами Валлабхдаса из Агры Гараны. [ 26 ]
- Бегум Каниз Фатима (1934-2018), единственная дочь Латифа Хана. Мать Сирадж Хана.
- Мукунд Латх (1937-2020), ученик Пандита Мотирама и Пандита Джасраджа. Известный музыковед и историк. [ 33 ]
- Раис Хан (1939-2017), сын и ученик Мухаммед-хана, владеющий ситаром и сурбахаром (племянник Вилаят-хана ) [ 2 ]
- Йогай Шарма (р. 1940), дочь и ученица Пандита Манирама. Женат на Аскаране Шарме.
- Бегум Нилофер Хан (ок. 1940-х – ок. 2010-х), дочь и ученица Мухаммед-хана, владеющая ситаром и сурбахаром. Также учился у Гулама Кадир Хана.
- Шобха Абхьянкар (1946-2014), ученик Пандита Джасраджа. Гуру ее сына Санджив Абхьянкар и Сандип Ранаде. Также учился у Гангадхарбувы Пимпалхаре и В.Р. Атавале .
- Гириш Вазальвар (р. 1947), ученик Пандита Джасраджа.
- Чандрашекхар Свами (род. 1940-е), ученик Пандита Джасраджа. Также учился у Свами Валлабдаса.
- Аша Лохия (род. 1940-е), ученица Пандита Джасраджа и невестка Мукунда Лата.
- Винод Пандит (1952–2001), сын и ученик Пандита Манирама, ставшего актером.
- Динеш Пандит (р. 1956), сын и ученик Пандита Манирама, владеющий таблой и ударными инструментами. Также музыкальный композитор.
- Джатин Пандит (род. 1950-е), сын и ученик Пандита Пратапа Нараяна. Известный композитор музыки для хинди-кино. Сотрудничал с братом Лалитом.
- Лалит Пандит (род. 1950-е), сын и ученик Пандита Пратапа Нараяна. Известный композитор музыки для хинди-кино. Сотрудничал с братом Джатином.
- Радхараман Киртан (р. 1957), ученик Пандита Джасраджа.
- Шахид Хан (1950-е гг. до н. э.), младший сын Бегум Каниз Фатимы, хорошо игравший на скрипке. Активно работает в киноиндустрии на хинди, работая вместе с Р.Д. Бурманом , Лакшмикантом-Пьярелалом , Раджешем Рошаном , Ану Маликом и другими.
- Мадхуп Мудгал (1950-е гг. до н. э.), ученик Пандита Джасраджа. Сын и ученик Виная Чандры Маудгалья , который также учился у Кумара Гандхарвы .
- Аравинд Татте (р. 1958), ученик Пандита Джасраджа, владеющий игрой на фисгармонии .
- Рамеш Нараян (р. 1959), ученик Пандита Джасраджа.
- Гарджи Сиддхант Дутта (род. 1960-е), ученик Пандита Джасраджа.
- Трипти Мукерджи (р. 1960-е), ученик Пандита Джасраджа.
- Шааранг Дев Пандит (р. 1963), сын и ученик Пандита Джасраджа. Работал композитором музыки в кино и на телевидении.
- Дурга Джасрадж (р. 1964), дочь и ученица Пандита Джасраджа. Работала моделью, актрисой и телеведущей.
- Кала Рамнатх (р. 1967), ученик Пандита Джасраджа, хорошо владеет скрипкой . Племянница Н. Раджама и Т. Н. Кришнан .
- Локеш Ананд (р. 1978), ученик Пандита Джасраджа, владеющий Шехнаи .
- Швета Джавери (род. 1960-е), ученица Пандита Джасраджа.
- Суман Гош (р. 1967), ученик Пандита Джасраджа.
- Хеманг Мехта (р. 1968), ученик Пандита Джасраджа.
- Санджив Абхьянкар (р. 1969), ученик Пандита Джасраджа. Сын и ученик Шобхи Абхьянкара. Также учился у Гангадхарбувы Пимпалкхаре.
- Раттан Мохан Шарма (р. 1971), племянник и ученик Пандита Джасраджа.
- Гаутам Кале (р. 1970-е), ученик Пандита Джасраджа. Также учился у Вишваната Рао Ринге .
- Дилип Гавайя (р. 1978), сын и ученик Пандита Пуранчандры.
21 век
[ редактировать ]- Сандип Ранаде (р. 1981), ученик Пандита Джасраджа и Шобхи Абхьянкара. Также учился у Анджали Джоглекар-Понкше.
- Саптарши Чакраборти (р. 1981), ученик Пандита Джасраджа.
- Притам Бхаттачарджи (р. 1981), ученик Пандита Джасраджа.
- Асад Хан (р. 1982), сын и ученик Сираджа Хана, владеет ситаром.
- Шахраз Хан (р. 1980-е), сын и ученик Сираджа Хана. Работает композитором и аранжировщиком для кино и телевидения.
- Амит Арья (р. 1980-е), ученик Аши Лохии, Хеманга Мехты, Трипти Мукерджи и Пандита Джасраджа.
- Адвайт Джоши (р. 1980-е), ученик Притама Бхаттачарджи.
- Анкита Джоши (р. 1988), ученик Пандита Джасраджа.
- Адитья Шах (р. 1994), ученик Радхарамана Киртане и Раттана Мохана Шармы.
- Акшат Парих (р. 1990-е), ученик Кришнаканта Париха. Работает музыкальным руководителем кино и телевидения.
- Свар Шарма (р. 2000), сын, внук и ученик Пандита Джасраджа.
- Азаан Хан (р. 2000-е), сын и ученик Асада Хана.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Гхараны хиндустанской музыки (прокрутите вниз, чтобы прочитать о Мевати Гаране)» . Сайт Культурной Индии . Архивировано из оригинала 21 сентября 2023 года . Проверено 23 марта 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Аднан, Элли (июнь 2017 г.). «Некролог: Раис Хан (Маэстро уходит)» . Лента новостей журнала . Архивировано из оригинала 29 мая 2023 года . Проверено 25 марта 2024 г.
- ^ «Пандит Джасрадж: Тансен нашего времени | Мнение» . Hindustantimes.com . 18 августа 2020 г.
- ^ «Эволюция музыки хиндустани; Покровитель и покровительство - Компас» . Thecompass.in . Архивировано из оригинала 25 января 2019 года.
- ^ Нагаркар, Самарт (2013). Рага Сангит: понимание классической вокальной музыки хиндустани . Нью-Йорк: Chandayan, Inc.
- ^ Афшан Ахмед, Афшан (15 декабря 2013 г.). «Пандит Джасрадж привносит в Дубай свой стиль классической музыки хиндустани Мевати» . Национальный . Проверено 25 января 2019 г.
- ^ Рой, Ашок (2 февраля 2004 г.). Музыканты: живые легенды индийской классической музыки . Рупа и Ко. с. 97.
- ^ Чиб, Сатьендра Кришен Сен (2004). Компаньон классической музыки Северной Индии . Паб Мунширам Манохарлал. п. 171.
- ^ «МЕВАТИ ГАРАНА» . Visualfxindia.com . Проверено 23 марта 2022 г.
- ^ «Мевати Гарана» . Vidualfxindia.com .
- ^ Шафи, Афшана (2017). НАСЛЕДИЕ ГАНГУБАЙ-ХАНГАЛА . Книги Горизонта. п. 125.
- ^ «Раджаб Али Хан (1874–1959): Профиль» (PDF) . Паррикар.орг . Проверено 23 марта 2022 г.
- ^ Уэйд, Бонни С. (1984). Кьял: творчество в рамках классической музыкальной традиции Северной Индии . Великобритания: Издательство Кембриджского университета. п. 37.
- ^ Дхар, Сунита (1989). Сения гхарана, ее вклад в индийскую классическую музыку . Релианс Паб. Дом. п. 15.
- ^ «Пандит Шарад Сатхе: Гвалиор Гарана» . Sharadsathe.com .
- ^ Мукхопадхьяна, Кумарапрасад (2006). Затерянный мир музыки хиндустани . Индия: Книги Пингвинов. п. 64.
- ^ «Маэстро уходит» . Newslinemagazine.com .
- ^ Дашашарма, Поведение (1 декабря 1993 г.). Музыканты Индии: прошлое и настоящее: гхараны хиндустанской музыки и генеалогии Я раскрыл. стр. 100-1 78, 239–240.
- ^ Надкарни, Мохан (1999). Великие мастера: профили классической вокальной музыки хиндустани . Индия: Издательство HarperCollins, Индия. п. 38.
- ^ «Линия Мевати Гхарана» . Scontent-seal-1.xx.fbcdn.net . Проверено 20 декабря 2018 г. [ ненадежный источник? ]
- ^ «Гхараны музыки хиндустани - Классические гхараны хиндустани - Музыкальные гхараны хиндустани» . Cultureindia.net .
- ^ "HarmoNYom "Голос индийской классической музыки": дань уважения! Часть Манирам и Мевати Гхарана!" . Harmonyom.blogspot.com . 16 ноября 2010 г.
- ^ Чаттерджи, Парта (6 декабря 2017 г.). «На перепутье» . Foundtainink.in . Проверено 25 января 2019 г.
- ^ Госвами, О (1957). История индийской музыки . Издательство Азия. п. 180.
- ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : Пандит Манирам джи и Пандит Джасрадж джи . Ютуб .
- ^ Перейти обратно: а б «Пандит Джасрадж, звезда Мевати (гараны)» . Индуистская газета . 15 февраля 2018 года. Архивировано из оригинала 5 апреля 2023 года . Проверено 24 марта 2024 г.
- ^ Надкарни, Мохан (29 июня 1980 г.). «Хиндустанская музыка в Раджастане» . Иллюстрированный еженедельник Индии . Проверено 30 октября 2018 г.
- ^ «Империя Тоди» . Паррикар.орг .
- ^ Зутши, Минна (22 апреля 2006 г.). «Сангит Самрат» . «Трибьюн» (Индия) . Проверено 25 января 2019 г.
- ^ Сингхджи Вагела, Джайвант (1974). Шри Сангит Саурабх . Сананд, Гуджарат.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Рэй, Северная Каролина (1990). Словарь национальной биографии . Калькутта: Институт исторических исследований. п. 173.
- ^ «Пандит Пуранчандра», Индийский журнал новостей , 21 (Часть 1): 37, 1979 г.
- ^ «В память» . Medium.com . 14 августа 2020 г.