Патиала Гарана

Патиала - гарана — одна из вокальных гхаран (традиция, школа или стиль музыки) классической музыки хиндустани , названная в честь города Патиала в Пенджабе , Индия , где она была основана. [ 1 ] Гарана . была основана в середине-конце 19 века Мианом Каллу [ 2 ] [ 3 ] (также известный как Калу-мия Хан), [ 4 ] игрок на саранги из Джайпурского дурбара. [ 4 ] Он получил музыкальное образование у последнего короля Великих Моголов Бахадур Шаха Зафара придворного музыканта Кутуба Бахша «Танраса» Хана ( Дели гхарана ) и впоследствии стал придворным музыкантом махараджи Патиалы . В конце концов, мантия перешла к его сыну, «генералу» Али Бакш Хану и его близкому другу, «полковнику» Фатеху Али Хану, оба из которых стали придворными музыкантами при дворе махараджи Раджиндера Сингха . [ 5 ] Звания «генерала» и «полковника» музыки были присвоены им Виктором Александром Брюсом , девятым графом Элджином, после того, как дуэт очаровал его своим выступлением. [ 2 ] Их пару в народе называли «Али-а-Фатту ки Джоди». [ 5 ] [ 6 ]
Патиала Хотя гхарана была первоначально основана Мианом Каллу, широко признано, что именно Али Бакш Хан и Фатех Али Хан популяризировали традицию пения Патиала. [ 5 ] и принес ему признание и внимание на всем субконтиненте. [ 1 ] [ 7 ] Патиала- гарана была вдохновлена четырьмя музыкальными гхаранами – Дели , Гвалиором , Ривой и Джайпуром . [ 8 ] [ 9 ] и он особенно известен своими газель , тумри и кхаял . стилями пения [ 1 ] По оценкам, из многочисленных вокальных гхаран в классической музыке хиндустани гхарана Патиала имеет самое широкое и заметное представительство по обе стороны индийско-пакистанской границы. [ 9 ] [ 10 ]
Во второй половине 20-го века стиль пения каяла Патиалы принял две различные формы. [ 8 ] Одну форму подарили музыкальному миру Устад Аманат Али Хан (1922–1974) и его брат Устад Баде Фатех Али Хан (1935–2017). Другой, родом из Касура , Пакистан , продюсировал Устада Баде Гулама Али Хана (1902–1968) и его брата Устада Барката Али Хана (1907–1963). Устад Баде Гулам Али Хан общепризнан как самый влиятельный представитель Патиала- гараны. [ 5 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] в то время как Устад Аманат Али Хан широко считается его самым выдающимся отпрыском. [ 15 ] [ 16 ] Гхарану Касур- Патиала теперь обычно называют гхараной . [ 8 ] [ 10 ] [ 13 ] [ 17 ]
Характеристики
[ редактировать ]Импровизации
[ редактировать ]Патиала гхарана известна как объединенный вокальный стиль пения. [ 5 ] и в некоторой степени находится под влиянием народной музыки Пенджаба . [ 18 ] Певческая традиция Патиала известна своими творческими импровизациями, свободно заимствованными из других гхаран и эстетически объединяющими их для улучшения формы пения кхаял . [ 19 ] Оригинальные композиции тумри Али Бакш Хана и Фатех Али Хана были известны своими быстрыми таанами, выполненными в традиционном таппе народном стиле Пенджаба . [ 18 ] влияние этих пенджабских таппе , а также стиля пения синдхи кафи существенно изменило подход Патиалы к пению кхаял. Говорят, что [ 18 ]
Музыкальная техника Патиала известна своим тонким стилем, использованием сложных вокальных украшений (таких как гамак , менд и мурки ) и многочисленными бандишами . [ 18 ] – структурированные «резюме» раг . Пандит Иман Дас, представитель Патиала гхараны из Бангалора, Индия. [ 20 ] объясняет, что отличительными чертами стиля пения Патиала являются «длинные менды , тяжелые гамаки , электризующие тааны, шуддха аакар, бол-банават и некоторые элементы пенджабского фолка, перемежающиеся с неожиданными элементами, такими как мурки и харкаты ». [ 1 ]
Особенностью подхода к пению Патиала гхарана является воспроизведение сложных таанов . [ 21 ] Это очень ритмичные, вакра (сложные) и фират тааны , не связанные ритмическим циклом. Тааны с ясным акаром подаются не через горло, а через пупок. В частности, певцы в гхаране, как правило, поют грудью или диафрагмой. [ 22 ] и не своим головным голосом . Вокалисты традиции Патиала поют сильным, открытым голосом со сложным и аналитическим использованием нот в трех октавах. [ 18 ]
Певческая форма Патиалы имеет тенденцию отдавать предпочтение пентатоническим рагам, таким как Малкауны, из-за их украшения. [ 8 ] Другими рагами, популярными среди певцов этой гхараны, являются Дарбари Канхра, Рамкали, Шуддха Калян и Багешри. [ 23 ] Эктаал и Тинтал — наиболее распространенные таалы, которые предпочитают вокалисты гараны . [ 8 ] Пандит Шантану Бхаттачарайя, известный вокалист Патиалы, отмечает о стиле пения Патиалы, что « акаары, бол банаавы и болбанты демонстрируют темперамент художника. Каждая фраза передается как раскрашивание картины – яркой с образами. Есть определенные особенности эта гхарана появляющаяся на поверхности, может внезапно бандишами перемежаться . , [ 23 ]

Стиль пения и обучение
[ редактировать ]Певцы гхараны известны своим эмоционально запоминающимся и чувственным стилем пения, при этом особое внимание уделяется четкой дикции и произношению. [ 18 ] Представитель Патиалы Раза Али Хан утверждает: «Вокальная культура в этой гхаране имеет красивый, эмоциональный аспект, и вы увидите это во всех вокалистах, поющих эту гаяки . Вы можете услышать, среди прочего, восторг, печаль и озорство, и все это в голос." [ 10 ] В гхаране также есть лирические композиции, которые передавались из поколения в поколение и даже ученикам и ученикам вне семьи. певцы традиции Патиала особенно преуспевают в рагах Малкаунс, Дарбари, Адана, Дес, Бхопали и Мултани Хамида . По словам известного Али представителя гхараны Устада Хана , [ 22 ] Вокалисты Патиалы также известны своими очень сложными экспозициями раг . [ 18 ]
Пандит Аджой Чакрабарти , известный сегодня вокалист традиции Патиала, [ 24 ] [ 25 ] объяснил, что Патиала- гаяки (пение) особенно трудно освоить и требует многолетней практики и подготовки. Он отмечает, что важнейшими требованиями манеры пения Патиала являются правильное произношение ( бани ), правильная подача голоса ( аакар ), правильная артикуляция гамм ( саргам ) и, прежде всего, отличное тайяри (практика). [ 5 ] Пандит Иман Дас соглашается и заявляет, что техника пения Патиала - «чрезвычайно сложный стиль для изучения» и требует «строгого рияза на протяжении многих лет». [ 1 ] Вокалисты Патиала- гараны обычно выступают парами. Устад Хамид Али Хан объясняет: «Наши предки изобрели этот метод пения парами, чтобы следующее поколение всегда держалось вместе. Таким образом, хотя оба партнера имеют полный диапазон, в публичных выступлениях следует позаботиться о дурате (быстром темпе). в то время как другой брал на себя алап (импровизированные отрывки из раг)». [ 22 ]
Экспериментирование
[ редактировать ]Представители Патиала гхараны известны своей готовностью экспериментировать и сочетать традиционные музыкальные формы с новыми жанрами и стилями музыки. [ 21 ] В интервью Шафкат Аманат Али отметил: «Мы так же привязаны к нашей гхаране , как и адаптируемся к современной музыке. Как музыканты, мы воспринимаем современную музыку. Никто в моей семье не возражал против моего пения в стиле поп или любого другого жанра. На самом деле, музыканты из Патиалы Гараны не раз бесстрашно экспериментировали. Мой отец пел газели, когда это было не по вкусу классическим артистам. Его за это многие критиковали. классические вокалисты были шокированы и удивлены, когда мы спели Khayal , что снова стало смелым шагом для вокалистов Drupad ». [ 26 ]
Суфийские традиции
[ редактировать ]Известно, что первые вокалисты Патиалы были связаны с суфиями Чишти . [ 7 ] Это отражается в том факте, что тексты многих композиций гхараны имеют повторяющиеся суфийские лейтмотивы, которые наиболее ярко проявляются в их фирменной раге « Рам Саах» , написанной самим Мианом Каллу. [ 2 ] Фактически, бандиш этой раги намекает на преданность гхараны суфийскому мастеру Мойнуддину Чишти , также известному как Ходжа Гариб Наваз. [ 2 ] Более поздние и современные представители Патиалы продолжали включать элементы суфийской музыки в свои классические и поп-композиции. [ 27 ]
Marsiya recitations
[ редактировать ]Семья Патиала (потомки Али Бакш-хана и Ахтара Хусейна ) имеет многовековую традицию исполнения марсия , ноха и соз-о-салам во время Мухаррама. [ 28 ] в память о мученической смерти Хусейна ибн Али и восхваления событий битвы при Кербеле . «Муджрай Хальк Мейн» и «Йе Сочта Хун» являются одними из самых известных из этих причитаний. [ 28 ]
Представители Патиала гхараны
[ редактировать ]19 век
[ редактировать ]- Али Бакш «Джарнаил» (1850–1920), основатель и участник дуэта «Али-а-Фатту» с Фатехом Али «Карнаил».
20 век
[ редактировать ]- Ахтар Хусейн Хан (1900–1974)
- Ашик Али Хан (ум. 1948) [ 5 ] [ 29 ] [ 30 ]
- Баде Гулам Али Хан (1902–1968), ученик Али Бакш Хана, Кале Хана и Ашик Али Хана. [ 31 ]
- Баркат Али Хан (1908–1963), брат и ученик Баде Гулама Али Хана.
- Абдул Рехман Хан , сын и ученик Ата Мохаммад Хана.
- Васантрао Дешпанде (1920–1983), ученик Ашик Али Хана.
- Мохаммад Хусейн Сараханг (1924–1983), ученик Ашика Али Хана.
- Прасун Банерджи (1926–1997), ученик Баде Гулама Али Хана.
- Лакшми Шанкар (1926–2013), ученица Абдул Рехман Хана (1927–1996), ученица Абдул Рехман Хана.
- Фарида Ханум (р. 1929), ученица Ашик Али Хана.
- Аманат Али Хан (1922–1974), сын и ученик Ахтара Хусейна Хана.
- Баде Фатех Али Хан (1935–2017), сын и ученик Ахтара Хусейна Хана.
- Джагдиш Прасад (1937–2011), ученик Баде Гулама Али Хана.
- Гулам Али (р. 1940), ученик Баде Гулама Али Хана.
- Парвин Султана (р. 1950), ученица Икрамула Маджида Хана.
- Хамид Али Хан (р. 1953), сын и ученик Ахтара Хусейна Хана.
- Мунавар Али Хан (1930–1989), сын Баде Гулама Али Хана.
- Мажар Али Хан (р. 1959), сын и ученик Карамат Али Хана.
- Джаваад Али Хан (р. 1962), сын и ученик Карамат Али Хана.
- Раза Али Хан (р. 1962), сын и ученик Мунавара Али Хана.
21 век
[ редактировать ]- Саджад Али , ученик Мунавара Али Хана
- Садаат Шафкат Аманат , сын Шафката Аманат Али Хана
- Шив Даял Батиш
- Сом Датт Батту
- Аджой Чакраборти , ученик Мунавара Али Хана [ 24 ] [ 25 ]
- Каушики Чакраборти , дочь и ученица Аджоя Чакраборти. [ 32 ]
- Рахул Дешпанде , внук и ученик Васантрао Дешпанде
- Санджукта Гош
- Асад Аманат Али Хан
- Джохар Али Хан
- Шафкат Аманат Али Хан
- Самрат Пандит [ 33 ]
- Баркат Сидху
- Мохаммад Айзаз Сохаил
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и «Внутри менее известной традиции классической музыки Пенджаба, от музыкального фестиваля Харбаллабх до Патиала гхарана» . Первый пост . 26 февраля 2022 г. Проверено 23 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Вспоминая Устада Фатеха Али Хана, Патриарха Патиалы Гараны» . Проволока . Проверено 3 октября 2021 г.
- ^ «Патиала Гхарана» . Оксфордский справочник . Проверено 3 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Результаты поиска по запросу Patiālā gharana – Oxford Reference» . Оксфордский справочник . Проверено 3 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ханна, Шайладжа (2 марта 2018 г.). «Чудесное сочетание» . Индуистский ISSN 0971-751X . Получено 3 октября.
- ^ «Алия-Фатту» . Оксфордский справочник . Проверено 3 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Патиала Гхарана: Сага о Раге » Outlookindia.com/ . Получено 4 октября.
- ^ Jump up to: а б с д и «Маэстро Патиала Гарана | Пакистан сегодня» . archive.pakistantoday.com.pk . Проверено 3 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Бхаскар, Адити (6 марта 2021 г.). «Уникальность Патиалы Гхараны хиндустанской музыки» . indiaartreview.com . Проверено 26 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с «Жизнь в музыке» . Индийский экспресс . 13 декабря 2019 года . Проверено 23 апреля 2022 г.
- ^ «Подходящая ода Устад Баде Гулам Али Хану» . Новый Индийский экспресс . Проверено 23 апреля 2022 г.
- ^ Найду, Джайвант (9 декабря 2019 г.). «Классическая феерия» . Деканская хроника . Проверено 26 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Банерджи, Мина (27 апреля 2017 г.). «Вспоминая дуайена» . Индус . ISSN 0971-751X . Проверено 23 апреля 2022 г.
- ^ Моника, Саруп; Пхадтаре Пандей, Кирти (25 апреля 2017 г.). «Репертуар Баде Гулама Али Хана оставит вас ошеломленным» . Квинт . Проверено 2 сентября 2022 г.
- ^ Рабе, Нейт (6 марта 2016 г.). «Редкий драгоценный камень из Пакистана: всю жизнь на цыпочках» . Прокрутка.в . Проверено 19 августа 2022 г.
- ^ Радж, Али (7 апреля 2016 г.). «Ибне Инша, Асад Аманат Али и миф о проклятой газели» . «Экспресс Трибьюн» . Проверено 19 августа 2022 г.
- ^ «Дань уважения основателям Патиала-Касур гхараны» . tribuneindia.com . 18 марта 2018 года . Проверено 2 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Шарма, Манорма (2006). Традиции музыки хиндустани . Издательство АПХ. п. 94. ИСБН 978-81-7648-999-7 .
- ^ «Патиала Гхарана и за ее пределами» . Индостан Таймс . 16 августа 2014 года . Проверено 3 октября 2021 г.
- ^ «Пандит Иман Дас отдает дань уважения покойному Раджану из дуэта Раджан-Нагендра – Times of India» . Таймс оф Индия . Проверено 23 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Сервис, Трибьюн Ньюс. «Забытые записи истории Пенджаба» . Служба новостей Tribuneindia . Проверено 23 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Шуайб, Харун (2 декабря 2020 г.). «Патиала Гарана: Музыка сквозь поколения» . youlinmagazine.com . Проверено 3 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Наир, Джиоти (1 февраля 2018 г.). «Баде Гулаам Али Хан - Патриарх Патиалы Гарана» . Индус . ISSN 0971-751X . Проверено 23 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Падма почитает Аджоя Чакраборти» . Таймс оф Индия . 26 января 2020 г. Проверено 23 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Банерджи, Мина (27 февраля 2020 г.). «Как лауреат премии «Падма» Аджой Чакрабарти занимался музыкой, несмотря ни на что» . Индус . ISSN 0971-751X . Проверено 23 апреля 2022 г.
- ^ Пионер,. «Я буду петь всё, кроме рэпа» . Пионер . Проверено 16 ноября 2021 г.
- ^ Кханна, Бхарат (22 февраля 2018 г.). «Суфийский концерт возрождает культурный пыл во время возобновления фестиваля наследия Патиалы» . Таймс оф Индия . Проверено 28 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Вспоминая великого маэстро Устада Аманата Али Хана в годовщину его смерти» . Мировые новости . 18 сентября 2018 года . Проверено 19 августа 2022 г.
- ^ «Устад Ашик Али Хан: дань уважения маэстро | Искусство и культура | thenews.com.pk» . thenews.com.pk . Проверено 23 апреля 2022 г.
- ^ «Ашик Али Хан» . Оксфордский справочник . Проверено 21 августа 2022 г.
- ↑ Статья о Патиале Гхаране в Dawn (газета): «Классическая музыка оказывает исцеляющее воздействие на слушателей». Опубликовано 3 мая 2008 г., проверено 14 августа 2019 г.
- ^ Гош, Санкха. «Каушики Чакраборти: Для меня ежедневный ряз важнее репетиций – Times of India» . Таймс оф Индия . Проверено 23 апреля 2022 г.
- ^ Ганеш, Дипа (20 марта 2003 г.). «Голос его хозяина» . Индус . Архивировано из оригинала 7 мая 2003 года . Проверено 14 августа 2019 г.