Орган Св. Луджери в Нордене

Орган Санкт-Люджери в Нордене был построен с 1686 по 1692 год Арпом Шнитгером . Он имеет 46 ступеней, пять делений, три руководства и педаль и, таким образом, является вторым по величине сохранившимся органом Шнитгера в Германии (после органа церкви Святого Иакова в Гамбурге ) и до 2018 года крупнейшим органом в Восточной Фризии . [ 1 ] В историческом и музыкальном отношении он считается произведением искусства международного уровня. [ 2 ]
История строительства
[ редактировать ]Предыдущий орган лютеранской Люгерикирхе был построен Эдо Эверсом в 1618 году, частично с использованием труб от более старого органа Андреаса де Маре (1567 года). Этот орган имел 18 стопов, три мануала и прикрепленную педаль. [ 3 ] Как и его предшественник, это был хоровой орган «Ласточкино гнездо» на южной стене хора (за нынешним местом расположения органа), и с этого места он мог выполнять литургические требования, которые изначально были к нему предъявлены. [ 4 ]
Новый орган Шнитгера 1686–1688 и 1691–1692 гг.
[ редактировать ]Когда после многих лет безуспешных ремонтных работ ныне заброшенного органа Арпу Шнитгеру наконец было поручено построить новый орган 26 февраля 1686 года, он построил более низкую и большую органную галерею, из которой его новый орган физически выступал на высоте. по диагонали, в середину хора, а также в пересечение, чтобы выполнить новую задачу органа (с середины 17 века) по сопровождению коллективного пения. Теперь звук органа мог правильно достигать служб Слова в трансепте и нефе, а также служб причастия в хоре; Таким образом, звучание отдельных частей органа различается в разных частях церкви. Таким образом, в Нордене у нас есть орган, который расположен очень необычно для своего времени, расположен по обе стороны юго-восточного пирса и, таким образом, занимает две разные части здания: ручное разделение в хоре и педаль в хоре. пересечение. Из-за такого расположения педальные трубы пришлось размещать в одной башне, а не в обычной паре башен. [ 5 ] Педальная башня обеспечивает звучание басового фундамента рядом с нефом, а также визуально доминирует с западной точки зрения. [ 6 ] Восемь старых остановок де Маре и Эверса сохранились, интегрированы в творчество Шнитгера и имеют особое тональное качество. Помимо своих контрактных требований, Шнитгер также построил Brustpositiv с шестью остановками, а во второй период строительства (1691–1692) добавил Oberpositiv с восемью остановками, который прикреплен к ключевому действию Brustpositiv; оба играются из третьего руководства. Орган теперь имел 46 ступеней и пять делений на трех ручных клавиатурах и педалях. [ 7 ]
Архитектурный дизайн и расположение подразделений уникальны для Шнитгера. Четыре ручных подразделения расположены друг над другом: Rückpositiv, Brustpositiv, Hauptwerk и Oberpositiv. Трехбашенные фасады Hauptwerk и Rückpositiv совпадают. В каждой приподнятая многоугольная центральная башня соединена с заостренными боковыми башнями двухэтажными трубчатыми площадками. Промежуточные карнизы отделяют верхние трубы-квартиры от нижних. В фасаде Hauptwerk трубы верхних квартир, а в Rückpositiv трубы нижних квартир являются макетами. Боковые башни и трубчатые площадки двух ручных корпусов объединены под общими консолями. Верхняя и нижняя консоли профилированы, каждая имеет фриз и карниз. К корпусам Rückpositiv и Hauptwerk на восточной стороне корпусов, обращенной к хору, прикреплена боковая труба-плоскость с фиктивными трубами. В верхнем основном корпусе это продолжается еще в трех трубчатых квартирах, которые доходят до вершины первого мола для хоров и закрывают отверстие, через которое говорит Оберпоститив. Средняя трубная квартира окружена двумя двухэтажными квартирами с глухими трубами. [ 8 ]
Сегментированные кронштейны соединяют верхнюю часть основного корпуса с более узкой нижней частью, в которой расположены консоль и двери Brustpositiv. Они двустворчатые и наполнены ажурной резьбой из листьев аканта и завитков. Коробчатый фасад Оберпозитива имеет четыре бемоли с широкомасштабными, листоватыми деревянными ложными трубками, а ближе к хору — еще одну трубку-бемоль. На оберпозитиве использованы плоскорезные орнаменты. Многоугольную педальную башню на переправе венчают волюта и трубящий ангел. Все поля трубок сверху и снизу окаймлены перфорированными и позолоченными плафонами. Как и в корпусах Hauptwerk и Rückpositiv, педальные плафоны выполнены из позолоченного аканта с завитками. Три трубящих ангела на двух центральных башенах с ручным управлением и педальной башне приписывают Кристиану Прехту из Гамбурга. [ 8 ]
Более поздняя работа
[ редактировать ]С середины девятнадцатого века в ходе различных ремонтов и приспособлений к меняющимся вкусам современников многие упоры, а также клавиатуры и мехи были заменены уродливым образом. В 1917 году корпусные трубы (главные остановки Hauptwerk, Rückpositiv и Pedal, а также фиктивные трубы на восточной стороне органа) были реквизированы для военных целей и поэтому были утеряны. [ 9 ]
Реставрации
[ редактировать ]Длительный этап реставраций в 20 веке начался в 1927 году, когда началось движение за реформу органов, с исследований Крисхарда Маренхольца и Ханса Хенни Янна; после этого П. Фуртвенглер и Хаммер восстановили большую часть органа в 1929/1930 году, в пределах знаний того времени. Однако недостающие ноты короткой октавы и самые высокие ноты до-диез до соль каждого руководства (в педали от ре-диез до соль) были помещены в дополнительные пневматические ящики, а новая консоль с четырьмя мануалами была построена так, чтобы позволить Брустпозитив и Оберпозитив нужно играть отдельно. Oberpositiv и педаль полностью оснащены пневматическим приводом. [ 10 ] После демонтажа органа на хранение в связи с войной (1943 г.), затем повторной установки (в 1945/1948 г.), а затем различных реставрационных работ, проведенных Полом Оттом в 1948 и 1957-1959 гг., его тональное и техническое состояние ухудшилось. стать крайне неудовлетворительным. Даже трубопроводы не избежали помех из-за пониженного давления ветра. [ 2 ]
Только после реставрации Юргена Аренда , проведенной с 1981 по 1985 год в соответствии со строгими стандартами сохранения памятников и запланированной церковным музыкантом и органологом Рейнхардом Руге, работавшим в Люгерикирхе, былое великолепие звучания органа снова вернулось. раскрыться полностью. Аренд реконструировал 25 упоров, клавиатуры, три клиновых сильфона, ветровые каналы, вентиляторы, тремуланты и части механизма. [ 11 ] В частности, его реконструкция Принципалов и язычковых остановок считается мастерской.
Темперамент
[ редактировать ]Нынешний темперамент органа Norden представляет собой модифицированный или расширенный темперамент Meante , который бывший органист и кантор Санкт-Луджери Рейнхард Руге (* 1934) разработал для этой реставрации. [ 12 ] Он обеспечивает большую чистоту звучания органа без волчьей квинты в клавишах с небольшим количеством случайностей, но также позволяет играть в большем количестве тональностей, чем обычно считается приемлемым при строго определенном темпераменте.
Схема:
- Семь пятых сузились на 1/5 пифагорейской запятой; 697,3 цента каждый: F - C - G - D - A - E - B - F#
- Две пятых расширены на 1/5 пифагорейской запятой; 706,6 центов: A♭ – E♭ – B♭.
- Три чистых квинты; По 702 цента: F# – C# – G# и B♭ – F.
Характерной чертой норденского темперамента является ядро, состоящее из 1/5 пифагорейской запятой, то есть одинаково хорошие мажорные аккорды на F, C, G и D. Квинты и мажорные трети этих четырех аккордов бьются с одинаковой скоростью в закрытой позиции. : например c1 - g1 и c1 - e1 оба бьются с частотой около 2,3 Гц. В результате в этих аккордах достигается особенно гармоничный эффект. К этому подразумеваемому ядру присоединяются тональности по обе стороны квинтового круга, которые звучат постепенно более напряженно с увеличением количества случайных звуков (ля мажор, ми мажор, си мажор или си ♭ мажор и ми ♭ мажор), что сравнимо с хорошо - умеренный тюнинг. Остальные трети самых дальних клавиш четко обозначены двумя слишком широкими квинтами, которые разделяют и уменьшают волка. Но их можно использовать мимоходом (особенно A ♭ мажор), в зависимости от музыкального контекста или оформления.
Третьи или пятые на | с | г | д | а | и | б | еб# | с#/д♭ | г#/а♭ | е♭/д# | b♭ | ж |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Пятый (цент) Дробь пит. С. |
697,3 -1⁄5 |
697,3 -1⁄5 |
697,3 -1⁄5 |
697,3 -1⁄5 |
697,3 -1⁄5 |
697,3 -1⁄5 |
702 0 |
702 0 |
706,6 +1⁄5 |
706,6 +1⁄5 |
702 0 |
697,3 -1⁄5 |
Основная треть (цент) | 389.1 | 389.1 | 389.1 | 393.7 | 398.4 | 407.8 | 417.2 | 417.2 | 412.5 | 403.1 | 393.7 | 389.1 |
Малая терция (цент) | 294.1 | 303.5 | 308.2 | 308.2 | 308.2 | 308.2 | 308.2 | 303.5 | 298.8 | 289.4 | 284.8 | 284.8 |
Темперамент Нордена можно считать дальнейшим развитием модифицированного или расширенного строя Metone, который Харальд Фогель разработал для реставрации (1975) органа в церкви Святых Космы и Дамиана, Штаде . Он оказался очень успешным и с тех пор использовался, как и в нескольких других новых и восстановленных органах, в том числе в следующих:
- Остил (Эдо Эверс, 1619 г.)
- Эмден - Ларреллт (Джон Милленсис, 1619) [ 13 ]
- Одеркварт (Арп Шнитгер, 1678–1682) [ 14 ]
- Юбки (Валентин Ульрих Гроциан, 1694 г.)
- Дорнум (Герхард Холи, 1710–1711)
- Мариенхафе (Герхард Холи, 1710–1713)
- Мелле, Святой Матфей (Гинрих Клаузинг или Иоганн Беренхард Клаузинг, 1713 г.) [ 15 ]
- Сен-Максимен-ла-Сент-Бом (Прованс/Франция), Сент-Мари-Мадлен (Жан Эспри Иснар, 1772–1774) [ 16 ]
- Центр Розы Университета Калгари, Канада (Хендрик Аренд, 2006, соч. 172) [ 17 ]
Расположение
[ редактировать ]Состояние органа на 1985 год показывает первоначальное расположение:
|
|
|
|
- Муфта : скользящая муфта III/II (A)
- 2 Тремуланта (А)
- Цимбельштерн (S)
- Фогельсанг (А)
- примечания
- ^ Jump up to: а б с Деревянный.
- P = предыдущий орган Эдо Эверса (или Андреаса де Маре)
- S = Арп Шнитгер
- A = Юрген Аренд
Технические данные
[ редактировать ]- 46 стопов, 76 рядов трубок, 3110 трубок.
- Ветровая система:
- 3 клиновых сильфона (Аренд)
- 5 обратных клапанов
- Давление ветра: 71,5 мм
- Ветровые ящики (Шнитгер)
- Механизм/Действие (Аренд):
- Клавиатуры (Аренд)
- Ключевое действие: Механическое
- Стоп-действие: Механическое
- Темперамент:
- Модифицированный смысл
- Высота тона: на 5/8 тона выше a1 = 440 Гц.
-
Rückpositiv (слева), Hauptwerk (в центре), педальная башня (справа)
-
Трубки Rückpositiv
-
Деревянные трубки Brustpositiv: Plockfloit и Gedact.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ганс Мартин Бальц (2008): Божественная музыка. Органы в Германии. Штутгарт: Конрад Тайсс. ISBN 978-3-8062-2062-9 . стр. 50–51.
- Корнелиус Х. Эдскес, Харальд Фогель, перевод Джоэла Спирстры (2016). Арп Шнитгер и его работа. Бремен: Издание Фалькенберга. ISBN 978-3-95494-092-9 . стр. 24–27, 152–153.
- Густав Фок (1974): Арп Шнитгер и его школа. Вклад в историю органостроения в прибрежных районах Северного и Балтийского морей. Кассель: Бэренрайтер. ISBN 3-7618-0261-7 . стр. 148–152.
- Вальтер Кауфманн (1968). Органы Восточной Фризии. Аурих: Восточно-Фризский пейзаж. стр. 181–187.
- Рейнхард Руге (2019). Орган Арпа Шнитгера в Люгерикирхе на севере (Восточная Фризия). В: Франц Йозеф Штойбер (ред.). Красивые органы. История здания - звук - дизайн брошюры. Лаабер: Фигаро. ISBN 978-3-946798-17-0 . стр. 202–209.
- Рейнхард Руге, евангелическо-лютеранин Приход Севера (ред.) (1985). Орган Арпа Шнитгера Люджерикирхе Норден 1686–1692, 1981–1985. Север.
- Харальд Фогель, Гюнтер Ладе, Никола Боргер-Кевело (1997). Органы в Нижней Саксонии. Бремен: Хаушильд. ISBN 3-931785-50-5 . стр. 178–181, 353–354.
- Харальд Фогель, Рейнхард Руге, Роберт Ноа, Мартин Строманн (1995). Органный пейзаж Восточная Фризия . Север: Зольтау-Курьер-Север. ISBN 3-928327-19-4 . стр. 27–31, 154.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эдскес, Фогель (2016): Арп Шнитгер и его работа. п. 152.
- ^ Jump up to: а б Фогель, Руге (1995). Органный пейзаж Восточной Фризии. п. 31.
- ^ Руге (1985). Орган Арпа Шнитгера Lugerikirche Norden. п. 11.
- ^ Фогель, Руге (1995). Органный пейзаж Восточной Фризии. п. 28.
- ^ Руге (1985). Орган Арпа Шнитгера Lugerikirche Norden. п. 12.
- ^ Руге (2019). Орган Арпа Шнитгера в Люгерикирхе на севере (Восточная Фризия). п. 208.
- ^ Фогель, Руге (1995). Органный пейзаж Восточной Фризии. п. 29.
- ^ Jump up to: а б Эдскес, Фогель (2016). Арп Шнитгер и его работа. п. 24.
- ^ Эдскес, Фогель (2016). Арп Шнитгер и его работа. п. 153.
- ^ Руге (2019). Орган Арпа Шнитгера в Люгерикирхе на севере (Восточная Фризия). п. 205.
- ^ Руге (2019). Орган Арпа Шнитгера в Люгерикирхе на севере (Восточная Фризия). п. 207.
- ^ Ибо Ортгиес (2016). Неизвестная информация об органах Шнитгера. Заметки, выводы, гипотезы, атрибуции. В: Арс Органи. Том 64, №. 1, с. 24–33, здесь: с. 26.
- ^ Страница Аренда Оргельбау, соч. 1 . Проверено 24 августа 2019 г.
- ^ Стефани Абке, Стефани Кениг (2014). Общее произведение искусства и культурного наследия. Реставрации органов 2002–2014 гг. Ольденбург: Фонд EWE. п. 49 ( онлайн- архивировано 21 декабря 2018 г. на Wayback Machine . Проверено 24 августа 2019 г.).
- ^ Мелле, Святой Матфей . Проверено 24 августа 2019 г.
- ^ Ассоциация друзей базилики Сен-Максимен-ла-Сент-Бом (ред.). (2000). Французский большой орган Жана-Эспри Иснара. Базилика Святой Марии-Мадлен, Сен-Максимен-ла-Сент-Бом, 1772–1774 гг. Экс-ан-Прованс: Эдисуд. ISBN 2-7449-0200-4 .
- ^ Страница Аренда Оргельбау, соч. 172 , Проверено 24 августа 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Органом Св. Людгер в Нордене на Wikimedia Commons
- База данных органов Арпа Шнитгера (немецкий, английский и шведский)
- Паж церкви Норден (немецкий)
- Страница НОМИНА
- Паж Х.-В. Коордес (немецкий)
- Дискография органов Арпа Шнитгера
- Демонстрация органа и его упоров на YouTube Балинта Кароши.
53 ° 35'43,7 "с.ш. 7 ° 12'14,1" в.д. / 53,595472 ° с.ш. 7,203917 ° в.д.