Литография
Часть серии о |
История печати |
---|
Литография (от древнегреческого λίθος ( líthos ) «камень» и γράφω ( graphō ) «писать») [1] — планографический метод печати, первоначально основанный на несмешивании масла и воды. [2] Печать осуществляется с камня ( литографского известняка ) или металлической пластины с гладкой поверхностью. Он был изобретен в 1796 году немецким писателем и актером Алоисом Зенефельдером и первоначально использовался в основном для партитур и карт. [3] [4] Литографию можно использовать для печати текста или изображений на бумаге или другом подходящем материале. [5] Литография — это что-то, напечатанное методом литографии, но этот термин используется только для репродукций изобразительного искусства и некоторых других, в основном старых типов печатной продукции, а не для тех, которые созданы современной коммерческой литографией.
Первоначально изображение, которое нужно было напечатать, наносилось жирным веществом, например, маслом, жиром или воском, на поверхность гладкой и плоской известняковой пластины. Затем камень обрабатывали смесью слабой кислоты и гуммиарабика («травление»), что делало части поверхности камня, не защищенные жиром, более гидрофильными (притягивающими воду). Для печати камень предварительно увлажняли. Вода прилипала только к деталям, обработанным резиной, делая их еще более маслоотталкивающими. Затем были применены чернила на масляной основе, которые прилипали только к исходному рисунку. В конце концов чернила переносились на чистый лист бумаги , создавая напечатанную страницу. Эта традиционная техника до сих пор используется в художественной гравюре. [6]
В современной коммерческой литографии изображение переносится или создается в виде узорчатого полимерного покрытия, нанесенного на гибкую пластиковую или металлическую пластину. [7] Печатные формы, будь то каменные или металлические, могут быть созданы с помощью фотографического процесса, метода, который можно назвать «фотолитографией» (хотя этот термин обычно относится к отдаленно похожему процессу производства микроэлектроники ). [8] [9] Офсетная печать или «офсетная литография» — это разновидность литографии, при которой краска переносится с пластины на бумагу с помощью резиновой пластины или цилиндра, а не путем их прямого контакта. Этот метод сохраняет бумагу сухой и обеспечивает высокую скорость и полностью автоматизированную работу. Она в основном заменила традиционную литографию для печати средних и больших объемов: с 1960-х годов большинство книг и журналов, особенно когда они иллюстрированы в цвете, печатаются офсетной литографией с металлических пластин, созданных фотографией.
Как технология печати литография отличается от глубокой печати (глубокой печати), при которой на пластине гравируют , гравируют или наносят пунктир , чтобы надрезать полости для содержания печатной краски; и гравюра на дереве или высокая печать , при которой чернила наносятся на рельефные поверхности букв или изображений.
Принцип литографии
[ редактировать ]Литография использует простые химические процессы для создания изображения. Например, положительная часть изображения — это водоотталкивающее (« гидрофобное ») вещество, а отрицательное изображение — водоудерживающее («гидрофильное»). Таким образом, когда пластина помещается в совместимую смесь печатной краски и воды, чернила прилипают к позитивному изображению, а вода очищает негативное изображение. Это позволяет использовать плоскую печатную форму, что позволяет выполнять гораздо более длинные и детальные тиражи, чем старые физические методы печати (например, глубокая печать, высокая печать).
Литографию изобрел Алоис Зенефельдер. [1] в Королевстве Бавария в 1796 году. На заре литографии использовался гладкий кусок известняка (отсюда и название «литография»: «литос» ( λιθος ) — древнегреческое слово, означающее «камень»). После нанесения изображения на масляной основе на поверхность наносили раствор гуммиарабика в воде, при этом камедь прилипала только к немасляной поверхности. Во время печати вода прилипала к поверхностям гуммиарабика и отталкивалась маслянистыми деталями, в то время как масляные чернила, используемые для печати, действовали наоборот.
Литография на известняке
[ редактировать ]Литография работает благодаря взаимному отталкиванию масла и воды . Изображение наносится на поверхность печатной формы с помощью носителя на жировой или масляной основе (гидрофобного), такого как восковой мелок , который может быть пигментирован, чтобы сделать рисунок видимым. Доступен широкий спектр носителей на масляной основе, но долговечность изображения на камне зависит от содержания липидов в используемом материале и его способности противостоять воде и кислоте. После нанесения изображения водный раствор гуммиарабика HNO слабо подкисленный азотной кислотой ( ,
3 ) наносится на камень. Функция этого раствора заключается в создании гидрофильного слоя нитрата кальция соли Ca(NO
3 )
2 и гуммиарабик на всех поверхностях, не являющихся изображениями. [1] Раствор смолы проникает в поры камня, полностью окружая исходное изображение гидрофильным слоем, не воспринимающим печатную краску. Используя литографический скипидар , принтер затем удаляет излишки жирного рисунка, но его гидрофобная молекулярная пленка остается прочно связанной с поверхностью камня, отталкивая гуммиарабик и воду, но готовая принять маслянистые чернила. [10] [11]
При печати камень смачивают водой. Вода естественным образом притягивается к слою смолы и соли, созданному кислотной промывкой. печатную краску на основе олифы, такой как льняное масло , и лака, насыщенного пигментом Затем по поверхности наносят . Вода отталкивает жирные чернила, но гидрофобные участки, оставленные исходным материалом для рисования, принимают их. Когда гидрофобное изображение загружается чернилами, камень и бумага пропускаются через пресс, который оказывает равномерное давление на поверхность, перенося чернила на бумагу и с камня. [ нужна ссылка ]
Сенефельдер экспериментировал в начале 19 века с многоцветной литографией; в своей книге 1819 года он предсказал, что этот процесс в конечном итоге будет усовершенствован и использован для воспроизведения картин. [3] Многоцветная печать была представлена новым процессом, разработанным Годфруа Энгельманом (Франция) в 1837 году, известным как хромолитография . [3] Для каждого цвета использовался отдельный камень, и отпечаток проходил через печать отдельно для каждого камня. Основная задача заключалась в том, чтобы изображения были выровнены ( в регистре ). Этот метод пригоден для изображений, состоящих из больших областей плоского цвета, и привел к созданию характерных дизайнов плакатов того периода. [ нужна ссылка ]
«Литография, или печать на мягком камне, в значительной степени заменила гравировку при производстве английских коммерческих карт примерно после 1852 года. Это был быстрый и дешевый процесс, который использовался для печати карт британской армии во время войны на полуострове . коммерческие карты второй половины XIX века были литографированы и непривлекательны, хотя и достаточно точны». [12]
Современный литографический процесс
[ редактировать ]Литография больших объемов используется для изготовления плакатов, карт, книг, газет и упаковки — практически любого гладкого предмета массового производства с печатью и графикой. Большинство книг, да и все типы объемных текстов, печатаются с использованием офсетной литографии. [ нужна ссылка ]
Для офсетной литографии, которая зависит от фотографических процессов, гибкие алюминиевые , полиэфирные , майларовые вместо каменных табличек используются или бумажные печатные формы. Современные печатные формы имеют брашированную или шероховатую текстуру и покрыты светочувствительной эмульсией . Фотонегатив желаемого изображения помещается в контакт с эмульсией и подвергается воздействию ультрафиолетового света . После проявления эмульсия показывает обратную сторону негативного изображения, которая, таким образом, является дубликатом исходного (позитивного) изображения. Изображение на эмульсии пластины также может быть создано путем прямой лазерной визуализации в устройстве CTP ( компьютер-пластина ), известном как устройство для установки пластин. Позитивное изображение — это эмульсия, которая остается после визуализации. Части эмульсии, не имеющие изображения, традиционно удалялись химическим способом, хотя в последнее время стали доступны пластины, не требующие такой обработки. [ нужна ссылка ]
Пластина прикреплена к цилиндру печатной машины. Увлажняющие валики подают воду, которая покрывает пустые участки формы, но отталкивается эмульсией области изображения. Затем с помощью красочных валиков наносятся гидрофобные чернила, которые отталкиваются водой и прилипают только к эмульсии области изображения.
Если бы это изображение было перенесено непосредственно на бумагу, оно создало бы зеркальное изображение, и бумага стала бы слишком влажной. Вместо этого пластина катится по цилиндру, покрытому резиновым покрытием , которое выжимает воду, собирает чернила и переносит их на бумагу с равномерным давлением. Бумага проходит между офсетным цилиндром и цилиндром противодавления или печатным цилиндром, и изображение переносится на бумагу. Поскольку изображение сначала переносится или офсетируется на резиновый офсетный цилиндр, этот метод воспроизведения известен как офсетная литография или офсетная печать . [13]
За прошедшие годы в печатные процессы и печатные машины было внесено множество инноваций и технических усовершенствований, включая разработку печатных машин с несколькими блоками (каждый из которых содержит одну печатную форму), которые могут печатать многоцветные изображения за один проход на обеих сторонах листа, а также прессы, в которых можно разместить непрерывные рулоны ( полотна ) бумаги, известные как рулонные прессы. Еще одним нововведением стала система непрерывного увлажнения, впервые предложенная Дальгреном вместо старого метода (обычного увлажнения), который до сих пор используется на старых прессах, с использованием валков, покрытых моллетоном (тканью), поглощающим воду. Это увеличило контроль потока воды на пластину и позволило улучшить баланс чернил и воды. Последние системы увлажнения включают в себя «дельта-эффект или варио», который замедляет контакт ролика с пластиной, создавая тем самым размашистое движение по чернильному изображению для очистки загрязнений, известных как «засосы».
Эту машину еще называют красочной пирамидой, потому что краска переносится через несколько слоев валиков разного назначения. Быстрые литографические «рулонные» печатные машины обычно используются при производстве газет.
Появление настольных издательских систем позволило легко изменять шрифты и изображения на персональных компьютерах для последующей печати на настольных или коммерческих печатных машинах. Развитие цифровых фотонаборных устройств позволило типографиям производить негативы для изготовления печатных форм непосредственно с цифрового ввода, минуя промежуточный этап фотографирования фактического макета страницы. Развитие цифровых печатных форм в конце 20-го века полностью устранило негативы пленки за счет экспонирования печатных форм непосредственно с цифрового ввода - процесс, известный как печать с компьютера на пластину.
Литография как художественное средство.
[ редактировать ]В первые годы XIX века литография имела лишь ограниченное влияние на гравюру , главным образом потому, что еще предстояло преодолеть технические трудности. Германия была основным центром производства в этот период. Годфруа Энгельманн , который перенес свою печатную машину из Мюлуза в Париж в 1816 году, во многом преуспел в решении технических проблем, и в течение 1820-х годов литография была принята на вооружение такими художниками, как Делакруа и Жерико . После ранних экспериментов, таких как «Образцы полиавтографии» (1803 г.), [14] в котором были экспериментальные работы ряда британских художников, включая Бенджамина Уэста , Генри Фюсели , Джеймса Барри , Томаса Баркера из Бата , Томаса Стотхарда , Генри Ричарда Гревилля , Ричарда Купера , Генри Синглтона и Уильяма Генри Пайна , Лондон также стал центром, и некоторые гравюры Жерико действительно были созданы там. Гойя в Бордо создал свою последнюю серию литографических гравюр — «Быки Бордо» 1828 года. К середине века первоначальный энтузиазм несколько утих в обеих странах, хотя использование литографии все больше отдавалось предпочтение в коммерческих целях, включая гравюры. Домье , опубликованные в газетах. Родольф Бресден и Жан-Франсуа Милле также продолжали практиковать медиум во Франции, а Адольф Менцель — в Германии. В 1862 году издатель Кадар попытался создать портфолио литографий различных художников, которое не увенчалось успехом, но включало несколько гравюр Мане . Возрождение началось в 1870-х годах, особенно во Франции, с такими художниками, как Одилон Редон , Анри Фантен-Латур и Дега создают большую часть своих работ именно в такой манере. Потребность в строго ограниченных тиражах для поддержания цены теперь была осознана, и этот носитель стал более приемлемым. [ нужна ссылка ]
В 1890-х годах цветная литография добилась успеха отчасти благодаря появлению Жюля Шере , известного как отец современного плаката , чьи работы впоследствии вдохновили новое поколение дизайнеров и художников плакатов, в первую очередь Тулуз-Лотрека и бывшего студента. Шере, Жорж де Фёр . К 1900 году как цветная, так и монотонная графика стала общепринятой частью гравюры. [ нужна ссылка ]
В течение 20-го века группа художников, в том числе Брак , Колдер , Шагал , Дюфи , Леже , Матисс , Миро и Пикассо , заново открыли для себя в значительной степени неразвитую художественную форму литографии благодаря студии Mourlot Studios , также известной как Atelier Mourlot , парижской типографии. основана в 1852 году семьей Мурло. Ателье Mourlot изначально специализировалось на печати обоев; но оно преобразилось, когда внук основателя Фернан Мурло пригласил ряд художников 20-го века изучить сложности художественной печати. Мурло призывал художников работать непосредственно с литографическими камнями, чтобы создавать оригинальные произведения искусства, которые затем можно было бы печатать небольшими тиражами под руководством мастеров-печатников. Сочетание современного художника и мастера-печатника привело к созданию литографий, которые использовались в качестве плакатов для продвижения работ художников. [15] [16]
Грант Вуд , Джордж Беллоуз , Альфонс Муха , Макс Кан , Пабло Пикассо , Элеонора Коэн , Джаспер Джонс , Дэвид Хокни , Сьюзан Доротея Уайт и Роберт Раушенберг — вот некоторые из художников, которые создали большую часть своих гравюр в этой технике. М. К. Эшер считается мастером литографии, и многие его гравюры созданы с использованием этого процесса. В большей степени, чем другие методы гравюры, мастера литографии по-прежнему во многом зависят от доступа к хорошим принтерам , и на развитие этой среды большое влияние оказало то, когда и где они были установлены. [ нужна ссылка ] Американская сцена литографии была основана Робертом Блэкберном в Нью-Йорке. [ нужна ссылка ]
В качестве особой формы литографии серилит или сериолитография иногда используется . Серилиты — это оригинальные отпечатки, выполненные в смешанной технике, созданные в процессе, в котором художник использует литографию и сериграфию (трафаретную печать). Репродукции изобразительного искусства этого типа публикуются художниками и издателями по всему миру и широко принимаются и собираются. Разделения обоих процессов нарисованы художником вручную. Техника серилита используется в основном для создания ограниченных печатных изданий изобразительного искусства. [17]
См. также
[ редактировать ]- Блочная печать
- Цветная печать
- Флексография
- Немецкие изобретатели и первооткрыватели
- История графического дизайна
- Линеография
- Список художественных техник
- Литография с использованием ионов МэВ – запись протонным лучом
- Фотохром
- Фотогравюра
- Фотолитография
- Теодор Регенштейнер , изобретатель четырехцветной литографической машины.
- Ротогравюра
- Трафаретная литография
- Стереолитография
- Типография
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Брукс, Фредерик Винсент (1911). Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 16 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 785–789. . В
- ^ Уивер, Питер. (1964) Техника литографии . Лондон: BT Batsford , с. 49.
- ^ Jump up to: а б с Меггс, Филип Б. История графического дизайна. (1998) John Wiley & Sons, Inc., стр. 146, ISBN 0-471-29198-6 .
- ^ Картер, Роб, Бен Дэй, Филип Меггс. Типографский дизайн: форма и коммуникация, третье издание. (2002) John Wiley & Sons, Inc., с. 11.
- ^ Пеннел ER, изд. (1915). Литография и литографы . Лондон: Издательство Т. Фишер Анвин.
- ^ Петерди, Габор Ф. (2021): раздел « Литография » статьи «Эстамп». Британская энциклопедия онлайн. По состоянию на 23 ноября 2021 г.
- ^ Хилл, Джеймс. «Цифровое и фотографическое» . Святой Варнава Пресс.
- ^ Ханнави, Джон. редактор. Энциклопедия фотографии девятнадцатого века: AI, индекс, том 1. Тейлор и Фрэнсис (2008). ISBN 9780415972352 . страница 865.
- ^ Мансурипур, Масуд. Классическая оптика и ее приложения . Издательство Кембриджского университета (2002) ISBN 9780521804998 . страница 416
- ^ AB Hoen , Обсуждение необходимых качеств литографического известняка, с отчетом об испытаниях литографического камня округа Митчелл, Айова, Годовой отчет Геологической службы Айовы, 1902 г. , Де-Мойн, 1903 г.; страницы 339–352.
- ^ Гаскойн, Бамбер (1988). Как распознать отпечатки: полное руководство по ручным и механическим процессам, от гравюры по дереву до струйной печати . Испания: Темза и Гудзон. п. 1с.
- ^ Линам, Эдвард. 1944. Британские карты и картографы. Лондон: У. Коллинз. Страница 46.
- ^ см. диаграмму на сайте compassrose.com.
- ^ Образцы полиавтографий, состоящих из оттисков, снятых с оригинальных рисунков, выполненных на камне специально для данной работы . Лондон: Филипп Андре. 1803.
- ↑ История литографии Пикассо, Матисса, Шагала, Брака, Леже ХХ века в Atelier Mourlot, Французский институт Alliance Française. Архивировано 23 июля 2012 года в Wayback Machine.
- ^ Мурло, Фернан. Плакаты двадцатого века. Wellfleet Press: Секокус, Нью-Джерси, 1989 г.
- ^ «Что такое Серилит?» . Архивировано из оригинала 9 ноября 2007 года . Проверено 2 ноября 2007 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- О литографии
- Твайман, Майкл. Ранние литографированные книги . Пиннер, Миддлсекс: Ассоциация частных библиотек , 1990 г.
- Информация Музея современного искусства о технике печати и примеры гравюр.
- Изобретение литографии , Алоис Зенефельдер (англ. пер. 1911 г.) (факсимиле с возможностью поиска в библиотеках Университета Джорджии; DjVu и многослойный формат PDF)
- Сайт Тео Де Смедта, автора книги «Что такое литография»
- Обширная информация о Оноре Домье, его жизни и творчестве, включая все его литографии.
- Цифровой каталог работ на 4000 литографий и 1000 гравюр на дереве.
- Детальное рассмотрение процессов создания типичной научной литографической иллюстрации XIX века.
- Голландский музей литографии
- Делакруа Литографии Фауста в Центре искусств Дэвисона Уэслианского университета
- Краткий исторический обзор литографии . Библиотека Университета Делавэра. Включает цитаты из книг XIX века с использованием ранних литографических иллюстраций.
- Филадельфия на камне: первые пятьдесят лет коммерческой литографии в Филадельфии . Библиотечная компания Филадельфии. Содержит исторический обзор коммерческой торговли в Филадельфии и ссылки на биографический словарь более 500 филадельфийских литографов и каталог из более чем 1300 литографий, документирующих Филадельфию.
- Гравюры и люди: социальная история печатных изображений , каталог выставки из Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы по литографии.
- Чешский автор литографии