Jump to content

Керидвен

(Перенаправлено с Керридвен )
Керидвен ( Кристофера Уильямса 1910)

Керидвен или Керридвен (англ. произносится [kërˈɪdwen] Ke-RID-wen ) — волшебница из валлийской средневековой легенды . Она была матерью отвратительного сына Мордфрана и прекрасной дочери Крейрви . Ее мужем был Тегид Фоэл , и они жили недалеко от озера Бала ( Ллин Тегид ) на севере Уэльса . Средневековая валлийская поэзия описывает ее как обладательницу котла поэтического вдохновения ( Авен ), а «Сказка о Талиесине» повествует о том, как она проглотила своего слугу Гвиона Баха, который затем возродился через нее как поэт Талиесин . считают Керидвен Многие современные язычники кельтской богиней возрождения, трансформации и вдохновения.

Этимология

[ редактировать ]

Марджед Хейкок каталогизирует различные формы имени в ранних текстах. [ 1 ] и менее подробно в ее издании стихотворений Талиесина. [ 2 ] В основном они встречаются в рукописях, датированных XIII веком, хотя они, конечно, могут использовать более ранние формы или адаптации более ранних форм XIII века. В Черной книге Кармартена упоминается « Кирридвен ». В Пениарте 3 дается « Кирритуэн », в «Книге Талиесина» по-разному упоминаются « Керитуэн », « Керритуэн » и « Керритвен », а в Красной книге Хергеста дается « Кертуэн ». Таким образом, «-fen» является наиболее распространенным окончанием (мутировавшая форма архаичного « ben »: «женщина»). Варианты форм «фен», «уэн» и «вен» возникли из-за различных практик писцов в написании звука в современной букве «в», как и буква «в», которая также иногда использовалась для этого. звук, [ 3 ] из-за чего последний слог путают с « вэнь » как видоизмененной формой имени Гвен (справедливая, благословенная), обычного окончания валлийских имен. Итак, « Керидвен » — это современная валлийская форма имени. Точно так же разница между начальной согласной «C» и «K» явно является просто вопросом разных правил написания для обозначения твердого звука «c». Но следующая гласная «у» или «е» вполне может представлять собой сдвиг в фактическом произношении гласного звука. [ 4 ] Айвор Уильямсшир [ 5 ] утверждал, что « Цирридфен » — это, скорее всего, первоначальная форма от « cwrr » (согнутый, угловатый), то есть «женщина с искривленной спиной», соответствующая стереотипу о ведьме. Марджед Хейкок принимает слово « бен », но сомневается в первом слоге как «цир», предлагая другие возможные альтернативы, которые могут относиться к « криню » (тряска или дрожь) или « краид » (страстный, яростный, властный), но также отмечает свою дочь Creirwy, где первый слог представляет собой форму « credu » (вера), и поэтому, по аналогии, имя ее матери как Credidfen будет означать «женщина, в которую можно верить», в результате чего имена матери и дочери образуют пару.

В самых ранних стихах подчеркивается, что она хранит котел авен и, таким образом, является источником поэтического вдохновения. Куэлин Фард (1100–1130) говорил о том, что его вдохновляла ее муза, в то время как Синделв Придидд Маур (1155–1200) признавал ее источником своего искусства, а Придидд-и-Мох в начале 13 века особо упоминает котел Киридфена как источник дара авен . Эти и другие упоминания известных бардов дополняют многочисленные упоминания неизвестных бардов в « Книге Талиесина» . [ 6 ]

Эта история впервые засвидетельствована в рукописи шестнадцатого века, написанной Элис Граффид, которая утверждала, что в то время она была широко известна в Уэльсе как в письменных, так и в устных версиях. [ 7 ] История рассказывает, что сын Керидвен, Морфран (которого также звали Афагдду ), был ужасно уродлив – особенно по сравнению с его прекрасной сестрой Крейрви – поэтому Керидвен стремилась сделать его мудрым в качестве компенсации. Она приготовила в своем волшебном котле зелье , дарующее дар мудрости и поэтического вдохновения, также называемый Авен .

Смесь пришлось варить год и сутки. Она поручила Морде, слепому, следить за огнем под котлом, а Гвион Бах мальчик помешивал смесь. Первые три капли жидкости из этого зелья дали мудрость; остальное было смертельным ядом. Три горячие капли упали на большой палец Гвиона, когда он шевелился, и обожгли его. Он инстинктивно сунул большой палец в рот и обрел мудрость и знания, которые Керидвен предназначала своему сыну. Понимая, что Керидвен рассердится, Гвион сбежал. Керидвен преследовала его. Используя силу зелья, он превратился в зайца. Она стала борзой. Он стал рыбой и прыгнул в реку. Она превратилась в выдру. Он превратился в птицу; она стала ястребом. Наконец он превратился в одно кукурузное зерно. Затем она стала курицей и, будучи богиней (или волшебницей, в зависимости от версии сказки), без труда нашла и съела его. Но из-за зелья он не был уничтожен. Когда Керидвен забеременела, она знала, что это Гвион, и решила убить ребенка, когда он родится. Однако, когда он родился, он был настолько красив, что она не смогла этого сделать. Вместо этого она бросила его в океан, зашив в кожаную сумку (или поместив в коракул , в зависимости от истории). Ребенок не умер, но был спасен на валлийском берегу – недалеко от Абердифи, согласно большинству версий сказки – принцем по имени Элффин ап Гвиддно ; возродившийся младенец вырос и стал легендарным бардом Талиесином .

Более поздние интерпретации

[ редактировать ]

Было высказано предположение, что Керидвен впервые появилась как простая волшебница в « Сказании о Талиесине» . Его самый ранний сохранившийся текст датируется серединой 16 века, но, по словам Хаттона, судя по языку, он представляет собой сочинение 9-го века. Ссылки на Керидвен и ее котел, найденные в работах Гогинфейрдда или Поэтов принцев XII века (таких как Синдделв Бридидд Маур ), он, таким образом, считает более поздними производными произведениями. В них, по мнению Хаттона, Керидвен превращается из волшебницы в богиню поэзии. Ссылаясь на этот и пару других примеров, Хаттон предполагает, что Гогинфейрдд по существу создал новую мифологию, не отражающую более раннее язычество. [ 8 ] Тем не менее, ссылки на котел Керидвен ( пара Керидвен ) также можно найти в некоторых ранних мифологических стихотворениях, приписываемых легендарному Талиесину в « Книге Талиесина» . [ 9 ]

Викторианский поэт Томас Лав Пикок также написал стихотворение под названием « Котел Керидвен» . [ 10 ] Более поздние авторы идентифицировали ее как изначально языческую богиню, размышляя о ее роли в предполагаемом кельтском пантеоне. Джон Рис в 1878 году сослался на теорию Солнечного мифа Макса Мюллера, согласно которой «Гвенвифар и Керидвен - богини рассвета». [ 11 ] Чарльз Исаак Элтон в 1882 году назвал ее «белой феей». [ 12 ] Позже Роберт Грейвс вписал ее в свою концепцию Тройной Богини , в которой она интерпретировалась как форма разрушительной стороны богини. [ 13 ] В Викке Керидвен — богиня перемен, возрождения и трансформации, а ее котел символизирует знание и вдохновение. [ 14 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Маргарет Хейкок «Стул Керидвен» в Cyfoet y Textun 148-> (University of Wales Press, 2003)
  2. ^ Легендарные стихи из Книги Талиесина (CMCS, 2007),
  3. ^ Д. Саймон Эванс Грамматика средневаллийского языка (Дублин, 1964)
  4. ^ Марджет Хейкок «Стул Керидвен», Cyfoet y Textun 148-> (University of Wales Press, 2003)
  5. ^ Ифор Уильямс Сказка о Талиесине (University of Wales Press, 1957)
  6. ^ Марджед Хейкок, Легендарные стихи из Книги Талиесина (CMCS, 2007)
  7. ^ Патрик К. Форд История Талиесин (University of Wales Press, 1992) - стандартный валлийский текст с надежным переводом того же автора в его «Мабиноги и другие средневековые валлийские сказки» (University of California Press, 1977).
  8. ^ Рональд Хаттон, Языческие религии древних Британских островов: их природа и наследие , Blackwell Publishing, 1993, стр. 323
  9. ^ Дж. Гвеногврин Эванс (ред.), Книга Талиесина (Лланбедрог, 1910), 33.10; 27.13–14; 33.10.
  10. ^ Томас Лав Пикок, Работы Томаса Лава Пикока: включая его романы, стихи, беглые произведения, критику , Р. Бентли и сын, 1875, стр. 113.
  11. ^ Джон Рис, Лекции по валлийской филологии , Трюбнер, 1879, с. 305
  12. ^ Чарльз Исаак Элтон, Истоки английской истории , Б. Куоритч, 1882, стр.253.
  13. ^ Рональд Хаттон, Триумф Луны: История современного языческого колдовства , Oxford University Press, 2001, стр. 192.
  14. ^ «Керидвен: Хранительница Котла» . Архивировано из оригинала 11 февраля 2009 г. Проверено 14 марта 2008 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 74d4263b4ddadb8573db409b02e61ebf__1697076420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/74/bf/74d4263b4ddadb8573db409b02e61ebf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ceridwen - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)