Jump to content

История Бухары

История Бухары насчитывает тысячелетия . Происхождение его жителей восходит к периоду арийской иммиграции в регион. [ 1 ] Самому городу, ныне столице Бухарской области ( вилоята ) Узбекистана , около двух с половиной тысяч лет. Расположенный на Шелковом пути , город издавна был центром торговли, науки, культуры и религии. В период Золотого века ислама , при правлении Саманидов , Бухара стала интеллектуальным центром исламского мира . В средние века Бухара служила столицей Бухарского ханства и была местом рождения имама Бухари .

ЮНЕСКО внесла исторический центр Бухары с многочисленными мечетями и медресе в список Всемирного наследия .

Бухара функционировала как один из главных центров персидской цивилизации с ее первых дней в VI веке до нашей эры. Архитектурные и археологические памятники города составляют один из столпов истории и искусства Центральной Азии. [ нужна ссылка ] Бухарская область издавна входила в состав Персидской империи .

Происхождение в легендах

[ редактировать ]

Согласно иранской эпической поэме « Шахнаме» , город был основан царем Сиавашем , сыном шаха Кая Кавуса , одного из мифических иранских царей династии Пишдак (Пишдадиан) . Он сказал, что хотел создать этот город из-за его многочисленных рек, жарких земель и его расположения на Шелковом пути. Согласно легенде, мачеха Судабе обвинила Сиаваша в том, что он соблазнил ее и даже пытался ее насиловать. Чтобы проверить свою невиновность, он подвергся испытанию огнем . Выйдя невредимым из пламени, он переправился через реку Окс (ныне Амударья ) в Туран . царь Самаркандский Афрасиаб вассальное отдал свою дочь Ферганизу ( перс . فرنگيس Фарангис ) за Сиаваша, а в дальнейшем пожаловал ему царство в Бухарском оазисе . Там он построил Ковчег или Арг (по-персидски «цитадель») и окружающий его город. Несколько лет спустя Сиаваша обвинили в заговоре с целью свергнуть тестя и стать королем объединенного Ирана и Турана. Афрасиаб поверил этому и приказал казнить Сиаваша перед Фарангисом, а голову Сиаваша похоронил под воротами торговцев сеном. В отместку король Кай Кавус послал Ростам , легендарный супергерой, нападает на Туран. Ростам убил Афрасиаба и забрал Фарангиса и сына Сиаваша, Кея Хосрова , обратно в Персию.

Происхождение в археологии

[ редактировать ]

Официально город был основан в 500 г. до н.э. на территории, ныне называемой Арк. Однако Бухарский оазис был заселен задолго до этого. Русский археолог Е.Е. Кузьмина связывает культуру Заман-баба. [ 2 ] [ а ] найден в Бухарском оазисе в третьем тысячелетии до нашей эры до распространения индоариев по Средней Азии. [ 3 ] С 3000 г. до н.э. развитая культура бронзового века, называемая культурой Сапалли, процветала в таких местах, как Варахша, Вардан, Пайкенд и Рамитан. В 1500 г. до н.э. сочетание факторов — засуха климата, технология производства железа и прибытие арийских кочевников — вызвало переселение населения в оазис из отдаленных районов. Вместе и сапаллы, и арийцы жили в деревнях по берегам густого озера и заболоченной местности в Зеравшанском фане ( река Зеравшан (Зарафшан) перестала впадать в Окс). К 1000 г. до н.э. обе группы слились в отдельную культуру. Около 700 г. до н. э. эта новая культура, названная согдийской , процветала в городах-государствах Зеравшанской долины. К этому времени озеро заилилось и было построено три небольших укреплённых поселения. К 500 г. до н.э. эти поселения срослись и были окружены стеной, так родилась Бухара. [ нужна ссылка ]

Персидские империи и Бактрийское царство

[ редактировать ]
Золотая 20- статовая монета греко-бактрийского царя Евкратида I (170–145 гг. до н. э.), крупнейшая золотая монета, когда-либо отчеканенная в древности.

Бухара вошла в историю в 500 г. до н.э. как вассальное государство или сатрапия. [ нужна ссылка ] в Персидской империи. Позже оно перешло в руки Александра Македонского , эллинистической империи Селевкидов , греко-бактрийцев и Кушанской империи . В это время Бухара функционировала как культовый центр поклонения Анахите и связанного с ней храмового хозяйства. Примерно раз в лунный цикл жители Зеравшанского фаса меняли своих старых идолов богини на новые. Торговый фестиваль проходил перед храмом Мох . Этот праздник имел важное значение для обеспечения плодородия земель, от которых зависели все жители дельты. В результате торговых фестивалей Бухара стала центром торговли. золотая 20- статовая монета греко-бактрийского царя Евкратида I (170-145 гг. до н. э.), самая крупная золотая монета, когда-либо отчеканенная в древности, весом 169,2 грамма В Бухаре найдена . Позже он был приобретен Наполеоном III ( Кабинет медалей , Париж ). [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]

Согдиана, гунны и Тюркский каганат

[ редактировать ]

ускорилась Торговля на Шелковом пути после того, как династия Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.) оттеснила северные племена, чтобы обезопасить этот ключевой торговый путь. [ 7 ] Тогда и без того процветающий город Бухара стал логичным выбором для рынка. Сама торговля шелком способствовала быстрому росту города, который закончился около 350 г. н.э. [ нужна ссылка ] После падения Кушанской империи Бухара перешла в руки племен Хуа из монгольских степей и вступила в крутой упадок. Однако в V веке произошел беспрецедентный рост городских и сельских поселений по всему оазису. Примерно в это же время вся территория оазиса была окружена стеной длиной более 400 км. [ 8 ]

Между 563-567 годами тюрки Тюркского каганата разгромили эфталитов в битве под Бухарой ​​и Бухара попала в зависимость от Тюркского каганата. [ 9 ]

Сведения о правлении тюрков в этнополитической истории Согда- Согдианы? согдийский? [ нужны разъяснения ] датируется 580-ми годами. В 585-586 годах в Бухаре произошло Абруйское восстание, которое было подавлено тюркским князем Иль Арсланом. После этого владельцем Бухарского оазиса был утвержден тюркский правитель Ян Сухтегин. После него Бухарой ​​в 589-603 гг. правил его сын Нили. Тогда правил его сын Баса-тегин (603-604). [ 10 ]

До арабского вторжения Бухара была оплотом последователей двух преследуемых религиозных движений в Сасанидской империи : манихейства и несторианского христианства . В Бухаре и ее окрестностях было обнаружено множество монет с христианскими символами, такими как кресты, датируемые примерно концом седьмого или началом восьмого века. Ученые предположили, что из-за большого количества монет христианство могло быть официальной религией правящей касты. В Бухаре найдено больше монет с крестами, чем где-либо еще в Средней Азии. [ 11 ]

Когда исламские армии прибыли в 650 году, они обнаружили многоэтническое, многорелигиозное и децентрализованное собрание народов, которым правил Бухар Худах («Лорды Бухары»), который также контролировал богатый торговый центр Пайканда . [ 12 ] [ 13 ] Тем не менее, спустя столетие многие подданные Халифата не приняли ислам, а сохранили прежнюю религию. [ 12 ] Отсутствие какой-либо центральной власти означало, что, хотя арабы могли легко одержать победу в битве или набегах, они никогда не могли удержать территорию в Центральной Азии. Фактически Бухара, наряду с другими городами Согдийской федерации, играла Халифат против династии Тан . Арабы по-настоящему завоевали Бухару только после битвы при Таласе в 751 году. Ислам постепенно стал доминирующей религией в это время и остается доминирующей религией по сей день.

Ранняя исламская эпоха

[ редактировать ]

Мухаммад ибн Джафар Наршахи в своей «Истории Бухары» (завершенной на арабском языке в 943-44 годах, переведенной на английский язык в 1954 году Ричардом Н. Фраем ) утверждает:

В Бухаре был базар Маха. Дважды в год на один день проводилась ярмарка. В день ярмарки люди продавали и покупали идолов. Эта практика продажи идолов продолжалась даже после исламского завоевания. Сообщалось, что ежедневно на идолов обменивалось более 50 000 дирхамов. Когда Мухаммад ибн Джафар Наршахи посетил это место, он был удивлен тем, что это разрешено. Он спросил шейхов Бухары, и они сказали, что, поскольку жители Бухары в древние времена были идолопоклонниками, им разрешено это делать. [ 14 ]

Жители Бухары приняли мусульманство, но каждый раз после ухода мусульман отступали от вероотступничества. Кутайба ибн Муслим трижды обращал их в ислам, но они отступились и стали неверными. В четвертый раз, когда он начал войну, он захватил город и установил там ислам после больших трудностей ... Кутайба ибн Муслим построил большую мечеть внутри цитадели в 94/712-3 году. На этом месте (ранее) был храм. [ 15 ]

В течение столетия после битвы при Таласе ислам медленно укоренялся в Бухаре. В 892 году Бухара стала столицей империи Саманидов , что привело к возрождению иранского языка и культуры после периода арабского господства. Находясь под контролем Саманидов, Бухара была соперником Багдада в своей славе. [ 16 ] Ученые отмечают, что Саманиды возродили персидский язык в большей степени, чем Буиды и Саффариды покровительствовать арабскому языку . , продолжая при этом в значительной степени [ 16 ] Тем не менее, в известном указе власти Саманидов заявили, что «здесь, в этом регионе, язык персидский , а цари этого царства — персидские цари». [ 16 ]

В период золотого века Саманидов Бухара стала интеллектуальным центром исламского мира. Многие выдающиеся учёные жили и работали в Бухаре. Бухара была крупным центром работорговли во времена империи Саманидов, когда работорговля Саманидов была основным доходом государства. [ 17 ]

В 999 году Саманиды были свергнуты тюркской династией Караханидов .

Бухара в периоды Караханидов и Хорезмшахов

[ редактировать ]

В 1005 году Бухара вошла в состав тюркского государства Караханидов. Караханидский правитель Арслан-хан приказал построить один из самых красивых минаретов исламского мира — Минора-и Калон .

Минарет Арслан-хана Минорай Калон в 1909 году.

В XI — первой трети XII веков караханидские правители перестроили в Бухаре ряд построек. Шамс аль-Мульк Наср б. Ибрагим (1068-1080) восстановил сгоревшую соборную мечеть с минаретом между крепостью и шахристаном, заложил под Бухарой, за южными воротами Ибрагима, большой Шамсабадский сад с великолепными постройками. [ 18 ]

выдающийся поэт и учёный Омар Хайям В караханидское время по приглашению караханидского правителя Шамса аль-Мулька некоторое время работал в Бухаре . Позже Караханид Кадыр-хан Джабраил б. Тогрыл-тегин Умар (умер в 1102 г.) перестроил медресе Кулартакин в районе Аттаранских базаров и был похоронен в нем.

Китайская династия Сун наняла мусульманских наемников из Бухары для борьбы с кочевниками-киданями . 5300 мусульман из Бухары призвал В 1070 году император Сун Шэньцзун переехать в Китай , чтобы помочь в борьбе с империей Ляо на северо-востоке и заселить территории, опустошенные боями. Император нанял этих людей в качестве наемников в свою кампанию против империи Ляо. Позже эти люди были расселены между сунской столицей Кайфэном и Яньчином (современный Пекин ). Провинции севера и северо-востока были заселены в 1080 году, когда в Китай были приглашены еще 10 000 мусульман. [ 19 ] Их возглавил эмир Бухары Сайид « Софей-эр » по-китайски. Его называют «Отцом» китайского ислама. Ислам был назван китайцами Тан и Сун как Даши фа («закон арабов»). [ 20 ] Он дал исламу новое имя Хуэйхуэй Цзяо («Религия Хуэйхуэй»). [ 21 ]

В начале 13 века он был захвачен Хорезмским Мухаммедом II (1200–1220).

Монгол был

[ редактировать ]

Бухара входила в состав царства Хорезм-шахов , которые навлекли на себя гнев монголов , убив их посла, а в 1220 году город был сровнен с землей Чингисханом .

В 1220 году Чингисхан осаждал Бухару пятнадцать дней. [ 22 ] По словам Джувайни , после того как Чингисхан взял Бухару, «он лишь один раз удовлетворился грабежами и резней и не дошел до всеобщей резни», как он это сделал в Хорасане , хотя большая часть города сгорела. Он выбрал умеренный путь между милосердием и наказанием, потому что население с готовностью подчинилось, а гарнизон в цитадели сопротивлялся. Хотя он пощадил большинство взрослых, Чингисхан убил 30 000 турок-кангли, которые были «выше рукоятки кнута» из-за их лояльности султану Мухаммеду, а затем призвал на службу всех оставшихся трудоспособных мужчин.

В то же время, когда монголы привлекли мусульман из Средней Азии в качестве администраторов в самом Китае , монголы послали хань и киданей из самого Китая, чтобы они служили администраторами над мусульманским населением в Бухаре. Монголы использовали иноземцев, чтобы ограничить власть местных народов обеих земель. [ 23 ] Монголы переселили ханьцев в районы Центральной Азии, такие как Беш-Балык, Алмалык и Самарканд, где они работали ремесленниками и фермерами. [ 24 ] Даосский китайский мастер Цю Чуджи путешествовал через Узбекистан, чтобы встретиться с Чингисханом в Афганистане.

После смерти Чингисхана Бухарой ​​правили его сын Чагатай и его потомки вплоть до появления Тимура . Позже Бухара вошла в состав царства Хорезм-шахов , навлекших на себя гнев монголов убийством своего посла, а в 1220 году город был сровнен с землей Чингисханом . Город медленно восстанавливался и первоначально входил в состав Чагатайского ханства , а затем Империи Тимуридов . Ибн Хавкаль дает подробный отчет об основных каналах, которые, начиная с левого берега реки Согд, орошали Бухару и сады на равнине вокруг города. [ 25 ]

Когда примерно в 1333 году марокканский путешественник Ибн Баттута проезжал через этот регион, город еще не оправился от разграбления татарскими армиями. Он обнаружил, что «его мечети, колледжи и базары находятся в руинах», и сообщил, что «сегодня здесь нет ни одного человека, который обладал бы каким-либо религиозным образованием или проявлял бы какое-либо стремление к его приобретению». [ 26 ]

Бухарское ханство

[ редактировать ]
Медресе Мири Араб, 1532 г., Бухара.

Это было феодальное государство в XVI–XVIII веках. Такое название он получил, когда столица государства Шейбанидов (1506–1598) была перенесена в Бухару. Наибольшего размаха и влияния он достиг при последнем правителе Шейбанидов Абдулле-хане II (годы правления 1577–1598). В 1740 году его завоевал Надир-шах . После его смерти, в 1747 году, ханством управляли потомки узбекского эмира Худаяра би через пост премьер-министра аталика . В 1785 году его потомок Шах Мурад официально оформил династическое правление семьи ( Мангитская династия), и ханство стало Бухарским эмиратом . [ 27 ]

Бухарский эмират (1785–1920)

[ редактировать ]
Алим-хан (1880–1944), последний эмир Бухары, свергнутый в 1920 году.

Бухара сыграла роль в Большой игре между Российской и Британской империями. Чарльз Стоддарт и Артур Конолли были заключены там эмиром в тюрьму, сначала брошены в яму с паразитами на несколько месяцев, а затем обезглавлены возле Цитадели . [ 28 ] Джозеф Вольф , известный как Эксцентричный миссионер, избежал подобной участи, когда пришел искать их в 1845 году. [ 29 ] Со временем он стал колониальным приобретением Российской империи.

Большая синагога Бухары. 1901—1906 гг.

В XIX веке Бухара продолжала играть значительную роль в культурной и религиозной жизни региона. Французский востоковед Жан Жак Пьер Демезон посетил город под видом мусульманского купца в 1834 году. [ 30 ] На протяжении нескольких столетий города Бухары и Хивы были известны как крупные центры работорговли, а работорговля в Бухаре , наряду с соседней работорговлей в Хиве , называлась «рабовладельческими столицами мира». [ 31 ]

Последним эмиром Бухары был Мухаммад Алим-хан (1880–1944). Транскаспийская железная дорога была проложена через город в конце 19 века. Ближайшая станция находится в Кагане , в дюжине миль отсюда, но эмир построил частную ветку до самой Бухары.

Русская революция и позже

[ редактировать ]
Войска Красной Армии входят в старую Бухару после осады города.

Бухарская Народная Советская Республика существовала с 1920 по 1924 год, когда город вошел в состав Узбекской ССР . Фицрой Маклин , тогда молодой дипломат посольства Великобритании в Москве, тайно посетил Бухару в 1938 году, осматривая достопримечательности и ночуя в парках. В своих мемуарах «Восточные подходы » он назвал его «волшебным городом» со зданиями, которые могли соперничать с «лучшей архитектурой итальянского Возрождения ». [ 29 ] Во второй половине 20-го века война в Афганистане и Гражданская война в Таджикистане привели персоязычных беженцев в Бухару и Самарканд. После интеграции в местное таджикское население эти города сталкиваются с движением за присоединение к Таджикистану , с которым у городов нет общей границы. [ 32 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Культура Заман-Баба была культурой раннего бронзового века, демонстрировавшей ранние этапы производственной экономики в степных регионах Средней Азии. Это предшественник андроновской культуры . [ 2 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Сравнивать: Харин, Н.Г. (2011). Деградация растительности в Центральной Азии под воздействием деятельности человека . Springer Science & Business Media. п. 50. ISBN  9789401004251 . Проверено 3 сентября 2015 г. По запискам китайского путешественника Джен Кяна (126 г. до н. э.), степная часть Туркестана была заселена кочевым тюркскими племенами. Оседлые арийские племена жили в долинах Зеравшана, Чирчика и Ангрена.
  2. ^ Перейти обратно: а б «Заман-баба». Большая советская энциклопедия .
  3. ^ Кузьмина, Елена Ефимовна (2008). Майр, Виктор Х. (ред.). Предыстория Шелкового пути Издательство Пенсильванского университета. стр. 100-1 97–98. ISBN  9780812240412 . Проверено 12 сентября 2009 г.
  4. ^ Бернар, Пол (1998). «Евкратид, имя двух греко-бактрийских царей» . Энциклопедия Ираника . Проверено 22 сентября 2009 г.
  5. ^ Холт, Фрэнк Л. (май – июнь 1994 г.). «История в серебре и золоте» . Саудовская Арамко Мир . Том. 45, нет. 3. Сервисная компания Aramco. Архивировано из оригинала 5 января 2010 года . Проверено 22 сентября 2009 г.
  6. ^ Мёркхольм, Отто (1991). Грирсон, Филип; Вестермарк, Улла (ред.). Ранняя эллинистическая чеканка: от воцарения Александра до Апамейского мира (336-188 гг. до н.э.) . Издательство Кембриджского университета. п. 181. ИСБН  0-521-39504-6 .
  7. ^ Хоган, К. Майкл. Бернэм, Энди (ред.). «Шелковый путь, Северный Китай» . Мегалитический портал . Проверено 11 сентября 2009 г.
  8. ^ Старк, Сёрен. «Археологические исследования вокруг «Длинной стены» Бухары» . Институт изучения древнего мира . Нью-Йоркский университет . Проверено 10 мая 2014 г.
  9. ^ Gumilev L. N., Drevniye tyurki. M., 1967,s.74,142
  10. ^ Gumilev L. N., Drevniye tyurki. M., 1967,s.74,142
  11. ^ Диккенс, Марк (2001). «Несторианское христианство в Центральной Азии» (PDF) . Оксус Коммуникейшнс . Проверено 23 сентября 2009 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б Иегошуа, Френкель (2006). «Бухара». В Мери, Йозеф В. (ред.). Средневековая исламская цивилизация: Энциклопедия . Тейлор и Фрэнсис. стр. 121–122. ISBN  0-415-96691-4 .
  13. ^ Хойланд, Роберт Г. (2014). На пути Бога: арабские завоевания и создание исламской империи . Издательство Оксфордского университета. п. 120. ИСБН  9780190209650 . Проверено 12 декабря 2015 г.
  14. ^ Наршахи 1954 , стр. 20–21
  15. ^ Наршахи 1954 , стр. 47–48. Подробный анализ кампаний Кутайбы против Бухары между 706 и 709 годами нашей эры см. Сорен Старк, «Арабское завоевание Бухары: пересмотр Кутайбы б. Мусульманских кампаний 87-90 годов хиджры / 706-709 годов нашей эры», в DerИслам 95/2 (2018). ), стр. 367-400.
  16. ^ Перейти обратно: а б с Дэниел, Элтон Л. (2000). История Ирана . Гринвуд Пресс. п. 74 . ISBN  0-313-30731-8 . Проверено 11 сентября 2009 г. исбн: 0313307318.
  17. ^ Ганглер, А., Гаубе, Х., Петруччиоли, А. (2004). Бухара, Восточный купол ислама: городское развитие, городское пространство, архитектура и население. Германия: Ред. Аксель Менгес. стр. 39
  18. ^ Nemtseva N. B. Rabat-i Malik, XI — nachalo XVIII vv.: arkheologicheskiye issledovaniya. — Tashkent: Frantsuzskiy Institut Issledovaniy Tsentral'noy Azii, 2009.
  19. ^ Израильский 2002 , с. 283: "В период Сун (Сун) (Северная Сун, 960-1127, Южная Сун, 1127-1279) мы вновь слышим в китайских анналах о мусульманских наемниках. В 1070 году император Сун Шэнь-цзун (Шэньцзун) пригласил группу из 5300 молодых арабов под руководством эмира Сайида Софей-эра (это имя упоминается в китайском источнике) из Бухары поселиться в Китае. Эта группа помогла императору в его войне с вновь созданными властями. Империя Ляо (Кидань) на северо-востоке Китая Шэнь-цзун дала принцу почетный титул, а его людям было предложено поселиться в опустошенных войной ( sic ) районах северо-восточного Китая между Кайфэном, столицей династии Сун, и Яньчином (так в оригинале). Яньцзин) (сегодняшний Пекин или Пекин), чтобы создать буферную зону между более слабыми китайцами и агрессивным Ляо. Говорят, что в 1080 году в Китай прибыла еще одна группа из более чем 10 000 арабских мужчин и женщин верхом на лошадях, чтобы присоединиться к Со-. Фей-эр расселились во всех провинциях севера и северо-востока, главным образом в Шаньдуне (Шаньдун), Хэнани (Хунань), Аньхуэй (Аньхой), Хубэй (Хубэй), Шаньси. (Шаньси) и Шэньси (Шэньси). . Со-фей-эр был не только лидером мусульман в своей провинции, но и приобрел репутацию основателя и «отца» мусульманской общины в Китае. Сайид Софей-эр обнаружил, что Аравия и ислам были...»
  20. ^ Израильский 2002 , с. 283: Таши или Даши — это китайский перевод Тази — имени, которое персы использовали для арабов.
  21. ^ Израильский 2002 , с. 284: «китайцы Тан и Сун ошибочно назвали Та-ши куо (Даши го) («земля арабов») или Та-ши фа (Даши фа) («религия или закон ислама») Оно произошло от древнего китайского названия Аравии, Та-ши (Даши), которое осталось неизменным даже после великих событий в исламской истории, произошедших с того времени. подчиниться и вернуться к Аллаху), чтобы заменить Даши фа, а затем заменить Даши Го на Хуэй Хуэй Го (исламское государство). Это по-китайски Хуэй Хуэй Цзяо было преимущественно принято исламскими китайцами, хиранами, монголами и тюрками. Китайские пограничные земли появились еще до конца одиннадцатого века».
  22. ^ Уокер, Стивен (23 июля 2015 г.). «Чингисхан и Монгольская империя – тормоз ислама» . История мира . Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 года . Проверено 5 декабря 2015 г.
  23. ^ Бьюэлл, Пол Д. (1979). «Китайско-киданьское управление в Монгольской Бухаре». Журнал истории Азии . 13 (2). Харрасовиц Верлаг: 137–8. JSTOR   41930343 .
  24. ^ Биран, Михал (2005). Империя Кара-Китая в евразийской истории: между Китаем и исламским миром . Издательство Кембриджского университета. п. 96. ИСБН  9780521842266 . Проверено 9 ноября 2015 г.
  25. ^ Ле Стрэндж, Гай (1905). Земли Восточного Халифата . Издательство Кембриджского университета. стр. 461-2 . ISBN  9781107600140 .
  26. ^ Баттута, Ибн (1971). Дефремери, К.; Сангинетти, БР (ред.). Путешествия Ибн Батуты, 1325–1354 гг. Н.э. (Том 3) . Перевод Гибба, HAR Лондон: Общество Хаклюйта. стр. 550–551. ISBN  0521010330 .
  27. ^ Соучек, Сват (2000). История Внутренней Азии . Издательство Кембриджского университета. п. 180 . ISBN  0521657040 .
  28. ^ Хопкирк, Питер (2006). Большая игра: На секретной службе в Высокой Азии (изд. Kindle). Джон Мюррей. АСИН   B00GW4WEPW . Адрес Kindle 4381.
  29. ^ Перейти обратно: а б Маклин, Фицрой (1949). «10: Бухара Благородная». Восточные подходы .
  30. ^ Пужоль, Катрин (1994). «Демезон, Жан-Жак-Пьер» . Энциклопедия Ираника . Проверено 12 сентября 2009 г.
  31. ^ Майерс, К. (2016). Первый английский исследователь: жизнь Энтони Дженкинсона (1529–1611) и его приключения на пути на Восток. Storbritannien: Матадор. п. 121
  32. ^ Сенгупта, Анита (2003). Формирование узбекского национального государства: исследование переходного периода . Лексингтонские книги. стр. 256–257. ISBN  073910618X .

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f0177e8cd6346f627588a06f8ba161dd__1720034880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f0/dd/f0177e8cd6346f627588a06f8ba161dd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of Bukhara - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)