Баджо Пивлянин
Баджо Пивлянин | |
---|---|
![]() Фрагмент картины «Нижний Пивлянин убивает турка » (1878 г.) | |
Имя при рождении | Драгойло Николич [а] |
Рожденный | в. 1630 г. Пиво , Санджак Герцеговинский (ныне Черногория) |
Умер | 7 мая 1685 г. (ок. 55 лет) Вртиелька, недалеко от Цетинье , Княжество-Епископство Черногории. |
Верность | ![]() |
Лет службы | 1656–85 |
Классифицировать | |
Битвы/войны |
Баджо Пивлянин ( сербская кириллица : Баджо Пивлянин ок. 1630 - 7 мая 1685), урожденный Драгойло Николич ( сербская кириллица : Драгойло Николич ), был черногорским и сербским гайдуком. [б] Полководец в основном действовал на османских территориях Герцеговины и Южной Далмации . Родившийся в Пиве , сербском герцеговинском племени, которое в то время входило в состав Османской империи , он был торговцем волами, который предположительно покинул свою деревню после того, как испытал османскую несправедливость. Упоминаемый в 1654 году как разбойник во время венецианско-османской войны , он поступил на службу Венецианской республике в 1656 году. Гайдуки использовались для защиты венецианской Далмации . низкого ранга В течение следующего десятилетия он оставался хайдуком , участвуя в некоторых заметных операциях, таких как набег на Требинье . Между 1665 и 1668 годами он быстро поднялся по служебной лестнице до уровня харамбаша («лидера бандитов»). После войны, закончившейся неблагоприятно для венецианцев, гайдуки были выселены из своего пристанища в Которском заливе под давлением Османской империи. Между 1671 и 1684 годами Пивлянин вместе с другими гайдуками и их семьями был беженцем в Далмации. После возобновления конфликта его вернули в Которский залив и назначили ответственным за защиту границы; в 1685 году он и его отряд пали в битве против наступающего османского губернатора Скутари . Считающийся одним из самых выдающихся гайдуков своего времени, он восхваляется в сербской эпической поэзии .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Драгойло Николич по прозвищу Байо Пивлянин, [а] родился около 1630 года в Пиве (современная северо-западная Черногория ), в то время входившей в состав османского Санджака Герцеговины . По устному преданию он родился в деревне Рудинице (в Плужине ), при этом существуют две версии, к какой семье он принадлежал. Согласно одной традиции, из романа Косты Радовича «Вртиелька» (1922), он родился в деревне Рудинице (ныне Плужине ) в Пиве в семье своего отца Николы и матери Ружи из братства Руджичей . [ 1 ] Радович утверждает, что родился 22 мая 1622 года. [ 1 ] хотя предполагается, что он родился в ок. 1630. [ 2 ] Его крестный отец, монах Иванович, назвал его Драгойло , а прозвище Баджо (происходит от baja , «змея», распространенное прозвище в Пиве, которое, как считалось, защищало детей от зла). [ 3 ] ) подарил ему дедушка Симо. [ 1 ] Эту версию также упомянул Благоевич, который заявил, что Байо Пивлянин принадлежал к семье Николичей в Горне Рудинице, происходящей от старого братства Руджича . [ 4 ] Братство Рудичей из Рудинице, которое позже расселилось в других местах, является одним из двух генеалогических древ в Пиве, от которых произошли многие пиванские семьи. [ 5 ]
По словам священника Тома Лешевича (1897 г.), [ 6 ] Баджо был сыном Йована Ивановича и матерью братства Тадича ; [ 1 ] принадлежащий братству Ивановичей в Доне Рудинице, в месте, названном в их честь. [ 6 ] Эта семья, как и многие другие семьи Пивы, либо ушла, либо была поглощена другими семьями. [ 7 ] В деревне Ивановичи в Доне Рудинице была кула (дом-башня), принадлежавшая Пивлянину; этот дом-башня и деревенская церковь были позже разрушены османами после того, как его действия стали широко известны. [ 1 ] Пивлянин был торговцем волами, обычным занятием в 17-18 веках. и часто экспортировал через рынок Рисан, став весьма богатым. [ 8 ]
По эпической поэме «Сашта Пивлянин Баё ода у ускоке», собранной Вуком Караджичем , написанной в форме исповедального монолога Пивлянина, [ 9 ] он покинул Пиву и стал хайдуком (бандитом) после того, как убил Асана-агу Копчича, османского лидера в Дробняцах, который напал на него. [ 10 ] Вместе с лимузином «Лимун» Срдановичем из Дробняци, еще одним торговцем, которого он встретил в начале Критской войны, он возглавил отряд из 30 гайдуков. [ 8 ]

Народная традиция гласит, что Баджо сначала покинул Пиву и перебрался в Дробняци , а затем из Дробняци в Морачу . Первоначально Баджо был помолвлен с Милицей, дочерью местного князя Богдана Паповича из Казанчи . Однако недавно назначенный паша Гацко оказал давление на Богдана , чтобы тот передал ему дочь. Паша, родом из Тепавчевича, был взят через Девширме , исламизирован, получил образование и служил в Константинополе и Травнике . Они договорились о встрече, на которой Милица должна была разорвать помолвку и выбрать Пашу вместо Баджо. Баджо, готовившийся к свадьбе, пришел на встречу и, расспросив девушку о ее выборе, попросил вернуть ему кольцо. Милица передала его ему, и в этот момент Баджо убил ее, а также Пашу и двух его телохранителей. Кнез Богдан укрылся в своем доме, который Баджо сжег вместе с мечетью, возведенной недавно пашой, убив при этом вместе со своими сородичами и конюхами всех османов, служивших паше. Это действие вынудило его покинуть свое племя, потеряв все свое богатство, и переехать в Дробнячи, где он планировал затаиться на определенное время. Там он представился как Спасое Соколович и устроился на работу сотрудником князя Томича. Поскольку это был скашивая часть года, , Хасан-Ага Копчич приказал всем местным князьям отправить ему свою рабочую силу в Буковицу. Баджо был среди этих людей, и однажды во время работы он сломал лезвие косилки. Взяв передышку, чтобы это исправить, он разозлил агу , который начал бить его кнутом . Затем Баджо обезглавил его фиксированным клинком, взял его лошадь и оружие и побежал в Морачу, которая в то время была гнездом гайдука и самым непокорным из всех горных племен Черногории по отношению к османам. [ 11 ] Баджо жил в Мораче несколько лет, его подвиги этого периода (такие как убийство Хафиз-бея, спасение его сестры Елы от мусульманских мародеров и защита его двоюродного брата Секулы от богатой и тщеславной семьи Пейовичей) сохранились в коллективной памяти населения Северная Черногория. Морача была разрушена османами где-то в конце 1640-х годов, после чего Баджо укрылся на территориях, контролируемых Венецией.
Критская война
[ редактировать ]
Гайдуки, которые были подданными Османской империи, были завербованы Венецианской республикой в качестве партизанских отрядов для сотрудничества в защите венецианско-османской границы в Далмации во время Критской войны (1645–1669 гг.) . Они перешли на территорию Венеции, откуда совершили набеги на земли, контролируемые Османской империей. [ 12 ]
Пивлянин впервые упоминается в 1654 году как один из 1500 гайдуков, действовавших на территории Венеции. Во время Критской войны он в основном сражался в южных частях Далмации и Герцеговины. [ 13 ] где население было преимущественно антиосманским. [ 14 ] Пивлянин был близким другом и любимцем сербского православного митрополита (епископа) Василия (Василия) Йовановича во время войны. [с] Считается, что он начал организовывать свою собственную группу в ок. 1655 ; Согласно эпической поэме, Пивлянин, Цветко Властелинович и Дурко Капетанович основали банду, действовавшую в Герцеговине. [ 8 ]
Банды гайдуков провели одну из своих самых успешных операций в Герцеговине в марте 1655 года, совершив набег на Требинье , захватив множество рабов и унеся значительную добычу. [ 15 ] Этим рейдом командовал Терзич из Никшича , и он покинул Герцеговину через Цавтат (часть Республики Рагуза ). [ 15 ] Набеги привели к конфликту между Рагузой и беями Нови во главе с Омер-бегом Бегзадичем , чьи деревни пострадали больше всего. [ 15 ] В феврале 1656 года банды гайдуков прорвались через Риеку Дубровачку в Герцеговину и вернулись с новой добычей. [ 15 ] В этом же году Пивлянин начал работать на венецианцев. [ 12 ] После поражения при Мораче в 1649 г. и строительства османами крепости Колашин (1647–1651 гг.) венецианцы остановили наступательные операции. [ 14 ] С 1655 по 1657 год османы совершили несколько нападений на венецианскую территорию вокруг Грбаля . [ 14 ] Главным центром хайдуков стал Пераст в Которском заливе , который они использовали в качестве базы для набегов на территорию Османской империи. [ 12 ] К 1658 году гайдуки овладели Герцеговиной до такой степени, что «наложили налоги на все деревни по направлению к Гацко ». [ 15 ] Налоги собирались группами по 10–12 гайдуков, а непослушание наказывалось. [ 15 ] Пивлянин и его гайдуки действовали также в Попово и Румынии . [ 15 ] Беженцев из Османской Герцеговины с радостью приняли в Венецианскую республику. [ 15 ] По словам историка Любо Михича, наиболее выдающимися гайдуками этого периода были Пивлянин и Стево Попович. [ 15 ]

Пивлянин быстро поднялся в рядах гайдуков; в 1664 и 1665 годах в документах Рагузы он упоминался просто как «Байо хайдук», но к 1666 году он упоминался как «булюбаша» (капитан), а к 1668 году - как «виши (высший) харамбаша» (лидер бандитов). [ 16 ]
Тактика Пивлянина включала быстрые рейды и разрушение мостов при отступлении. [ 17 ] Например, каменный мост на Таре в Шипле был разрушен после того, как его банда совершила набег на Колашин . [ 17 ] В 1664 году Пивлянин упоминается как командующий гайдуками, действовавший в Республике Рагуза . [ 17 ] В начале августа 1664 г. вожди гайдуков Стево и Никола Поповичи, Вукосав Пухаловичи , Пивлянин, Диете, Чауш и другие уничтожили торговый караван на границе с Рагузой и взяли 150 грузов очень дорогих товаров; Армянские купцы, которым принадлежал товар, пожаловались дожу Венеции . [ 18 ] Венецианское правительство предостерегло гайдуков от дальнейших провокаций со стороны османов, опасаясь новых нападений со стороны Сохраба Мехмед-паши , санджак-бея Герцеговины. [ 18 ] Примерно в В 1665 году Пивлянин потерпел крупное поражение от османов у деревни Грдевичи , потеряв большую часть своего отряда и будучи вынужден покинуть свой родной регион. [ 17 ] Сто пятьдесят лет спустя повстанцы на Таре использовали это событие, среди прочего, как оправдание восстания. [ 17 ] В начале мая 1666 года Пивлянин совершил набег у берегов Колочепа на рагузский корабль , направлявшийся с товарами в Венецию , выгрузив восемь повозок воска и освободив захваченных купцов, среди которых было четверо турок, в обмен на высокую плату и письменное свидетельство. заявление о том, что воск и деньги были переданы ему добровольно. [ 16 ] Рагузанцы утверждали, что во время набега Пивлянин кричал, что провведитор (губернатор округа) венецианской Далмации приказал ему брать все, что ему попадется, как на море, так и на суше. [ 16 ] Пять дней спустя Пивлянин совершил набег на большой и необычайно богатый караван, перевозивший венецианские товары через территорию Османской империи. [ 16 ] В сентябре 1666 года Пивлянин и Мато Негошевич напали на османский караван в Москве, а затем отступили в Банджани . [ 19 ]
25 марта 1669 года Пивлянин, живший в Столиве (недалеко от Котора), был записан в Которе как признавший долг в размере 62,5 реала (40 грошей — 1 реал ) перед Джероламо Казальери. [ 20 ] В начале апреля 1669 года Пивлянин и Пухалович подняли и разграбили Герцеговину и отступили в сторону Шипана . [ 21 ] По легенде, он сжег мечеть в Невесинье и еще одну в Почительном . [ 22 ] записал сведения о Антрополог Евто Дедиер том, что несколько мусульманских семей покинули свои дома после жестокого обращения со стороны Пивлянина; Шеховичи покинули Корьеничи и переехали на юг Герцеговины после того, как он и Лимун сожгли свой дом; [ 23 ] Кайтаз и Рорич покинули Невесинье и переехали в Мостар . [ 24 ] и большое количество семей Сливли покинули свои дома. [ 25 ] Война закончилась победой Османской империи в 1669 году, когда Венеция была вынуждена отказаться от всей территории, захваченной ускоками и гайдуками во время войны, и только Клис стал новым венецианским владением. [ 26 ] Акт об установлении венецианско-османской границы был подписан 30 октября 1671 года. [ 26 ]
Межвоенный период
[ редактировать ]После войны юго-восточные венецианские владения (Которский залив) оказались в запустении. [ 26 ] Война, голод и частые эпидемии привели к сокращению населения. [ 26 ] Как только мир был подписан, ускоки и гайдуки стали неприятностью для Венеции; До тех пор пограничники, защищавшие Далмацию и Которский залив от османского вторжения, теперь были потенциальной причиной новых конфликтов с османами, которых Венеция хотела избежать. [ 26 ] Гайдуки привыкли жить за счет военной добычи, поэтому им было тяжело справляться с мирным временем. [ 26 ] Генерал -провведитор Антонио Приули , очень благосклонно относившийся к пограничникам, вызвал в Задар лидеров ускоков и гайдуков, чтобы обсудить пути «создания условий для нормальной жизни». [ 26 ]
В декабре 1669 года Антонио Приули привез из Пераста в Венецию лидеров гайдуков, в том числе Байо Пивлянина, Груицу Жеравицу , Вукосава Пухаловича и Булюбашу Милошевича. [ 26 ] Ранее, в июне, венецианский проведитор распорядился об увольнении «вождей, охраняющих Котор », первых троих упомянутых, и включил их в список солдат, имеющих право на зарплату и хлеб. [ 26 ] Особо подчеркнута храбрость и самопожертвование Пивлянина Венецианской республике. [ 26 ] Четыре лидера спросили дожа, можно ли предоставить гайдукам Врану в Равни-Котари или Рисан в Которском заливе в качестве округа для их поселения, а также льготы, уже предоставленные Паштровичам , Грбалю и Перасту, среди прочего, из-за тот факт, что «число гайдуков, бежавших в район Пераста в 1654 г., возросло до 1500, из них 500 были боеспособны, и теперь, в мирное время, их средства к существованию оказались под угрозой». [ 27 ] Окончательно вопрос был решен через несколько месяцев с приходом Антонио Барбаро в качестве нового генерального проведитора . [ 28 ]
В 1670 году Барбаро решил, что гайдукам будет разрешено поселиться в Рисане и ряде соседних деревень. Вскоре после принятия решения гайдуки и приграничные османы вступили в конфликт, в результате которого османы понесли многочисленные жертвы. Затем османское правительство потребовало, чтобы венецианский чиновник ( байло ) в Константинополе вывез гайдуков из Рисана. [ 28 ] Венецианское правительство решило переместить гайдуков Которского залива в Истрию на северном побережье Адриатического моря. Колонизация началась в мае 1671 года, когда венецианский капитан, отвечавший за Истрию, был проинформирован о предстоящем прибытии 1300 гайдуков. [ 29 ] К началу июня 1671 года все гайдуки из Рисана были перевезены морем в Истрию. [ 28 ] Истрия обезлюдела из-за эпидемий и Ускокской войны (1615–1618 гг.); и поэтому имело смысл переселить гайдуков, чтобы устранить пограничные столкновения между гайдуками и османами, которые нарушали мир между Венецией и Османской империей. Венецианцы также хотели вновь заселить Истрию, поэтому венецианский сенат принял решение переселить туда гайдуков. [ 29 ] Барбаро гарантировал гайдукам налоговые льготы и ассигнования, назначение четырех судей для разрешения их споров, а также выделение скота и сельскохозяйственных инструментов. [ 29 ] Помимо Пульштины на юге Истрии, гайдуки запросили землю на карсте Бузет . [ 29 ] Трения между гайдуками и венецианцами были очевидны в переговорах между лидерами гайдуков и капитаном Лунардо Мерчеллой; Поскольку значительная часть обещанных льгот не была получена, четыре представителя гайдуков - Никола Попович, Булюбаша Милошевич, Пивлянин и Петар Бабич - обратились непосредственно к дожу Венеции с просьбой утвердить главы Барбаро . Барбаро успокоил гайдуков, урегулировав их статус. [ 30 ] Венецианское правительство первоначально стремилось рассеять гайдуков через венецианско-османскую границу, чтобы предотвратить конфликт с другими венецианскими подданными, но они временно поселились в Пуле в Истрии. [ 30 ]
Летом 1671 года малярии , приведшая к дополнительным осложнениям. разразилась эпидемия [ 30 ] Эпидемия оказалась разрушительной для многих семей гайдуков, поскольку местные жители были более устойчивы к малярии; таким образом, часть поселенцев перебралась в Лижнян и Премантуру , а другие уехали, чтобы вернуться в Далмацию. [ 30 ] Пивлянин и Негошевич жили в Премантуре. [ 31 ] В 1673 г. Пивлянин и его последователи насчитывали 34 двора, из которых 18 жили в городах; 8 в Премантуре ( Промонторе ), 8 в Мутворане ( Моморано ) и один в Перое ( Перой ); его последователями насчитывалось в общей сложности 157 человек: 89 взрослых и 68 несовершеннолетних, 75 мужчин и 82 женщины. [ 32 ]
Финансовая помощь и стимулы не принесли гайдукам ожидаемых результатов, поскольку они не желали селиться на отведенных им землях. [ 30 ] Между гайдуками и местными жителями Пульштины возникли конфликты, сопровождавшиеся похищениями людей, нападениями гайдуков на рыбаков и лодки, а также убийствами из мести. [ 30 ] Гайдуки были в ярости и не могли справиться с истрийским климатом. [ 28 ] Многие из них переехали в Сень , где Ускоки все еще действовали. [ 28 ] В это время Пивлянин и Негошевич были наиболее активными в перемещении гайдуков в Габсбургскую монархию и отправились в Карловац для переговоров. [ 28 ] Некоторые гайдуки самостоятельно вернулись в Которский залив, где проведитор Которский посадил некоторых на галеры, некоторых заключил в тюрьму в Клисе , а некоторых сослал, убив других, используя в качестве предлога старые убеждения. [ 28 ] Когда Харамбаша Негошевич подвергся преследованиям, гайдуки снова отправили Пивлянина в Венецию в качестве своего посланника. [ 28 ] В своем обращении к дожу Венеции от 27 марта 1673 года Пивлянин просил прекратить преследование гайдуков, заявив, что все они были помилованы по амнистии, объявленной Барбаро. [ 28 ] Просьба была частично удовлетворена, и некоторые гайдуки были освобождены. [ 28 ]
Пивлянин, Йово Сикимич и Негошевич поселились в Задаре в 1674 году, где они «вступили в контакт с сербскими лидерами [Равни] котари ускоков (повстанцев)», [ 28 ] но многие гайдуки остались в Истрии. [ 28 ] В течение 1675 года проблемы в Истрии уменьшились, и к следующему году, когда все больше гайдуков покинули этот район, дальнейших записей о гайдуках в Истрии не осталось. [ 30 ] Находясь в Задаре, Пивлянин подружился со Стояном Янковичем , ветераном гайдука из Равни Котари, который действовал в Далмации во время Критской войны. [ 33 ] 17 января 1675 года брат Пивлянина Дмитрий женился на Ане ( Анне Джаковичи , также называемой Анкой). [ 33 ] и Джанья [ 34 ] [ 35 ] ), сестра Стояна Янковича. [ 28 ] В письме венецианскому правительству от 3 декабря 1675 года Пивлянин предложил получить и удерживать товары Омера Мустафы Чехаича, которые были частью спора с Вучичем Каичем, и предложил Стояна Янковича в качестве гаранта. [ 36 ] 5 февраля 1676 года в православном приходе было зарегистрировано рождение сына Пивлянина Симеона от его жены Манды. [ 37 ] По словам историка М. Ячова, жена Пивлянина была еще одной сестрой Стояна Янковича. [ 38 ] Крестной матерью сына Пивлянина Симеона была жена Мато Негошевича Ана. [ 39 ] Младший сын Дмитрия Никола был крещен 1 октября 1677 года. [ 40 ] 3 мая 1680 г. проведитор Г. Корнаро запретил некоторым венецианским подданным причинять вред лугу в Суховаре, арендованном Пивляниным у турок. [ 41 ] 9 января 1680 года жена Дмитрия Ана упала и сломала шею, ей на момент смерти было 25 лет. [ 35 ]
После поражения Османской империи в битве при Вене (11–12 сентября 1683 г.) жители Равни Котари и Книнской Краины собрались под предводительством брата Стояна Илии Янковича и напали на османов. [ 33 ] К группе присоединились Пивлянин и его брат. [ 33 ] Венецианцы, чтобы избежать войны, в октябре отозвали Стояна Янковича в Венецию, успокоив Илию, которого описывают как очень беспокойного и неуправляемого человека. [ 33 ] Далматинский провведитор Лоренцо Дона послал к гайдукам полковника Ивана Радоша, чтобы тот их успокоил и вернул домой. [ 42 ] 10 ноября 1683 года Радош сообщил Дону, что он встретился с Пивляниным, Видом Калиничем и Андрией Гилимом в Кула Атлагиче , которые попросили его передать их просьбу о прощении губернатору , а затем вызвал Илию Янковича и Йована Баляка. [ 42 ] Все они пообещали следовать приказу Доны и прекратить враждебность против османов. [ 42 ] Когда гайдуки успокоились – к этому времени большая часть северной Далмации оказалась в их руках – в декабре венецианцы вернули Стоян Равни Котари. [ 33 ] В письме от 8 декабря 1683 года провведитор Дона простил Пивлянину дезертирство, приказал вернуть его в список кавалерийских отрядов, в которых он состоял, и вернул ему заработную плату за прошедшее время. [ 43 ]
Венеция заключила союз с Австрией и весной 1684 года объявила войну османам. [ 33 ] Когда начались военные действия, [ 44 ] Пивлянин снова находился на активной венецианской службе и наконец вернулся в Которский залив. [ 45 ]
Морейская война
[ редактировать ]Вернуться в сервис
[ редактировать ]В период с января по конец апреля 1684 года Венецианская республика приняла в качестве поселенцев на венецианско-османской границе 4200 семей, в том числе 20 000 воинов. Венецианцы предоставили им продовольствие и 1800 винтовок, а их лидеры получали ежемесячное жалованье. Семьи были расселены на территории Задара и Шибеника , а также вокруг Клиса . [ 46 ] Пивлянин и его брат Дмитрий служили в кавалерийских отрядах в Задаре, пока Антонио Зено, исключительный проведитор Котора, не потребовал отправить их на службу в Которский залив. Это было одобрено Лоренцо Дона , проведитором Далмации, 12 апреля 1684 года. [ 47 ] В сентябре 1684 года Пивлянин был зарегистрирован как побывавший со своим отрядом в Герцег-Нови , а в октябре — в районе Ливно . [ 48 ] Венецианский сенат поблагодарил Пивлянина и Йована Сикимича за их победу при Езеро и одобрил решение Зенона наградить их медалями и блестками 12 октября 1684 года. [ 49 ] Марино Микель, венецианский комиссар , описывая состояние венецианской кавалерии в Далмации 26 января 1685 года, подчеркнул, что Стоян Янкович и Пивлянин получали зарплату кавалерийских солдат благодаря своим заслугам и по милости государства, без необходимости эффективно служить как солдаты. [ 49 ] В марте 1685 года Пивлянин сообщил венецианскому чрезвычайному провведитору о действиях своей шайки на территории Рагузской республики ; его отряд насчитывал 130 бойцов и имел трех харамбаша : Михо Колумбара; Милош Лепирич; и Божо Лучич. [ 50 ] В феврале они захватили караван с пшеницей в Жупчах , угнали немного скота и сожгли деревню Главска , напали на Цавтат и вернулись в Требине . [ 51 ]
Битва при Вертиельке
[ редактировать ]Сулейман, османский санджак-бей Скутари, сообщил черногорскому народу, что «из-за их отношений с морлахами (венецианскими нерегулярными войсками) и хайдуками» он истребит их всех. [ 52 ] Историография разделилась во мнениях относительно того, действительно ли черногорцы предали гайдуков в последовавшей битве; [ 53 ] некоторые полагают, что во избежание возмездия черногорцы пообещали главе Пивлянина, [ 52 ] затем предал гайдуков на поле боя. [ 53 ] Османские войска под командованием Сулеймана подошли к Цетинье мая 1685 года эти две силы встретились на холме Вртиелька , и 7 . [ 54 ]
Силы Хайдука состояли из ок. 1200 бойцов, в том числе черногорцы, Майняни и Приморцы , под командованием суперинтенданта Бошковича Харамбаша Пивлянина губернатора Грбаля и . [ 55 ] Крупные османские силы переправились через Морачу и направились в сторону Цетинье. [ 55 ] Гайдуки несли военный флаг с венецианской символикой. [ 53 ] Гайдуки потерпели поражение от османов, а Пивлянин погиб в бою. [ 53 ] Сулейман приказал отправить голову Пивлянина османскому султану Мехмеду IV в качестве большого военного трофея . [ 54 ] О важности битвы свидетельствует тот факт, что головы Пивлянина и его гайдуков украшали вестибюль сераля в Сулейман был возведен в сан паши . Константинополе, а после победы [ 56 ] Отрубленные головы были доставлены в Константинополь как доказательство выполнения задачи и триумфального поражения врага. [ 57 ] Такому обращению подвергались только головы достойных, более выдающихся преступников с известными именами и деятельностью. [ 57 ] В других случаях головы гайдуков помещали на городских частоколах или на столбах у дороги или перекрестка. [ 57 ] Тот факт, что вместе с головой Пивлянина в Константинополь было отправлено еще несколько голов гайдуков, можно в первую очередь объяснить тем, что османы хотели наглядно продемонстрировать поражение заметного движения, которое принесло им много горя. [ 57 ] Известие о битве было записано в Риме 27 мая 1685 года следующим образом: «два отважных лидера, один по имени Баджо, друг капитана Янко, а другой, капитан Вукович Арбанас, погибли»; источник утверждает, что поражение произошло из-за предательства черногорцев в бою. [ 53 ]
Последствия
[ редактировать ]
Важность Пивлянина очевидна в оценке Антонио Дзено: «после смерти харамбаша Баджо граница осталась без лидеров, способных контролировать банды гайдуков». [ 56 ] Утверждается, что Пивлянин был похоронен возле церкви Влах в Цетинье. [ 58 ] В 1685 году брат Пивлянина Дмитрий от имени вдовы Пивлянина и двух сыновей потребовал, чтобы зарплата Пивлянина была переведена одному из сыновей. В запросе подчеркивалось, что Пивлянин покинул свой дом в Герцеговине, чтобы сражаться за Венецианскую республику, для которой он имел большую ценность как боец. [ 59 ]
20 сентября 1689 года было решено принять его брата Димитрия и двух сыновей в венецианскую кавалерию. Упомянув Пивлянина как «проявившего себя достойным», нанесшего «ущерб туркам» и получившего «много полученных ран», было принято решение реализовать ранее запланированный план по принятию сыновей Пивлянина в кавалерию. [ 60 ] Когда Пивлянин умер, его брат Дмитрий, который «несколько раз доказывал свою праведность и верность», и два его зрелых сына, Вук и Сима (Симеун [ 34 ] ), были приняты в отряд Солимана в Герцег-Нови , «таким образом, каждый из них получал жалованье солдата в кавалерии». [ 61 ]
Наследие
[ редактировать ]О его жизни написано множество эпических поэм и рассказов. [ 44 ] Митрополит Петр II Петрович-Негош включил хвалебную речь ему в «Горный венок» (1847). [ 62 ] Сербский православный священник и историк Иларион Руварац (1832–1905) назвал его «славным рыцарем». [ 63 ]
деревня Баёво Поле («Поле Баджо») была названа в честь Баджо Пивлянина, после того как он убил на поле своего первого турка. Говорят, что [ 64 ] Поэт Вукашин Гагович использовал псевдоним Байо Пивлянин. [ 65 ] югославский партизанский батальон. Его именем назван [ 66 ] Его именем названы улицы в городах и поселках бывшей Югославии. [д] а также черногорский футзальный клуб KMF Bajo Pivljanin .
Есть несколько братств и семей, которые заявляют о своем происхождении или родстве с ним или его братьями. Байовичи, имеющие славу (покровитель дня) Св. Николая, десятки домов в Безуйе и один дом в их первоначальной деревне Рудинице (1971 г.), имеют несколько версий своего происхождения: первая состоит в том, что они происходят от брат Баджо Пивлянина; второй - от жителя деревни по имени Чепур, который завладел поместьем Байо Пивлянина после отъезда семьи; в-третьих, что байовичи, которых до 1887 года действительно называли чепури, происходят от ветви генеалогического древа, включающей также врачей и таушани, тесно связанных с гаговичами, в соответствии с их славами . общими [ 67 ] На основании предполагаемой связи с Пивлянином король Никола I принял члена Джорджию Байовича в офицерскую школу. [ 67 ] Когда С. Томич проводил полевые исследования в Пиве в 1912–13 и 1924 гг., [ 68 ] однако он записал байовичей, которых называли Чепури в Горне Рудинице с двумя домами, как выходцев из Байово Поле и прямых потомков Байо Николича Пивлянина. [ 69 ] Тем временем Томич записал четыре [ 70 ] или шесть [ 71 ] дома Байовичи в Безуе, принадлежавшие братству Врачари, происходящему от братства Гаговичи. [ 70 ]
Другие семьи, заявляющие о своем происхождении от его племянников, проживают в Старой Рашке и Шумадии в Сербии. [ 72 ] Ходила легенда, что Пивлянин наложил проклятие на свою семью после того, как семь его братьев и двоюродных братьев отказались присоединиться к нему в гайдуках. [ 72 ] Братство Марковичи в Люляци , Сербия, со славой святого Иоанна, обосновалось в первой половине 18 века, происходящее от одного из детей Пивлянина. [ 73 ] [ 72 ] Братство Баича в Таково со славой Святого Георгия , насчитывавшее в 1960 году 30 дворов, также претендует на свое происхождение от него. [ 74 ]
Эпическая поэзия
[ редактировать ]Критская война считается «эпическим периодом сербской истории». [ 75 ] Вук Караджич (1787–1864), сербский филолог и лингвист, записал несколько стихотворений с упоминанием Пивлянина, которые он опубликовал в своих фольклорных сборниках. [ 76 ] [ 77 ] Стихи входят в так называемый «эпический цикл Гайдука». [ 78 ]
- Баджо Пивлянин и прошу Любовича («Байо Пивлянин и Бей Любович», самое известное стихотворение о нем, повествующее о его победе в дуэли с Любович-беем в Невесине и убийстве предавшего его Мато Негошевича).
- Šta čini osveta («Что делает месть»), рассказывая о том, как Баджо и Лимун оправданно помогают Ташо Николичу из Васоевичи отомстить за предательство, совершенное его зятем князем Иванишем.
- Sa šta Pivljanin Bajo ode u uskok («Почему Пивлянин Баджо стал ускоком», рассказывая о раннем эпизоде своей жизни, когда он убил Хасана-Агу Копчича).
- Баджо Пивлянин и Але Новлянин («Байо Пивлянин и Але из Нови », та же тема, что и «Байо Пивлянин и Паша Загорский», но с другими персонажами).
- Пивлянин Баджо и Ферат капетан («Баджо Пивлянин и капитан Ферхат», Баджо возвращает отару овец, похищенных мусульманским капитаном Ферхатом где-то в районе горы Голия, потеряв при этом одного из своих лучших людей).
- Баджо Пивлянин и Марич Алайбег
- Баджо Пивлянин и паша од Загорье («Байо Пивлянин и Паша Загорья», рассказывает, как Баджо и Лимун напали на свадьбу Хаджии Ризванбеговича из Рисана в Корите за то, что они обманули их и убили его невесту, дочь Ченгич-паши Загорья , в Другая версия песни известна как Rišnjanjin Hadžija i Limun the trader (« Хаджия из Рисана и Лимуна-торговца»).
- Хамза Миятович и Пивлянин Баджо («Хамза Миятович и Пивлянин Баджо»)
- Зулум без Бахи
- Занидба Грбличич («Свадьба Зане Грбичича»)
- Битва при Вертиельке
- До трех дверей

Аннотации
[ редактировать ]- ^ В итальянских (венецианских) документах его имя преимущественно пишется «Байо Николич» (Байо Николич). В документах его часто называли «Карамбассаа Байо» (Харамбаша Баджо, Баджо Харамбаша), а после 1683 года - просто «Байо» (Байо). Лишь однажды встречается неофициальный «Байо Пьюглианин» (Bajo Pivljanin), [ 79 ] в то время как «Николо да Пива» встречается как альтернативное имя ( Карамбасса Байо Николич, ранее Николо да Пива ). [ 80 ] В историографии он известен как «Баджо Пивлянин» (Байо из Пивы, Баджо Пиван). Его настоящее имя было Драгойло, а Николич - отчество. [ 1 ] В сербской эпической поэзии его также называют «Соко Баджо» (Бахо Сокол).
- ^ В Османской империи термин хайдук использовался для обозначения балканских бандитов, разбойников, а у южных славян – для бандитов, защищавших христиан от османского гнета. В 17 веке эта концепция прочно утвердилась на Османских Балканах и была связана с повышением налогов, победами христиан над османами и общим снижением безопасности. Банды Хайдука насчитывали преимущественно 100 человек каждая, с четкой иерархией под руководством одного лидера. Они преследовали представителей Османской империи и богатых людей, в основном мусульман, с целью грабежа или наказания репрессивных османов или мести. [ 81 ]
- ^ Баджо Пивлянин был близким другом и любимцем сербского православного митрополита Василия (Василия) Йовановича . [ 82 ] Баджо часто посещал монастырь Острог , который Василий основал и в котором жил, - убежище для гайдуков. [ 82 ] [ 83 ] [ 14 ] Известно, что Василий очень помог Баджо и его группе. [ 84 ] Баджо часто приезжал в район Никшича и после грабежей удалился в монастырь. [ 84 ] Василий несколько раз обращался за помощью к папам во время и после Критской войны по поводу репрессий Османской империи против населения. [ 85 ] Эта пара сыграла важную роль в защите сербов от османской жестокости в тот период и считалась сербскими героями. [ 14 ] святым Василий (ум. 1671) был провозглашен Сербской Православной Церковью . [ 83 ]
- ^
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Лекович 2007 , с. 248.
- ^ Паунович 1998 , с. 173.
- ^ Радович-Тешич, М. (2006), «По прозвищу или имени Баё», сербский язык – Studie Srpska I Slovenske , 11 (1–2): 167–172
- ^ Благоевич 1971 , с. 415.
- ^ Благоевич 1971 , стр. 434.
- ^ Перейти обратно: а б Благоевич 1971 , стр. 430.
- ^ Благоевич 1971 , с. 429.
- ^ Перейти обратно: а б с Лекович 2007 , с. 249.
- ^ Бойович 2008 , с. 140.
- ^ Караджич, Вук (1900). Сербские народные стихи [ Сербские народные стихи ]. Том. VII. ШКС. стр. 350–351.
- ^ Вуячич, Марко (1990). Знаменитые герои Черногории и Герцеговины . НИО «Победа». ISBN 9788630900495 .
- ^ Перейти обратно: а б с Филологический факультет 1956 , с. 267.
- ^ Корович 2006 , с. 455.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Лекович 2007 , с. 250.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Михич 1975 , с. 181.
- ^ Перейти обратно: а б с д Самарджич и др. 1993 , стр. 410.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Лекович 2007 , с. 253.
- ^ Перейти обратно: а б Самарджич и др. 1993 , стр. 409.
- ^ Михич 1975 , с. 188.
- ^ Вуйович 1988 , стр. 109.
- ^ Самарджич и др. 1993 , стр. 421.
- ^ Искра « » . Том. 1. 1898. с. 260.
- ^ Дедижер 1991 , с. 159.
- ^ Дедижер 1991 , с. 227.
- ^ Дедиер 1991 , стр. 329.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Самарджич и др. 1993 , стр. 423.
- ^ Самарджич и др. 1993 , стр. 423–424.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Самарджич и др. 1993 , стр. 424.
- ^ Перейти обратно: а б с д Паронич 2012 , с. 205.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Паронич 2012 , с. 206.
- ^ Исторический архив в Риеке (1970 г.). Журнал исторических архивов в Риеке Пазине и . Том. 15–16. п. 71.
- ^ Иветич, Эджидио (1997). Население Истрии в современную эпоху: эволюционные особенности [ Население Истрии в современную эпоху: эволюционные особенности ]. Итальянский союз. п. 265.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Бербер 2004 .
- ^ Перейти обратно: а б Благоевич 1971 , с. 615.
- ^ Перейти обратно: а б Прямо 1950 , с. 168.
- ^ Благоевич 1971 , с. 615; Десница 1950 , с. 168
- ^ Благоевич 1971 , стр. 615; Десница 1950 , стр. 185–186.
- ^ Ячов 1990 , с. 70.
- ^ Бойович 2008 , с. 143; Десница 1950 , с. 185–186
- ^ Благоевич 1971 , с. 616.
- ^ Десница 1950 , стр. 217–218.
- ^ Перейти обратно: а б с Право 1950 , с.278.
- ^ Благоевич 1971 , стр. 616–617.
- ^ Перейти обратно: а б Костич 1970 , с. 79.
- ^ Костич 1970 , стр. 79; Благоевич 1971 , стр. 617.
- ^ Ячов 1990 , с. 65.
- ^ Благоевич 1971 , с. 617.
- ^ Ячов 1990 , с. 122.
- ^ Перейти обратно: а б Благоевич 1971 , с. 618.
- ^ Вуйович 1988 , с. 221.
- ^ Михич 1975 , с. 189.
- ^ Перейти обратно: а б Ячов 1990 , с. 69.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бойович 2008 , стр. 151.
- ^ Перейти обратно: а б Лекович 2007 , с. 255.
- ^ Перейти обратно: а б Благоевич 1971 , с. 151.
- ^ Перейти обратно: а б Бойович 2008 , с. 152.
- ^ Перейти обратно: а б с д Филологический факультет 1974 , с. 55.
- ^ Этнографический институт 1926 , с. 227.
- ^ Вуйович 1988 , с. 239.
- ^ Благоевич 1971 , стр. 618–619.
- ^ Благоевич 1971 , стр. 619.
- ^ Петрович-Негош, Петр II (1847). «Горный венок» . Перевод Михайловича Васы Д. (Интернет-изд.).
- ^ Руварак, Иларион (1899). Черногории К вкладу в историю . Типография Йована Юльо.
знаменитый рыцарь Баджо Пивлянин
- ^ Томич 1949 , параграф. «Байово Поле».
- ^ журнал Библиографический . Рим. 1992 год 179.
- ^ Военно-исторический вестник [ Военно-исторический вестник ]. Том. 12. 1961. О. 29.
- ^ Перейти обратно: а б Благоевич 1971 , с. 393.
- ^ Томич 1949 .
- ^ Томич 1949 , параграф. «Рудинице».
- ^ Перейти обратно: а б Томич 1949 г. , абз. «Безуз».
- ^ Томич 1949 , параграф. «Поименный обзор происхождения современных родов и семейств в Пиве».
- ^ Перейти обратно: а б с Неделькович, Майл (07 мая 2001 г.). «Кто такие Шумадинцы (51): Потомки Бао Пивлянина». Голос общественности .
- ^ Томич 1949 , параграф. «Люди из Пивы за пределами Пивы».
- ^ Filipović, Milenko S. (1960). Таково [ Takovo ]. Научно дело. p. 171.
- ^ Сувайджич 2003 , гл. «Обнимаю и прыгаю».
- ^ Делик, Йован (1990). Традиция и Вук Стеф. Караджич [ Традиция и Вук Стеф. Караджич ]. Белградский издательско-графический институт. ISBN 9788613004561 .
Баджо Пивлянин
- ^ Филологический факультет 1974 , с. 52.
- ^ Сувайджич 2008 , с. 137.
- ^ Славия: журнал славянской филологии [ Славия: журнал славянской филологии ]. Том. 15. Ceská grafická Unie as 1938. p. 386.
- ^ Вуйович 1988 , с. 178.
- ^ Агостон, Габор; Мастерс, Брюс Алан (2010). Энциклопедия Османской империи . Издательство информационной базы. п. 252. ИСБН 978-1-4381-1025-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Родина: календарь [ Родина: календарь ]. Реестр сербских эмигрантов. 1966 г. до н.э. 216.
- ^ Перейти обратно: а б Калезич 2002 , с. 326.
- ^ Перейти обратно: а б Калезич, Дмитрий М.; Берич, Душан П. (1987). ) в свое время Святой Василий Острожский (Йованович . Острогский монастырь. п. 124.
- ^ Благоевич 1971 , с. 140.
Источники
[ редактировать ]- Книги
- Благоевич, Обрен (1971). «Пива» [Пива]. Специальные издания . 443 . САНУ.
- Чорович, Владимир (2006). История сербов [ История сербов ]. Дом и школа. ISBN 9788683751303 .
- Дедиер, Евто (1991). Герцеговина: антропогеографические исследования [ Герцеговина: антропогеографические исследования ]. Веселин Маслеша. ISBN 9788621004508 .
- Десница, Бошко (1950). История Котари Ускокса [ История Котари Ускокса ]. Том. 1. Научная книга.
- Ячов, Марко (1990). Сербы в венецианско-османских войнах в веке 17 . Священный Синод Епископов Сербской Православной Церкви. стр. 1, 60–61, 65–67, 69–70, 122.
- Калезич, Дмитрий М. (2002). А-Я . Современная администрация. ISBN 9788638706716 .
- Костич, Лазо М. (1970). Кривошского восстания 1869–1969: историко-правовая дискуссия 100-летие Первого . Искра.
- Михич, Любо (1975). окрестности Любинье и . Драган Срник. стр. 181–188.
- Самарджич, Радован ; Веселинович, Райко Л.; Попович, Тома (1993). Радован Самарджич (ред.). История сербского народа: Сербы под иностранным правлением 1537–1699 [ История сербского народа: Сербы под иностранным правлением 1537–1699 ]. Белград: Сербский литературный кооператив.
- Томич, Светозар (1949) [1946]. Пива и Пиванс [ Пива и Пиванс ]. МЕЧТА.
- Паунович, Маринко (1998). Сербы: биографии знатных людей: А-Ш [ Сербы: биографии знатных людей: А-Ш ]. Эмка. п. 173. ИСБН 9788685205040 .
- Журналы
- Барбер, С. (2004). «Исторические данные об Ускоке сердаре Стояне Янковиче» [Исторические данные об Ускоке сердаре Стояне Янковиче] (PDF) . Норма . 10 (1–2): 151–161.
- Бойович, Злата (2008). Литература и действительность: Научное совещание славистов в Дни Вука, 12–15 IX 2007 г. [ Литература и действительность: Научное совещание славистов в Дни Вука, 12–15.09.2007 ]. Том. 37. Белград: Международный славянский центр.
- Этнографический институт (1926). этнографический Сербский журнал . Том. 39. СКА.
- Филологический факультет (1956). «Сборники по литературе, языку, истории и фольклору» . 22–23. Государственная типография: 267.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Филологический факультет (1974). «Сборники по литературе, языку, истории и фольклору» . 40–41. Государственная типография.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Лекович, Жарко (2007). «Баджо Пивлянин – вклад в биографию». Исторические записи [ Исторические записи ]. Том. 80. Исторический институт Черногории. стр. 247–255.
- Паронич, С. (2012). "Рецензия: Мирослав Бертоша, Эра насилия, эпоха страха: солдаты-разбойники, крестьяне-разбойники и поселенцы-насильники в Истрии 17-18 веков" [Рецензия: Мирослав Бертоша, Эра насилия, эпоха страха: солдаты- разбойники, жители-повстанцы и поселенцы-хулиганы в Истрии в 17-18 веках. Журнал Истрийских архивов (19). Государственный архив в Пазине.
- Сувайджич, Бошко (2008). Бойович, Злата (ред.). «Байо Пивлянин в устной поэзии» [Байо Пивлянин в устной поэзии]. Литература и реальность: Научное совещание славистов в дни Волка, 12–15, IX, 2007 . 37 (2). Белград: Международный славянский центр: 140–152.
- Вуйович, Димо (1988). Гайдуки в Которском заливе, 1648–1718 [ Гайдуки в Которском заливе, 1648–1718 ]. Черногорская академия наук и искусств. ISBN 9788672150148 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бачович, Вукашин; Папич, Томо (2000). Баджо Пивлянин в народных стихах [ Байо Пивлянин в народных стихах ]. Октябрь. ISBN 978-86-7659-216-6 .
- Банасевич, Н. (1954). «О Байо Пивлянине – примечания и пояснения вместе с В. С. Караджичем» [О Баджо Пивлянине – примечания и пояснения вместе с В. С. Караджичем]. Сербские народные песни . III .
- Блечич, Милорад Р. (2001). Баджо Пивлянин в истории, легенде, повести: Антологическая подборка [ Байо Пивлянин в истории, легенде, повести: Антологическая подборка ]. Звездара. ISBN 978-86-7433-064-7 .
- Блечич, Милорад Р.; Младенович, Божидар (2001). Баджо Пивлянин в поэзии и драме: подборка антологическая . Звездара.
- Чичмил-Вукович, Босилька (2009). Баджо Пивлянин: библиография [ Байо Пивлянин: библиография ]. Ассоциация Пивляна в Подгорице. ISBN 978-9940-9155-3-7 .
- Лешевич, Т.П. (1897). «Жизнь и подвиг Баджо Пивлянина». Наш век (73–74).
- Станоевич, Глигор (1956). Баджо Пивлянин . Образование.
- Сувайджич, Бошко (2003). «Гайдуки и ускоки в народной поэзии: Исторические условия возникновения и развития движения Гайдуков» . Янус; Растко. Архивировано из оригинала 22 марта 2016 г.
- Томич, Дж. (1909). Последние два года жизни и творчества арфиста Баи Николича Пивлянина: 1684 и 1685. По архивным данным [ Последние два года жизни и творчества арфиста Байо Николича Пивлянина: 1684 и 1685 по архивным данным ]. Типография Королевства Сербия.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Что заставило Баджо из Пивляна пойти в ускоке» . Эпическая поэзия Черногории (на сербском языке). Растко.
- Рождения в 17 веке
- 1685 смертей
- Сербы Черногории
- Сербы из Османской империи
- Венецианские славяне
- Гайдуки
- Военнослужащие Венецианской республики погибли в бою
- Венецианский период в истории Черногории
- Венецианский период в истории Хорватии
- Военнослужащие Венецианской Республики
- Сербские военачальники
- Сербский народ 17 века
- Люди Венецианской республики во время Критской войны
- Люди Венецианской республики во время Морейской войны
- Персонажи сербской эпической поэзии
- Трофейные головы
- Захоронения в сербских православных монастырях и церквях.