Страхинья Банович
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2019 г. ) |
Страхинья Банович или Страхинич Бан ( сербская кириллица : Страхиња Бановић ; умер по традиции 15 июня 1389 года) — имя дворянина и рыцаря, изображенного в сербской одноименной эпической поэме. Неизвестно, существовал он или нет; однако некоторые историки полагают, что на самом деле он был Жураджем II Страцимировичем Балшичем из Зеты , чьим дедушкой был Юг Богдан . [ 1 ]
Как сказано в стихотворении, Страхинья правил небольшой территорией Баньска недалеко от Косова ( Banjska kraj Kosova ) до битвы за Косово (1389 г.). Его жена Анжелия, дочь знатного Джуга Богдана, похищена Башибузуком Влахом Алией после того, как турки разрушили замок Страхиньи. Страхинья спрашивает Юга Богдана, могут ли он и братья Анжелии ( Юговичи ) помочь ему спасти ее, но Юг Богдан отказывается, предполагая, что Анжелия спала с похитителем, что является большим позором для семьи. В одиночку Страхинья ищет Анжелию на вымышленной горе Голеч, где находится Влах Алия. Страхинья наконец находит их, но Анжелия открыто предает его ради Влаха Алии.
Страхинья перерезает горло Влаха Алии зубами, как волк убивает овцу, и возвращается в поместье своего тестя со своей женой, где ее братья ждут, чтобы убить ее. Страхинья выходит вперед и говорит им, что простил свою жену.
Наибольшее значение песни — в контрастах, возникающих между традиционным и человеческим: Представителями традиционной морали в стихотворении являются члены семьи Юговичей (братья и отец похищенной Анжелии), а Страхинья – фигура, выходящая за пределы установленных норм и опирающаяся только на собственную человечность. Независимо от того, было ли прелюбодеяние совершено намеренно или женщина была похищена и изнасилована, наказанием прелюбодейке традиционно является смерть. Банович Страхинья осуждает бесчеловечность и примитивность такого понимания и демонстрирует глубокое знание человеческой психики, видя, что жена предала его не из-за любви похитителя, а из страха за собственную жизнь, зная традиционное наказание.
фильм 1981 года «Банович Страхинья» По мотивам стихотворения снят .
Страхинья упоминается и в других стихотворениях Косовского цикла , например, «Три добрых богатыря» и « Царь Лазарь и царица Милица », в последнем из которых упоминается, что он предположительно погиб в битве за Косово . Описанная выше эпическая поэма под одноименным названием «Банович Страхинья» не является самым старым стихотворением о нем; в традиции бугарштицы существует более старая версия , озаглавленная «Когда жена Страхини Бановича предала его, и когда поэтому ее братья убили ее». Как следует из названия, эта более ранняя версия стихотворения заканчивается по-другому: Юговичи закалывают жену Страхиньи. [ 2 ]
Сходства с Джурадом Страцимировичем Балшичем
[ редактировать ]- Имена Страхинья и Страцимирович имеют одинаковую корневую основу.
- В стихотворении говорится, что Страхинья отправляется в Крушевац , тогдашнюю столицу королевства князя Лазаря , чтобы поговорить с Югом Богданом .
- Юг Богдан (князь Вратко) был дедушкой Жураджа Страцимировича, в сербском языке нет специального слова для обозначения деда , поэтому его все равно будут называть так же, как в стихотворении « Вкус» .
- В стихотворении упоминается Страхинья, правящая землей рядом с Косово ( Край Косова ). Страцимировича Княжество Зета располагалось в непосредственной близости от региона Косово .
- Во время событий поэмы Журадж Страцимирович в сотрудничестве с турецкими легионами атаковал Влатко Вуковича владения . Это могло бы объяснить, почему Страхинья незаметно держал турецких мародеров в своем княжестве.
- Жена Страхиньи, Анжелия, в стихотворении воспринимается как неверная из-за того, что влюбилась в своего турецкого похитителя. Елена , жена Страцимировича, также считалась неверной и снова вышла замуж за Сандаля Гранича после смерти Страцимировича.
- Банович — сербский титул, означающий «Сын Бана » или «Молодой Бан » . « Бан » — южнославянский средневековый титул, эквивалентный лорду или герцогу , но также и наместнику в определенном контексте, особенно в косовских мифах , где Страхиня представлен как вторая по значимости политическая личность в Лазаревой Сербии , после самого князя. Страцимирович называл себя «Повелителем Зеты и побережья».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Анализ стихотворения «Банович Страхинья»
- ^ Богишич, Валтазар . Народные песни из старых, в основном прибрежных пластинок I , Белград: Сербское ученое общество, 1878 г.