Больной Дойчин
Больной Дойчин ( сербский : Болани Дойчин или Болани Дойчин , болгарский : Болен Дойчин, Болен Дойчин , македонский : Болен Дойчин, Болен Дойчин ) — герой южнославянской эпической поэзии, нетипичный для изображения больного человека. [ 1 ]
Повествование
[ редактировать ]Стихи о Больном Дойчине, хотя и различаются в деталях, следуют одной и той же основной сюжетной линии. Черный араб приезжает в город Салоники и взимает ежедневный налог с его граждан, в том числе и с молодой женщины для его развлечения. Когда придет очередь семьи Дойчина платить налог, его сестру отдадут арабу. Дойчин встает с постели больного после девяти лет лежания и противостоит арабу. Убив его, он возвращается в свою постель и мирно умирает. [ 2 ] В некоторых вариантах повествования у Дойчина есть жена, которая его посещает вместе с сестрой. В большинстве вариантов помимо Черного араба есть еще один злодей — кровный брат Дойчина, кузнец по имени Петар. [ 1 ] Перед дуэлью сестра или жена Дойчина просит кузнеца подковать его лошадь, обещая заплатить позже за услугу. Однако кузнец предлагает ей переспать с ним, от чего она с негодованием отказывается и рассказывает Дойчину о случившемся. Дойчин, убив араба, приходит к кузнецу и отрубает ему голову. [ 3 ]
Традиционное представление о том, что длительная болезнь — это наказание за тяжкий грех, встречается в нескольких вариантах. В македонской версии группа героев, в том числе Дойчин и принц Марко , собралась в монастыре Грачаница в Косово . Дойчин перепрыгнул через монастырскую церковь, проигнорировав предупреждение Марко не делать этого, за что был проклят святыми Николаем , Петькой и Екатериной . В другой македонской версии Дойчин неправильно поцеловал трех святых женщин, которых встретил в церкви. [ 2 ] В этом отношении его бой с Черным арабом можно рассматривать как искупление своих грехов, о чем в некоторых вариантах прямо говорится. [ 4 ]
В варианте, записанном Вуком Караджичем в 1815 году от купца боснийских сербов , [ 4 ] распад героической парадигмы отчетливо выражен . В начальной части поэмы несколько раз говорится, что в Салониках нет героя, который осмелился бы встретиться лицом к лицу с черным арабом. Комментарии о выдающихся городских борцах носят насмешливый тон; например, Дука не мог драться, потому что у него болела рука. Этот негероический фон контрастирует с поведением Дойчина, которое является полным подтверждением героического этоса . [ 5 ] Вариант, найденный в Эрлангенской рукописи , датируемой началом XVIII века, отражает распространение повествования о Больном Дойчине из сербской среды в хорватскую. [ 1 ] Герой переименован в Ивана Карловича , который был баном Хорватии (тогда входившей в состав империи Габсбургов ) с 1521 по 1524 год и с 1527 по 1531 год. Он был выдающимся борцом с османами , которые также нападали на его собственные поместья. Сюжет поэмы разворачивается не в Салониках, а в Солине , городе на восточном побережье Адриатического моря. «Солин» — почти омоним сербско -хорватского названия Салоник «Солун». За свою историю город был объектом военных нападений. [ 6 ]
Помимо этого конкретного драматического повествования, в котором он является главным действующим лицом и которое служит основой легенды о герое, Дойчин, или Дойчило, иногда появляется в сербской эпической поэзии как второстепенный персонаж, своего рода Deux ex machina или нуждающийся друг для других эпических героев, которые просят его о помощи. Таким примером является частично задокументированный Марко Кралевич в темнице азахов , в котором главный герой принц Марко (также изображенный как кровный брат Дойчина) ищет его помощи, чтобы сбежать от похитителей. Чтобы спасти своего друга, в этих стихах Дойчин часто изображается в образе воина вражеской нации - Азаха или, опять же, черного араба. [ 7 ] Примечательными элементами характеристики Дойчина являются его титул Войводы , его великолепный конь Дорат и сабля немецкого производства.
Происхождение
[ редактировать ]Неясно, основан ли Больной Дойчин на историческом лице. Возможные кандидаты — деспоты Иоанн VII Палеолог и Андроник Палеолог , управлявшие Салониками с 1402 по 1408 год и с 1408 по 1423 год соответственно. Они защищали город от османов и оба были известны плохим здоровьем. [ 4 ]
На эпическую поэзию о больном Дойчине могли повлиять рассказы о чудесах святого Димитрия , покровителя Салоник. Говорят, что он спас город, когда он был осаждён славянами и аварами в конце VI века. Святой появился на стенах города в образе воина, вооруженного копьем. [ 4 ] Чтобы Дойчин мог подняться с кровати, его сестра крепко забинтовала его ноги и туловище, потому что его кости разъединились. Это напоминает кости святого, помещенные в ковчег . [ 8 ] Больной Дойчин также интерпретируется как «воплощение жажды мести угнетенной и униженной нации». [ 9 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Делич 2011, стр. 116–19
- ^ Перейти обратно: а б Стойчевска-Антич 1979, стр. 5–9
- ^ Стойчевска-Антич 1979, стр. 10–15
- ^ Перейти обратно: а б с д Делич 2011, стр. 105–9
- ^ Делич 2011, стр. 120–21
- ^ Делич 2011, стр. 112–15
- ^ «Марко Кралевич в Азачке Тамнице» . Сербская энциклопедия . 27 декабря 2016 года . Проверено 18 марта 2023 г.
- ^ Делич 2011, стр. 110–11.
- ^ Джурич 1966, с. 329
Ссылки
[ редактировать ]- Делич, Лидия (2011). « Болани Дойчин»: пути генезиса и модификации песни о конфликте «больного» героя и араба». В Мирьяне Детелич; Снежана Самарджия (ред.). Живое слово: сборник в честь проф. Доктор Наде Милошевич-Дорджевич [ Устная беседа: Сборник в честь проф. Доктор Нада Милошевич-Дорджевич ] (PDF) (на сербском языке). Белград: Институт балканских исследований Сербской академии наук и искусств . ISBN 978-86-7179-071-0 .
- Джурич, Воислав (1966). «Князь Марко в эпической поэзии». Журнал Фольклорного института . 3 (3). Блумингтон: 315–330. дои : 10.2307/3813804 . JSTOR 3813804 .
- Стойчевска-Антич, Вера (1979). мотива Болена Дойчина ( Трансформация на македонском языке). Скопье: Современность.