Jump to content

Джордж Элез Алия

Джержелез Алия или Гьердж Элез Алия — легендарный персонаж, встречающийся в эпической поэзии и литературе Боснии и Герцеговины , Горы , Косово и северной Албании . Считается, что легендарный персонаж был популярным мусульманским эпическим героем Боснийской Краины (приграничного региона) конца 15 века. Он один из широко известных легендарных героев и символ братской преданности как боснийцам, так и албанцам.

Имя легендарного персонажа пишется по- албански : Gjergj Elez Alia , по- боснийски Đerzelez Alija, Đerđelez Alija или Djerdjelez Alija , по- венгерски : Gerz Ilyas , по -сербско-хорватски : Đerzelez Alija , Đerzelez Alija , по- турецки : Gürz Ilyas . [ 1 ]

Имя Гюрз происходит от турецкого слова gürzi ( булава ) и означает воин с булавой. [ 2 ] [ 3 ]

Имя Gjergj — это албанский перевод слова George , которое боснийцы произносят так же, как и по-албански, но пишется как Đerđ/Djerdj на боснийском . Имя Гьержелез было объяснено как соединение слов Гьердж и Элез , причем последнее соответствует имени пророка Илиаза ( Элиаса ). Трехсоставные имена, такие как Gjergj Elez Alia, обычно встречаются у северных албанских племен , а также у некоторых южных албанских горных народов. [ 4 ] Третья часть составного имени Али османско-турецкое имя арабского происхождения, означающее «высокий, благородный», которое используется для подчеркивания своеобразной черты этого легендарного персонажа. [ 5 ]

Историческая справка

[ редактировать ]

Считается, что эпическая фигура Джержелеза Алии была вдохновлена ​​Али-беем Михалоглу. [ 6 ] [ 7 ] или Гурц Ильяс, [ 8 ] османский санджакбей века и первый Смедерево санджака . военачальник 15 Согласно османской переписи 1485 года, он отвечал за нахию Добруна недалеко от Вишеграда в качестве своего тимара (земельного дара). [ 2 ] ) есть турбе В деревне Герзово (недалеко от Мрконич Града , Босния и Герцеговина (мавзолей) , который по легенде является местом его захоронения. [ 9 ] [ 10 ]

Первое письменное упоминание об эпической фигуре Джержелеза (в форме «Али-бег») было формой южнославянского бугарштицы (длинной эпической и балладной поэмы) « Женитьба Вука Дракона-деспота» , записанной Журо Матеем. в конце 17 или начале 18 века. [ 11 ] В песнях, записанных в Эрлангенской рукописи , Джержелез упоминается в образе «тюркского старейшины Балибега». [ 12 ]

Считается, что легендарный персонаж был популярным мусульманским эпическим героем Боснийской Краины (приграничного региона) конца 15 века. [ 13 ] [ 14 ] Миф о Гьердже Элезе Али / Джержелезе Алии уходит корнями в истоки общих верований и ряда интересов, связанных с сохранением рода. Этого добились боснийцы посредством религии, а албанцы — посредством языка. [ 15 ]

Он один из широко известных легендарных героев и символ братской преданности как боснийцам, так и албанцам. [ 16 ] [ 17 ] [ 15 ]

В боснийской традиции

[ редактировать ]

По словам Рашида Дурича, османский историк и летописец Ибн Кемаль (1468–1534) писал о популярности Гюрза Ильяса в народных песнях Боснии. [ 14 ] Джержелез Алия был наиболее популярен в Боснийской Краине (Приграничье), где его, в отличие от албанской традиции, в основном воспринимают как мусульманина, сражающегося против христиан. Существует множество историй о том, как он сражался с христианами или мифологическими существами. Самыми известными из них, где он сражается с важными христианскими деятелями, являются «Гержелез Алия и Кар од Стамбола» (Гержелез Алия и царь из Стамбула), где происходит дуэль между Джержелезом и Иоанном Хуньяди , известным как «Сибинян Янко» в южнославянской эпической поэзии. . [ 18 ] Есть случаи, когда Джержелез изображался в виде дракона. Дракон в южнославянской мифологии обычно считается доброжелательным. [ 19 ]

Некоторые из стихотворений, в названиях которых есть имя Джержелеза: [ 20 ] [ 21 ]

Джержелез - один из главных героев многих других стихотворений без его имени в названии, например: [ 23 ]

  • Порча из Авалы и Вук Огненный дракон
  • Женитьба Вука Дракона-Деспота

Согласно легенде, у Джержелеза также есть эпический конь (иногда называемый Шарац, как лошадь принца Марко ), и он хороший друг фей , которые помогают ему, когда он в опасности. [ 24 ] Легенда гласит, что он был убит во время молитвы ( салата ), потому что не хотел прерывать ее, несмотря на то, что знал, что его убьют. [ 25 ] Другая легенда упоминает Джержелеса и принца Марко как кровных братьев , а Марко считает Джержелеса свирепым воином, равным ему. [ 26 ] многих сходств между эпической поэзией боснийцев Одно из и сербов .

В албанской традиции

[ редактировать ]

В албанском фольклоре Гьердж Элез Алия считается великим воином, и его легенда является одной из самых популярных. Песня Gjergj Elez Alia была записана Бернардином Палаем и Донатом Курти в Никае ( район Тропоя ) и опубликована в Тиране в 1937 году. [ 27 ] Песня обычно исполняется в сопровождении лахуты ( гусле ), а иногда и чифтели , рапсода ( исполнителя эпической поэзии). [ 28 ] Песня Гьерджа Элеза Алиа является частью героического неисторического цикла албанской эпической поэзии Канге Крешникеш («Песни героев»), однако она не связана с эпическим циклом пары героических братьев Муджи и Халили. [ 29 ]

У Гьерджа Элеза Алии было девять ран на теле, и он девять лет пролежал в своем доме, страдая, и все забыли о нем. Только его сестра заботилась о нем день и ночь в течение девяти лет. Затем пришло известие, что другой враг, Балози-и-Зи (черный рыцарь), пришел с моря и каждый день убивал людей и разрушал деревни.
Однажды Гьердж почувствовал на своем лице несколько капель воды и подумал, что его дом стал настолько старым, что шел дождь. Его сестра сказала ему, что это был не дождь, а ее слезы на его лице. Она сказала ему, что Балози просил ее и рано или поздно придет за ней. Затем Гьерг велел ей взять его лошадь и подготовить ее к войне, поскольку он собирался сражаться с ужасным Балозом. На следующий день он встретил Балоза и подрался; Гьерг одержал победу. Он вернулся домой к сестре, и когда они обнялись от радости, их сердца перестали биться, и они мгновенно умерли вместе. Затем их похоронили в одной могиле, и это место никогда не было забыто. Все, кто проходил мимо, останавливались, чтобы вспомнить его великие дела.

Сцены из легенды о Гьердже Элезе Али, изображенные на почтовых марках Албании (1990 г.)
Гьердж Элез Али лежит раненый
Гьердж Элез Али помогает сесть на лошадь своей сестрой
Гьердж Элез Али против Байлоза
Гьердж Элез Али верхом на лошади над отрубленной головой Байлоза

Наследие

[ редактировать ]

Иво Андрич , лауреат Нобелевской премии по литературе 1961 года , написал «Путь Алие Джержелеза» ( перевод « Путешествие Алии Джержелез» ), опубликованный в 1920 году, после того, как в 1918 году были опубликованы два фрагмента ( «Джержелез в гостинице » и «Джержелез на дороге ») и 1919. [ 30 ]

В Сараево есть «Дом Алии Джержелез», один из старейших домов города, расположенный на улице Алии Джержелез. Комиссия по сохранению национальных памятников Боснии и Герцеговины объявила его национальным памятником Боснии и Герцеговины в 2005 году из-за его архитектурного значения как жилого комплекса. [ 31 ] улицы В нескольких городах Боснии и Герцеговины ( Бихач , Грачаница , Зеница и др.) названы .

  1. ^ Фишта, Гьерг; Роберт Элси (2005). Горная лютня: (Lahuta e Malcís): албанский национальный эпос . Лондон: ИБ Таурис. п. 402. ИСБН  978-1-84511-118-2 . Проверено 11 ноября 2011 г.
  2. ^ Jump up to: а б Норрис, Х.Т. (1993), Ислам на Балканах: религия и общество между Европой и арабским миром , Колумбия, Южная Каролина: University of South Carolina Press, стр. 159, ISBN  978-0-87249-977-5 , OCLC   28067651 , получено 25 ноября 2011 г. , ... Говорят, что отсюда и произошло его имя, поскольку Джурзелес означает воин с булавой... из эпоса Джержелез. В турецкой переписи населения 1485 года тимар [феодальная собственность] Гьерз-Эльяза записан для нахии [небольшой административной области] Добруна, недалеко от города Вишеград.
  3. ^ Великоня, Митя (2003), Религиозное разделение и политическая нетерпимость в Боснии и Герцеговине , Колледж-Стейшн: Texas A&M University Press, стр. 86, ISBN  978-1-58544-989-7 , OCLC   53971200 , получено 25 ноября 2011 г. , ... его имя означает «воин с булавой».
  4. ^ Пипа 2017 , с. 43
  5. ^ Священник 2002 , с. 349.
  6. ^ Шкриель, Реджеп (2005). Аламана 31–32 (PDF) (на сербском языке). Подгорица. п. 156 . Проверено 22 июня 2011 г. Историки Стоян Новакович и Миленко Вукичевич выдвинули гипотезу, что Джержелез Алия на самом деле является Али-беем, первым санджак-беем Смедерево (Семендере) и Сербии после падения Деспотовины (1459 г.). {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  7. ^ Хаджияхич 1934 , стр. 8.

    Алексей Олеснички утверждает... что Джержелез Алия идентичен Михал-оглу Али беку... [Алексей Олеснички утверждает ... что Джержелез Алия может быть идентифицирован как Михал-оглу Али бей]

  8. ^ Элси 2004 , стр. 369.
  9. ^ Муезинович, Мехмед (1974). Исламская эпиграфика в Боснии и Герцеговине: Босанска Краина, западная Босния и Герцеговина [Исламские надписи -- Босния и Герцеговина] . Сараево: Веселин Маслеша. п. 12. ДЖЕРЗЕЛЕЗО ТУРБЕ В ГЕРЗОВО На Герзово Поле, примерно в тридцати километрах от Мрконич-Града в направлении Шипово, находится турбе, которую народные предания приписывают легендарному герою Алие Джержелезу. [Турбе Джерджелеса на Герзово. На Герзовом Поле, примерно в тридцати километрах от Мрконич Града до Сипово, находится тюрба, которую народное предание приписывает легендарному герою Джерджелесу Алие. ]
  10. ^ Томашевич, Небойша (1982). Сокровища Югославии: энциклопедический путеводитель . Общественность Югославии. п. 305. Мавзолей (турбе) в Герзово традиционно приписывается герою эпической баллады Алие Джержелезу.
  11. ^ Хаджияхич 1934 , стр. 10.

    Первое упоминание о Джержелезе Алие в народной песне сохранилось у Богишича, на болгарском языке нет. 13, который называется «Когда Огненный Волк женился». Стихотворение было записано Джуро Матеем в конце 17 или начале 18 века... Джержелез упоминается под именем Али бег... [Первое упоминание о Джержелезе Алии в народной поэзии сохранилось в Богишиче, в Болгарии. номер 13, имеющий название «Женитьба Вука Дракона-Деспота». Песня была записана Журо Матеем в конце 17 или начале 18 века.... с упоминанием Джержелеза под именем Али бека...]

  12. ^ Хаджияхич 1934 , стр. 11.

    В Эрлангенской рукописи... мы находим нашего героя под именем «Старый тюрк Балибег»... [В Эрлангенской рукописи мы можем найти нашего героя под именем старого тюрка Балыбега]

  13. ^ Бутурович, Дженана (1976). Исследование сборника мусульманских народных песен Хёрмана (на хорватском языке). Сараево: Свет. страница 88 . Проверено 25 ноября 2011 г. Именно Джержелес Алия был героем боснийского региона начала 15 века.
  14. ^ Jump up to: а б Элси 2004 , с. 369: «По словам Рашида Дурича, турецкий летописец и историк Ибн Кемаль (1468—1534) упоминает о героизме Гюрза Ильяса... упоминает о его популярности в народных стихах в Боснии».
  15. ^ Jump up to: а б Трубопровод 2017 , стр. 43–44
  16. ^ Элси 2004 , с. xiii: «Мы обнаружили, что есть некоторые песни, общие как для сербско-хорватской, так и для албанской традиции, и что ряд мусульманских героев югославской поэзии, таких как… Джержелес Алия, встречаются также на албанском языке». п. 369: «Босния. Герги Элез Алия, во всяком случае, хорошо известен албанцам и боснийцам как легендарный герой и символ братской верности».
  17. ^ Элси 2001 , стр. 101.
  18. ^ Героические мусульманские песни (на боснийском языке). Сараево: Прогресс. 1924 стр. 34–63.
  19. ^ Беседа Энвера Юларджии и Эсада Крчича, 3.1. 2003. Опубликовано интервью 3.1. 2003. на Bosnjaci.net.
  20. ^ Попович 1988 , стр. 164, 166, 200

    «Джержелез Алия» в мусульманских героических песнях Фрндича, с. 9–20 ... «Джержелез Алия, Защитник Императора» в Матице Хрватской 3 ... «Марко Кралевич и Джержелез Алия» было записано Николой Войновичем 24 июля 1934 года в Нови-Пазаре в Сербии.

  21. ^ Хаджияхич 1934 , стр. 45.

    Болезнь Джержелеза

  22. ^ Милутинович, Сима (1837), Народные песни Черногории и Герцеговины, собранные Чубро Чойковичем Черногорацем (на сербском языке), Лейпциг: Tauchnica, с. 269, OCLC   257765748 , получено 16 января 2012 г. , Odkud je Gerzelez
  23. ^ Чедвик, Манро; Нора К. Чедвик (1940). Рост литературы . Кембридж [Англ.]: Университетская пресса. стр. 322, 323. ISBN.  9781108016155 . Проверено 25 ноября 2011 г. Джержелес-Алия
  24. ^ Попович 1988 , стр. 164.

    Эпический конь Джержелеса Алии похож на Шараца принца Марко, и в некоторых мусульманских песнях его также называют Шарац. Как и Джержелес Алия, принц Марко дружит с феями, которые помогают ему в случае опасности.

  25. ^ Великоня, Митя (2003), Религиозное разделение и политическая нетерпимость в Боснии и Герцеговине , Колледж-Стейшн: Texas A&M University Press, стр. 86, ISBN  978-1-58544-989-7 , OCLC   53971200 , получено 25 ноября 2011 г. Согласно легенде, он был убит во время молитвы. Он решил не прерывать свои молитвы, хотя и осознавал свою неминуемую смерть.
  26. ^ Бутурович, Дженана (1995). Устный эпос боснийцев (на боснийском языке). Сараево: Возрождение. стр. 491–493.
  27. ^ Элси 2004 , стр. xi.

    Gjergj Elez Alia, записано в Никае (район Тропоя). Опубликовано в Visaret e Kombit, том II, изд. Бернандин Палай и Донат Курти (Тирана, 1937 г.)

  28. ^ Элси, Роберт (2001). Словарь албанской религии, мифологии и народной культуры . Нью-Йорк Пресс. п. 101. ИСБН  0-8147-2214-8 .
  29. ^ Элси 2004 , стр. iii, 91–102.
  30. ^ Хобделл Джексон, Уильям Томас; Джордж Стад (1990). Европейские писатели . Нью-Йорк: Скрибнер. п. 1753. ISBN  978-0-684-16594-3 . Проверено 24 ноября 2011 г. Первый полный рассказ «Путь Алие Джержелеза» был опубликован в 1920 году, хотя в номерах журнала Книзевни кувшин 1918 и 1919 годов.
  31. ^ «Сараево через историю» . Туристический веб-сайт Сараево. Архивировано из оригинала 26 апреля 2012 года . Проверено 24 ноября 2011 г. ДОМ АЛИИ ДЖЕРЗЕЛЕС Один из старейших сохранившихся подлинных боснийских домов. Он расположен на улице Сагрдзия в старой части города. Дом был назван в честь эпического персонажа – Алии Джержелез.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Олеснички, Алексие (1932), Кем был Джержелес Алия? [Кем на самом деле был Джержелес Алия?] (на хорватском языке), Загреб: Archbishop's Press, OCLC   493451253
  • Симович, Живомир (1991), Кем был Джерджелез Алия - герой народных песен и выдающийся деятель мусульманской традиции? [Кем на самом деле был Джержелез Алия — герой народных песен и исключительный человек мусульманской традиции] , Мостови (на сербском языке), т. 23, с. 81–87, OCLC   442745889
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6f46d6c6f2f5ee9ee6f72ee238c5b1b4__1713886800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6f/b4/6f46d6c6f2f5ee9ee6f72ee238c5b1b4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Đerzelez Alija - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)