Дампир
Группировка | Легендарное существо |
---|---|
Подгруппа | Жизнь |
Похожие объекты | Зомби , ревенант , оборотень , камбион , нефилим |
Семья | Потомство вампира и человека |
Область | Балканы , Северная и Южная Америка , Европа , Азия , Африка |
В балканском фольклоре дампир ( Албанское произношение: [ðamˈpir] ) — мифическое существо , возникшее в результате союза вампира и человека . Этот союз обычно заключался между вампирами-мужчинами и людьми-женщинами, причем истории о спаривании женщин-вампиров с людьми-мужчинами были редки. [ 1 ]
Имя
[ редактировать ]Этимология
[ редактировать ]Слово дампир — албанское слово, от которого оно произошло в результате изменения албанского звука. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] На первый взгляд кажется, что оно происходит от гегских албанских слов dhamb «зуб» и pir «пить». [ 2 ]
Варианты
[ редактировать ]Мифические существа, такие как дампиры, широко связаны с балканским фольклором. В остальной части региона такие термины, как сербский вампирович , вампирович , вампирич (таким образом, боснийский лампиерович и т. д.), буквально означающие «сын вампира». используются [ 5 ] [ 6 ]
В других регионах ребенка называют «Вампир», если мальчик, и «Вампирика», если девочка, или «Дхампир», если мальчик, и «Дхампирика», если девочка. [ нужна ссылка ] многочисленные термины, такие как глог (букв. « боярышник »), вампирджия («вампир» + nomen Agentis суффикс ), вампирар («вампир» + nomen Agentis суффикс ), джададжия и светочер. В болгарском фольклоре для обозначения детей-вампиров используются потомкам, а также другим специализированным охотникам на вампиров . [ 7 ] Дампирадж — также албанская фамилия. [ нужна ссылка ]
Источник
[ редактировать ]На Балканах считалось, что вампиры-мужчины испытывают сильное влечение к человеческим женщинам, поэтому вампир вернется, чтобы вступить в половой акт со своей женой или с женщиной, которая его привлекала в жизни. [ 5 ] В одном случае сербская вдова пыталась обвинить в своей беременности покойного мужа, который предположительно стал вампиром. [ 6 ] были случаи, когда сербские мужчины притворялись вампирами, чтобы достичь желаемых женщин. [ 8 ] В болгарском фольклоре иногда говорилось, что вампиры лишают девственности девственниц. также [ 5 ] Сексуальная активность вампиров, по-видимому, является особенностью южнославянских верований в вампиров, в отличие от других славян. [ 5 ] хотя аналогичный мотив встречается и в белорусских легендах. [ 9 ]
Функции
[ редактировать ]Легенды [ который? ] заявляют, что дампиры были по большей части нормальными членами сообщества. Но дампиры, особенно мужчины, вампирского происхождения по отцовской линии, могли видеть невидимых вампиров и практиковать колдовство, часто начиная карьеру охотников на вампиров, что практиковалось из поколения в поколение от отца к сыну. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] В некоторых традициях указаны признаки, по которым можно узнать детей вампира. Албанские легенды утверждают, что у них необузданные темные или черные волосы, и что они очень хитры и смелы по своей природе. Их не привлекает кровь, и они могут нормально питаться, как и другие люди, хотя возможность кусать других живых существ, чтобы продлить свою жизнь, всегда остается открытым выбором.
По сравнению с вампирами дампиры считаются очень смертоносными для пьющих кровь, поскольку кровь и слюна дампира подобны кислоте для вампиров, что делает их невозможными для укуса. Из-за смешанной крови дампир не обгорит солнце.
В болгарском фольклоре возможные признаки включают «очень грязный», мягкое тело, отсутствие ногтей и костей (последняя физическая особенность также приписывается самому вампиру) и «глубокую отметину на спине, похожую на хвост». Напротив, признаком часто был ярко выраженный нос, а также большие, чем обычно, уши, зубы или глаза. По словам Дж. Гордона Мелтона из его книги « Книга вампиров: Энциклопедия нежити» , в некоторых областях истинный дампир обладал «скользким, желеобразным телом и прожил лишь короткую жизнь — убеждение … что у вампиров нет костей». [ 13 ]
В современной культуре
[ редактировать ]Примеры современных персонажей-дампиров включают Блейда , героя-убийцу вампиров в комиксах и фильмах Marvel , Алукарда из Castlevania серии видеоигр и сериалов , а также Рейна ( BloodRayne ), рыжеволосого главного героя-антигероиню серии комиксов. Франшиза видеоигр и одноимённый фильм.
Дампиры также появляются в произведениях Скотта Бейкера , Нэнси А. Коллинз , Милли Девон , Барб и Джей Си Хенди, Ребекки Йорк и Стефани Майер . [ 14 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Вампиры на протяжении веков: знания и легенды о самых известных кровопийцах в мире» «Эти вампиры, обычно мужчины, но в некоторых редких историях и женщины, отправились в другую деревню, где они были неизвестны жителям, и женились, производя потомство».
- ^ Jump up to: а б Хусич, Джефф. «Вампир под любым другим именем» .
- ^ Палмер, Аксель И.; Джейкоб, Энтони; Торсо, Расмус; Слуис, Пол Ван; Сваненфлюгель, Сид; Кронен, Гас (2021). «Протоиндоевропейская «лиса» и реконструкция атематической ḱ-основы» . Индоевропейская лингвистика . 9 (1): 234–263. дои : 10.1163/22125892-bja10008 . hdl : 1887/3212933 . ISSN 2212-5884 .
Действительно, дополнительную поддержку такому развитию событий можно найти в заимствовании южнославянского слова «вампир», булг. вампир, SCr. вампир, как Альб. дампир (обсуждение см. в Topalli 2003)
- ^ Элси, Роберт (2001). Словарь албанской религии, мифологии и народной культуры . К. Херст. п. 69. ИСБН 978-1-85065-570-1 .
Это вампироподобное существо, Альб. дампир , деф. дампири , от слав. вампиры
- ^ Jump up to: а б с д Левкиевская Е.Е. Славянская мифология: проблемы диалектного распространения (на примере вампира). Славянские тетради №1 (сентябрь 1997 г.). Интернет (французский). Архивировано 12 января 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б Петрович, Сретен. 2000. Основы демонологии. В: Система сербской мифологии. Просвета, Ниш, 2000. Интернет (сербский). Архивировано 31 марта 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ Димитрова, Иваничка. 1983. Болгарская народная мифология. Интернет-статья (на болгарском языке), воспроизводящая текст Иванички Димитровой. Болгарская народная мифология. С. 1983. с. 153-159
- ^ Лакович, Александр. 2001. Вампиры у воды. В: Глаз явности , 20.12.2001. Онлайн (сербский)
- ^ Мифы Отечества. Вупырь (Вупар). Онлайн (белорусский)
- ^ Книга вампиров: Энциклопедия нежити
- ^ Т.П. Вуканович . 1957-1959. «Вампир». Журнал Цыганского краеведческого общества , 3-я сер. Часть 1: 36(3-4): 125-133; Часть 2: 37(1-2): 21-31; Часть 3: 37(3-4): 111-118; Часть 4: 39(1-2): 44-55. Перепечатано в «Вампирах славян» под ред. Ян Перковски (Кембридж, Массачусетс: Славица, 1976), 201–234. В переиздании отсутствуют сноски. Большая часть материала о дампирах находится в части 4 под заголовком «Дампир как главный маг по уничтожению вампиров».
- ^ Славянские вампиры Ян Луи Перковски «Практика колдовства по уничтожению вампиров продолжается в доме потомков Дампира от отца к сыну, на протяжении поколений».
- ^ Мелтон, Дж. Гордон (2010). Книга вампиров: Энциклопедия нежити . Видимый чернильный пресс. п. 201 . ISBN 9781578592814 .
скользкое, желеобразное тело и прожило лишь короткую жизнь.
- ^ Мелтон 2010 , с. 201
- Албанские легендарные существа
- Болгарский фольклор
- Телесная нежить
- Мифологические человеческие гибриды
- Вымышленные полувампиры
- Вымышленные охотники на вампиров
- Вымышленные виды и расы
- Вымышленные вампиры
- Сербская мифология
- Славянские легендарные существа
- Вампиры
- Вымышленные сербские люди
- Славянские фольклорные персонажи
- Румынские легендарные существа
- Фольклор Северной Македонии