Томор
Томор | |
---|---|
![]() Вид на Томорр из Берата, заснеженный | |
Самая высокая точка | |
Пик | Чука Партизана |
Высота | 2417 м (7930 футов) [ 1 ] |
известность | 1449 м (4754 футов) [ 2 ] |
Координаты | 40 ° 42'0 ″ с.ш. 20 ° 8'0 ″ в.д. / 40,70000 ° с.ш. 20,13333 ° в.д. |
География | |
Расположение Томорра в Албании | |
Расположение | Скрапар , Албания |
Родительский диапазон | Томоррский массив |
Геология | |
Тип горы | Известняк |
Томорр — горная цепь в районе Берата и Скрапара , в Албании . Он достигает высоты 2416 метров (7927 футов) над уровнем моря на Чука-э-Партизанит , самой высокой вершине в центральной Албании. [ 3 ] [ 4 ]
Гора Томорр — один из крупнейших водосборных районов Албании. [ 4 ] Томорр расположен на территории национального парка Томорр , который известен разнообразием видов лиственных и хвойных деревьев и большим разнообразием флоры . [ 5 ] Многие виды, находящиеся под угрозой исчезновения, могут свободно передвигаться и жить в этой области, например, медведи ( Ursus arctos ), волк ( Canis lupus ) и хищные птицы.
Томорр — священная гора для албанцев , место ежегодного паломничества во второй половине августа. [ 6 ] Наряду с католической церковью Святого Антония в Лаче , гора Томорр является наиболее посещаемым священным местом в Албании. [ 7 ] Гора Томорр ассоциируется с Бабой Томором и Зойзом по албанским народным верованиям , с Аббасом Али у бекташи и с Девой Марией у христиан .
На горе Томорр можно заняться различными видами спорта, такими как пеший туризм, катание на лошадях или ослах, гребля на каноэ и катание на лыжах.
Имя и история
[ редактировать ]слово Албанское Tomor(r) происходит от иллирийского Tómaros , от протоиндоевропейского *tómh x es- , «темный».
Иллирийцы называли гору Томарос . [ 8 ] Это была самая выдающаяся гора в южной Иллирии . [ 9 ] Современные ученые связывают гору с горой Амирон ( греч . Άμυρον ), записанной Стефаном Византийским (6 век нашей эры) со ссылкой на Гекатея Милетского (6 век до нашей эры). В отрывке сообщается, что под этой горой жили дексарии , хаонское племя. [ 10 ] [ 11 ] Гора, вероятно, находилась в регионе, который в римские времена назывался Дассаретис. [ 12 ] Однако все эти гипотетические связи остаются неопределенными. [ 13 ] Вибий Секвестр (4-й или 5-й век нашей эры) записывает гору под названием Томар и помещает ее в римскую провинцию Македония , недалеко от Аполлонии . [ 14 ]
Среди византийских авторов гора была известна как Тморос ( греч . Τμόρος ) или Тиморос (греч. Τίμορος ). [ 15 ] Во время правления византийского императора Василия II сыновья болгарского царя Ивада Владислав бежали в Томорр, чтобы продолжить войну против византийцев после распада Первого Болгарского царства в 1018 году, но вскоре сдались, достигнув соглашения, и получили большие привилегии. [ 16 ] [ 17 ] Последним болгарским губернатором Берата был Элимагос. 13 век стал серией изменений в регионе. Манфред Сицилийский , а затем Анжуйская Албания после 1271–1272 годов контролировал территорию. [ 18 ] Крепость Томорр в начале 14 века засвидетельствована как Тиморо (н) под контролем Византии. В 1337 году албанские племена, проживавшие в районах Белегриты (район горы Томорр) и Канины , подняли восстание и захватили крепость Томорр. [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] В первоисточниках мало подробностей о восстании. Иоанн VI Кантакузенос упоминает, что албанцы в этих областях восстали, несмотря на привилегии, которые Андроник III Палеолог дал им несколькими годами ранее. [ 20 ] ознаменовали перемещение этих албанских племен в Эпир . Эти события впервые [ 21 ] Андроник возглавил армию, состоящую в основном из турецких наемников, и победил албанцев, убив многих и взяв пленных. [ 20 ]
В 15 веке регион горы Томорр был заинтересован в албано-османских войнах . Все местные вожди по обе стороны горного хребта Томорр были верны Скандербегу . В 1457 году турки, по-видимому, оккупировали ряд албанских долин. Османская албанских армия под предводительством Фируз-бея и Михалоглу Али-бея была отправлена на запад и сражалась против войск под командованием Скандербега в горах Албании, чтобы овладеть Круей , Светиградом и Бератом . В Томорре Скандербег одержал свою самую кровавую, но и самую блестящую победу 2 сентября 1457 года. Когда Скандербег напал на отдыхающую армию Иса-бея, турки были застигнуты врасплох и разбиты. Источники сообщают о резне 15 000 или, преувеличивая, 30 000 солдат османской армии. В руки албанцев попали 15 000 пленных, 24 хвоща османских военачальников и лагерь со всем его драгоценным содержимым. [ 22 ]

Особенности, красота и священность горы Томорр документально подтверждены с 17 века. [ 7 ] Святые места были связаны с определенными орденами исламского мистицизма, помогавшими их экспансии в регион. В начале 1880-х годов, когда Орден Бекташи еще рос, движение приняло решительный албанский националистический характер. Говорят, что здание на вершине южной вершины Томорра — небольшой круглый двенадцатигранный храм, окруженный каменной стеной, — было построено или перестроено в эти годы. [ 23 ] Бекташи связывали святыню со второй могилой ( тюрбе/тырбе ) легендарной фигуры Аббаса ибн Али ( албанский : Абаз Али ). Непроверенные источники утверждают, что его мавзолей существовал на горе Томорр с 17 века. [ 24 ]
каменная дервишия В 1908-1909 годах примерно в 100 метрах ниже тирба была построена двухкомнатная , но, согласно рассказу британского журналиста Джозефа Свайра, посетившего это место в 1930 году, весной 1914 года она была сожжена греческими вооруженными группами. Новый текке ( албанский : teqe/teqja ) был основан и построен в 1916 году на горе Кулмаку дервишем Ильязом Вержежей, в юго-восточной части хребта Томорр, чуть ниже старой дервишии . [ 25 ]
По мнению албанских бекташей начала ХХ века, текке был построен на месте древнего языческого храма. Гора Томорр, несомненно, была местом существования дохристианского культа, и местные жители, как христиане, так и мусульмане, поклонялись ей как горе, обладающей сверхъестественной силой, принося торжественные клятвы «Ему из Томорра» и «Клянусь Богом». Святой Томорра» и практикующие ритуальные жертвоприношения животных — задолго до того, как святыню Аббаса Али стали соотносить со священным местом. [ 26 ] Существует также устное предание о существовании там церкви Святой Марии; [ 27 ] однако на этом месте нет конкретных свидетельств существования какой-либо древней домусульманской святыни. [ 28 ]

Первым главой текке, судя по всему, был Баба Хаджи. В период с 1921 по 1925 год текке возглавлял Баба Али Томорри. Примерно в 1930 году в здании жили около пяти дервишей. [ 30 ]
Во время греко-итальянской войны (1940–1941) греческим войскам удалось продвинуться к итальянским позициям в этом регионе, и в начале апреля 1941 года сектор Томорри контролировали части Западно-Македонского армейского управления греческой армии. [ 31 ]
Сведения о текке в коммунистический период скудны. [ 32 ] После того, как коммунистическая диктатура отменила религию в 1967 году, паломничества прекратились до конца режима. Под предлогом того, что горная вершина была нужна вооруженным силам как стратегический военный объект, тюрбе и текке были разрушены в 1967 году. После падения коммунизма текке был реконструирован в 1992 году, а тирбе - в 2008 году. В настоящее время текке возглавляемый Бабой Шабаном. Число участников паломничества продолжает расти с каждым годом. [ 33 ]
Культ и паломничество
[ редактировать ]Гора Томорр является священным местом как для христиан , которые поднимаются на нее в день Успения (15 августа) в честь Девы Марии , так и для бекташей , которые чтят Аббаса ибн Али во время ежегодного паломничества 20–25 августа. [ 34 ]
Согласно традициям Ордена Бекташи — суфийской общины, базирующейся преимущественно в Албании , Аббас ибн Али ( албанский : Abaz Aliu ) отправился в Албанию на белом коне, чтобы спасти ее от варваров, и продолжает возвращаться на гору Томорр в Албании для пять дней (20-25 августа) каждый год, в течение которых приносятся в жертву животные и воздается должное Аббасу ибн Али. В течение этих пяти дней паломники-бекташи посещают Аббас Али Тюрбе , где, как полагают, хранятся останки Аббаса ибн Али. Тюрбе расположен на южной вершине горы Томорр, которая была построена в 1620 году . Мавзолей расположен рядом с текке Бекташи на горе Томорр, построенной в 1916 году. [ 35 ]
В другой легенде бекташей Хаджи Бекташ однажды увидел, как христианские паломники поднялись на гору Томорр 15 августа, в праздник Успения Девы Марии . В ответ он отправился к могиле Аббаса ибн Али в священном городе Кербела , где выкопал кость руки, принадлежавшую Аббасу ибн Али. Затем Хаджи Бекташ бросил кость руки на вершину горы Томорр, превратив таким образом гору во вторую священную могилу ( тюрбе ) Аббаса ибн Али. [ 35 ]
Культ горы Томорр можно найти в период Рилинджа в албанской литературе , когда такие авторы, как Константин Кристофориди , Наим бей Фрашери , Андон Зако Чаюпи , Асдрени , Хиле Моси и Ндре Мджеда , посвятили свои прозаические и поэтические произведения отцу Томору. [ 34 ] [ 36 ] Например, Наим Фрашери написал следующее стихотворение в своем сборнике стихов 1890 года Luletë e verësë («Летние цветы»): [ 35 ] [ 37 ]
Аббас Али зу Томоре,
приблизился к нам,
Албания не остается бедной,
Что Бог этого хотел.
Аббас Али захватил Томорр,
Он приехал к нам жить,
Албания больше не пострадала
Потому что Бог полюбил это.
Легенда
[ редактировать ]
В албанском фольклоре гора Томорр считается домом божеств. Более того, оно антропоморфизировано и считается само божеством, представленным в легендарной фигуре Бабы Томора , старого великана с длинной развевающейся белой бородой и четырьмя орлицами, парящими над ним и восседающими на его заснеженных склонах. [ 34 ] По мнению немецкого фольклориста Максимилиана Ламбертца , Баба Томор — это остаток иллирийского божества. [ 34 ]
Баба Томор взял Земную Красавицу себе в невесту. Она проводит дни со своей сестрой Морской Красавицей Э Букура э Детит, но когда наступает вечер, ветер, верный слуга Бабы Томора, уносит ее обратно на склон горы к нему. Гора Томор возвышается над городом Берат, который старик ревностно охраняет как свой любимый город. Напротив долины находится гора Шпираг, по склонам которой стекают бороздчатые потоки воды. Однажды, когда Баба Томор развлекался в постели с Земной Красавицей, Шпираг воспользовался моментом и двинулся вперед, чтобы захватить Берат. Четыре орла-хранителя вовремя разбудили Бабу Томора от сна. Узнав о тайных планах Шпирага, Баба Томор поднялся с постели. Его первой заботой была безопасность Земной Красоты, и поэтому он приказал Восточному Ветру отнести ее обратно в дом ее сестры. Затем Томор оседлал своего мула и отправился на битву со Шпирагом. Своей косой Томор ударил Шпирага, нанеся ему множество ран, которые сегодня можно увидеть по бороздам, бегущим по склону горы. Говорят, что след копыта мула Бабы Томора можно увидеть недалеко от деревни Синджа БР. Шпираг, со своей стороны, ударил Томора дубиной и оставил много ран на высокой горе, но был побежден. В конце концов два великана убили друг друга, а девушка утонула в слезах, которые превратились в реку Осум».
— Легенда о Бабе Томоре [ 34 ]
![]() |
![]() |
![]() |
См. также
[ редактировать ]
Источники
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «ИНДИКАТОРЫ TREGUES SIPAS QARQEVE ПО ПРЕФЕКТУРАМ» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 24 июля 2011 г. Проверено 12 ноября 2010 г.
- ^ «Маха Э Томорит на Peakbagger.com» . Проверено 28 августа 2019 г.
- ^ Элси 2001 , стр. 252.
- ^ Jump up to: а б Боллобани и Уручи 2019 , с. 17.
- ^ «Территориальная стратегия» (PDF) . Planningi.gov.al (на албанском языке). п. 47.
- ^ Элси 2001 , стр. 252–253; Було 1997 , стр. 3–7.
- ^ Jump up to: а б Клейер 2017 , с. 127.
- ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 147.
- ^ Тойнби 1969 , с. 108.
- ^ Стефан Византийский, Ethnica : «Дексари, нация хаонцев, энгелийцам берегитесь, Экатей Европы. ὑπὸ Амирон ερος οκοῦν».
- ^ Хаммонд 1994 , с. 422–423; Хаммонд и Гриффит 1972 , с. 94; Кальянац 2010 , с. 56.
- ^ Хаммонд 1994 , с. 422–423; Хаммонд и Гриффит 1972 , с. 94; Кальянац 2010 , с. 56.
- ^ Кальянац 2010 , с. 56
- ^ Вибий Секвестр , О реках, источниках, озерах, лесах, народах, о которых упоминают поэты . «Горы», « 314 Томар, Македония, рядом с Аполлонией, в виду Дирраха».
- ^ Шрамм, Готфрид (1981). Завоеватели и поселенцы: географические названия как свидетели истории Юго-Восточной Европы первого тысячелетия нашей эры (на немецком языке). Хиерсеманн. п. 98. ИСБН 978-3-7772-8126-1 .
Также вполне возможно, что горы Томор в Албании, которые византийские авторы называют Тмёрос и далматинско-хорватским субстратным словом timor, представляют собой высокие горные скалы.
- ^ Виннифрит 2002 , с. 84.
- ^ Хапчик 2017 , с. 31.
- ^ Файн 1994 , с. 184.
- ^ Николь 2010 , с. 108: Албанцы в округе между Балагритой и Каниной подняли восстание, несмотря на привилегии, которые недавно даровал им император. Цитата (..) Балагрита лежала в районе горы Томор (Томорит) недалеко от Берата.
- ^ Jump up to: а б с Файн 1994 , с. 253
- ^ Jump up to: а б Оссвальд 2007 , с. 134.
- ^ Бабингер 1992 , с. 152.
- ^ Элси 2019 , с. 170; Клейер 2017 , стр. 127, 139.
- ^ Элси 2019 , с. 170; Було 1997 , стр. 3–7; Клейер 2017 , с. 127.
- ^ Элси 2019 , с. 235; Клейер 2017 , с. 127.
- ^ Элси 2019 , с. 169–170; Элси 2000 , с. 39; Хаслук 2015 , с. 180; Було 1997 , стр. 3–7; Клейер 2017 , стр. 139.
- ↑ Bulo 1997 , pp. 3–7.
- ^ Элси 2019 , стр. 169–170.
- ^ СПИСОК ПАМЯТНИКОВ: РАЙОН БЕРАТ (PDF) (на албанском языке). Институт памятников культуры – Министерство культуры. Архивировано из оригинала (PDF) 11 октября 2017 г. Проверено 19 октября 2020 г.
- ^ Элси 2019 , стр. 235.
- ^ Карр, Джон (2 июля 2013 г.). Оборона и падение Греции 1940-1941 гг . Перо и меч. п. 198. ИСБН 978-1-78159-181-9 .
- ^ Элси 2019 , стр. 236.
- ^ Элси 2019 , стр. 236–237.
- ^ Jump up to: а б с д и Элси 2001 , «Томор, Гора», стр. 252–254.
- ^ Jump up to: а б с Элси 2019 , стр. 274.
- ^ Тирта 2004 , с. 43.
- ^ Фрашери, Наим. Летние цветы . Бухарест: Знание, 1890.
Библиография
[ редактировать ]- Бабингер, Франц (1992), Мехмед Завоеватель и его время , Princeton University Press, ISBN 978-0-691-01078-6
- Боллобани, Эльвира; Уручи, Рудина (2019). «Геотуристический потенциал национального парка «Мали и Томоррит» » . Международный журнал геонаследия и парков . 7 (1). Elsevier BV от имени Пекинского педагогического университета: 15–23. дои : 10.1016/j.ijgeop.2019.03.001 .
- Було, Хорго (1997). «Святая гора Томорри. От языческого культа к романтическому мифу». Перла, ежеквартальный научно-культурный журнал (4). Тирана: 3-7.
- Клейер, Натали (2017). «Паломничество на гору Томор в Албании: меняющееся священное место в меняющемся обществе». В Цыпылме, Дариева; Каль, Теде ; Тончев, Святослава (ред.). Сакральность и мобильность на Кавказе и Юго-Восточной Европе . Издательство Австрийской академии наук. стр. 125–142. ISBN 978-3-7001-8099-9 .
- Элси, Роберт (2000). «Христианские святые Албании» . Балканистика . 13 (36): 35–57.
- Элси, Роберт (2001). Словарь албанской религии, мифологии и народной культуры . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN 978-0-8147-2214-5 .
- Элси, Роберт (2019). Албанские бекташи: история и культура ордена дервишей на Балканах . Издательство Блумсбери. ISBN 9781788315715 .
- Хорошо, Джон В.А. (1994). Позднесредневековые Балканы: критический обзор с конца двенадцатого века до османского завоевания . Издательство Мичиганского университета. ISBN 0-472-08260-4 .
- Хаммонд, Николас Джеффри Лемприер; Гриффит, Гай Томпсон (1972). История Македонии: историческая география и предыстория . Том. Я. Оксфорд, Великобритания: Clarendon Press. ISBN 9780198142942 .
- Хаммонд, ШФЛУ (1994). «9г. Иллирийцы и северо-западные греки». В Льюисе, Дэвид Малкольм; Бордман, Джон (ред.). Кембриджская древняя история, том 6: Четвертый век до нашей эры . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. стр. 422–443. ISBN 0-521-23348-8 .
- Хапчик, Деннис (2017). Болгарско-византийские войны за раннесредневековую балканскую гегемонию: посеребренные черепа и ослепленные армии . Спрингер. ISBN 978-3319562063 .
- Хаслук, Маргарет (2015). Неписаный закон в Албании . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781107586932 .
- Кальянац, Аднан (2010). Южбашич, Джевад; Катичич, Радослав; Куртович, Эсад; Говедарица, Благое (ред.). «Легенда о Кадме и проблема происхождения энгелеев» (PDF) . Ежегодник/Ярбух . 39 . Сараево: Академия наук и искусств Боснии и Герцеговины: 53–79. ISSN 2232-7770 .
- Красники, Шенси (2014). «Паломничество по горам Косово». Святилища, культура, искусство, паломничество, паломничество, журнал «Пейзажи и люди» . ISSN 2183-3184 .
- Мэллори, JP; Адамс, DQ (1997). Энциклопедия индоевропейской культуры . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781884964985 .
- Никол, Дональд МакГилливрей (2010), Эпирский деспотат 1267–1479: вклад в историю Греции в средние века , Cambridge University Press, ISBN 978-0-521-13089-9
- Оссвальд, Брендан (2007). «Этнический состав средневекового Эпира» . В Эллисе, Стивен Г.; Клюсакова, Луда (ред.). Воображение границ, оспаривание идентичностей . Пиза: Edizioni Plus – Издательство Пизанского университета. стр. 125–154. ISBN 978-88-8492-466-7 .
- Тирта, Марк (2004). Петрит Бежани (ред.). Мифология албанцев (на албанском языке). Тирана: Учитель. ISBN 99927-938-9-9 .
- Тойнби, Арнольд Джозеф (1969). Некоторые проблемы греческой истории . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-215249-7 .
- Виннифрит, Том (2002). Бесплодные земли, пограничные земли: история Северного Эпира/Южной Албании . Дакворт. ISBN 978-0-7156-3201-7 .