Jump to content

СМИ в Черногории

(Перенаправлено из СМИ в Черногории )

Под средствами массовой информации в Черногории понимаются средства массовой информации, базирующиеся в Черногории . Телевидение, журналы и газеты управляются как государственными, так и коммерческими корпорациями, которые зависят от доходов от рекламы , подписки и других доходов, связанных с продажами. Конституция Черногории гарантирует свободу слова.Как страна с переходной экономикой , система СМИ Черногории находится в процессе трансформации.

Первая радиостанция на Балканах и в Юго-Восточной Европе была основана в Черногории после открытия передатчика, расположенного на холме Волуйица недалеко от Бара. князем Николой I Петровичем-Негошем 3 августа 1904 года Радио Цетинье начало вещание 27 ноября 1944 года. а в 1949 году было образовано «Радио Титоград». В 1990 году оно изменило свое название на Radio Crna Gora .

была установлена ​​первая телевизионная антенна В 1957 году на горе Ловчен . Ему удалось получить фотографии из Италии . РТВ «Титоград» было основано в 1963 году для производства оригинальных телевизионных программ и позже стало называться РТКГ. Первой трансляцией TVCG в Белграде была программа новостей в 1964 году.

Законодательная база

[ редактировать ]

Законодательная база Черногории считается хорошо структурированной и формально имеет довольно высокий уровень защиты СМИ. [1] : 19  Конституция и закон гарантируют свободу слова и печати . Ограничения оправданы только для защиты прав других лиц на достоинство, репутацию и честь или по соображениям общественной морали и национальной безопасности. Закон предусматривает уголовную ответственность за разжигание ненависти и нетерпимости по национальному, расовому и религиозному признаку, и на этих основаниях были уголовные преследования. [2] В ноябре 2014 года нарушение закона о разжигании ненависти стало причиной возможного запрета на распространение СМИ. [3]

Другие соответствующие законы, касающиеся свободы СМИ и свободы прессы в Черногории, включают Закон об общественном вещании Черногории, [4] Закон о СМИ, Закон об электронных СМИ и Закон о доступе к информации. Более того, Закон о выборах предусматривает обязанность коммерческих СМИ, а также радио и телевидения Черногории гарантировать равную видимость всем кандидатам. Однако их реализация остается непоследовательной. [1] : 19 

Издания могут создаваться без согласования и подлежат только регистрации в органах власти. Вещателям необходимо получить лицензию. [1] : 19  Отдельные лица могут критиковать правительство публично или в частном порядке без каких-либо репрессий. После отмены в 2011 году закона об уголовной ответственности за клевету парламент принял закон об амнистии для помилования лиц, осужденных за клевету и оскорбление . [2] Тем не менее, по-прежнему остается невыполненная работа по рассмотрению дел. [3] Право на ответ и право на исправление ; цензура запрещена. Учреждения должны гарантировать право граждан на доступ к информации . [1] : 19 

Конституция и закон запрещают произвольное вмешательство в частную жизнь, семью, жилище или переписку без одобрения суда или юридической необходимости, а также запрещают полиции обыскивать жилище или проводить секретные операции или операции по наблюдению без ордера. Правительство в целом соблюдает запреты, касающиеся физического обыска и обыска имущества, но менее соблюдает требования к конфиденциальности в цифровой форме . [2]

Закон требует, чтобы Агентство национальной безопасности получило разрешение суда на прослушивание телефонных разговоров , но, как сообщается, власти ненадлежащим образом используют прослушивание телефонных разговоров и слежку против оппозиционных партий, международного сообщества, НПО и других групп, не имеющих соответствующих юридических полномочий. НПО «Альтернатива» заявила, что в течение 2011 года НАНБ осуществляло тайное наблюдение и сбор данных в отношении 113 человек. НПО заявили, что полиция и прокуратура незаконно отслеживают электронные коммуникации граждан и не отчитываются о том, сколько людей или интернет-адресов они контролируют. [2]

Конституция гарантирует право на доступ к информации , а Закон о свободе информации 2005 года дает журналистам и гражданам право требовать раскрытия информации. Тем не менее, исполнительная власть по-прежнему опасается раскрывать информацию о предполагаемых случаях коррупции , и было зарегистрировано несколько случаев, когда власти не соблюдали сроки, определенные в законе. [1] : 19  Регуляторам СМИ не хватает финансовой независимости и возможностей мониторинга. [3]

Агентство электронных средств массовой информации (AEM) и Агентство электронных коммуникаций и почты (EKIP) являются двумя регулирующими органами, наделенными широкими задачами в этом секторе. Несмотря на то, что обе организации определены как независимые регулирующие органы, они подверглись обвинениям в том, что они не являются полностью независимыми, что является результатом вмешательства политиков в эти два органа из-за долгов. [1] : 19 

Статус и саморегулирование журналистов

[ редактировать ]

Законодательство Черногории не содержит юридического определения журналиста. Любое лицо, производящее информацию для средств массовой информации, считается журналистом, будь то по контракту или внештатно. Для журналистов отсутствуют гарантии трудоустройства, а часть их зарплаты редакторы часто переводят тайно, чтобы избежать бухгалтерского учета и налогов. Средняя валовая заработная плата составляла около 500 евро в месяц (средняя чистая заработная плата составляла 475 евро за миллион), а для начального уровня она могла достигать 200 евро в месяц. [5]

Нападения на журналистов и средства массовой информации также часты, и безнаказанность вызывает беспокойство. , не найдена Ответственность за убийство в 2003 году Душко Йовановича , бывшего главного редактора ежедневной газеты « Дан» . Туфик Софтич , журналист Vijesti и Monitor, был ранен взрывным устройством, сработавшим перед его домом в августе 2013 года. [1] : 22 

Профсоюзное движение находится на подъеме после создания в 2013 году профсоюза работников СМИ, входящего в Национальную ассоциацию свободных профсоюзов. [1] : 22 

Кодекс журналистской этики 2002 года устарел, особенно в отношении онлайн-контента. [1] : 22  Создание системы саморегулирования уже давно застопорилось. [3] В марте 2012 года представители 19 печатных и электронных СМИ сформировали медиасовет по саморегулированию. Однако некоторые из наиболее влиятельных СМИ отказались присоединиться к тому, что они назвали чрезмерно проправительственной группой. Они указали, что сформируют отдельный механизм саморегулирования. Группа небольших местных СМИ из северного региона страны создала собственный совет саморегулирования. [2]

Только три органа саморегулирования в стране считаются действующими: Совет саморегулирования СМИ, Совет саморегулирования местной прессы и Омбудсмен TV Vijesti, созданный в 2013 году. [6] Первым из них поручено публиковать отчеты и принимать решения по апелляциям. Он также выступает в качестве посредника между СМИ и недовольными клиентами, даже если соответствующие СМИ не входят в число его членов (хотя это противоречит принципу саморегулирования). Наблюдатели выявили в ее работе случаи политической предвзятости. [1] : 22 

Профессионализм среди журналистов не получил широкого распространения. Этические принципы часто нарушаются, например, с точки зрения презумпции невиновности, результатов судебных разбирательств, вводящих в заблуждение названий и дискредитации конкурентов. Сообщения СМИ редко бывают сбалансированными. [1] : 22 

Журналисты имеют право на защиту своих источников, хотя это не признается Кодексом журналистской этики. Привилегии журналистов также часто не соблюдаются государственными органами. В 2012 году государственный прокурор попросил главного редактора «Дана» раскрыть свои источники о возможных случаях коррупции в ранее принадлежавшей государству телекоммуникационной компании во время суда по делу о разглашении государственной тайны . [1] : 23 

Медиа-среда

[ редактировать ]

Черногория имеет разнообразную медиа-среду для небольшой страны: около 24 телевизионных станций, 54 радиостанций, 5 ежедневных печатных изданий, 3 еженедельника и 30 ежемесячных журналов. [3]

Общественный вещатель

[ редактировать ]

Общественной вещательной организацией в Черногории является государственное Радио и Телевидение Черногории (RTCG/РТЦГ), в состав которого входят Радио Черногории и Телевидение Черногории . RTCG является полноправным членом Европейского вещательного союза с момента обретения страной независимости в 2006 году. Деятельность RTCG регулируется Законом о государственных радиодиффузионных службах, требующим, чтобы она служила интересам всех граждан Черногории, независимо от их политических, религиозных, культурных, расовая или гендерная принадлежность. [1] : 20 

RTCG управляется Советом из 9 членов, которые являются экспертами, предложенными организациями гражданского общества и назначенными Парламентом простым большинством голосов. Совет RTCG назначает генерального директора RTCG и защищает общественные интересы. Хотя процедура выдвижения должна гарантировать независимость Совета, тот факт, что некоторые из номинирующих организаций получают государственное финансирование, заставил ОБСЕ и Совет Европы выразить обеспокоенность по поводу отсутствия у них независимости от правительственной коалиции. [7]

Многие считают, что RTCG зависит от правительства. [8] особенно после якобы политически мотивированных увольнений журналистов в 2011 году.РТКГ не платит лицензионных сборов за вещание и финансируется непосредственно из государственного бюджета (1,2% бюджета), а также за счет доходов от рекламы (за ограниченное эфирное время) и доходов от продаж. В последнее время ее финансы были в затруднении, и в 2012 году она оказалась на грани банкротства, что еще больше поставило под угрозу ее независимость. [1] : 20  Финансовая жизнеспособность RTCG часто находится под угрозой и во многом зависит от правительства как основного источника финансирования. Сумма долга RTCG (2,4 миллиона евро) была покрыта из государственного бюджета в 2014 году. [3]

Медиарынок

[ редактировать ]

Электронные СМИ должны информировать национального регулятора (АЕМ) о своей структуре собственности. Тем не менее, не существует никаких требований о раскрытии информации для общественности, которая, таким образом, часто не осведомлена о реальных структурах собственности. Информация о собственности иностранных организаций, управляющих черногорскими СМИ, также не предоставляется. [1] : 21 

СМИ в Черногории финансируются за счет доходов от рекламы, продажи собственной продукции и других источников. Средства государственной помощи могут распределяться в соответствии с Законом о средствах массовой информации на производство образовательных, культурных средств массовой информации или средств массовой информации, посвященных меньшинствам. Назначенная правительством Комиссия по контролю за государственной помощью не обнаружила нарушений в распределении таких субсидий в 2012 году. [1] : 21 

Государственная реклама распространяется без четких критериев, и это вызывает обеспокоенность. В 2012 году 89% средств министерств на рекламу в прессе было передано ежедневной газете Pobjeda , контрольный пакет которой принадлежит государству. Закон о государственных закупках не применяется должным образом к рекламным услугам, а данные отсутствуют на официальном веб-портале. [1] : 21 

Финансовый кризис сильно ударил по черногорским СМИ, ухудшив экономическую жизнеспособность частных СМИ. IN TV , ранее вевший самую просматриваемую новостную программу, закрылся в 2012 году. Его журналисты до сих пор судятся за взыскание причитающихся платежей. Другим средствам массовой информации национальный регулятор AEM по-прежнему разрешает работать, несмотря на их долговую ситуацию, что вызывает обеспокоенность по поводу фаворитизма и политического давления. Наименее развитый Север особенно пострадал от последствий кризиса для медиаиндустрии. [1] : 21 

Большое количество средств массовой информации на таком небольшом рынке, как рынок Черногории, ставит под угрозу их жизнеспособность и устойчивость. Это особенно справедливо для электронных средств массовой информации, у которых более высокие производственные затраты и которым приходится платить за вещание. [5] Считается, что тяжелые финансовые условия способствуют самоцензуре. [1] : 21 

Процесс приватизации государственных и местных администраций СМИ, начавшийся в 2003 году, продвигается медленно. Национальную ежедневную газету Pobjeda пришлось приватизировать к 2014 году, но из-за отсутствия заинтересованных инвесторов она оставалась в основном государственной собственностью. [1] : 21  Миноритарная доля газеты также предположительно была связана с Дарко Шарича . мафиозной бандой [9] Иностранные СМИ считаются более критичными по отношению к правительству, что способствует плюрализму медиапанорамы в Черногории. Тем не менее, рынок остается довольно непривлекательным для иностранных инвесторов. Считается, что правительство особенно вмешивается в дела национальной телекомпании RTCG. [8] но также частное телевидение Pink M обвиняют в служении интересам правящей коалиции. [1] : 21 

[ редактировать ]

Печатная пресса в Черногории использует как латиницу, так и кириллицу, а также сербский и черногорский языки. Ежедневные газеты в Черногории включают Blic Черногория (на латинском языке сербско- ), Dnevne Novine (на латинице черногорском ), Dan (на кириллице сербской ), Pobjeda (на черногорском латыни ) и Vijesti (на черногорском латыни ) .Периодические издания включают Monitor (еженедельно на латыни черногорском ) и Magazin BIT (ежемесячно на латыни черногорском ).Местные газеты и газеты меньшинств включают Pljevaljske Novine ( Плевля ) и Koha Javore (Подгорица, на албанском языке ). PCnen ( Prve crnogorske elektronske novine ) — главное интернет-СМИ.Информационное агентство Черногории – Черногорское информационное агентство (МИНА).

Проправительственная газета «Побьеда» была полностью приватизирована в ноябре 2014 года в соответствии с законом 2002 года, требующим от государства продажи ее акций, после того как в июле 2014 года она обанкротилась, несмотря на крупные государственные субсидии на рекламу. Новый владелец, Media Nea , греческий бизнесмен Петрос Статис , планировал объединить ее с другой газетой «Дневне Новине» , уволив половину сотрудников и создав новую редакцию. [3]

Издательский

[ редактировать ]

была Типография Црноевича или Обода первой типографией в Юго-Восточной Европе ; объект действовал между 1493 и 1496 годами в Цетинье , Зета . [10]

Радиовещание

[ редактировать ]

В Черногории действуют 14 местных общественных радиостанций и более 40 частных радиостанций. Финансируемая государством национальная радио- и телекомпания управляет двумя радиосетями: Radio Crne Gore и Radio 98 ; [11] Другими радиостанциями с общенациональным покрытием являются Atlas Radio , Montena Radio , ProFM, Radio Antena M Radio Crne Gore , Radio Svetigora и Русское радио (Русское радио).

Телевещание

[ редактировать ]

В Черногории действуют 4 государственных и около 20 частных телеканалов, а также 1 спутниковый телеканал. Другие частные телевизионные станции в основном освещают крупные города Черногории.

Финансируемая государством национальная радио- и телекомпания Radio Television of Черногории (RTCG) управляет двумя наземными телевизионными сетями: TVCG 1 для новостей и внутреннего производства и TVCG 2 для спорта и развлечений. TVCG Sat транслируется на Австралию и Новую Зеландию через спутник. [11] Оппоненты правительства утверждают, что, несмотря на некоторые улучшения, RTCG по-прежнему контролируется правящими политическими структурами и что общественный вещатель явно поддерживает правительство в своих программах и репортажах. [2]

Частными телеканалами с общенациональным покрытием являются RTV Atlas , TV Vijesti , Pink M , Prva crnogorska televizija , NTV Montena и MBC . Бывшие каналы включают Elmag RTV , IN TV и Pro TV .

Местные телеканалы включают RTV APR ( Рожае ), RTV Nikšić ( Никшич ), TV Budva ( Будва ), RTV Panorama ( Плевля ), TV Teuta ( Улцинь , с освещением в Баре и Подгорице ) и TV BOiN ( Тузи , охватывающий Улцинь и Подгорицу). Подгорица тоже).

Учитывая, что в Черногории проживает около 600 000 человек, в Черногории появилось множество выдающихся кинорежиссеров и актеров, в том числе Душан Вукотич , первый югославский лауреат премии «Оскар» (в категории короткометражных анимационных фильмов в 1961 году), Велько Булаич и Живко Николич .

Телекоммуникации

[ редактировать ]

В Черногории используется 163 000 фиксированных телефонных линий, предоставленных компаниями T-Com Черногория (принадлежит Crnogorski Telekom ) и MTEL (принадлежит Telekom Srbija ). [ нужна ссылка ] .

Мобильная телефония пережила бум с 1,1 миллиона линий. [11] предоставляется тремя операторами GSM : Telenor Черногория (принадлежит Telenor ), T-Mobile Черногория (принадлежит Crnogorski Telekom) и m:tel (принадлежит Telekom Srbija ). Услуги 3G были представлены в 2007 году.В 2013 году Черногория с показателем 178% занимала второе место по уровню проникновения мобильной сотовой связи в Европе , уступая только России , и занимала 9-е место в мире. [12]

Интернет

[ редактировать ]

В 2012 году в Черногории было 373 655 интернет-пользователей, или 56,8% населения. [13] [14]

Интернет-услуги предоставляют Crnogorski Telekom ( коммутируемый доступ и ADSL ), M-Kabl ( DOCSIS ) и MTEL ( WiMAX ). [ нужна ссылка ] ADSL стал доступен в Черногории в 2005 году.

Никаких государственных ограничений на доступ в Интернет не существует. Пока в марте 2011 года не было приказано прекратить это делать, один из основных интернет-провайдеров страны предоставлял полиции прямой доступ ко всем формам связи, передаваемым на его серверах. Неизвестно, использовали ли власти этот доступ для мониторинга электронной почты Интернета , веб-сайтов или чатов . Нет никаких доказательств того, что правительство собирает или раскрывает личную информацию о людях на основании мирного выражения ими политических, религиозных или идеологических взглядов или убеждений. [2]


Владение СМИ

[ редактировать ]

Прозрачность собственности СМИ

[ редактировать ]

Прозрачность собственности СМИ означает доступность общественности точной, полной и актуальной информации о структурах собственности СМИ. Правовой режим, гарантирующий прозрачность собственности СМИ, позволяет общественности, а также органам СМИ узнать, кто эффективно владеет, контролирует и влияет на СМИ, а также влияние СМИ на политические партии или государственные органы. Прозрачность собственности СМИ в Черногории недостаточна и плохо регулируется. [15] Это одна из причин создания медиакластеров, поляризующих медиасистему в стране. [15] где широко распространено мнение, что структуры собственности СМИ скрывают истинную личность людей и интересы, вовлеченные в медиасцену. [16]

В целом, законы о СМИ содержат лишь косвенные положения о прозрачности собственности, которые относятся только к сектору печатных СМИ. Таким образом, вопрос прозрачности собственности СМИ не рассматривается ни в одном отдельном законе, касающемся СМИ. [17] Печатные СМИ регистрируются в реестре, который ведет Министерство культуры, но такой реестр, который также содержит данные о структуре собственности, не является общедоступным, и лишь частичные данные доступны через Центральный реестр коммерческих предприятий Налоговой службы. [15] Более того, эксперты общественности и средств массовой информации ставят под сомнение качество общедоступной информации, утверждая, что она не относится к реальным владельцам и не дает полной картины о структурах собственности. [18] По мнению медиа-аналитиков, для электронных СМИ необходимо принять специальное положение о прозрачности собственности СМИ. [15]

Концентрация собственности СМИ и плюрализм СМИ

[ редактировать ]

не существует незаконной концентрации СМИ . Согласно положениям действующего законодательства, на медиарынке Черногории [19] Однако на практике существующие антимонопольные меры и правила по концентрации СМИ слабы и недостаточны. [19] Это приводит к «созданию медиакластеров, которые глубоко поляризуют медиасцену в стране». Такие кластеры организованы вокруг единой редакционной линии, которая может как поддерживать, так и противостоять правящему режиму, и используются политическими силами для пропаганды своих политических программ и очернения своих оппонентов. В таком поляризованном контексте обе стороны создали сеть находящихся в совместном владении . СМИ, [19]

Медийный ландшафт Черногории характеризуется обширным и разнообразным набором средств массовой информации, а именно шестью национальными телеканалами, 56 радиостанциями, четырьмя национальными газетами, одним политическим журналом и несколькими выпусками сербских ежедневных газет и таблоидов, которые лишь по видимости выражают плюралистические взгляды. своей аудитории. [19]

Этим событиям способствовали следующие факторы: отсутствие правил прозрачности собственности СМИ , государственной рекламы, задержка приватизации государственных СМИ, низкая эффективность регулирующих органов в сферах финансирования СМИ, рекламы и рыночной конкуренции . В 2014 году, когда налоговая администрация впервые обнародовала финансовые данные медиакомпаний, выяснилось, что на таком перенасыщенном рынке лишь немногие СМИ способны поддерживать свою деятельность. Такие компании создаются либо государством, либо через несколько рекламных компаний, имеющих политические и деловые связи и контролирующих основные сегменты доходов от рекламы на рынке. [19]

Меры, принятые для предотвращения концентрации СМИ, имели ограниченный эффект, поскольку они не смогли гарантировать, что новости и кампании, проводимые подключенными СМИ, не контролируются из единого центра. Сектор онлайн-СМИ является областью, где потенциально может возникнуть концентрация, поскольку не существует регулирования, регулирующего деятельность этих средств массовой информации. [19]

Владение СМИ

[ редактировать ]

В Черногории процесс приватизации СМИ завершился в 2014 году с более чем десятилетней задержкой. Структура собственности СМИ в Черногории изменилась от модели, поддерживаемой донорами, разработанной в процессе демократизации СМИ в конце 1990-х годов, к более ориентированной на интересы медиа-бизнес-модели, в которой доминирует иностранный капитал. В 2015 году два из четырех национальных телеканалов принадлежат иностранным компаниям; Что касается ежедневных газет, то только одна из четырех имела местных владельцев. [19]

Регулирование собственности СМИ
[ редактировать ]

Правила владения СМИ установлены в Законе о СМИ (2002 г.). [20] Основная цель такого закона заключалась в регулировании передачи государственных средств массовой информации их новым частным владельцам. На практике этот процесс занял на десятилетие больше, чем ожидалось. Что касается концентрации СМИ, то регулирование в отношении печатных СМИ отсутствует. По мнению экспертов Обсерватории СМИ Юго-Восточной Европы, это представляет собой «серьезную проблему». [19] Сторонники отвергнутого законопроекта, касающегося проблемы концентрации, опасались, что без конкретных положений один владелец может владеть всеми ежедневными газетами Черногории. Фактически, с 2014 года две из четырех ежедневных газет Черногории принадлежат одним и тем же людям. [19]

Чтобы предотвратить создание монополий, Закон об электронных СМИ (2010 г.) [21] запрещает вещательной компании с национальным покрытием владеть более 25 процентами акций другой национальной вещательной компании или более 10 процентами акций информационного агентства или ежедневного печатного издания с тиражом более 3000 экземпляров. Регулирующий орган, то есть Агентство электронных СМИ, несколько раз эффективно вмешивался, чтобы предотвратить незаконную концентрацию СМИ. [19] Однако, поскольку закон распространяется в первую очередь на сектор цифровых медиа, положение, ограничивающее одновременное владение двумя или более печатными СМИ, никогда не было введено в законодательство. Дело стало актуальным в 2014 году, когда одна и та же компания стала владельцем двух ежедневных газет. [19] Нерегулируемый рынок онлайн-СМИ оставляет дополнительные возможности для концентрации медиавласти. Например, вышеупомянутый владелец двух ежедневных газет стал также владельцем двух влиятельных новостных веб-порталов. [19]

Чтобы выполнить правила концентрации, введенные Законом об электронных СМИ в 2010 году, владельцам пришлось передать свои акции. Во многих случаях эта передача происходила от собственников к их родственникам, сотрудникам и другим связанным лицам, при этом собственники сохраняли свое управленческое положение. Эксперты утверждают, что "если целью закона было ограничение чрезмерного контроля над СМИ, то эффективность этих правил сомнительна". [19]

Медиарынок

[ редактировать ]

Что касается сектора вещания, в Черногории есть шесть национальных телеканалов, в том числе два канала общественного вещания ( TVCG1 и TVCG2 ). Небольшой размер медиа-рынка Черногории ограничивает возможные медиапредприятия, особенно в секторе вещания, где эксплуатационные расходы высоки. Многие местные СМИ, начавшие свою деятельность в эпоху демократизации в конце 1990-х и 2000-х годах, обанкротились. Многие другие обратились к иностранным инвесторам. [19]

Еще одной особенностью черногорского рынка вещания являются инвестиции сербских медиакомпаний, которые без языковых барьеров предлагали на черногорский рынок программы и контент, произведенные в Сербии. [19]

По данным Обсерватории СМИ Юго-Восточной Европы, конкуренция между основными телеканалами не привела к повышению качества контента и не может считаться справедливой. [19]

Что касается печатного сектора, то он характеризуется редакционной поляризацией сторонников и противников правительства, в соответствии со структурой собственности, которая аналогична структуре собственности на телевизионном рынке. Наиболее важные печатные СМИ принадлежат известным людям, «чья оппозиционная редакционная политика конкурирует с иностранными медиакомпаниями, близкими к правительству». [19] 2011 год ознаменовал выход греческого капитала на медиарынок Черногории через стартап-компанию Media Nea . [19] Например, в 2014 году греческая компания Media Nea , которая уже владела Dnevne novine , купила газету Pobjeda , бывшее государственное СМИ, которое в 2007-2009 годах претерпело несколько неудачных попыток приватизации. У греческих инвесторов не было четких деловых интересов в результате приобретения Pobjeda . [19] Их основные деловые интересы в Черногории лежат в туристическом секторе. По данным Обсерватории СМИ Юго-Восточной Европы, такие приобретения Греции «обеспечили продолжение благоприятной редакционной политики для их партнеров в правительстве». [19]

Что касается онлайн-СМИ - самого молодого медиа-рынка, который за последние годы значительно расширился, с точки зрения собственности он связан с традиционными, печатными СМИ, предоставляя им новые интерактивные пространства для привлечения большей аудитории. Кроме того, рынок онлайн-медиа практически не регулируется, и не существует конкретных правил владения. Они упоминаются в Законе об электронных СМИ (2010 г.), но, по данным Агентства электронных СМИ, закон четко не определяет сферу его юрисдикции. Агентство приступило к разработке подзаконных актов, призванных прояснить этот вопрос. [19]

Рекламные агентства

[ редактировать ]

На рынке медиабаинга в Черногории полностью доминируют иностранные агентства, в большинстве случаев аффилированные с сербскими компаниями. Эксперты утверждают, что это ставит сербские СМИ в Черногории в выгодное положение. [19] Эта структура собственности также актуальна, поскольку она потенциально может повлиять на клиентелистские отношения между сербскими СМИ и правительством Черногории, где первые имеют преимущество в виде благоприятной деловой среды благодаря слабости правовых положений и в пользу контента, подтверждающего постановление. повестка дня партии. [19] Эти связи приводят к укреплению политических отношений между нынешними политическими режимами обеих стран. Например, сербский таблоид Informed , вышедший на медиа-рынок Черногории, имеет тесные связи как с сербскими, так и с премьер-министрами Черногории, а именно с Вучичем в Сербии и Джукановичем в Черногории. [19] Контроль и влияние на одну часть лояльных СМИ, а также враждебное обращение с теми, кто занимает противоположные позиции, подверглись критике в докладе Хьюман Райтс Вотч за 2015 год . [19]

Цензура и свобода СМИ

[ редактировать ]

В 2015 году Freedom House оценил Черногорию как «частично свободную» с общим баллом 39. [3] Организация зафиксировала сохранение враждебной официальной риторики и серьезные физические нападения на журналистов, чьи расследования и преследования лишь в редких случаях приводили к осуждению. [3]

В Черногории репортажам часто не хватает объективности и профессионализма, а большая часть журналистики ведется в стиле таблоидов. [3]

Финансовое положение СМИ тяжелое. Журналистам недоплачивают, и их вынуждают к предвзятому освещению событий. Кризис взял свое: по данным союзов СМИ, с 2011 года было уволено около 500 журналистов. [3]

Медиа-ландшафт в Черногории глубоко и широко политизирован. Можно проследить резкое разделение между СМИ, поддерживающими правительство, и теми, кто его критикует. Эта тенденция усилилась в последние годы. Есть несколько попыток снизить влияние некоторых СМИ на общественную сферу Черногории. «Жесткая» цензура проявляется также в применении насилия в отношении журналистов, см., например, убийство главного редактора ежедневной газеты « Дан» Душко Явановича в 2014 году, которое по состоянию на 2016 год остается нераскрытым, как и большинство нападений на журналистов и собственность СМИ, что приводит к самоцензуре среди работников СМИ. [19]

Гораздо более распространенным в последние годы является мягкая цензура , определяемая как косвенное, «часто финансовое давление, направленное на ослабление потенциала и даже угрозу жизнеспособности» средств массовой информации, особенно тех, которые критикуют правительство и правящую партию. [19] В частности, под мягкой цензурой понимаются попытки правительства влиять на средства массовой информации посредством различных форм давления, без использования юридических запретов, открытой цензуры контента или физических нападений на журналистов. [19] Существует как минимум три формы мягкой цензуры: злоупотребление государственными средствами; злоупотребления регулирующими и инспекционными органами, а также давление со стороны юристов. [19] [22] В Черногории мягкая цензура осуществляется главным образом посредством финансового давления, то есть путем распределения рекламных услуг государственными учреждениями избранным средствам массовой информации, выборочного распределения субсидий и других государственных средств, платного контента и т.п. [19]

Согласно отчету Всемирной ассоциации газет и издателей за 2015 год , в Черногории государственные учреждения пытаются манипулировать средствами массовой информации и влиять на редакционную политику и контент путем избирательного и непрозрачного распределения средств. [19] Кроме того, отсутствие прозрачности в финансировании государственных СМИ и собственности на них еще больше открывает для официальных лиц возможности использовать СМИ в партийных целях. [19]

Законодательная база Черногории не содержит конкретных положений о выделении государственного финансирования СМИ. Ни одно учреждение не несет ответственности за мониторинг расходования и распределения таких средств. [19] Информация и общедоступные данные о государственных расходах на рекламу и других формах государственных средств, финансирующих средства массовой информации, отсутствуют. [19] Это открывает возможности для вмешательства государства в работу черногорских СМИ. [19]

Нападения и угрозы в адрес журналистов

[ редактировать ]

Об угрозах и нападениях на журналистов, как словесных, так и физических, сообщается постоянно и является источником самоцензуры . Многие дела остаются открытыми, и обвинительные приговоры являются исключением. В 2012 году была создана новая правительственная комиссия (с мандатом сроком на один год с возможностью продления) для надзора за расследованиями насильственных преступлений против журналистов. [3] В период с 2004 по 2014 год ему было поручено расследовать 14 громких дел, в том числе: [23] : 24 

  • Дело об убийстве Душко Йовановича , издателя и редактора журнала Dan , в 2004 году было возобновлено в феврале 2014 года.
  • Взрыв в 2013 году дома журналиста газеты Vijesti Туфика Софтича.
  • В результате взрыва перед в зданием Vijesti Vijesti в июле 2011 года, августе 2011 года и феврале 2014 года, остаются нераскрытыми. декабре 2013 года двум подозреваемым были предъявлены обвинения в июле 2014 года. Предыдущие нападения, в том числе поджоги четырех автомобилей

За последние годы произошло еще несколько громких случаев нападений и угроз в адрес журналистов.

  • Оливера Лакич подвергся физическому нападению 7 марта 2012 года; преступник был приговорен к девяти месяцам лишения свободы за насильственное нападение, но его мотивы не были расследованы. Лакич подвергался нескольким угрозам после расследования дела о незаконном производстве сигарет в Мойковаце . [23] : 25 
  • В декабре 2013 года журналисту общественного телевидения Дарко Ивановичу угрожали, и его машина была повреждена после того, как он опубликовал репортаж о приватизации. Власти назначили ему трехмесячную охрану и предъявили мужчине обвинение, но только в грабеже. Позже мужчина признался, что полиция дала ему 5 евро и гамбургер за признание в совершении преступления. Позже обвинения были сняты. [23] : 26–27 
  • В январе 2014 года Лидия Никчевич, репортер газеты «Дан» , была избита бейсбольной битой в Никшиче . В декабре 2014 года за нападение пять человек были приговорены к срокам от 11 до 15 месяцев. [23] : 27 
  • автомобиль, принадлежавший Vijesti в пятый раз был подожжен 13 февраля 2014 года в Подгорице . [24]

Местная неправительственная организация Human Rights Action (HRA) зафиксировала 20 случаев нападений и преследований против черногорских журналистов в период с 2010 по начало 2014 года, обо всех из них было заявлено в полицию. [25] HRA сообщила, что прокуроры, как правило, предъявляют преступникам обвинения в менее серьезных преступлениях, а судьи приговаривают их к минимальным срокам, не говоря уже о том, что они не расследуют их мотивы. [23] : 25 

В отчете Европейской комиссии по Черногории за 2014 год содержатся слова обеспокоенности по поводу возможности того, что старые и нераскрытые дела о насилии против журналистов могут вскоре превысить срок давности. Он также призвал исполнительную власть воздерживаться от заявлений, которые «могут быть расценены как запугивание» – таких как заявление Джукановича в марте 2014 года о том, что он «будет бороться со всеми видами мафии, включая медиамафию». [3]

Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дунья Миятович отметила, что неспособность расследовать нападения на журналистов в Черногории «посылает сигнал о безнаказанности». [23] : 26  По мнению HRW, отсутствие прогресса в расследовании старых дел «помогает сохранять среду, в которой журналисты все еще не чувствуют уверенности в том, что власти жестко отреагируют на преступления, совершенные против работников СМИ». [23] : 28 

Политическое вмешательство

[ редактировать ]

На содержание влияют деловые и политические интересы владельцев СМИ. Те СМИ, которые критикуют правительство, не получают рекламных мест от государственных министерств и государственных организаций. Независимые журналисты по-прежнему сталкиваются с давлением со стороны бизнес-лидеров и правительственных чиновников, которые зачастую проявляют явный фаворитизм по отношению к поддерживающим их СМИ. Чиновники часто обвиняют журналистов, расследующих коррупцию, в «стремлении нанести вред государству». [3]

Государственная помощь и финансирование рекламы являются для правительства самыми простыми способами оказания давления на СМИ. В отчете ЕС о ходе работы в Черногории за 2013 год отмечалось, что их управление было незаконным и могло поставить под угрозу конкуренцию СМИ. В 2013 году 91% всей государственной рекламы пришлось на государственную ежедневную газету Pobjeda . [23] : 40 

Гражданские иски о клевете

[ редактировать ]

Газетам по-прежнему угрожают гражданские дела о возмещении ущерба. Независимым СМИ Vijesti , Dan и Monitor были предъявлены иски и оштрафованы на тысячи евро за «оскорбление» премьер-министра Мило Джукановича и его семьи. [3] Система правосудия по-прежнему недостаточно подготовлена ​​к рассмотрению дел, связанных со СМИ, поскольку судебные разбирательства идут медленно, расследования неадекватны, а судьи неподготовлены. [3]

Законодательство Черногории возлагает на средства массовой информации ответственность за заведомую или неосторожную публикацию ложных фактов. [26] Журналисты сообщают об использовании властями гражданской клеветы в целях политического вмешательства. [23] : 48 

  • Еженедельник «Монитор» получил шесть судебных исков, находящихся на рассмотрении, в том числе один от сестры премьер-министра Аны Коларевич после того, как они расследовали ее роль в приватизации компании TLC. Коларевич подал в суд на Monitor , Dan и Vijesti на 100 000 евро (обычные иски составляют 10 000 евро). Суд первой инстанции оправдал «Монитора» , однако апелляционный суд отправил дело на новое рассмотрение. [23] : 48 
  • Оппозиционная газета «Дан» , по словам ее главного редактора, «борется с судебными исками», сообщив, что заплатила более 200 000 евро, в основном Джукановичу и его окружению, включая Ану Коларевич. В конце 2012 года на счету Дэна находились иски на сумму 2 миллиона евро, в том числе иск Джукановича на 1 миллион евро от 2007 года. [23] : 48 


Клеветнические кампании

[ редактировать ]

По данным HRW, Monitor , Дэн и Виджести, похоже, находятся под «постоянным шквалом критики» со стороны проправительственных СМИ. Вместо этого государственная газета "Победа" , похоже, продвигает линию правительства и дискредитирует критиков - вплоть до того, что регулярно называет редактора " Монитора " "проституткой". Дарко Иванович, представитель общественного телевидения, был очернен таблоидами и проправительственными СМИ, в том числе TV Pink , после того, как рассказал, как полиция пыталась обвинить человека в нападении на его машину: «Это целая система параллельных реальностей, созданная дискредитировать журналистов. [23] : 58–59 

Премьер-министр Черногории Мило Джуканович имеет опыт нападок на критикующих журналистов и средства массовой информации, называя их «медийной мафией», заявляя, что они связаны с организованной преступностью, и называя их «крысами», «монстрами», «врагами государства». ". [23] : 39 

В ноябре 2013 года региональная конференция журналистов, открытая Джукановичем, включала выставку, на которой были показаны первые полосы трех ежедневных газет Черногории как примеры «плохой» журналистики, представленные как враги государства, подрывающие верховенство закона путем манипулирования общественным мнением в стране. Боснийская журналистка подверглась угрозам и оскорблениям со стороны проправительственных черногорских СМИ после того, как она опубликовала критическую статью о конференции, а позже подверглась личному преследованию, когда она вернулась в Боснию. [23] : 39–40 

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Эльда Броги, Алина Добрева и Пьер Луиджи Парку, « Свобода СМИ на Западных Балканах », исследование для Подкомитета Европейского парламента по правам человека, октябрь 2014 г., EXPO/B/DROI/2013/16
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г «Черногория» , «Отчеты о соблюдении прав человека в странах за 2012 год» , Бюро демократии, прав человека и труда, Государственный департамент США, 22 марта 2013 г. Проверено 30 января 2014 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Freedom House, Отчет о свободе прессы - Черногория. Архивировано 6 декабря 2017 г. в Wayback Machine 2015 г.
  4. ^ Закон об общественном вещании Черногории.
  5. ^ Jump up to: а б IREX (2013), Европа и Евразия. Индекс устойчивости СМИ 2013: Черногория. Архивировано 23 декабря 2015 г. в Wayback Machine . Подгорица.
  6. ^ Вукович, Драголюб Душко (2013), Мониторинг органов журналистского саморегулирования в Черногории - Первый отчет (сентябрь 2012 г. - март 2013 г.) . Подгорица: HRA (Действие за права человека), Черногория.
  7. ^ ОБСЕ, ПАСЕ (2013 г.), Черногория, президентские выборы, 7 апреля 2013 г.: Заявление о предварительных выводах и заключениях . Подгорица: ОБСЕ, ПАСЕ.
  8. ^ Jump up to: а б AIM и методология исследования (2012), Взгляды граждан на свободу СМИ в Черногории. Отчет .
  9. ^ Дойчинович, Стеван (2011), Бизнес Шарича со СМИ . Центр журналистских расследований CINS Сербии.
  10. ^ Фредерик Бернард Синглтон (1985). Краткая история югославских народов . Издательство Кембриджского университета. стр. 30 –. ISBN  978-0-521-27485-2 . Проверено 24 июля 2011 г.
  11. ^ Jump up to: а б с «Communications: Черногория» , World Factbook , Центральное разведывательное управление США, 15 января 2014 г. Дата обращения 30 января 2014 г.
  12. ^ «Россия и Черногория лидируют по проникновению мобильной связи в Европе» , Telecom Paper, 10 сентября 2013 г. Проверено 30 января 2014 г.
  13. ^ Рассчитано с использованием уровня проникновения и данных о населении из «Страны и территории, ранжированные по населению: 2012 г.» , Данные о населении, Международные программы, Бюро переписи населения США, получены 26 июня 2013 г.
  14. ^ «Процент лиц, использующих Интернет в 2000–2012 гг.» , Международный союз электросвязи (Женева), июнь 2013 г., получено 22 июня 2013 г.
  15. ^ Jump up to: а б с д Даниэла Бркич (ноябрь 2015 г.). «Владение и финансирование СМИ в Черногории. Слабое обеспечение регулирования и сохранение контроля над СМИ» (PDF) (Честность СМИ имеет значение). Юго-Восточноевропейская обсерватория СМИ . Проверено 11 января 2017 г. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  16. ^ «Свобода прессы 2015. Черногория» . Freedomhouse.org . Дом Свободы. 2015. Архивировано из оригинала 6 декабря 2017 года . Проверено 11 января 2017 г.
  17. ^ «Черногория». Владение СМИ и его влияние на независимость и плюрализм СМИ (PDF) . Любляна, Словения: Институт мира, Институт современных социальных и политических исследований. 2004 . Проверено 11 января 2017 г.
  18. ^ «Черногория» (PDF) . IREX (Индекс устойчивости СМИ Европы и Евразии, 2016 г.). 2016 . Проверено 11 января 2017 г.
  19. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть Пектович, Бранка (2015). «Владение и финансирование СМИ в Черногории. Слабое соблюдение регулирования и сохранение контроля над СМИ». Целостность СМИ имеет значение (PDF) . Любляна, Словения: Институт мира, Институт современных социальных и политических исследований.
  20. ^ «Закон о СМИ» . Проверено 5 апреля 2017 г.
  21. ^ «Закон об электронных СМИ» (PDF) . Статья19.org . 2009 . Проверено 5 апреля 2017 г.
  22. ^ «Растущая угроза мягкой цензуры. Документ о косвенных ограничениях свободы слова во всем мире» (PDF) . Фонд «Открытое общество». Правовая инициатива . 2005 . Проверено 30 апреля 2017 г. .
  23. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Хьюман Райтс Вотч , « Трудная профессия. Свобода СМИ под угрозой на Западных Балканах ». июль 2015 г., 978-1-6231-32576.
  24. ^ Парламентская ассамблея Совета Европы , Защита свободы СМИ в Европе . Архивировано 2 июля 2016 г. в Wayback Machine . Справочный отчет, подготовленный г-ном Уильямом Хорсли, специальным представителем по свободе СМИ Ассоциации европейских журналистов.
  25. ^ Действия по правам человека, Преследование за нападения на журналистов в Черногории , 2014 г.
  26. ^ Ст. 20 Закона о СМИ 2002 г., ст. 205 и 206 Гражданского кодекса Черногории.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e8505798a9d4d6ca094c736f7aa14dcb__1720040400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e8/cb/e8505798a9d4d6ca094c736f7aa14dcb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mass media in Montenegro - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)