Хабиб Фэй
Хабиб Фэй | |
---|---|
Рожденный | 1965/11/22 |
Умер | 2018/04/25 |
Род занятий | Басист, клавишник, гитарист и солист |
Известный | Музыкальный руководитель |
Хабиб Фай (22 ноября 1965 г. - 25 апреля 2018 г.) [ 1 ] [ 2 ] был басистом, клавишником, гитаристом, аранжировщиком, композитором и продюсером из Сенегала , номинированным на Грэмми . Он был наиболее известен как музыкальный руководитель Юссу Ндура de Dakar Super Étoile . Он был одним из самых талантливых африканских басистов последней четверти века.
Он играл на бас-гитаре и продюсировал музыку для Super Etoile с 1984 года. Считалось, что он взял в руки бас-гитару, когда ему было 13 лет, но начал свои музыкальные изыскания в возрасте девяти лет благодаря своему старшему брату Вье Мак Фэй, который сам опытный гитарист. Другие его братья тоже музыканты. Ламин Фэй - один из самых популярных и уважаемых гитаристов Сенегала, долгое время был участником Super Diamono , прежде чем ушел, чтобы сформировать свою собственную группу Lemzo Diamono в 1991 году. Считается Адама Фэй, умерший в 2005 году. как один из пионеров игры на клавишных инструментах в Сенегале. Он был одним из основателей Super Diamono, а также играл ключевые роли в Super Etoile еще в 1980-х годах. Братья Фэй во многом очень похожи на Wooten Brothers , хотя они никогда не создавали группу.
Super Etoile — одна из лучших концертных групп Африки, они гастролируют по всему миру уже почти три десятилетия. Фактически, в ноябре 2007 года музыкальный критик Роберт Кристгау » NPR заявил в программе «Все песни , что, по его мнению, группа Юссу Н'Дура - лучшая концертная группа в мире. Хабиб Фэй называет мировое турне Amnesty International «Human Rights Now» в 1988 году, возможно, самым плодотворным периодом его карьеры в качестве музыканта. Он говорит, что это позволило ему вырасти как басисту, поскольку ему удалось разделить сцену с музыкальными иконами, такими как Питер Гэбриэл , Стинг , Трейси Чепмен и Брюс Спрингстин . Также в середине этого тура был записан альбом The Lion, в котором участвовал Питер Гэбриэл. Позже Габриэль пригласит Хабиба присоединиться к нему для записи других его собственных пластинок.
В 1996 году Микки Харт нанял его для исполнения басовых партий на своем альбоме Mystery Box [1] . Резюме Хабиба Фэйя также включает в себя игру вместе с широким кругом артистов, таких как Ману Катче , Мохтар Самба , Джо Завинул , Пако Сери , Жилберто Хиль , Чет Аткинс , Марк Нопфлер , Брэнфорд Марсалис , Пуги Белл , Дэвид Сансиус , Лайонел Луке , Таня Сент-Вэл , Жакоб Деварио , Дэвид Сэнборн (Бразилия) , Карлиньюс Браун , и это лишь некоторые из них. Он продюсировал альбомы самых продаваемых артистов Сенегала, таких как Вивиан Ндур и Кине Лам.
В Сенегале Фэй считался настоящим гением, поскольку он вывел бас-гитару на совершенно новый уровень в этой западноафриканской стране. Он был одним из басистов Сенегала, который выдвинул бас на передний план и сделал его инструментом, с которым нужно считаться. Песня «Bekoor» из альбома Badou Юссу Н'Дура 1984 года является эталоном для многих сенегальских басистов. Он продюсировал практически все альбомы Youssou N'Dour с 1984 года, включая знаменитый The Guide 1994 года . Помимо многолетнего опыта выступлений, продюсирования и гастролей с Super Etoile, он участвовал во многих музыкальных проектах в Сенегале, работая с местными артистами. Последним стал Абду Гите Сек , бывший вокалист Wock, который сейчас занимается сольной карьерой. Его последний альбом планируется выпустить позднее в этом году.
Сила Хабиба – в его универсальности. Он вырос в среде, где музыка не имела границ. Его родители выросли, танцуя сальсу и рок-н-ролл. Он также вырос, наблюдая, как его старшие братья экспериментировали с джазовым и блюзовым звучанием. Он может играть практически в любом стиле, от самого традиционного мбалакса (преобладающий музыкальный стиль Сенегала) до крутого фанка, не говоря уже об афробите и джазе.
Harmattan, первая группа, которую он основал, была одним из хедлайнеров Международного джазового фестиваля в Сенегале в 1998 году , одного из самых известных джазовых фестивалей в Африке. В последние годы Хабиб сосредоточился на новой афро-джазовой группе, которую он время от времени собирал, Habib Faye Quartet, часто меняя состав.
Что касается его музыкальной философии, он объяснил, что не пытается конкурировать с джазовыми музыкантами или создавать чистый джаз, а пытается объединить два разных мира, то есть богатство африканского звучания и мир джаза. Он вывел смесь африканской музыки и джаза на новый уровень, добавив традиционные африканские инструменты, такие как кора , сабар , тама и менее известные. Поскольку африканская музыка очень ориентирована на ударные инструменты, Хабиб разработал технику, при которой его часто можно услышать, играя ударные партии на своем басу. Это делает его звучание гораздо более ритмичным и характерным. Его марка Mbalax , которую можно услышать на большинстве альбомов Youssou N'Dour, особенно выпущенных на сенегальском рынке, выдвигает на первый план ударную игру на басу. Тем самым он придал больше силы вышеупомянутым африканским традиционным инструментам. Его эксперименты завершились выпуском концертного альбома, доступного только в Сенегале, «Специальная дань уважения Жако Пасториусу» , Live at «Central Park» Dakar. На альбоме вы можете услышать, как он вновь обращается к некоторым из самых известных строк Жако во время его выступления. Годы выпуска Weather Report , добавляющие к нему африканский оттенок.
Музыкальное мастерство Хабиба Фая не ограничивалось басом; он также был опытным клавишником. Его можно услышать играющим на клавишном басу в бесчисленных мелодиях Super Étoile. Он был одним из лучших клавишных басистов. Он был пионером игры на маримбе в сенегальской музыке, и сейчас это самый популярный стиль в Сенегале. Как ни парадоксально, он думал, что продюсеры застряли на этом и, похоже, не хотели искать дальше. Его особенно беспокоило отсутствие творческого подхода со стороны некоторых сенегальских музыкальных руководителей. Не менее важной была его работа на гитаре. Все это было засвидетельствовано на DVD Юссу Н'Дура Live at Union Chapel [2], выпущенном в 2003 году.
В 2006 году Фэй прилетела в Нью-Йорк, чтобы работать с Анжеликой Киджо над ее последним альбомом Djin Djin [3] , выпущенным 1 мая 2007 года. На веб-сайте Кидджо он назван «сенегальским бас-гигантом». Джин Джин , получивший премию Грэмми в 2008 году, включает в себя множество звезд, в том числе Алисию Киз , Питера Гэбриэла , Карлоса Сантану , Джоша Гробана и Брэнфорда Марсалиса. Фэй гастролировала с Kidjo, и недавно они выступили на джазовом фестивале Северного моря в Нидерландах.
В марте 2008 года Фэй продолжил свои джазовые эксперименты, пригласив в Дакар Лайонела Луке , гитариста Херби Хэнкока , и Мохтара Самбу, одного из ведущих барабанщиков Африки, на серию афро-джазовых концертов. Акт получил название «Магическое трио».
Хабиб поддержал бас-гитары De Gier [4] в июле 2008 года. Голландский производитель гитар назвал его на своем веб-сайте «потрясающим басистом».
Хабиб Фэй работал над своим дебютным альбомом, выпуск которого первоначально планировался на 2009 год, но все еще находился в работе.
В среду, 25 апреля 2018 года, он умер в возрасте 52 лет в Париже, где лечился от легочной инфекции. [ 3 ] Его смерть потрясла всю его родную страну Сенегал и музыкальный мир. Это вынудило Юссу Ндура отменить свой концерт в Кигали и улететь домой вместе с остальными участниками Super Etoile, чтобы отдать дань уважения своему павшему брату.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дженни Кэткарт, «Записки из Африки: Вспоминая Хабиба Фэя». Архивировано 12 мая 2018 г. в Wayback Machine , Unbound, 8 мая 2018 г.
- ^ "Хабиб ФАЙЕ с участием Юссу НДУР - YAAKAR" . Ютуб, 25 апреля 2018 г.
- ^ «Умер сенегальский музыкант Хабиб Фэй» , Jeune Afrique , 25 апреля 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Дженни Кэткарт, «Записки из Африки: Вспоминая Хабиба Фая». Архивировано 12 мая 2018 г. в Wayback Machine , Unbound, 8 мая 2018 г.