Jump to content

Возраст (инструмент)

Его возраст
Струнный инструмент
Классификация Малийский струнный инструмент с 21 струной.
Классификация Хорнбостеля – Сакса 323-5
(Акустические инструменты, у которых резонатор является неотъемлемой частью инструмента, в котором плоскость струн лежит под прямым углом к ​​звуковому столу; линия, соединяющая нижние концы струн, будет перпендикулярна грифу. У них есть надрезанные мосты озвучены голыми пальцами )
Развитый 16 век
Диапазон игры
Традиционный ассортимент коры
Связанные инструменты
арфа , грави-хор , хор , цимбалы , нгони , болон
Музыканты
Тумани Диабате , Джалиба Куяте , Баллаке Сиссоко , Сона Джобарте , Фоде Муса Сусо , Секу Кейта , Тубаб Креве , Жак Буртен , Альхаджи Бай Конте и сыновья Дембо и Шеррифо , Мори Канте , Сидики Джобарте, Альхаджи Маламини Джобарте, отец Пабоди Табоди, Дендинг, Десант Джобарте, Лало кеба Драме Джобарте, Мусса Куяте
Звуковой образец

Кора 𝐀 ( мандинг : kɔra языки [1] ) — струнный инструмент, широко используемый в Западной Африке. [2] Кора обычно имеет 21 струну, на которой играют пальцами. Он сочетает в себе черты лютни и арфы .

Описание

[ редактировать ]

Кора сделана из тыквы, разрезанной пополам и покрытой коровьей шкурой, чтобы получился резонатор с длинным грифом из твердой древесины. Кожа поддерживается двумя ручками, которые проходят под ней. У него 21 струна, каждая из которых играет отдельную ноту. Эти струны поддерживаются двойным отдельно стоящим мостом с надрезом . [3] Кора не подходит ни к одной категории музыкальных инструментов , а скорее к нескольким, и ее следует отнести к категории «двумостовая арфа-лютня». Струны располагаются в два ряда, что характерно для двойной арфы . Они не заканчиваются декой, а вместо этого удерживаются в выемках на мосту, что классифицирует его как мостовую арфу. Струны берут начало от струнного рычага или грифа и пересекают мост, напрямую поддерживаемый резонирующей камерой, что также делает ее лютней.

Звук коры напоминает звук арфы, хотя при игре в традиционном стиле он напоминает гитару, на которой играют в технике фламенко или дельта-блюза, когда обеими руками выщипывают полиритмические узоры (оставшимися пальцами закрепляют инструмент, удерживая его). ручные стойки по обе стороны от струн). риффы остинато («кумбенго») и импровизированные сольные партии Опытные музыканты одновременно исполняют («бириминтинго»).

Игроки на коре традиционно происходят из семей джали (также из племен мандинка ), которые являются традиционными историками, специалистами по генеалогии и рассказчиками, передающими свои навыки своим потомкам. Хотя на нем играют в Гвинее , Гвинее-Бисау , Мали и Сенегале , инструмент был впервые обнаружен в Гамбии . В то время как жители соседней Гвинеи, как известно, носили лютню, сенегальские гриоты были известны как носители ручного барабана, известного как «сабар». Большинство западноафриканских музыкантов предпочитают термин «джали» французскому слову «гриот». «Джали» означает что-то похожее на «барда» или устного историка.

Традиционные коры состоят из одиннадцати струн, на которых играет левая рука, и десяти – правой. Современные коры, изготовленные в регионе Казаманс на юге Сенегала, иногда имеют дополнительные басовые струны, добавляя до четырех струн к традиционным 21. [4] Струны традиционно делались из тонких полосок шкуры, например коровьей или антилопы. Сегодня большинство струн изготавливаются из арфы или нейлоновой лески. [5] иногда сплетаются вместе, чтобы получить более толстые нити.

Жизненно важным аксессуаром в прошлом была ньэнмэмо, листовидная пластина из жести или латуни с проволочными петлями, продетыми по краям. Прижатый к мосту, [6] [ сомнительно обсудить ] или верхний конец шеи [7] он издавал приятные звуки, служа усилителем, поскольку звук хорошо распространялся на открытом воздухе. В сегодняшних условиях игроки обычно предпочитают или нуждаются в электронном датчике . [6]

Перемещая консо (систему кожаных колец) вверх и вниз по шее, игрок на коре может перенастроить инструмент на одну из четырех семинотных гамм. Эти гаммы близки по настройке к западным мажорным , минорным и лидийским ладам. [8] [9]

Кора (мостовая арфа или щипковая арфа-лютня) из музея Зала Святой Сесилии, Эдинбург
Кора (мостовая арфа или щипковая арфа-лютня) из музея Зала Святой Сесилии , Эдинбург

В 1300-х годах путешественник Ибн Баттута упомянул, что женщины, сопровождавшие Дугу на выступлении, несли луки, которые они щипали. Он не упомянул количество струн, но это ясно указывает на существование арфовых инструментов в Мали 14 века и может быть самым ранним письменным упоминанием коры. Кора имеет форму лука с тыквой, аналогично описанию Ибн Баттуты, но Баттута не вдавался в подробности об инструментах, чтобы их можно было идентифицировать. Самая ранняя европейская ссылка на кору в западной литературе содержится в «Путешествиях по внутренним районам Африки » (1799) шотландца Мунго Парка . Наиболее вероятный сценарий, основанный на устной традиции мандинка , предполагает, что происхождение кора в конечном итоге может быть связано с Джали Мади Фулинг Сиссоко, спустя некоторое время после основания Каабу в 16 веке. [ нужна ссылка ]

Кора упоминается в государственном гимне Сенегала « Pincez tous vos koras, frappez les balafons ».

В настоящее время коры все чаще изготавливаются с колками гитарных машин вместо традиционных консо (кожаных колец). Преимущество в том, что их гораздо легче настраивать. Недостаток этой конструкции заключается в том, что эта конструкция ограничивает диапазон настройки инструмента, поскольку длина струны более фиксирована, а для поднятия звука гораздо больше, чем на тон, необходимы более легкие струны. Научиться настраивать традиционную кору, возможно, так же сложно, как научиться играть на ней, и многие туристы, очарованные звуком в Западной Африке, покупают коры, а затем оказываются неспособными поддерживать ее настройку, когда оказываются дома, относя ее к статус орнамента. [ нужна ссылка ] Корас можно переоборудовать, заменив кожаные кольца на головки машин. Также используются деревянные колки и колки для арфы, но и те, и другие могут вызвать проблемы с настройкой во влажном климате, если они не сделаны с большим мастерством.

В конце 20-го века была разработана 25-струнная модель коры, однако ее переняли лишь несколько исполнителей, в основном в регионе Казаманс на юге Сенегала. Некоторые игроки на коре, такие как Секу Кейта , имеют коры с двойным горлышком, что позволяет им переключаться с одной настройки на другую за считанные секунды, что дает им повышенную гибкость.

Французские монахи-бенедиктинцы из аббатства Кеур Мусса в Сенегале (которые, возможно, были первыми, кто в конце семидесятых годов ввёл в употребление колки гитарных машин вместо кожаных колец) разработали метод обучения игре на инструменте, основанный на партитурах. Брат Доминик Катта, хормейстер аббатства Кеур Мусса, [10] был первым западным композитором, писавшим для коры (сольные произведения, а также дуэты с западными инструментами). [11]

Электрический инструмент, созданный по образцу коры (но сделанный в основном из металла), называемый гравикорд, был изобретен в конце 20 века мастером инструментов и музыкантом Робертом Грави. Он имеет 24 струны, настроен и играется иначе, чем кора. Другой инструмент, грави-кора , 21-струнный электроакустический инструмент, позже был разработан Робертом Грави специально для исполнителей на коре, которым нужен был современный инструмент. Его игра и настройка такие же, как и у традиционной коры. [12] Грави-кора была принята на вооружение такими игроками на коре, как Дэниел Беркман, [13] Жак Буртен , [14] и Фоде Муса Сусо , который использовал его в записях с джазовым новатором Херби Хэнкоком , [15] со своей группой Mandingo и на альбоме Сусо New World Power . [16]

Результаты

[ редактировать ]
Ноты для коры (фрагмент партитуры « Тысячи источников » для коры соло Жака Буртена).

являющаяся частью устной традиции Музыка для коры, Западной Африки, не писалась до 20 века. Этномузыкологи были единственными, кто записал некоторые традиционные арии обычным методом большого нотоносца, используя ключ G и F. ключ

Сегодня партитуры коры записываются на одном ключе G в соответствии с системой нотации Кеура Муссы. Эту систему обозначений для коры создал в конце 1970-х годов брат Доминик Катта , монах монастыря Кеур Мусса (Сенегал). Семь низких нот, которые следует писать на ключе F, заменяются арабскими или римскими цифрами и пишутся на ключе G.

Хотя джали по-прежнему сочиняют традиционным способом (без написания партитур), некоторые западные музыканты начали писать партитуры для коры и в начале 1980-х годов приняли систему нотации Кеур Мусса. Уже написано более 200 партитур для коры соло или коры и западных инструментов. Двумя известными западными композиторами, исполняющими кору, являются брат Доминик Катта. [17] и Жак Буртен [18] ( Франция ), написавшая большую часть этих партитур, хотя такие композиторы, как Кэрол Уэлле, [19] ( Канада ), брат Грегуар Филипп [20] (Монастырь Кёр Мусса) и сестра Клэр Мари Леду [21] (Франция) также представили свои оригинальные работы.

Дерек Гриппер ( Кейптаун, Южная Африка ) записал ряд западноафриканских композиций коры Тумани Диабате и других для исполнения на классической гитаре в западном стиле , а также исполнил некоторые из этих транскрипций на двух записях и на концертах с 2012 по 2017 год. [22]

Избранная дискография

[ редактировать ]

Африканские композиторы (устная традиция)

[ редактировать ]
  • Лучшее из Мали: Ancient Strings («Мали: Древние струны»), Сидики Диабате, Батуру Секу Куяте и Джелимади Сиссоко, Buda Music, 2000. Компакт-диск стал первым альбомом, изданным в были отцом Тумани Диабате Мамаду Сидики Они и Диабате. Тумани и Баллаке записали New Ancient Strings в 1999 году (Ганнибал) как дань уважения своим отцам.
  • Гамби: l'art de la kora , Джали Ньяма Сусо, под редакцией Родерика Найта, Ocora, 1996. Этот компакт-диск, впервые опубликованный в 1972 году, также представляет собой историческую запись.
  • Kora Melodies из Республики Гамбия, Западная Африка , Альхаджи Бай Конте , записано и спродюсировано Марком Д. Певаром; фотографии и заметки Марка и Сьюзен Певер. Раундер Рекордс 5001.
  • Джали Кунда - Гриоты Западной Африки и за ее пределами , Ellipsis Arts, 1996. Книга и компакт-диск под редакцией Фоде Мусы Сусо , продюсер Билл Ласвелл . Фотографии Даниэля Лене. Путешествие по традиционной музыке кора и три оригинальные встречи: кора и фортепиано («Весенний водопад» Фоде Мусы Сусо и Филипа Гласса ); кора и синтезаторы («Ланмбасы Дуб'», с Биллом Ласвеллом, бас, и Джеффом Бовой , синтезаторы); кора и саксофон («Самма», дуэт с джазовым саксофонистом Фароа Сандерсом ).
  • The Mandé Variations , Тумани Диабате, World Circuit, 2008. Спустя двадцать лет после своего первого компакт-диска Kaira (Ганнибал, 1988) - первого компакт-диска, когда-либо записанного с сольными произведениями коры без какой-либо песни, Тумани Диабате чередует традиционные пьесы на коре с кожаными кольцами. и собственные творения со специальной настройкой на коре с деревянными колышками.

Западные композиторы (письменная музыка)

[ редактировать ]
  • Quand renaît le matin , Abbaye de Keur Moussa , Art et Musique, 2007. Впервые опубликованный в 1991 году, этот альбом объединяет произведения, написанные и исполненные братом Домиником Каттой и Кэрол Уэлле: сольные пьесы для коры, песни с аккомпанементом коры и концерт для флейты и три коры. Существует также пьеса, написанная братом Грегуаром для трех кор, по-разному настроенная и исполненная одним музыкантом.
  • Le Jour des Merveilles , Жак Буртен , бокс-сет из 3 компакт-дисков, Bayard Musique, 2009. Пьесы для коры соло, дуэтов с виолончелью, альтом, гитарой и кото, сюиты для флейты, гитары и трех кор.

Известные игроки

[ редактировать ]
Мастер изготовления коры Алиу Сусо из Гамбии.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Фая Исмаэль Тольно (сентябрь 2011 г.). «Лингвистические исследования школы Нко» (PDF) . Далоу Кенде (на французском языке). Нет. 19. Канджамади. п. 7. Архивировано (PDF) из оригинала 31 августа 2021 года . Проверено 17 декабря 2020 г.
  2. ^ «Кора» . Архивировано из оригинала 8 июля 2007 г. Проверено 21 марта 2007 г.
  3. ^ Локенц, Харальд. « Конструкция прибора » . Западноафриканская музыка Кора и культура Джалии . Архивировано из оригинала 24 июня 2021 года . Проверено 21 июня 2021 г.
  4. ^ «Инструмент Кора – Музыка Кора» . www.kora-music.ml . Архивировано из оригинала 13 августа 2020 г. Проверено 6 апреля 2020 г.
  5. ^ Колдервуд, Эрик (18 августа 2009 г.). «Кора: Букварь» . www.pastemagazine.com . Архивировано из оригинала 10 августа 2019 года . Проверено 10 августа 2019 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б [1] [ мертвая ссылка ]
  7. ^ «Другие музыкальные инструменты – музыка Кора» . www.kora-music.ml . Архивировано из оригинала 10 августа 2019 г. Проверено 10 августа 2019 г.
  8. ^ «Тюнинг Коры» . Архивировано из оригинала 6 октября 2006 г. Проверено 17 октября 2006 г.
  9. ^ «Тюнинг Коры» . Архивировано из оригинала 11 ноября 2009 г. Проверено 18 мая 2009 г.
  10. ^ okejust-communication-72.fr, Эдем Оклоуви. «Аббатство Кеур Мусса в Сенегале и Франции 72» . Abbaye-keur-moussa.org . Архивировано из оригинала 31 октября 2018 года . Проверено 3 ноября 2018 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  11. ^ Сияющий свет - Кеур Мусса , Искусство и музыка, 2007; Сенегал, Месса и песни в монастыре Кеур Мусса , Арион , 2010 г.
  12. ^ Грави-кора на веб-сайте Гравикорда: http://www.gravikord.com/instrument.html#gradikord. Архивировано 7 февраля 2011 г. в Wayback Machine.
  13. ^ Калабаш Луна , Магнатун, 2005; Heartstrings , Magnatune, 2009. Видео (Дэниел Беркман о Gravikord, 1998). Архивировано 3 марта 2011 г. на Wayback Machine.
  14. ^ Le Chant de la Forêt (Песня леса) , сюита для коры, грави-коры, флейты и альта, Bayard Musique, 2008. Видео (импровизация Грави-коры Жака Буртена, 2010). Архивировано 14 ноября 2012 г. на сайте машина обратного пути
  15. ^ Деревенская жизнь , Колумбия, 1985; Джаз Африки , Полидор, 1987.
  16. ^ New World Power , продюсеры Билл Ласвелл и Фоде Муса Сусо, Island Records, 1990.
  17. ^ Избранные партитуры брата Доминика Катты: Банеху Лен , Сюита № 1 для кораса, 1983; Реки живой воды , Сюита № 2 для кор и песнопений , 1986; Из пустыни, отсюда и других мест , Airs de kora, 1988; Банеху Лен II , Сюита №3 для коры и флейты , 1990; Ритмическая псалтырь Кеур Мусса , 150 псалмов в сопровождении коры, 1996 г. (все партитуры изданы монастырем Кеур Мусса). Влиятельный «Прогрессивный метод изучения коры» брата Доминика Катты был опубликован в 1987 году монастырем Кеур Мусса.
  18. ^ Избранные партитуры Жака Бюртена: Une Rosée de Lumière , Девять пьес для коры, Monastère de Keur Moussa, 1988; Интерьер Le Chant / The Inner Song , Пьесы и сюиты для коры, Editions Studio SM, Париж , 1996; Внезапные радости , Работы для коры 1988-2010, Мари-Шанталь Фроман, редактор, Ле-Ман , 2010
  19. ^ Четыре партитуры Кэрол Уэлле были опубликованы в журнале Du Désert, d'ici et d'ailleurs (Monastère de Keur Moussa, 1988). Другие ее композиции записаны вместе с произведениями брата Катты. Смотрите дискографию.
  20. ^ Quand renaît le matin , Прелюдия для 3 кор и игрока на коре, написанная братом Грегуаром Филиппом, была опубликована в 1991 году монастырем Кеур Мусса.
  21. ^ Сестра Клэр Мари Леду сочиняла пьесы для сольной коры и песни в сопровождении коры. Их можно услышать на компакт-диске Une Rosée de Lumière - Saint François et Sainte Claire d'Assise Жака Бюртена и сестры Клэр Мари Леду, Studio SM, 1997.
  22. ^ «Дерек Гриппер: сольный акустический гитарист – африканский и современный – композитор и исполнитель» . Derekgripper.com . 2017. Архивировано из оригинала 14 октября 2017 года . Проверено 24 сентября 2017 г.
  23. ^ Веб-сайт Тумани Диабате «Тумани Диабате - Гриот - мэтр де кора - Бамако - Мали» . Архивировано из оригинала 7 февраля 2011 года . Проверено 31 января 2011 г. - Видео (Тумани Диабате играет Кантеловеса в El Real Acazar, Севилья, Испания). Архивировано 14 ноября 2012 г. на Wayback Machine.
  24. ^ «Аблай Сиссоко и Фолькер Гетце на MySpace Music — бесплатная потоковая передача MP3, изображений и музыки» . Архивировано из оригинала 24 июля 2010 г. Проверено 21 января 2009 г.
  25. ^ «ГРИОТ» . Griotmovie.com . Архивировано из оригинала 8 января 2019 года . Проверено 3 ноября 2018 г.
  26. ^ «Веб-хостинг WordPress с полным спектром услуг — PressHarbor» . Tasanacamara.blogharbor.com . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 3 ноября 2018 г.
  27. ^ "Дом" . Seckoukeita.com . Архивировано из оригинала 22 мая 2017 года . Проверено 3 ноября 2018 г.
  28. ^ "Дом" . сайт Guylene.com . Архивировано из оригинала 8 июня 2019 года . Проверено 3 ноября 2018 г.
  29. ^ «Адам Даути» . Архивировано из оригинала 27 апреля 2014 г. Проверено 26 апреля 2014 г.
  30. ^ Веб-сайт Жака Бёртена [2] Архивировано 6 сентября 2010 г. в Wayback Machine - Видео (Жак Бёртен играет Ballade de l'île d'Yeu ). Архивировано 14 ноября 2012 г. в Wayback Machine.
  31. ^ «Добро пожаловать в nginx!» . Laminsaho.tk . Архивировано из оригинала 12 сентября 2017 года . Проверено 3 ноября 2018 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Эрик Чарри, Музыка манде: традиционная и современная музыка манинка и мандинка Западной Африки , University of Chicago Press, 2000.
  • Усман Соу Хучард, Кора: объект-свидетель цивилизации Мандинг: эссе об органологическом анализе африканской арфы-лютни , Presses universitaire de Dakar, Дакар, 2000.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 26d20400809bf9a88bb269e3d191f552__1717738560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/26/52/26d20400809bf9a88bb269e3d191f552.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kora (instrument) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)